Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности творческой личности

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологическихособенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
1.1     Психологическиечерты и особенности творческой личности
1.2     Сущностьтворчества как психологического процесса, стадий творчества
1.3     Влияниетворчества на развитие отношений личности
Глава 2. Экспериментальное исследование и анализполученных результатов
2.1     Цель,задачи, гипотеза и методики исследования
2.2     Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
 
Актуальность темыисследования:
Становление человекаразумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернациональногоязыка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал егов детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейсяличности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности?Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
Актуальностьданной темы: «Психологические особенности творческой личности»,во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблемучеловеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особыхтворческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией ичертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияетнепосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности,формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человекатворческого». Термин «творчество» указываети на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональнойсудьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступаетотношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежиткультуре, процесс — личности.
Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поискановых решений помогает осознать социальную значимость творчества, егообщественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности,которые создают творческую личность как таковую. Таким образом, нашеисследование, возможно, внесет что-то новое в изучаемую проблему.
Указанныеобстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ееразработки.
Разработанностьпроблемы:
В настоящее времяизучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностямипредставляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многиеотечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская,Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук,С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Много таланта и энергиивложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитиемличности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский,Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековымразвитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами»- В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжаюттеоретически и практически развивать принцип творческого развития детей июношества.
Исследователи Е. ВАндриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернинвыделили такие субъективные характеристики творческой личности, как «человеческие»препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые,психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенноевлияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкийпредставил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности.Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал ихпо значимости для личности.
Цель и задачиисследования: цель данного исследования заключается вопределении психологических особенностей творческой личности. Исходя изпоставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1.        рассмотретьи проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных иотечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
2.        определитьи проанализировать психологические особенности творческой личности;
3.        сделатьанализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования:в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личностипреобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость копределенному отношению к себе, как к личности.
Объектом исследования: творческаяличность.
Предметом исследования:психологическиеособенности творческой личности.
Методы исследования:
Теоретические:анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики,системный анализ и синтез.
Эмпирические:
-          беседа;
-          методика «Тип мышления», модификация Г. Резапкиной;
-          опросник самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев;
-          иметоды математической статистики.
В исследованиипринимали участие 20 учащихся изостудии «Воробьевы горы» Московскогогородского Дворца творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.
Апробация работы: поокончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними былиознакомлены все участники данного исследования.

Глава 1. Теоретическиеаспекты изучения психологических особенностей творческой личности вотечественной и зарубежной психологии
 
1.1     Психологические черты и особенности творческойличности
В психологическойлитературе существуют две основные точки зрения на творческую личность.Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степенисвойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека,как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализациятворческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психическинормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у негоневротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального)человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позициясвязана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированногопроцесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата.Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшейчертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве.Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основнойсмысл своей жизни [13; 34].
Термин «творчество»указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые изфактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденныхот жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомернообъяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершинаспособна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но вовсех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степенистановятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическомуанализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностныесвязи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или впонятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается вхудожественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимойот психической организации субъекта [24; 14-16].
Определению понятиятворческой личности в философской, педагогической и психологической литературеуделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская,А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева,В.А.Цапок и другие.
Творческая личность,как считает В.Андреев, — это такой тип личности, для которой характернастойкость, высокий уровень направленности, на творчество,мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единениис высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнутьпрогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной илинескольких видах деятельности [17; 98-99].
Психологи рассматриваюттворчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком кдеятельности, «результатом которой есть созданные материальные и духовныеценности» [6; 10-16]. Большинство авторов соглашаются с тем, чтотворческая личность – это индивид, который владеет высоким уровнем знаний,имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческаядеятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения –наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболееглавным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваютсякак индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиямтворческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения.Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, споиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личностьчерез ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческийпотенциал [11; 215].
Также большое значениедля понимания особенностей творческой личности имеет, особое формированиеумственных действий. Ведь «творчество» не существует в чистом виде,реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов,«отработка» которых — одно из обязательных условий творческойдеятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процессасостоит также в указании на то, что изменению «понятийных характеристикобъектов» часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональныхоценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носятхарактер понятий в строгом смысле слова [22; 14-24]. Я. А. Пономарев, внесшийсущественный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления,рассматривает творчество как «механизм продуктивного развития», изаменяет его на такое понятие, как «базальное расширениенадстроечно-базальной системы». В психологическом плане функциональногоразвития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельностипо ходу решения задачи. То есть, то включает в себя «бессознательное»или «неосознанное» заменено Пономаревым на термин «базальныйкомпонент». Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тожеимеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческогопроцесса — подготовка, созревание, вдохновение, проверка — и соотнести ее симеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемытакое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звенотворческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье.Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание.Исследование «вдохновения» на лабораторных моделях и есть изучение условийвозникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок,возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах попсихологии научного творчества убедительно показывается, что деятельностьученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своимзаконам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известноепротивопоставление «субъективно-переживательного» и «объективно-деятельностного»плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку «переживаний»,т. е. функций эмоционально-аффективной сферы [22; 21-34].
Ученые – исследователивыделяют такие основные особенности творческой личности, как:
¾       смелостьмысли, склонность к риску;
¾       фантазия;
¾       проблемноевидение;
¾       умениемыслить;
¾       способностьнаходить противоречие;
¾       умениепереносить знания и опыт в новую ситуацию;
¾       независимость;
¾       альтернативность;
¾       гибкостьмышления;
¾       способностьк самоуправлению [2; 321].
О.Кульчицкая выделяетеще такие особенности творческой личности:
¾       возникновениенаправленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;
¾       высокаятрудоспособность;
¾       подчинениетворчества духовной мотивации;
¾       стойкость,упёртость;
¾       увлечениеработой [6; 10-14].
В.Моляко считает однойиз основных качеств творческой личности, стремление к оригинальности, к новому,отрицание обычного, а также высокий уровень знаний, умений анализироватьявления, сравнивать их, стойкий интерес к определенной работе, сравнительнобыстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний, схематичность исамостоятельность в работе [16; 56-57].
Итак, можно вынестиследующие общие черты и особенности творческой личности, принятые многимиисследователями данной проблемы:
1.        Человекнаделен свободой выбора. Он способен выбирать намерения и цели. Может проводитьотбор мыслительных операций и действий, которые совершает. Благодаря этойсвободе человек становится существом созидательным.
2.        Человек-созидательвыступает главной причиной своего поведения. Он является системой относительносамоуправляемой; источник его действия содержится, прежде всего, в субъекте, ане в объекте. Это уникальная личность; экстенсивная мотивация или спонтанныемысли в значительной мере влияют на его решения и поступки, на то, что онделает и чего избегает.
3.        Главнойдвижущей силой является потребность (метапотребность) подтверждения своейценности, называемая также губристической потребностью. Она удовлетворяется восновном благодаря осуществлению творческих и экспансивных трансгрессий,благодаря созданию новых форм или разрушению старых.
4.        Человекявляется созидателем, настроенным на внутреннее и внешнее развитие. Именнотрансгрессии позволяют формировать его личность и обогащать культуру. Развитие— главная цель человеческой личности. Без ориентации на рост человек,возможности которого ограничены, не имел бы шансов продержаться и не смог быпостроить своего благосостояния и благополучия, т. е. счастья.
5.        Человек-созидательимеет ограниченное сознание и самосознание. Эта предпосылка разрушаетрадикальное мнение о том, что является психическим, сознательным и одновременнорадикальным мнением о бессознательности разума и характера (экстремальныепсихоаналитики).
6.        Действиячеловека, особенно его мысли и действия, в большой мере влияют на то, какоеместо он занимает в масштабах добра и зла; под их влиянием он становитсягуманным или негуманным[19; 76-85].
Содержаниепредставленных предпосылок показывает, что мы имеем дело с позитивной концепциейчеловека, который, будучи одаренным свободой выбора, управляет своимповедением, переходит границы собственных достижений и возможностей, стремитсяк развитию и высокой самооценке и изменению своей Я-концепции.
С психологической точкизрения особый интерес представляет выделение в познавательном элементе трехкатегорий творческой личности:
1.        Кпервой относятся суждения о мирах: материальном, общественном и символическом,являющихся интерсубъективными, т. е. существующими объективно, независимо от воличеловека. Здесь находятся не только общественные знания, приобретенные впроцессе учебы. Личность, осуществляя творческие действия, формулирует такжеличные мнения на тему человеческого естества.
2.        Соотносительныесуждения (описательные и оценивающие) касаются отношений и связей, существующихмежду внешним миром и самим собой.
3.        Впознавательном элементе находятся также суждения о самом себе, называемыесамознаниями, представлением самого себя, или концепцией Я. Из этих сужденийформируется позитивный или негативный образ собственной личности.
Познавательныйэлемент личности обеспечивает ей ориентацию в мире,позволяет понять сложные связи «я — другие», дает знания о себесамом, необходим в процессе формирования общего мнения о действительности, атакже играет значительную роль в защитных действиях личности.
Третьимэлементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент.Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общеенаправление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет нарасходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий виндивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьегоэлемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды,или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движениемотивационный процесс.
Я.Козелецкий классифицирует потребности творческих людей,принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласноэтому критерию он выделяет четыре их вида:
o    первый— жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными,сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержаниясуществования индивидуума и рода Homo sapiens.
o    Втораягруппа представляет собой познавательные потребности, которые человекудовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительногоискусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетическиепотребности).
o    Третьягруппа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы,названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви,братства, доминирования или власти над другими, потребность социальнойбезопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнемпространстве.
o    Кпоследней группе принадлежат личные потребности, более других связанные свнутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность инеповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребностьиндивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смыслажизни, или трансценденции [19; 76 – 85].
Следующим составнымэлементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен иохватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующиеэмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойствомэмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементамиличности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями.Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности.Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтомуэмоциональность «обслуживает» все остальные составные элементы творческойличности. Козелецкий выделил еще один элемент личности — личный,понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовнаяструктура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное)содержание, касающееся данного лица [19; 79-83].
Творчество субъекта,личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные,политические и экономические. Системные концепции творчества ломают «персонологическую»точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом— его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек являетсячастью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения[16; 39-43].
Человек представлен втворчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических,психологических и социальных структур, работает на сознательном ибессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевымсистемам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мири.

1.2     Сущность творчества как психологического процесса,стадии творчества
 
Творчество — это созидание нового, это и механизм развития личности. Припсихологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессутворчества, изменению состояний человека, создающего новое.
Многочисленныенаблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит напереходе от видения — слышания — чувствования явлений к их логико-понятийномуосмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающимпроцесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образногоотражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению,логико-смысловой интерпретации.
Я.А. Пономарев пишет: «Через всю историю психологии творчества в виде еемагистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий,ступеней, этапов, актов моментов) творческого процесса, их классификации,интерпретации» [5; 3-5]. Он анализирует работы Т. Рибо, Б. А. Лезина, П.К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др. иотмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии:
ü  «Перваяфаза (сознательная работа) — подготовка (особое деятельное состояние какпредпосылка интуитивного проблеска новой идеи).
ü  Втораяфаза (бессознательная работа) — созревание (бессознательная работа надпроблемой, инкубация направляющей идеи).
ü  Третьяфаза (переход бессознательного в сознание) — вдохновение (в результатебессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально вгипотетическом виде, в виде принципа, замысла).
ü  Четвертаяфаза (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка»[17; 96-110].
Интересное описаниепроцесса творчества в целом дает в книге «От мечты к открытию»известный канадский врач и биолог Ганс Селье. Он сравнивает научное творчествос воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведемфрагменты его характеристик.
1.        «Любовьши, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытияявляется пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна бытьудовлетворена».
2.        «Оплодотворение».«Разум… оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений иизучения...».
3.        «Созревание».«На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознаватьэтого...».
4.        «Родовыесхватки». «Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя выне знаете, как помочь этому». По мнению Г. Селье, это ощущение можносравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертитсяна кончике языка».
5.        «Рождение».«Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычнонепосредственно перед засыпанием или пробуждением».
6.        «Обследование».«Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна бытьобследована и проверена путем сознательных рассуждении и логическиспланированного эксперимента».
7.        «Жизнь».«Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическоеприложение… но определенное внимание всегда должно уделяться и возможнымпрактическим приложениям».
Г. Селье не являетсяпрофессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точнои полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучируководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества сэмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным [5;8-12].
Описания процессатворчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача — с учетомновых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества вцелом. В качестве прототипа такого представления можно рассматривать описаниепроцесса творчества, сделанное Г. Селье. Выделенные им семь стадий творчестваможно увеличить: работу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений. Получаетсядесять стадий, которые можно изобразить в виде нуга, подчеркивая то, что творческаяличность находится «в круге горчества» постоянно.
/>
 
Можно отметить, что вобычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием информации,имеющей отношение к интересующему явлению.
1.        НАБЛЮДЕНИЯ,осмысление (доминирует наблюдение). В научных исследованиях часто проводитсяработа по сбору различного рода данных, имеющих отношение к интересующемуявлению. Размышления в момент наблюдений в основномзаторможены, хотя наблюдения строятся от идеи (или идей) и влияют навозникновение идей.
2.        Наблюдения,ОСМЫСЛЕНИЕ, кристаллизация. Когда накапливается достаточно данных, человек всебольше и больше старается их осмыслить, «определить»,классифицировать, «привести в порядок» соображения, связанные с ними,старается понять общие закономерности и связи, скрывающиеся за явлениями. Приэтом осмысление независимо от того, осознает это человек или нет,перегруппировывает данные наблюдений, что-то выдвигает вперед, что-тоотодвигает, т. е. расставляет «метки». Во время осмысления явленийвозникает состояние, противоположное состоянию во время наблюдений, человекотрешается от окружающего, «уходит в себя». Поведение «наблюдателя»тормозится, человек превращается в «мыслителя». В зависимости оттипологических особенностей конкретного человека, от степени знакомства сизучаемым им явлением вторая и третья стадии творчества могут меняться местами:определенные логические выводы и соображения могут вызывать внимательноеотношение к тому или иному явлению, человек может обращаться к наблюдениямпосле размышлений. Если речь идет о познании сложного явления, осмысление раноили поздно исчерпывает себя. Мысли повторяются, человек легко пробегает в умеходы умственных действий, часто многочисленные, однако это ни к чему не приводит.
3.        Осмысление,КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ, свобода. В таких случаях возникает чувство, что «идеядолжна созреть», что усилия стоит на некоторое время оставить и вернутьсяк ним позже. Наступает стадия вынашивания решения или кристаллизации новогопредставления в подсознании. Процесс кристаллизации нового представления скрытот сознания. Со временем наступает момент, когда человек чувствует, что втайниках его души что-то созрело, его что-то беспокоит, что-то привлекает к себеего внимание.
4.        Кристаллизация,СВОБОДА, грезы. Завершение кристаллизации нового представления в подсознаниисоздает стремление к свободе: необходимо освободиться от контактов, от дел, отповседневных забот, чтобы «уйти в себя», уделить внимание себе, тому,ч го происходит в душе (в подсознании).
5.        Свобода,ГРЕЗЫ, постижение. М. Микалко удачно сравнивает то, что находится вподсознании, со звездами, которые при дневном освещении не видны. Подобнымобразом «свет сознания» (сосредоточенное, активное мышление) делаетсодержание подсознания не доступным. Чтобы добраться до того, что находится вподсознании, необходимо «притушить» свет сознания, расслабиться,перейти в состояние грез. Один из субъективных признаков состояния грез — усиление воображения.
6.        Грезы,ПОСТИЖЕНИЕ, радость. Если человек, управляемый подсознанием, погружается в миргрез (образов, интонаций, звуков, ощущений), он обычно не сразу выходит к «прозрению»,постижению нового. В начале наблюдаются скачки, переключения от образа к образупо соположению. Через некоторое время значимый образ все же улавливается,поскольку на него «отзывается» и левое, логически мыслящее полушарие,возникает миг или в некоторых случаях даже некоторый период перевода информациииз подсознания в сознание. Это состояние вызывает чувство радости: наконец-то!То, что хотелось, достигается, нечто проясняется и понимается!
7.        Постижение,РАДОСТЬ, проверка. Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости вего обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менеечастного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период)согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и еговсестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушариймозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самимсобой, иногда — высшего счастья.
8.        Радость,ПРОВЕРКА, внедрение. Проверка предполагает восприятие со стороны того, чтосоздано, анализ «вдоль и поперек», она ведет к полному сознательномупринятию нового результата. Она осуществляется не только с позиций логики илиоценки соответствия созданного реальности, но и с позиций интуитивной оценкицелого. Если в изложение нового представления внесены необходимые поправки иливсе оказалось правильным, появляется желание рассказать другим о том, чтополучилось, внедрить новое в жизнь.
9.        Проверка,ВНЕДРЕНИЕ, интерес к новому явлению. После проверки человек принимает новоевсем своим существом, в нем все согласно с новым. В этом — одна из причинжелания нести новые результаты в жизнь. Внедрение нового в жизнь обычно связанос преодолением инерции среды, тех или иных трудностей, препятствий, недопонимания.Полученный результат и пережитое состояние радости способствуют возникновениюинтереса к изучению новых явлений. Перевод информации из подсознания в сознаниеявляется важнейшим, «высшим» моментом в творчестве
При регулярномповторении процесса творчества формируется творческая личность. Понятие «творческаяличность» в приложении к конкретному человеку, по-видимому, следуетотносить с достаточной осторожностью. Его использование обосновано лишь вприложении к полностью сформированной творческой личности [5; 16-24].
 
1.3     Влияние творчества на развитие отношений личности
 
Схемы, представляющиеразличные варианты отношений, могут быть трехступенчатыми, могут бытьпятиступенчатыми, семиступенчатыми, девятиступенчатыми, в зависимости отградаций, выделенных в описании (различении) вариантов отношений илиподвариантов отношений. При тщательном анализе какого-либо отношения числоопределяемых ступеней может быть увеличено.
Подсознание втворчестве
Отношение творческойличности к движениям в подсознание можно выразить в следующем схематическомпостроении:

/>
Предположим, чточеловек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательноеповедение и внимание движениям подсознания. Поскольку известно, что большинстволюдей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бывыраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание- внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направленотворчество, и внимание — самому себе, своим внутренним состояниям,самонаблюдение.
Самонаблюдение втворчестве
Отношение к объектупознания и к самонаблюдению можно вывести в следующую схему:
/>
Однако, если думатьтолько об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, созданиеусловий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итогеновые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые неконтролируются и возникают в значительной степени случайно. Другой вариант — интерес к процессу творчества, попытки разобраться в состояниях творчества, стем, чтобы лучше ими управлять, интерес к трансформациям состояний у себя,самонаблюдение, самоанализ. Знание этих состояний позволяет создать болееблагоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получениюновых результатов. Новые результаты способствуют изучению процесса творчества усебя, шлифовке творческого поведения и т. д.
Баланс сознательногоповедения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объектутворчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения иуединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да исамовыражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другимипри этом обычно не предполагается. Поэтому следующая группа «выясняемых»отношений — баланс общения и уединении, представлена в схеме ниже:
Общение и уединение в творчестве
Человек — членобщества, и без окружающих людей он не выжил бы.
 
/>
Человекприспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальнойчастью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя идля других людей. Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческойдеятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важныевопросы. Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить всеполучаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения всобственный внутренний мир. Однако в чрезмерном уединении — обеднениевнутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие. Важно нетолько восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важнаи качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этойпереработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно дополняет другое.
Оценка и самооценка в творчестве
Человек, время отвремени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому,сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлятьсамооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого. Каждыйчеловек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человекевыявляет инстанцию личности, которую так и называет: «ребенок». Детивпечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятиеоценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческойличности. После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими.Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И.Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь,перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающимили даже становиться мучительным для них. Вряд ли человек может бытьудовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной отреальности, в том числе и от оценок окружающих. В прямую зависимость от отзывасамооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: ктосказал, что сказал и почему — все равно будешь зависеть от отзыва. В то жевремя самооценка включена в структуру воли творческого человека.
/>
Как же объединитьнезависимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно лиэто? Один из вариантов — оценивать свой труд по достижениям специалистов втвоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения подостижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится сучетом внешней реальности. Оценки результатов труда людьми знающими,компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении)более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей.Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следуетсчитаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случаевзаимосвязаны.
Отношение кдостигнутому в творчестве
Результаты творчествапериодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги.Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления,которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.
В этом тоже возможны различныеварианты:

/>
¾       крайняяпозиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая отсебя всякую критику.
¾       все,что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можнопеределать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них.Не хотелось бы, чтобы критиковали.
¾       работыникогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они «сталкиваются»с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.
Личностные отношения,проявляющиеся в творчестве направленное на преодоление воображаемогонедоброжелательного отношения. Напряжение может возникать вследствиечрезмерного стремления к обновлению результатов без «положительногоподкрепления» достигнутого и т.д.
Формирование основныхположений творческой личности к процессу своей деятельности заключается в том,что образ жизни человека, занимающегося творчеством, предполагает необходимостьизменения и обновления личностных взглядов, перевод внутренних подсознательныхэмоций и стремлений во внешнюю оболочку своей деятельности. Каждая творческаяличность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному:способности, навыки, задатки, черты, свойства, но жизнь творческого человека —это захватывающая борьба личности внутренних и внешних мотивов и еёпреобразование в нечто новое.

Глава 2. Экспериментальноеисследование и анализ полученных результатов
 
2.1Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Каждый этап развитияличности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызываетописание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так какэтот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающихпроцессов. Приоритетными направлениями развития является становлениесамосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение.Приобщение к творчеству происходит через интериоризацию знаний об основныхконцептуальных эталонах развития культуры, через эмпатическое восприятиепроизведений литературного и художественного, отражающих интеллектуальные идуховные особенности рассматриваемых эталонов. Создается возможность длястановления продуктивного самосознания: системы «Я-сам», «Я-другой»,«Я-культура», «Я-деятельность». В ходе чего осуществляетсяактуализация рефлексивной сферы подростка и укрепление механизмов саморегуляции.
Рассмотрение сущности иособенностей творческой личности, как целостной системы позволит выяснитьмногофакторный характер развития творческого человека.
Цель исследования: цельданного исследования заключается в определении психологических особенностей творческойличности.
Гипотеза исследования:в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личностипреобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость копределенному отношению к себе, как к личности.
Цель и гипотезаобусловили постановку основных задач исследования:
1.        использованиенаучных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база длясобственного исследования;
2.        провестиотбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологическихособенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;
3.        выявитьтип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;
4.        сделатьанализ результатов проведенного исследования.
Объектом исследования: творческаяличность.
Предметом исследования:психологическиеособенности творческой личности.
В курсовой работеиспользуется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности,при помощи методик определяющих их уровень самоотношения и типа мышления, сцелью выяснения зависимости между этими показателями.
База для исследования: опрошено20 учащихся изостудии «Воробьевы горы» Московского городского Дворцатворчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.
Методы исследования:
1.        методика «Тип мышления», модификацияГ.Резапкиной (Приложение№1). Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления.Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:
·               Предметно-действенноемышление – свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения.Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весьокружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собираюткомпьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлениеважно для спортсменов, танцоров, артистов.
·               Абстрактно-символическиммышлением – обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты,программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математическихкодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многиеоткрытия во всех областях науки.
·               Словесно-логическоемышление – отличает людей с ярко выраженнымвербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитомусловесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель,филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Этоумение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
·               Наглядно-образныммышлением – обладают люди с художественным складом ума, которые могутпредставить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и небудет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор,дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образныммышлением.
·               Креативность– это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Эторедкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любойсфере деятельности.
2.        опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев(Приложение№2). Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии сразработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степениобобщенности:
·               глобальноесамоотношение;
·               самоотношение,дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиямотношения к себе;
·               уровеньконкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
Вкачестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знанияили представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех илииных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает осебе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений осебе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в нихраскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом егоболее или менее устойчивого самоотношения.
Опросниквключает следующее шкалы.
•Шкала S — глобальноесамоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против»собственно «Я» испытуемого.
•Шкала I — самоуважение.
•Шкала II — аутосимпатия.
•Шкала III — ожидаемое отношение от других.
•Шкала IV — самоинтерес.
Опросниксодержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на теили иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
•Шкала 1 — самоуверенность;
•Шкала 2 — отношение других;
•Шкала 3 — самопринятие;
•Шкала 4 — саморуководство, самопоследовательность;
•Шкала 5 — самообвинение;
•Шкала 6 — самоинтерес;
•Шкала 7 – самопонимание;
 
2.2Исследование
На первом этапеисследования испытуемым была предложена методика изучения методика «Тип мышления», модификация Г.Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью даннойметодики были получены следующие данные в баллах, которые представлены втаблице ниже:Испытуемые П-Д А-С С-Л Н-О К Ведущий тип мышления №1 (жен., 14 лет) 2 4 5 6 креативный №2 (муж., 16 лет) 1 1 1 7 креативный №3 (жен., 12 лет) 3 6 2 5 4 абстрактно-символический №4 (жен., 14 лет) 3 1 2 1 6 креативный №5 (жен., 16 лет) 2 1 2 4 креативный №6 (жен., 14 лет) 2 4 6 4 3 словесно-логический №7 (жен., 15 лет) 7 2 2 6 абстрактно-символический №8 (муж., 15 лет) 2 4 1 5 7 креативный №9 (жен., 14 лет) 1 6 2 4 словесно-логический №10 (муж., 16 лет) 3 4 1 4 6 креативный №11 (жен., 12 лет) 4 2 2 6 3 наглядно-образный №12 (жен., 17 лет) 1 4 3 6 креативный №13 (муж., 17 лет) 2 3 6 2 словесно-логический №14 (жен., 16 лет) 2 7 4 5 4 абстрактно-символический №15 (жен., 14 лет) 4 3 6 креативный №16 (жен., 15 лет) 4 2 1 6 1 наглядно-образный №17 (жен., 13 лет) 3 4 2 4 7 креативный №18 (муж., 16 лет) 2 2 6 2 8 креативный №19 (жен., 14 лет) 2 2 6 креативный №20 (жен., 16 лет) 3 3 2 6 2 наглядно-образный
Анализ полученныхрезультатов:
рассматривая полученныеданные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный типмышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом иабстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых
Методика №2 — опросник самоотношения
С помощью данногоопросника (Приложение №2) нам удалось выявить уровень самоотношения, все данныепредоставлены в таблице:
Испытуемые глобальное самоотношение Шкала (I) Шкала (II) Шкала (III) Шкала (IV) №1 (жен., 14 лет) 69,33 44,67 9 17,67 29 №2 (муж., 16 лет) 90,67 86,67 69,67 72,33 71,33 №3 (жен., 12 лет) 69,33 25,33 16 6 71,33 №4 (жен., 14 лет) 74,33 71,33 47 9 92,33 №5 (жен., 16 лет) 74,33 86,67 58,33 91,33 71,33 №6 (жен., 14 лет) 69,33 58,67 21,67 72,33 92,33 №7 (жен., 15 лет) 38,33 25,33 16 27,33 29 №8 (муж., 15 лет) 99,67 71,33 9 17,67 49,67 №9 (жен., 14 лет) 62,67 44,67 21,67 27,33 71,33 №10 (муж., 16 лет) 80 58,67 69,67 53 92,33 №11 (жен., 12 лет) 62,67 58,67 16 17,67 49,67 №12 (жен., 17 лет) 85 86,67 58,33 6 49,67 №13 (муж., 17 лет) 55,33 58,67 69,67 9 71,33 №14 (жен., 16 лет) 49 25,33 9 39,67 29 №15 (жен., 14 лет) 85 71,33 69,67 72,33 71,33 №16 (жен., 15 лет) 74,33 71,33 47 17,67 49,67 №17 (жен., 13 лет) 85 86,67 58,33 53 29 №18 (муж., 16 лет) 80 58,67 21,67 27,33 49,67 №19 (жен., 14 лет) 55,33 25,33 21,67 6 29 №20 (жен., 16 лет) 62,67 71,33 69,67 9 71,33
Показатели выраженностипризнака:
—         50– признак не выражен;
—         50– 74 – признак выражен;
—         выше74 – признак ярко выражен;
Таким образом, мыполучили следующие обработанные данные, по уровню самоотношения у испытуемых:
Глобальноесамоотношение:
·               ярковыражено у испытуемых под: №2,4,5,8,10,12,15,16,17,18;
·               признаквыражен: №1,3,6,9,11,13,19,20;
·               признакне выражен: №7,14.
Шкала (I)Самоуважение:
·               ярковыражено у испытуемых под: №2,5,8,12,17;
·               признаквыражен: №4,6,10,11,13,15,16,18,20;
·               признакне выражен: №3,7,9,14,19.
Шкала (II)Аутосимпатия:
·               ярковыражено у испытуемых под: — нет;
·               признаквыражен: №2,5,10,12,13,15,17,20;
·               признакне выражен: №1,3,6,7,8,9,11,14,16,18,19;
Шкала (III)Ожидаемое отношение от других:
·               ярковыражено у испытуемых под: №5;
·               признаквыражен: №2,6,15;
·               признакне выражен: №1,3,4,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20;
Шкала (IV)Самоинтерес:
·               ярковыражено у испытуемых под: №4,6,10;
·               признаквыражен: №2,3,5,9,13,15,20;
·               признакне выражен: №1,4,7,8,11,12,14,16,17,18,19;
Анализ полученныхрезультатов:
полученные данныеиспытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженностиопределяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебанияданных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют онеустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.
Рассматривая каждую изисследуемых показателей по шкалам, можно сказать, что в целом у испытуемыхопределенно положительное самоотношение «за себя» — достаточнаяуверенность в своих возможностях в деятельности и в творчестве. Лишь уиспытуемых под №7 и 14 глобальное внутреннее самоотношение определенно имеетнегативную самооценку. Также по данным первой методики у данных испытуемых выявленабстрактно-символический тип мышления.
У 25% испытуемыхуровень самоуважения низкий, это свидетельствует о том, что данные испытуемыеподвержены, оценивать свое творчество слишком критично и зачастую не могут бытьсамопоследовательным в своих решениях. По данным первой методики тип мышленияимеет различный характер.
Показатели аутосимпатиисреди испытуемых свидетельствуют преимущественно виденье в себе недостатков исамокритичную самооценку, готовность к самообвинению – у 55% всех испытуемых.
75% испытуемым важнаоценка их деятельности и творчества, что подтверждают показатели по шкалеожидаемое отношение от других.
Ясное представлениесмысла и содержания осуществляемой деятельности, творчества, выраженное желаниек новому и интерес к самому себе как к личности, ярко выражен лишь у трехиспытуемых (15% от всех испытуемых).

Заключение
 
В психологическихисследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема психологическихособенностей творческой личности не была обделена вниманием. Наиболее полнуюразработку ее теоретические аспекты нашли В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская,Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук,С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Актуальность вопроса,рассматриваемого в данной курсовой работе по теме – Психологические особенноститворческой личности, не наподдается сомнению, и будет, изучается снова, иснова.
В написании этой работыперед нами стояли определенные цели и задачи, содержание которых описываетсявводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретическиеаспекты изучения проблемы творческой личности. Здесь были проанализированыработы О. Кульчицкой, Я. Козелецкого, Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К.Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др.
Для осмысления исследуемойпроблемы был проведен анализ исследований по оценке и самооценке в творчестве,особое внимание уделялось структуре творческой личности.
Практическая частькурсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностьюпосвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, вэтом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующемразделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь жеприводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичнойстатистической обработки используемых методик. Общие выводы по проведенномуисследованию: при проведении данного исследования были решены, поставленные внем задачи:
1.        использованиенаучных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база длясобственного исследования;
2.        провестиотбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологическихособенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;
3.        выявитьтип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;
4.        сделатьанализ результатов проведенного исследования.
После решения этихзадач мы пришли к таким заключениям:
         I.            данныеиспытуемых свидетельствуют о типичной неравномерности выраженностиопределяемого признака и уровня самоотношения в юношеском возрасте, колебанияданных от максимальной оценки до минимальной. Подобные данные свидетельствуют онеустойчивом фоне выраженности отношения к себе, поиск себя, как личности.
       II.            качественныепоказатели измерения личностных показателей участников экспериментальной группыотражены в характеристиках, которые представлены в практической части иявляются достаточно многомерными.
      III.            утворческой личности уровень самоотношения никак не зависит от типа мышления,лишь у двух испытуемых под №7 и 14 есть зависимость между типом мышления инизким уровнем самоотношения.
Таким образом, гипотезаисследования о том, что у творческой личности преобладает определенный типмышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как кличности, нельзя подтвердить.

Список используемойлитературы
 
1.  Арт-терапия/ под ред. А.И. Копытина, — СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
2.  БоноЭ. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, — М.: Попурри, 2005. – 416 с.
3.  БердяевН. Смысл творчества / Н. Бердяев, — М.: Прогресс, 1989. – 269 с.
4.  ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, — М.:Просвещение, 1991. – 93 с.
5.  ГалинА.Л. Психологические особенности творческого поведения / А.Л. Галин, — Новосибирск: 2001. – 228 с.
6.  ГатановЮ.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, «Психологическаянаука и образование», — 1998. — №1 – С. 10 – 14.
7.  ГераимчукИ.М. Философия творчества / И.М. Гераимчук, — М.: Эксмо, 2006. – 120 с.
8.  Интеллекти творчество / под ред. А.Н. Воронина, — М.: Прогресс, — 1999. – 266 с.
9.  ДженнингсС., Минде А. Сны, маски, образы. Практикум по арт-терапии / С. Дженнингс, А.Минде, — М.: Эксмо, 2003. – 384 с.
10.     КэмеронД. Путь художника – ваша творческая мастерская / Джулия Кэмерон, — М.:Гардарики, 2005. – 101 с.
11.     МайдановА.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов, — М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.
12.     МатюгинИ.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, мышления и воображения / И.Ю.Матюгин, — М.: Эйдос, 1996. – 59 с.
13.     НиколаенкоН.Н. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной, — СПб.: Речь, 2005. – 277с.
14.     НикитинБ.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин, — М.:Просвещение, 1990. – 160 с.
15.     ОганесянН.Т. Практикум по психологии творчества / Н.Т. Оганесян, — М.: Флинта, 2007. –528 с.
16.     ПекелисВ.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, — М.: Знание, 1986. – 272 с.
17.     ПономаревЯ.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев, — М.: Академия, 1998. – 296 с.
18.     ПряжниковН.С. Методы активации духовного потенциала личности / Н.С. Пряжников, — М.:МОДЭК, 2008. – 168 с.
19.     Пуфаль-СтрузикИ. Творческий путь в «трансгрессивной концепции личности» // И.Пуфаль-Струзик, «Психологическая наука и образование», — 2002. — №2.– С. 76 – 85.
20.     СельченокК. Психология художественного творчества / К. Сельченок, — М.: Прогресс, 1997.– 297 с.
21.     ТедФолконар Творческий интеллект и самоосвобождение / Тед Фолконар, — М.: «КСП+»,2003. – 200 с.
22.     ТихомировО.К. Психологические исследования творческой деятельности / О.К. Тихомиров, — М.: Эксмо, 2000. – 246 с.
23.     ЯковлевВ.Ф. Виртуальные миры трансового рисунка, или «Я требую, чтобы меняпожалели» / В.Ф. Яковлев, — М.: Класс, 2006. – 304 с.
24.     ЯрошевскийМ.Г. Психология творчества и творчество в психологии // М.Г. Ярошевский, «Вопросыпсихологии», — №6, 1985. – С. 14 – 24.
25.     ЭдвардеБ. Художники внутри вас / Б. Эдварде, — МН.: Попурри, 2000. – 256 с

Приложение1
Методика «Типмышления»(методика в модификации Г. Резапкиной)
 
Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данныйопросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны свысказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.П-Д А-С С-Л Н-О К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40          
 
Тестовый материал:
1.        Мнелегче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2.        Мнеинтересно составлять компьютерные программы.
3.        Ялюблю читать книги.
4.        Мненравится живопись, скульптура, архитектура.
5.        Дажев отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6.        Ялучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7.        Ялюблю играть в шахматы.
8.        Ялегко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9.        Когдая читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
10.     Япредпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11.     Мненравится все делать своими руками.
12.     Вдетстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13.     Япридаю большое значение сказанному слову.
14.     Знакомыемелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
15.     Разнообразныеувлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16.     Прирешении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17.     Мнеинтересно разбираться в природе физических явлений.
18.     Мнеинтересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
19.     Мнелегко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20.     Мнебольше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21.     Мненравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
22.     Япредпочитаю точные науки (математику, физику).
23.     Менявосхищает точность и глубина некоторых стихов.
24.     Знакомыйзапах вызывает в моей памяти прошлые события.
25.     Яне хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26.     Когдая слышу музыку, мне хочется танцевать.
27.     Японимаю красоту математических формул.
28.     Мнелегко говорить перед любой аудиторией.
29.     Ялюблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30.     Ясомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31.     Ялюблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32.     Мнеинтересно было бы расшифровать древние тексты.
33.     Ялегко усваиваю грамматические конструкции языка.
34.     Красотадля меня важнее, чем польза.
35.     Нелюблю ходить одним и тем же путем.
36.     Истиннотолько то, что можно потрогать руками.
37.     Ялегко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38.     Друзьялюбят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39.     Ялегко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40.     Яне могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка иинтерпретация результатов
Подсчитайте числоплюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижнейклетке бланка.
Каждая колонкасоответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонкеуказывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 –средний, 6-8 – высокий).
1.        Предметно-действенное мышление (П-Д)свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно ониобладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий наспредметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без нихневозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов,танцоров, артистов.
2.        Абстрактно-символическим мышлением (А-С)обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты,программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощьюматематических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, нипредставить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделанымногие открытия во всех областях науки.
3.        Словесно-логическое мышление (С-Л)отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый,преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулироватьсвои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям,политикам и общественным деятелям.
4.        Наглядно-образным мышлением (Н-О)обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, чтобыло, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники,поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник,режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5.        Креативность (К) – этоспособность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Эторедкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любойсфере деятельности.
В чистом виде эти типымышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разныхтипов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Приложение 2
 
Опросник самоотношенияВ.В. Столин, С. Р. Пантилеев
 
Инструкцияк тесту
Вампредлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с даннымутверждением ставьте знак "+", если не согласны то знак "-".
Тестовыйматериал:
1.Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2.Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3.Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4.Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5.Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6.Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то,насколько мой образ далек от действительности.
7.Мое «Я» всегда мне интересно.
8.Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9.В моей жизни есть или по крайней мере были люди с которыми я был чрезвычайноблизок.
10.Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11.Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
12.Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
13.Я сам хотел во многом себя переделать.
14.Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокоговнимания.
15.Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
16.Если я; и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
17.Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19.Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
20.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своимдвойником.
21.Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
22.Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
23.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
24.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это подчинитьсясобственной судьбе.
26.Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27.К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и будупоступать.
28.Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
29.Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
30.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
31.В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
32.Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
33.Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
34.Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя,разумно ли это.
35.Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть менянасквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
36.Временами я сам собой восхищаюсь.
37.Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38.В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
39.Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
40.Иногда я сам себя плохо понимаю.
41.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42.Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у другихнеприязнь.
44.Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
45.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
46.Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.
47.Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48.В целом, меня устраивает то, какой я есть.
49.Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
50.Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
51.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы партнерпо общению.
52.Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
53.То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
54.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
55.Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
56.Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделомтебе».
57.Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Номерапунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
ШкалаS (глобальное самоотношение)
•"+": 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
•"-": 6, 8, 9, 13, 14, 16, 18, 25, 27, 30, 31, 35, 38, 39, 41, 43, 44,45, 49, 50, 56.
Шкаласамоуважения (I)
•"+": 2, 23, 53, 57.
•"-": 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50. Шкала аутосимпатии(II)
•"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.
•"-": 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкалаожидаемого отношения от других (III)
•"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55.
•"-": 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.
Шкаласамоинтересов (IV):
•"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52.
•"-": 14, 51.
Шкаласамоуверенности (1):
•"+": 2, 23, 37, 42, 46.
•"-": 38, 39. 41.
Шкалаотношения других (2):
•"+": 1, 5, 10, 52, 55.
•"-": 32, 43, 44.
Шкаласамопринятия (3):
•"+": 12, 18, 28, 47, 48, 54
•"-": 21.
Щкаласамопоследовательности (саморуководства; 4)
•"+": 50, 57.
•"-": 25, 27, 31, 35, 36.
Шкаласамообвинения (5):
•"+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
Шкаласамоинтереса (6)::
•"+": 17, 20, 33.
•"-": 26, 30, 49, 51.
Шкаласамолонимания (7):
•"+": 53.
•"-": 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Закаждое совпадение с ключом начисляется один балл. Полученный «сырой балл»по каждому фактору переводится в накопленные частоты (в %).
Описаниешкал теста
Глобальноесамоотношение — внутренне-недифференцированное чувство«за» и «против» самого себя.
Самоуважение — шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутреннейпоследовательности», «самопонимания», «самоуверенности».Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательнообъединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценкусвоих возможностей контролировать собственную жизнь и бытьсамопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия — шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражаетсядружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошлипункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». Всодержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя вцелом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, нанегативном полюсе — видение в себе по преимуществу недостатков, низкуюсамооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о такихэмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесениесамоприговоров («и поделом тебе»).
Самоинтерес — шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интереск собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных»,уверенность в своей интересности для других.
Ожидаемоеотношение от других — шкала из 13 пунктов, отражающихожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.