ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
План:
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Процесс старения и возрастные изменения в организме
1.1 Понятиепсихического старения…………………………………………5
1.2 Изменениячеловека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте…………………………………………………………..8
Глава 2.Психические изменения в личности старого человека
2.1Психологический портрет старого человека……………………………..12
2.2Классификация психических изменений в старости и типов психологическогостарения……………………………………………………13
2.3 Типыприспособления личности к старости………………………………18
Глава 3.Профилактика старения
3.1 Основныестрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути ихпреодоления……………………………………………………………………..22
3.2 Здоровыйобраз жизни как фактор долголетия………………………….24
Заключение………………………………………………………………………35
Списокисточников………………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Один из демографических признаков на планете Земля- это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция ксокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления овозрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрастесегодня, в начале XXI века, упала посравнению с концом XVIII века вчетыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое.Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить всреднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна.
Что же может представлять собою жизнь человека в этот период?Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т.п.? Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей),интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своимблизким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, вкотором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?
Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода, о котором в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, ане выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки дляналаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силыжизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокаяглубинная работа над собой. Образцы необычайной работоспособности итворчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста. После 70 летуспешно работали многие известные ученые- П.Ламарк, М.Эйлер, К.Лаплас,Г.Галилей, Им.Кант и др. А.Гумбольт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И.П.Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а « Лекции о работе большихполушарий головного мозга»- в 77 лет (а всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет).
Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом и позднем возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для близких,«досадой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение как всемье, так и в государственном социальном учреждении.
Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем ипостараться прожить более спокойно и радостно- вот вопросы, которые интересуютменя в данной работы.
Цель данной работы — рассмотрение психологических особенностей людей пожилоговозраста.
Задачи работы:
1.Составить психологический портрет старого человека.
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилогочеловека.
3. Расписать примерную профилактику старения.