Содержание
Введение. 2
Глава 1.Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных инеполных семей. 4
1.1. Особенностивосприятия детей из полных и неполных семей. 4
1.2. Развитие личностидетей в полных и неполных семьях. 7
Глава 2.Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 15
2.1. Организацияисследования. 15
2.2 Результаты четырехэтапов исследования. 26
2.3 Анализ полученныхданных. 30
2.4 Выводыисследования. 31
Глава 3.Практические рекомендации. 32
Заключение. 34
Списоклитературы… 37
Введение
Для маленького ребёнкасемья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учитсялюбить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёноквступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на негокак положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растётлибо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым,лицемерным, лживым.
Родительские отношения –это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера иличности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивныхдетско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнемзнаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Таким образом, семейноевоспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определеннуюцелеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детейв любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себедуховное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижениеэтой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых внастоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намноготруднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. Вкаждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один изродителей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, несостоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году онапревысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, поданным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполныесемьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семейриска.
Часто взрослым не хватаетвремени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развитияребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще сталиобращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе.Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией,проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Разводродителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажаютусловия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психическихрасстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностнойдеформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка ссоциальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач вусловиях неполной семьи.
Поэтому актуальностьпроблемы детско-родительских отношений, влияющих на становление личностиребенка в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всегоразвития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить этутему и раскрыть ее в нашей работе.
Целью данной работы является рассмотрениеразличий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся вполных и неполных семьях.
Поставленная цельпривела к решению следующих задач:
1. Расмотретьосновные характеристики дошкольного возраста.
2. Расскрытьпонятие агрессии и её развитие в детском возрасте.
3. Расскрытьпроблему тревожности в детском возрасте.
4. Рассмотретьособенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.
5. Провестиэксперментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характристиках личности детейдошкольного возраста из полных и неполных семей.
6. Сделатьсоответствующие выводы.
Объект исследования: — дети дошкольного возраста изполных и неполных семей.
Предмет исследования: различия психологическихособенностей личности детей из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования:Дети дошкольноговозраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятиянизкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны,уровень развития восприятия высокий.
Глава1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полныхи неполных семей1.1. Особенностивосприятия детей из полных и неполных семей
/>
В отличие от ощущений,передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостныйпредметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1)возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разноевосприятие одного и того же ощущения [11 c. 28]. Пример изменения восприятия при неизменности стимуловдают т.н. «двойственные изображения». Хорошо известен рисунок, на котором двачерных профиля образуют контур белой вазы. Если воспринимается ваза – профиликажутся просто «фоном»; если «фигурой» выступают профили – «фоном» становитсяваза. Пример того, как разные ощущения вызывают одинаковое восприятие, –транспозиция в музыке: мы слышим одну и ту же мелодию независимо от того, вкакой тональности она звучит. Оба феномена – как сдвиг, так и постоянство(константность) в восприятии структур – объясняются законами гештальтоввосприятия. К ним же относятся: близость (сгруппированные стимулы, скажем,группы музыкальных нот, ритмические звуки типа постукивания или сгруппированныефизические объекты, воспринимаются как связанные между собой); сходство(сходные по какому-нибудь признаку объекты объединяются в общую группу,например высокие тона, перемежающиеся низкими); и завершение (добавление недостающихчастей стимулов, как в случае нарисованных пунктиром букв или цифр).
При восприятии глубинымозг реагирует на ключевые раздражители, к которым относятся несовпадениепроекций на сетчатке левого и правого глаза, аккомодация хрусталиков и т.н. конвергенция(поступление сигналов, идущих по первичным нейронам от нескольких рецепторов,на один и тот же вторичный нейрон), а также пространственная и линейнаяперспектива. Как это свойственно для восприятия вообще, такие ключевыераздражители становятся значимыми – т.е. распознаваемыми – в результатенаучения и опыта. Например, наблюдая в линейной перспективе параллельныепрямые, мы воспринимаем их зримое сближение (по мере удаления) как кажущееся;такое восприятие не является «автоматическим», доступным младенцу, но зависитот сформировавшегося в результате приобретенного опыта представления об этомявлении. Сходным образом зависит от научения и соответствие, устанавливаемоемежду величиной объекта и его удаленностью; чем крупнее выглядит объект (например,летящий самолет), тем ближе он кажется, чем мельче – тем он кажется дальше [23 c. 58].
Социальные психологизаметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяетсяличностными и социальными установками. Например, в современной западной культуревысоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, ихвоспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительныхи т.д. Стереотипное восприятие «ангельского личика» ребенка формируется рано:дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятиичеловека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое задействительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторыхучеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр,представляя пациента своим коллегам, характеризует его как «психотическуюличность», большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности[6 c. 59].
Семья это первая среда, вкоторой воспитывается ребенок, и очень важно то, как он ее воспринимает(представляет). Изучение особенностей восприятия семьи позволит корректироватьискаженное представление о семье, позволит разработать методики позитивноговосприятия: у детей из различных социальных сред, позволит задуматься осоздании в детских домах обстановки близкой к семейной. В результатерассмотрения взглядов различных авторов, таких как Л.С. Выготский, М.Черноушек, А.Н. Леонтьев, Г.А. Ковалев, Е.В. Левченко, понимание проблемывосприятия можно разделить на 3 группы:
Ø Подходы, вкоторых восприятие выступает как процесс, предполагающий активность субъекта.
Ø Подходы, вкоторых под понятием восприятия подразумевается влияние.
Ø Подходы, вкоторых под восприятием понимаются представления или образ восприятия.
На основе анализалитературы учеными была разработана схема восприятия семейной среды, в которойучитывается как активность среды, так и активность субъекта восприятия.
Основываясь на такомпонимании восприятия семейной среды, было проведено исследование, в которомиспытуемыми выступили 3 группы подростков в возрасте 14-16 лет: 30 человек изприюта, 30 детей из неполных семей и 30 человек из полноценных семей, гдеприсутствуют оба родителя. В исследовании использовались такие диагностическиеметодики как «Анализ семейной тревоги» и «Типовое семейное состояние», в томчисле метод семантического дифференциала и проективные методики «Семейнаясоциограмма» и «Рисунок семьи» [9 c. 39].
В результате исследованиябыли обнаружены следующие особенности в восприятии семейной среды подросткамииз разных социальных сред:
Ø Дети из полныхсемей воспринимают семейную среду, как светлую, уютную, надежную, открытую,целостную, современную, интересную, несерьезную.
Ø Дети из неполныхсемей считают свою семью консервативной, серьезной хорошей, сильной, доброй,отзывчивой, сочувствующей, а также благополучной и щедрой.
Ø Дети из приютавоспринимают семью как темную, неуютную, ненадежную, закрытую, разрозненную,скучную, недружную, несправедливую, корыстную, равнодушную, лживую, наигранную,безответственную. Дети из приюта чаще других говорят, что их семья плохая,чужая, нелюбимая, далекая, слабая, пессимистичная, грустная, злая, грубая,безразличная. Они воспринимают свою семью как проблемную, бедную, неимущую,зависимую.
В целом, исследование спомощью метода семантического дифференциала показало, что в восприятииэмоциональной, экономической, а также социальной составляющей семейной средынаблюдается больше всего различий. Меньше всего различается восприятиефизической и культурной составляющей среды [50 c. 97].
Было выявлено, что вгруппе детей из приюта критический уровень семейной тревожности встречаетсячаще, чем в других группах, хотя значимых различий обнаружено не было.
Анализ результатовпроективных методик также показал некоторые особенности в восприятии семейнойсреды:
При рассмотрении величиныи местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, чтоподростки из приюта чаще, чем другие дети забывают отметить на бланкесобственную фигуру, расстояние между фигурами очень большое, фигура Я, какправило, далеко внизу. Это можно объяснить реальной отдаленностью от родителейи чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы состороны.
Дети из неполных семейчасто рисуют фигуру Я больших размеров, как правило, рядом (встречается дажеслипание фигур) и на одном уровне с родителем, что может говорить об ощущениисвоей значимости в семь, а также близости к родителю. Фигура Я в неполнойсемье, за неимением второго родителя, несет на себе множество функций, а,следовательно, является более значимой даже чем в полной семье.
Дети из полных семейрисуют фигуры, как правило, на среднем расстоянии друг от друга. Фигура Я, какправило, располагается между родительскими фигурами [10 c. 45].
Что касаетсяэмоционального фона рисунков, то выяснилось, что в группе детей из полных инеполных семей в 100% рисунков наблюдается положительный эмоциональный фон. Врисунках детей, лишенных родительского попечения, преобладает нейтральныйэмоциональный фон (часто рисуют людей без лиц, чего не встречается у детей изполных семей).1.2. Развитие личностидетей в полных и неполных семьях
Семья играетисключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первыхмгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретаютстатус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самомпрямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобренииприобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителямиребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностногообщения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение —один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.
Семья во все временанаходилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживаетположение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья- это один изосновных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья-это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционнойсистемы отношений мать- отец- ребенок [45 c. 29].
Причины увеличения числасемей с одним родителем
Рост неполных семейнепосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
Ø изменение моральныхнорм в области взаимоотношений полов;
Ø распространениедобрачных связей,
Ø изменениетрадиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
Ø утрата семьей своейпроизводственной функции;
Ø неподготовленностьмолодежи к браку;
Ø завышенныетребования по отношению к брачному партнеру;
Ø алкоголизм инаркомания.
Источники формированиянеполных семей:
Выделяют несколькоисточников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан сраспадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, чтотолько за 2002 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за2001 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.
Накопленнаяисследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболеераспространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожестьхарактеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тотфакт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступаетженщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менеежизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальнойи гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленнымотношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствиебеременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительноймере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный ростсмертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин(отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.) [45 c. 87].
В связи с изменениемморальных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачныхсвязей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачномупартнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.
В настоящее время спектрнеполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельнопроживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, атакже установлением опеки или попечительства в случае сиротства [12 c. 145].
Проблемы неполных семей.
Семья выполняетследующие функции:
Ø воспитательнаяфункция;
Ø экономическая-заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
Ø эмоциональнаяфункция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность впризнании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
Ø функция духовногообщения — совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (даннаяфункция играет значительную роль духовном развитии человека);
Ø функцияпервичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных нормчленами семьи и др.
Понятно, что вмонородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могутреализовываться в полном объеме.
Существует рядпроблем, касающихся неполных семей,к которым относятся социально — экономические, педагогические, медицинские ипсихологические.
Среди проблем неполныхсемей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономическогохарактера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджетсемьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий,компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детейпосле развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников идрузей [45 c. 54].
Так как, чаще всего,главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политикузанятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочихмест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин бытьактивнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы илидополнительного заработка.
В последнее времязначительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровеньсоциальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должнанести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытываютнеполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом илинервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок –инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакойвозможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию поинвалидности ребенка и детское пособие [11 c. 125].
Необходимость ухода заребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг непозволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение наих выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность.Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главнымпредназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. Вто же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работахотстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставленсамому себе [22 c. 25].
Даже самая заботливаяженщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитаниясвоего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности материдети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполныхсемей особенно остро стоит проблема ее функционирования как институтавоспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержкивоспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействиемнегативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с однимродителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одногородителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитаниядетей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужскогоповедения в семье, что способствует формированию в процессе их социализациинеадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведениенезамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя.Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьяхдевочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношениймужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и наподготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оцениваетпоказатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериевэффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятиенравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этойсоставляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи сотсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным вышепроблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитаниедетей тоже не может быть полноценным [12 c. 22].
В рамках воспитательнойдеятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль заребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает рядобъективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»;основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детямдостаточного внимания.
Следующая социальнаяхарактеристика, которая требует внимания общества к неполной семье снесовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних.Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительномувыводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническимзаболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материальногообеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепленияздоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредныхпривычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищнаянеустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачамв случае болезни детей, самолечение и т.п. [19 c. 55].
В неполной семьеоставшемуся родителю нетрудно создать у ребенка негативное представление оботсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом,уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, оставшаяся с детьми безмужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что все мужчиныплохие.
Мальчик, который этослышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо.
Так как дети в неполнойсемье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то онивырастают, не имея целостной модели этих отношений.
Однако все эти проблемыразрешимы. Женщина — мать вполне может иметь адекватную, принимающую установкупо отношению к мужчинам и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детейнегативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрыеи близкие отношения со взрослыми мужчинами, которых она знает и уважает.
Мальчики в неполной семьесталкиваются с серьезнейшей проблемой, заласканные матерью или убедившись втом, что в обществе главенствуют женщины они начинают чувствовать, что мужчины –ничтожество [29 c. 130].
Девочка в неполной семьетоже может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами иженщинами. Она или готова на роль прислуги — дает все и ничего не получает иличувствует, что может все делать самостоятельно и быть совершенно независимой.
В России сейчас более 72миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодноостаются более полумиллиона детей. В силу своего состава неполная семьязанимает особое положение, а ее влияние на развитие личности ребенка в разныхвозрастах изучена недостаточно. Актуальной является и проблема развитиямальчиков и девочек в неполной семье. Воспитательная ситуация в такой семье отличаетсяособой сложностью и своеобразием. В основном, в литературе рассматриваютсявопросы, связанные с переживаниями ребенка во время развода родителей ипослеразводный кризис, и очень мало работ об отсроченном влиянии распада семьи наразвитие ребенка.
Объектом исследованияявляются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста из разных типов семей,а предмет исследования — личностная сфера ребенка [10 c. 29].
Экспериментальная частьисследования проводилась в 2002-2003 в детском саду г. Перми, в качествеиспытуемых выступали дети трех возрастных групп в количестве 81 человек. Дляизучения личностных особенностей детей использовался личностный опросникКеттелла, для изучения самооценки детей младшего школьного возраста методикаДембо-Рубинштейна, а для детей среднего и старшего школьного возраста методикаКовалева. Методика А. Прихожан использовалась для изучения личностнойтревожности и методика Рокича для изучения ценностных ориентации.
Наибольшее влияние навзаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу в группах мальчиковнеполная семья оказывает в младшем школьном возрасте, к старшему школьномувозрасту это влияние постепенно снижается. Чем мальчики младшего школьноговозраста из неполных семей общительнее, тем они ответственнее, настойчивее вдостижении цели, смелее, активнее и у них ниже самоконтроль; чем они смелее,тем ответственнее и расслабленнее и чем спокойнее, тем напряженнее [20 c. 48].
Структура семьи оказываетбольшее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу удевочек в среднем школьном возрасте. Так, все девочки среднего школьноговозраста из полных и неполных семей, чем они общительнее, тем смелее, активнее,более склонны к риску, и чем тревожнее, тем напряженнее.
Анализ показателейсвойств личности по Кеттеллу с показателями самооценки позволили выявитьдостоверные связи только в группах детей обоего пола младшего и среднегодошкольного возраста. Таким образом, чем мальчики младшего дошкольного возрастаиз неполных семей ответственнее, тем лучше считают свой характер, чем смелее,тем выше оценивают свой ум. Чем девочки среднего дошкольного возраста изнеполных семей чувствительнее, тем выше у них самооценка.
Полная семья оказываетбольшое влияние на взаимосвязь свойств личности и тревожности у девочек всреднем школьном возрасте, и это влияние почти исчезает к старшему дошкольномувозрасту. В неполной семье у девочек это не выявлено, как и в группах мальчиковиз полных и неполных семей [36 c. 48].
Неполная семья оказываетразличное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек среднего истаршего школьного возраста. Так мальчики среднего школьного возраста изнеполных семей ценят здоровье и любовь, девочки — здоровье и жизненнуюмудрость. Дети этого возраста из неполных семей наименее значимой целью в жизнисчитают творчество; мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семейнаиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми- счастье других, творчество, красоту природы и искусства.
Полученные в исследованиирезультаты позволяют сформулировать рекомендации для практических психологов. Всвоей работе с детьми, воспитывающимися одним родителем, психолог долженобратить внимание на младших школьников и подростков, поскольку полученныерезультаты свидетельствуют о том, что именно в младшем и среднем школьномвозрасте неполная семья оказывает большее влияние на индивидуальность ребенка.Необходимо учитывать, что постразводная семья оказывает различные влияния намальчиков и девочек. Учитывая выявленные у детей из неполных семей тревожность,низкую самооценку, коррекционная работа может быть направлена на снижениетревожности и повышение самооценки и уверенности в себе. Работа с девочками изнеполных семей может быть направлена на развитие абстрактных форм мышления,поскольку они отличаются меньшей степенью сформированности интеллектуальныхфункций, преобладанием конкретных форм мышления [22 c. 49].
На развитие личностиребенка влияют многие факторы. Один из основных — климат в семье, атмосферасемейных отношений, которой дышит ребенок. Во взаимоотношениях с родителями онобретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности,пытается соответствовать определенным условностям, нравам и традициям,утвердившимся в семье его родителей.
Дети очень чутко и быстроулавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой.Взаимоотношения матери и отца для ребенка постепенно становятся образцом дляподражания. Если родители между собой доброжелательны, дружны, помогают другдругу, то подобные отношения у них формируются и с детьми, которые в своюочередь так же будут относиться ко всем окружающим их людям. Если родителивраждуют, постоянно ссорятся за лидерство в семье, то и дети, как правило,ведут себя так же [5 c. 99].
Когда отец властен истрог, а мать кротка и добра, то образцом для подражания может стать«мужской идеал». Особенно это относится к мальчикам. Однако в нашевремя при равноправии между полами! и девочки вполне могут следовать мужскомуобразцу поведения. Взаимоотношения между родителями — это то основание, накотором чаще всего базируется у человека выбор его собственного жизненногостиля. Наиболее общие характерные черты детей одной семьи (являются отражениемтой атмосферы, которая царила в их родительском доме. И, тем не менее, детиодной и той же семьи совсем не подобны друг другу. Чаще всего они бываютсовершенно разными (Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,199.-208 с., ил.).
Почему?
Существенным фактором,обусловливающим влияние семьи на формирование личности ребенка, являетсясемейное окружение. Для каждой семьи характерны определенные отношения между еечленами. Каждая семья имеет свои отличительные черты.
Семья начинается с матери,отца и ребенка. Роль матери отличается от роли жены. Роль отца отличается отроли мужа. Появление малыша привносит новые особенности во взаимоотношениямежду супругами. Младенец — их единственный ребенок, вокруг которогососредоточивается все родительское внимание. Между этими тремя членами семьисоздаются определенные отношения. Чаще всего в центре всей семейной жизниоказывается ребенок. Безусловно, обязанности у матери по отношению к ребенку,особенно в первые годы его жизни, значительно шире, чем у отца. Таковопредназначение женщины-матери [22 c. 154].
При рождении второгомалыша снова изменяется положение каждого члена семьи. «Король-малыш»неожиданно оказывается «свергнутым с престола». Отныне он должензанять место в соответствии с изменившимся своим положением, которое его мама ипапа, неведомо почему, допустили. Это случилось потому, что новый человек — младенец — занял место первого ребенка, который ищет возможность восстановитьсвое былое положение, причем на правах старшего. Между тем вновь появившийсямалыш привыкает к своему месту в семье в качестве «младенца». Нотакое его положение для старшего ребенка имеет совсем иной смысл.
Когда появляется третийребенок, вновь происходит изменение положения всех членов семьи. Отныне в нейтрое детей. Старшего «свергли с престола» еще раньше, и сейчаснастала очередь второго ребенка. Теперь он находится в середине — между старшими младшим каждым последующим родившимся ребенком семейное сообщество принимаетновое очертание, с новыми воздействиями друг на друга и новыми взаимосвязями.Наверное, поэтому дети в одной и той же семье так не похожи друг на друга,несмотря на то, что они воспитываются вместе. Можно скорее найти сходство междустаршими детьми одного возраста двух различных семейств, нежели между первым ивторым ребенком одной семьи. По мере развития семьи каждый ее ребенокутверждает себя по-своему. Очень часто положение одного из детей кажется болеепредпочтительным. Иногда создается впечатление, что второй ребенок несет«угрозу» первому. Это же относится порой и к старшему ребенку, еслималыш будет пытаться его превзойти.
Роль старшего среди детейв одной семье целиком зависит от того, как каждый отдельный ребенок еепонимает. Не все первенцы стремятся быть ведущими. Любая семья являетсяуникальной в этом вопросе благодаря своим толкованиям взаимоотношений. Раннееосмысление роли лидера оставляет у человека впечатление на всю жизнь. А зависитоно от воспитания в родительской семье.
Глава2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 2.1. Организация исследования
Цельюэкспериментального исследованияявляетсяизучение психологических различий у детей дошкольного возраста из полных инеполных семей.
Гипотеза нашего исследования:
Дети дошкольного возраста из неполныхсемей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Детидошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровеньразвития восприятия высокий.
Исследование включало следующие этапы:
Первый этап. Анкета «Критерии агрессивности уребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992
В нашем исследованиипринимало участия 23 ребенка дошкольного возраста, при выборе испытуемых намибыло выдвинуто два критерия: из полных семей и из неполных семей, из группыиспытуемых 12 человек из неполных семей и 11 человек из полных семей.
Второй этап. Исследование тревожности при помощи«Теста тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
Третий этап. Исследование незащищенности,тревожности, чувство полноценности, враждебности, конфликтности и фрустации,недоверия к себе, трудностей общения, депрессивности у детей дошкольноговозраста с помощью проективной методики «Дом, дерево, человек» Романова Е.С.,Потемкина С.Ф.
Четвертый этап. Исследование уровня развитиявосприятия у детей дошкольного возраста с помощью методики «Чего не хватает»Р.С. Немова.
В структуру работывключены результаты четырех этапов исследования.
После чего дан анализрезультатов, включающий обобщение полученных данных, количественную(математическую) обработку.
Далее следуют выводыисследования.
На основании сделанныхвыводов нами предложены практические рекомендации.
Приводим краткое описаниеиспользованных в ходе нашего экспериментального исследования методик.
Методика№1. Анкета «Критерииагрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992
С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детскогосада можно использовать специальную анкету, разработанную для психологов,воспитателей, педагогов (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Критерииагрессивности у ребенка (анкета) Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992
1. Временамикажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не можетпромолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-топричиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему безвсякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он судовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он такнастаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочьподразнить животных.
8. Переспорить еготрудно.
9. Очень сердится,когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у неговспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ наобычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не повозрасту ворчлив.
13. Воспринимает себякак самостоятельного и решительного.
14. Любит бытьпервым, командовать, починять себе других.
15. Неудачи вызываюту него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится,вступает в драку.
17. Стараетсяобщаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередкиприступы мрачной раздражительности.
19. Не считается сосверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любоезадание выполнит лучше всех.
Интерпретация результатов.
Положительный ответ накаждое предложенное утверждение оценивается в один балл.
Высокая агрессивность –15-20 баллов.
Средняя агрессивность –7-14 баллов.
Низкая агрессивность–1-6 баллов.
Цель методики: диагностика агрессивного ребенка.
Экспериментальныйматериал: бланк свопросами, бланк для ответов, ручка.
Методика№2. Тес тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Доркии В. Амен, 1992 год
Задачи метода: исследование тревожности ребенка поотношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другимилюдьми.
Тревожностьрассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит вобеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность,испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от егоотрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенныйуровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональнойприспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннееотношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию охарактере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детскомсаду.
Испытуемые – дети 4-7 лет с нормальным развитиеми с отклонениями в психическом развитии.
Экспериментальныйматериалпредставляет собой 14 рисунков размером 8,5*11 см. каждый рисунок представляетсобой некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника)ситуацию.
Рис. 1. Игра с младшими детьми(ребенок играет с двумя малышами).
Рис. 2. ребенок и мать с младенцем(ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенокубегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит настуле и одевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми(ребенок играет с двумя старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать водиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной кнему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается вванной комнате).
Рис. 8. Выговор (мать, поднявуказательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. игнорирование (отец играет смалышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение(сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать иребенок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстниковубегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями(ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенокодин сидит за столом, держа в руке стакан).
Метод предъявления.
Рисунки предъявляютсяребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседапроходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор даетинструкцию следующего содержания:
Игра с младшими детьми.«Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она)играет с малышами».
Ребенок и мать смладенцем. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как тыдумаешь, какое будет у этого ребенка лицо, веселое или печальное?».
Одевание. «Как тыдумаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она)одевается».
Игра со старшими детьми.«Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она)играет со старшими детьми».
Укладывание спать водиночестве. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое илипечальное? Он (она) идет спать».
Умывание. «Как тыдумаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) вванной».
Выговор. «Как ты думаешь,какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».
Игнорирование. «Как тыдумаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».
Агрессивное нападение.«Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».
Уборка игрушек. «Как тыдумаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) убираетигрушки».
Изоляция. «Как тыдумаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она)со своими мамой и папой».
Еда в одиночестве. «Какты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».
Во избежаниеперсеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица.Дополнительных вопросов ребенку не задается.
Количественный анализ.
На основании данныхпротокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равенпроцентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) кобщему числу рисунков (14).
Числоэмоционально негативных выборов
ИТ= -------------------------------------------------------- х 100%
14
Интерпретациярезультатов:
Ø Высокий уровеньтревожности (ИТ выше 50%)
Ø Средний уровеньтревожности (ИТ от 20% до 50 %)
Ø Низкий уровеньтревожности (ИТ от 0% до 20%)/>/>/>Методика№3. «Дом. Дерево. Человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф./>/>/>Эта проективная методикаисследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен какдля взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методикизаключается в следующем: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево,человек. />/>/>Экспериментальныйматериал: бумага, простойкарандаш 2М, лист 11 формата складывается пополам./>/>/>Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево ичеловека». На все уточняющие вопросы отвечать: «Рису так, как тебе хочется».
Количественнаяоценка теста.
Осуществляется на основесимптомокомплексов. Каждый симптомокомплекс состоит из показателей, которыеоцениваются баллами; если показатель отсутствует, ставится 0. Присутствие некоторыхпризнаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличиеоблаков на 1 рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, на трех – три балла(симптомокомплекс «тревожность»). При наличии большинства признаков ставится 1или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации одногоили всех рисунков теста.
Максимально возможныебаллы в методике «Дом. Дерево. Человек».
1. Незащищенность –32 балла
2. Тревожность – 33балла
3. Недоверие к себе– 8 баллов
4. Чувствополноценности – 16 баллов
5. Враждебность – 15баллов
6. Конфликтность,фрустация – 23 балла
7. Трудности общения– 18 баллов
8. Депрессивность –10 баллов
Симптомокомплексы
Показатели Симптомы Дом Дерево Человек Незащищенность
Рисунок в самом центре листа
Рисунок в верхнем углу листа
Дом, дерево – с самого края
Рисунок внизу листа
Много второстепенных деталей
Дерево на горе
Очень подчеркнутые корни
Непропорционально длинные руки
Непропорционально длинные ноги
Другие возможные признаки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
3
3 Тревожность
Облака
Выделение отдельных деталей
Ограничение пространства
Штриховка
Линия с сильным нажимом
Много стираний
Мертвое дерево, больной человек
Подчеркнута линия основания
Толстая линия фундамента дома
Интенсивно затушеванные волосы
Другие возможные признаки
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
Чувство полноценности
Рисунок очень маленький
Отсутствие руки, ноги
Руки за спиной
Непропорционально короткие руки
Непропорционально узкие плечи
Непропорционально большая система веток
Непропорционально крупные листья
Дерево, умершее от гниения
Другие возможные признаки
1
2
1
1
1
1
1
1
1 2 3
Враждебность
Отсутствие окон
Дверь – замочная скважина
Очень большое дерево
Дерево с края листа
Обратный профиль дерева, человека
Ветки двух измерений как пальцы
Глаза — пустые глазницы
Длинные, острые пальцы
Оскал, видны зубы
Агрессивная поза человека
Другие возможные признаки
2
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
Конфликтность,
фрустация
Ограничение пространства
Перспектива снизу (взгляд червя)
Перерисовка объекта
Отказ рисовать какой-либо объект
Дерево как два дерева
Явное несоответствие качества одного из рисунков
Противоречивость рисунка и высказывания
Подчеркнутая талия
Отсутствие трубы на крыше
Другие возможные признаки
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
3
3
Трудности общения
Отсутствие двери
Очень маленькая дверь
Отсутствие окон
Окна – отверстия без рам
Излишне закрытые окна
Выделенное лицо
Лицо, нарисованное последним
Отсутствие основных деталей лица
Человек, нарисованный схематично, из палочек
Дом, человек в профиль
Дверь без ручки
Руки в оборонительной позиции
Высказывание о нарисованном человеке как одиноком, без друзей
Другие возможные признаки
2
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1 Депрессивность
Помещение рисунка в самый низ листа
Вид дерева или дома сверху
Линия основания, идущая вниз
Линия, слабеющая в процессе рисования
Сильная усталость после рисования
Очень маленькие рисунки
Другие возможные признаки
1
1
1
2
2
2
1
Недоверие к себе
Очень слабая линия рисунка
Дом с края листа
Слабая линия столба
Одномерное дерево
Очень маленькая дверь
Само оправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой
Другие возможные признаки
2
1
1
1
1
1
1
Средниезначения в баллах, полученных по методике «Дом. Дерево. Человек».Симптомокомплексы 1 2 3 4 5 6 7 8 Дети в полных семьях 5,4 5,0 0,8 0,9 2,7 1,7 1,6 Дети в неполных семьях 8,8 15,0 0,9 0,5 4,3 1,8 2,9 Разница 10,0 3,4 0,1 0,4 1,6 0,1 1,3
Методика№4. «Чего не хватает на этих рисунках» Р.С. Немова.
Суть этой методикисостоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. Накаждой из этих картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали.Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующуюдеталь.
Проводящийпсиходиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком навыполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затемслужат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценки даются в баллах, вдесятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихсянепосредственным основанием для производства выводов об уровне психологическогоразвития ребенка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы потой причине, что априори, до получения достаточно большого опыта примененияметодик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешаетсяприбавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок)за наличие или, соответственно, отсутствия усердия со стороны ребенка впроцессе его работы над психодиагностическими заданиями.
Оценка результатов:
10 баллов – ребеноксправился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов – время поискаребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.
6-7 баллов – время поискавсех недостающих предметов заняло от 31 до 35 секунд
4-5 баллов — время поискавсех недостающих предметов заняло от 36 до 40 секунд
2-3 балла — время поискавсех недостающих предметов заняло от 41 до 45 секунд.
0-1 балл – время поискавсех недостающих деталей в целом больше чем 45 секунд
Цель методики: определение уровня развитиявосприятия.
Экспериментальныйматериал: сериярисунков, представленных ниже, секундомер, бланк для занесения результатов.
2.2 Результаты четырехэтапов исследования
На первом этапеисследования проводилась диагностика агрессивности ребенка дошкольного возрастаиз полных и неполных семей при помощи анкеты «Критерии агрессивности ребенка»Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
В исследованиипринимало участие 23 ребенка 6-7 лет дошкольного возраста: 12 из неполных семейи 11 из полных семей.
Полученные результатыпо данной методике у детей дошкольного возврата из неполных семей приведеныниже:
1. Ананьева Саша –11 баллов
2. Белоусова Наташа – 8баллов
3. Ежова Таня – 16баллов
4. Журавлев Дима –17 баллов
5. Клевачева Лена –7 баллов
6. Козлов Андрей –15 баллов
7. Морозов Алеша –15 баллов
8. Насонкина Маша –7 баллов
9. Сидорова Оксана –7 баллов
10. Степнова Люба – 6баллов
11. Федоров Степан –6 баллов
12. Яковлев Семен – 7баллов
Средний балл равен10,2.
Полученные результаты по данной методике у детей дошкольноговозврата из полных семей приведены ниже:
1. Власов Вадим – 7баллов
2. Егорова Люба – 7баллов
3. Ковалев Кирилл –7 баллов
4. Камкова Люда – 6баллов
5. Киселева Наташа –5 баллов
6. Курятов Алеша — 1балл
7. Миронов Егор – 5баллов
8. Никифорова Нина - 4 балла
9. Петров Саша – 3балла
10. Соловьев Коля – 3балла
11. Щербаков Алеша –1 балл
Средний балл равен 4,5.
Мы удостоверились, чтопоказатели у детей из неполных семей выше от показателей у детей из полныхсемей. На графиках из Приложения № 3 мы увидим, что у детей дошкольноговозраста из неполных семей наблюдаются высокие показатели уровня агрессивности.
На втором этапе мыисследовали тревожность с помощью теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В.Амена.
Результаты по даннойметодике приведены ниже.
Для детей дошкольноговозраста из неполных семей:
1. Ананьева Саш –42%
2. Белоусова Наташа– 50%
3. Ежова Таня – 64%
4. Журавлев Дима –57%
5. Козлов Андрей –71%
6. Клевачева Лена –64%
7. Морозов Алеша — 78%
8. Насонкина Маша –64%
9. Сидорова Оксана –57%
10. Степнова Люба –42%
11. Федоров Степан –28%
12. Яковлев Семен –28%
Средний процент равен54.
Для детей дошкольноговозраста из полных семей:
1. Власов Вадим — 14%
2. Егорова Люба –21%
3. Козлов Андрей –28%
4. Ковалев Кирилл –35%
5. Камкова Люда –28%
6. Киселева Наташа –14%
7. Миронов Егор –42%
8. Никифорова Нина –50%
9. Петров Саша – 28%
10. Соловьев Коля –14%
11. Щербаков Алеша –21%
Средний процент равен27.
Результаты показывают,что уровень тревожности в неполных семьях намного выше, чем у детей из полныхсемей.
На графиках из Приложения№ 4 мы можем это увидеть.
На третьем этапе мыисследовали такие симптомокомплексы, как незащищенность, тревожность, недовериек себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность и фрустация,трудности общения, депрессивность с помощью методики «Дом. Дерево. Человек»С.В. Велиевой.
Результаты по среднимбаллам по этой методике в каждой из групп приведены ниже.
У детей дошкольноговозраста из неполных семей:
1. Незащищенность –8,8 балла
2. Тревожность – 15баллов
3. Недоверие к себе– 0,9 балла
4. Чувствополноценности – 0,5 балла
5. Враждебность –4,3
6. Конфликтность ифрустация – 1,8
7. Трудности общения– 2,9
8. Депрессивность –0
У детей дошкольного возраста изполных семей:
1. Незащищенность –5,4 балла
2. Тревожность – 5баллов
3. Недоверие к себе– 0,5 балла
4. Чувствополноценности – 0,9 балла
5. Враждебность –2,7
6. Конфликтность ифрустация – 1,7
7. Трудности общения– 1,6
8. Депрессивность –0/>/>/>Результаты по среднимбаллам нанесены на графике в Приложении №5, для более подробного рассмотрениямы берем тот симптомокомплекс, где самая высокая разница, в нашем случае этотревожность./>/>/>На четвертом этапе мыисследовали развитие восприятия у детей дошкольного возраста в полных и неполныхсемьях с помощью методики «Чего не хватает на этих рисунках» Р.С. Немова.Результаты по каждой из групп приведены ниже. />/>/>Для детей дошкольноговозраста из неполных семей:
1. Ананьева Саша – 5баллов
2. Белоусова Наташа– 9 баллов
3. Ежова Таня – 7баллов
4. Журавлев Дима – 5баллов
5. Козлов Андрей – 3балла
6. Клевачева Лена –8 баллов
7. Морозов Алеша – 5баллов
8. Насонкина Маша –9 баллов
9. Сидорова Оксана –7 баллов
10. Степнова Люба –8 баллов
11. Федоров Степан –5 баллов
12. Яковлев Семен – 3балла
Средний балл дляданной группы равен – 6,1 балла
Для детей дошкольноговозврата из полных семей:
1. Власов Вадим – 10баллов
2. Егорова Люба – 9баллов
3. Ковалев Кирилл –7 баллов
4. Камкова Люда – 5баллов
5. Киселева Наташа –10 баллов
6. Курятов Алеша — 7балл
7. Миронов Егор – 5баллов
8. Никифорова Нина - 9 балла
9. Петров Саша – 7балла
10. Соловьев Коля – 7балла
11. Щербаков Алеша –9 баллов
Средний балл равен –7,7.
2.3 Анализ полученныхданных
Одной из задач нашегоисследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У насимелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек.
Для математическогоанализа нами был выбран Q –критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется дляоценки различий между двумя выбоками по уровню какого-либо признака,количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11испытуемых.
С помощью Q –критерия Розенбаума мы исследовалиразличия уровней агрессивности в двух наших группах. Различия в баллах по этойшкале у двух групп соответствовало 5,7. В результате математической обработкиразличия по данной шкале попали в область значимости, где Q= 11 (чем выше значение Q, тем достоверность различий выше),при p >0,01. Таким образом, такимобразом, наш выбор разделения испытуемых на группу детей из неполных и полныхсемей становится математически обоснованным.
Анализ результатовисследования тревожности с помощью методики «Тест тревожности» Р. Тэммла, М.Дорки, В. Амена показал, что уровень тревожности у детей дошкольного возрастаиз неполных семей равен 54%, а у детей дошкольного возраста из полных семейравен 27%. С помощью математического анализа и Q –критерия Розенбаума мы исследовали различия у наших групп,они попали в зону значимости, Q= 12,при p >0,01.
Для третьей и четвертойметодики нами был выбран U –критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумявыборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Позволяетвыявлять различия между малыми выборками.
С помощью U- критерия Манна-Уитни мы исследовалиодин из симпотомокомплексов – тревожность у детей дошкольного возраста в полныхи неполных семьях. Различие в баллах по этой шкале у двух групп соответствовало10. В результате математической обработки различия по данной шкале попали вобласть значимости, где U= 1,5(чем меньше значение U, темдостоверность различий выше), при p
Далее мы исследовалиразличия уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста из неполных иполных семей. Математический анализ с помощью U – критерия Манна-Уитни показал, что различия между нашимигруппами по данному критерию попадают в область не значимости, где U= 39 при p>0,05. Это позволяет сделать вывод, что тенденциявзаимообусловленности уровня развития восприятия не прослеживается. В целом подвум группам, уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста внеполных и полных семьях ненамного отличается. 2.4Выводы исследования
Проанализироваврезультаты нашего исследования, мы делаем следующие выводы:
Дети дошкольного возрастаиз неполных семей более агрессивны, чем дети из полных семей. Они имеютследующие личностные особенности: нападают на остальных детей, обзывает их ибьет, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой»всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокостьи безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских, отношений ивселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым инужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он иищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.
Дети дошкольного возрастаиз неполных семей более тревожны, чем дети из полных семей. Портрет тревожногоребенка: он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почтибеззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется,что он ожидает каких-либо неприятностей. Дети чувствуют себя беспомощными,опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У нихвысокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок,такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые,неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Таким образом, врезультате нашего исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаемнашу гипотезу:
Дети дошкольного возрастаиз неполных детей более агрессивны, тревожны, чем дети из полных семей.
Нами не подтвердиласьгипотеза об уровне развития восприятия у детей дошкольного возраста, уровеньразвития восприятия у детей приблизительно одинаков, разница несущественная.
Глава3. Практические рекомендации
1. Ребенку следуетобъяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его пониманияформе. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила:
Ø никого необвинять;
Ø заверить, чтоушедший из семьи родитель любит его;
Ø показать, что такбывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так как есть.
2. Постараться не менятьместо жительства, потому что ребенок теперь сильнее, чем когда-либо, нуждаетсяв сохранении старых дружеских связей.
3. При вынужденнойперемене места жительства нельзя одновременно забирать ребенка из его детскогосада или школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей — отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить этоощущение.
4. Помогать ребенкувзрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, впротивном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость отоставшегося с ним взрослого.
5. Постараться как можнопроще разрешать возможные разногласия с прародителями (собственными отцом иматерью) по поводу воспитания ребенка Возможно, они предложат свою помощь, иодинокому родителю придется принимать ее гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждыйконфликт с ними будет вредить ребенку, будет рождать и поддерживать в немнеуверенность, а самого родителя выводить из себя.
6. Если ребенок немаленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и скакими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семьеродитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.
7. По возможности следуетобеспечить ребенку наблюдение психолога.
8. И все же самоеглавное, что может сделать одинокий родитель, — это по возможности обрестисобственную семью, заменить недостающего родителя.
Родителям неполной семьипредстоит придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:
Ø не заниматьсявоспитанием в плохом настроении;
Ø понять, чего выхотите от ребенка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает;
Ø предоставитьребенку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг. Неподменять воспитание опекой;
Ø не подсказыватьготовое решение — подсказывать, если необходимо, пути к решению и время отвремени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;
Ø непременнохвалить ребенка за успех;
Ø научить ребенкасамому оценивать свои достижения и гордиться ими;
Ø если ребеноксовершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобыребенок смог осознать услышанное;
Ø оценив проступок,следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы онпочувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родительуверен, что все у дитя будет в порядке;
Ø с ребенком нужнобыть добрым и последовательным, в меру строгим;
Ø в случаевозникновения трудностей в воспитании, а лучше — для их профилактики — следуетобратиться за помощью к психологу.
Заключение
На протяжении всегодетства семья для ребенка играет важную роль в развитии личности. Как будетвести себя ребенок, во многом зависит от того, в каком эмоциональном состояниинаходится он сейчас, нравится ли ему то, что ему предлагают делать.
Кроме того, следуетпомнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое влияние навсю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряднавыков и т. д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления.
Без прочных чувств, безправильно воспитанных эмоций все приобретенное остается лишь балластом,«мертвым капиталом».
Существенным фактором,дисциплинирующим и активизирующим работу нервной системы ребенка, является егособственная активность, его деятельность. Деятельность, как известно, являетсяпотребностью всякого растущего детского организма и необходимым условием егофизического и психического развития.
Нередко, взрослыеудивляются тому, как мог ребенок бурно, буквально трагически, отреагировать напотерю своей игрушки и остаться равнодушным к действительно горестным событиям,таким, как тяжелая болезнь родного человека. Это объясняется тем, что жизненныйопыт ребенка очень мал, многого он еще не понимает, а значимость явлений длянего определяется нередко простой яркостью и связью их с самым для негоэмоциональным занятием — игрой.
Для младшего дошкольникавсе еще свойственна неустойчивость чувств, быстрая смена настроений. Так, малышслезно просил у матери дать ему новые цветные карандаши, и, пока мать ихискала, он, увидев мишку, пошел с ним «гулять», забыв о своей просьбе.
Эмоции старшихдошкольников в сравнении с младшими отличаются большей устойчивостью. Изменитьих эмоциональные состояния не так легко. Раз возникшее чувство удерживаетсяпродолжительное время.
Чтобы вызватьположительные эмоции у младших дошкольников, как правило, достаточно создать туили иную красочную, внешне яркую обстановку. Опираясь на вызванные такимобразом чувства, можно успешно действовать на ребенка. Для того чтобы вызватьположительные эмоции у старших дошкольников, бывает недостаточно яркостиобстановки; в этом случае важно содержание, значимость воздействующихраздражителей. Это существенное усложнение личностного состояния ребенка,которое необходимо учитывать родителям при использовании эмоции как сильнейшегофактора, влияющего на поведение ребенка.
Однако само понятие«красивое» у детей часто отличается своеобразием. Им часто нравится яркоесочетание красок, нередко изображающее предмет в нереалистическом виде.
Итак, своеобразенэмоциональный мир у нашего дошкольника. Он, конечно, более упрощен, чем наш, нозато он ярче, контрастнее, более «ненасытный», все впитывающий в себя детскиймир.
В результате проведенногоисследования эмоционально сферы ребенка нами были сделаны следующие выводы:
В данной работе быларассмотрена специфика эмоций и чувств у детей дошкольного возраста в полных инеполных семьях.
В результате экспериментальногоисследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенностивлияния эмоциональной сферы детей на их общение со сверстниками и взрослыми.
Особенностью личностнойсферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость,которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Своипереживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребеноквыражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его личностнойсферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития личности.
Сравнительноеисследование личностной сферы детей дошкольников из неполных семей, доказалогипотезу о том, что отрицательные эмоции как одна из распространенных формотклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальныхпсихологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности идругих отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на всестороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками ивзрослыми. При всем этом, личность ребенка развивается. Своеобразно развиваетсяи его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранныефункции и возможности ребенка из неполной семьи и зная специфику, особенности,своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу поустранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет игратьважную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопросасоциально трудовой адаптации в его дальнейшем.
Списоклитературы
1. Астапов В.Н.Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал,1992. Т.13 №5.
2. Абрамова Г.С.Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.
3. Балакирев В.П.Отрицательные переживания у детей. — М., 1996.
4. Бернс. РазвитиеЯ-концепции и воспитание. –М., 1990.
5. Бодалев А.А.Личность и общение. — М., 1989.
6. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.
7. Бурбо Л.Отношения родитель — ребенок. — Киев, 2002.
8. Брайн Ш. Тестыдля детей. — Тюмень, 1996.
9. Бреслав Г.М.Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
10. Бычкова С.С.Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. — М.:Аркти, 2003.
11. Божович Л.И.Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.
12. Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты. — М., 2002.
13. Вердербер Р.Психология общения. — СПб., 2003.
14. Вроно Е. Пойми своегоребенка. — М., 2002.
15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
16. Венгер А. Л.К проблеме опосредствованияэмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности.Симферополь, 1983.
17. Выготский Л.С.Педагогическая психология. –М., 1991.
18. Гарбузов В.И.Практическая психотерапия. СПб., 1994.
19. Джемс В.Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340
20. Запорожец А.В.Принцип развития в психологии. М., 1978.
21. Захаров А.И.Неврозы у детей. СПб., 1996.
22. Изард К. Эмоциичеловека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительнаястатья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980г.
23. Йемов Р.С.Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2.Психология образования. М., 1994.
24. Кон И.С. Ребеноки общество. — М., 1998.
25. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.
26. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997.
27. Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. М., 1983.
28. Краткийпсихологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского.-М., с.195
29. Клюева Н. В.Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярноепособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240с., ил.
30. Кряжева Н. Л.Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей ипедагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
31. Левис Ш. Ребеноки стресс. — М., 1997.
32. Немов Р. С.Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1Общие основы психологии- 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
33. Немов Р. С.Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. –кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование сэлементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС,1998. – 632 с.
34. Овчарова Р.Ф.Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
35. Общая психология:учеб. пособ. — М., 1981. — 317 с.
36. Осипова А.А.Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московскийпсихолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.
37. Оклендер В. Окнав мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. М., 1997.
38. Прихожан A.M.Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект):Дис.… д-ра психол. наук. М., 1996.
39. Практикум повозрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. учеб. заведений/Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательскийцентр «Академия», 1998. – 160 с.
40. Практическаяпсихология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук,профессора С. В. Кондратьевой. — Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г.-212с.
41. Психологияэмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрсйтер. — М.: Изд-воМоск. ун-та, 1984.—288 с.
42. Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г.
43. Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.
С. 179-212.
44. Психолог вдетском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практическойдеятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
45. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2:
46. Романов А.А.Альбом с игровыми упражнениями для дошкольников. М., 1993.
47. Степанов С. С.Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. — Москва:Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.
48. Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1957.
49. Чиркова Т. И.Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов испециалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество Росии, 1998.-255
50. Экспериментальнаяпсихология. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975. С.133–142 (ссокращ.)
Приложение№1.
Алгоритм подсчетакритерия QРозенбаума.
1. Проверить, выполняются ли ограничения:
2. Упорядочитьзначения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считатьвыборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 –ту, где значения предположительно ниже.
3. Определить самоевысокое (максимальное) значение в выборке 2.
4. Подсчитатьколичество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке2. Обозначить полученную величину как S1.
5. Определить самоенизкое (минимальное) значение в выборке 1.
6. Подсчитатьколичество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения выборки 1.Обозначить полученную величину как S2.
7. Подсчитатьэмпирическое значение Q поформуле: Q=S1+S2
8. По. Табл. 1 Приложения1 определить критические значения Q для данных n1 и n2. Если Qэмп. равно Q0,05или превышает его, Hо отвергается.
9. При n1,n2 >23 сопоставить полученное эмпирическое значение с Qкр.=7 (p
Приложение №2.
Алгоритм подсчета критерия UМанна-Уитни.
1. Перенести вседанные испытуемых на индивидуальные карточки.
2. Пометить карточкииспытуемых выборрки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2– другим, например, синим.
3. Разложить всекарточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь, к какойвыборке они относятся, как если бы мы работали с одной большой выборкой.
4. Проранжироватьзначения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего ранговполучится столько, сколько у нас (n1+n2).
5. Вновь разложитькарточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные в одинряд, синие — в другой.
6. Подсчитать суммурангов отдельно на красных карточках (выборка 1) и на синих карточках (выборка2). Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.
7. Определитьбольшую из двух ранговых сумм.
8. Определитьзначение U по формуле:
nx* (nx+1)
U= (n1+n2)+ --------------- — Tx
2
Где n1-количество испытуемых в выборке 1;
n2- количество испытуемых в выборке 2;
Tx- большая из двух ранговых сумм;
nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
9. Определитькритические значения U потабл. 2 Приложения 1.
Если Uэмп.> Uкр 0,05, Hо принимается. Если Uэмп
Приложение№3
/>
/>
/>