1. Общение как категория общей психологии
1.1 Анализ подходов к изучению понятия «общение»Проблема общениявсегда была в фокусе внимания наук о человеке. Но за последние 20–25 лет даннаяпроблема стала одной из наиболее популярных в различных областях психологии. Еёвыдвижение на первый план связано со стремлением понять сущность общения каксредства с помощью которого человек реализует свои отношения с миром.Одним из первыхкоснулся решения этой проблемы К. Маркс. Именно ему удалось показать «какимобразом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природетребующий «участия» личностей».1Люди, вступая друг сдругом в общение, являясь представителями различных социальных общностей,реализуют одновременно два типа отношений: безличные и личностные. Безличныеотношения реализуются, например, трудящийся и работодатель (один овладеваетрабочей силой, другой – средствами производства), но вступая в реальноевзаимодействие друг с другом (например, при найме на работу) они общаются «личностно»,т.е. реализуют не только материальные (производственные) отношения но имежличностные. Можно сказать, что межличностные отношения существуют внутриобщественных отношений и выполняют функцию «реализации» безличных отношений вдеятельности конкретных людей, посредством актов общения и взаимодействия: «…именнотакое личное индивидуальное отношение индивидов друг к другу и взаимныеотношения в качестве индивидов создало – и повседневно воссоздаёт существующиеотношения».
Анализ общефилосовского содержания понятия «общение»,данный К. Марксом послужил основой для дальнейшей разработки этой проблемыв психологии.
Прежде всего? необходимо было определитьместо общения в категориальном аппарате, в частности отечественной психологии, егосоотношение с другими фундаментальными понятиями психологического анализа, атакже дать содержательное определение общения как предмета психологическогоисследования.
В отечественной психологии эта задача быларешена в рамках деятельностного подхода, позволившего раскрыть психологическуюсуть общения через анализ его связи и соотношения с таким фундаментальнымпонятием в отечественной психологии как деятельность. Ведь в реальной жизни,общение существует не абстрактно, взятое само по себе, а только в единстве сдеятельностью.
В отечественной психологии существуетнесколько подходов в определении соотношения между деятельностью и общением.
Один из подходов о соотношении деятельности иобщения – это подход
А.Н. Леонтьева. В своих трудах он писал:«Общение в своей исходной внешней форме; в форме совместной деятельности или вформе общения речевого или даже только мысленного, составляет необходимое испецифическое условие развития человека в обществе».1 Подчёркивая здесьзначимость общения, для развитияв индивиде собственно человеческого, А.Н. Леонтьев рассматривает общениекак сторону предметной деятельности людей, т.е. понятие общения он включает впонятие деятельности.
Содержательный анализ общения как одной изосновных «социальных деятельностей», в контексте общепсихологической проблематики,был осуществлён в трудах Б.Г. Ананьева. Ему принадлежит идея рассматривать общение какодин из ведущих видов деятельности наравне с такими её видами как труд ипознание.
Характеризуя этот подход можно сказать, чторешение проблемы соотношения деятельности и общения в подходе Б.Г. Ананьевав чём-то сходно с решением подхода А.Н. Леонтьева.
Проблема соотношения деятельности и общенияанализировалась также в работах Б.Ф. Ломова, который предлагалнесколько и на наш взгляд может быть более полный подход. Он отмечал, что: «Реальныйобраз жизни человека, определяющий его психический склад, не исчерпываетсяпредметно-практической деятельностью. Она составляет лишь одну сторону жизниповедения человека в широком смысле. Другой стороной является общение какспецифическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Именно в процессеобщения осуществляется прежде всего обмен идеями, интересами, «передача» чертхарактера, формируются установки личности, её позиции».
Здесь Б.Ф. Ломовым проводится мысль о том, что общение и деятельностьесть две стороны общественного бытия человека. Понятие общения здесьприобретает более широкий смысл и рассматривается наравне с понятиемдеятельности. В более поздней работе он отмечал, что деятельность и общение несуществуют независимо друг от друга, как параллельные линии жизни человека. Онипредставляют собой единое целое его образа жизни и могут переходить одна вдругую.2
Основное отличие категории деятельности откатегории общения заключается в том, что каждая из категорий раскрывает различныестороны человеческого бытия. Категория деятельности раскрывает в основномотношение «субъект-объект».
Категория общения раскрывает несколько иную сторонусоциального бытия человека – отношение «субъект-субъект (ты)».
Данное отличие вовсе не говорит о том, чтообщение и деятельность стоит противопоставлять друг другу. Понятия общения идеятельности взаимодополняют друг друга и взаимовлияют друг на друга
1.2 Сущность и структура общения
В дальнейшем, рассматривая различные аспекты,связанные с процессом общения, необходимо дать определение понятию «общение». Вовсём многообразии психологических направлений существуют различные подходы копределению понятия «общение».
Наиболее полно, по нашему мнению,раскрывается суть общения в следующем определении: общение– 1).сложный, многоплановыйпроцесс установления и развитияконтактов между людьми включающий в себя обмен информацией, выработку единойстратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) – осуществляемое знаковымисредствами взаимодействие субъектов,направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловыхобразований партнёра.
По этому определению сущность общениязаключается, по нашему мнению, в двух основных аспектах. В первой части раскрываетсявнутренний аспект общения, характеризующий в основном структуру, а во второйчасти раскрывается как бы внешняя сторона этого столь объёмного понятия.
При дальнейшем рассмотрении проблемы общениянеобходимо раскрыть понятие «структура общения».
Наиболее полный и законченный вид, по нашемумнению, имеет система взглядов на структуру общения, предложенная Г.М. Андреевой.1 Центральным моментомздесь является предложение рассматривать в качестве структурных элементовобщения три его взаимосвязанных компонента (стороны): коммуникативный,интерактивный и перцептивный.
Под коммуникативнымкомпонентом общения подразумевают обмен идеями, мыслями, интересами,настроениями, представлениями и т.п. в ходе совместной деятельности (т.е. обмен информацией между общающимися индивидами).
Интерактивный компонент общениязаключается в организации взаимодействия между общающимися людьми, т.е. вобмене не только знаниями, идеями но и действиями. Г.М. Андрееваподчёркивает, что общение как взаимодействие – это обмен знаками, которыепредназначены для «другого» с целью изменить его поведение и согласоватьсовместные действия, направленные на достижение общей для участниковдеятельности цели.
Перцептивный компонент общенияпредлагается интерпретировать как процесс восприятия друг друга партнёрами пообщению и установления на этой основе взаимопонимания. Выделение этогокомпонента в качестве самостоятельного связано, на наш взгляд, со стремлениемподчеркнуть наличие когнитивых процессов (например: осознания) в общении. Тоесть в акте общения имеет место не только обмен информацией или действиями, нои стремление понять и проинтерпретировать намерения «другого» (каковы егомотивы, установки, с какой целью он обменивается информацией ит.п.).
В следующей главе мыостановим свое внимание на перцептивном компоненте общения, т.е. перейдем кнепосредственному анализу предмета курсовой работы.
2. Взаимное восприятиеи понимание военнослужащими друг друга
2.1 Характеристикасущности и содержания процессов взаимного восприятия и понимания военнослужащих
Каждый день мы встречаем множестволюдей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них,пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза иволосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, нои то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и такдалее.
Нам очень часто кажется, чтопсихические особенности человека – его позиция, стремления, чувства – воспринимаютсянами также, как и его физические данные. Большинстволюдей считают, что восприятие и познание другихпроисходят автоматически, и в результате они однозначномогут ответить на вопрос: что представляет из себя тотили иной человек? Такие люди начинают сомневаться в своихсуждениях только под влиянием чрезвычайных обстоятельств,которые не могут быть объяснены с помощью привычных стереотипов мышления. Однако поскольку сомнения – вещь весьма обременительная,то они довольно быстро вытесняются.
Широко распространено представление отом, что восприятие других основано на более или менее детальном отражении объективно заданных характеристик. Внутренняя активность воспринимающего субъекта, как правило, недооценивается. На самом деле «видение»(использование этого слова закрепляет иллюзию объективностивосприятия) и познание людей – это не пассивное отражение и фиксациянекоторой реальности, а активная деятельность, результатыкоторой часто очень разнообразны. Восприятие и понимание людейскорее напоминают процесс создания картины художником илифильма режиссером, чем записывание на магнитофон илипроцесс фотографирования.
Очень многие факторы и обстоятельствамогут влиять на то, как мы воспринимаем и объясняем окружающих; о некоторых из них я расскажу в этой главе. Но ужес самого начала нам хотелось бы подчеркнуть, что процесспознания и восприятия других, будь то формирование «первого впечатления» или более глубокий, анализ,принципиально отличается от восприятия любых других предметов и явлений. Егонадо анализировать исключительно в контексте тех межличностныхотношений, в рамках которых осуществляется этот процесс.
Для того чтобы лучше понять то, какпроисходит восприятие других необходимо заострить внимание на трех основныхэлементах этого явления: 1) личность воспринимаемого человека, того, на кого мысмотрим и кого пытаемся понять, 2) личность воспринимающего субъекта, того, ктосмотрит и познает, 3) ситуация, которой происходит процесс познания ивосприятия.
Анализируя взаимное восприятие ипознание людьми друг друга, мы должны принимать во внимание один очень важныймомент, о котором говорит Д. Нуттин в своей знаменитой книге «Структура личности», называя его «познавательным взаимоприсутствиемличностей». Это означает, что человек, который является объектом моеговосприятия, не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Явоспринимаю его также как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне,оценивающего, понимающего меня. Я не только сам вижу кого-то, но и являюсьобъектом чьего-то восприятия. А поскольку я воспринимаю другую личность каккого-то, кто со своей стороны воспринимаетменя, я не только ввожу его в свой внутренний мир, вмир моих мыслей, образов и чувств, но делают этy личность как быприсутствующей во мне в качестве кого-то, кто в свою очередь вводит меня в свойвнутренний мир.
Представление человека о том,как его воспринимают окружающие в значительной мере определяет его поведение.
Различные допущения и представления отом, как нас воспринимают окружающие, могут стать причиной далеко идущих заблуждений и неправильного пониманиядругих людей. В частности, это может в приписывании другим тех оценок исуждений на свой счет, которые в действительности человек выносит себе сам.Таким образом, человек может оказаться какбы в «порочном круге» собственных подозренийи сомнений, а мир окружающих людей становится экраном, на который онпроецирует фильм собственной продукции. Поэтому, если вамхочется точнее видеть и лучше понимать других людей,разумнее спрашивать их напрямую, как они воспринимаютвас. Однако мы не очень часто пользуемся возможностьюзадать, например, такой прямой вопрос: «Мне кажется, ты воспринимаешьменя так-то и так, правильно ли я понимаюто, что ты думаешь обо мне?» Кто-нибудь может возразить на этот счет и будет в чем-то прав – задаватьтакие вопросы и ждать на них откровенного ответа можнолишь при условии определенного уровня развития отношений.Это верно, однако с помощью подобных вопросов все же можноулучшать взаимоотношения.
2.2 Отчего зависит восприятие людей?
Существует множество факторов, влияющихна восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия,индивидуальные особенности личности, такие, как «Я» – образи уровень принятия самого себя.
Широко распространено представление отом, что чем старше человек, тем лучше он понимает других. Это мнение, однако,в экспериментальном исследовании не подтвердилось. Исследования не подтвердилитакже и то, что женщины более проницательны, чем мужчины. Правда, в последнемслучае вопрос до конца еще не выяснен.
Нам думается, что ряд особенностей,связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большеезначение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ «Я» и самооценка – они как бы являются психологическимфундаментом, на котором базируются различные факторы,влияющие на взаимоотношения с людьми. Здесь имеются ввиду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним,видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойноговорить. Подразумеваются также и оценки, которые человек выносит своим,скрытым от других, но доступным ему самому, особенностям,и те ощущения, которые он до конца не осознает, нокоторые беспокоят и волнуют его.Нередко именно эти элементы образа «Я», от которых хочет избавится,вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей ипроблем в восприятии и понимании окружающих людей.
Одним из самыхсерьезных препятствий на пути к адекватному и глубокому самопознанию являетсясистема психологической защиты «Я».Чаще всего это набор неосознанных средств, выработанных каждым из нас для того,чтобы обеспечить безопасность своей личности перед лицом реальной иливоображаемой угрозы. Эффективность этих средств основана главным образом натом, что с их помощью субъект так переиначивает картину внешней или внутреннейреальности, что стимулы, вызывающие чувство беспокойстваили страха, оказываются вытесненными. Каждый из нас пользуетсятакими «защитными» искажениями при восприятии себя идругих людей, как бы забывая какую-то информацию,не замечая чего-то, преувеличивая или преуменьшаячто-то, приписывая свои черты другим, и наоборот./>
Это нередко поможетнам справляться с повседневными трудностями, избегать болезненныхстолкновений с реальностью и прочее.
Среди множества факторов, влияющих навосприятие и познание людей, особую роль играют основанные на догматическихустановках укоренившиеся стереотипы мышления, оценок и поступков. Посколькудогматичность проявляется в нашем повседневном общении довольночасто, следует остановиться на этом явлении подробнее. Дляэтого воспользуемся положениями выдающегося польскогопсихолога Анджея Малевского, много работавшего над этойпроблемой.
Догматизм обычно сосуществуетс такими психологическими явлениями, как неприязнь к членам других групп,стремление к четко структурированной иерархии власти и влияния, потребность вконформизме и подчинении авторитетам, признанным в той или иной группе,недоверие к людям, нежелание анализировать себя, склонность приписывать вину зате или иные проступки не себе, а другим, готовность сурово наказыватьпровинившихся, тенденция видеть мир в черно – белых красках. Если все этикачества присущи одному человеку, можно говорить об авторитарной личности.
Однако на конечный результат восприятияи познания других влияют не только факторы, так или иначесвязанные с особенностями субъектавосприятия, но особенности воспринимаемых индивидов и ситуаций общения./>
2.3Взаимное восприятие – открытость и доверие
Проблема восприятия и понимания другихлюдей встает перед нами, как правило, когда мы завязываеми поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашегоповедения – мы можем помогать или мешать другим правильно насвоспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: «Хорошоли знают меня другие люди?», «Легко ли им понимать меня?», «Знаю ли и помаю ли я сам себя?», «Помогаю ли я другим лучше понять меня?». Самой лучшей и самой непосредственной формойпомощи здесь является наша собственная открытость.
Открытость означает умение поделитьсясвоими впечатлениями об актуальной ситуации, а также переживаниями, связанными с прошлым, чтобы помочь партнерулучше понять нас. Открытость – это готовность высказать другому свои соображения,выразить свои чувства в связи со сказанным или сделанным. Быть открытым – этововсе не значит рассказать партнеру наиболее интимные подробностисвоей жизни, такого рода откровенность возможна лишь при настоящей близости. Нодля того, чтобы поддерживать глубокие и искренние отношения, партнеры должныясно представлять себе, что чувствует другой в данный момент. Открытость – это,прежде всего, умение быть честным и естественным вотношениях с людьми. Подобное поведение, хотя и не является гарантией абсолютноговзаимопонимания, но все же помогает другим лучше понимать нас. Чтобы открытостьи искренность были взаимными, нужно уметь еще так реагировать на проявленияоткровенности со стороны партнера, чтобы он почувствовал, что его принимают иподдерживают.
Степень открытости не может носить случайныйхарактер, она зависит от актуальной ситуации и особенностей развертывающегосяконтакта. Желательно, чтобы она была связана с тем, что происходит в данныймомент в партнерах и между ними.
В кризисные периоды отношений междулюдьми открытость приобретает особое значение, а способность быть открытымзависит от степени осознания и принятия себя. Это особенно характернодля военнослужащего в начальный период службы. В начале службы он испытывают определенныйкризис, связанный со сменой окружающей его реальности. И можно сказать, что длявоеннослужащего в этот период характерна меньшая степень открытости, по причинетого, что он еще не осознает и не принимает себя в новом качестве. Связь самосознания и открытости можно проиллюстрироватьс помощью модели, которая называется «Окно Йогари» вчесть двух психологов, создавших эту модель.
Каждый человек лишь частично осознаетвсе, что составляет содержание его «Я». Также можносказать, что окружающие нас люди лишь частично понимают нас. Чтобы скрыть отдругих и от самих себя какую-то важную информацию, мы должны тратить на этосвое внимание и энергию, поэтому чем более мы открыты,чем больше информации доступно и известно, тем вероятнее, что наше общение сокружающими будет полноценным и глубоким, выразительным и эффективным.
В соответствии с моделью можнопредставить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства»своей личности.
Открытые и закрытые пространстваличностиизвестные мне неизвестные мне
I. Открытое для меня и для других
Людей
II. Закрытое для меня, но
открытое дя других
III. Открытое для меня, но
Закрытое для других людей
IV. Закрытое и недоступное ни мне
ни другим людям
Размеры «пространств» в начале общения скаким-то человекомI. II. III. IV.
Размеры «пространства» в результатеустановления близких и подлинных взаимоотношенийI. II. III. IV.
Как видно из этой модели, укрепление иуглубление отношений между людьми приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию «пространств»и уменьшению размеров закрытых и недоступных пониманию«пространств» личности. Когда мы ведем себяоткрыто, другие получают возможность узнать о нас больше,что повышает вероятность хорошего взаимопонимания иодновременно более глубокого самопознания. Когда мызакрываемся от других, мы начинаем хуже осознавать себя. Открываясь другим, мы приобретаем некоторую гарантию того, что они помогут намувидеть в себе то, что до сих пор было нам недоступно.Чем лучше мы будем осознавать эту область, тем более открытомы сможем вести себя с окружающими.
Очень многое вовзаимном восприятии и понимании друг друга зависит от обратной связи- информации, которую мы можем поставлять другим и котораясодержит нашу реакцию на их поведение. Целью обратнойсвязиявляется, прежде всего, помощь окружающимв лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства онивызывают у нас, как влияют на наше состояние и поведение.Умение обеспечить обратную связь таким образом, чтобы невызвать у партнера ощущение исходящей от нас угрозы и чтобыне спровоцировать у него психологическую самозащиту чрезвычайно важно ивырабатывается совсем не просто.
Большинство военнослужащих, особенно вначалеслужбы не всегда расположены открыто демонстрировать свои реакции на поведениедругих. Гораздо чаще они скрывают свои чувства, потому что боятся обидеть илипоранить другого человека, боятся вызвать его гнев, не хотят быть высмеяннымиили отвергнутыми. Всего этого можноизбежать, если тонко и умело обеспечить обратную связь партнеру. Благодарятакому мастерству удается устанавливать более глубокие и искренние контакты сдругими людьми.
Уровень открытости во взаимоотношенияхможно повышать только исходя из желания улучшить контакты, а не из стремления унизить партнера или манипулировать им. Самапо себе открытость не является ценностью, если за ней не стоитпотребность повысить качество взаимоотношений. Поэтому особо ценны попыткибыть более откровенным с теми, кто нам по-настоящему дорог.
Готовность партнеров к взаимнойоткрытости тесно связана с уровнем доверия между ними. Тем, кто искреннезаинтересован в улучшении взаимоотношений, следует заботиться об углублении иукреплении взаимного доверия.
Нетрудно видеть, что между взаимнымдоверием и взаимным познанием в процессе общения естьпрямая связь. Чем более открыты партнеры, тем лучше онипонимаютдруг друга. Возможные преимущества взаимной открытости связаны,прежде всего, с углублением отношений. Потенциальные неприятности могут проявиться в первую очередь в форме отвержения,унижения, обиды. Если партнеры готовы пойти на риск большей взаимнойоткрытости, значит, в их отношениях есть основа дляуглубления взаимного доверия.
Доверие укрепляется, если в ответ насвои откровенные реакции вы чувствуете, что вас приняли,поняли, что ничто вам не угрожает.В таком случае доверие возрастает, потому что вы убеждаетесь в том, что партнерне настроен враждебно. Напротив, если вы понимаете, что в реакциях партнеразвучат нотки насмешки или пренебрежения, доверие к нему падает, и растетуверенность в том, что он сознательно настроен против вас. Однако можнопривести много примеров, когда люди, заинтересованные в улучшении взаимоотношенийво имя общей цели, сознательно идут на то, чтобы доверять друг другу, в этомслучае доверие порождает ответное доверие. Итак, можносказать, что качество отношений зависит от того: готов ли кто-то из партнеровпойти на риск и больше открыться перед другим; готов ли второй партнерпоказать, что он понимает и принимает намерения первого, что он согласенответить тем же.
Когда мы чувствуем, что другой человекотносится к нам с доверием, мы сами начинаем больше доверять ему, и испытываемпотребность сблизиться с ним. Неуверенность в партнере и подозрительность вотношении его намерений являются значительными препятствиямина пути установления доверительных отношений. Человек, рискующий открытьодновременно демонстрирует нам, что у него нет злых намерений, что он ненастроен предпринимать угрожающие нам действия.
Некоторые люди в такие моментыподозревают другого в коварстве, и, к сожалению, это порой оправданно. Это однаиз самых больших невзгод, которые сваливаются на человека. Я имею в видунесчастье утраты доверия к другим. Оно, как правило, проявляется в тотальной ислепой подозрительности. Трудно бывает преодолеть барьер такой подозрительностии сблизиться с подобным человеком. Очень часто глобальное недоверие к другимсочетается с недоверием к самому себе.
Естественно, трудно встретить такогочеловека, которого бы хоть раз в жизни кто-нибудь не обманул. Будучиоднажды обманутыми, мы стараемся избегать впредь подобныхситуаций и связанных с ними разочарований. Стараемся быть осторожными,внимательными, подозрительными, решаем, что «никогдабольше никому не будем доверять». Но все это являетсямнимой гарантией безопасности, потому что в результате мыоказываемся в одиночестве и изоляции. Речь идет о мнимых гарантиях,потому что мы хотя уже и не рискуем, доверяясь другим, нои не избавляемся от чувства беспокойства и внутреннего напряжения, которые к томуже подкрепляются нашими воспоминаниями. Нас мучают при этом ужасныепредставления о том, что могло бы произойти, если бы мы вдруг открылись кому-тоили позволили другим вести себя с нами более откровенно./>
Мы можем помочь друг другу избавиться отподозрительности, если постараемся держаться более открыто и доверять партнеру. Однаковсе это очень нелегко, требует усилий истараний, и, к сожалению, не существуетготовых рецептов, как помочь в такойситуации. Ведь когда мы пытаемся изменить что-то в лучшую сторону, у нас нет гарантий, что все действительно хорошо.
Понятие эмпатии
Среди проблем,о которых говорилось выше, неоднократно упоминались те,что связаны с потребностью досконально узнать, недовольствуясь тем, что видно из поступков и слов другого,что же происходит у него «внутри».
Умение понимать внутренние процессы исостояния человека, с которым мы общаемся, психологи называют эмпатией.
По мнению некоторых исследователей и практиков, эмпатияпредполагает не только умение видеть и понимать другого,но и информировать его об этом. Для определения понятия «эмпатия» нередко пользуются входным термином«вчувствование в другого», чтоможно неправильно истолковать как способность вызывать в себе такие жеэмоциональные переживания, какие испытывает человек, которогопытаешься понять.
Эмпатия основана на уменииправильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что онпереживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающиймир./> Способность смотреть на людей и воспринимать различныесобытия их глазами имеет чрезвычайно важное значение для понимания окружающих.
Большинство из нас, хотя и в разнойстепени, может как-то представить себе, что происходит внутри других людей. Эмпатию можно постоянно развивать, и, хотя здесь невозможнодостичь абсолютного совершенства, все же чем более эта способность развита, тембольше шансов на улучшение взаимоотношений. Предлагаю специально остановитьсяна вопросе, каким же образом можно представлять себе то, что нельзянепосредственно увидеть, то, о чем не говорит человек, ставший объектом нашегопознания. Существуют две концепции, объясняющие феномен эмпатии,и, по-видимому, они указывают на два основных механизма этого явления.
В соответствии с первой концепцией эмпатия возможнаблагодаря выводу по аналогии.Мы можем непосредственно наблюдать наши собственныедействия и мысленно связывать их со своими внутренними состояниями, чувствами,желаниями, оценками и так далее. Таким образом, мы интерпретируем своеповедение, наделяя его определенным значением. На основе этого мы формируемобраз себя, опираясь на собственные наблюдения и интерпретации. Общаясь сдругими, наблюдая их поведение, мы уже располагаем сформированным образом «Я». Далее, пользуясь готовыми интерпретациями, с помощьюкоторых мы объясняли собственное поведение, мы пытаемся судить о внутреннемсостоянии других людей. Эти суждения мы выносим наосновании сходства наших собственных поступков ипоступков окружающих.
Однако если бы эмпатияобъяснялась только таким образом, человек никогда не смог бы понятьсостояние другого, коль скоро он сам раньше не испытывал ничегоподобного. Мы не смогли бы представить себе чувства, которых у нас не было доэтого, мысли, которые не приходили нам в голову, и т.д.Кроме того, представляется сомнительным допущение, что однии те же поступки вызывают одни и те же внутренниепереживания. Правда, люди часто говорят: «Чего не испытал, никогда непоймешь», но вряд ли это является аксиомой. Предположение,что одни и те же внутренние состояния всегда тесно связаны с одними и теми же действиями у различных людей, слишком часто оказываетсяложным, приводит к недопониманию между ними. Для выражения сходных чувств илижеланий индивиды могут выбирать различные внешние формы Таким образом, хотяконцепция эмпатии через вывод по аналогии помогает понятьнекоторые способы познания людей, она не даетисчерпывающего объяснения этого сложного феномена.
В соответствии с другой концепцией эмпатия основана наспособности с помощью воображенияпрочувствовать жизненную ситуацию другого человека те роли, которые онисполняет.
Каким образом формируется этаспособность? Чтобы лучше понять это, необходимопроанализировать развитие эмпатии у детей. В раннеммладенчестве ребенок не умеет отличать себя от других. Чтобы у него сформировался образ себя, ребенок должен научиться смотретьна себя со стороны как на некоторый объект и воздействовать насебя так же, как он воздействует на других людей ипредметы. Конечно, каждый из вас обращал внимание на то,что маленькие дети своими действиями часто копируютвзрослых, в том числе поступки, адресованные им самим.
Ребенок имитирует мимику матери, звукиее голоса, мало не заботясь о том, чтобы понимать их значение. Со временем количествои разнообразие копируемых ребенком действий или слов взрослыхувеличивается. Ребенок все чаще адресует свои поступкисамому себе, так, как это делали другие по отношению к нему. Он овладевает речью и значением различных действий, начинаетпонимать, чего хотят от него другие и что они думают онем. То есть в своем воображении ребенок пытается поставитьсебя на место другого человека, чтобы посмотреть на себяего глазами.
Нередко можно наблюдать, как маленькийребенок разговаривает сам с собой, отчитывает себя,запугивает или хвалит словами своей матери или отца. Онкакбы исполняет роли другого, одновременно пытаясьпонять его. По мере развития мышления и речи такое «влезание вшкуру других» все чаще осуществляется про себя, молча,ребенок проигрывает различные роли и ситуации в своем воображении. Материал дляэтих внутренних инсценировок ребенок заимствует, подражая конкретным людям,прислушиваясь к тому, что ему читают или рассказывают, вспоминая виденные имфильмы или спектакли и т.д./>
Каждый из нас располагает более илименее разнообразным репертуаром ролей,позиций и ситуаций, которые мы можем воспроизвести в воображении, и понятно,что у двух разных людей не может быть двух одинаковых репертуаров. Все этипредставления о возможных формах поведения, мыслях и чувствах других как быпрячутся за кулисами нашего сознания. Но вот наступает момент, когда нам надопредставить себе, что происходит во внутреннем мире какого-то человека, и мыобращаемся к уже готовым образам, пытаясь выбрать среди них те, которыекажутся нам подходящими для данного человека.
Хотя такое внутреннее представительствомира других является частью нашей личности, иногда возникаемчувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другогочеловека. Это чувство сопровождается уверенностью:
«Я знаю наверняка, что с ним происходит». Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешьсебе состояние чувств и мыслей другого.Мы незнаем в точности, каков механизм формирования подобных представлений. Известно,однако, что их выбор основывается не на систематической и упорядоченноймыслительной деятельности, а посредством интуиции.Интуицию можно развивать, совершенствуя навыкиадекватного представления о том, что происходит вовнутреннем мире других. Самым лучшим критерием оценки правильности наших представленийо переживаниях другого человека является его реакция на наши предположения,подтверждающая или опровергающая их обоснованность.
Думается, способность человека к эмпатии тем выше, чем богаче и разнообразнее егопредставления о других людях, чем гибче и изобретательнее он пользуется ими. Извсего, что говорилось выше, становится ясно, что пониманиедругих людей тесно связано с пониманием cебя. Стараясь познать себя,причины своих поступков и потребностей, человек прибегает к тем же самым способам, которыми он пользуется для познания других.Конечно, образ «Я» может значительно влиять на пониманиедругих, но эта связь является двусторонней.
Если человекспособен представить себе как одно и тоже событие или явление будетвоспринято разными людьми и если он способен допустить существование этихразных точек зрения, то он сумеет достаточно адекватно отражать окружающуюреальность. Возрастут его шансыустановления хороших отношений с другими людьми. Егообраз самого себя станет более богатым зрелым. Важно помнить, что контактымежду конкретными людьми всегда осуществляются на основе воображаемых связеймежду образом себя и образом партнера.
Поэтому, когда военнослужащие, допустимрядовой Петров и рядовой Сидоров, общаются между собой, можно выделить, по меньшеймере, шесть фигур, принимающих участие в контакте:
реальный Петров;
представление Петрова о самом себе;
представление Петрова о Сидорове;
реальный Сидоров;
представление Сидорова о самом себе;
представление Сидорова о Петрове.
Поэтому если у военнослужащих возникаюткакие-то проблемы в отношениях и во взаимопонимании, необходимо помочь имосознать образ каждой из этих фигур и ролей, которые они исполняют.
Хотя большая часть этих фигур вызвана кжизни нашим воображением, существование их, тем не менее, реально, поскольку реальнынаши усилия привести самих себя и окружающих в соответствие с этими образами.