Реферат по предмету "Психология"


Психология жизненного пути

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение. 2
1. Жизненный путь человека как проблемапсихологии. 3
2. Варианты жизненного пути. 7
3. Поиск смысла жизни. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы… 15
 

Введение
 
Личность человека — этоего жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность,которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него.Личность — это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и своеотношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственноподходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен заканчиватьсястремлением вверх — к нравственным, этическим ценностям.
Изучение биографических явлений имеет не толькотеоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерностижизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальныйвариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание ролиличности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует болееответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели идостигать их осуществления.
В настоящей работе будутрассмотрен общий теоретический подход психологии к проблеме жизненного пути. Вчастности такие вопросы как варианты жизненного пути и поиск смысла жизни. Также будут представлены взгляды отечественных и зарубежных психологов на даннуюпроблему.

1.   Жизненный путь человека как проблемапсихологии
Первое систематическое изучениезакономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками вВенском психологическом институте в 20—30-е гг. На большом эмпирическомматериале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие,существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизнив зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных»,тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности.Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека какпроцесса постепенного становления и изменения духовных целевых структурсамосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовалиоформлению экзистенциальной психологии на Западе. [1]
В отечественной психологии к теме жизненного пути первымиобратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников выступилс инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-егг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им вПсихоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л.Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретическирассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшемразные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались втрудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
Б. Г. Ананьев[2] обосновал проект науки оцелостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву —онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию,изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическуюперсонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции впроцессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимостионтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерностицелостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г.Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы.Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологическихфункций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическомвремени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальнымпроектам в историческом времени, датируется историческими и биографическимисобытиями.
В1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблемежизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своемжизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейнговорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же времясостоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности.Жизненный путь для Рубинштейна — не сумма жизненных событий, отдельныхдействий, продуктов творчества. Жизненный путь — это целостное, непрерывноеявление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю[3]и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю![4]Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждыйэтап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важнуюроль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью.Центральная проблема личной жизни — сможет ли личность стать субъектомсобственной жизни. Личность как субъект жизни — это идея обиндивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней.[5]Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать своипроблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений сдругими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как онвырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает своюответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.
К.А.Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешениепротиворечий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречийжизни Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом.Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую иличностную зрелость человека: «Последняя проявляется в умении соединятьсвои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности,собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способностьосуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию»[6]Абульханова-Славская (вслед за Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненныйпуть личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться враскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путемжизненных перемен. Термин «жизненная стратегия», предложенный Абульхановой-Славской,это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствиис ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненнаястратегия — это выбор, определение и реализация ценностей жизни.(Абульханова-Славская рассматривает нравственные ценности, этические ценности).[7]
В заключении скажем осходствах и различиях экзистенциальной психологии и ее отечественного варианта– психологии жизненного пути. Экзистенциальная психология с присущей ейпроблематикой все активнее завладевает умами российских психологов. Положенияэкзистенциальной психологии и психологии жизненного пути сближаются в следующихосновных моментах.[8]
1. В психологиижизненного пути, равно как и в экзистенциальной психологии, личностьрассматривается как субъект, который собственными выборами строитиндивидуальный жизненный путь. Методологическое расхождение психологиижизненного пути с экзистенциальной психологией – в объеме свободы, которымнаделяется личность как субъект жизни. Экзистенциальные психологи утверждаютволюнтаризм (своеволие) и индетерминизм поступков личности, а в психологиижизненного пути принята более умеренная диалектическая позиция по данномувопросу.
2. В психологиижизненного пути, равно как и в экзистенциальной психологии, психологическиеособенности и способности личности трактуются как производные от ее реальноговзаимодействия с жизненными обстоятельствами.
3. В психологиижизненного пути, равно как и в экзистенциальной психологии, преодолеваетсяразрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом.
4. В психологиижизненного пути и экзистенциальной психологии поднимаются и решаются схожиепроблемы, но с различных методологических и теоретических позиций.
2. Варианты жизненного пути
По гипотезе В. Н.Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством ивоспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости отконкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизниможет быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на неговнешнего мира – социальной среды – зависят от конкретных исторических условий.Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикойиндивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариантжизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается впредставителя «жизненного личностного типа».[9] Таким образом, подвариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществленияличностью своего жизненного пути. Причем в этом способе интегрируютсяопределенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями ихдостижения. В такой трактовке понятие «вариант жизни» является синонимомустоявшегося термина «жизненный сценарий». В качестве самостоятельных вариантоввыделяются типы жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество»,«жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь – тратавремени» и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этихназваниях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
«Жизнь начинается завтра»– это вариант жизни, в котором личности отводится пассивная роль мечтателя ипрожектера. Человек, реализующий этот вариант, обычно имеет массу планов набудущее и хорошее чувство временной перспективы, но до практического воплощениязадуманных мероприятий дело не доходит. Личность постоянно откладывает назавтра осуществление важных дел, берет нескончаемые отсрочки по выполнениюжизненных обязательств. В конечном итоге подготовительная фаза жизненного путинеадекватно растягивается во времени, а времени на настоящую жизнь фактическине остается. Это вечное детское состояние. Финал человека, живущего такойжизнью, печален: им владеют отчаяние и досада за напрасно растраченные годы.
«Жизнь как творчество» –это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящегоопыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отклоняется отнормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегосяобраза жизни. На самом деле за творчеством и бунтарством личности скрываетсявнутреннее неприятие жизненной действительности, стремление избежать горькихразочарований в жизни. Личность, избравшая данный вариант жизни, чаще всеговедет богемную жизнь и свысока посматривает на других людей. Смысл еетворчества – показать тщетность и никчемность усилий, направленных надостижение внешне комфортной, респектабельной жизни. Основная ставка делаетсяна преображение жизни внутренней, на очищение души.
«Жизнь как достижение» –это вариант жизни, в котором личность выступает в роли «человека действия»,«человека, сделавшего себя». Основная психологическая особенность данноговарианта жизни заключается в обесценивании настоящего и «фетишизации» будущего.Человек жертвует настоящим для того будущего, которое маячит на горизонте.Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количествацелей, сулящих лучшую жизнь. Наиболее яркие образцы данного варианта жизнипоставляет западная цивилизация, воспитывающая своих членов в духе культадостижений. Наиболее типичны в этом отношении карьеристы, прагматики и трудоголики.
«Жизнь есть сон» – этовариант жизни, центральной характеристикой которого является уход личности отреалий жизни в иллюзорный мир переживаний. Человек, культивирующий данныйвариант жизни, ведет созерцательный, пассивный образ жизни. В. Н. Дружининописывает данное состояние как своеобразный «психологический анабиоз». Оченьчасто этому варианту жизни сопутствует употребление наркотиков и прочихпсихотропных веществ, при помощи которых достигается эффект дереализации. Этоощущение нереальности «внешней» жизни и одновременно ощущение реальностиединственно желанной «внутренней» жизни»[10]. Данный вариант жизниочень популярен в восточных культурах и религиях, исповедующих принципневмешательства в естественный ход жизни, например, в дзен-буддизме.
«Жизнь по правилам» – этовариант жизни, для которого характерна высокая нормативная регламентацияжизнедеятельности личности. В любой культуре и в каждом обществе существуетсвод правил, которые предписывают социально желательный порядок осуществленияличностью жизненного пути. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни,подлежат наказанию, а в некоторых случаях – поощрению. По мнению В. Н.Дружинина, жизнь по правилам удобна тем, что она избавляет человека отнелегкого беремени выбора: ведь все расписано уже за него и до него. Данныйвариант жизни распространен в обществах с тоталитарным или авторитарным режимом,с репрессивной системой норм и правил социального взаимодействия.
«Жизнь – трата времени» –это вариант жизни, в структуре которого основным занятием личности являетсяпустое и бесцельное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людейтем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация.
Это значит, что учеловека нет нужды напрягаться ради достижения жизненных целей, силитьсяпреодолеть обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долюжизни отнимают занятия, направленные на растрату времени.
Этот вариант жизнинередко наблюдается среди населения высокоразвитых стран, относящегося к«среднему классу». Время, свободное от зарабатывания денег, по преимуществу тратитсявпустую.
«Жизнь против жизни» –это вариант жизни, в котором основной движущей силой является борьба завыживание. Человек, избравший для себя данный вариант жизни, становится на«тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, ножертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть.
Это может быть болеезавуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция ижесткое соперничество.
 Данный вариант жизни всвоих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах снизким уровнем экономического развития.
3. Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни – этоактивность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется.Тем не менее, некоторые исследователи признают, что успех разработкипсихологической концепции смысла жизни впервую очередь зависит от адекватной операционализации понятия «поиск смыслажизни». Например, канадский психолог Поль Вонг констатирует, что «исследованиясмысла жизни тормозятся недостатком четко определенных и широко принятыхпонятий. Некоторые из используемых понятий, такие, как смысл жизни, жизненнаяцель, осмысленность, бессмысленность уже в достаточной степени проработаны, ноеще несут на себе груз философских интерпретаций. Наиболее перспективным иэвристичным является понятие поиска смысла жизни»[11].Понятие поиска смысла жизни полагается в качестве интегративного теоретическогоконструкта в силу нескольких причин.
1. Поиск смысла жизниявляется психическим процессом, который включает когнитивные, мотивационные иповеденческие процессы.
2. Поиск смысла жизниподразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляетиндивида.
3. Поиск смысла жизнипереходит в практическую реализацию найденного смысла, которая предполагаетрасчленение смысла на жизненные цели, задачи, планы и программы.
4. Поиск смысла жизнипреимущественно является когнитивным процессом по реконструкции смыслареального жизненного пути.
5. Поиск смысла жизниимеет внешние проявления и может быть психометрически измерен.
«Короче говоря, –заключает Вонг, – понятие «поиск смысла жизни «предполагает возможностьстрогого научного анализа, в отличие от других понятий, обремененныхумозрительными интерпретациями».[12]
С позиций психологиичеловеческого бытия логично предположить, что за понятием «поиск смысла жизни»скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своегожизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизниосуществляется посредством психологических механизмов и закономерностейпонимания личностью своего жизненного пути.
Основные виды пониманияличностью смысла жизни в юности.[13]
1. Терминальный вид. Вцелом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей,осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.
2. Процессуальный вид.Специфику понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передаюткрылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».
3. Нигилистический вид.Личность с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично длясебя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности длячеловека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет»,«потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).
4. Аксиологический вид.Это такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает вкачестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считатьодной из величайших ценностей человека).
5. Гедонистический вид.Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмысленииличностью своей жизни через категории удовлетворения – неудовлетворения личныхпотребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «полученииудовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». Всвою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческихблаг и.
6. Аскетический вид.Содержание данного вида составляют утверждения о необходимость ограничениячеловеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.
7. Эвдемонический вид. Вданном случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести исохранить счастье.
8. Глористический вид.Существование личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознаниясвоей значимости и почтенности.
9. Деонтологический вид.Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличиитесной связи между предназначением личности и ее жизненным.
10. Гуманистический вид.Прямым источником гуманистического понимания смысла жизни явиласьнаправленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других»(«ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесениепользы другим.
11. Виталистический вид.При таком понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание»,«конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают«жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которыенеобходимо превозмогать.
12. Фаталистический вид.Понятие судьбы чаще всего опредмечивается в неустранимых жизненныхобстоятельствах («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группежизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелаяжизненная ситуация»).
Поиск смысла жизниявляется полимотивированной активностью личности. Его побудительная регуляцияне сводится к одной лишь потребности в понимании смысла жизни, а являетсямногокомпонентной системой, отражающей неповторимые условия жизненного путиличности.

Заключение
Жизненный путь — «это история формирования и развитияличности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенногопоколения»[14]. Историческая природаличности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельствее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знанийо личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологическогоизучения.
Изучение биографических явлений имеет не толькотеоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерностижизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себеоптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь.Понимание роли личности в планировании и осуществлении своего вариантажизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлениюставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
Смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла,одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столькодолжно быть и вариантов смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни являетсянаиболее адекватным для данного конкретного индивида, поскольку отражаетспецифику его жизненного опыта и актуальной жизненной ситуации.
Соотношение биографических событий и моментов естественногожизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности;типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовныхфакторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамикатворческой продуктивности; общая производительность жизненного пути;удовлетворенность жизнью и т. д.— вот тот далеко не полный перечень вопросов,касающийся самой природы жизненного пути.
Списокиспользованной литературы
 
1. Абульханова-СлавскаяК. А. Деятельность и психология личности.— М., 1980.
2.  Абульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
3. АнаньевБ. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1969.- 337с.
4.  Анцыферова Л. И.Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции,актуальные проблемы // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 1. – С.3–15.
5.  Дружинин В. Н. Вариантыжизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000.– 135 с.
6.  Карпинский К.В.Психология  жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. –167 с.
7.  Логинова Н. А. Развитиеличности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука,1978. – С. 156–172.
8.  Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. — 4-изд. — СПб.: Питер, 2004. — 678 с.
9.  Рубинштейн С.Л. Человек имир. — М.: Наука, 1997. – 190 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.