Реферат по предмету "Психология"


Психология личности предпринимателя

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
2СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3.1Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе
3.2Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Личность каждого предпринимателяуникальна, что определяет способ организации предпринимателями бизнес-процессов.Например, один бизнесмен может часто менять направления своейпредпринимательской деятельности, в то время как другой будет постоянен в своихпристрастиях и бизнес-стратегиях. Один будет честен с компаньонами игосударством, другой попытается уклоняться от уплаты налогов и своихобязательств по отношению к деловым партнерам.
Личности всех предпринимателей временцарской России, нэпа и России конца XXв. будут иметь много общего внутри каждой исторической группы, но будутотличаться от личностей предпринимателей иной эпохи.
Если предприниматель проявляет высокиеморальные качества: верность своему слову и взятым обязательствам, трудолюбие иответственность, — то у него с высокой долей вероятности будут отсутствоватьтакие качества личности, как лень, лживость и непоследовательность.
В процессе своего развития личностьможет меняться. Например, в личности предпринимателя, которого неоднократнообманывали его партнеры или работники, могут со временем возникнуть такиечерты, как подозрительность или агрессивность.
Таким образом, мы можем определитьличность как формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальныхпсихологических особенностей, которые определяют своеобразное для данногочеловека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
 
Понятие «личность» относится к наиболеесложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность»близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешнимпроявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам.
В английском языке слово personalityпроисходитот лат. persona,обозначавшегомаску, которую надевали актеры в античных представлениях.
Таким образом, понятие «личность»отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющийопределенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своемутрактовала это понятие. Одни психологи (Г. Оллпорт) больше подчеркивалиповеденческий аспект личности, определяя личность как динамическую организациювсех психофизических систем человека, обусловливающую его поведение и мышление.Другие (3. Фрейд) понимали личность как сложную систему непрерывновзаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (К.Г. Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным,четвертые (Э. Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапногостановления, включающего ряд психосоциальных кризисов, и т. д.
Таким образом, можно сказать, чтоличность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру,которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результатеадаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянноразвивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всемразнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можновыявить следующие общие положения.
1. Личность любого человека представляетсобой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающихего от других людей.
2. В то же время в каждом конкретномобществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими,национальными, политическими или религиозными особенностями.
3. Личность имеет относительноустойчивую структуру, в которой отдельные черты взаимосвязаны в сложнуюиерархическую систему.
4. Личность человека не является чем-тозастывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуальногоразвития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

2 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
 
В качестве модели иерархическойструктуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова,который выделял в личности четыре подструктуры.
Этот психолог представлял структуруличности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические,физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высшийуровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждыйследующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался надпредыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а сдругой — активно влияли на них[1].
Например, социальная направленностьпредпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов онаориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как уженщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности игармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированныеинтересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности:так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаютсятакие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр.,позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры ихличности.
Наиболее важную роль в структуреличности играет ее направленность, понимаемая как совокупностьустойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека надостижение относительно его жизненных целей.
Эта характеристика личности всегдасоциально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, подвлиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит передсобой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях иустановках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.
Выделяют три основных виданаправленности личности: личная, общественная и деловая.
Личная направленность создаетсяпреобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личномупервенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занятсамим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребностиокружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорируетинтересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит,прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересамидела или других сотрудников.
Общественная направленность имеетместо, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью вобщении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работеили учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но егобольше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередкотакие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только неспособствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужнуюсуету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
 Деловая направленность отражаетприоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессомдеятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение длячеловека не является самоцелью, а служит лишь средством достиженияпрофессиональных целей.
Среди предпринимателей преобладают людипервой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чащелюди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица спреобладанием деловой направленности.

3 ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
 
3.1 Личностные качества, способствующиеуспеху в бизнесе
Одно из несомненных положительныхкачеств личности предпринимательства — это его лидерские качества.
Лидера можноопределить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе,играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулированиивзаимоотношений в группе.
Предприниматель не может не бытьлидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их длядостижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможетубедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнениязаданий, который раньше казался им недоступным. Эта способность лидера тесносвязана с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы,усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив вкризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер — это человек,который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес.Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага иобеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс вобществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества[2].
Для удовлетворения интересов обществапредпринимателю необходимо:
а) изучить интересы определенной группылюдей;
б) предложить какие-то способыудовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
в) суметь при помощи предпринимательскойактивности извлечь \ собственную выгоду, разрешая социальную проблему.
А. Менегетти считает, что экономическийлидер — это оперативный центр множества отношений и функций, который создаетновые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. Попредставлениям этого автора, лидер обладает тремя группами качеств, средикоторых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностныекачества и приобретенные умения.
Этот далеко не полный переченьличностных качеств заставляет искать среди них наиболее важные, без которыхуспех предпринимательской деятельности будет существенно затруднен. Анализдеятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что средиразнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:
♦ самостоятельность;
♦ амбициозность;
♦ настойчивость;
♦ трудолюбие;
♦ стойкость (Табл. 1).
 
Таблица 1. Личностные качества успешныхпредпринимателей
Интеллектуальные способности
Черты характера личности
Приобретенные умения
Развитое логическое
мышление
Проницательность
Оригинальность мышления
Любопытство Способность усваивать новые знания и навыки Интуиция Образованность
Инициативность Гибкость
Склонность к творчеству Смелость
Уверенность в себе Уравновешенность Самостоятельность Амбициозность Адекватность самооценки
Обязательность Энергичность Надежность Властность Работоспособность Независимость
Умение заручаться поддержкой Умение сотрудничать
Умение завоевывать популярность и престиж
Умение выражать мысли
Такт и дипломатичность
Умение брать на себя риск и ответственность
Умение организовывать других людей
Умение убеждать
Умение понимать юмор
Умение разбираться в людях
Первое качество — самостоятельность вглобальном смысле можно определить как стремление человека самому определятьсвою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения.Наличие таких черт личности — одно из важнейших условий успеха.Предпринимателями становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает ихроль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежнейработе. Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, чтопредприниматели — это люди с особо выраженной потребностью к самореализации.
Амбициозность такжеявляется важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолеватьлюбые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей кданному личностному качеству значительно различается в разных культурах. В СШАоно оценивается как достоинство, а в России — чаще как недостаток, по крайнеймере, о таких людях нередко говорят с осуждением. Тем не менее, амбициозность,т. е. повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительныесилы и помогает справляться с трудностями.
Настойчивость вприложении к предпринимательской деятельности означает желание делать всевозможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенныежертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человекживет своим бизнесом, думает только о нем.
Трудолюбие какличностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей вбизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, апотому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет имудовольствие.
Стойкость к жизненным неурядицам и умениедержать удары судьбы состоит из двух компонентов: способностине падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекатьпозитивный опыт из неудач.
Еще один важный момент, касающийсяэффективного руководства, заключается в том, что успешный руководитель долженвсегда уметь находить оптимальный баланс между двумя крайностями. Анализличностных особенностей наиболее успешных лидеров бизнеса Америки показывает,что большинство из них обладают парами качеств, которые на первый взглядкажутся взаимоисключающими друг друга:
Амбициозность — Скромность;
Стратегическое мышление — Внимание кмелочам;
Энтузиазм — Внутреннее спокойствие;
Способность идти на риск — Умениеизвлекать пользу из ошибок.
Самый интересный момент заключается втом, что любое из данных качеств при своем развитии превращается в недостаток,и только в балансе со своей противоположностью, подобно восточному символу«Инь—Янь», обретает гармонию и ведет к успеху.
Амбициозность — важнейшеекачество предпринимателя, которое дает успешному руководителю ту энергию, безкоторой невозможна победа в современном бизнесе. В то же время скромность лидерапроявляется в том, что он не будет приписывать себе все достижения организации,в противном случае у его подчиненных может возникнуть ощущение, что шеф простоиспользует их. Следует отметить, что ничто так не окрыляет работников, какдемонстрация их достижений руководством.
Удачная стратегическая идея — этото, что отличает успешную компанию от посредственной, выдающегося лидера — отподражателя чужим идеям. Главная стратегическая идея многих успешныхбизнесменов заключалась в том, что они отталкивались не от своих желаний, а отнужд людей, которые платили за исполнение своих желаний. Так, желание людейобщаться между собой привело к росту богатства компаний сотовой связи,стремление людей к здоровью обогатило фармацевтические компании, а жаждаразвлечений породила индустрию шоу-бизнеса. В то же время, стараясь мыслитьмасштабно, руководитель должен понимать, что иногда досадная мелкая оплошностьможет погубить самое грандиозное предприятие. Поэтому мудрый руководительдумает и о мелочах.
Энтузиазм — этото, что заражает эмоции, что заставляет совершать трудовые подвиги. Ни одинвеликий проект не был выполнен только на основе холодного расчета. Вера вбудущее, вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда— все эти факторы значительно усиливают ресурс организации, при этом ониисходят от ее лидера. В то же время на одних чувствах и эмоциях далеко неуедешь. Когда время вдохновения и эмоционального порыва заканчивается,наступает время логики и спокойной уверенности в правильности своего пути.
Ведение предпринимательской деятельностиневозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованнымпоступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следуетпомнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае человекготов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, чтовероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятностьнаступления неблагоприятного события или же он начинает дело при крайне низкихшансах на успех, риск не оправдан. Поэтому предприниматель должен, с однойстороны, уметь идти на определенный риск, но с другой — он должен быть достаточномудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто незастрахован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойноанализировать каждый свой промах и извлекать из него пользу, чтобы не повторятьсвоих ошибок.
3.2 Личностные качества, препятствующиеуспеху в бизнесе
Качествами, которые противопоказаныпредпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость,пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Последниев этом списке качества традиционно относятся к положительным, однако то, чтохорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, которыйдолжен сам давать себе задания, а не ждать, пока кто-то скажет ему, что нужноделать. Пунктуальность хороша у бухгалтера или архивариуса, но в условияхбыстро меняющейся рыночной экономики гибкость важней постоянства. Еще одноличностное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя, — повышеннаятревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком долго колебаться, принимая решения,и слишком медленно действовать, а то и вовсе проявит пассивность.Предпринимательство — это всегда риск и действия в условиях неопределенности.При таких обстоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу изошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Пока бизнесменколеблется и размышляет, время работает против него: конкуренты производяттовары и захватывают рынки, налоговая служба начисляет налоги и штрафы, ахозяева помещений — арендную плату. Бизнес подобен путешествию вверх по реке:тот, кто бросил весла, не стоит на месте, а плывет назад, теряя все своепреимущество.
Специалисты, изучающие психологическиеособенности современных российских предпринимателей, отмечают у них набордалеко не оптимальных личностных качеств, которые тем не менее позволяют имвести свой бизнес с учетом российских экономических и социальных реалий[3]:
♦ рационалистичность — стремлениевсе просчитать, предусмотреть и учесть;
♦ недоверчивость —восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит кстремлению усилить контроль за всем, также подозрительность по отношению ксвоим работникам и партнерам по бизнесу;
♦ агрессивность — склонностьк решению проблем силовыми методами вместо поиска компромиссов, а такжеподверженность аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
♦ авторитарность — преобладаниедоминирующего стиля руководства, не терпящего критики или свободы мнений;
♦ суеверно-мистическаянастроенностъ — вера в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы ит. д., которая объясняется невозможностью полного интеллектуального контролянад социальной, деловой и жизненной ситуацией.
Дж. Стивене выделил ряд личностныхкачеств, мешающих человеку гармонично и успешно жить и действовать. Он назвалих «драконами» и показал, что личностные особенности могут быть как полезными,так и вредными для человека. К числу этих черт данный автор, в частности, отнесвысокомерие, в основе которого могут скрываться страх перед собственнойнезащищенностью, боязнь негативных оценок или завышенное представление особственной значимости. Другая негативная черта — нетерпеливость, котораяпроявляется в страхе перед возможностью упустить время. Люди, зараженныеподобным страхом, постоянно пребывают в состоянии стресса, пытаются сделатьмногое за короткий промежуток времени и живут мечтами о будущем, не умея жить внастоящем.
Внешним проявлением поведения такихлюдей будет легкая возбудимость, грубость, раздражительность, вспыльчивость ипоспешность в решениях. Внутренние проявления поведения будут проявляться вбеспокойстве, склонности к панике, раздражительности и капризности. Еже один«дракон», поедающий человека, — это жадность. Внешне она проявляется вэгоизме, скупости, склонности к торгашеству и зависти к чужому богатству, а навнутреннем уровне — в чувстве обделенности и ненасытности. Дж. Стивенеполагает, что совсем избавиться от этих черт характера невозможно, но их можноприручить и использовать на благо себе и людям[4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Таким образом, основными личностнымикачествами предпринимателя являются: самостоятельность; амбициозность; настойчивость;трудолюбие; стойкость. Наличие таких черт личности — одно из важнейших условийуспеха.
 Помимо собственно личностных качеств,предприниматель должен обладать набором специфических знаний, умений и навыковв той области, в которой он работает. Понятно, что для успешного веденияфинансовых операций предпринимателю необходим хотя бы минимальный набор знанийв финансово-кредитной области и бухгалтерского учета, а человек, решившийорганизовать производство мебели, должен иметь минимальное техническоеобразование. Тем не менее, эти ограничения не являются определяющими. Частобывало так, что предприниматель получал специальные знания и умения уже в ходеразвития своего бизнеса, а на первых его этапах действовал или интуитивно, илис помощью привлеченных специалистов. Главное здесь — желание учиться и повышатьсвою квалификацию в целях совершенствования своего бизнеса, а такое желаниеотносится уже к личностным качествам (любознательности, настойчивости,амбициозности).
Исследование личности предпринимателяпри помощи психологических тестов не только помогает уточнить те или иныестороны его личности, но и показывает, в каком направлении ему следует работатьнад собой, чтобы повысить эффективность своей предпринимательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        АкперовИ. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. — М: Финансы истатистика, 2003.
2.        ЗавьяловаЕ. К, Посохова С. Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. — СПб.:Изд. СПбГУ, 2004.
3.        МенегеттиА. Психология лидера. — М., 2001. — С. 15.
4.        ПлатоновК. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
5.        Предпринимательство:Учебник / Под ред. М. Л. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2003.
6.        СтивенеДж. Приручи своих драконов. — СПб.: Питер-пресс, 1996.
7.        ЩербатыхЮ. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. — СПб.: Питер,2008.
8.        ЩербатыхЮ. В. Психология успеха. — М.: Эксмо, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.