Реферат по предмету "Психология"


Психологическое наблюдение и его разновидности

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И ПРАВА
Кафедра гуманитарных иестественнонаучных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Психология
Психологическое наблюдение и его разновидности
Выполнила: Бабикова Т.И.
Проверил: старший
преподаватель Канке А.А.
Нижневартовск
2008

Введение
Наблюдение относится кодному из основных методов психологического исследования, состоящее впреднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с цельюотыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуютразличные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека,позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иныхвнешних проявлений.
Существуютразличные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческихреакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера,особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональнойвозбудимости и пр.
Целью даннойконтрольной работы является изучение метода психологического наблюдения и егоразновидностей.
Задачиконтрольной работы:
— Определитьпонятие и значение психологического наблюдения
— Разобратьклассификацию видов наблюдения.
— Разобрать понятия «обучение» и «образование», атакже определить чем отличается обучение от образования.

Психологическоенаблюдение – метод сбора научной информации
Методынаучных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученыеполучают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий ивыработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит отсовершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны,как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять ииспользовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах другихнаук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед впознании мира.
Все сказанноеотносится и к социальной психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны,что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели отсовершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказалисьинтегрированны методы самых разных наук. Это – методы математики, общейпсихологии, ряда других наук.
Наряду сматематизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратилисвоего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, какнаблюдение, опрос.
В даннойконтрольной работе рассмотрен и раскрыт один из традиционных методов сборанаучной информации – наблюдение.
Если данныеоб обследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива в целомдолжны быть максимально “очищены” от рациональных, эмоциональных и прочихсвойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, какнаблюдение.
Наблюдение –древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениямипользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающейсоциальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причинытех или иных поступков и действий.
Житейскиенаблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны,неорганизованны и бесплановы.
Так каксоциологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятиемсобытий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек вповседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведениелюдей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает иобобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия.Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации – это всегданаправленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксированиезначимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определеннымпознавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.
Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов впсихологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновеннымжитейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общиеосновные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы бытьнаучным методом.
Первоеоснование требование — наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цельдолжна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определенплан наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичностьнаблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Онидолжны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Такимобразом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости исистематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то онодолжно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничногомногообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтомуносит избирательный, или выборочный, частичный характер.
Наблюдениестановится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно неограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотезс тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительнонаучно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оносвязано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкованияот объективного и выключение субъективного, производится в самом процессенаблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.
Квалификациясобытий: единицы и категории наблюдения.
В отличие отжитейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями,определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются визучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями обизучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдениякак способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретическиепредставления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но ив сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого. В обыденной жизни мыотражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке значений. Присоциально-психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специальновыделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описаниянаблюдаемой им реальности.
Наблюдениецелостного потока активности субъекта и его описание возможны только путемискусственного вычленения в нем определенных «единиц» активности,которым присваиваются определенные названия. Выделение этих «единиц»позволяет: а) ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в какихсвойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемаяреальность; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способфиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемомявлении; в) систематизировать и контролировать включение в процесс полученияэмпирических данных теоретического «взгляда» на изучаемое явление.
Качественноеописание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения,протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактомнаблюдавшееся явление становится только после описания его наблюдателем. Всемногообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый— описание объекта в словаре «естественного» языка. В обыденной жизнимы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные(«житейские») понятия. Так, мы говорим: «человекулыбнулся», а не «человек растянул и приподнял уголки губ, слегкаприщурив глаза». Второй подход к описанию — это разработка систем условныхназваний, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Выделение единицнаблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемомявлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории — такие единицыописания, которые получают свое понятийное значение только в определеннойсистеме теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об одном и том жеявлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: «человекбежит» или «человек убегает». В последнем случае в описаниевнешней двигательной активности включена интерпретация, но она связана только свключением контекста ситуации (убегать можно от кого-то и т.п.). Другой пример:«ребенок замер на месте с испуганным лицом» или «ребенок демонстрируетоборонительную реакцию в виде замирания». Во втором выражении включеныпонятия (пассивно-оборонительной реакции), которые уже в описании даютинтерпретацию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии егореакций. Если в первом случае результат наблюдения описан в единицах, то вовтором случае — в системе категорий.
Нокатегоризованное наблюдение основано не на опытности наблюдателя, а наосознанном принятии им определенного теоретического взгляда на изучаемыйпроцесс.
Категоризованноенаблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иныхединиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категориюэтих единиц, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категориейохватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, т.е. они могут бытьсопоставлены по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться толькостепенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.
Системойкатегорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которойохватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.
Количественныеоценки данных наблюдения.
Существуютдва основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1)психологическое шкалирование, используемое в основном в виде балльных оценок; 2)измерение времени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения такназываемой методики временных промежутков.
Вторым видомего является методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемогопроцесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежуткивремени, считающиеся представительными — репрезентативными — для болеедлительного периода наблюдения. В реальных исследованиях качественное иколичественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях.
Количественныеоценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могутвыставляться после завершения наблюдений, включаясь в так называемыйретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являются общие впечатлениянаблюдателя, которые при длительном наблюдении могут, например, включатьчастоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественные характеристикимогут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей. Например: «ончасто не ходит в школу», «он всегда теряет свои вещи» и т.д.
Наряду стаким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственныхвпечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. А. Анастазиприводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов опреподавателях, читающих курс психологии. В них разным формам событий в системемежличностных отношений — отношений со студентами — приписывается определенныйбалл, например:
«этотпрофессор никогда не бывает на своем рабочем месте» — 2, «профессор останетсяи будет беседовать со студентами, пока не начнется следующая лекция илисеминар» — 6 и т.д.
Подобноготипа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения вповседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могутвыступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватностинекоторых психологических тестов или оценок индивида.
Методикипсихологического шкалирования в процессе наблюдения используются пока редко.
Примериспользования методики временных промежутков дают исследования поведениячеловека в течение рабочего дня. Для этой цели наблюдение осуществляется невесь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбраннымипериодами наблюдений.
Достоинства инедостатки метода наблюдения.
Важнейшеедостоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляетсяодновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможностьнепосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальномвремени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксациювсех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ееобъективного изучения.
Наблюдениепозволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех егоучастников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментироватьситуацию.
Объективноенаблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другимиметодами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующиетребования:
а)определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
б) выборобъекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выборспособа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболееобеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?)
г) выборспособов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
д) обработкаи интерпретация полученной информации (каков результат?).
Недостаткиметода наблюдения делятся на две группы: объективные – это те, недостатки,которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которыенепосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными,профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективнымнедостаткам прежде всего относят:
-ограниченность,принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бывсесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут бытьобобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшейосторожностью и при соблюдении многих требований.
-сложность, ачасто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессынеобратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смогзафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
-высокаятрудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие всборе первичной информации большого числа людей достаточно высокойквалификации.
Многообразныи трудности субъективного плана. На качество первичной информации можетоказывать влияние:
-различие всоциальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
-несхожестьих интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру,обращение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто становитсянормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружениякоторого характерна иная форма общения, может оценить это как примернеуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключитьподобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя инаблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации,правильной ее оценке.
На качествеинформации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемыезнают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характерсвоих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видетьнаблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания вотношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее.Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя инаблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателяпереносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданнуюположительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания(скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательномувидению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценкепроисходящего.
Результатынаблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, егососредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не толькозамечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксироватьмалозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдениясобственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описатьнаблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти поаналогии с собственными мыслями и чувствами.
Итак,наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерноохватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основноепреимущество – это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основныминедостатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемойситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностныеособенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять нарезультаты наблюдения.
Классификациявидов наблюдения
Выборвозможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весьспектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения каксамостоятельного научного метода. Это проблемы связи его с теорией и этапомисследования, проблемы учета «позиции» исследователя, т.е. типаотношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, еехронологических аспектов, формы отчета о наблюдаемом событии.
В зависимостиот содержания целей исследования подразделяют наблюдение свободное (иногда егоназывают нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограниченияотносительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если всхеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчетанаблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям его организации можетбыть сплошным и выборочным, в зависимости от того, все ли проявленияинтересующего исследователя процесса, все ли объекты или только некоторыеподлежат наблюдению.
Неструктурализованноенаблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствуетдетальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие чертыситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессенаблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы,конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдениевстречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологическихисследованиях.
Еслиисследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования изаранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а такжесоставить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений,открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типунаблюдения отвечает высокая степень стандартизации, для фиксация результатовиспользуются специальные документы, бланки, достигается известная близостьданных, получаемых различными наблюдателями.
Обращение кструктурализованному наблюдению плодотворно при исследовании вопросовпроведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определениемсостава выступающих и содержания выступлений, с изучением реакций аудитории насообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлениеморганизационных характеристик собрания.
Наблюдение вотношении к проверке гипотез.
Наблюдениекак метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когданет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение несвязано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», неявляется эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения и могутформироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическомунаблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез.
Наблюдение сточки зрения учета позиции наблюдателя.
С этой точкизрения можно выделить невключенное (внешнее) наблюдение как наблюдение «состороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого«объекта». Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым.
Включенным(участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социологнепосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действуетсовместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаяхисследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяютего среди других членов группы, коллектива; в других — наблюдатель участвует вдеятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своихисследовательских целей. В зависимости от специфики наблюдаемой ситуации и исследовательскихзадач строится конкретная система отношений наблюдателя и наблюдаемых.
В качествепримера первой разновидности включенного наблюдения можно привестиисследование, проведенное В.Б. Ольшанским, в течение нескольких месяцевработавшим на одном и заводов в бригаде слесарей-сборщиков. Он изучал жизненныеустремления молодых рабочих, норм коллективного поведения, системунеофициальных санкций к нарушителям, неписаные «можно и»нельзя". При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования,проведенного социологами в период осуществления включенного наблюдения, былаполучена ценная информация о процессах, происходящих в производственномколлективе, о механизме становления группового сознания.
Включенноенаблюдение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяетглубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой — непосредственнаявключенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя.Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант междувключенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например,наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта илипсихолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чемнаблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зренияуправления ситуацией.
Видынаблюдения в зависимости от его организации.
В зависимостиот ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное испровоцированное в естественных условиях.
Полевоенаблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого«субъекта», и его требованием является отсутствие инициации состороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследоватьестественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных«объектов» наблюдения) при минимальных искажениях, но его недостатоксостоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователяситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто являетсявыжидательным, несистематическим. Возникают ситуации, когда отдельные членынаблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешниеобстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.
В техситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описаниинаблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон,фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставится задача разработки иэкспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную формунаблюдения. Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия поформированию навыков менеджмента. Каждый из участников «школы» (посути дела — ситуативной игры) поочередно выполняет роль, например,руководителя, исполнителя, заказчика (клиента). В ходе 15-20 минутных игровыхситуаций отрабатываются приемы ведения занятий, умение концентрировать вниманиеучастников ситуативной игры на анализе обсуждаемых вопросов. Для фиксациипроисходящего все участники ситуативной игры или некоторые из них ведут запись.Затем опытный методист разбирает учебный пример и, основываясь на данныхнаблюдения, разрабатывает оптимальные приемы проведения занятий по менеджменту.
Систематическиенаблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может бытьдлительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое вциклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.).
Есть еще инесистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателюприходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданнойситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательныхисследованиях.
Рассмотреннаяклассификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишьнаиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель ихарактер планируемого исследования, решая вопрос о применении методанаблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
Перечисленныевыше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимыекритерии, дополняющие друг друга.
Отличиеобучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря наразличные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинствоавторов склонны считать метод обучения способом организацииучебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного этоположение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к егонаучной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ,путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовкекак научной категории. «Метод — в самом общем значении — способ достиженияцели, определенным образом упорядоченная деятельность», — сказанов философском словаре. Очевидно, что и в процессе обученияметод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя иучащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точкизрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работуучителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активнойучебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны,сам объясняет материал, а с другой — стремится стимулироватьучебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению,самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же,как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишьопределяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся кпредстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает имсамим осмыслить и усвоить материал поучебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемаяим активная учебно-познавательная деятельность учащихся.Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способыобучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельностиучащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладениеизучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемыобучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона методаобучения. Например, в методе упражнения, который применяется для выработки уучащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показучителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведениеучащимися показанных учителем действий и последующая тренировка посовершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано,что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Существует несколько классификаций методов обучения. Однаконаиболее практичной представляется классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова.Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способыорганизации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижениюдидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можноподразделить на следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обученияи помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указаннуюклассификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обученияможно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательнойдеятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации идемонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению новогоматериала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработкеумений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы,проверка домашних работ, программированный контроль.
Понятие«Образование». Основные виды образования.
Образованиепредставляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру.
В качестве ееосновных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения каксоциальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебныйпроцесс кок вид социокультурной деятельности.
Системаобразования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: системудошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническоеобразование, среднее специальное образование, высшее образование,послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовкикадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, тосоциология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия,многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целомзначение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается извиду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которойзакладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не вколичественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей.Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесьпроисходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом кобучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами —организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормальновходить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.С точки зрениясоциологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества наподдержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к ихпомощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своейобщественной и личной жизни.
В отличие отдошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка,средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего безисключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднегообразования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельнуютрудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если всоветской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднееобразование процветали процентомания, приписки, искусственное завышениеуспеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу, что современем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этойситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностейобщего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрениеновых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается длямолодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути,профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школытем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессиональногообразования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненногопути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это однаиз важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследованиепрофессионального образования — профессионально-технического, среднеспециального и высшего.
Профессионально-техническоеобразование самым непосредственным образом связано с потребностямипроизводства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодыхлюдей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупныхпроизводственных организаций или государственной системой образования.Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническоеобразование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различныеиздержки, профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналомполучения профессии.
Однако иисследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношениинакопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуютрезультаты социологических исследований, невысокой устойчивостьпрофессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60%выпускников вузов меняют свою профессию.
Ранееговорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни.Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную вэкономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образованиеявляется единственной специализированной подсистемой общества, целевая функциякоторой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйствапроизводят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги длячеловека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя наего интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Этоопределяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация —объективная потребность общественного развития, основной вектор которого —направленность на человека.

Заключение
В современнойсоциальной психологии наблюдение как метод сбора данных широко используется вразличных схемах исследований.
Наблюдениевключено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются приинтерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.
Как видно,метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и,несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологическихисследований.
Основное отличиеобучения от образования можно выявить исходя из определений этих двух понятий:
— Обучение — способ организацииучебно-познавательной деятельности учащихся;
— Образованиепредставляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ееосновных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения каксоциальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебныйпроцесс как вид социокультурной деятельности.

Списокиспользуемой литературы
1.    Андрееева Г.М. Социальнаяпсихология. М.: Аспект Пресс, 1999.
2.    Корнилова Т.В. Введение впсихологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997.
3.    Рогов Е.И. Общаяпсихология. М.:. ВЛАДОС, 1998.
4.    Абрамов В.Ф. Земскаястатистика народного образования // СОЦИС. 1996. № 9.
5.    Панферова В.В. Социологияобразования //СПЖ. 1996. №4.
6.    Тощенко Т. Социология.Общий курс. — М.Просвещение: 1999.
7.    Руткевич М.Н., ПотоповВ.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995.
8.    С.С. Фролов Социология:Учебник. — М.: 1999. -344 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.