Реферат по предмету "Психология"


Психология братско-сестерских взаимоотношений

РЕФЕРАТ
ТЕМА
ПСИХОЛОГИЯБРАТСКО-СЕСТРИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сиблинговая позиция иее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого
Первые идеи по поводутого, что личность ребенка зависит от его позиции среди братьев и сестер,принадлежат А. Адлеру. В настоящее время в англоязычной литературе появилосьмного исследований сиблинговой позиции, и все они носят характер, нетдостаточно глубокого теоретического обоснования зависимости личности отсиблинговой позиции. Предполагается, что дети, Предполагается, что дети,рождаются в семье в определенной последовательности, сталкивается с подобнымопытом и преодолевают его схожими способами, что приводит а формированиюопределенных навыков, состояний и свойств.
Итак, сиблинговаяпозиция (от английского siblings,sibs – братья и сестры в одной семье) –понятие, которое включает в себя формальные характеристики обстоятельстврождения данного человека: порядок рождения, пол и интервал между рождениями.Предположения о связи сиблинговой позиции с личностными особенностями носятвероятностный характер. Тем не менее, многие исследования доказывают, чтосиблинговая позиция при прочих равных условиях определенно влияет на личность,супружеское и родительское поведение, взаимоотношения с друзьями, начальством иколлегами по работе.
Исходя из важной ролисоциального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядокрождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. Аименно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в однихусловиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего илимладшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влиянияродительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления всемье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
По Адлеру, порядокрождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятиеситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции.
Эмпирические данныепозволяют выделить и описать четыре вида позиций.
Единственный ребенок.Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у негонет других братьев и сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Этообстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, частоприводит к частому соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находитсяпод контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главнойособенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Чаще всего– это успешный ребенок с развитыми интеллектуальными способностями,эгоистичный, с недостаточно развитыми коммуникативными навыками, с отсутствиемнавыков заботы. Люди в данной позиции имеют самые низкие значения потребности иаффилитации (принятии другими) и меньше других боятся совершить ошибку.
Первенец (старшийребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать незавидным, пока он= единственный ребенок в семье. Родители обычно переживают по поводу появленияпервого ребенка, поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было какполагается. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он,как правило, наслаждается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своимпоявлением привилегированного положения. Это событие драматическим образомменяет положение ребенка взгляд не мир.
Адлер часто описывалположение первенца при рождении второго ребенка, как полодение «монарха,лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когдастарший ребенок наблюдает, как его младший брад или сестра побеждает всоревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будетсклонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение завозвращение прежней центральной позиции.
Старшийребенок-первенец, от него больше всего ожидают родители, и он чаще всегооправдывает их надежды. Мотивация достижений, академическая успеваемость ипрофессиональная успешность старшего ребенка высоки. Его успешность связана нетолько с родительским ожиданиями, но и с опытом «детронизации» (свержения строна). Этот термин предложен Адлером для описания сильнейших переживанийстаршего ребенка при рождении младшего. В этой ситуации старший попадает вситуацию внезапного переключения родительского внимания, заботы и любви навновь родившегося ребенка, и этот опыт также стимулирует когнитивное имотивационное развитие старшего, так как ребенок старается быть хорошим, умными успешным, чтобы вновь завоевать (или отвоевать) внимание и любовь своихродителей.
Однако, еслиэмоциональная депривация старшего ребенка оказывается слишком сильной, а егоресурс ограничен, могут наступить поведенческие сдвиги в сторону нарушениянавыков, которые уже были сформированы. Например, он может «разучиться»самостоятельно принимать пищу, ложиться спать, могут ухудшиться его вербальныенавыки и навыки «туалетного» поведения.
В силу опыта«детронизации» ребенок, а позже взрослый слишком боится авторитетную фигуру,допустить ошибку. Он рано обучается «читать с лица» эмоции своих родителей,поэтому чувствителен к эмоциям других людей. Он идентифицирован (отождествлен)с родительскими фигурами и несет родительские установки в другие контакты. Старшийребенок имеет ранний и очень важный опыт заботы о другом (младшем), опытпринятия решений, ответственности и лидерства. В результате человека вовзрослом состоянии в сиблинговой позиции «старший ребенок» мы с наибольшей вероятностьюнайдем среди людей, которые возглавляют социальные, политические, научныесообщества. Половина американских президентов и 21 из 23 астронавтов былистаршими с детьми в семье (Ричардсон Р., 1994).
Старший брат средибратьев будет руководить мужскими (воинскими, международными, политическимиорганизациями), старший среди сестер – женскими сообществами (школой,больницей) и далее – согласно описанной логике.
В семейной жизнистарший ребенок будет больше привержен родительским, нежели супружеским, ролям.
Из всех сиблинговыхпозиций наиболее успешен в браке средний ребенок. Важно привести негативныеданные о том, что первенцы составляют значительную группу среди проблемныхдетей; это, возможно, является следствием чрезмерных родительских ожиданий,адресованных первенцу, либо результатом неблагополучно пережитого опыта«детронизации».
Второй (средний)ребенок.
Второму ребенку с самогоначала задает темп его старший брат и старшая сестра: ситуация стимулирует егопобивать рекорды старшего сиблинга.
Благодаря этому нередкотемп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например,второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать и ходить. «Онведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется напару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всехпарах»/
В результате второйребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяетпостоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата и сестры.Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добитьсяпревосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер такжеполагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели,что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, чтоАдлер сам был средним ребенком в семье.
Второй ребенок имеетбольшую зависимость от взрослых и статусных фигур, чаще обращается за помощью,в большей степени ищет одобрения других, очень чувствителен к несправедливости,нечестности и к ошибкам, которые совершают другие по отношению к нему.Поскольку он из-за своего возраста вынужден считать себя менее ловким,малознающим по сравнению со старшим братом, но может проявить способности вобластях, в которых не отличатся старший, например, в спорте, искусстве.Средние дети достаточно коммуникабельны, дипломатичны и успешно работают вгруппе.
Самый младший ребенок.
Младший ребенокнаходится в уникальной сиблинговой позиции в том смысле, что «никто ненаступает ему на пятки», он всегда остается младшим и нередко сохраняетсамоощущение всеобщего любимца до старости. Этот ребенок окружен заботой,поэтому его чувства безопасности, защищенности сохраняется во взрослой жизни.Дети, а позднее и взрослые в сиблинговой позиции – люди с явным преобладаниемпозиции – люди с явным преобладанием позитивных эмоций, хорошим чувством юмора,возможно, со склонностью к детским манипуляциям (с тенденцией обижаться,надувать губы, чтобы добиться своего). Что касается успешности и общеймотивации достижения, в литературе описываются два сценария. Младший ребенок измногодетной семью может иметь сильнейшую потребность в достижении цели, если онвступает в соревнование, а иногда и конкуренцию со старшими. Но если ончувствует себя абсолютно самодостаточным, «купаться в любви близких», то у негомогут не сформироваться рабочие навыки усилия и преодоления, и, столкнувшись свзрослой жизнью, он может стать неудачником и даже алкоголиком. Люди всиблинговой позиции «младшие» наименее успешны в брачных отношениях, режевыходят замуж (женятся), а в случае супружества их брак бывает кратковременным.
Адлер считал, что положениепоследнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда неиспытывает шока «лишения трона» другим сиблингом, и, будучи «малышом» или«баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не толькородителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.
Во-вторых, еслиродители ограничены в материальных средствах, у него практически нет ничегосвоего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи.
В-третьих, положениестарших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, у них большепривилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувствонеполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это,младший ребенок обладает преимуществом: у него высокая мотивация превзойтистарших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом,лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о«борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.
Психологиявзаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях
Многодетной называетсясемья, количество детей в которой пятеро и больше. В Советском Союзе многодетностьпоощрялась (в виде наград – орденов и медалей), так и практически (в видеденежных пособий и предоставления жилья). Многодетность в настоящее время –достаточно редкий случай. Исследования многодетных семей и детей в нихпоказывают, что по сравнению с детьми из одного и двухдетных семей эти детиотличаются сниженным показателем в психодиагностических тестах. Это касаетсяинтеллекта, творческих способностей, социальной адаптации, развития речи ипсихического здоровья. Для объяснения полученных результатов выдвигалисьгипотезы экономического, физиологического («маточной усталости»), генетического(накопленные мутации) характера, с помощью которых тоже не удалось достаточночетко подтвердить факты. Наибольшего внимания заслуживает гипотеза «Воспитательныйи интеллектуальный ресурс семьи» американских авторов Р.Зайона и Х. Маркуса. Согласноэтой гипотезе, интеллектуальный ресурс семьи с рождением каждого следующегоребенка, а степень обогащенности среды, в которую он попадает, снижается.
Практические рекомендациипо воспитанию старших детей при появлении младшего
Если ребенок тяжелопереносит чувство ревности, если он более склонен к регрессии в детстве, чем кгордости за свою «взрослость», а родители при этом постоянно внушают ему, чтоон уже «взрослый», то у него может появиться обратное желание. Возможно, малышусовершенно не хочется быть взрослым, наоборот, он стремится остаться малышом.Поэтому, прежде чем «взрослеть» своего ребенка использовать в воспитательныхцелях, надо найти к этому какие-то мотивы, привлекающие ребенка, вызывающие унего желание ощутить себя взрослым.
Помощь маленькомуребенку при появлении в семье младенца мать и отец могут оказать тем, что дадутему почувствовать себя как бы в роли родителя. В этом ощущении заключаетсяформа «взрослости». Она включает в себя не только чувство гордости за то, чторебенок подрос за последнее время и увидел свои возросшие способности (этоотносится к каждой последующей стадии детства), но и подразумеваетсязначительный шаг по направлению к более взрослой жизни.
Мальчики и девочки ввозрасте от трех до шести лет обычно очень любят изображать маму и папу, дажеесли в их семье нет младенца. Если же появление младенца вызывает у старшегоребенка агрессию, то мама может восстановить равновесие, стимулируя у негожелание, играть в «родителя». Ребенок может избежать болезненногосоперничества, если сам себе внушит, что он давно вышел из младенческоговозраста. Он начинает убеждать себя в том, что не относится к той же категории,к какой относится младший брат или сестра. Его детская ревность, таким образом,становится больше похожа на взрослый альтруизм.
Желание играть рольродителя до трехлетнего возраста обычно выражено у детей довольно слабо.Конечно, нельзя сказать, например, что в два с половиной года это желаниеразвито слабо, а в два года и десять месяцев – сильнее. У всех детей это бываетпо- разному и зависит от пола ребенка, темперамента и его отношений с матерью.
Нет никакого смысланавязывать роль родителя сопротивляющемуся ребенку. Если она ему не нравится,то это только увеличит его нелюбовь к младенцу или он будет считать малышадосадным для себя неудобством. Кроме того, детей нельзя заставлять игратьродительскую роль в течении всего дня. У ребенка должно оставаться достаточновремени для того, чтобы быть со своими сверстниками, играть и возиться сдрузьями.
Родителям не стоитслишком внушать старшему ребенку мысль о том, как интересно заниматься малышом.Старший ребенок чаще всего выбирает роль строгого и осуждающего родителя.Следует учитывать, что ребенок, который от роли ревнивого брата или сестрыпереходит к роли сердитого и раздражительного родителя, в будущем чаще всегостановится мучением как для своих друзей, так и для младших братьев и сестер.
Существует еще однапричина, из-за которой чувство детской ревности к малышу, а родители тактично,с любовью помогают ему постепенно выходить из этого состояния, то его характерв результате только окрепнет. Это связано с тем, что одно время он думал, будтобы младенец встанет между ним и родителями. Он, видимо, что родители уже небудут любить, как раньше, и поэтому чувствовал больше обиды, чем любви, кмладенцу. Но через некоторое время он убеждается, что родители все так жесильно его любят. Будучи уверенным в этом, он сможет все больше и большепривязываться к малышу.
С тех пор как появилсяв семье младенец, старший ребенок заметно меняется. Он проходит довольно-такитрудную стадию развития, которая может его сломить или сделать значительносильнее. Если он уверовал в неизменность родительской любви, то чаще всегостановится более терпимым к другим детям, более спокойным и уверенным в себе.Ребенок
На все случаи жизнисоветы дать невозможно, поэтому родители должны полагаться в первую очередь насвой такт и внимательность. Главное избегать чрезмерного энтузиазма иисключительного внимания по отношению к новому ребенку.
Когда в семьепоявляется новорожденный, родителям надо внимательно следить за поведениемстаршего ребенка, особенно если ему меньше трех лет. Из-за того, что он можетушибить малыша, маме надо быть всегда начеку. Если она занята по хозяйству, амалыш спит, то лучше всего закрывать детскую комнату так, чтобы старшийребенок не мог туда зайти. А ему порой так хочется что-то натворить, удивитьмаму, а может быть, обидеть нового, нежданного для него члена семьи. Нельзязабывать, что если старший ребенок слишком мал, то нуждается в защите, причем взащите самого себя.
Для ребенка полезнавозможность рассказать маме о своих ревнивых чувствах. Только со временемродители понимают, насколько этот метод полезен. Обычно после откровенногоразговора с мамой у ребенка улучшается настроение, он постепенно приходит вравновесие, так как мама помогла ему избавиться от чувства вины. Теперь ему ненадо скрывать своей еще иногда появляющейся неприязни к малышу, можно о нейговорить с мамой, потому что она убедительно показала ребенку свою любовь кнему и желание в любую минуту прийти к нему на помощь.

Список литературы
1.   АдлерА. Помощь родителям в воспитании детей. М., 1992.
2.   АдлерА. //Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности
3.   БенджаминСпок Разговоры с матерью. М.: «Прогресс», 1988.
4.   БодалевА.А., Столин В.В. Семья в психологическом консультации.
5.   БразингтонР. Порядок рождения // Психологическая энциклопедия. Изд. 2-е / Под ред.Р.Корсини, А.Ауэрбаха. СПб., 2003
6.   ДрисколлР., Икстейн Д. Порядок рождения и личности Психологическая энциклопедия. Изд.2-е / под ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха.СПб., 2003
7.   Психологиясемейных отношений: конспект лекций/ сост. С.А. Векилова.М.: АСТ; СПб.: Сова,2005
8.   ФилипповаГ.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М., 2002.
9.   ХаментаускасГ.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
10. ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
11. ЭриксонЭ. Детство и общество. СПб., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценка экономической эффективности внедрения мероприятия увеличения объема производства продукции
Реферат Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи
Реферат Этапы самостоятельной работы с книгой
Реферат Соціально-економічний розвиток Західно-Українських земель у складі Австро-Угорщини у ХІХ столітті
Реферат Сварка. Виды сварки. Контактная сварка
Реферат Личности студента и преподавателя
Реферат Этические нормы поведения в реабилитационной работе с детьми на примере ГУ Социальный приют для детей
Реферат Этнопедагогическая афористика в формировании культуры межнационального общения младших школьников
Реферат Я - планета
Реферат Great DepressionCulture Essay Research Paper Question What
Реферат The Commonwealth Essay Research Paper How did
Реферат Euthanasia Essay Research Paper EuthanasiaIn today
Реферат Жириновский Владимир Вольфович.
Реферат Построение радиолинейной линии связи
Реферат Стихотворение Silentium Восприятие. Истолкование. Оценка.