Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ
Специализированныйсовет К–150.01.04
На правах рукописи
ШАЙГОРОДСКИЙ ЮрийЖанович
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Специальности:
19.00.11 – психологияличности
19.00.05 – социальнаяпсихология
А в т о р е ф е р а т
диссертации насоискание ученой степени
кандидатапсихологических наук
Москва – 1992

Работа выполнена на кафедре психологии ипедагогики
Института молодежи
Научный руководитель – докторпсихологических наук, профессор
КРУПНОВ Александр Иванович
Официальные оппоненты – докторпсихологических наук, профессор
ДУБРОВИНА Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, профессор
ПАНАСЮК Александр Юрьевич
Ведущая организация – Институтпсихологии
Академии педагогических наук Украины
Защита состоится 30 ноября 1992 г. в 14.30 часов на заседании специализированного совета К–150.01.04по защите диссертаций на соискание ученойстепени кандидата психологических наук в Институтемолодежипо адресу: 111442, г. Москва, ул. Юности, дом 5/1, корпус 3.
С диссертацией можно ознакомиться вбиблиотеке Института молодежи.
Автореферат разослан ____ октября 1992 г.
Ученый секретарь
специализированного совета,
кандидат педагогических наук Е.В.ГУРОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОТЫ
Актуальность исследования.Динамикаобщественного переустройства, формирование новой системы экономическихотношений тесно сопряжены с кореннойпереоценкой всей совокупности ценностей. В этойсвязи актуализируется потребность возвышения самоценностиличности,индивидуальности. Для педагогической практики и психологической науки этоозначает усиление внимания к изучению психического развития детей, ихиндивидуальных и половозрастных особенностей, обоснование и реализацию такихпсихолого-педагогических условий, которыеобеспечили бы становление творческих способностей школьников,формирование у них активной социальной и нравственнойпозиции,мировоззренческих убеждений наиболее адекватных современным задачам и целямразвития общества.
Научные данные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,И.В. Дубровина, В.Д. Ермоленко, Б.С. Круглов,А.С. Шаров и др.) дают основания констатировать,что специфика социальной ситуации развития детей вподростковомвозрасте характеризуется интенсивным формированиемценностныхориентаций (далее в тексте используется сокращенноеобозначение–ЦО)как фундаментального психологического новообразования, обуславливающегоразвитие наиболее значимых личностных структуриндивида. Знание и опора на половозрастные особенности ЦОшкольниковв ходе планомерного и целенаправленного стимулированияпроцессаих развития может в значительной степени повысить его эффективность. Всовременных условиях проблемам возрастных особенностей ЦО (в частности вподростковом и раннеюношеском возрасте) уделяетсяопределенное внимание, проблема же психологических особенностей ЦО взависимости от пола детей подросткового возраста ещене стала предметом специального изучения. Анализ практики итеорииразвития личности подтверждает актуальность данной проблемыдляпсихологии личности, социальной, возрастной и педагогическойпсихологии.
Объект исследования–ЦОдевочек и мальчиков подросткового возраста.
Предмет исследования–психологические особенности ЦО девочек имальчиков подросткового возраста.
Цель исследования состояла в целостноманализе ЦО подростков, а также в выявленииполовых различий в психологической структуре мотивационно-смыслового,процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦОдевочек и мальчиков подросткового возраста.
Гипотеза исследования.Мы исходили из предположения о существовании отличительных психологическихособенностей ЦО девочек имальчиковподросткового возраста. Эти особенности, на наш взгляд,могутпроявляться прежде всего в психологической структуре ЦО.
Основные задачи исследования:
1. Разработать и обосновать модельцелостного, многоаспектного анализа ЦО детей подросткового возраста.
2. Проанализировать особенности иерархическогостроения ЦО девочек и мальчиков подростковоговозраста в трех основных аспектах: мотивационно-смысловом,процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном.
3. Выявить особенности корреляционнойструктуры ЦО девочек и мальчиков подростковоговозраста, осуществить анализ степени связей компонентов внутри указанныхаспектов и между ними.
4. Дать сравнительную характеристикуцелостной структуры ЦО, исходя из спецификисоотношений мотивационно-смыслового, процессуально-результативного икоммуникативно-ориентировочного аспектов удевочек и у мальчиков подросткового возраста.
Теоретической и методологической основойисследования явились положения аксиологии,работы, посвященные изучению ценностей и ЦО личностив философском, социологическом, педагогическом и психологическом аспектах (Л.А.Аза, В.Г. Алексеева, М.И. Архангельский, М.И.Бобнева, Л.П. Буева, Л.А. Волович, Р.Г. Гурова, О.Г. Дробницкий,И.В.Дубровина, А.Г. Здравомыслов, О.И. Зотова, М.Г. Казакина,И.С.Кон, Б.С. Круглов, Т.Н.Мальковская, А.Ю. Панасюк, А.В. Петровский, М.Х. Титма,В.П. Тугаринов, В.А.Ядов и др.), научные и психологическиеконцепции,базирующиеся на социальной детерминированности онтогенеза личности в целом иособенно – в подростковыйпериод(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский,И.С.Кон, А.П. Краковский, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн,В.Е.Чудновский, Д.Б. Эльконин и др.), напринципах системно-структурного подхода к исследованию личности и еедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,Л.И. Анциферова, А.А. Деркач, Э.Ш. Камалдинова, О.И. Конопкин, А.И. Крупнов,Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Н.И. Рейнвальд, Е.В. Шороховаидр.), полового диморфизма (А.А. Али-Заде, В.А. Геодакян, И.С. Кон идр.).
Методы исследования.Разработан специальный опросник, в основу которого положена методика изученияЦО личности М. Рокича (M.Rokeach),адаптированная М. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым, модифицированнаяприменительно к учащимся школы Б.С. Кругловым идополненная нами перечнем актуальных с точки зрения испытуемых иэкспертовценностей. На ее основе фиксировались показатели всехтрехаспектов ЦО. Использован контент-анализ сочинений школьниковнатему: «Моя жизнь в 25 лет». В исследовании использованы материалыписьменных и устных опросов учителей, родителей и директоров школ. Основнойбазой исследования стали общеобразовательные школы№№91, 97, 109, 250 г. Киева и №450 г.Москвы.В исследовании приняли участие 304 подростка, выборку составили 159 девочек и145мальчиков12-15-летнего возраста.
Надежность и достоверность результатовисследования обеспечивались репрезентативностьювыборки, применением апробированного инструментария,методов статистической обработки данных на ЭВМ (корреляционный,кластерный и факторный анализ), теоретической и эмпирическойвалидностью методов исследования.
Научная новизна и теоретическаязначимость исследования.
1. Конкретизируется и развиваетсятеоретический подход к понятию ЦО как к целостному, многоаспектномупсихологическому образованию личности; на этой основе разработана иапробирована модель целостного,многоаспектного анализа ЦО, позволяющая исследоватьцелостнуюпсихологическую структуру ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.
2. Выявлена и охарактеризованаиерархическая структура ЦО, ее половые различия в подростковом возрасте. Этиразличия проявляются вмотивационно-смысловом, процессуально-результативном икоммуникативно-ориентировочном аспектах.
3. На основе корреляционного анализаустановлены различия в связях основных компонентов и параметров ЦО у девочек иу мальчиков подросткового возраста.
4. Осуществлена целостная сравнительнаяхарактеристика ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, на основе которойопределены пути коррекции ЦО подростков разного пола.
Практическая значимость работысостоитв том, что выявлены и обоснованыпсихолого-педагогические пути коррекции содержания ЦО иихнаправленности у девочек и у мальчиков подросткового возраста.
На основе полученных данных разработаны программыфакультативных курсов для учащихся среднихобщеобразовательных школ. Результаты исследованиямогут быть использованы при решении практических задач психологической службы вшколе, а также в лекциях по психологии личности, социальной, возрастной ипедагогической психологии для студентовпедагогических вузов и училищ, практических работников народного образования,родителей.
Апробация и внедрение результатовисследования. Материалыдиссертациии основные выводы исследования докладывались и былиодобренына межреспубликанской научно-практической конференции вАлма-Ате(1990 г.), на республиканской научно-практической конференции в Киеве (1990 г.), на заседаниях секции Республиканского пионерского слета вОдессе (1990 г.), на научно-практических конференциях ипсихолого-педагогических чтениях Института молодежи(г.Москва, 1989-1992 гг.), на ХХVII научно-теоретической конференции молодыхученых и специалистов Российского Университета дружбынародов (г. Москва, 1992 г.), на заседании «круглого стола»Комитетапо делам молодежи Верховного Совета Украины (г. Киев, 1991 г.), на заседаниях педагогических советов ряда общеобразовательных школ,методических объединений учителей. Основные положения и выводы исследованиянашли свое отражение в публикациях автора, аналитических и информационныхсправках.
На защиту выносятся следующие положения:
1. ЦО являются целостным, многоаспектнымпсихологическим образованием, которое содержит в себе единство диспозиционных ипозиционных характеристик личности. ЦО включают в себя следующиеосновныеаспекты: мотивационно-смысловой (терминальные и инструментальные ценности,жизненные планы и свойства личности), процессуально-результативный (учебно-познавательная,общественная, свободная (досуговая) деятельность)и коммуникативно-ориентировочный (обсуждение личных проблем и ценностей,межличностные взаимоотношения, доверительность в общении, эмоциональный тонус ит.п.).
2. Имеются различия в иерархическойструктуре ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, которые выражаются виерархиипризнаковмотивационно-смыслового, процессуально-результативного икоммуникативно-ориентировочногоаспектов ЦО.
3. Существуют особенности корреляционнойструктуры ЦО девочек и мальчиковподросткового возраста, которые проявляются в специфике соотношений внутримотивационно-смыслового, процессуально-результативного икоммуникативно-ориентировочного аспектов.
4. Обнаруживаются особенности вцелостной структуре ЦО, т.е., в характере связей между различными еекомпонентами у девочек и у мальчиковподросткового возраста.
Структура и объем диссертации.Диссертационнаяработа состоит из введения, трех глав, заключения,списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и графиками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ
Постановка проблемы и модель целостного,многоаспектного анализа ЦО. Анализлитературных данных позволил выделить четыре основныхаспекта изучения ЦО: философский, социологический, педагогический ипсихологический. Мы отметим лишь два последних. Педагогические проблемы ЦОучащихся общеобразовательной и профессиональной школы анализируются в связи сцелями и ценностями, формируемыми у учащихся в различных видах деятельности(И.С. Батракова, Т.Т. Будрина, Л.А. Волович,Р.Г. Гурова, М.Г. Казакина, О.А. Лапина, Т.Н.Мальковская, Г.К. Нургалиева, Г.Н. Прозументова, И.А. Скворцова,В.А.Тихилова, Д.А. Тонконогая, М.Ф. Чернобаева и др.)
Психологический аспект ЦО раскрыт вработах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, М.И. Бобневой,Л.И. Божович, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, О.И. Зотовой, И.С. Кона, Б.С. Круглова,А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.Ю. Панасюка, А.В. Петровского,С.Л.Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Е.В. Шороховой и др. ЦО рассматриваются каксоциально обусловленное стержневое образование личности. Они влияют наотдельные свойства личности, цели жизни (Н.А.Волкова, В.А.Ядов и др.), мотивируютнаправленность деятельности, в частностиучебной и профессиональной (В.В. Водзинская, И.В. Дубровина, Г.Е. Залесский,Б.С. Круглов, Н.Ю. Ткачева и др.), влияют на мотивы деятельности и общения(М.Г. Козак, Я.Л. Коломинский, Л.А.Сулейманова, и др.). ЦО школьников, в томчисле и подростков, анализируются, в основном, с точки зрения возрастныхособенностей (В.Д.Ермоленко и др.), динамики ЦОв структуре личностных характеристик (Н.А.Волкова и др.), профессиональнойнаправленности (А.Адыкулов и др.), взаимосвязи смотивами общения (А.С.Шаров и др. ) и т.п. Вэтих и других исследованиях, как правило, указывается на необходимость анализаЦО в зависимости от пола, однако они еще не сталипредметом специального исследования.
В психологии проблема выявления иобъяснения половых различий имеет дваосновных аспекта. С одной стороны, выбор предметных областей для выделениямаскулинных и фемининных психологических качеств, исходит из традиционнойдихотомии мужского и женского начал, соответствующих им социальных стереотипов.С другой стороны, из объективнойконстатации действительных различий между полами, позволяющейпроверить наличие таких, которые «должны существовать»согласнополоролевым нормативам. В теоретическом обоснованииисследованиямы опирались на теорию полового диморфизма В.А.Геодакяна, в которой женское имужское сопоставляются как наследственность и изменчивость, долговременная иоперативная память вида, консервативность ивариативность. Теория построена на отношениях взаимодействияи взаимодополняемости мужского и женского начал, определяющихпсихологические особенности половых различий междулюдьми.
Результаты теоретических иэкспериментальных исследований свидетельствуют о сложной, многоаспектнойструктуре ЦО, о необходимости их изучения как целостного образования. На основелитературных данных, опираясь на модель структурно-функционального анализасвойств личности (А.И. Крупнов), нами разработана модель целостного,многоаспектного анализа ЦО подростков. Анализ литературных данных позволилвыделить три основных аспекта ЦО: мотивационно-смысловой,процессуально-результативный и коммуникативно-ориентировочный.Мотивационно-смысловой аспект отражает содержательнуюсторонуЦО личности и выражает внутреннюю основу ее отношений кдействительности.Процессуально-результативный — выступает в качестве реальной динамическойсистемы взаимодействия субъекта с миром и показателями результативностиличностных диспозиций. Детерминирующим мотивационно-смысловой ипроцессуально-результативный аспекты ЦОподростков выступает коммуникативно-ориетировочныйаспект,в рамках которого происходит обсуждение, оценка и переоценка ценностей. Вкачестве конкретных компонентов мотивационно-смыслового аспекта ЦО можновыделить: ценности – терминальные(ТЦ)и инструментальные (ИЦ), свойства личности (Св), жизненныепланы(Жп); процессуально-результативного: основные сферы (Сф) деятельности(досуговую – СД, учебно-познавательную–СУ, общественной работы –СО,
/>
Рис.1. Модель целостного,многоаспектного анализа ценностных ориентаций личности подростков
коммуникативную –СК),компоненты, фиксирующие результаты учебно-познавательной (У) и общественной (О)активности, активность в свободное время (НД);коммуникативно-ориентировочного: межличностные взаимоотношения (МВ), ихразвитие (ДВ), доверительность в общении (ДО), обсуждение личных проблем иценностей (ЛП), конфликтность (К),эмоциональный тонус (Т). Модель целостного, многоаспектного анализа ЦОподростков схематически представлена на рис.1.
Результаты исследований (А.Адыкулов,М.И.Бобнева, А.А.Деркач, О.И.Зотова,Б.С.Круглов, Н.И.Рейнвальд, Е.В.Селезнева, В.А.Ядов идр.)указывают на основную характеристику ЦО личности, –их направленность. В модели целостного, многоаспектного анализа использованподход, в котором ЦО подростков анализируются через направленность ихкомпонентов: альтруистическую –эгоцентрическую,предметную (S-О) –коммуникативную(S-S).
Сравнительный анализ ЦО девочек имальчиков подросткового возраста.Содержательнаясторона ЦО, иерархическая и корреляционная их структуры определялись в трехаспектах: мотивационно-смысловом, процессуально-результативном икоммуникативно-ориентировочном. Сравнительный анализ компонентов внутри каждогоизаспектовпозволил выявить общее и особенное в психологическойструктуреЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.
Рассмотрим иерархическую структурумотивационно-смыслового аспекта ЦО. В структуретерминальных ценностей у девочек доминируют: «друзья»,«счастливая семейная жизнь», здоровье", «состояниеприроднойсреды», «справедливость», «уверенность в себе»,«материально обеспеченная жизнь», «жизненная мудрость (зрелостьсуждений)». У мальчиков: «здоровье, бодрость», «счастливаясемейнаяжизнь»,«друзья», «справедливость», «уверенность в себе»,«любовь», «самостоятельность». По сравнению с мальчиками,девочки выше ценят «материально обеспеченную жизнь»,«общественное признание», «модную одежду»; мальчики вышечем девочки оценили: «равенство», «любовь», ценности«активной деятельной жизни», «высокого служебногоположения».
Общевозрастной характеристикойтерминальных ценностей является их эгоцентрическая направленность. По всейвидимости, эта мотивацияобусловлена основным новообразованием подросткового возраста –чувством взрослости, стремлением к самоутверждению и самореализации. Ценностиже альтруистической направленности: «активнаядеятельнаяжизнь», «интернационализм», «активность в общественнойработе»,«инициативность», «дисциплинированность» и др. занялиодинаковонизкие ранги в иерархии ценностей как девочек, так и мальчиков.
Анализ иерархической структурыинструментальных ценностей показал, что верхнюю ее часть составляют ценности,соответствующие социальным ожиданиям ив большой степени ориентированы на социальные, половые роли. Мальчики отвеливыше ранг ценностям «смелость», «целеустремленность»,«рационализм», «трудолюбие», «волевые качества».Девочки выше оценили «воспитанность, хорошие манеры»,«вежливость»,«честность, правдивость», «искренность», «чуткость,заботао других» и т.п.
Анализ соотношения коммуникативной ипредметной направленности ЦО свидетельствует о преобладании коммуникативнойнаправленности ценностей в структуре ориентаций подростков, что дает основаниятрактовать коммуникацию, общение не только как средстводостижениязначимых целей, но и как саму цель. Ярко выраженное доминированиекоммуникативной направленности ценностей свидетельствует о личностнойзначимости коммуникативной деятельности подростков по сравнению с предметнойдеятельностью.
Анализ компонента ЦО, связанного сосвойствами личности, позволил определить иерархию личностных свойств-ценностей(«Идеал»), иерархию свойствприсущих им лично («Я»), систему свойств, которыесточки зрения испытуемых присущи их сверстникам («Молодое поколение»),родителям и учителям («Старшее поколение»).
Оценивая свойства личности как ценности,девочки указали на следующие: человечность, милосердие, доброту,справедливость, вежливость, дружелюбие в отношениях с другими, аккуратность,трудолюбие, отзывчивость, готовность прийти на помощь, чувство юмора,честность,искренность, чувство ответственности, долга, целеустремленность, благородство,альтруизм, бескорыстие, образованность иволевые качества. У мальчиков в ценностной структуре личностныхсвойствдоминируют такие качества: доброта, дружелюбие в отношениях с другими, чувствоответственности, долга, благородство, образованность, честность, искренность,вежливость, смелость, увлеченность своей работой, отзывчивость, готовностьприйти на помощь, трудолюбие, человечность,милосердие.
Оценивая наличие тех или иных качеств усебя лично («Я»), девочки указали на доброту, чувство юмора,дружелюбие в отношениях с другими, аккуратность,отзывчивость, вежливость, чувство ответственности, целеустремленность,благородство, альтруизм, решительность. Мальчики назвали чувство юмора,дружелюбие, смелость, доброту, отзывчивость,образованность, аккуратность, чувство долга, справедливость, благородство иволевые качества.
Образы собственного «Я»оказались более дифференцированными посравнению с групповым образом сверстников, что проявилось воценкеличностных свойств. Большинство девочек считают, что онимилосерднеесвоих ровесников, менее жестоки и грубы (уровень значимости различий по этимкачествам р
Несколько выше ценят девочки своетрудолюбие, честность, искренность, бескорыстие, требовательность к себе, своюдисциплинированность, считают себя менее вспыльчивыми, раздражительными посравнению со своими сверстниками. У мальчиков, в оценках собственныхкачестви качеств, присущих их ровесникам на статистически значимом уровне выявленонамного меньше различий. Эти различия оказались значимыми на 5% уровне лишь воценке чувства долга, ответственности и доброты.
В целом же и девочки, и мальчики приоценке практически всех качеств «Молодого поколения» поставили оценкиниже (в отношении положительных, высокоценимых свойств личности) или выше (в отношении отрицательных) по сравнению ссамооценкой («Я»). В значительно большей степени подростки соотносятсебя со старшим поколением. Они преимущественно ориентированы на формирование усебяличностныхсвойств присущих старшим. По мнению испытуемых,качества взрослых больше соответствуют их «идеальному образу». Удевочекориентацияна старших как носителей определенных свойств выраженасильнее,мальчики же, в целом ориентируясь на «старшее поколение»,большесоотносят себя со своими ровесниками. Отмечается очевидноевлияниестереотипов фемининности и маскулинности на оценку личностных свойств девочкамии мальчиками. Это влияние проявляется в иерархиисвойств-ценностей, самооценках, оценках свойств младшегоистаршего поколений.
В результате анализа жизненных плановподростков выявлены доминирующие планы-цели близкие во временном отношении, удевочек:завоеватьуважение со стороны одноклассников, родителей, создатьсобственнуюсемью, добиться уважения со стороны учителей, достичьвысокихнравственных качеств. У мальчиков: добиться успехов в работе, более высокогоуровня образования, уважения со стороны родителей, одноклассников, создатьсобственную семью. Последние места виерархии жизненных планов подростки отвели стремлению к болееактивномуучастию в общественной жизни, желанию быть избранными вруководящиеорганы общественных организаций. Анализ иерархическойсистемыжизненных планов со стороны направленности, указывает напреимущественнокоммуникативную и альтруистическую их ориентацию удевочек;предметную и эгоцентрическую –у мальчиков.
Контент-анализ сочинений подростковпозволил более предметно проанализироватьжизненные планы отдаленного во временном отношении (на 10-13лет) будущего, выявить их ориентацию. Проанализировано 257 сочинений, в томчисле 138 сочинений девочек и 119 –мальчиков.Как показал анализ, мальчики ориентированы,прежде всего на профессиональную сферу, девочки –на семейно-бытовую. Главный ориентирподростков – достижениематериального благополучия. При этом, еслимальчики, сильно завышая свои возможности, все-такипредполагаютдостичь его собственным трудом, то девочки, чаще всего, рассчитывают на удачноезамужество. Анализ сочинений позволяет утверждать,что у большинства подростков сильно завышена самооценка. Практически все авторысочинений уверены в своих достижениях: образовании,профессии, счастливой семейной жизни, материальномблагополучиии т.п. Однако свое будущее подростки зачастую не связываютс сегодняшним днем. В наибольшей степени завышены ожидания школьников в сфереобразования, социального продвижения и материального благополучия. Они ждутслишком многого и слишком быстро. Девочки, по сравнению с мальчиками, ожидаютдостижений во всех сферах жизни, особенно в семейной, в более раннем возрасте.Школьники, в большинстве своем, очень слабо представляют жизнь в новыхэкономическихусловиях. Лишь отдельные из них учитывают возможныетрудностии проблемы.
Статистическая оценка значимости различийв признаках мотивационно-смыслового аспекта ЦО девочек и мальчиков (см. табл.1)показала их достоверность по целому ряду признаков во всех компонентах:терминальные и инструментальные ценности, жизненные планы исвойстваличности. Из таблицы видно, что наиболее существенныеразличияобнаруживаются по признакам терминальных ценностей. Вдругихкомпонентах мотивационно-смыслового аспекта ЦО эти различияменеевыражены. Если в терминальных ценностях статистически значимыми оказалисьразличия по каждому четвертому из списка признаков,топо другим компонентам, в среднем, –по каждому десятому. Полученные факты свидетельствуют о необходимости учета впрактической работе, прежде всего, различий втерминальных ценностях (ценностях-целях) девочек и мальчиков.
Табл.1.
Статистическая оценка различий впризнаках мотивационно-смыслового аспекта ЦО у девочек и мальчиковКомпоненты
Параметры
Признаки Девочки Мальчики
t-кри
тер р срд.
балл ранг
срд.
балл ранг Терминальные ценности
Самостоятельность в суждениях и оценках
Свобода в поступках Интересная работа Национальные традиции, культура Патриотизм Интернационализм
3,8
3,8
3,7
3,5
2,9
2,9
10
13
15
20
23
24
4,2
4,1
3,4
3,9
3,5
3,5
8
10
21
14
20
23
2,04
2,12
2,02
3,05
2,15
2,14
0,05
0,05
0,05
0,01
0,05
0,05 Инструмен- тальные ценности Аккуратность Воспитанность Лидерство, умение вести за собой Непримиримость к недостаткам других Возможность влиять на решение проблем класса, школы
4,4
4,3
3,2
2,9
2,5
2
4
19
20
21
4,0
4,0
3,5
3,4
2,9
8
6
15
17
18
2,04
2,02
1,70
2,05
1,81
0,05
0,05
0,10
0,05
0,10 Жизненные планы
Уважение со стороны учителей
Высокие нравственные качества
Умение приносить людям пользу
Успехи в будущей работе
Более высокий уровень образования Возможность веселого, беззаботного
проведения времени
3,5
3,4
3,4
3,4
3,2
3,1
4
5
6
8
10
15
3,2
3,1
3,1
4,0
4,0
2,6
9
15
12
1
2
17
1,69
1,68
1,67
2,71
3,68
2,17
0,10
0,10
0,10
0,01
0,01
0,05
Свойства личности
(как ценности)
Требовательность к другим
Вспыльчивость Высокомерие
3,8
2,5
2,1
23
25
26
4,2
2,9
2,8
19
24
25
2,10
2,08
2,41
0,05
0,05
0,02 Свойства личности (само-оценка)
Требовательность к другим
Желание властвовать над другими людьми Высокомерие Жестокость
3,3
2,2
2,4
1,7
20
26
25
29
3,6
2,6
2,9
2,1
21
29
28
30
1,79
1,82
2,21
1,90
0,10
0,10
0,05
0,10
Примечание: здесь и в последующихтаблицах приведены только те признаки, по которымполучены различия не ниже 10% уровня значимости.
Анализ корреляционной структурымотивационно-смыслового аспекта показал, чтоценности, составляющие систему ориентаций подростков,значительно полнее и интенсивнее осваиваются мальчиками(См.рис.2 и 3), что отражает, на наш взгляд, «поисковый» характерориентациймальчиков и «адаптивный» –девочек[†]. Так, для достижениясвоих целей мальчики намного шире используют имеющиесясредстваи ориентированы на поиск новых. При этом у мальчиковбольшевыражена объектная направленность ориентаций, у девочек –субъектная.Корреляционный анализ компонента «свойства личности»выявилположительные связи между параметрами альтруистической иэгоцентрическойнаправленности личностных свойств и у девочек, и умальчиков(р
Сравнивая полученные корреляции внутрикомпонентов «ценности» и«свойства личности» (См.рис.2 и 3), можно отметить большую ихсвязьу девочек в компоненте «жизненные планы», у мальчиков – вкомпонентах«ценности» и «свойства личности». Доминирующая в иерархиимальчиков предметная направленность жизненных планов значимо коррелирует с эгоцентрическойи коммуникативной направленностью, которые в свою очередь положительно связанымежду собой. Указанные связи образуютсвоеобразную «триаду», выражающую общую направленностьжизненных планов мальчиков. Параметр же альтруистической направленности некоррелирует с остальными параметрами компонента. И для девочек, и для мальчиковхарактерна относительная автономность«жизненных планов» по отношению к другим компонентаммотивационно-смысловогоаспекта. Это свидетельствует о некоторой нереальностипланов подростков и может объясняться: во-первых, относительной отдаленностьюпланов во времени; во-вторых, представлением о планах как о желаемом, но малосвязанном с сегодняшним днем, нынешнейдеятельностью будущем; в-третьих, более или менее глубокимубеждением в том, что реализация жизненных планов зависитнестолько от самих подростков, сколько от обстоятельств, случайности, удачи,везения.
Рассмотрение иерархической структурыпроцессуально-результативного аспекта ЦО позволило определить доминирующие позициивразличныхкомпонентах: сферах реализации ценностей, результативностиучебно-познавательной и общественной активности, в свободной(досуговой)деятельности девочек и мальчиков.
Оценивая возможности реализацииценностей и в различных сферах, мальчики указали на коммуникативную и сферусвободной активности (досуга), практически одинаково и довольно высоко оцениввозможности«реализации себя» в них. Девочки, как основную, выделяюткоммуникативную сферу, отводя сфере свободной активности второй ранг. Онизначительно ниже ценят возможности этой сферы –различия в оценках девочками указанных сфер значимы на уровне р
Ранжирование признаков компонента«свободная (досуговая) активность» показало, что значительную частьсвоего свободного времени и девочки, и мальчики отдают общению. В большейстепени преобладает общение с мамой, друзьями-сверстниками. Следующее по«весу»в досуге подростков – пассивноевремяпровождение: «смотрю телевизор»,«слушаю музыку» и т.п. Низкие ранги в иерархии компонента получилипризнаки: «занимаюсь самообразованием», «посещаютеатры,музеи, выставки», «занимаюсь общественной работой». Активностьдевочек в свободное время имеет тенденцию преимущественно ккоммуникативнойнаправленности (р
Данные, полученные в результате анализажелаемого проведения своего свободноговремени мальчиками и девочками свидетельствуют о стремленииподростков к более интимному, доверительному общению, вчастности,с парнем (девушкой), который (ая) нравится (р
У девочек в планировании своего досугапреобладает желание «самосовершенствоваться»: больше времени уделятьсамообразованию – этотпризнак получил наиболее существенный «сдвиг» по ранговойшкале(р
Обобщая итоги иерархического анализаструктуры процессуально-результативного аспекта ЦО, можно заключить, чтоудельный вес различий по данному аспекту (См.табл.2)значительно выше, чем по предыдущему (мотивационно-смысловому). Различия здесьпроявляются во всех компонентах и, в среднем, по каждому второму параметру и признаку.Такая плотность различий обусловлена реальной включенностью подростков впроцесс реализации ценностей, которая проявляется в результатах деятельности.Это еще раз свидетельствует о необходимости деятельностного подхода вдифференциальном анализе ЦО.
Корреляционный анализ так же выявилразличия в характере связей параметров процессуально-результативного аспекта ЦОдевочек и мальчиков (См. рис.2и 3). Девочки реализуют себя преимущественно в учебной деятельности. Об этомсвидетельствуют статистически значимые связи параметров сфер реализации(коммуникативной, учебно-познавательной и общественной деятельности).
У мальчиков компонент «свободнаяактивность» коррелирует с большинством компонентовпроцессуально-результативного аспекта, в то время, как у девочек эти связипрактически отсутствуют. У девочек же центральным компонентом аспекта являетсяучебная активность. Полученные данные свидетельствуют о том, что девочкиреализуют свои ценности преимущественно в рамках учебной деятельности, амальчики – в сфере свободнойактивности. При этом, девочки стремятся разграничить сферы досуга и школьнойжизни, мальчики же, больше увязывают сферы своей активности в единое целое.
Анализ иерархической структурыкоммуникативно-ориентировочного аспекта ЦО позволил определить иерархию«значимых других» в ориентации на ценности и их оценку. В качестве«значимых других» выступали «учителя»,«сверстники», «друг (подруга)», «парень (девушка),который(ая)нравится», «мама», «отец». Полученные результатысвидетельствуют о высокой оценке подростками отношений с другом или подругой.Второй ранг девочки отвели маме, мальчики – маме и девушке, которая нравится.Отцу мальчики отводят третий ранг, девочки –пятый. Четвертый ранг подростки отвели сверстникам, последний, в оценкахподростков, получили учителя.

Табл.2.
Статистическая оценка различий впараметрах и признаках процессуально-результативного аспекта ЦО у девочек имальчиковКомпоненты
Параметры
Признаки Девочки Мальчики
t-кри
терий р срд.
балл ранг Возможность реализовать свои ценности в сфере свободной активности 3,5 2 3,9 1 2,15 0,05 в сфере общественной активности 2,6 3 2,0 4 2,44 0,02 Учебно-познава-тельная активность уровень 3,7 - 2,7 - 3,67 0,01 устойчивость 4,4 - 3,7 - 2,85 0,01 результативность 3,1 - 2,3 - 3,38 0,01 Общественная активность уровень 3,2 - 2,6 - 3,22 0,01 Свободная (досуговая) активность эгоцентрическая направленность 3,1 3 3,4 2 2,10 0,05
Занимаюсь уборкой в доме
Помогаю родителям Читаю худ. литературу
Общаюсь с отцом
Общаюсь с друзьями во дворе
Развлекаюсь с
друзьями во дворе
Занимаюсь дома
любимым делом
Занимаюсь в объединен. по интересам Коллекционирую
марки, значки и т.п.
4,5
4,4
4,1
4,0
3,5
3,0
2,9
3,0
2,3
3
4
7
8
9
14
15
15
20
3,5
4,0
3,7
4,6
4,0
4,0
3,4
3,6
3,2
13
7
9
3
6
8
14
11
18
3,26
2,12
2,16
3,26
3,20
2,75
2,21
3,38
2,73
0,01
0,05
0,05
0,01
0,01
0,01
0,05
0,01
0,01
Девочки в наибольшей степени откровеннысо своей подругой, мальчики –с мамой. Второй ранг девочки отвели маме, мальчики –другу.Подростки маме и другу (подруге) не только отводят самые высокие ранги, но иособо «выделяют» эти два параметра в ряду других. А именно,получившие третий ранг параметры имеют показатели значительно ниже, –у девочек более чем в два раза, у мальчиков –почтина треть. Девочки отвели его парню, который нравится, мальчики –отцу, у девочек отец получил пятый ранг. Мальчики более доверительны с отцом (р
Результаты анализа компонента«эмоциональный тонус», указывающего на степень эмоциональногокомфорта во взаимоотношениях, показал, что высшие ранги подростки отвелисверстникам. Девочки (в порядке значимости) указали на подругу (1), парня,который нравится (2), сверстников –(3). Мальчики – на друга (1) исверстников (2). Третий и четвертый ранги мальчики отвели родителям – маме иотцу, девушке, которая нравится –пятый. Девочки родителям отводят ниже ранг –четвертыйи пятый. Последний, самый низкий, –шестойранг подростки отвели учителям.
Характерным для результатов анализакомпонента «конфликтность» является то, что девочки отмечаютконфликты преимущественно в семье (мать –1, отец – 2), мальчики –вне семьи, во взаимоотношениях с учителями (1). Однако следует учесть, что речьидет не столько о конфликтах, (которые очевидно имеют место), сколько о субъективныхоценках такого рода ситуаций подростками. Таким образом, девочки эмоциональнее,острее воспринимают возникающие противоречия в семье, мальчики –вне ее. Еще одна особенность –у девочек более широкий «конфликтный круг». Высокие показатели уровняконфликтности в оценке девочек получили и мать, и отец, и сверстники, иучителя. У мальчиков же –преимущественно учителя.
Мальчики намного острее (р
Оценивая развитие своих взаимоотношений,девочки отмечают их улучшение с подругой, мальчики –с мамой. Второй ранг девочки отводят парню, который нравится, мальчики –другу. Третий ранг у девочек получила мама, у мальчиков –девушка, которая нравится. Четвертый –отведен подростками своим сверстникам, пятый –отцу, последний – учителям.
Компоненту «обсуждение личныхпроблем» отводится особое, центральное место вкоммуникативно-ориентировочном аспекте, поскольку в его «рамках» нетолько в значительной степени формируются оценки тех или иных явлений,предметов, поступков и т.д. В нем отражаются степень доверительности,межличностные взаимоотношения, оценка их развития, эмоциональный тонус, возникаюти разрешаются конфликты, происходит обсуждение и первоначальная оценка ценностей,личностных свойств, жизненных планов, поступков, действий, результатовдеятельности и т.п. Именно в рамках этого компонента, в той или иной мере черезобсуждение, происходит поиск ценностей, средств их достижения, корректировкаориентаций. В целом, чаще всего свои проблемы подростки обсуждают с мамой,второй ранг мальчики отводят отцу, девочки – подруге, третий – мальчики другу,девочки – отцу. Мальчики чащеобсуждают свои проблемы с девушкой, которая нравится, девочки – сосверстниками. Последний ранг подростками отведен учителям. Выявленыопределенные различия в иерархии обсуждаемых проблем девочками и мальчиками.Доминируют в этой структуре проблемы учебы и выбора профессии. Третий ранг мальчикиотводят обсуждению проблем связанных со здоровьем, девочки – с модной одеждой.Активно обсуждаются подростками проблемы своего будущего.Признаки,по которым отмечены статистически значимые различия приведены в табл.3.

Табл.3.
Статистическая оценка различий впараметрах и признаках коммуникативно-ориентировочного аспекта ЦО у девочек имальчиковКомпоненты
Параметры
Признаки Девочки Мальчики
t-кри
терий р срд.
балл ранг
срд.
балл ранг Развитие взаимоотношен учителя 3,4 6 3,0 6 2,03 0,05 друг (подруга) 4,3 1 3,7 2 2,57 0,02 Доверительность в общении отец 2,6 5 3,2 3 2,83 0,01 Эмоциональный тонус учителя 3,0 6 2,4 6 2,95 0,01 Конфликтность учителя 1,9 4 2,4 1 2,60 0,02 Обсуждение личных проблем и ценностей отец 3,0 3 3,4 2 2,05 0,05
Матер. достаток
Свой досуг
Будущую семейную
жизнь
Межнациональные
проблемы, мир между народами
Фирменные вещи,
модная одежда
Охран. окруж.среды
Обстан.в обществе
2,9
3,6
3,4
2,0
3,8
2,5
2,9
16
6
10
18
3
19
15
3,4
3,1
3,0
2,9
3,3
3,1
3,3
6
12
14
17
8
13
9
2,21
2,87
2,07
2,35
2,84
2,91
2,16
0,05
0,01
0,05
0,05
0,01
0,01
0,05
Выявлены различия в иерархии обсуждениятех или иных проблем с мамой, другом (подругой), учителями и т.д. Проблемыучебы подростки чаще всего обсуждают с родителями; класса, школы – с учителями;свободного времени, любви, музыки и т.п. – со сверстниками. В целом, обсуждениеличных проблем и у девочек, и у мальчиков, носит преимущественно предметную иэгоцентрическую направленность. У девочек несколько больше выраженакоммуникативная, у мальчиков – альтруистическая. К результатам этой частиисследования следует отнести вывод о том, что подростки в оценках ценностейориентируются преимущественно на мнение родителей, и прежде всего мамы. Мальчики,по сравнению с девочками, больше ориентированы в этом на отца. Эмоциональнокомфортнее же подростки чувствуют себя в кругу равных, – сверстников, при этомдевочки больше стремятся перенести оценки тех или иных ценностей родителями иучителями в круг ровесников, мальчики – больше разграничивают сферы своегообщения.
Результаты анализа корреляционнойструктуры коммуникативно-ориентировочного аспекта (См.рис.2и 3) свидетельствуют о более тесной связи различных параметров у девочек (р
Целостный анализ структуры ЦО девочек имальчиков подросткового возраста.В соответствии с предложенной моделью следующий этап исследования – синтез всехкомпонентов модели в их связях и отношениях.С этой целью параметры ЦО подростков были подвергнуты корреляционному,факторному и кластерному анализу. Результаты первого позволили выявить основныесвязи компонентов ЦО; второго и третьего – более детально проанализироватьсвязи между параметрами ЦО. Полученные данные свидетельствуют о различиях вцелостной структуре ЦО у девочек и мальчиков. Основные различия заключаются вхарактере связей компонентов мотивационно-смыслового,процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦОподростков. Графически эти связи изображены на рис.2 и 3.

/>
Рис.2. Графическое изображение связеймежду компонентами мотивационно- смыслового,процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочногоаспектов ЦО девочек-подростков
/>
Рис.3. Графическое изображение связеймежду компонентами мотивационно-смыслового, процессуально-результативного икоммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО мальчиков-подростков
Примечание: линиями обозначены связитолько с уровнем значимости р
К особенностям целостной структуры ЦОдевочек следует отнести связь терминальных ценностей преимущественно спараметрами процессуально-результативного аспекта, инструментальных – скомпонентом «обсуждение личных проблем» коммуникативно-ориентировочногоаспекта. У мальчиков ярко проявляется противоположная тенденция, т.е., –параметры терминальных ценностей на высоком уровне коррелируют, прежде всего, спараметрами коммуникативно-ориентировочного, а инструментальных – с параметрамипроцессуально-результативного аспекта. Таким образом, жизненные цели мальчиковформируются преимущественно в коммуникативной сфере, а поиск средств для ихдостижения происходит в реальной деятельности. Это свидетельствует о поисковомхарактере ЦО мальчиков. Противоположный характер связей у девочексвидетельствует о том, что они больше склонны к обсуждению средств. При этомориентируются в формировании ценностей-целейна уже существующие реальности, что может указывать на большую адаптивностьповедения девочек. Отмеченная тенденция прослеживается и в результатах анализажизненных планов. Характер этих связей у девочек больше способствуетформированию «плана» как «мечты», желаемого будущего, имало связан с реальной деятельностью. У мальчиков же он более реальный. Об этомсвидетельствует высокий уровень связей параметров компонента «жизненные планы»с параметрами коммуникативно-ориентировочного и с большинством параметровпроцессуально-результативного аспектов.
Связи компонента «свойстваличности» у мальчиков достаточно широкие. Они обнаружены с параметрамиуровня общественной активности, систематичности учебно-познавательнойдеятельности, альтруистической направленности свободной активности, а так же спараметрами коммуникативной сферы реализации ценностей. У девочек же – уже, ификсируются лишь с параметрами предметной направленности свободной иучебно-познавательной активности. Указанные различия, на наш взгляд, такжесвидетельствуют о поисковом характере ЦО мальчиков и адаптивном девочек.
В результате кластерного анализаобразовались группы параметров ЦО с близким уровнем связи. Результаты анализа вдиссертации представлены в виде «дерева кластеризации». Их строениесвидетельствует о различиях в организации целостной структуры ЦО девочек имальчиков. 1-й кластер у девочек образован параметрами компонента«жизненные планы», 2-й – параметрами инструментальных ценностей, 3-й –компонента «обсуждение личных проблем», 4-й – параметрамиэгоцентрической и предметной направленности терминальных ценностей, 5-й –компонентом «свойства личности», 6-й – компонентом «свободнаяактивность», параметрами «динамика взаимоотношений с родителями»и «обсуждение личных проблем с мамой», 7-й – параметрами сферреализации учебной, общественной и коммуникативной деятельности, 8-й – параметрамиучебной активности и межличностных взаимоотношений с родителями и учителями,9-й – параметрами «мотивы общественной деятельности», 10-й –параметром «обсуждения личных проблем со сверстниками». У мальчиков:1-й кластер образован параметрами эгоцентрической и предметной направленностикомпонента «жизненные планы», 2-й – параметрами терминальных иинструментальных ценностей и свойств личности, 3-й – «обсуждение личных проблем»с учителями и сверстниками, 4-й – параметрами компонента «свободная активность»,5-й – параметрами сфер реализации ценностей в учебной и свободной (досуговой)деятельности, 6-й – «обсуждение личных проблем» и«взаимоотношения» с родителями, 7-й — параметрами компонента«учебно-познавательная активность», 8-й – «обсуждение личныхпроблем» с другом и девушкой, которая нравится, 9-й – параметрамикомпонента «мотивы общественной деятельности». Итак, характеркластеризации указывает на существенные различия в целостной структуре ЦОдевочек и мальчиков.
Результаты факторного анализа показали,что у девочек доминирующими компонентами ЦО являются учебно-познавательная и, сотрицательным знаком, свободная (досуговая) активность. У мальчиков доминирующимикомпонентами являются собственно ценности (терминальные и инструментальные).
На основе полученных данных вдиссертации намечены основные пути коррекции ЦО девочек и мальчиковподросткового возраста. Суть их заключается в том, что в практической работе поформированию ЦО у девочек следует ориентироваться преимущественно надеятельностную сторону ЦО, в то время как у мальчиков – намотивационно-смысловую. В практической работе также следует учитыватьконкретные различия в иерархической и корреляционной структурах ЦО девочек имальчиков (См. табл.1–3 и рис.2, 3).
Таким образом, результаты исследованияподтверждают исходную гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. ЦО представляют собой целостноеобразование личности, включающее в себя мотивационно-смысловой,процессуально-результативный и коммуникативно-ориентировочный аспекты, которыетесно связаны между собой.
2. Существуют статистически значимыеразличия в иерархической структуре ЦО девочек и мальчиков подростковоговозраста, которые обнаруживаются во всех выделенных ее аспектах. Наибольшиеразличия получены в процессуально-результативном аспекте ЦО.
3. Имеются особенности корреляционнойструктуры ЦО девочек и мальчиков внутри мотивационно-смыслового,процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов.
4. Психологические особенности ЦОдевочек и мальчиков подросткового возраста обнаруживаются в их целостнойструктуре. Эти особенности проявились в характере и тесноте связей междуосновными аспектами ЦО, указывающих на преимущественно «поисковую»ориентацию у мальчиков и «адаптивную» у девочек.
5. В практической работе по коррекции ЦОдевочек и мальчиков подросткового возраста целесообразно опираться наобнаруженные, статистически значимые различия в конкретных параметрах ипризнаках мотивационно-смыслового, процессуально-результативного икоммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО.
Основные положениядиссертации отражены в публикациях автора:
1.        Некоторыеданные о системе ценностных ориентаций школьной молодежи//Информ.бюлл.Республиканского центра военно-патриотического воспитания.–Севастополь,1990.–№7, –0,4п.л.(в соавт.).
2.        Демократизацiяжиття пiонерськоiорганiзацii:з точки зору дiтей iдорослих // Радянська школа. – 1990. – № 4. – 0,5 п. л. (в соавт.).
3.        Молодiжнаполiтика… без нас? //Ранок.– 1990. – № 4. – 0,3 п.л.
4.        Времяпереоценки ценностей //Деятельностьпионерских организаций: состояние, проблемы, поиск. – М.: Институт молодежи,1991. – 0,4 п. л.
5.        Кпроблеме формирования ценностных ориентаций современной молодежи//Молодежьи современный мир. – М.: Институт молодежи, 1991. – 0,4 п.л.
6.        Квопросу о половых особенностях развития ценностных ориентаций школьников//Становлениеи развитие личности: психолого-педагогические аспекты. – М.: Институт молодежи,1991. – 0,2 п. л.
7.        Квопросу о модели целостного, многоаспектного анализа ценностных ориентацийличности. – Депон. в ИНИОН, 1992. – 0,4 п. л.
8.        Точкаотсчета: Кн. для учителя. (Сер. Психологическаяслужба школы). – Омск: Интеллектика, 1992. – 2,3 п.л.
9.        Психологическиепредпосылки эффективности труда учителя. – М.: Институт общего образованияМинистерства образования Российской Федерации, 1992. – 3,4 п.л.
10.      Коммуникативныепредпосылки становления ценностных ориентаций мальчиков и девочек подростковоговозраста // Тезисы психолого-педагогических чтений Института молодежи. – М.: Институтмолодежи, 1992. – 0,2 п. л. (в печати).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.