Реферат по предмету "Психология"


Психология развития личности

Содержание:
Введение…2
Многозначность понимания личности всовременной психологии ……… 2
Личность как «система мотивов»… 4
Личность как «самосознание»… 4
Личность как способность к творческимпроявлениям и творческим деяниям5
Личность с позиций системного подхода… 7
Заключение…7
Список использованной литературы… 8

Введение
Психология личности сталаэкспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Её становлениесвязано с именами таких учёных, как А.Ф. Лазурский, Р. Кеттел, Г. Олпорт,который выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический,философский, юридический, социологический, поведенческий и собственнопсихологический. В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началасьактивная дифференциация направлений исследований. В результате ко второйполовине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.
В психологической наукекатегория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность»не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, втом числе философией, социологией, педагогикой и др. В философии личность кактаковая не рассматривается. Ею надо стать. В социологии – личность –совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность – это автономная система,которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется всобственном мировоззрении личности, в её самосознании. Каждое из определенийличности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальнымиисследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобыего учесть при рассмотрении понятия «личность».

Многозначностьпонимания личности в современной психологии
В психологической наукеличностью называют не того человека, который существенно отличается от других,заметен и одарён, но любого человека с определённого возраста. Психология рассматриваетличность как психологическую характеристику человека, который вступает всоциальные связи и владеет речью. Научная психология называет личностьнекоторой целостностью, которая присуща человеку с определённого возраста ивозникает в ходе его взаимодействия с социальными условиями, с другими людьми.В психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений личностистолько же, сколько и попыток описать личность. Хотя понятие личности –проблема науки, однако, понять личность не означает логически определить. Навопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии ихответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется сложностьсамого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе,заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальныхприобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такиеособенности человека, генотипически или физиологически обусловлены, никак независят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчёркивается,что к числу личностных не относятся психологические качества человека,характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стильдеятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, вобществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являютсяболее или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека,определяя его значимые для людей поступки. Итак, что же такое личность?Личность-это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик,которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях иотношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека,имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность-этоцелостная организация психических свойств, сложившаяся у него в ходе усвоенияим общественного опыта и имеющая следующие признаки:
·          Человекобнаруживает себя как инициативный, активный представитель определённогосообщества, способный руководствоваться целями и интересами широкой общностилюдей.
·          Человекоказывается определённо ценным или вредоносным с позиций своей социальнойгруппы и, возможно, других групп, оказывается предметом определённой моральнойоценки.
·          Человек, будучисоциально типичным субъектом деятельности, проявляет себя виндивидуально-своеобразной форме поведения, поступков, деятельности, включая еёпроцессы и результаты.
Указанные признаки — общие проявления того, что мы называем личностью. Психология личности, какотрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построенияразличных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
·          Структура илиустойчивые качества в психологической реальности человека;
·          Мотивы ипотребности как источники индивидуальной активности;
·          Развитие личностиили возможности её качественного изменения под влиянием воздействия разныхфакторов;
·          Понятие о норме ипатологии психической реальности как обоснование возможностей воздействиячеловека на человека;
·          Понятие опсихическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственнойжизни.
В современнойпсихологической науке широко используются идеи о появлении и функционированииличностных качеств человека, разработанные З. Фрейдом, А. Маслоу, Э. Берном, К.Юнгом и многими другими авторами.
Давайте рассмотримпсихологическую сущность личности в табличном виде:ЧЕЛОВЕК Биологическое существо, наделённое сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир. Общественное (социальное) существо, способное понять себя и других людей, жить интересами блага для себя и других, удовлетворять духовные потребности. ЛИЧНОСТЬ Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности
Личностькак «система мотивов»
Мотив – это мысли,стремления, чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей,побуждающие его к деятельности. А вот, мотивацией называют процесс внутреннегоуправления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающихи направляющих, т. е определяющих поведение.
В психологии существуетнесколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотиврассматривают в следующих ракурсах:
1. Мотив как побуждение,потребность.
2. Мотив как цель,предмет удовлетворения потребности.
3. Мотив как намерение.
4. Мотив как свойстволичности.
5. Мотив как состояние.
6. Мотив какудовлетворённость.
Система мотивов или направленностьличности, определяет активность личности и избирательность её отношений кдействительности, особенности поведения и деятельности человека независимо отусловий данной среды.
Кроме мотивов Е.П. Ильинпредлагает ввести в поле направленности личности мотиваторы как психологическиефакторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающиепринятие человеком решения. Выделяют следующие группы мотиваторов:
— нравственный контроль(наличие нравственных принципов);
— предпочтения (интересы,склонности);
— внешняя ситуация;
— собственные возможности(знания, умения, качества);
— собственное состояние вданный момент;
— условия достижения цели(затраты усилий и времени);
— последствия своегодействия, поступка.
Совокупность мотивов,которые формируются и развиваются в течение жизни человека, называютмотивационной сферой личности. Мотивационная сфера личности являетсяобразованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональныеобразования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Р.С. Немов характеризуетмотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям,как широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферыпонимается качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций,потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов,потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационнаясфера. Гибкость мотивационной сферы характеризуется количеством разнообразныхсредств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность.Иерархизированность мотивационной сферы – это характеристика строенияорганизации мотивационной сферы, отражение в сознании человека значимости тойили иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций.
Личностькак «самосознание»
В психологической наукепринято следующее определение самосознания: «Совокупность психическихпроцессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъектадеятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себескладываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ«Я» — это не просто представление или понятие личности о самой себе, асоциальная установка, отношение личности к себе. Поэтому, как и в любойустановке, в образе «Я» можно выделить три компонента:
1.         познавательный –знание себя, самосознание.
2.         эмоционально-оценочный– ценностное отношение к себе.
3.         поведенческий –особенности регуляции собственного поведения.
Таким образом, самосознаниевыражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включаетоценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планироватьсобственные действия и поступки. Благодаря самосознанию человек может выделятьсебя и собственную жизнедеятельность. Самосознание отличает личность от другихпсихических индивидов. Обращённость на себя, способность сознавать себявозникает у человека во взаимодействии с другим человеком, культурой, обществом.
Проблема самосознаниячеловека чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я»,существующих на разных уровнях развития, в разных ракурсах. Все «Я» уживаются вчеловеке одновременно. И если одно из них преобладает над другими, то это можетотразиться на его личности.
В отечественнойпсихологии проблема самосознания рассматривается сквозь призму двух позиций. Содной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания вконтексте более общей проблемы личности. С другой стороны, раскрываются болееспециальные вопросы, прежде всего раскрывающие особенности самооценки и еёсвязь с оценками окружающих. Человек имеет те или иные представления о том,каким он был раньше, каким является сейчас, воображает себя в ближайшем иотносительно удалённом будущем. В ходе обретения опыта, в результате пережитыхуспехов, неудач знания человека о себе изменяются (пополняются, уточняются).Они — основа самоконтроля, саморегуляции поведения. Самосознание-это не просторазновидность знаний человека о себе, а психическая целостность, относительноустойчиво характеризующая данного человека и изменяющаяся в итоге егопоступков. Персонологический подход.
В качестве первостепенныхфакторов, этот подход выдвигает сознание и самосознание субъекта, актуализируяпроблему самореализации личности, личностного выбора, формирования творческойличности.
Личностькак способность к творческим проявлениям и творческим деяниям
Креативность – творческиеспособности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированиюпринципиально новых идей и входящие в структуру одарённости в качественезависимого фактора. Давайте проследим развитие креативности. Возраст 3-5 летявляется наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 летнаблюдается спад. Вообще Креативность является свойством, котороеактуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Формированиекреативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала намотивационно-личностном, затем на продуктивном уровне.
Творческие способности — это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новыхидей, открытий и изобретений.
Типы творчества:продуктивный, в процессе которого успешно решается любая поставленная проблема;собирает основную массу способных творить – 90%. Эвристический, означающийспособность решительно действовать в новой ситуации, т. е организовыватьпродуктивный процесс мышления. Люди, принадлежащие к этому типу, способны нетолько к решению поставленных задач, но и к открытию новых закономерностей.
Психологи выделяютнесколько особенностей людей, проявляющих творческие способности. Прежде всего– это высокий уровень независимости суждений. Творческий человек эклектичен,любознателен и постоянно стремится обледенить данные из различных отраслейзнаний. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого родачудных замыслов. Отсюда присущая творческим людям лёгкость генерирования идей.У творческих людей можно также выделить целостность восприятия, т. еспособность воспринимать действительность целиком, не дробя её. Также можноотметить и свёртывание знаний, стремление к использованию всё более ёмких винформационном отношении символов. Элементарные способности к творчеству есть увсех. Они только выражены по-разному – сильнее или слабее, по-разному сочетаютсямежду собой и с другими свойствами личности, что и создаёт неповторимыйтворческий почерк. Важную роль в творческой деятельности людей играют состояниясвоеобразного напряжения и подъёма духовных сил, творческого волнения человека.Творческие способности обеспечивают человеку возможность создаватьпринципиально новое. Эту возможность дают такие их компоненты как:
·          дивергентноемышление;
·          оперативность ума;
·          богатоевоображение;
·          гибкость мышленияи действий;
·          способностьрисковать;
·          высокие эстетическиеценности;
·          реалистическая «Я- концепция»;
·          развитая интуиция.
В познавательной сферетворческие способности проявляются через следующие характерные признаки:
-богатый словарный запас;
-перенос усвоеннойинформации в другие области;
-организация информации;
-чувственность кпротиворечиям;
-использованиеальтернатив при принятии решения;
-критичность мышления;
-высокая любознательность.
В эмоциональной сферетворческие способности проявляются через:
·          эмпатию;
·          толерантность кдругим мнениям и действиям;
·          склонность ксамоанализу;
·          чувство юмора;
·          соревновательность;
·          уверенность всвоих силах;
·          наличиевнутренней мотивации.
Исследования и практикапоказывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способностинадо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Общимиспособами стимулирования творческой активности являются:
1.                    обеспечениеблагоприятной атмосферы деятельности;
2.                    обогащениеокружающей среды разнообразными стимулами;
3.                    поощрениевысказывания оригинальных идей;
4.                    обеспечениевозможностей для упражнений в новой деятельности.
 
Личность спозиций системного подхода (системнодеятельностный)
В качестве исходнойпозиции изучения природной и социальной детерминации личности представителиэтого подхода опираются на теорию деятельности. Личность рассматривается каксистемное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостностиотношений. Формирование личности есть динамический процесс, осуществляющийсялишь при вхождении в цивилизацию. Личность – сверхчувственное системноекачество, формируемое в процессе социализации человека. Предпосылками еёформирования являются как принадлежность к человеческому роду, так и внешниеобстоятельства. В данном подходе осуществляется:
— чёткое разделениепонятий индивид и личность;
— выделение предметнойдеятельности как системно-образующего основания личности. Именно в деятельностиреализуются объективные общественные отношения человека;
— предлагается новаясхема детерминации личности, в которой индивидные свойства выступают какорганические предпосылки развития личности, общество служит источникомличностного развития, противоречия в системе предметной деятельности выступаюткак движущая сила развития личности. (А.Г. Асмолов)
Существуют самыеразнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причём сэтими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и вучебных пособиях. К числу структурных относят теории, для которых главнойпроблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощьюкоторых она должна описываться.

Заключение
Итак, современныепредставления о личности многообразны, однако все теории личности сходятся втом, что, во-первых, всех людей объединяет нечто общее, то, что можно назвать«сущностью человека», во-вторых, каждый человек, по-своему, более или менееудачно, реализует свою «сущность» на протяжении жизненного пути и, в-третьих,можно описать наиболее типичные способы функционирования личности.
Хотя в каждый моментвремени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назватьличностью, всё-таки более уместно говорить о личности как о процессе, а не орезультате.
Личность можнорассматривать в различных ракурсах: как система мотивов, как способность ктворческим деяниям, как биологическое существо, как самосознание и др.
«Личность – это формасуществования человека», — пишет Д.А. Леонтьев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.