Реферат по предмету "Психология"


Психология насильственной и неосторожной преступности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ
Дисциплина: Юридическая психология
Тема: Психология насильственной и неосторожной преступности

г. Орел, 2009

Личность насильственногопреступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающимпроблемы и недостатки трех основных сфер воспитания: семьи, школы ипроизводственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуетсяэгоцентризмом, стойким конфликтом с большинством представителей окружающейсреды, оправданием себя.
Алкоголь в такой группе, какправило, является катализатором, активизирующим преступную установку.
При системно-структурном подходек анализу генезиса отклоненного поведения установлено, что около 85%преступлений против личности совершается (гражданами), связанными с потерпевшимиродственными, интимными и другими отношениями, и преступление является конечнойфазой конфликта, возникшего в результате этих отношений.
Психологические исследованияличности потерпевшего и преступника дают возможность выявить подлинные мотивы ипричины конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления, т.е. осуществитьиндивидуальную профилактику.
Весьма актуальным дляпрофилактики насильственных правонарушений было бы осуществление наблюдения запсихическим состоянием эмоционально неустойчивых лиц (для выявления аффектов вскрытой форме) и коррекции этих состояний, осуществляемой специальнойпсихологической службой.
При выяснении механизмаобразования преступного умысла необходимо сочетать знание общих закономерностейпреступности с глубоким изучением личности преступника. Общественное лицолюбого человека во многом обусловлено содержанием его микросоциума. Психологическаяструктура этого микросоциума служит мощным катализатором индивидуальногоповедения. Характер поведения зависит от содержания соответствующих нормповедения окружающей среды.
Анализ микросоциума способствуетсоставлению объективной характеристики личности преступника: раскрывает уровеньсоциализации. Актуальными для криминальной психологии являются исследования такназываемых маргинальных личностей, основными характеристиками которых являетсявнутренняя социальная нестабильность. Для маргиналов характерна неспособностьдостаточно глубоко и полно освоить культурные традиции и выработатьсоответствующие социальные навыки поведения в той среде, в которую ониоказались внедрены: житель сельской «глубинки», вынужденный жить иработать в большом городе, взрослый человек, переселившийся в местность снезнакомыми ему традициями и обычаями и т.п. Маргинальная личность испытываетвысокое социальное напряжение и легко вступает в конфликт с окружающейсоциальной средой.
Преступление можно рассматриватькак отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальнойсредой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормальноговзаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией.
«Парные» конфликты, вкоторых принимают участие чаще всего соседи, знакомые по работе, родственники исупруги, как правило, связаны с психологической несовместимостью, неумением наладитьнормальные взаимоотношения, а реализация их в агрессивной форме объясняется низкимуровнем правосознания, морали, невоспитанностью и т.п.
«Групповые» конфликтыхарактерны для некоторых групп молодежи. Корни этих конфликтов связаны сотрицательными местными традициями и обычаями, а также слабой воспитательнойработой, незаполненным досугом и низкой правовой культурой части молодежи.
Следующий вид конфликтовсвязанс переносом локальной конфликтной ситуации на всю окружающую субъектасоциальную среду (иррадиация конфликта). Для данного вида конфликта характернонакопление напряжения (фрустрация), связанного с конфликтом в быту или наработе и перенос его (разрядка) на лиц, которые к первоначальной конфликтнойситуации никакого отношения не имели (случайные прохожие, соседи, супруги и т.п.).
Часто происходит «заражение»конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовыхбеспорядках. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивойпсихикой, низким правосознанием, низким уровнем общей культуры,легковозбудимых, склонных к конформизму, находящихся в толпе. Хулиганскиепроявления одного человека для таких лиц могут служить эмоциональным сигналом ипримером для подражания.
Толпа сама становится единойгромадной личностью и ведет себя так, как могла бы вести и миллионы лет назад. Спомощью ее специфических механизмов, частично сохранившихся до наших дней,предлюди выжили в борьбе за существование, ведь пратолпа — из-за отсутствиявторой сигнальной системы, сдерживающей эмоции и закрепляющей силу и скоростьдействия, — должна была отличаться от своего далекого потомка именно скоростьюпередвижения, страшной силой общего действия.
Эмоции толпы переменчивы, яростьлегко переходит в ужас, погоня превращается в паническое бегство, и на оборот.
Дальнейшее управление толпойпроисходит с помощью жестов, криков, песен, телодвижений. Здесь важноподчеркнуть два момента. Во-первых, речь занимает в системе психическойрегуляции толпы не центральное, а скорее подчиненное место. Главная роль отводитсяпервосигнальной системе: жестам, выкрикам, телодвижениям и т.п. Обращаться ктолпе с разумной речью, с логическими аргументами бессмысленно, а норой иопасно. Она плохо реагирует на доводы рассудка и не подчиняется увещеваниям.Зато первосигнальные посылки воспринимаются ею с охотой, им она подчиняетсялегко, слушаясь выкрика, яркого и доходчивого жеста.
Во-вторых, толпа бурно реагируетна ритмические стимулы, возбуждающие ее эмоцию. Ритмические хлопки, удары вбубен или барабан, даже в грудь, ритмические выкрики, ритмы возбуждающихмелодий и песен, вскидывание в едином ритме руки со сжатым кулаком, ритмическийрев глоток — вот что ведет за собой и возбуждает толпу. Характерно, что ребенокпроявляет способность воспринимать ритм намного раньше, чем смысл слова, чтосвидетельствует о древнейшем происхождении толпы.
В.М. Бехтерев указывает нанеобходимую плотность людей в толпе. Плотность создается касанием плеча кплечу, локтя клоктю, тела к телу — именно это формирует, по его мнению,один из важнейших стимулов толпы, выполняя как коммуникативную, так иэмоциональновозбуждающую роль.
Изучение личности совершившихубийства выявляет у них сильную психологическую зависимость от другого лица. Убийцыв целом относятся к такой категории людей, для которых свободная исамостоятельная адаптация к жизни — это всегда проблема. Выход из контакта сжертвой для них — практически невозможный способ поведения.
Указанная особенностьформируется в очень раннем возрасте как результат позиции, которую занимаетребенок (будущий преступник) в семье. Суть позиции — отвержение, неприятиеребенка родителями, прежде всего матерью. Это означает определенное отношение материк ребенку, когда она либо не может, либо не хочет, либо не умеет своевременно иполно удовлетворить его потребности, в первую очередь естественные (в пище,тепле, чистоте). В результате ребенок оказывается в ситуации, так сказать,хронического дефицита, постоянного неудовлетворения потребностей и постояннозависит от матери, потому что только она могла бы их удовлетворить.
Ребенок живет как бы напредельном уровне: никогда не испытывает полной безопасности и удовлетворениясвоих потребностей, но не доходит до стадии полного лишения этих жизненноважных условий.
Убийство возникает как действие,направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как быразрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнятьэту приписанную ему функцию.
Основным в происхождении убийствявляется онтогенетический фактор — блокирование способности к автономии врезультате отвержения потенциального преступника другими лицами. По результатамсовместного исследования, проведенного по заданию Генеральной прокуратурыРоссии, более половины осужденных за убийство начинают употреблять спиртныенапитки с малолетства. Алкоголь в несколько раз усиливает проявление агрессии иутяжеляет ее.
В трети случаев убийца и жертванезнакомы друг с другом или познакомились непосредственно перед преступлением. В30%они являются родственниками, причем в 7% — супругами; в остальныхслучаях — соседями, знакомыми, сослуживцами. Чаще всего убийства совершаются ввозрасте — от 20 до 30 лет.
Преобладают лица с незаконченнымсредним образованием — 56%. Неграмотных и с начальным образованием — 10%, свысшим и незаконченным высшим — 2%.
Неблагополучные условиявоспитания и отношения с родителями создавали предпосылки для формированияличности обследованных. Они, как правило, посредственно или плохо учились вшколе, у них не складывались отношения с коллективом, где они учились или работали,они не считались с общепринятыми нормами поведения, были агрессивны сокружающими.
Всей группе осужденных за особотяжкие убийства была присуща жестокость, проявлявшаяся в обращении с животными,детьми, престарелыми, женщинами.
Неблагополучие обществаспособствует не только росту психических расстройств и их проявлению. Средиэтой части населения нередко формируются различные объединения, представляющиеугрозу для окружающих, и даже выдвигаются отдельные представители, становящиесялидерами.
Не менее интересна и проблемапатопластики психических расстройств при резких социальных сдвигах. У частинаселения, но в большей степени у психических больных, растет агрессивность. Проявлениеагрессивности в убийствах и массовых разрушениях провоцирует в толпе панику,которую можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности идеструктивным последствиям.
Важнейшая задача — раскрытьпсихологический механизм неосторожного преступления, связать неосторожноеповедение с внутренним миром субъекта и системой ценностей, на которую онориентирован.
Особенность психологическойстороны неосторожного поведения по сравнению с умышленным преступным поведениемзаключается в отсутствии или недостаточности «должного внимания»,«требуемой предусмотрительности», «волевых усилий», «должноговолеопределения» или напряжения психических сил" и т. и. при наличииреальной возможности их осуществления.
В психологии неосторожныхпреступлений весьма актуальным представляется исследование биоритмов (эмоционального,волевого и интеллектуального) и состояний, которые вызваны солнечнойактивностью, магнитными бурями и другими аналогичными факторами. Разработканаучных рекомендаций профилактического характера могла бы привести к резкомуснижению неосторожной преступности, особенно на транспорте.
Для мотивационной сферы «неосторожных»правонарушителей характерны преступная самонадеянность и небрежность, врезультате которых правонарушитель либо своевременно не замечает аварийнойситуации, либо легкомысленно надеется ее предотвратить недостаточно надежнымисредствами. Нарушая те или иные правила (управления транспортом, обращения соружием и т.д.), эти лица, зная о возможных трагических последствиях этихнарушений, надеются на благополучный исход, не имея для этого достаточных оснований.Их отличает высокая импульсивность и склонность к необоснованному риску.
Помимо мер воспитательногохарактера в профилактику данной категории преступлений должны входитьсоответствующие «отборочные» испытания будущих водителей, диспетчеровэнергосистем, аэропортов и др. с отбраковкой лиц, обладающих описанными вышепсихическими недостатками.
Психологические аспекты явленийпреступности связаны с проблемой ответственности личности. Принято считать, чтонабор ролевых обязанностей личности в системе социальных отношенийхарактеризует весь диапазон ее ответственности. Однако, поскольку процессосознания личностью своей ответственности определяется многими факторами,субъективная ответственность иногда расходится с объективной. Подлиннаявнутренняя ответственность личности подразумевает ее активную жизненную позициюи усиление удельного веса самоуправления в обществе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.