Введение
Изучение проблемы альтруизма сплетает фундаментальныетеоретические и актуальные практические задачи. Конкретные исследования истокови психологических механизмов альтруизма в перспективе открывают возможностьвлиять на такие трудно управляемые социально-психологические процессы, какморально-нравственное развитие, воспитание, общественная поддержка ивзаимопомощь в экстремальных ситуациях.
Среди неоднозначного спектра исследований альтруизма, снашей точки зрения, выделяется концепция профилей личности по доминирующемуинстинкту В.И. Гарбузова, где альтруизм, как инстинкт добра и гуманизма,морально ограничивает тенденции всех инстинктов, выступая в роли своеобразной«совести», не содержит эгоизма. Высшая ценность для данного профиля личности –Человек.
Альтруизм в системе характеристик личности
Доминирующий инстинкт определяет сущность,индивидуальность личности, второй инстинкт конкретизирует замысел инаправленность доминирующего инстинкта.
Иерархия инстинктов образует профиль личности,обуславливающий иерархию ее ценностей. Инстинкты доминирующей диады определяютнабор ценностей, интериоризируемых личностью. Для типа личности сдоминированием инстинкта альтруизма и инстинкта сохранения достоинстванаибольшее значение в иерархии ценностей имеют: честь, духовноесамосовершенствование, сочувствие человеку в беде, любовь к природе.
Основываясь на положениях концепции В.И. Гарбузова, намибыло проведено эмпирическое исследование. Цель которого заключалась в выявлениивзаимосвязи между доминирующими инстинктами (методика Гарбузова) и особенностьюиерархии ценностей личности психологов (методика Шварца). В исследованиипринимали участие студенты 1-3-5 курсов социально-психологического факультета(всего 105 человек). Результаты позволили выявить взаимосвязь между иерархиейинстинктов и набором ценностей личности: изменчивость расположения инстинктаальтруизма в диадах личности (у студентов 1 курса-третья диада, у студентоввыпускного курса-вторая) взаимосвязана с выбором личностью соответствующихценностей.
Таким образом, альтруизм является особымструктурообразующим компонентом психологической структуры личности будущего психолога,«снимает» эгоцентризм доминирующих инстинктов, обуславливает интериоризациютаких ценностей, как: совесть, милосердие, сопереживание, любовь,справедливость, ответственность, — гуманизируя направленность личности в целом.На наш взгляд, именно особенности учебно-воспитательного процесса студентовсоциально-психологического факультета влияют на возрастание воздействияальтруизма в инстинктивной сфере на инстинкты, направленности личности.
Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная.Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смыслв юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто несовпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точкизрения науки. Однако и научные исследования любви несколько эклектичны и малопредставлены в психологии. Поэтому решение поставленной проблемы являетсяактуальной задачей психологии.
Методологической основой исследования являются теорииК.Э. Изарда, описывающего любовь как фундаментальное чувство, которое включаетпаттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов; Эверилла, понимающего любовькак комплексное явление, имеющее психологические, социальные, биологические идругие компоненты; П. В. Симонова сводящего любовь к потребности,сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями общества;С. В. Петрушина рассматривающего любовь как способность.
В работе использовались методы анализа теоретическихисточников по поставленной проблеме, эмпирическое исследование с помощьюассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, контент-анализа,метода незаконченных предложений, рисуночной методики «Нарисуй любовь»,анкетирования.
В результате анализа теоретических источников быловыяснено, что существует множество определений любви. На основе разборавзглядов различных исследователей нами было сформулировано следующееопределение любви: любовь — это комплексное явление, сформированное подвлиянием биологических и социальных факторов, которое включает наборхарактеристик, относящихся к эмоциональной, когнитивной имотивационно-потребностной сферам психики, и проявляется в определенномповедении по отношению к объекту любви.
Исходя из изучения развития любви в онтогенезе, можносделать вывод о том, что наиболее полно любовь как комплексное явлениераскрывается в юношеском возрасте, поскольку на данном этапе наивысшего уровнядостигает психическое развитие, полностью формируются ценности человека, егомировоззрение, он усваивает приемлемые паттерны поведения в обществе. Кромеэтого, юность является периодом эмоциональной сензитивности: в этот периодинтенсивно реализуются все те потенции эмоциональности человека, которыезаложены в его натуре. Именно это и обусловливает особую значимость любви дляюноши.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов.На первом этапе нами были намечены методы изучения проблемы, исходя из ихсоответствия задачам исследования и методологической основе.
На втором этапе в исследование было включено четыре извыбранных методов: ассоциативный метод, метод незаконченных предложений,анкетирование с помощью опросного листа Н.Ю. Рыжовой, проективная методика«Нарисуй любовь». С их помощью мы получили данные о протекании ассоциаций сословом «любовь», особенностях восприятии любви студентами.
На третьем этапе выделялись наиболее часто встречающиесяассоциации, по результатам их анализа был составлен список из 63 понятий,расположенных в случайном порядке, необходимый для дальнейших исследований.
На четвертом этапе было проведено исследование с помощьюметода семантического дифференциала, в результате которого были полученычисловые данные, отражающие близость выделенных понятий к понятию любви.
На пятом этапе проводился суммарный подсчет и анализрезультатов исследования, контент-анализ данных, полученных в процессе изученияособенностей представлений о любви с использованием метода незаконченныхпредложений.
Исследование проводилось на базе факультета психологииВладимирского Государственного Гуманитарного Университета. В нем принялиучастие студенты 1-4 курсов: юноши и девушки в возрасте 17-23 лет, всего 81человек.
В практическом исследовании на основе теоретическогоанализа и эмпирического исследования была представлена структура любви,включающая эмоциональный, когнитивный, поведенческий,мотивационно-потребностный, ценностный и физиологический компоненты. Кромеэтого, было выяснено, что при работе с методиками, требующими количественнойоценки определенных категорий, испытуемые описывают «идеальную» любовь, причемв более близкие к любви понятия включаются наиболее желательные атрибуты любви,а нежелательные, оказывающие негативное влияние на человека, попадают вкатегорию слабосвязанных и отвергаемых.
В результате изучения представлений о любви с помощьюконтент-анализа был сделан ряд выводов. Прежде всего, большинство испытуемыхпонимает любовь как чувство, то есть признают эмоциональную природу любви.Система представлений студентов о любви соотносится с представленной намиструктурой. При этом эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонентыявляются наиболее существенными в строении представлений о любви, в то времякак остальные компоненты не осознаются или мало осознаются испытуемыми.
При анализе предложений, касающихся любимого человека,были определены его основные признаки с точки зрения испытуемых. При этомосновными характеристиками любимого человека представляются те, которыепозволяют комфортно рядом с ним себя чувствовать любящим людям. Признаки,которые характеризуют действия или отношение, любящего по отношению к любимомуупоминаются реже.
По результатам исследования восприятия любви с помощьюметодики «Нарисуй любовь», были получены данные, позволяющие говорить о том,что большинство студентов предпочитают в любви следовать общепринятымтенденциям и понимают ее как чувство. При этом здесь, кроме положительных,проявились и отрицательные характеристики любви. Это может свидетельствовать отом, что, в отличие от работы с методиками, требующими количественной оценкиблизости понятий к понятию любви, где испытуемые пытались охарактеризоватьидеальную, по их мнению, любовь, в рисунках они отображали свой реальный жизненныйопыт.
Психологические особенности альтруизма личности
Успех как социально-психологический феномен являетсяодной из ведущих жизненных ценностей человека. Потребность в успехе являетсяодной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивациядостижения, стремление личности к самосовершенствованию, потребность всамоактуализации, в желании достичь большего, преодолев ранее достигнутыйуровень и др.
Ведущими факторами, определяющими успешность человекаявляется степень его самосознания и самоприятия, а также осознаниесмысложизненной необходимости приложения определенных усилий для достиженияличностной комфортности и социального признания.
Проблеме мотивации и достижения успеха посвящено большоечисло монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев,В.С. Мерлин, П.М.Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А.Маслоу, Х. Хеккаузен и др.). Обилие литературы по данной проблемесопровождается и многообразием точек зрения на их природу.
В психологии создана и детально разработана теориямотивации достижения успеха и избегания неудач. Основателями этой теориисчитаются Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен.
Изучение проблемы исследования психологическихособенностей личности, мотивированной на успех, особенно становится актуальнойв период проводимых реформ. В современных условиях развития нашего обществаособенно востребованы специалисты нового типа: активные, инициативные,предприимчивые, коммуникабельные, обладающими профессиональными компетенциями иориентированные на мотивацию достижения успеха во всех областяхжизнедеятельности. Особенно это становится важным для вузов, готовящихспециалистов психолого-педагогических специальностей, т.к. от того, какиеспециалисты придут в современную, реформируемую средне-образовательную школу,во многом зависит не только качество подготовки выпускников школ, но и ихличностное развитие.
Целью нашего исследования явилось изучениепсихологических особенностей современных студентов педагогического вуза,ориентированных на достижение успеха. Мы, предположили, что личность,ориентированная на успех, очень активна и инициативна и при встрече спрепятствием ищет способы их преодоления и отличается настойчивостью вдостижении цели, планируя свое будущее на большие промежутки времени.
Проведенное исследование показало, что, психологическиеособенности личности, мотивированной на успех, связаны с направленностьюличности, ее самооценкой, уровнем притязаний, локализацией уровня субъективногоконтроля, интеллектом, мобильностью, гибкостью, позитивным отношением к своемууспеху.
Для личности, мотивированной на успех, характерны такиеособенности, как: четкое осознание целей и задач, направленных на реализациюличных и профессиональных решений; стремление к приобретению знаний и навыковэмоциональную удовлетворенность процессом и результатом жизнедеятельности.
Заключение
Современное институтское образование должно стремиться кформированию специалистов нового типа – профессионалов, ориентированных науспех. Этому во многом способствует личностно-ориентированный подход, делающийставку на активность, творческую инициативность, самостоятельность современныхстудентов.
Альтруизм, как обостренное чувство совести, способностьсопереживать, понимать других, способность к терпимости по отношению к другим,к их верованию, традициям, потребностям, притязаниям, способность к компромиссу- духовная одаренность, развивающаяся волей самой личности в противовес е.эгоизму, что особое значение приобретает для личности будущего психолога.
Список литературы
1. Антилогова Л.Н. (2009) Психологические механизмы развития нравственногосознания личности. Омск.
2. Гарбузов В.И. (2004) Практическая психотерапия, или как вернуть ребенкуи подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера.
3. Гидлевский А.В. (2004) Философские и естественнонаучные основысовременной теории нравственности. Омск.
4. Климов Е.А. (2006) Психология профессионала. М.: Институт практическойпсихологии, Воронеж: МОДЭК.
5. Горобец Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненнойстратегии /Т.Н. Горобец// Мир психологии. 2006. — № 1. – С.230-241.
6. Несына С.В. Романтическая любовь в ранней юности как психологическоеявление. Автореф. дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2004. – 198 с.
7. Пек М.С. Непроторенная дорога: новая психология любви, традиционныхценностей и духовного развития. – К.: София, Ltd., 2009. – 320 с. – ISBN5-220-00266-x
8. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: Речь,2006. – 144 с. – ISBN 5-9268-0334-9
9. Розенова М.И. Опыт психологического исследования представлений о любвина уровне обыденного сознания. /М.И. Розенова// Мир психологии. – 2006. — № 1.– с.241-254.
10. Рыжова Н.Ю. Отношение к любви и браку у представителей различныхпсихологических типов личности. — Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.:МосГУ, 2006. – 221 с.
11. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. – М.: Педагогика,2009.
12. Гордеева Т.О. (2006) Психология мотивация достижения. М.: Академия.
13. Ильин Е.П. (2006) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер.
14. Коваленко Е.П. (2008) Психология успеха. СПб.: Нева.
15. Менегетти А. (2009) Психология лидера. М.: Владос.
16. Хекхаузен Х. (2009) Психология мотивации достижения. СПб.: Речь.