Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности учебного стресса студентов

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический университет
Институт дополнительных творческих педагогических профессий
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности
ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
на тему:
«Психологические особенности учебного стресса студентов»
Выполнила:
Согрина Маргарита
студентка 481 группы
факультета подготовки УНК
Проверила
преподаватель ИДТПП:
Барышникова О.Г.
Челябинск, 2010

Содержание
 
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса в жизнистудента
1.1 Сущность понятия «стресс»
1.2 Стресс в жизни студента
1.3 Рекомендации по преодолению тревожности и стресса устудентов
Глава II. Эмпирическое исследование учебного стрессастудентов
2.1 Описание методик, используемыхв диагностике учебного стресса студентов
2.2 Диагностика учебного стресса у студентов
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Слишком часто студенческая жизньассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем.Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, этовсего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться.Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственныхмолодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежитслишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; уних могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любомслучае обучение в высшем учебном заведении — это стресс для многих студентов.
Существует большое количествоподтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. Стресс,испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении,применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудностис успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чегообщий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов ипроблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
Студенту необходимо преодолетьпереходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результатечего они также могут испытывать стресс.
Данной проблемой занималисьследующие психологи: Уолтер Кэннон, Ганс Селье, Леонид АлександровичКитаев-Смык, Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Юрий Иосифович Александрови пр.
Цель нашей работы: анализ стрессовогосостояния студентов в процессе обучения.
Объектом изучения являютсястуденты 481 группы факультета подготовки УНК, в количестве 15 человек.
Предметом исследования являютсяпсихологические особенности учебного стресса у студентов.
Так же мы сформулировалигипотезу: в процессе обучения в высшем учебном заведении большая учебнаянагрузка является одной из главных причин возникновения стресса у студентов.
В исследовании мы поставилиследующие задачи:
1) Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по выбранной теме.
2) Дать общую психологическуюхарактеристику стресса.
3) Изучить методы исследованияпсихологических особенностей стресса.
Для решения поставленных задачмы использовали следующие методы:
теоретический анализпсихолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
наблюдение;
тест на учебный стресс,разработанный Ю.В. Щербатых.
тест самооценкистрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
Наше исследование состоит из введения,2-х глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографии и приложения.
Глава I. Теоретические аспекты изучения стресса вжизни студента
 1.1 Сущность понятия «стресс»
В психологии понятие стрессарассматривается с многих точек зрения.
Стресс понимается как нажим,давление, напряжение (англ).
Стрессом называют неспецифическую(общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое),нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма(или организма в целом). Неспецифическая реакция — определённый всегдаодинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на любоепредъявленное ему требование, иначе общий адаптационный синдром, (такимобразом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса — нет жизни).Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающиевоздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом. Такоеопределение стрессу дал Г. Селье.
Также стресс — это состояниеиндивида в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом,психологическом и поведенческом уровнях. Экстремальные условия — чрезвычайносильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости имогут вызывать нарушения адаптации. Экстремальные факторы (Кузнецов А. Г) — вызывают в организме предельно допустимые изменения. Выделяют физические,физико-химические, социально-психологические факторы.
Встречается и такое определениестресса — ситуация, в которой человек испытывает перенапряжение.
Виды стресса можноклассифицировать на основании воздействующих стрессоров. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательногофункционального состояния — стресса.
а) стрессоры физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температуры, болевые стимулыи т.д.
б) стрессоры психологические — факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасность, информационнаяперегрузка и т.д.
У стресса можно выделить двеформы:
а) стресс полезный — эутресс,
б) стресс вредоносный — дисстрес.
Чаще всего под стрессом понимаюреакции именно на негативные воздействия внешней среды или внешних факторов.
Чтобы стресс принял характерэустресса, необходимо наличие определенных условий:
Положительный эмоциональный фон;
Опыт решения подобных проблем впрошлом и позитивный прогноз на будущее;
Одобрение действий индивидуумасо стороны социальной среды;
Наличие достаточных ресурсов дляпреодоления стресса.
Переход стресса в дистрессвозможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других факторов какобъективного, так и субъективного характера:
Эмоционально-когнитивные факторы:недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувствобеспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;
Чрезмерная сила стресса,превышающая адаптационные возможности организма;
Большая продолжительность стрессорноговоздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.
Необходимо отметить, что стресс — это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровняхбиосоциального существа под названием — человек. Стрессам подвержен каждый человеквне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик.Пока мы живём и взаимодействуем с окружающей нас средой путём осуществлениякаких-либо поведенческих актов, или общаемся с самим собой, актуализируя тотили иной мотив деятельности, обдумывая свои планы на день грядущий илианализируя день прошедший, мы в той или иной мере подвергаемся стрессу вразличной степени его выраженности.
Степень влияния стрессоров нанаш организм может быть самой различной: от лёгкого возбуждения в предвкушении,допустим, поездки в отпуск, до тяжелейшего психосоматического расстройствапосттравматического стресса. В любом случае проявления стресса, он оказываетвлияние на все компоненты нашей индивидуальности (именно индивидуальности),такие как, память, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу.
Однако это не значит, что стрессявляется только злом, бедой, он также является и важнейшим инструментомтренировки и закаливания человека, так как стресс помогает повышениюсопротивляемости психики и организма в целом, тренируя его приспособительныемеханизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптациик любым изменениям в окружающей нас среде. Ганс Селье писал: «Вопрекирасхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мыможем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм ивыработаем соответствующую философию жизни».
Термин «стресс» частоупотребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивыхопределений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не являетсястресс.
Стресс — это не просто нервноенапряжение. Стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющимнервной системы, и даже растениям. Стресс — не всегда результат повреждения:«Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или не приятной».Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть.
1.2 Стресс в жизни студента
Студенческая жизнь полначрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресси нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развиваетсяиз-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестреи, как правило, стресс в период сессии.
Эмоциональное напряжение у студентовначинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем еепротяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и вмежэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессиясопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стрессаможет являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает,в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работатьорганизм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву ивозникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда,когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз — это неболезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычныхстрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другиесобытия жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Периодобучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтомупроблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Можно выделить 3 группыстудентов: 1-я группа — с невротическими расстройствами; 2-я группа — с рискомих развития; 3-я группа — здоровые. Уровень невротических расстройстввозрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами неумеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижаетфункциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся вухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания,памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты сневротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используютвыходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижениюуспеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляли алкоголь сцелью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.
Валеологический подход к стрессупредполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организмработает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. Врезультате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовойситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будетсопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, чтоосновная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.
Проблема стресса сложна имногогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задачасамих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно путиее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении вучебный процесс основ здорового образа жизни, тре-нинговых курсов,здоровьесберегающих технологий.
Интенсивность и напряженностьсовременной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновениенегативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести кформированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
Стресс — это своеобразнаяреакция человека на психическое или физическое напряжение, которая являетсяфизиологическим безусловным рефлексом. Стресс — это часть нашей повседневнойжизни. Он воздействует на нас, начиная с утренней суматохи до позднего вечера идаже во время сна. Стресс может быть и полезен, и разрушителен: полезныйприбавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли,гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств илидругих болезней.
Для современного студента, как идля любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, аскорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы сповседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными сработой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
Для студента вуза проблемами итрудностями могут быть следующие:
недостаток сна;
несданные во время инезащищенные лабораторные работы;
не выполненные или выполненныенеправильно задания;
большое количество пропусков покакому-либо предмету;
отсутствие на нужный моменткурсовой работы или проекта по дисциплине;
недостаточно полные знания подисциплине;
плохая успеваемость поопределенной дисциплине;
перегрузка или слишком малаярабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить законкретный период времени;
конфликт ролей. Он можетвозникнуть в результате различий между нормами неформальной группы итребованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студентможет почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятымгруппой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя — с другой;
отсутствие интереса к дисциплинеили предлагаемой студенту работе;
плохие физические условия (отклонениев температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
Не стоит также сбрасывать сосчетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменениечисла друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд,значительные личные достижения, изменение финансового положения и другиефакторы.
Существует множество методовборьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнутьлюбой современный студент.
1. При распределении временидержать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувствоконтроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение,необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.
2. Защищаясь от стресса, можноприбегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.
3. Непродолжительные прогулки насвежем воздухе.
4. Посещение культурных икультурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)
5. Общение с друзьями или другойприятной компанией.
6. Хорошим лекарством от стрессаявляется смех. Он тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальноедавление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемыеантистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываютсягормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.
7. Массаж. Можно прибегнутьтакже к самомассажу.
8. Занятия спортом (бег трусцой,плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоныстресса.
9. Существует ряд упражнений дляборьбе со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений:
релаксационные (ауторегуляционныедыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога);
концентрирующие упражнения. Ихможно выполнять где и когда угодно в течение дня;
противострессовые дыхательныеупражнения.
Итак, стресс — это неотъемлемаячасть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и началотрудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна,взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Отсамого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным илиже нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будетнаходиться в стрессовом состоянии.
 1.3 Рекомендации по преодолению тревожности истресса у студентов
Факторами, уменьшающимистрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являютсяпредсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, атакже возможность контроля над событиями, что существенно снижает силувоздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодоленииотрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человекаиграют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это,прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживаниянеблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачувнутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)».Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важнуюроль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует навоздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типическиеособенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силойнервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостьюстрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервнойсистемы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди болееустойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
Влияние самооценки проявляется втом, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха илитревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющихнеадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтомуони действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегатьтрудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.
Таким образом, мы видим, чтостресс в большой мере является индивидуальным феноменом.
Важным направлениемпсихологической помощи является обучение человека определенным приемам ивыработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности всебе и самопринятие.
В исследованиях Селье имногочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые инеуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда людипонимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично,оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительнок учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуациейочень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себеявляется стрессором.
Рассмотрим возможные реакцииорганизма на стресс:
Реакция стресса. Человексознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новойситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретаетравновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо неадаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этогомогут возникнуть различные психические или физические отклонения.
Пассивность. Онапроявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организмне способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности,безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные иподчинены воле человека.
Активная защита от стресса.Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящеедля достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состоянияздоровья.
Активная релаксация (расслабление),которая повышает природную адаптацию человеческого организма — какпсихическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.
Стресс может быть вызванфакторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиямиличной жизни человека. Студенту можно дать следующие советы:
1. Разработайте системуприоритетов в своей работе.
2. Научитесь говорить “нет",когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя большеработы.
3. Наладьте особенно эффективныеи надежные отношения с вашими преподавателями.
4. Не соглашайтесь с кем-либо,кто начинает выставлять противоречивые требования.
5. Сообщите своемупреподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки заданияне ясны.
6. Найдите день, время дляотключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятностистресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме спомощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
Стресс могут вызывать иличностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующиевозникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний,можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться кстрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативноевоздействие на организм:
1. Собрать достаточнуюинформацию о возможности наступления подобных ситуаций.
2. Продумать способыпредупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы ихсмягчения.
3. Не пытаться в преддвериисамого события делать поспешные умозаключения.
4. Осознать, что большую частьвызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая кпосторонней помощи.
5. Стремиться активновмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствуетсозданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельностьадаптационных организмов.
6. Понять и принять, чтосерьезные перемены — это неотъемлемая часть жизни.
7. Помнить, что стрессогеннымижизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использоватьметоды релаксации.
Можно выделить четыре основныхметода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня,оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использованиеэтих методов при необходимости доступно каждому.
Одним из эффективных средствзащиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическаяреакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс,адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия насохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечатьрелаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешатьвоздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс,предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Дыхание может стать затруднёнными тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеетвозможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, дляснятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом,ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом,наряду с релаксацией и концентрацией.
Обнаружить и объяснить реакциисвоего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личногостресса посредством ведения “дневника стрессов". Метод этот требуетфиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при какихобстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневникепомогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуацииспособствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации,описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
Рассмотрим методы первой помощипри остром стрессе.
Неожиданно оказываясь встрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю искомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острогостресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться,необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуациибыстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:
1. Противострессовое дыхание;
2. Релаксация;
3. Рациональное восприятиеокружающей обстановки;
4. Смена обстановки;
5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью.
В условиях стрессовой ситуацииэто выполняет роль “громоотвода", помогая отвлечься от внутреннегонапряжения.6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутреннийдиалог, насыщенный стрессом).
Стресс — это неизбежность, окоторой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть,можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.
Глава II. Эмпирическое исследование учебногостресса студентов
 2.1 Описание методик, используемых в диагностикеучебного стресса студентов
Исследование учебного стресса мыпроводили среди студентов 481 группы факультета подготовки УНК. Возрастучастников — 20-21 год, пол — женский. В диагностике участвовало 15 студентов.
Для исследования мы выбрали 2методики:
Тест на учебный стресс,разработанный Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причиныучебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемыснятия стресса студентами.
Студентам предлагалось ответитьна 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужнооценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл — минимум, 10 балловмаксимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 — открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
Тест самооценкистрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человекуоценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший,удовлетворительный, плохой или очень плохой).
Методика включает 10 вопросов. Привыполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ изстандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, оченьчасто).2.2 Диагностика учебного стресса у студентов
Результаты проведенных методикмы предоставили в форме таблиц и анализа полученных результатов.
Таблица 1 — Причины стрессастудентов. № Причина стресса
Результаты,
max = 10 б. 1 Большая учебная нагрузка 5,4 2 Страх перед будущим 4,9 3 Нежелание учится или разочарование в профессии 4,7 4 Непонятные, скучные учебники 4,7 5 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 4,5 6 Строгие преподаватели 4,3 7 Проблемы в личной жизни 4,1 8 Нерегулярное питание 4,1 9 Неумение правильно организовать свой режим дня 4,1 10 Стеснительность, застенчивость 3,6 11 Излишнее серьезное отношение к учебе 3,2 12 Отсутствие учебников 2,5 13 Жизнь вдали от родителей 2,3 14 Конфликт в группе 1,9 15 Проблемы совместного проживания с другими студентами 1,5 16 Иное — маленькая стипендия
Итак, основными причинамивозникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка и страхперед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания сдругими студентами, конфликт в группе (можно сделать вывод о том, что группадружная).
Средний показатель экзаменационноговолнения в группе — 8,3. Студенты волнуются больше нормы, возможно это связанос одной из популярных причин стресса «страх перед будущим».
Уровень постоянного стресса запоследние 3 месяца учебы:
Значительно уменьшился у 4студентов (26,7%);
Незначительно уменьшился у 5студентов (33,3%);
Не изменился у 1 студента (6,7%);
Незначительно возрос у 2студентов (13,3%);
Значительно увеличился у 3студентов (20%).

Таблица 2 — Проявление стресса устудентов. № Проявление стресса
Результаты,
max = 10 б. 1 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени 4,9 2 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания 4,7 3 Плохое настроение, депрессия 4,7 4 Плохой сон 4,4 5 Невозможность избавиться от посторонних мыслей 4,2 6 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость 4,2 7 Раздражительность, обидчивость 4,1 8 Страх, тревога 4,1 9 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами 3,9 10 Головные боли 3,9 11 Потеря уверенности, снижение самооценки 3,4 12 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении 2,5 13 Учащенное сердцебиение, боли в сердце 2,3 14 Проблемы с желудочно-кишечным трактом 1,6 15 Затрудненное дыхание 1,5 16 Напряжение или дрожание мышц 1,2
Проявляется стресс в группе восновном на психологическом уровне, что сказывается на пониженииработоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологическиепризнаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малыхколичествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов вгруппе.
Таблица 3 — Приемы снятиястресса. Способ снятия стресса Выбор студентов, в% Сон 100% Общение с друзьями или любимым человеком 80% Прогулки на свежем воздухе 80% Вкусная еда 73,4% Перерыв в работе или учебе 60% Поддержка родителей 53,4% Физическая активность 46,7% Телевизор 26,7% Секс 26,7% Хобби 20% Сигареты 6,7% Алкоголь 6,7% Наркотики - Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение, смехотерапия.
Основным способом снятия стрессаявляется сон (используют 100% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты,наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.
Таблица 4 — Признаки проявлениястресса. Признак проявления стресса Выбор студентов, в% Учащенное сердцебиение 86,7% Головные или иные боли 73,4% Затрудненное дыхание 53,4% Сухость во рту 40% Скованность, дрожание мышц 33,4% Иное: нарушение сна, боли в животе.
Из биологических признаковпроявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальныепризнаки присутствуют у меньшей части студентов.
Таблица 5 — Самооценкастрессоустойчивости. № Фамилия И.
Результаты,
max = 40 б. Оценка 1 Архипова А. 12 Хорошо 2 Бухарбаева М. 27 Плохо 3 Власова С. 13 Хорошо 4 Горожанина О. 21 Удовлетворительно 5 Ефимова А. 14 Хорошо 6 Задирако Н. 21 Удовлетворительно 7 Кетрян И. 11 Хорошо 8 Кетрян О. 17 Удовлетворительно 9 Махмутова В. 13 Хорошо 10 Махмутова Д. 15 Удовлетворительно 11 Мелашич Л. 17 Удовлетворительно 12 Михайлова К. 16 Удовлетворительно 13 Назимова Е. 18 Удовлетворительно 14 Петрова А. 16 Удовлетворительно 15 Сопова М. 18 Удовлетворительно Итого: оценка «хорошо» у 33,4% студентов, «удовлетворительно» у 60% и «плохо» у 6,6%.
При проведении теста,определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показательстрессоустойчивости составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствуетудовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов,который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровеньстрессоустойчивости студентов в группе.
Заключение
Состояние стресса у человека также старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все — от новорожденного донемощного старика.
Стресс в студенческой деятельностипредставляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процессаобучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты насамочувствие и психические или соматические функции.
Для современного студента стрессявляется несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиесяпроблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стрессможет быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организацииили событиями в личной жизни человека.
В результате нашего исследованиямы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являютсябольшие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданийпо разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехваткевремени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением сдрузьями и близкими людьми.
Итак, стресс — это неотъемлемаячасть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и началотрудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна,взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Отсамого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным илиже нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будетнаходиться в стрессовом состоянии.
Библиография
1.        Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов кусловиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. — Л.: ЛГУ, 1973,с.62-69
2.        Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14,Психология. 1995. №4. С.45-54.
3.        Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценкитревожности // Психол. журн. 1997. Т.18. № 2. С.102-113.
4.        Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004.382 с.
5.        Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ.- 2006. — с.528
6.        Вальдман А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса // Актуальныепроблемы стресса. Кишенев: «Штнинца», 1996, С.34-43.
7.        Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.
8.        Горизонтов П.Д. Стресс. БМЭ, 1963. Т.31. С.608-628.
9.        Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987, 286 с.
10.     Губачев Ю.М., Иевлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стрессв условиях нормы и патологии. Л.: Медицина, 1996, 224 с.
11.     Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические имедикаментозные подходы. — СПб.: Речь, 2007. — с.217
12.     Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, 440 с.
13.     Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
14.     Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальныхусловиях. М.: Медицина, 1976, 190 с.
15.     Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость кпсихологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья.М. — Женева, 1989. С.121-126.
16.     Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональныйстресс. / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С.178-208.
17.     Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова.- 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2006. — с.848
18.     Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004.- с.288
19.     Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивостичеловека // Психол. журн. 1986. Т.7. № 1. С.62-72.
20.     Ресурс Интернета: www.no-stress.ru/testy/stress.html
21.     Ресурс Интернета: wsyachina. narod.ru/psychology/stress_1.html
22.     Ресурс Интернета: www.psyinst.ru/library. php? part=article&id=740
23.     Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 122 с.
24.     Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960,254 с.
25.     Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979, 124 с.
26.     Смит Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред.Г.Салвенди. М.: Мир, 1991. Т.2. С.356-392.
27.     Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985, 208 с.
28.     Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл.О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1988-176с
29.     Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса устудентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение РоссийскойФедерации. 2001, №4, С.38-39.
30.     Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональнойдеятельности. — Магнитогорск, 2007 — 13.00.08
31.     Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.- с.256
32.     Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентовна характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова,2000, №6, С.959-965.
33.     Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции инейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов// Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.
Приложение
 
Тестна учебныйстресс.
Разработан Ю.В. Щербатых. Данныйтест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чемпроявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.
1. Оцените по 10-бальнойшкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.
1.1 Строгие преподаватели_______баллов
1.2 Большая учебная нагрузка__________
1.3 Отсутствие учебников__________
1.4 Непонятные, скучные учебники_______
1.5 Жизнь вдали от родителей (дляиногородних студентов)
1.6 Неумение правильнораспорядиться ограниченными финансами
________
1.7 Неумение правильноорганизовать свой режим дня ________
1.8 Нерегулярное питание________
1.9 Проблемы совместногопроживания с другими студентами
_________
1.10 Конфликт в группе__________
1.11 Излишне серьезное отношениек учебе _________
1.12 Нежелание учиться илиразочарование в профессии ______
1.13 Стеснительность,застенчивость ________
1.14 Страх перед будущим________
1.15 Проблемы в личной жизни_______
1.16 Иное (напишите, что именно)
_________________________________
2. Как изменился уровень Вашегопостоянного стресса за последние три месяца учебы? (подходящее подчеркнуть)
*Значительно уменьшился
*Незначительно уменьшился
*Не изменился
*Незначительно возрос
*Значительно увеличился
3. В чем проявляется ваш стресс,связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):
3.1 Ощущение беспомощности,невозможности справиться с проблемами ______ баллов
3.2 Невозможность избавиться отпосторонних мыслей __________
3.3 Повышенная отвлекаемость,плохая концентрация внимания
_______________
3.4 Раздражительность,обидчивость _________
3.5 Плохое настроение, депрессия___________
3.6 Страх, тревога _________
3.7 Потеря уверенности, снижениесамооценки_______
3.8 Спешка, ощущение постояннойнехватки времени _________
3.9 Плохой сон ________
3.10 Нарушение социальныхконтактов, проблемы в общении _______
3.11 Учащенное сердцебиение,боли в сердце _________
3.12 Затрудненное дыхание________
3.13 Проблемы сжелудочно-кишечным трактом ________
3.14 Напряжение или дрожаниемышц ______
3.15 Головные боли______
3.16 Низкая работоспособность,повышенная утомляемость ________
3.17 Иное (напишите сами и оцените)
___________________________________
4. Какие приемы снятия стрессавы практикуете? (подходящее подчеркнуть)
алкоголь,
сигареты,
наркотики,
телевизор,
вкусная еда,
перерыв в работе или учебе,
сон,
общение с друзьями или любимымчеловеком,
поддержка или совет родителей,
секс,
прогулки на свежем воздухе,
хобби _______________
физическая активность
иное ______________________________
5. Насколько сильно выволнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):
____________________ баллов
6. Какие признакиэкзаменационного стресса вы отмечали у себя?
6.1 Учащенное сердцебиение______
6.2 Сухость во рту _________
6.3 Затрудненное дыхание ______
6.4 Скованность, дрожание мышц______
6.5 Головные или иные боли_______
6.6 Иное (напишите, что) _________________________________
7. Как вы снимаетепредэкзаменационное волнение?
7.1___________________________________________________
7.2____________________________________________________
7.3____________________________________________________
Тест самооценки стрессоустойчивостиС. Коухена и Г. Виллиансона
1. Насколько частонеожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда — 0, Почти никогда — 1,Иногда — 2, Довольно часто — 3, Очень часто — 4
2. Насколько часто вамкажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?
Никогда — 0, Почти никогда — 1,Иногда — 2, Довольно часто — 3, Очень часто — 4
3. Как часто вы чувствуетесебя «нервозным», подавленным?
Никогда — 0, Почти никогда — 1,Иногда — 2, Довольно часто — 3, Очень часто — 4
4. Как часто вы чувствуетеуверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда — 4, Почти никогда — 3,Иногда — 2, Довольно часто — 1, Очень часто — 0
5. Насколько часто вамкажется, что все идет именно так, как вы хотите?
Никогда — 4, Почти никогда — 3,Иногда — 2, Довольно часто — 1, Очень часто — 0
6. Как часто вы в силахконтролировать раздражение?
Никогда — 4, Почти никогда — 3,Иногда — 2, Довольно часто — 1, Очень часто — 0
7. Насколько часто у васвозникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда — 0, Почти никогда — 1,Иногда — 2, Довольно часто — 3, Очень часто — 4
8. Часто ли вы чувствуете,что вам сопутствует успех?
Никогда — 4, Почти никогда — 3,Иногда — 2, Довольно часто — 1, Очень часто — 0
9. Как часто вы злитесь поповоду вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда — 0, Почти никогда — 1,Иногда — 2, Довольно часто — 3, Очень часто — 4
10. Часто ли вы думаете, чтонакопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда — 0, Почти никогда — 1,Иногда — 2, Довольно часто — 3, Очень часто — 4
Интерпретация результатов теста(цит. по Я. Воробейчик, 2004):Оценка стрессоустойчивости Возраст От 18 до 29 От 30 до 44 От 45 до 54 От55 до 64 Отлично 0,5 — 6,7 2,0 — 5,9 1,8 — 5,6 1,3 — 5,1 Хорошо 6,8 — 14,1 6,0 — 12,9 5,7 — 12,5 5,2 — 11,8 Удовлетворительно 14,2 — 24,1 13,0 — 23,2 12,6 — 22,5 11,9 — 21,8 Плохо 24,2 — 34,1 23,3 — 32,9 22,6 — 23,2 21,9 — 31,7 Очень плохо 34,2 — 40 33,0 — 40 23,3 — 40 31,8 — 40


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Английский парламент XIII-XIV вв.
Реферат Возрастная структура и динамика популяций. Биотические взаимоотношения организмов
Реферат Шляхі і метады будаўніцтва індустрыяльнага грамадства ў Савецкай Беларусі
Реферат Phish Essay Research Paper Phish Friends since
Реферат История длинноствольного оружия
Реферат Джерела і основні риси права в україні першої половини 19 віку, та початок 20 в.
Реферат Творчество как положительная мотивация на уроках английского языка в младших классах
Реферат Теория государства и права как наука
Реферат Основные черты и стадии антикризисного управления
Реферат Проектирование цеха по изготовлению деталей и сборке бортовой секции сухогрузного судна
Реферат Johann Sebastian Bach Essay Research Paper Chris
Реферат А. А. Федотова интертекстуальность как фактор формирования смысла в повестях н. С. Лескова «полунощники» и «заячий ремиз»
Реферат Документы, необходимые для создания общества с ограниченной ответственностью
Реферат Углеводы, жиры и белки - источники энергии для человека и животных
Реферат Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)