Реферат по предмету "Психология"


Психология ксенофобии и национализма

Введение
В феврале 2009 года в МВД Россиисостоялось совещание по вопросу: «О профилактике правонарушений средифутбольных болельщиков, реализации комплекса мер по обеспечению правопорядка ибезопасности при проведении футбольных матчей сезона 2009».
В процессе совещания глава МВДРоссии Рашид Нургалиев выразил особую озабоченность тем, что сегодня опаснойтенденцией становится так называемая «английская болезнь», когдафанаты стремятся проявить себя в кулачных боях и уличных беспорядках (Брусов,Объединенная редакция МВД России, 2009).
Эту проблему можно игнорировать,но ее нельзя не заметить. К сожалению, ей уделяется недостаточно внимания состороны общества, также мало изучен ее психологический аспект.
1. О динамике ксенофобских установок
Проблему околофутбольногонасилия можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: с точки зрениясоциальной психологии и с точки зрения психологии личности.
В настоящем исследовании даннаяпроблема рассматривается с точки зрения психологии личности.
Существование «футбольногохулиганизма» невозможно без образа врага, следовательно мы оказываемсяперед необходимостью изучения этого явления с точки зрения проблемы ксенофобии.
В ходе выявление уровнятолерантности, агрессии и ксенофобии у контрольной и экспериментальной группполученные данные свидетельствуют о повышенном уровне ксенофобии уэкспериментальной группы, а уровень толерантности в экспериментальной группениже, чем у контрольной группы, причем различия значимы.
Результаты исследования агрессииу испытуемых показали что, в среде футбольных хулиганов, нужно говорить обагрессии, как об акте поведения, а не как о черте личности.
Далее была рассмотрена динамикаксенофобических установок в зависимости от количества лет, проведенных в «футбольномхулиганизме», и между выборками 2005 и 2007 годов.
В ходе анализа не выявленакорреляция между индексом ксенофобии и количеством лет, проведенных участникомв движении «футбольного хулиганизма» (выборка 2007 года), так же невыявлена корреляция ксенофобии к незнакомым и количеством лет, проведенныхучастником в движении «футбольного хулиганизма» во всей экспериментальнойгруппе 2005-2007 годов (108 респондентов).
Существует ошибочноепредставление о том, что футбольные хулиганы — это выходцы из низшего класса. Нашиисследования показывают, что футбольные хулиганы происходят из всех слоевобщества, многие из них имеют престижную высокооплачиваемую работу, хорошееобразование, семью. Хулиганы живут обычной жизнью, как все нормальные люди, нов день футбольного матча они становятся участниками уличной войны.
У футбольных хулигановповышенный уровень ксенофобии и пониженный уровень толерантности, по сравнениюс контрольной группой.
Агрессия в среде футбольныххулиганов является инструментальной, так как она направлена на достижениеопределенных целей, связанных с конкретной группой, например с группойСтигматизированных Чужих (болельщики другого клуба).
Субкультура «футбольногохулиганизма» не способствует развитию уровня ксенофобических установокличности. В данную субкультуру уже приходят люди с повышенным уровнемксенофобии — поэтому у них есть потребность в разрядке ксенофобической агрессии.Но этот завышенный уровень поддерживается субкультурой.
Результаты данного исследованиядают эмпирический материал по теме толерантности, агрессии и ксенофобии; позволяютдетерминировать «футбольный хулиганизм» как самостоятельнуюсубкультуру и рассматривать его как значимую проблему российского общества.2. Нарративный анализ национальной идентичности
История исследованиянациональной идентичности характеризуется взаимно изолированным развитием двухнаправлений — историко-социологических исследований наций и национализма икросс-культурной психологии.
Первое из этих направлений,опираясь на концептуально-философское наследие, стремится к построениювсеобъемлющей теории, объясняющей природу национальности как историческогоявления и социальной конфигурации, а в прикладном аспекте видит свою задачу вуказании путей превенции национализма в его экстремальных проявлениях иурегулирования межнациональных противоречий и конфликтов.
Кросс-культурная психология,напротив, ориентируется на сбор и синтез эмпирических данных о конкретныхнациональных культурах, избегая теоретизирования о природе наций какидеологически окрашенного, а область прикладного применения своих открытийопределяет как разработку программ по развитию навыков межэтническоговзаимодействия путем распространения знаний о других культурах наиндивидуальном, а не региональном и глобальном уровнях.
Тем не менее, многие проблемы,сопутствующие межэтническому взаимодействию, зачастую сопряжены не снедостатком знаний о различных национальных культурах, но имеют значительноболее глубокие корни в самой национальной идентичности участника взаимодействия.
Под национальной идентичностью,в отличие от национальной принадлежности, следует понимать не толькосамоотнесение к определенной нации, но и релевантную систему смыслов,включающую представления о генезисе и признаках национальной принадлежности,природе мира наций в настоящее время и в исторической перспективе, соотношениевыбора и обязательств и перспективы их выполнения.
Следовательно, методологическаяпрограмма междисциплинарного исследования национальной идентичности должнапредоставлять возможность для интеграции теоретических и прикладных контекстовисторико-социологических исследований национальности и кросс-культурнойпсихологии.
Одним из наиболее перспективныхметодов осуществления данной исследовательской программы нам представляетсянарративный анализ.
Во-первых, автобиографическийнарратив, сфокусированный на теме национальной идентичности, открывает доступ кмногообразию ролей, значений и смыслов, недоступных для выявления другимиметодами.
Во-вторых, развернутость вовремени как неотъемлемая и одна из наиболее существенных характеристикнарратива позволяет раскрыть не только рефлексивные представления нарратора овремени, но и его способ бытия во времени в индивидуальной и национальнойистории, что обеспечивает диалог между социальной психологией и историографией.
В-третьих, перформативныйнарративный анализ, разработанный С. Уортамом на основании идей М. Бахтина,предлагает интерпретацию нарратива как диалога между различнымиактуализируемыми голосами посредством установления соответствий синдивидуальным опытом нарратора, в котором, в свою очередь, конкретизируютсяособенности макросоциальных структур и процессов в изучаемой социокультурнойобщности.
Это обстоятельство создаетнеобходимые точки соприкосновения между психологией и социологией, а такжедемонстрируют непосредственную актуализацию паттернов межэтническоговзаимодействия.
При всей позитивной значимостиперечисленных особенностей нарративного анализа, простого следования общимпринципам реализации данного метода недостаточно для исследования национальнойидентичности. Хотя поиск нередуцированной идиографической информациипредполагает обращение к квалитативным методам на этапе сбора эмпирическихданных, выводы о имике конкретной национальной культуры должны быть обоснованысистематизацией, осуществленной в ходе интерпретации данных.
Разработанная нами модельнарративного анализа национальной идентичноси, призванная повыситьсенситивность исследователя к интерпретируемуему материалу и обеспечить переходот индивидуального к культуральному уровню анализа, включает в себя следующиеэтапы.
Разбиение текста нарратива натемпоральные эпизоды. Темпоральный эпизод определяется нами как фрагменттекста, ограниченный сменой времени излагаемых событий, но не содержащий ниодной темпоральной смены внутри себя.
Установление темпоральнойсоотнесенности эпизода. Первой существенной характеристикой темпоральногоэпизода нами полагается его локализация по отношению как к личности нарратора (времяиндивидуальной, национальной или глобальной истории), так и моменту наррации (прошлое,настоящее, будущее, а также атемпоральная данность этической илиэпистемологической природы) и содержательному ритму (например, автономное илиобусловленное повторение, процесс, событийный перелом).
Теоретическая контекстуализациясодержательного мотива темпорального эпизода (например, мотив факторовнациональной самоидентификации, этнических стереотипов, опыта межэтническоговзаимодействия).
Определение рефлексивной позициинарратора по отношению к содержательному мотиву темпорального эпизода (например,национальная гордость, одобрение, сомнение, выражение намерения).3. Идентификация специальных лингвистических приемов (например,формализованный язык, клише, иностранные слова, цитирование)
Характеристика фигуры адресата. Согласноперформативной версии нарративного анализа, любая наррация предполагаетобращение к некоторому другому, который таким образом включается в диалог. Внарративе национальной идентичности в качестве адресата могут выступать,например, обобщенный представитель своей нации, эксперт, носитель другойнациональной идентичности.
Выявление и, при наличии,характеристика фигуры деадресата. Феномен исключения из диалога, не получившийрассмотрения в работах, посвященных нарративному анализу и диалогическойсамости, неоднократно обнаруживался нами в ходе наших собственных эмпирическихисследований и, по-видимому, играет особую роль в нарративах национальнойидентичности, идентифицируя и конкретизируя наиболее насущные проблемы вреализации данным нарратором межэтнического взаимодействия.4. Представление о России как о многонациональной стране
За последние 15 лет мир россиянзначительно изменился. Исчез советский союз и общность «советский народ»,появились новые социальные слои населения, повысилось значение этносов в жизнистраны.
В результате, человек былпоставлен перед необходимостью построения нового мировоззрения.
Под мировоззрением отечественныепсихологи понимают «общую систему взглядов человека на мир в целом, наместо человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение — этопонимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а такжеистории и перспектив развития человеческого рода».
Становление мировоззренияначинает свой путь уже в детстве.
Многие выдающиеся психологиобращались к этой проблеме. В частности, представления детей о стране, вкоторой они живут, изучали У. Бронфенбреннер, М. Мид, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская и др.
Отечественная психологияполагает, что ребенок через взрослого как носителя культуры, строитпредставление о себе и о своем месте в окружающем мире и о стране, где он живет.Таким образом формируется социальная идентичность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейни др.).
Представления ребенка о своейродине является составляющей частью его мировоззрения, а точнее — самосознания.
Отношение к месту, где живетребенок, формируется через вхождение в социальное пространство и черезпонимание своих прав и обязанностей по отношению к социуму. Определяющим вотношении к своей стране является место, где живет ребенок (в городе или населе, у моря или в тундре). (В.С. Мухина и др.)
Большинство исследований этойобласти относятся к доперестроечному периоду. В связи с переменами в российскойдействительности, эта проблема обрела новое звучание и требует более детальногорассмотрения, чем и объясняется актуальность нашего исследования.
Наша работа была направлена нато, чтобы понять каково наиболее распространенное представление о России удетей старшего дошкольного возраста.
Для этого нами былипроанализированы рисунки и высказывания детей 5-7 лет о России. Нашимииспытуемыми стали 39 детей, посещающие московские детские сады (ЦРР д/с 1511, 2филиала образовательного центра «Интерколледж»).
Детям предлагалось рассказать,что они знают о России, а также нарисовать рисунок о ней. Для этого даваласьследующая инструкция: «Расскажи, что такое Россия? Что ты знаешь о России?Может быть, тебе будет легче вспомнить, если ты нарисуешь рисунок про Россию?»
Полученный материал являетсякрайне разноплановым и подразумевает неоднозначную интерпретацию. Учитывая этосоображение, для полноты анализа нам показалось целесообразным классифицироватьданные по трем следующим основаниям:
1) содержание рисунков ивысказываний;
2) эмоциональная окрашенностьрисунков и высказываний;
3) адекватность представлений.
С точки зрения содержания, намибыли выделены несколько основных категорий, так или иначе упоминавшихся врисунках или высказываниях детей. Один рисунок мог включать в себя различныесодержательные аспекты.
Для большинства из них (21человек — 54%) наиболее существенным является историко-географический аспект. Кэтой группе мы отнесли представления о географическом положении и статусеРоссии (изображение карты России, представление о России как о стране).
Сюда также вошли рисунки, гденаиболее существенной чертой России выступает природа, знакомая детям (лес,поле и т.п.)
Также возможно включить в этугруппу и некоторые искаженные представления, такие как «Россия — это город»,«Москва — столица улицы».
Семеро детей (18%) изобразилиРоссию, опираясь на государственную символику (российский или похожий на негофлаг). В их рассказах упоминался русский язык, президент и российский флаг.
Следующая группа — рисунки, накоторых дети изображали Россию как дом. Их сопровождали, например такиевысказывания: «Все дома — это Россия», «Россия — это, например,мой дом», «Россия — наша страна, в ней живут дети и взрослые». Данныйаспект представления о России отражен в работах 19 детей (48%).
Шесть рисунков (15%) включали визображение самих авторов, что в нашем понимании свидетельствует о формированиисамоидентичности.
Относительно небольшая категориядетей (5 человек — 13%) выразила свои представления о России через символикукультурного наследия. В эту группу нами были включены рисунки, на которыхнарисованы Московский Кремль, Храм Василия Блаженного и другие историческиепамятники.
В четырех случаях (10%) детиизображали Россию как целую планету, говоря: «Россия — это весь земной шар»,«Россия — планета», «Россия это шар», Россия — это нашапланета".
У двоих детей (5%) образ Россиивызвал ассоциации исключительно с образом семьи. В одном случае рисунком «проРоссию» явился рисунок семьи, в другом, на вопрос «Что такое Россия?»был получен ответ: «Россия и мама».
В двух случаях дети полностьюотказались от выполнения задания, ссылаясь на свою неосведомленность.
Кроме того, мы проанализировалиэмоциональное отношение детей к России. Для этого была проведена экспертнаяоценку рисунков. В группу с ярко-положительным отношением попало 15 рисунков (38%),с отрицательным — 2 (5%).
Остальные 22 рисунка имелинейтральную эмоциональную окраску. Также методом экспертной оценкипредставления детей о России были разделены на адекватные и неадекватные. Кнеадекватным были отнесены 9 рисунков и высказываний (23%).
Итак, можно говорить опреобладании у старших дошкольников историко-географического аспекта в представленияхо России. Эмоциональный компонент этих представлений в основном положительный,они преимущественно адекватны.
Заключение
В заключение хотелось бысказать, что с нашей точки зрения, знаниевый компонент представлений о Россиизависит в основном от образовательно-воспитательной работы дошкольного обучреждения. В детских садах, где такая работа не проводилась, представлениядетей были преимущественно неадекватными.
В то же время окраска образаРоссии у ребенка не зависит от наличия специального обучения, а скорее связанас позицией родителей. Исследование условий и факторов формирования образаРоссии составляет актуальную задачу и важнейшую перспективу современнойпсихологии развития в контексте решения ключевой задачи системы образования — формирования идентичности гражданина России.
Таким образом, разработаннаянами модель нарративного анализа национальной идентичности создает предпосылкикак для получения необходимых качественно новых знаний, так и для теоретическойи прикладной междисциплинарной интеграции.
Список литературы
1.        Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности: Научно-публицистическийвестник. М., 2009.
2.        Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2002.
3.        Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2006.
4.        Кутитьина А.А. Лукс Г.А. Матвеева А.А. «Неформальные объединениямолодежи на рубеже тысячилетия». Самара: СГУ, 2007
5.        Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведенияподростков и условия его коррекции. М., 2006.
6.        Солдатова Г.В. “В МИРЕ «ЧУЖИХ»: ПСИХОЛОГИЯ КСЕНОФОБИИ” // Вектолерантности, №8, 2008.
7.        Топалов М. «Молодежная культура: Молодежь и проблемы современнойхудожественной культуры» сборник научных статей. М.: 2006.
8.        Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособиедля вузов. — Мн.: АСАР, 2008.
9.        Выготский Л.С. Образ России в стране и за рубежом: гуманитарноеизмерение под ред. Зинченко Ю.П., Матвеева Л.В. — М., 2008.
10.     Мид М. Культура и мир детства. — М., 2008.
11.     Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2007.
12.     Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.