ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИНЯТИЕ ОТЦОВСТВА В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯРЕБЕНКА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1
1.1 Из историивопроса
1.2 Отношениек женщине
1.3Детско-родительский опыт
1.4 Отношениек детям
1.5 Личностныеособенности будущих отцов
Глава 2
2.1Исследование проблемы психологической готовности к отцовству
2.2 Результатыисследования
Заключение
Литература
Приложение 1 «Результаты опроса потесту-опроснику на выявление личностных качеств, проявляемые в различныхжитейских ситуациях»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существуетбольшое количество исследований, посвященных изучению роли матери, влиянияматеринства на личностное развитие женщины и ребенка. В тоже время остаютсямало изученными вопросы, касающиеся роли отца в развитии, воспитании исоциализации ребенка, недостаточно разработана тема формирования отцовства,психологических условий развития личности отца.
Отцовство, в литературе,исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений истереотипов, в аспектах гендерной психологии, психологии личности, как фактор,влияющий на изменения личностных характеристик, а также в рамках детскойпсихологии, исследуется влияние отца на развитие личности ребенка (АбрамоваГ.С., 1997; Werneck H.,2001).
В России на фоне падениярождаемости, увеличения частоты ранних, а также внебрачных рождений, ростачисла отказов от детей и даже их убийств, нарастания эмоционального отчуждениямежду членами семьи, — проблема взаимодействия отца и ребенка остается менееосвещенной. Доля внебрачных рождений (на 100 родившихся) выросла с 1960 по 2001год с 13,1 до 28,8. В 2003 году они составили 29,7% общего числа новорожденных.Кроме того, нужно иметь в виду, что только треть внебрачных рождений признаетсяотцами. Все больше детей воспитывается в незарегистрированных браках (к 1996году в них состояло 14% женщин, в 1999 году — 17,4%, а в 2003 году уже около22%). Число браков на 1000 населения уменьшилось с 1979 по 2002 год с 10,6 до6,7. В сочетании с увеличением количества разводов (показатель в России один изсамих высоких в мире), это способствует росту социальной и психологическойбезотцовщины. Заметно ослабели и психологические установки на рождение детей.
В связи с этим целью нашей работыявляется выяснение психологического состояния будущего отца в периодбеременности супруги.
Для достижения цели, необходиморешить следующие задачи:
· Изучить теоретические источники по проблеме;
· Рассмотреть факторы, влияющие на психологическую готовность отцак рождению ребенка;
· Провести исследования психологической готовности будущих отцов крождению ребенка;
· Проанализировать полученные результаты исследования, сделатьвыводы.
Методы, используемые в работе,таковы: анализ теоретических источников, анкетирование и тестирование.
Объектом исследования стали 36супружеских пар, ожидающих рождения ребенка.
Предметом изученияпсихологические изменения, происходящие с мужчинами в период беременности жены.
Гипотеза работы такова: чем лучшеотносится к себе мужчина, тем легче ему принять беременность жены и будущееотцовство.
ГЛАВА 11.1 Из истории вопроса
Началом формирования институтаотцовства можно считать период возникновения частной собственности, когда появиласьестественная необходимость передать ее в наследование одному из сыновей. В этоже время за мужчиной — хранителем традиций — закрепляется функция обеспеченияженщин и детей. Поскольку стереотипы родительского поведения мужчины имеютсоциальные корни и зависят от обучения, то без соответствующих социальныхусловий такое поведение может легко исчезнуть. А психологическое содержаниероли отца во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины вродительской семье, того какую модель отцовства он видел в своей семье вдетстве.
До недавнего времени широкоераспространение имела традиционная модель. В ней отец — кормилец,персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример дляподражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни.Отцовская роль заключалась прежде всего в ответственности за воспитание сына. Втрадиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой дляотцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимаетважные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболееумелый, опытный, сведущий. В настоящее время такая модель отцовства встречаетсяв различных интерпретациях в обществах, где сохраняются традиционные видыхозяйственной деятельности.
Изменения в структуре семейныхотношений начались с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возрослапрофессиональная занятость женщин. Это привело к существенным изменениямжизненной позиции женщины и ее положения в семье. Раньше наблюдалась полнаясоциальная и экономическая зависимость женщины от мужа. В современной семьероль главы и кормильца семьи часто берет на себя женщина. При этом она всебольше времени проводят вне семьи, и перед супругами встают вопросы не толькораспределения домашних обязанностей, но и обоюдного участия в воспитании детей.
Новый взгляд на гендерные роли сростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной моделиотец играл вспомогательную роль в первые годы жизни ребенка. В 80-е гг. образотца стал меняться. В странах Европы и США социологи и психологи обозначили»новый образ мужчины", который был прямо противоположентрадиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленькимдетям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы,умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.
Появление современной моделиотцовства стало возможным с связи с социальными изменениями в обществе:равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Американскиепсихологи утверждают, что успешное отцовство характеризуется активным участиемв воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Такие отцыне отчуждаются от активного участия в воспитании ребенка. Они менее суровы, азначит, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими«чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо болеетребовательными и строгими родителями, однако такое воспитание имеет многонегативных последствий, не отражает заботы о ребенке, и в конечном итоге,повседневное воспитание остается переложенным на плечи жены.
Исследований процессаформирования отцовского отношения явно недостаточно. Тем не менее, можно выделитьнекоторые ключевые факторы его формирования – это идентификация с собственнымотцом, желание иметь ребенка, положительный отклик на беременность жены,желание защитить своего ребенка, чувство гордости и ответственности за него.
На основании вышесказанного,рассмотрим несколько факторов, из которых складывается психологическаяготовность к отцовству. Этими факторами являются:
· Отношения к женщине;
· Детско-родительского опыта;
· Отношения к детям;
· Личностных особенностей мужчины.1.2 Отношение к женщине
Для будущего отца не менееважным, чем для будущей матери, является взаимодействие с собственной матерью. Наиболееважным во взаимоотношениях с матерью является возрастной период мальчика дотрех лет. Л.С.Выготский считал подражание источником возникновения всехспецифических человеческих свойств сознания и видов деятельности. Содержаниеподражания, начиная с трехлетнего возраста, представляет собой моделированиеповедения взрослого.
В культуре многих народов былопринято создавать особые благоприятные условия для беременных женщин. В ДревнемКитае существовали пренатальные (предродовые) клиники, где женщин окружалипокоем и красотой. В Древней Индии беременные занимались искусством, проводиливремя в медитациях, а еду употребляли освященную в храме. На Руси было принятоисполнять желания беременной, так как полагали, что они исходят отнеродившегося младенца, которого почитали за ангела. При ощущении первыхшевелений ребенка мать должна была читать молитву «Богородице Дева, радуйся».Такие традиции основывались на вере в то, что возвышенное и благостноесостояние души женщины способствует формированию здорового и талантливогоребенка.
Эмоциональная жизнь женщины впервые месяцы беременности часто наполнена взлетами и падениями. Легкопоявляются слезы. Беременная может испытывать мучительные физические ощущения:страдать от изжоги и запора, тошноты и рвоты. Неприятные реакции организмамогут быть спровоцированы табачным дымом, резкими запахами мужского одеколонаили некоторых продуктов, духотой в комнате.
На недомогания и обостреннуючувствительность жены мужчины реагируют по-разному. Встречаются отцы, которыенастолько вживаются в состояние супруги, что сами испытывают тошноту, рвоту,изменение аппетита, прибавление в весе.
Другие пытаются повлиять на жену,настойчиво требуя от нее соблюдения всех рекомендаций, строгой диеты и оберегаяот любых забот и движений. Третьи вовсе не обращают внимания на«причуды» будущей мамы — все, мол, женщины через это проходят, иничего. Многие мужчины испытывают чувство растерянности перед непривычнымповедением жены, что может привести к ощущению одиночества, стремлениюотдалиться от дома и даже ревности к супруге.
Чтобы прожить этот переходныйпериод спокойнее и вынести из него не отрицательный, а прекраснейший опытвзаимодействия, лучше как можно раньше совместными усилиями искать путипредупреждения и разрешения напряженных ситуаций. 1.3 Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являютсядля индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роличастично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется всобственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависитот того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»;«между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямаязависимость – супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичныродительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьмив их семьях» (Т.И. Дымнова, 1996).
Такие компоненты родительскогоотношения как ценность родительства, ценность ребенка, целый ряд поведенческихи эмоциональных реакций по отношению к детям, даже желание иметь определенноеколичество детей, формируются под действием той модели, которая принята вданной культуре и воспринята конкретным индивидуумом.
Процесс становления родительскогоотношения связан с двумя основными периодами – до рождения собственного ребенкаи после его рождения. Первоначально основными механизмами формирования родительскогоотношения являются интериоризации моделей родительского поведения, закрепленныхв культуре, и идентификация с родителем того же пола. При этом период ожиданияребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущиеродители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогутвести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать. Вдальнейшем основным механизмом формирования родительского отношения являетсясопоставление образа идеального родителя (Я-идеальное) с представлениями о себекак о родителе (Я-реальное), результаты сравнения могут оказывать влияние навсе компоненты родительского отношения.
Респонденты отмечали, что главныеизменения, произошедшие в их жизни с рождением ребенка – это «появлениенастоящей семьи», «наш брак превратился в семью» и т. д. Для мужчин, как мы ипредполагали, значимо более важным, чем для женщин (23,3% и 0%, соответственно)являются мотивы самоизменения – желание продолжить свой род, реализоваться вребенке. Пытаясь определить ценность ребенка в данный момент, отцы чащеговорят, что ребенок – их частица, продолжение, просто «мой ребенок». Такимобразом, мотив, связанный с отношениями с партнером, является наиболеезначимыми как для мужчин, так и для женщин, при этом для женщин этот мотив — безусловный лидер, а для мужчин также очень значимыми являются мотивы изгруппы, которую мы условно назвали «мотивы самоизменения».
Интересно, что модели материнстваи отцовства отличаются скорее функционально, нежели по личностнымхарактеристикам. Оказалось, что мать должна давать ребенку любовь, заботу,ласку и понимание, а отец – защиту, чувство безопасности образование иматериальное обеспечение. Причем, так считают и мужчины, и женщины. Функцииотца и матери разнятся, выступают как взаимодополняющие друг друга, ихличностные характеристики во многом схожи.
Таким образом, воспитательнаясреда оказывает влияние на формирование психологической готовности юношей котцовству.
В полной семье, где представленыобе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, юноши имеют болеереалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют какразвитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативыребенка.
Юноши из неполных семей в целомхарактеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству.Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность, а такжесочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей склонны кчрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости. 1.4 Отношение к детям
С точки зрения Э.Фромма отцовскаялюбовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная»,условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь, в отличие отматеринской, не является врожденной, а формируется на протяжении первых летжизни ребенка. Ребенку надо очень постараться, ведь он должен соответствоватькаким-либо идеальным социальным требованиям, отцовским ожиданиям в отношенииспособностей, достижений, успешности, которые может быть не были реализованысамим отцом. И тогда ребенок может заслужить отцовскую любовь. Любовь отцаслужит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В своем ребенке отецвидит возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционныминормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителятрадиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социальногоконтроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А.Адлерароль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной наразвитие социальной компетентности. Если мать развивает эмоциональную сферупотребностей ребенка, дает ему возможность ощутить любовь, то отец проторяетребенку путь к человеческому обществу. Отец открывает для ребенка внешний мир,формирует социально полезные цели и идеалы, участвует в профориентации.
Как отмечает А. Греймс:«Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же заботапобуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».
Традиционная роль отца выглядитотстраненной от участия в повседневной жизни ребенка. Такая отстраненностьчасто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующиегоды вплоть до отрочества и юности. Эмоциональные и личностные контакты смалышом должны быть налажены с раннего детства. Тогда, впоследствии, не будеттрудностей во взаимопонимании между отцами и детьми, а у ребенка сформируетсячувство доверия и привязанности к отцу.
Проблема установления контактовмладенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежнымипсихологами. Отцы, которые присутствовали в момент родов, говорят, что онипрактически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем,гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместныепереживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности междумужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов материстановится новорожденный.
По результатам психологическихисследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни,показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастаютболее эмоционально отзывчивыми. А у родителей отмечается согласованность в целяхи методах воспитания, а также единство мнения в принятии решений по вопросамвоспитания ребенка.
Психологами было отмечено, чтоотношение отцов к младенцам отличается от материнского. Отцы стремятся принятьактивное участие в заботе о ребенке. Они играют с ребенком, тогда как материобычно пеленают, купают и кормят его. Ухаживания отца за ребенком проходятобычно в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы культивируютэнергичные игры, которые направлены на физическое развитие ребенка. Они любятподбрасывать малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «покочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матерямсвойственна большая осторожность и нежность в общении с малышом. Мамы нежно разговариваютс ним, поглаживают, бережно носят на руках.
Отцы, у которых установилисьсильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем нетеряют контакта с ребенком, и могут приспосабливаться к изменяющимся потребностями интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы оказывают большеевлияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются наих мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые,разносторонние взаимоотношения.
1.5 Личностные особенности будущих отцов
Личностные характеристикиидеального отца и идеальной матери похожи между собой. Идеальный родитель – этодоминантный, уверенный в себе человек, волевой, но достаточно зависимый, оченьобщительный, ориентированный на мнение окружающих, жертвующий собой ихарактеризующийся гиперсоциальными установками, т.е. акцентуированная личность.Идеальная мать более дружелюбна и менее доминантна, чем идеальный отец, хотя вцелом роли выглядят взаимозаменяемыми, а не взаимодополняющими.
Таким образом, тенденция ксближению гендерных ролей оказывает влияние и на представления о родительскомотношении. Современные модели материнского и отцовского отношения различаютсяфункционально. Личностные особенности представляются в значительной степенисхожими. Детоцентристские установки достаточно сильны. Само понятие «семья» немыслится без наличия детей. При этом установка: «Дети – это смысл жизни», — является скорее стереотипом и социальным регулятором прокреативного поведения.
Несмотря на существующуюродительскую любовь, ее проявления очень разнятся в том, насколько часто иоткрыто родители выражают это чувство.
Для нашей культуры внешнеепроявление нежности отца к своему ребенку не характерно. На прогулке папа редкодержит за руку сына — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будтопапа просто сопровождает ребенка. А такие проявления заботы и любви, какобъятия, похвала, участие и расспросы о проведенном дне, делах в детском саду ишколе, удивление или восхищение поделкой или постройкой, умением танцевать илирассказывать стихотворение — совершенно не свойственны для большинствасовременных отцов.
В наши дни любовь отца к ребенкучаще всего подменяется дорогой покупкой. Но любовь измеряется не стоимостьюигрушки, а вниманием, участием, пониманием, общностью интересов ребенка и отца.Папа не просто кормилец, он первооткрыватель внешнего мира для ребенка, а такжепомощник в формировании самооценки и уверенности в себе.
В современном воспитаниипоявилась негативная особенность — преобладание порицания над похвалой. Многие отцыдумают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать иименно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам уребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие отматери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого»поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, нои личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется надругих людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающихнегативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен дляразвития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Авторитарный отецбезаппеляционен в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любоенаказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека наготовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могутвременами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. Врезультате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его непринимают, не одобряют. В конечном счете, такая роль отца в воспитании можетпривести ребенка к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведениидетей появляется напряженность. Любая новая или неясная ситуация ассоциируетсяу них с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышеннойтревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возрастаочень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает втревожном состоянии.
Однако, даже ругая и наказываяребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к немуполное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят кнеобратимой деформации его образа «Я».
ГЛАВА 22.1 Исследование проблемы психологической готовности котцовству
Данное исследование проводилосьна базе женской консультации ЦГБ города Качканар в период с июня по сентябрь2008 года.
Объектом исследования были 36 мужчин,готовящихся стать отцом.
Для исследования былииспользованы следующие методики:
· Анкета для супружеских пар, готовящихся к осознанномуродительству.
· Пятифакторный тест-опросник для выявления свойств личности,проявляющихся в тех или иных жизненных ситуациях.
· Методика исследования самоотношения Р.С.Пантелеева.2.2 Результаты исследования
Анкетирование проходило в началепсихопрофилактических занятий по подготовке супружеских пар к рождению ребенкаи по окончании.
В анкетировании участвовалибудущие отцы от 22 лет до 31 года.
Стаж совместной жизни опрошенныхс супругой составил от 2-х до 8-ми лет. 78% респондентов ответили, что их бракзарегистрирован; 64% опрошенных планировали появление ребенка.
В воспитании респондентовпринимали участие отец (70%), мать (98%), бабушка и дедушка (42%), дядя и тетя(34%), братья и сестры (43%).
Непосредственный начальникимеется у 97% опрошенных мужчин.
Говоря о степениудовлетворенности, респонденты отмечали некоторые неудовлетворяющие моменты вматериальном положении, знаниях о развитии ребенка, уровне своего образования,своих отношениях с отцом. И были почти удовлетворены своими способностямиухаживать за ребенком, собственным социальным статусом, отношениями с друзьямии своим образом жизни в целом.
В отношении женынеудовлетворяющие моменты присутствовали в ее психоэмоциональном состоянии, аинтимно-сексуальные отношения и изменения внешности признаны вполнеудовлетворяющими.
В отношениях с родителяминеудовлетворяющие моменты отмечены в отношениях с отцом, и родителями вообще вдетстве; отношения с матерью признаны почти удовлетворительными.
В отношении отца естьнеудовлетворенность в оправданности наказаний, применяемых в детстве; многиереспонденты затруднились с оценкой удовлетворенности играми с отцов вдошкольном возрасте.
Нейтральное отношение испытываетбольшая часть опрошенных к обоснованности требований своего начальника.
Также эти данные говорят осуждениях будущих отцов, которые оценивают себя после рождения ребенка, какболее ответственных, более терпимых, чем до рождения ребенка. Их констатацияизменений в отношении к ним окружающих может быть интерпретирована, каксвидетельство дальнейшей социализации.
Следующий тест-опросникразработан таким образом, что каждый ответ на вопрос имеет свой балл. Чем вышебалл, набранный в итоге при ответе на вопросы опросника, тем лучше мужчинаотносится к предстоящему отцовству.
На основании полученныхрезультатов по тесту-опроснику можно констатировать, что мужчины (будущие отцы)более удовлетворены жизнью (см. Приложение 1), верят в удачу и рискуютвзвешенно; им свойственен большой самоконтроль; они более склонны к соблюдениюсоциальных норм и правил поведения, терпимы и ответственны; менее подозрительны;более практичны (рис.1), что соответствует выделенным на основе анализатеоретических источников критериям развития личности и параметрам личностногоразвития.
/>
Рисунок 1. Свойства личности мужчины, проявляющиеся в различных жизненных ситуациях.
Синим цветом обозначены свойстваличности, направленные на окружающих; красным – отношение к себе. Диаграмманаглядно представляет, что у 48% будущих отцов уже присутствует психологическаяготовность к появлению ребенка.
Семейные психологическиеконсультации, тренинги и психопрофилактические занятия для супружеских парнормализуют психологическое состояние будущих отцов, значительно укрепляютэмоциональную связь матери и отца с ребенком.
На основании результатов «Методикиисследования самоотношения» можно сказать следующее.
Первый фактор «закрытость –открытость (или внутренняя честность)» показывает повышенный балл, что соответствуетпредрасположенности к выраженной мотивации социального одобрения иликомфортности.
Фактор второй «самоуверенность»показывает повышенный балл, что говорит об отношении к себе, как уверенному,самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себяуважать.
Третий фактор «саморуководство»показывает повышенный балл. Это отражает представление человека о том, чтоосновным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, таки собственной личности, является он сам. Такой человек считает, что его судьбанаходится в его руках, испытывает чувство обоснованности и последовательностисвоих внутренних побуждений и целей, способен эффективно управлять и справлятьсяс эмоциями и переживаниями по поводу самого себя.
Четвертый фактор «отраженноесамоотношение» показывает повышенный балл. Это говорит о том, что личностьсубъекта, его характер и деятельность способны вызывать у других уважение,симпатию, одобрение, понимание и т.п. чувства.
Пятый фактор «самоценность» имеетсредний балл. Это отражает ощущение ценности собственной личности субъектов и,одновременно, говорит о сомнении в ценности собственной личности, недооценкесвоего «Я».
Фактор шестой «самопринятие»имеет повышенный балл. В основе фактора лежит чувство симпатии к себе, согласиясо своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, каков ты есть, пустьдаже с некоторыми недостатками.
Фактор седьмой«самопривязанность» имеет повышенный балл. Этот фактор отражает желаниеизменяться по отношению к наличному состоянию. Хотя присутствует некотораяригидность Я-концепции, консервативная самодостаточность и некотороесамодовольство.
Восьмой фактор «внутренняяконфликтность» имеет пониженный балл. Это говорит о тенденции к закрытости,поверхностном самодовольстве и отрицании проблем.
«Самообвинение» — однополюсныйпервичный фактор, имеющий самостоятельное значение в системе самоотношения. Внашем случае он имеет пониженный балл. Такой субъект не ставит себе в винупромахи, неудачи и собственные недостатки. Он не склонен к самообвинению инегативным эмоциям относительно «Я».
Взаимосвязь первичных факторовсамоотношения показана через три значимых обобщенных (вторичных) фактора:самоуважение, аутосимпатию и самоуничтожение (рис.2).
/>
Можно говорить, о том, что и покритериям «Методики исследования самоотношения» рождение ребенка для даннойгруппы мужчин связано с развитием личности отца, так как нами были выявленывозрастание ответственности, терпимости и более выраженное социальное мышлениеу будущих отцов по сравнению с мужчинами, не имеющими детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует психологическая связьмежду сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личностиродителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцамипоздних детей.
Основная психологическаятрудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодымматерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения сребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стилевоспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию), имсвойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силойзахватывает их именно в первые годы жизни ребенка.
Характеризуя отцовскую любовьзрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить,передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником,то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы болееэффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. Всоприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность испособность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняяэнергия и сила.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н. Психология отцовства. Практические рекомендации для пап//Виноград. – 2008. — №9
2. Белогай К.Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторыформирования родительского отношения. Кемерово: КГУ. – 2002. – 191 с.
3. Иглина Н.Г, Магденко О.В., Калиниченко Н.А. Психологические особенностиформирования отцовства. Новосибирск: НГПУ, 2001. – 428 с.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.:Питер. – 2002. – 678c.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы ккурсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,1988. – 208 с. – (Психол. наука – школе).
6. Ланцбург М.Е. Семья в ожидании ребенка. М., 2005. – 386 с.
7. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка.Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С.121 — 128
8. Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение,организация.//Материалы Росс. Конференции 26–28 мая 1999 г.,Санкт-Петербург-Иваново, 2000.
9. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Научные предпосылки к анализу проблемыотцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. –Курган, 2005. — №1
10. Овчарова Р.В., Демчук Н.А. Влияние структуры родительской семьи напсихологическую готовность юношей к отцовству // II межрегиональная конференция«Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки ипрактики». — Казань, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Результаты опроса по тесту-опроснику на выявление личностныхкачеств, проявляемые в различных житейских ситуацияхВыбранное утверждение Кол-во респондентов, ответивших утвердительно 1. Мне не очень нравиться заниматься физкультурой, я не люблю физические нагрузки 56% 2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком 61% 3. Иногда я позволяю себе быть неряшливым 67% 4. «Мелочи жизни» меня не тревожат 89% 5. Часто новое вызывает у меня раздражение 50% 6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит 58% 7. Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек 56% 8. Моя комната всегда аккуратно прибрана 61% 9. Я не обращаю внимания на мелкие проблемы 81% 10. Мне нравятся неожиданности 39% 11. Я не могу долго оставаться в неподвижности 78% 12. Иногда в шутку я задеваю самолюбие других 64% 13. Я не очень обязательный человек 56% 14. Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь 67% 15. Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны 50% 16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения 72% 17. Я люблю поспорить с окружающими 69% 18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу 75% 19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения 39% 20. Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир 69% 21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу 53% 22. Каждый должен уметь позаботиться о себе 58% 23. Я очень старательный во всех делах человек 53% 24. Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле 78% 25. Я редко увлекаюсь фантазиями 89% 26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям 67% 27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать 61% 28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе 53% 29. Я легко привыкаю к новой обстановке 72% 30. Я не люблю тратить свое время на размышления 75% 31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми 67% 32. Большинство людей добры от природы 47% 33. Люди часто доверяют мне ответственные дела 53% 34. Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем 56% 35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность 56% 36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых 78% 37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся 56% 38. Я требователен и строг в работе 67% 39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе 47% 40. Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными 78% 41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях 92% 42. Большинство людей честные, и им можно доверять 53% 43. Я обычно работаю добросовестно 69% 44. Мне невозможно испортить настроение 75% 45. Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства 69% 46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем 83% 47. Иногда мне нет дела до интересов других людей 67% 48. Я предпочитаю принимать решения быстро 78% 49. У меня высокая самооценка 86% 50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние 56% 51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности 64% 52. Я не всегда разделяю чувства других людей 67% 53. Я обычно контролирую свои чувства и желания 47% 54. Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня 72% 55. Я редко обращаю внимание на чужие переживания 69% 56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации 58% 57. Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей 72% 58. Иногда я покупаю вещи импульсивно 75% 59. Обычно я чувствую себя нужным человеком 72% 60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя 72% 61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание 81% 62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать 67% 63. Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков 72% 64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения 69% 65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми 58% 66. Я привлекателен для лиц противоположного пола 83% 67. Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный 61% 68. Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы 61% 69. Мое настроение легко меняется на противоположное 58% 70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра 83% 71. Мне нравится выглядеть вызывающе 53% 72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим 42% 73. Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции 67% 74. Меня трудно вывести из себя 72% 75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое 44%
Красным цветом выделены теответы, которые имеют положительное значение баллов, чем выше данный балл, темлучше мужчина относится к предстоящему отцовству.