Реферат по предмету "Психология"


Психология в обществе

Содержание
1.        Ощущения. Виды и закономерности ощущений……................…………2
2.        Морально-психологический климат трудового коллектива – его формирование……………………………………………………………......……5
3.        Поведение в общественных местах…………………………….................8
Списокиспользованной литературы…………………..................................….12

1. Ощущения. Виды и закономерности ощущений
Ощущения — это отражение конкретных, отдельных свойств,качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности,воздействующих на органы чувств в данный момент.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельностьорганов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системыклеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами,которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывнымичастями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядноепознание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая,воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человекдолжен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами,мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях.
Для возникновения ощущений необходимо прежде всегоналичие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира,которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей наорганы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражениявызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенныхпо своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга идает ощущение.
Выделяют следующие основания классификации ощущений: I)по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем,вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по временивозникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.
По наличию или отсутствию непосредственного контактарецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную иконтактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции.Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые,болевые, тактильные ощущения – контактные.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные,слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические,температурные, болевые, жажды, голода.
Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.
Зрительные ощущения. Они возникают в результатевоздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную частьнашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Светвоздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов –палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.
Слуховые ощущения также относятся к дистантным и такжеимеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь,имеет возможность общаться с другими людьми. Все слуховые ощущения можно свестик трем видам – речевые, музыкальные, шумы.
Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкаетвибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физическихявлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот видчувствительности образно называют «контактным слухом.
Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям,которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являютсяобонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. В группуконтактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные,температурные).
Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовыерецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовыепочки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущениясладкого, кислого, соленого и горького.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколькоанализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная(ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительностинеравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильныхклеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Если прикоснутьсяк поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевоеощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествахпредмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалитьсяот раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон. Третий вид кожнойчувствительности- температурные ощущения – связан с регулированием теплообменамежду организмом и окружающей средой.
О положении тела в пространстве сигнализируют статическиеощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярномаппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительноплоскости земли могут приводить к головокружению.
Особое место и роль в жизни и деятельности человеказанимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают отрецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют офункционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство(самочувствие) человека.

2. Морально-психологический климат трудового коллектива –его формирование
Для того, чтобы самым общим образом охарактеризоватьусловия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, в последнеевремя часто используются понятия «социально-психологический климат»,«морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональныйклимат» и т.п. Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о«производственном» или «организационном» климате. В большинстве случаев этипонятия употребляются примерно в идентичном смысле.
Социально-психологический климат группы представляетсобой состояние групповой психики, обусловленное особенностямижизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального иинтеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членовгруппы. Все это – отдельные элементы социально-психологического климата.
Рассматривая влияния, формирующиесоциально-психологический климат первичного производственного коллектива,выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.
В качестве важнейшего фактора макросреды, необходимоназвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляетсяжизнедеятельность общества в целом и функционирование производственныхколлективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствиис потребностями общества, осуществляют определенные управленческие воздействия,что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологическийклимат основного производственного коллектива. В русле этих управленческихвоздействий органы управления и самоуправления предприятия направляют иконкретизируют функционирование первичных и вторичных коллективов.
Обратимся теперь к факторам микросреды предприятия, тоесть материальному и духовному окружению личности как члена первичногопроизводственного коллектива. Эта микросреда представляет собой также»поле" непосредственного функционирования данного коллектива как целого.
Важной группой факторов микросреды, влияющих насоциально-психологический климат первичного производственного коллектива,является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекстехнических, технологических, санитарно-гигиенических и организационныхэлементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая)ситуация».
Другую, не менее важную, группу факторов микросредысоставляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы,происходящие в первичном производственном коллективе. Эти факторы заслуживаютпристального внимания в связи с тем, что они являются следствиемсоциально-психологического отражения человеческой микросреды. Будем длякраткости называть эти факторы социально-психологическими.
Начнем с такого фактора, как характер официальныхорганизационных связей между членами первичного производственного коллектива,закрепленный в формальной структуре данного подразделения, возможные различиямежду типами такой структуры можно показать на основе выделенных Л. И. Уманскимследующих «моделей совместной деятельности».
1. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый членколлектива делает свою часть общего задания независимо от других.
2. Совместно-последовательная деятельность: общая задачавыполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерноепроизводство).
3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задачавыполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого членаколлектива со всеми другими его членами.
Наряду с системой официального взаимодействия насоциально-психологический климат первичного производственного коллективаогромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура.Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее,сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательныеотношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Конечно, при изучении факторов, влияющих на климатколлектива, следует учитывать не только специфику формальной и неформальнойорганизационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение.Чем выше степень единства его формальной и неформальной структур, темпозитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стилевзаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, такжевоздействует на социально-психологический климат первичного производственногоколлектива. Следует отметить, что управленческие отношения в целом обусловленыформой собственности на средства производства.
Следующий фактор, воздействующий насоциально-психологический климат первичного производственного коллектива,обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из егочленов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются всевлияния на него как производственного, так и непроизводственного характера.Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях инастроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный«вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива.

3. Поведение в общественных местах
По мере изменений условий жизни человечества, ростаобразований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньшесчиталось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требованияэтикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени иобстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при однихобстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являютсяусловными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что вповедении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человекдолжен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и пониматьнеобходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражаютвнутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: онооблегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания,создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Главное правило поведение в общественных местах — незабывать, что если бы каждый поступал, руководствуясь заботой только о своихудобствах и желаниях, то во многих случаях в результате этого возникла быневозможность пользования театром, кино, музеем и т.д.
В театре и кино этикет требует сидеть спокойно, неклонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра или (в кино)высокий головной убор: тот кто сидит за вами будет вынужден все время следоватьза вашими перемещениями.
На концертах не нужно подпевать или подсвистыватьисполнителям или оркестру, отбивать такт ногами или дирижировать.
Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужнооткладывать до антракта или хотя бы до конца номера, до аплодисментов, во времякоторых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками.
Если ваше место в середине ряда, то проходить к немунеобходимо лицом к зрителям уже сидящим в этом ряду.
В магазинах следует соблюдать те же правила, что и вдругих общественных местах: не толкаться, не нарушать общего порядка, нестараться быть обслуженным вне очереди.
Нельзя, особенно за границей, самому перебирать ипереставлять выставленные вещи, снимать их с полок, пробовать запорызакрывающихся изделий — все это должен продемонстрировать продавец. Еслипредмет очень заинтересовал вас и вы решили купить его — попросите разрешениесамому проделать с ним, для ознакомления, необходимые манипуляции, нособлюдайте при этом осторожность.
В магазинах тканей и готовых изделий из них не следуетусиленно перетирать пальцами выставленные образцы. На Западе даже оченьвежливые продавцы при виде энергично трущего пальцами ткань покупателя сначаланеодобрительно покашливают, а если этот процесс затягивается больше, чем 5-7секунд, решительно останавливают его.
В магазинах готового платья и обуви не нужно приводить вотчаяние продавцов неосуществимыми требованиями или просьбами относительножелаемых вами сочетаний форм, расцветок, качества изделия, если таких товаров вмагазинах не имеется.
В продовольственных магазинах нельзя трогать рукамитовары без упаковки. При посещении магазинов за границей во избежаниинедоразумений храните кассовый чек до выхода из магазина.
Социологи подсчитали, что в большом городе каждый человекпроходит ежедневно на улице мимо нескольких тысяч людей. Совершенно очевидно,что нормы нашего поведения на улице приобретают большое общественное значение.При современном темпе жизни люди на улице обычно торопятся. Но тообстоятельство, что каждому «некогда», не дает никому ни права, ниоснований толкаться, наоборот, обязывает к тому, чтобы стараться не толкнутького-либо. Если же это нечаянно случиться — обязательно нужно извиниться.
Встречных нужно обходить со своей правой стороны,обгонять — так же.
Не следует на ходу балансировать руками, особенно если вних что-нибудь есть: зонт, трость, портфель и т.п.
Не останавливайте на улице знакомого, если он идет неодин: не известно, понравится ли знакомство с вами человеку, которому вашзнакомы обязан будет вас представить, да и нужно ли это знакомство вам самому.
В обратном случае — если вы не один, но вам очень нужноостановиться для краткого разговора со встреченным вами на улице знакомым,предварительно спросите разрешение на это у вашего спутника и, в случае егосогласия, представив его знакомому, можете переговорить с ним в присутствиивашего спутника. Очень невежливо отзывать встреченных вами знакомых от ихспутников (кроме того вы можете натолкнуться на отказ) или отходить от своегоспутника для разговора со встреченным знакомым.
На общественный транспорт распространяется общее правилохорошего тона: женщину, старшего и занимающего более высокое положение следуетпропускать впереди себя. При выходе из транспорта поступают наоборот: мужчина имладший выходят перед женщиной и старшим. Это правило не работает, если речьидет о вышестоящих лицах, которые всегда проходят первыми. Это происходитпотому, что выходящий первым помогает выйти второму, и правило становится бессмысленным,когда речь идет о субординации. Иными словами, подавать руку начальнику привыходе из транспорта не стоит (если он, конечно, не женщина).
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человекведет себя в соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, нои дома.

Список литературы
1.        Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение,1989. — 223 с.
2.        Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд.,перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002.- 320.
3.        Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших исредних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. — 576 с.
4.        Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельностиколлектива. М., 1984, — 216 с.
5.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер»,2000 – 712с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.