Реферат по предмету "Психология"


Психологические проблемы умирания и смерти

Курсовая работа
По дисциплине «Психология развития и возрастнаяпсихология»
 
Тема:     «Психологическиепроблемы умирания и смерти»

Введение.
Всемы радуемся рождению нового человека, и все скорбим, когда от нас «уходит»близкий, родной или просто знакомый человек, но всё это естественные события.Одни несут нам приятные волнения и оптимизм, про другие мы избегаем разговоров.
Явыбрала тему «Психологические проблемы умирания и смерти» лишь потому, что мойребёнок не одиножды задавал подобные вопросы, и чтобы более доступно дать ответна его мучающие  вопросы, я решила сама в них более подробно разобраться.
Понятиесмерти напрямую связано с понятием жизни, смертью завершается жизнь. Поэтомудля понимания того, что такое смерть и как она наступает, необходимо вначаледать определение жизни.
Что же такое жизнь?
Согласноэнциклопедии Кирилла и Мефодия, жизнь — это одна из форм существования материи,закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития.Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью,способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего составаи функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде.
Такимобразом, жизненный цикл определяется как прогрессивная серия  измененийорганизма, начинающихся с момента оплодотворения яйцеклетки и кончающихсямоментом смерти.
Мыможем не знать ответы на многие вопросы, касающиеся нас, нашей деятельности, новсе мы можем,  ответить, что ждёт человека в конце его жизни. Мы обязательноумрём, т.к. человек не может жить вечно. Мы умрём завтра, или через несколькодесятков лет, но это обязательно произойдёт. Почему же мы боимся самогопроцесса умирания и непосредственно смерти?
Традиционно тема смерти является запретной, мы предпочитаем не говорить о ней, объясняя это тем, что человек еще не разобрался в собственном отношении к смерти. Если разговор все же неизбежен, мы стараемся прибегать к эвфемизмам, говоря об умершем человеке «он нас оставил», детям же мы стараемся говорить «он живёт сейчас на небесах». Избегая этой темы, мы лишь мешаем себе выработать к ней реалистическое отношение. Только разобравшись в своем отношении к смерти человек способен правильно организовать собственную жизнь.

I.           Смерть иумирание.
I.I.      Философские взгляды на смерть.
Тема смерти – являетсяосновополагающей во всех философских концепциях, созданных человечеством. Зачемчеловек пришел в этот мир, что ждет его после смерти – вопросы вечные, и каждаяэпоха и цивилизация решали их по-своему. Актуальность  данного вопроса сегодняне сводится к онтологическим проблемам жизни и смерти отдельного индивида, нозатрагивает судьбу цивилизации в целом.
В мировой философскойтрадиции существуют три основных типа представлений о жизни после смерти:
— первый тип отображаетсмерть как продолжение этой, земной жизни, в которой человек занят своимиповседневными делами. Данное представление отражено в характере захоронения ипредметах, которые кладут в могилу с умершим;
-второе знаковоепредставление о посмертном существовании предполагает, что будущая жизньпроходит в особом, другом мире, который расположен либо под землей, либо надземлей, на небе,  и ничего общего с этой жизнью не имеет. В зависимости отсвоей жизни на земле, усопшие прибывают в блаженстве за свою праведную жизнь,либо обречены на вечные мучения за совершенные ими злодеяния. В этой концепциизагробный мир делится на ад и рай;
-третье философскоепредставление — это представление о переселение души умершего человека в другоеживое существо. В этом случае присутствует идея загробного воздаяния, но внекотором видоизмененном виде. За праведную жизнь душа умершего переселяется втело богатого и знатного человека, за неправедную — в тело нищего или даже вживотное.
С научным и техническимпрогрессом усилилось мнение о том, что после смерти ничего нет.
В нашей истории было и время отрицания смерти, время, когда люди отказывались верить в то, что смертьпредставляет собой естественное состояние, предпочитая возлагатьответственность за нее на какие-либо одушевленные или неодушевленные силы. Этоотчетливо проявляется в погребальных обрядах цивилизаций. Затем наступаетпериод принятия смерти как реального, завершающего жизнь события, характерногодля иудейско-эллинских цивилизаций. Далее следует стадия отрицания смерти,попытки преодолеть ее реальность. Апостол Павел выразил это христианскоеотношение отважным возгласом: «О смерть, где твое жало?»
Во все времена лучшие умычеловечества видели духовную сторону мира, верили в Бога и бессмертиечеловеческой души. Начиная со священных книг Египта и Тибета, посвященныхучасти человека в загробном мире, и трудов Платона и Аристотеля, философы,ученые и богословы не оставляли без внимания феномен смерти и умирания, какитог человеческого существования в этом мире. Платон учил, что душачеловеческая бессмертна, все ее надежды и стремления перенесены в другой мир.Истинный мудрец желает смерти, как начала новой жизни, а полнота жизни можетбыть реализована лишь в вечности, лишь за пределами времени. Пифагорейскаяшкола и учение стоиков уделяли особое место кончине человека.
Вся средневековаяфилософия находилась под влиянием учения святых отцов Церкви и былаэсхатологична по своей природе. Отношение к смерти в средние века, нам известноне только по книгам Священного Писания и учению святых отцов, таких какБлаженный Августин и Фома Аквинский, но и через церковную иконографию, котораяменялась в течение веков.
Философия эпохиВозрождения, сочетавшая в себе теологические учения средневековья и античнуюфилософию, давала свои ответы по поводу назначения человека в этом мире.Николай Кузанский и Мейстер Экхард, Томас Мор, Джордано Бруно и Кампанеллавнесли свой вклад в изучение данной проблематики. Эмпиризм Френсиса Бекона иДжона Локка, рационализм Р. Декарта и Лейбница и философия Просвещения оказаливлияние на изменения восприятия феномена «смерти» как отдельного индивида, таки общества в целом.
Не без влияния восточнойфилософии, а также эзотерических философских подходов в последние десятилетиявозник большой интерес к проблеме участи человека после его смерти.Значительное количество книг, таких, как работы П.С. Гуревича, К.Г. Короткова,труды Э. Кублер-Росс и П. Калиновского посвящены опыту переживания клиническойсмерти. Эти работы во многом представляют собой современную интерпретацию верыв загробное существование человека, что было присуще как первобытному,традиционному обществу, так и людям в христианскую эпоху. Разрушение иослабление веры человечества в Бога, и существование души, научный итехнический прогресс, урбанизация – все это породило проблемы как психического,так и физического состояния отдельного индивида и общества в целом, тем самым,изменив философские представления о жизни и смерти.
I.I.  Учёные о смерти и умирании.
В своей работе я хочупоказать не только философские взгляды на проблему смерти, но и какрассматривают смерть учёные, такие как социолог Ричард Кейлиш, танатологиРоберт Кэвэнау и Элизабет Кюблер-Росс.
Я начну со взглядов насмерть социолога Ричарда Кейлиш. По каким же категориям он рассортировал своивзгляды?
1. Смерть как организаторвремени. Осознание факта, что жизнь не бесконечна, влияет на то, как человекиспользует свое время. Если бы жизнь длилась бесконечно, то людям не нужно былобы использовать систему приоритетов, но поскольку временные ограничения жизнисуществуют, такая программа необходима, и в соответствии с ней принимаютсярешения. Таким образом, людей разного возраста перспектива смерти организуетпо-разному.
2.Религиозные взгляды на смерть. Догмы любой религиозной системы содержат те илииные представления о смерти. Одни религии рассматривают смерть как наказание загрехи, освобождение от страданий или как переход к лучшему существованию,другие как переход из одной жизни в другую. Почти все религии обещают загробнуюжизнь в том или ином виде или новое воплощение. Религиозная ориентация человека(или его безверие) влияет на его отношение к смерти.
3.Смерть как утрата. Смерть приносит человеку бесчисленные утраты: утратусознания, последующего опыта, всех любимых людей, мест, предметов и самогобытия. Никакое другое событие в жизни не наносит человеку столь полный ущерб.Независимо от того наступает смерть внезапно или в результате длительнойболезни, на наше отношение к ней сильнее всего влияет ожидание полной потеривсего.
Многиепроходят через ряд хорошо различимых стадий приспособления к умиранию, пока,наконец, не почувствуют себя в силах признать смерть финальной стадиейчеловеческого развития.
Насегодняшний момент, отношение к смерти является одной из важнейших проблем, скоторой человек непременно сталкивается в своей жизни. Мнение многихзаключается в том, чтобы дожить до 85 лет в полном здравии, закончить начатое ибезболезненно умереть. Но, к сожалению, так получается не всегда.
Всюжизнь человек сталкивается с событиями, которые формируют его отношение ксмерти и влияют на это отношение. Человек слышит, как смерть обсуждают дома и всредствах массовой информации. Аварии, болезни и т.д. Восприятие подобныхсобытий влияет на отношение общества к смерти.
Вотношении к смерти людей, смертельно или тяжело больных и близких этих людей,велика потребность в физической помощи, но еще больше эти люди нуждаются впомощи эмоциональной, психологической. На физиологическом уровне смертьпредставляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. Напсихологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самогоумирающего и его родных и близких. Умереть – значит прекратить чувствовать,покинуть любимых людей, оставить незаконченными.
ТанатологиРоберт Кэвэнау и Элизабет Кюблер-Росс, провели ряд исследований. Этиисследования доказали, что умирание – нечто большее, чем физиологическиесимптомы.
Кюблер-Россвыделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий.
1.Стадия отрицания. Человек отказывается принять возможность своей смерти изанимается поисками других, более обнадеживающих мнений, диагнозов.
2.Как только человек осознает, что действительно умирает, его охватывает гнев,обида и зависть к окружающим – наступает стадия гнева. Умирающий испытываетсостояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.
3.На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытаетсядоговориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалитьразвязку или облегчить себе боль и страдания.
4.Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватываетчувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающийчеловек сожалеет о том, что уже потерял, о предстоящей смерти и расставании сродными и близкими.
5.На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойноожидает развязки.
Ноне все люди проходят через эти стадии, и только некоторые проходят их именно втакой последовательности. На реакцию умирающего оказывают влияние многиефакторы, это и культура, и религия, и личность, и собственная философия жизни,а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев идепрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от болии одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальнойпоследовательности стадий.
Присутствиев семье смертельно больного человека прекращает привычные формы деятельности,возникают эмоциональные и финансовые трудности. В зависимости от того,насколько успешно семья их преодолевает, строятся дальнейшие взаимоотношенияродственников и близких умирающего человека.
Кюблер-Россописала стадии, через которые проходят близкие друзья и родственники умирающегочеловека, они очень похожи на те, которые проходит сам умирающий. Сначалародные отрицают наличие тяжелой болезни своего родственника. На этой стадии,общаясь, друг с другом, тема о надвигающееся несчастье является закрытой.Затем, неопределенность вызывает у них тревогу, депрессивные состояния.Впоследствии, близкие умирающему человеку люди впадают в гнев, который чащевсего направлен на медицинский персонал или на тех, кто ухаживает за больным, атак же и на самого больного, обвиняя его в происходящем.
Улюдей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнутьк мысли, что когда-нибудь они все же умрут. Свои последние годы они вспоминаютпрошлое и заново переживают старые радости и горести. Батлер считает, что этообозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуумподнимается в конце своего жизненного пути. В старости человек сильнеестремиться к самосознанию, этот процесс часто ведет к настоящему ростуличности: решаются старые конфликты, переосмысливается жизнь и открываетсячто-то новое в себе. Только в ситуации с реальным приближением смерти, человекможет твердо определиться в отношении того, что для него имеет особую важность,и кто он есть на самом деле.
Еслисмерть внезапна, то на обозрение жизни просто нет времени, но и болезнь,сопровождающаяся сильнейшими болями и ограничением подвижности, тоже неоставляет достаточного количества времени, чтобы приспособиться к смерти.
Смертьи умирание как психологическая проблема очень мало изучена. Все, на что можноопираться – это история и культура древних. Изучая проблему смерти и умирания впсихологии современного общества необходимо, прежде всего, рассмотретьотношение к ней в культурологическом контексте. Смерть – важнейший компоненткультуры, и в этом качестве она получает отражение в коллективном сознании ввиде относительно устойчивых значений. Можно предположить, что особенностиотношения к смерти могут быть связаны с принадлежностью к той или инойкультуре, религии.
Психоаналитическаятеория утверждает, что испытывать тревогу или страх при мысли о собственнойсмерти нормально. Согласно результатам различных исследований, то, насколькобольшинство людей боятся собственной смерти или поглощены мыслями о ней, частозависит от значения, которое человек и его культура придают смерти.
Так,например Т.А. Гаврилова описывает исследования П. Ганд, которые касаютсяпроблемы роста религиозно – мотивированного терроризма. Их исследованияпоказывают, что наиболее низкую танатическую тревогу обнаруживают представителиислама, в то время как христиане имеют наиболее выраженную обеспокоенность поповоду личной смерти, представители, исповедующие индуизм занимаютпромежуточное положение в этой иерархии.
Д.В.Ольшанский в своей работе «Психология терроризма» пишет о том, что религиозныйтерроризм, основанный на исламском экстремизме, пришел на смену политическомунасилию 1980-х годов, которое руководствовалось националистическими или сепаратистскимитребованиями. Терроризм – это завершающее звено в довольно сложной цепочке:радикализм – экстремизм – фанатизм – терроризм. Все начинается с некоторыхкрайних, радикальных взглядов и позиций людей. Эти взгляды строятся на основеотвержения предыдущих традиций, устоев, ценностей.
Крайняястепень радикализма и экстремизма проявляется в фанатизме. Это особоепсихическое состояние, характеризующееся полным неприятием любых иных взглядов,за исключением своих собственных. В основе фанатизма всегда лежит вера, непросто противостоящая рациональному восприятию, а полностью заменяющая его.
Всяистория религиозных учений говорит о том, что смерть «праведников» и смерть«грешников» протекает по-разному. «Праведник», как бы засыпает и «отходит» смиром. Смерть «грешников» окрашена ужасом и отчаянием. Получается, что людитрудившиеся, отзывчивые, добрые умирают мирно, чувствуя приближение смерти, небоятся ее, а принимают спокойно. Иллюстрацией тому служат множество примеров изистории: И.П. Павлов до последней минуты вел строгое наблюдение за состояниемсвоего организма, фиксируя и комментируя все, что в нем происходило. Петраркаумер с пером в руке, за работой. Отдыхая после работы, умерли Маркс, Фарадей,Бор.
III. Отношение к смерти с точки зренияпсихологии, культурологи и религии.
Отношениек смерти современного человека обусловлено, культурно – историческим аспектом,это обнаружила Штрёбе, изучив с коллегами универсальность реакций горя.Некоторые реакции, считающиеся в человеческом обществе нормой, могут неразделяться большинством скорбящих, а быть всего лишь выражением культурныхтрадиций. Рассмотрим, как же связано отношение к смерти на современном этапе скультурой и историей различных стран и эпох.
Ужев древнем Риме слово «смерть» казалось зловещим. Древние римляне предпочиталивыражение «он перестал жить», немцы говорили «отозван», а англичане – «онприсоединился к большинству».
Водних культурах умирание означает переход на ступень вверх в социальной иликосмологической иерархии, в мир предков, могучих духов или полубогов. В других– это переход в благословенное существование в солнечных сферах либо в мирахбогов.
Вчеловеческой культуре посмертный мир четко разделен на две области, включая всебя, наряду с «небесами», «преисподнюю» и «чистилище». В своей книге С. Грофпишет: «Путь души после смерти к желанной цели чреват опасностями и испытаниямиразличного типа. Для его благополучного завершения необходимо знаниекартографии и законов иного мира. Поэтому многие из культур выработали сложныеобряды, знакомящие человека с опытом смерти. Во все времена в различныхкультурах существовали ритуалы, в ходе которых люди испытывали мощноепереживание смерти в символической форме». Общей чертой таких ритуалов являетсяизначальная двусмысленность отношения живых к мертвым и вера в загробную жизнь.Одни обряды направлены на облегчение и ускорение процесса перехода умерших вмир духов, другие – установление связи между живыми и мертвыми с цельюобеспечить свою безопасность и получить покровительство, третьи – могут бытьодновременно интерпретированы и как помогающие мертвым в их посмертныхпутешествиях, и как мешающие им вернуться.
Согласноописаниям антропологической литературы, глубокие переживания смерти приводиликак к удручающему осознанию временного биологического существования, так и козаряющему постижению вечной духовной сущности человеческого сознания. Ритуалытакого рода выполняли две важные задачи: с одной стороны, человек должен былосознать, что его ожидает процесс трансформации, в результате которогооткроется новый способ познания мира, и с другой стороны ритуалы служилиподготовкой к настоящей физической смерти.
Былисозданы специальные «руководства», объясняющие, как действовать присоприкосновении со смертью, рассматриваемой как на символическом уровне в руследуховной практики, так и на уровне физической гибели биологической оболочки. Насегодняшний день известны следующие «пособия» – Тибетская «Книга мертвых»,собрание погребальных текстов, определяемые как «Египетская книга мертвых», и литературноепроизведение средневековой Европы, известное как «Искусство смерти». Тибетская«Книга мертвых» записана около VIII в. В ученых кругах индийского Востока книгузнали давно, но европейцы открыли ее только в ХХ столетии. «Каждый человекдолжен уметь умирать правильно», — этому учит древний текст.
Входе сложных ритуалов, исполняемых по таким случаям как рождение,совершеннолетие, свадьба, рождение ребенка, перемена в жизни, смерть, людиучатся испытывать переходы с одной стадии жизни на другую, умирать для однойроли и рождаться, входя в другую. Во многих обрядах используютсягаллюциногенные средства, с помощью которых человек, участвующий в этом обряде,переживает смерть и возрождение, сравнимые с практикой древних храмовыхмистерий. Всякое соприкосновение с умиранием и смертью, переживаемое в рамкахэтих ритуалов, может рассматриваться живущими людьми, как серьезнаяпсихологическая и экспериментальная подготовка к решающему переходу в моментсмерти. В подобном обществе сознание клана, племени превалирует над отчетливым«я» личности. Именно этот фактор и делает утрату индивидуальности, происходящуюв момент умирания, менее болезненной по сравнению с протеканием аналогичногопроцесса в культурах, где сильна привязанность к «эго». Однако выпадение человекаиз системы социальных связей гомогенного общества может оказать серьезноевоздействие и на живущих. Процесс умирания и смерть в условиях «общины»предполагает как оказание коллективной поддержки умирающему, так и выражениегоря и гнева со стороны провожающих его в последний путь. Ведь они теряютважного члена социальной группы, связанной изнутри.
Особаяразновидность веры в продолжение существования после смерти – концепцияреинкарнации. Помимо принципа вне телесного посмертного существования индивида,в ней признается возможность возвращения к материальному возрождению в инойформе. Вера в реинкарнацию существует в таких культурных и религиозныхструктурах, как философия и религия Индии, космологические системы различныхплемен индейцев Северной Америки, философия Платона и неоплатонизм, орфическийкульт и другие мистические религии Древней Греции, а также раннее христианство.В индуизме, буддизме и джайнизме эта вера объединена с законом кармы, согласнокоторому качество личной инкарнации определяется заслугами и грехами человека,имевшими место в предыдущем рождении. Условная оценка жизни и смерти можетподвергнуться пересмотру и измениться на противоположную по отношению кдоминирующим европейским концепциям. В этом случае процесс умирания станет восприниматьсякак событие более важное, нежели жизнь. Это верно, для некоторых философскихили религиозных систем, включающих веру в реинкарнацию. В них период умирания –событие огромнейшего значения, так как позиция умирающего определяет качествовсей будущей инкарнации, а сущность и ход следующего воплощения являютсяактуализацией способа смерти. В других системах жизнь воспринимается какнаказание, а смерть как воссоединение, освобождение или возвращение «домой».Таким образом, для индуса смерть – пробуждение от мира иллюзии (майя) ивозможность для индивидуальной души (дживы) реализовать и испытать своюбожественную природу.
Чтокасается психологической связи с умершим, то она прослеживается во многихкультурах. В Японии сооружаются алтари, посвященные памяти предков, на которыеприносится пища. Японцы разговаривают с предками и верят, что те их слышат. ВЕгипте поощряется сосредоточенность родных покойного на своем горе. В китайскойкультуре в случае смерти дедушки или бабушки, внук или внучка соответствующеговозраста должны вступить в брак или завести ребенка. В современной Европерассматривается вера в посмертное существование и концепцию загробногостранствия души как выражение примитивных страхов людей, лишенных преимуществнаучного знания. Однако более пристальное внимание к собственной культуревыявляет полное отрицание и пренебрежение всем, что относится к смерти. Каждомуприходится переживать смерть близких родственников и, наконец, столкнуться сфактом собственной смертности. Но обычай называть ребенка именем умершегородственника остался и сейчас. Новое рождение знаменует обновление ипреемственность поколений.
ФилиппАрьес – французский историк, антрополог, философ, описал развитие представленийо смерти на протяжении тысячелетия, а так же описал модели смерти в своей книге«Человек перед лицом смерти». Исходной гипотезой была та, которую ранеепредложил Эдгар Морен о наличии связи между отношением человека к смерти и егосамосознанием, его индивидуальностью. Эта гипотеза и была той самой путеводнойнитью, которая вела его через огромную массу документов, наметив маршрут,которому он следовал от начала до конца и оглядывая разом целое тысячелетие,это пространство оказалось упорядоченным благодаря простым вариациям четырехпсихологических элементов: самосознание; защита общества от дикой природы; верав продолжение существования после смерти; вера в существование зла.
Врезультате, были выделены следующие модели смерти: «прирученная смерть»;«смерть своя»; «смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смертьперевёрнутая».
Впервой модели представлены все четыре параметра: смерть не является актомтолько индивидуальным (и жизнь тоже), смерть заставляет общество сплотиться вборьбе с дикими силами природы, смысл «прирученности» смерти в том, что конецжизни не совпадает с физической смертью человека; смерть ощущается как интимноблизкая, привычная, ритуализованная, она как бы говорит о неотделимости зла отсущности человека – миф о грехопадении отвечал всеобщему ощущению присутствия вмире зла.
Начинаяс 11 века, эта модель смещается в сторону второй модели – «смерть своя» иявляется результатом «смещения смысла человеческой судьбы в сторонуиндивидуального начала». Это приводит к экзальтации индивидуальности, безумнойлюбви к жизни и всему земному. Представление о продолжении существования послесмерти проникнуто страстью «быть собой», человек стал ощущать несоответствиесвоей души и тела, идея бессмертной души овладела умами и все ширераспространяться с 11 по 18 век. Даже слова «смерть» и «умер» заменяютсядругими: «Бог его душу взял», «отдал Богу душу». Появляется практика завещанияи окончательного «запрятывания» мертвого тела.Но уже в 16 веке начинаютскладываться предпосылки для появления модели – «переворачивание» смерти,которая выражается в страхе смерти как боязни быть похороненным заживо, боязни,которая подразумевает, что есть некое смешанное и обратимое состояние,сочетающее жизнь и смерть.
В19 веке, определяющим в модели смерти, становится изменение индивидуальногосамосознания – до сих пор его составляющим было чувство общности с другими(«все умирать будем») и чувство собственной специфической индивидуальности(«смерть своя»). В 19 веке и то и другое ослабевает, уступая место третьемучувству – «чувству другого, но близкого человека». Отсюда модель «смерть твоя».
«Страхумереть самому в значительной мере сменяется страхом разлуки с «другими», стеми, кого любишь. Древнее тождество между смертью и, физической болью,моральным страданием, грехом нарушается. Рай становится местом, где воссоздаютсяземные чувства и привязанности, где им гарантируется вечность.
Сегодняшняямодель смерти определяется сильно выраженным чувством ее приватности,индивидуальной принадлежности. «Сейчас массовое общество восстало противсмерти. Точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем страшится, оно ведетсебя так, как будто смерти не существует». Стыд этот и есть в то же времяпрямое следствие окончательного ухода зла. Еще в 18 веке было поставлено подсомнение существование «дьявола». Вместе с идеей ада стало исчезать понятиегреха. Медицина устранила болезнь и страдание. Но если нет зла, что же тогдаделать со смертью? Общество сегодня предлагает два ответа: один банальный иодин аристократический. Первый – массовое признание бессилия: не замечать того,что нельзя предотвратить, ни индивид, ни общество не находят в себе достаточнопрочности, чтобы признать смерть. Для приручения смерти необходима была вера возло, устранение одного вернуло другое в состояние первоначальной дикости».
Современноеобщество воспринимает старение, смертельные болезни и умирание как полноепоражение и болезненное непонимание ограниченности наших возможностей управлятьприродой. С точки зрения присущей нам философии прагматизма, подчеркивающейзначение достижений и успеха, умирающий человек является потерпевшим поражение.Религия, способна быть значительной поддержкой для него, но в Европе взначительной степени она утратила свою ценность. Прагматическая житейскаяориентация и материалистическая внутренняя установка пришли на смену религиозномугорению. За небольшим исключением, западные религии уже не играют существеннойроли в жизни, низведены до уровня формальных обрядов и утративших внутреннийсмысл церемоний.
Страхсмерти, испытываемый людьми, обычно связывается с осознанием ими траекториижизни. В отличие от животных, человек знает о своей смертности, о том, что раноили поздно ему придется пережить прекращение биологического существования.Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистическойфилософии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь, согласно такомуподходу, за пределами материального мира ничего не существует. Восприниматьреальность могут лишь живые организмы с функционирующими органами чувств.Сознание же рассматривается как продукт деятельности мозга и, следовательно,полностью зависит от его целостности и нормальной работы. Физическоеуничтожение тела и мозга – это необратимый конец человеческой жизни.
Изучивотношение к смерти с точки зрения психологии, культурологи и религии можноговорить о том, что важность танатологических исследований возрастает, в томчисле и в связи с религиозно-культурологическим аспектом. Сама мысль о смерти взначительной мере индивидуальна, это обусловлено разными обстоятельствами, в ихчисле социальные условия, особенности, которые трактует вера, к которойпринадлежит личность, а так же переосмысление ею различных религиозных догм.
Формированиеотношения к предельному жизненному понятию «смерть» обуславливается следующимифакторами: внезапность, т.е насколько продолжительной была болезнь или же ксмерти привел несчастный случай; отношение родственников, т.е то, какскладываются взаимоотношения родственников с умирающим человеком и друг сдругом, влияет на успешность прохождения ими стадий приспособления к мысли осмерти; религия, принадлежность к той или иной вере влияет на отношениечеловека к смерти через представления конкретной религиозной системы о смерти;возраст, когда  люди разного возраста по-разному воспринимают смерть ипо-разному относятся к ней.
Насколькоотлична жизнь, настолько же отлична и смерть, а так же страхи и переживания,связанные с ней.
II. Умирание как часть цикла смерти
Большая часть людей доживает до старости. Три тысячи лет назад, когда средняя продолжительностьжизни не превышала тридцати лет, некоторые доживали до семидесяти. Современнаямедицина, хотя и увеличила продолжительность жизни настолько, что в ряде странона приблизилась к библейскому пределу, оказалась неспособной сдвинуть сам этотпредел. Мы изменили кривую выживания так, что практически любой из нас имеетшанс, минуя детство и зрелость, дожить до семидесяти.
Биология рассматриваетжизнь не как линейную, а как циклическую структуру, как серию изменений или какжизненный цикл. Для каждой определенной точки этого цикла имеется определеннаявероятность смерти индивида, причем по мере продвижения по кругу степень такойвероятности возрастает. В семьдесят лет у человека почти в три раза большешансов умереть в следующем году, чем в тридцать, и почти в пять раз больше, чемв десять. Это и есть так называемое старение. Наше социальное планирование вомногом зависит от осознания вероятности подобного исхода. Таким образом,процесс умирания не ограничивается старостью, а начинается вместе с началомжизненного цикла, действуя на всем его протяжении.
Человек пытаетсяпредотвратить опасность, сопротивляясь неизбежному. Частично это физическийрефлекс вроде отдергивания руки от горячей плиты, однако, одновременнопроисходит психологическая борьба со странным стремлением покориться опасности.
Умирающий осознаетбесплодность борьбы и смиряется с неизбежностью смерти. При этом у неговозникает состояние отрешенности, в котором человеком овладевают странныемысли.
Эти мысли строятся вклассический образ прожитой жизни. Это объясняется  тем, что уход в прошлое как«эмоциональная защита от мыслей о смерти» и умирающий человек,лишенный будущего, концентрирует остаток жизненной энергии на попытках вернутьто, что в прошлом представляло для него особую ценность.
В случаях, если угрозажизни надвигается медленно, например в случаях постепенного развития болезни, то картины из прошлой жизни не появляются.
Элизабет Каблер-Россопросила около двухсот умирающих больных и выявила пять стадий измененияотношения человека к собственной смерти. Первая реакция на смертельноезаболевание обычно такова: «Нет, только не я, это неправда». Кактолько больной осознает реальность происходящего, его отрицание сменяетсягневом или фрустрацией. «Почему я, ведь мне еще так много нужносделать?» Иногда вместо этой стадии следует стадия попыток совершитьсделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда жесмысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии.Эта стадия не имеет аналогов среди переживаний, связанных с внезапной смертью,и, видимо, возникает лишь в тех ситуациях, когда у столкнувшегося со смертьючеловека есть время для осмысления происходящего. Страху смерти и умиранияпосвящено множество исследований, в большинстве из них было выдвинутопредположение, что каждому человеку присущ страх смерти.  Но дети менее боятсястраха смерти, нежели взрослые, т.к. взрослые видели смерть других, у нихприжита большая жизнь, есть, что вспомнить. Не существует фактов,подтверждающих врожденность страха смерти либо его развитие в качествеобязательной составляющей поведения, связанного с умиранием. Наоборот, в техкультурах, где к смерти относятся спокойно, рассматривая ее как часть процессажизни, страха смерти нет. Если умирающие больные имеют достаточно времени длятого, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти,или получают соответствующую помощь от окружающих, то они нередко начинаютиспытывать состояние покоя и умиротворенности.
Процесс умирания являетсясамостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностьюсобытий, определенными поддающимися описанию переживаниями и способамиповедения.
Последовательностьизменений, происходящих в ходе умирания может быть нарушена практически налюбой из стадий. Кроме того, она может стать короче под влиянием боли и страха.Бывает даже, что достаточно сильный страх на начальной стадии умираниянепосредственно приводит к заключительной стадии клинической смерти. Мы недаромговорим «испугался до смерти» или «умер от страха». Такоедействительно случается.
Иногда находящиеся налечении больные убеждены, что скоро умрут. Когда это происходит, считается, чтоони разрешили себе умереть, сдавшись перед лицом смерти.  Человек, а не врач, первым узнает об изменениях собственного состояния. Чем сильнее выражено такоеизменение, тем лучше оно осознается человеком, который в этом случае сначала,образно говоря, как бы беременеет смертью, затем же в срок разрешается ею отбремени.
Обучиться поведению припроцессе умирания просто  невозможно. Некоторые ученые (прежде всего Фрейд)пришли к идее «инстинкта смерти». У человека, несомненно, существуютсильно выраженные самодеструктивные тенденции, однако не доказано, чтоисточником этих деструктивных сил является инстинкт. Я считаю, что безудержныйбросок навстречу смерти, совершаемый человеком в определенных обстоятельствах,свидетельствует об инстинктивной природе связанного со смертью поведения. Мызнакомимся со смертью, еще не успев родиться, и всю свою жизнь живем рядом сней. Удивительно не то, что в определенных ситуациях мы осознаем еенеизбежность, а то, что она не становится активной частью нашего самосознания инашего отношения к окружающему миру. Смерть не является для нас всем или ничем.Различные стороны нашей повседневной жизни предоставляют нам обширныевозможности для знакомства с ней.
Возможно, что мы впервыезнакомимся со смертью в момент рождения. Мало кому из людей доводится еще разпережить такое опасное и страшное путешествие, какое он проделал, выходя издесятисантиметровых родовых путей. Мы никогда, наверное, в точности не узнаем,что происходит в это время в сознании ребенка, но, вероятно, его ощущениянапоминают разные стадии умирания. Когда начинаются роды и матка совершаетпервые ужасающие попытки вытолкнуть ребенка из теплого и безопасного убежища,он, может быть, сопротивляется. Недавно в Шотландии была предпринята попыткавызвать схватки у женщины с запоздалыми родами, проколов амниотическуюоболочку. Изъяв при помощи катетера пинту внутриутробной жидкости, врачисобрались вокруг роженицы в ожидании начала родов и вдруг услышали, как триждыпрокричал находившийся внутри ребенок. Через девятнадцать часов родилсяабсолютно нормальный мальчик.
На смену изначальномусопротивлению и отрицанию рождения должно в конце концов прийти смирение ребенкаперед неослабевающим давлением матки. Ребенок может существенно облегчить роды,лишь расслабившись, впав в состояние отрешенности. В этот момент мы, вероятно,на самом деле осознаем, что с нами происходит, даже через много лет можемприпомнить подробности. В состоянии гипнотической регрессии, когда человек шагза шагом возвращается к началу своей жизни, многие вспоминали различные деталисвоего рождения: выход наружу головой или ногами, наложение щипцов, обвитие шеипуповиной. Эти «воспоминания» можно объяснять по-разному, однакоизвестны случаи, когда под гипнозом пациенты сообщали неизвестные их матерямфакты, которые затем подтверждались объективными медицинскими документами.
Общим для рождения исмерти является факт отделения. В момент своего рождения ребенок впервыеотрывается от матери, по мере того как он растет, эта разобщенностьувеличивается, становясь все более длительной. Это, по-видимому, позволяетребенку овладевать столь противоположными состояниями, как объединенность иизоляция, бытие и небытие. Ада Морер говорит: «К трехмесячному возрастуздоровый ребенок благодаря достаточно развитому чувству собственнойбезопасности может начать экспериментировать с этими противоположнымисостояниями. Играя в прятки, он, находясь в безопасности, получает возможностьпоочередно испытывать страх и восторг, самоутверждаться, теряя и обретаясебя». В известной степени он выбирает между жизнью и смертью.
Позже ребенок начинаетвсе более активно играть в игры, связанные с чередованием ощущений жизни и смерти,в которых он постигает реальность смерти в самых различных условиях, играя ролиубийцы, умирающего и мертвого. Многие совершенно справедливо считают игру однойиз наиболее серьезных форм поведения. Играя, можно спокойно относиться к тому,что обычно страшит человека, и даже получать от этого удовольствие. Многиеживотные благодаря игре формируют навыки, необходимые для дальнейшей жизни.Некоторые даже играют в собственную смерть.
Американский опоссумDidelphis virginiana получил свое название благодаря защитному поведению.«Притворщик» лежит на боку с открытыми глазами, вытянутыми лапами,вцепившись когтями в землю, как будто он впал в состояние коллапса. При этомживотное бодрствует, а температура тела, кислородный обмен и состав крови у негоостаются неизменными. Его электроэнцефалограмма идентична записям мозговойактивности здорового животного, находящегося в состоянии возбуждения. Группаисследователей из Лос-Анджелеса при помощи вживленных в мозг опоссумовэлектродов детально изучила их физиологические реакции в состоянии имитациисмерти, которое вызывалось встряхиванием при помощи искусственной собачьейпасти и звуками записанного на магнитофон лая и рычания. Полученныеэлектроэнцефалограммы свидетельствуют о том, что животные чутко реагируют на происходящееи в действительности лишь «притворяются» мертвыми. Охотники, живущиепо другую сторону Атлантики, сообщают, что, «прикинувшись мертвой, лисанередко осторожно приоткрывает глаза, поднимает голову, оглядывается истремглав убегает, если видит, что ее преследователи отошли на безопасноерасстояние».
Очень часто животныепринимают позы, свидетельствующие о том, что они не умерли, а лишь притворилисьмертвыми. Это обнаружил Чарлз Дарвин, собрав коллекцию якобы мертвых насекомыхсемнадцати различных видов и сравнив их имитирующие смерть позы с позаминасекомых тех же видов, умерших естественной смертью либо медленно усыпленныхкамфарой. Он выявил, что «во всех случаях они различались, а в некоторыхслучаях позы притворившихся мертвыми и реально умерших насекомых были дажепротивоположными». Отсюда следует предположение, что насекомые данныхвидов не столько имитируют смерть, которая, как правило, выглядит совсем иначе,сколько действуют в соответствии с некоторыми собственными представлениями о том,как должна выглядеть их смерть. Совершенно очевидно, что такая реакциярассчитана на публику, а возникновение в процессе эволюции имитирующих смертьпоз было вызвано существованием хищников, которые, подобно театральнымкритикам, появлялись, выискивали и съедали всех плохих актеров.
Ракообразные, пауки инасекомые, умеющие притворяться мертвыми, всегда делают это в нужный момент,однако в отличие от опоссума теряют контроль над своими мышцами и впадают всовершенно неподвижное состояние, известное как кататоническая неподвижность.Аналогичные состояния возникали и описывались у птиц, морских свинок, собак,кошек, овец, шимпанзе и людей. Проще всего вызвать это состояние у человека,сначала попросив его нагнуться вперед на девяносто градусов и задержать дыхание,а затем резко опрокинуть его на спину. Мышцы человека при этом резкосокращаются, и человек почти на целую минуту застывает, теряя подвижность. Этотфеномен нередко можно наблюдать на футбольном поле, когда внезапно сбитый с ногигрок кажется серьезно травмированным, потом он столь же внезапно приходит всебя, полностью восстанавливая подвижность. Известно о кататоническихсостояниях у солдат, участвовавших в рукопашном бою, где умышленная илирефлекторная имитация смерти, несомненно, способствовала выживанию.
Многие биологисомневаются в действенности беспомощного лежания перед врагом, однако сам посебе факт имитирующего смерть поведения подразумевает его целесообразность.Очевидно, что данное поведение выгодно лишь в определенных условиях, вдобавоксуществует, по-видимому, лимитирующий фактор, подавляющий автоматическуюреакцию животного в ответ на неадекватный стимул либо не позволяющий ейпроявляться слишком часто. В данном случае высокий пороговый уровень являетсягарантией того, что животное будет впадать в неподвижное состояние лишь вкрайнем случае, в безвыходной ситуации. Изучая ящериц Anolis carolinensis иPhrynosoma cornutum, Хадсон Хогланд обнаружил у них высокоэффективныйвстроенный регулятор поведения. Когда животное начинает притворяться мертвымслишком часто, эта реакция становится реальностью и оно действительно умирает.
Одно из немногихсвидетельств тому, что чувствует человек, не по своей воле притворившийсямертвым, подтверждает предположение о целесообразности данного защитногоповедения.
Однажды на исследователяДэвида Ливингстона напал лев, который, опрокинув его на спину, вцепился зубамиему в плечо. Он ощутил «нечто вроде сонливости, в которой не чувствовал ниболи, ни ужаса», и так как он лежал неподвижно, то лев на мгновениеотпустил его, что позволило Ливингстону прийти в себя и убежать. Отрешенноесостояние, в котором пребывал Ливингстон, напоминает отстраненность падающихвниз альпинистов и вновь показывает, что при определенных чрезвычайныхобстоятельствах тело минует некоторые стадии умирания. Оно свидетельствует и отом, что подобное поведение действительно способствует выживанию и не толькосопровождает умирание, но и продлевает жизнь.
Другой распространеннойреакцией человека на стресс является потеря сознания. Эмоциональный стрессвызывает гиперстимуляцию вагуса, что, в свою очередь, приводит к замедлениюсердцебиения, а также к расслаблению сосудов брюшной полости, вызывая в моментприлива крови к кишкам «ощущение слабости». Происходит резкоеснижение давления в сосудах мозга, вы теряете сознание, однако, когда выпадаете, голова оказывается на одном уровне с желудком, благодаря чемукровоснабжение мозга восстанавливается. Таким образом, обморок можно назватьрефлекторной реакцией со встроенными ограничителями, поскольку он создаетусловия, необходимые для восстановления нормального состояния. Когда-тообмороки были в большом ходу среди женщин определенного сословия как способреагирования на проблемные ситуации, связанные с общением, а также как способих разрешения. Без сомнения, некоторые из женщин поняли, что могут достичьжелаемого, лишь притворившись упавшими в обморок, однако большинство из них всамом деле теряли сознание. Некоторые делали это настолько убедительно, что ихпринимали за мертвых. Такое поведение — яркий пример социально обусловленнойфизиологической реакции, ставшей реальностью для тех, кто оказался способнымпоставить телесные функции под контроль сознания. Сейчас обмороки уже не такпопулярны и поэтому случаются гораздо реже, однако эволюционные возможностиданной ситуации очевидны. Если бы социальное подкрепление обмороковпродолжалось достаточно долго, они могли бы стать естественной и неизменнойчастью нашего инстинктивного поведенческого репертуара. Хотя в определенныхобстоятельствах люди и сейчас еще порой теряют сознание, имитация смерти, какобнаружил Ливингстон, более ценна для выживания, поскольку позволяет, сохраняясознание, использовать в своих интересах изменение обстоятельств.
По-видимому, имитирующиесмерть позы насекомых являются рефлекторными реакциями наподобие обморока иставят их в полную зависимость от хищника. Притворившись мертвыми, опоссум илиса прибегают к более совершенному приему самозащиты со всеми преимуществамиего гибкости, однако на основе наблюдаемых фактов можно предположить, чтонеподвижность сознания вызывается рефлексом, не менее жестким и автоматическим,чем тот, что заставляет перевернуться на спину притворившуюся мертвой мокрицу.В случае нападения врага эффективность реакции зависит от ее быстроты, анаиболее быстрое действие обеспечивается рефлексом, который напрямую, минуяголовной мозг, соединяет друг с другом обычные пути нейронного управления.Рефлекс и вызванное им поведение являются, вероятнее всего, врожденными, а неблагоприобретенными, поскольку отмечаются как полностью сформированныеструктуры примерно в четырехмесячном возрасте даже у опоссумов, воспитывавшихсяотдельно. Это поведение все же находится под частичным контролем сознания: кактолько опасность миновала, опоссум приходит в себя и продолжает свой путь.
Существуют два похожих наобморок состояния коллапса, о которых сейчас забыли. Одно из них — катаплексия,при которой человек безвольно опускается на землю, лежит с закрытыми глазами,не в силах двигаться и говорить, однако не теряет сознания и полностьюконтролирует происходящее. Это человеческий аналог состояния, легковозникающего у животных, например у птиц или кроликов, если их внезапноостановить. Оно описано в старых медицинских книгах как «вызванное сильнымпереживанием и длящееся до тех пор, пока человек не овладеет собственнымичувствами», и кажется явлением из прошлого, поскольку не упоминается ни водном из современных медицинских словарей. Не исключено, что теперь мы простозаживо хороним людей, впавших в состояние катаплексии. Необходимо отметить, чтоданная проблема впервые обсуждалась в статье «О признаках, отличающихреальную смерть от мнимой», опубликованной в трансильванском медицинскомжурнале. Автор обратился к этой проблеме под влиянием распространившихся вобществе страхов перед вампирами. Он и другие исследователи высказалипредположение, что поврежденные могилы, сломанные гробы, порванные саваны иискалеченные окровавленные трупы свидетельствуют не столько о вампирстве,сколько о последних отчаянных попытках погребенных в состоянии катаплексиивыбраться из своей преждевременной могилы.
Вторым редковстречающимся сейчас состоянием является каталепсия, описываемая как«внезапная потеря чувствительности и способности к совершению произвольныхдействий, связанная с восковой ригидностью членов». В настоящее время этосостояние можно наблюдать у больных с кататонической формой шизофрении, а такжевызвать практически у любого человека при помощи гипноза. Одной из любимыхшуток «безумного монаха» Распутина было устройство аллей из застывшихв причудливых позах живых фигур, чтобы развлечь слабонервных придворных встаром Санкт-Петербурге. То же сейчас проделывают на эстраде безответственныегипнотизеры. Спонтанные воскоподобные состояния возникают также вследствиедлительного воздействия ритмичных стимулов. В течение многих лет считалось, чтопричиной вызываемой знахарями и шаманами каталепсии является столбняк,ригидность мышц, возникающая вследствие чрезмерно глубокого дыхания иприводящая к снижению уровня кислотности в крови. Недавно Стивен Блэк,изучавший деятельность знахарей из племени йоруба в Нигерии, обнаружил, что онивызывают каталептическое состояние с помощью ритмичного барабанного боя имонотонного пения. Тело загипнотизированных таким образом людей во времясвященного обряда может принимать и сохранять практически любую позу.
Представляется вероятным,что у млекопитающих такая пластичность является условным рефлексом,сформировавшимся еще до появления на свет, когда развивающийся плод должен, несопротивляясь, принимать любую форму, соответствующую очертаниям материнскойматки. В этот период ритмическая стимуляция обеспечивается равномерным биениемматеринского сердца. Проще всего успокоить новорожденного, прижав его к груди,чтобы он услышал знакомый ритм. Поп-группы открыли, что ритмы, соответствующиепо частоте биению пульса, производят на человека наиболее сильное воздействие,даже через пятнадцать лет после его рождения: недаром из концертных заловвыносят на носилках девочек, впавших в каталепсию.
Как правило, частотапульса составляет около 70 ударов в минуту, однако и более быстрые ритмыспособны оказывать на человека чрезвычайно сильное влияние. В 1966 г. Грей Уолтер обнаружил, что короткие световые вспышки, направляемые в глаз через регулярные промежуткивремени, способны удивительным образом влиять на активность мозга, а световыеколебания с частотой, в шесть-десять раз превышающей частоту пульса, вызываютвнезапные припадки, напоминающие эпилептические. В настоящее время такаяреакция используется в клинической диагностике как средство, помогающее выявитьлиц, склонных к эпилепсии, однако такие же припадки можно спровоцировать и убольшинства совершенно здоровых людей. При возникновении замкнутой цепивозбуждения, когда световое мерцание начинает поддерживаться сигналами самогомозга, синхронизированные вспышки способны вызвать внезапный эпилептическийприпадок и потерю сознания более чем у половины населения земного шара.
Эпилепсия — симптом, а незаболевание. С самого начала она была окружена суевериями и считаласьследствием одержимости. Ее приписывали св. Павлу, Юлию Цезарю, Наполеону иДостоевскому (по-видимому, справедливо), но истина в том, что у любого из насможет возникнуть эпилептический припадок. Это всего лишь период дезорганизациимозговой активности вследствие травмы головы, электрического шока, воздействиялекарств, асфиксии или высокой температуры. Эти припадки, включающие мышечныеспазмы и конвульсии и ведущие к потере сознания, не просто напоминаютэпилепсию; они и есть эпилепсия. Единственное отличие настоящего больногоэпилепсией от всех остальных состоит в том, что у него подобные нарушениявозникают чаще. Иногда причиной приступа становится тромб или опухоль, но, какправило, приступы возвратной эпилепсии возникают спонтанно. Их можно подавитьпри помощи седативных препаратов, ввергающих больного в состояние сонливости,но возникает подозрение, что единственная функция лечения при этом заключаетсяв снижении общего уровня активности мозга. Не доказано, что grand mal, то естьнаиболее сильные припадки, генетически обусловлены, поэтому не исключено, чтоони, как и стадия отрешенности, при умирании являются психосоматическимиреакциями на определенные угрожающие обстоятельства. Это предположениепозволяет вывести эпилепсию из разряда мозговых поражений и нервных заболеванийи превратить ее в поведенческий стереотип, реализуемый любым здоровым мозгом и,возможно, при определенных условиях способствующий выживанию человека. Междуфеноменами эпилепсии и умирания есть значительное сходство; я также считаю, чтоони имеют много общего с самым известным из напоминающих смерть состояний — трансом.
Обычно состояние трансавозникает вследствие диссоциации мозговых процессов из-за перевозбуждениякакой-либо центральной мозговой зоны, приведшего к ответному торможению нервныхпроцессов в других зонах. Умеющие ходить по огню люди с помощью этого приема недопускают до мозга поток нервных импульсов от ступней, поэтому они не ощущаютболи, даже обжигаясь. Вероятно, религиозная истерия христианских мучениковдавала им те же преимущества, позволяя испытывать блаженство даже тогда, когдаих пожирали львы.
Уильям Сарджент, изучаяпроявления транса у жителей разных стран, обнаружил, что он возникает подвлиянием ритмической стимуляции в сочетании с гипервентиляцией легких. В Замбиизнахари изгоняют дьявола, надевая на голову пациента одеяло и сажая его рядом сдымящейся жаровней, что вызывает у него гипервентиляцию легких из-занеобходимости часто и поверхностно дышать. В Эфиопии деревенские священники изгоняютнечистую силу, брызгая святой водой в лицо одержимому до тех пор, пока он неначинает задыхаться и глубоко дышать. Процедура «вызывания святогодуха» на Тринидаде состоит из хлопанья руками и глубокого ритмичногодыхания. Ритуальные церемонии на Ямайке основаны на «тромпинге»,ритме, создающемся с помощью топания ногами и особых дыхательных звуков. Воиныкочевых племен самбуру и туркана в Кении, танцуя под продолжительный барабанныйбой, вводят себя в состояние безумия и коллапса. Если записи всех этих ритмовпроиграть перед европейскими слушателями, они также могут войти в состояниетранса. Было обнаружено сходство этих звуковых структур с древним ямбом,который считался в Древней Греции настолько сильным средством, что разрешалосьпользоваться им лишь в присутствии жрецов. После эпидемий чумы в средневековойЕвропе распространились танцы, доводящие человека до исступления. Вместе сдругими сильнодействующими средствами, например самобичеванием, они в концеконцов вводили нервную систему в состояние транса или коллапса.
Во всех этих системахсостояние транса вызывалось, чтобы, усилив внушаемость, добиться веры ипослушания, при этом, однако, всегда возникает и побочный эффект: разрядканервного напряжения, способная иногда привести к развитию патологии. Состояниетранса приводит к поразительному исцелению больных с выраженной депрессией,параноидной шизофренией и старыми травмами, вызывая состояние возбуждения,приводящее к истощению, коллапсу и к долговременному изменению иливосстановлению мозговых функций. Бушмены из Калахари называют коллапс«маленькой смертью» и не проводят различий между коллапсом, вызваннымритмичными танцами, и коллапсом при эпилепсии. Вполне вероятно, что обасостояния сопоставимы друг с другом, а эпилептические припадки являютсяотчаянной попыткой самого мозга вырваться из потенциально губительных условий.Легкость, с которой люди, освоившие трансцендентальную медитацию, могут вызватьв своем организме значительные физиологические изменения, свидетельствует оспособности мозга продуцировать собственную внутреннюю активность, необходимуюдля возникновения транса и припадков. Если это так, то эпилепсия, возможно,является не симптомом заболевания, а способом его лечения.
Существует испытанныйпсихоаналитический прием, называемый отреагированием, когда терапевт пытаетсяосвободить подавленное пациентом переживание, заставляя его вновь пережитьпроисшедшее с ним событие. Сарджент вылечил от невроза многих побывавших навторой мировой войне солдат, внушив им в состоянии транса или под воздействиемлекарств, что они возвратились в ситуацию, вызывавшую у них в прошлом состояниеужаса и стресса. Нередко это приводило к сильному нервному возбуждению,неистовому всплеску эмоций и заканчивалось коллапсом. Когда больной приходил всебя, его нездоровая озабоченность исчезала. Позднее аналогичные результатыбыли получены при помощи электрошоковой терапии, в ходе которой больной получалсильный удар электрическим током, вызывающий эпилептический припадок.
Грегори Бэйтсонсформулировал понятие «двойное связывание» для описания хорошоизвестной ситуации, когда человек ни в чем не может добиться успеха. Всоответствии с этим понятием терапевт намеренно вызывает у больного неприятныеощущения, используя «терапевтическое двойное связывание». Данный приемучитывает хорошо известное стремление человека лишний раз удостовериться внеприятностях, ища повторной возможности их ощутить. Так, человек вновь и вновьтрогает языком язвочку на десне, которая от этого становится все болееболезненной.
Я думаю, в нашем телеесть нервный узел с обратной связью, который реагирует на определенные видыдискомфорта активизацией вызывающего дискомфорт поведения и сохраняет такуюреакцию до порогового уровня, когда происходит уже коренная перестройка всехпроцессов. Возможно, этот механизм и есть то, что Фрейд назвал инстинктомсмерти, и если он существует, то эпилепсия может рассматриваться как проявлениеэтой обратной связи в действии. Вероятно, тело постоянно наблюдает за собой ипри определенных условиях, которые оно расценивает как потенциально опасные,лечит себя при помощи электрошока, вызывая припадок, изменяющий эти условия исохраняющий жизнь. В соответствии с гомеопатическим принципом лечить подобноеподобным организм откупается кратковременной «малой смертью» от необратимойбольшой.
Присоединение электродовк животу находящейся на последних месяцах беременности женщины позволяетрегистрировать мозговую активность плода. Как правило, при этом наблюдаютсямедленные дельта-волны частотой менее трех циклов в секунду, однако время отвремени этот регулярный ритм перемежается более сильными пикообразнымиразрядами, которые отмечаются у взрослых во время эпилептического припадка. Кконцу периода созревания плода такие всплески учащаются, а к моменту рожденияребенка, прокладывающего свой путь во внешний мир, они становятся практическинепрерывными. Мы все родились как бы в эпилепсии, и то, что мы выжили, скореевсего служит своеобразным позитивным подкреплением, необходимым дляпоследующего воспроизведения данной реакции в аналогичных кризисных условиях.Первые припадки у ребенка в утробе матери могут быть вызваны нехваткойкислорода, возникающей из-за того, что ребенку там становится тесно. Обычно напоследнем месяце беременности матери, когда потребность ребенка в кислороде неудовлетворяется, он начинает дергаться и потягиваться. Это ведет к увеличениюконцентрации щелочи в крови, что, вероятно, и вызывает мозговые конвульсии каку неродившегося ребенка, так и у взрослого, введенного в состояние транса илибольного эпилепсией. Припадок у ребенка в момент появления на свет может, как иу взрослых, завершиться краткой потерей сознания, которая, вероятно, наступаетименно тогда, когда необходимо расслабиться. Сразу же после этого ребенокначинает самостоятельно дышать, а у взрослого минует кризис, припадокпрекращается и восстанавливается нормальная мозговая деятельность. Нередкочеловек спокойно засыпает.
В некоторыхзападноафриканских языках не существует слов, обозначающих сон. Глагол,означающий «спать», пишется как «наполовину мертвый». Мыговорим «смертельно устал» или «уснул мертвым сном», амногие психоаналитические концепции рассматривают сон и смерть как синонимыбессознательного. Существует ли между ними связь? Люди нередко умирают во сне,однако является ли сон частью процесса умирания? Я сомневаюсь в этом.
Одно время считалось, чтов мозгу есть специальный центр, ответственный за бодрствование. Последниеисследования показывают, что сон наступает, когда на активирующую ретикулярнуюсистему оказывается одно из двух типов воздействия. В первом случае в другойчасти мозгового ствола вырабатываются химические вещества, подавляющие егоактивность так же, как тормоза останавливают автомобиль. Такое активноевоздействие вызывает поверхностный ортодоксальный сон. Во втором случаевырабатывается иное химическое вещество, действие которого сравнимо состановкой автомобиля путем прекращения подачи топлива. Результатом такогопассивного воздействия становится глубокий парадоксальный сон, или сон сосновидениями. Если система, ответственная за поддержание бодрствующегосостояния, разрушается из-за ранения или хирургического вмешательства, теловпадает в необратимую кому. Сначала мозговая активность уменьшается до уровня,соответствующего состоянию поверхностного сна или преходящей комы, вызваннойэпилептическим припадком, однако вскоре все мозговые волны сходят на нет ичеловек уже больше никогда не просыпается, превращаясь в «беспомощный,бесчувственный, парализованный сгусток протоплазмы». Иными словами, онстановится готой.
Не обнаружено, чтомозговая активность изменяется с возрастом. Электроэнцефалограммывосьмидесятилетних людей выглядят примерно так же, как энцефалограммысорокалетних. По-видимому, здоровый мозг способен пережить многие органы тела,а убивает его, как правило, разрушение одного из этих органов, лишающее мозгкислорода. Умирающий мозг спокоен. По мере того как кровь поставляет ему всеменьше и меньше кислорода, возникают медленные волны, амплитуда которых сначалаувеличивается, а затем постепенно затухает вплоть до момента, когда самописцыэлектроэнцефалографа начинают рисовать длинные прямые линии. Такое отсутствиереакций происходит при необратимой коме и совершенно не похоже на ритмичную,сложную мозговую активность в процессе сна того или иного типа.
Сон и эпилепсия связаны сумиранием в том смысле, что считаются символами смерти. Фрейд предположил, чтоэпилептические припадки у Достоевского были суррогатом смерти и вызывалисьчувством вины, развившимся из-за того, что он желал смерти отца. Возможно, чточеловек бессознательно притворяется мертвым, пытаясь избежать настоящей смерти.Именно так поступает опоссум и другие животные, реагирующие на стрессовыеситуации отключением от действительности и сном. В своем рассказе о людях,уцелевших после взрыва атомной бомбы в Хиросиме, Роберт Лифтон описываетраспространенный феномен психического оцепенения и предполагает, что, стремясьсохранить остатки разума, оставшиеся в живых подвергают себя «обратимойсимволической смерти, для того чтобы избежать настоящей физической илипсихической смерти». Все, кто уцелел после концентрационных лагерей,средневековых эпидемий и природных бедствий, вели себя так, как будто ихоглушили или ошеломили. Эта нечувствительность, или анестезия, настолькохарактерна для синдрома, возникающего у переживших бедствие людей, что скореевсего имеет важное значение для выживания. Закрываясь от сил, посягнувших наего окружение, организму порой удается сохранить себя, однако при этом ондолжен хотя бы частично осознавать происходящее. Узники нацистских лагерейнаучились не замечать происходящих вокруг ужасных убийств и не реагировать наних, но при этом выработали удивительную способность чутко реагировать насредовые сигналы, позволяющие подготовиться к очередным ударам судьбы.Сочетание жизни и смерти, наличие скрытой чувствительности у кажущихся мертвымилюдей являются основным свойством поведения, включающего способностьпритворяться мертвым и состояния, имитирующего смерть. Это биологическоеусловие и существенная часть механизма выживания.
Итак, мы напоминаемсмертельно раненную певицу, которая, прежде чем навсегда исчезнуть со сцены,успевает искусно исполнить свою партию и даже несколько раз повторить ее«на бис». Умирание не является быстрым процессом, непосредственнопредваряющим клиническую смерть. Оно может быть очень коротким в случаевнезапной смерти, но даже тогда у человека могут возникнуть сложныеретроспективные переживания как одно из звеньев в цепи последовательных стадийумирания. Факты свидетельствуют, что умирание — исключительно сложнаяповеденческая система, которую никак нельзя свести к подготовке к смерти. Оноприсутствует на протяжении всей жизни организма, и его составляющие могут дажеслужить продлению жизни. Теперь мы имеем право определить живые организмы как«умирающие для того, чтобы жить».
Ключ к пониманию природысмешения жизни и смерти лежит в области естественной истории.
Живое возникло изнеживого, и до сих пор его выживание зависит от гибели его отдельных частей.Жизнь и смерть неразличимы, однако существует и третье, отличное от нихсостояние — гота, а также четкая последовательность приводящих к нему событий.Они могут возникнуть в любой момент жизни.
То, что мы называемсмертью, является всего лишь изменением состояния, нередко временным иизлечимым. У смерти нет клинической, логической или биологической реальности,она существует как искусственное понятие, имеющее смысл лишь в рамкахмежличностных отношений.
Когда Ромео, увидев вгробу бледную, лишенную признаков жизни Джульетту, решил, что она умерла, онадействительно была мертва. То, что позднее она пришла в себя и стала большепоходить на живую, чем на мертвую, не аннулирует факта смерти. Когда Джульеттаобнаружила безжизненного Ромео, лежащего с ядом в руке, он также был мертв, иего смерть останется в силе даже в том случае, если откуда ни возьмисьвозникнет расторопный врач, который вовремя сделает ему промывание желудка.Ошибка Ромео коренится в человеческом сознании.
Литература
1.        Альмедер Р.Реинкарнация. Жизнь после смерти. – М.:, 1991. — С. 230-248.
2.        Арьес Ф. Человекперед лицом смерти. – М., 1992. – 197с.
3.        Байер К.,Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: МИР, 1997 – 368с.
4.        Ваганов А.Г.Вечная память//Вопросы психологии. — № 1. – М., 2000.
5.        Гаврилова Т.А.Экзистенциональный страх смерти и танатическая тревога.//Прикладная психология.- № 6. – 2001. – С.1-6.
6.        Гроф С., ХэлифаксДж. Человек перед лицом смерти. — М.: Изд-во Трансперсонального Института,1996. — 246с.
7.        Гуревич П.С. Ожизни и смерти. Жизнь земная и последующая. Сборник. — М., 1991. – С. 401-412.
8.        Демичев А.В.Фигуры танатоса. – СПб., 1991. – 213с.
9.        Дубровина Н.И.«Посмертный опыт» или «вспышка пережитого»?//Человек. –1991. — № 2.
10.     Калиновский П.П.Последняя болезнь, смерть и после. – М., 1991.
11.     Крайг Г.Психология развития. – СПб., 2000. – 987с.
12.     Лаврин А. ХроникиХарона. Энциклопедия смерти. – М., 1993 – 509с.
13.     МитрополитАнтоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. – М., 1995. – 510с.
14.     Моуди Р.Дальнейшие размышления о жизни после жизни. – Киев, 199 – С. 25-61.
15.     Моуди Р. Жизньпосле жизни. По ту сторону смерти. – М., 1994. – С. 70-76.
16.     Моуди Р. Жизньпосле жизни. – Лениздат., 1991 – С. 90.
17.     Психологиясреднего возраста, старения, смерти/Под. ред. А.А. Реана. – М., 2003. – 384с.
18.     Райгородский Д.Я.Психология зрелости. Хрестоматия. – Самара, 2003.
19.     Рассел Б. Есть лижизнь после смерти.//Интернет: tvasm.i-connect.com/atheism
20.     Танатология(учение о смерти)/Под ред. Решетникова М.М., Белкина А.И. – СПб., 1994. – 380с.
21.     Федорова М.М.Образ смерти в западноевропейской культуре//Человек. — № 5. – М., 1991.
22.     Франкл В. Человекв поисках смысла. – М., 1990.
23.     Ялом И.Экзистенциальная психотерапия. – М., 1999. – С. 34, 139.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.