Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

Санкт-ПетербургскийУниверситет МВД РФ
Курсоваяработа
На тему:психологические особенности деятельности психологической службы по исправлениюосужденных
Выполнил:курсант 5 факультета
4 курса541уч. взвода
Рядовоймилиции
Шукшина Е.Д.
Санкт-Петербург
2007

Содержание
 
1.        Введение
2.        Глава1.психологические аспекты проблемы наказания и исправления
           осужденных
3.        Глава 2.Особенности деятельности психологической службы: задачи,  
           функции и основныенаправления
2.1. Деятельностьпсихологической службы с персоналом УИС
2.2. Гуманность ипрофессиональная компетентность
2.3. Этикапенитенциарного психолога
2.4. Изучение личностиосужденного
4.        Заключение
5.        Литература
6.         Приложение

Введение
Современнаяуголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и усилениевоспитательных мер воздействия на осужденных, создание гуманной среды отбываниянаказания. В этой связи важная роль в реформировании уголовно-исполнительнойсистемы возлагается на психологическую службу.
Главная задача специалистовданной службы – повышение эффективности исправительного воздействия наосужденных, оказание им психологической помощи, рациональное использованиечеловеческого фактора при работе с персоналом, оптимизация отношений междуосужденными и личным составом.
Воздействие на осужденныхбез учета их индивидуальных социально-психологических особенностей порождаетконфликтные ситуации, усиливает отрицательное влияние криминогенных факторов наличность в местах лишения свободы. Изучать личность осужденного необходимо вцелях профилактики правонарушений. Зная прошлое и настоящее лиц, отбывающихнаказание в местах лишения свободы, анализируя их отношение к наказанию,режиму, трудовой деятельности, к окружающим людям, мы можем прогнозироватьповедение осужденного, как во время отбывания наказания, так и послеосвобождения.
Первые должностипсихологов в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) начали вводиться еще в70-е годы в воспитательных колониях, так как появилась необходимость вобъективном профессиональном изучении личностных особенностейнесовершеннолетних правонарушителей, в разработке программ и методикдифференцированного воспитательного воздействия. Однако этап наибольшегоразвития психологической службы начался с конца 90-х годов. Он совпадает спередачей УИС из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции.
Психологическоеобеспечение работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми,  включает: изучение осужденных в следственномизоляторе и карантине исправительных учреждений, разработку рекомендаций поиндивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц с психическимиотклонениями, склонностью к суициду, членовредительству, проведениепсихокоррекционных и психопрофилактических мероприятий. Проводитсяпсихологическая диагностика осужденных при представлении их кусловно-досрочному освобождению, при переводе в колонию-поселение, припредоставлении права передвижения без конвоя. В колониях проводитсяпсихологическая подготовка осужденных к освобождению. Сотрудникипсихологической службы всегда готовы оказать экстренную психологическую помощьосужденным при различных инцидентах. Благодаря работе психологической службызначительно улучшился психологический климат среди осужденных, уменьшилоськоличество конфликтов, нарушений дисциплины.
Психологи подразделенийрешают, прежде всего, практические задачи, их деятельность отличается высокимуровнем новизны, используемые психотехнологии носят наукоемкий характер. Однакоиспользуемые методы работы часто не стандартизированы и не адаптированы к условиямпенитенциарных учреждений. Основная масса специалистов в силу своейзагруженности решением текущих задач не в состоянии сочетать научную ипрактическую деятельность. Их исследования носят разрозненный характер и ихтрудно объединить в единую систему.
В настоящее время психологи углубленно изучаютпсихологические особенности следующих категорий осужденных: вновь прибывших вИУ (в карантине), освобождающихся условно-досрочно, находящихся в местахлишения свободы более 5 и более 10 лет.
Психологическая служба  УИСдает возможность расширить наши представления о психологических особенностяхотдельных категорий осужденных, способах и особенностях работы с ними,позволяют повысить надежность использования диагностического материала,правильного подбора психокоррекционных мер воздействия. Надеемся, эти материалыбудут полезны не только психологам, но и сотрудникам других служб УИС –начальникам отрядов, оперативным работникам, всем, кто осуществляетиндивидуально-воспитательную и профилактическую работу с осужденными.

Глава1.психологические аспекты проблемы наказания и
исправленияосужденных.
В правой доктриненаказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившемпреступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленныхзаконом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующаяцели исправления и перевоспитания осужденных, предупреждения совершения новыхпреступлений как осужденными, так и другими лицами и способствующая искоренениюпреступления.
Исправить иперевоспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную егоперестройку, изменить его личностную направленность, сформировать новыйсоциально адаптированный стиль его жизнедеятельности.
Но возможно ли достижениеэтих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем болееисправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то женаказание по – разному действует на разных людей.
Исправление провинившейсяличности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этогонеобходимо покаяние – самоснятие вины преступником посредством ее признания ичистосердечного самоосуждения – раскаяния.
Исправить провинившуюсяличность – значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу еестыда и совести нарушенную социальную ценность.
Пенитенциарноевоздействие – воздействие духовное. Личность может самоизменяться толькоизнутри. Внешние же побуждения – лишь условие для принятия ею своих решений.
В силу определенныхсоциально – исторических условий наше общество стало криминализироваться.Социальная дестабилизация отразилась и на деятельности тюрьмы. Исправительныеучреждения (ИУ) перестали решать свою основную задачу – оторвать преступника отусловий его криминализации, разрушить преступные связи и установки,сформировать у осужденного систему социально – положительных связей.
Более того, развращающеевлияние криминализированной среды здесь не только не преодолевается, но иполучает дополнительные стимулы: скученность, бесконтрольность досуга,неискореняемое господство преступной субкультуры, принуждение среды касоциальному поведению, тюремные обычаи и традиции – все это в большинствеслучаев превалирует над требованиями администрации ИУ.
«Работа делает человекахорошим» — таков простой тоталитарный принцип всей деятельности нашейисправительно – трудовой системы.
Как отмечаютисследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личностиосужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того,они чуждаются доверительных отношений с осужденными. Сокровенное его души,интимных переживаний им неведомо. Идет невидимая война между администрацией ИУи осужденными.
Для того чтобысовременное ИУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должныбыть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщениепсихолого – педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуалцерковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), системарелигиозного душеизлечения.
В качестве общихнаправлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: психологическая диагностикаличностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов егообщей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;разработка долгосрочной программы индивидуально-личностнойпсихолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации; осуществлениенеобходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий;всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация еесоциально положительной психической активности, формированиесоциально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания наоснове восстановления социально-положительных ценностных ориентаций; разработкаи внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация; организациясоциально-положительной микросреды на основе положительных созидательныхинтересов, создание условий для нравственного самопроявления личностивовнутрегрупповых межличностных отношениях; широкое использование методапоощрений социально адаптированного поведения.

Глава 2. Особенностидеятельности психологической службы:
задачи, функции иосновные направления.
 Руководствуясьинструкциейпо организации деятельности психологической службыуголовно-исполнительной системы можно сказать, что психологическая службаУИС – это централизованно управляемая организационная система, состоящая изструктурных подразделений и должностей специалистов (психологов),осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечениюдеятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виделишения свободы, следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовныенаказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, а также специальныхподразделений по конвоированию, отделов специального назначения территориальныхорганов УИС и образовательных учреждений, подведомственных ФСИН России.
 Делопроизводствопсихологической службы ведется в порядке, установленном нормативными правовымиактами Министерства юстиции Российской Федерации, а также актами ФСИН России.
2.1. Деятельностьпсихологической службы с персоналом УИС
Деятельностьпсихологической службы направлена на организацию и осуществлениепсихологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляциейот общества[1], а также психологическогообеспечения деятельности персонала УИС.
В массовом сознаниибытует расхожее мнение о том, что в УИС работают люди садистскими наклонностями,высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Этот стереотип чащевсего формируется на основе целенаправленного искажения событий в СМИ, влиянияряда детективных произведений, фильмов, взявших на себя роль трансформаторамассового пенитенциарного опыта, отдельных ситуаций, связанных с нарушениемзаконности.
И хотя специальнопроведенное исследование(Б.Г. Бовин, 1993) установило, что в целом усредненныйличностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно неотличается от профилей личности работников других правоохранительных органов,общественный резонанс привел к необходимости изучение причин нарушенийзаконности в местах лишения свободы пенитенциарными психологами и педагогами (М.Г.Дебольский, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев и др.).
Было, в частности,выявлено, что причинами противоправных действий сотрудников ИУ служат:
·         Несоответствиеличностных качеств требованием профессиональной деятельности;
·         Слабыйпрофессионализм;
·         Эмоциональноенесдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.);
·         Влияниементалитета, выработанного в тоталитарном государстве;
·         Слабаяматериальная обеспеченность сотрудников;
·         Профессиональнаядеформация персонала.
          Последнийфеномен заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональнойдеформации, то имеют в виду изменения и нарушения в личности сотрудников,вызванные специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющее на ееосуществление, результат взаимовлияния специфики служебной деятельности иличностных характеристик.
          Деформирующеевлияние на личность сотрудников ИУ оказывают, прежде всего, следующие факторы:
·         Закрытость исправительныхучреждений;
·         Идентификациясотрудниками себя с властью, а осужденных – с «невольниками»;
·         Тесный контакт скриминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительныхучреждениях;
·         Высокаяхроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной спостоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденныхи высоким уровнем эмоциональности в общении.
Рукоприкладство,грубость, применение спецсредств без необходимости – это крайние формыпроявления профессиональной деформации. Исследования, проведенные учеными ВНИИМВД России, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений,имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, которымсвойственны агрессивность, чем среди молодых сотрудников. Наглядный механизмформирования профессиональной деформации описан в работе «Эксперимент смоделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль(«надзиратель») меняет психологию и поведение человека. Таким образом, профессиональнаядеформация-это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявлениероссийского менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.
Подтверждением сказанногослужит широко известный эксперимент американского психолога С. Милграма(1965год).
Оценивая итогиэксперимента С. Милграм пришел к следующему выводу:
«Если бы в США быласоздана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал дляэтих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величин»..
В целом экспериментпоказал, что даже в полнее благопристойные люди, когда им доверяют общественнозначимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимаяперсональную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлениюнеоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними социальнойзадачи.
Отмечая реальностьдействия в исправительных учреждениях данного механизма деформации персонала,Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что
Надзиратель тюрьмы –такая же жертва системы, как и заключенный.
Однако какими бы сложнымини были ситуации, как бы ни  «давили» на человека внешние условия, он всегдадолжен сам принимать решения и нести за них ответственность.
В качестве мерпрофилактики профессиональной деформации личности могут выступать:
1.       профессиональныйотбор и профессиональная ориентация сотрудников ИУ;
2.       созданиекомпенсирующих условий для расширения социальных связей;
3.       созданиеблагоприятного морально-психологического климата в коллективе;
4.       обеспечение надлежащейсистемы контроля за деятельностью сотрудников;
5.       созданиекабинетов психологической подготовки
6.       формированияпрофессионального иммунитета на основе социально-психологического тренинга ипр.
 
2.2. Гуманность и профессиональнаякомпетентность
психологической службы в УИС
Реформированиеуголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России происходит на фонеглубоких социально-экономических изменений в стране. Эти изменения затронули инравственно-психологическую атмосферу общества, что привело к деформацииличностных качеств наших граждан, в том числе и тех, кто отбывает наказание вместах лишения свободы.
Очевидно, чтоэффективность проведения реформы основывается на осуществлении постоянногоучета происходящих в обществе перемен, изучении и прогнозировании основныхтенденций развития системы, анализе демографической, уголовно-правовой ипсихологической характеристик осужденных.
Гуманизация уголовной иуголовно-исполнительной политики государства, изменение законодательства в этомнаправлении приводят, с одной стороны, к сокращению численности «тюремногонаселения», с другой – к ухудшению криминогенного состава осужденных,сосредоточению в местах лишения свободы лишь наиболее опасных преступников.
Особое внимание внастоящее время следует обратить на произошедшие за последние годы разрушениестарых стереотипов мышления людей и переосмысление нравственных ориентиров,изменение ценностных ориентаций, проявление нетерпимости, агрессивности,жестокости и других негативных качеств. Наряду с этим увеличивается доля лиц, направляемыхв исправительные учреждения (ИУ), имеющих низкий образовательный уровень, безтрудовых навыков, теряющих социально полезные связи. И это при том, что внастоящее время в ИУ сосредоточиваются, в основном, лица трудоспособного возраста.
Гуманное отношение к преступникампредполагает коренное изменение проводимой с ними работы на значительно болеевысокой профессиональной основе. Для этого необходимо глубокое знание личностиосужденного, ведущих мотивов его поведения. Иными словами, сотрудникам органови учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, необходимо иметьпредставление о том, какими качествами обладает современный осужденный, чтоименно подлежит психологической и педагогической коррекции в целях обеспечениязаконопослушного поведения. Сотрудники ИУ должны также представлять тесубъективные (личностные) факторы, которые мешают ресоциализации и приводят крецидивоопасному криминальному поведению.
 
2.3. Этикапенитенциарного психолога
При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормыпрофессиональной этики пенитенциарного психолога.
Что же такое«профессиональная этика», что является предметом ее изу­чения?Профессиональная этика изучает систему моральных норм, характер­ныхдля определенной профессии. Данные нормы складываются на основе ис­торическихтрадиций и особенностей определенной службы.
Термин «профессиональнаяэтика» обычно упот­ребляется по отношению к людям, объектомтруда которых является сам чело­век (педагоги, врачи, юристы, сотрудникиправоохранительных органов, со­трудникиуголовно-исполнительной системы). Особые нравственные требова­ния к этимпрофессиям и готовность выполнять их нередко выражаются в своеобразных нравственных кодексах.
По отношению к сотрудникууголовно-исполнительной системы таковы­ми являются Присяга сотрудника органоввнутренних дел Российской Федера­ции, «Кодекс чести рядового и начальствующегосостава органов внутренних дел Российской Федерации», гласящий: «ГражданинРоссийской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел,возлагает на себя ответственную обязанностьследовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честьюпредставителя государственной власти, соблюдать высоко­нравственные нормы поведения...».
Понятия «кодекс», «присяга» подчеркиваютобязательность следования нравственнымтребованиям сотрудниками данной профессии. Поэтому говорят, что профессиональная этика сотрудников УИСотличается своим деонтологическим, т.е. должным, обязательным дляисполнения характером (от древне­греческогодеон — нужное, должное, 1оgоs — понятие, учение).
Подчеркнем, что в отличие от другихпрофессий, особенностью деятель­ности сотрудников УИСявляется строгое следование нормативным докумен­там, предписывающимкруг служебных обязанностей в определенных ситуаци­ях, включая организациюнадзора за осужденными, порядок его осуществления, обязанности должностных лиц,порядок проведения обысков и досмотров, дей­ствия администрации и дежурной смены припроисшествиях и чрезвычайных обстоятельствах,вопросы взаимодействия с другими службами учреждения.
 Основные требования к профессиональной культуреи нравственности представителейпенитенциарных учреждений содержатся в КонституцииРоссийской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Рос­сийскойФедерации, Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»,Положении о службе в органах внутреннихдел, Присяге, Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Но ни один документ, ни одна инструкция не могутпредусмотреть все возможные ситуации,возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, а иногда единственноверного решения. Имен­но поэтомунаряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и уме­ниями немаловажная роль принадлежит здесьморальным качествам сотрудни­ка, егосовести. Следовательно, эффективная реализация служебных задач зависитне только от знания нормативной базы,профессиональной подготовленности, тре­бовательностируководителей, но, главное, — от уровня нравственности и общей культуры самих специалистов.
Из этого вытекает, что следовать профессиональнойэтике — это, с одной стороны, строго выполнять в своей деятельности предписаниямеждународных и российских нормативно-правовыхактов, т.е. следовать закону; и, с другой стороны, всегда и во всемпридерживаться общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, общепринятых норм морали.
 
2.4. Изучение личностиосужденного.
Сотрудникипсихологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают импсихологическую помощь. Участие  осужденных в мероприятиях, связанных соказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.
В пенитенциарной психологии СССР в 1960-х гг.категория «личность» была недостаточно теоретически разработанной. Психологипридерживались структурного подхода к пониманию личности, и личность понималаськак биосоциальное существо.  В 1980-90-е годы активное развитие получили идеиценностно-нормативного подхода к изучению личности преступника, разработанногоА.Р. Ратиновым (1980), а также эмпирический подход, основанный на использованиимногостороннего изучения личности (16-PF и MMPI), акцентуаций характера у осужденных(В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др.).Сегодня все более актуализируется разработка психодиагностических средств,используемых одновременно для диагноза и последующей коррекционной работы сосужденными, в том числе с лицами, имеющими психические аномалии (Л.С. Саблина,1997; Н.В. Васильева, 1998, И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова, 2001 и др.). В связис тем, что среди осужденных возросла доля лиц, имеющих длительные и пожизненныесроки наказания, причем обладающих аддиктивными зависимостями (наркомания,алкоголизм и др.), и ВИЧ-инфекцированных, актуализируется необходимостьпроведения со стороны пенитенциарных психологов соответствующихдифференциально-сравнительных и социально-психологических исследований.
Значительный вклад вразработку принципов и методики изучения личности и групп осужденных внесли:Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, А.Г. Ковалев, В.Ф.Пирожков, В.М. Поздняков,  К.К. Платонов, Е.А. Саблина, А.Н. Сухов, А.И.Ушатиков и др. Программы исследования включали две части: методологическую ипроцедурную. В качестве узловых оснований были обоснованы принципы: 1)активного и целеустремленного изучения; 2) сбора опосредованных психическихпроявлений личности и групп осужденных; 3) объективности; 4) динамичногоподхода к изучению; 5) принцип всесторонности; 6) единства процессов изучения икоррекции личности. В процедурном плане первоначальный этап психодиагностикисовпадал с периодом адаптации осужденного; второй этап — с основным этапомотбывания наказания; третий этап включал в себя анализ результатовисследования, их интерпретацию и обобщение.
В практике психологовпенитенциарных учреждений широко применялись программы изучения личности,разработанные К.К. Платоновым, И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым, В.Г. Деевым,Л.А. Высотиной, В.Д. Лутанским и другими. В их рамках для диагностики личностии среды осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы ианализ личного дела, контент-анализ документов, биографический метод, анализпродуктов деятельности, метод независимых характеристик, тесты. В последнеедесятилетие на репрезентативных выборках осужденных произведена стандартизацияразноплановых тестов: Айзенка, Спилберга, Кэттелла, MMPI, Розенцвейга, Люшера,ТАТ, Равена, Роршаха, Сонди, СЖО, Шмишека и др. (Ю.А. Алферов, Д.А. Арсентьев,И.Б. Бойко, В.П. Голубев, В.Г. Деев, Е.Н. Казакова, Т.В. Калашникова, В.Г.Козюля, А.И. Мокрецов, А.И. Папкин, В.Ф. Пирожков, Ю.В. Славинская, В.В.Яковлев). Опыт их применения показал необходимость использования комплексауказанных методик, а также разработанных пенитенциарными психологами рядаоригинальных методов: пространственно-знаковой социометрии (В.В. Пирожков,1993); метода социографического изучения неофициальной структуры осужденных(В.Н. Казанцев), метода контактных наблюдений (И.В. Шмаров, А.И. Мокрецов), анализа личных документов (М.Г. Дебольский) и др.
В рамках активноразвивающейся в УИС России психологической службы использование методовизучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях:а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогнозповедения отдельных  (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведенияосужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализацииисправительных воздействий.
Таким образом, личностьосужденного — ключевая область пенитенциарно-психологических исследований.
Одним из основныхвопросов, который встает при исследовании – чем отличается личность преступника(осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждаетконкретного человека совершать преступление.
Исходя из имеющегосяопыта исследований, нельзя утверждать, что преступное поведение являетсярезультатом только лишь негативного влияния среды, окружающего мира, а самчеловек ни при чем. То есть, внешние условия не напрямую порождают преступноеповедение.
Развиваясь, личность раноили поздно становится самостоятельным и активным фактором, который можетизбирательно реагировать на воздействия среды. То есть человек начинаетвыбирать или усваивать только те стимулы, которые в наибольшей степенисоответствуют его психологической природе. Человек как личность – это продуктне только средовых воздействий, но и результат собственного развития. Так, двачеловека, будучи воспитанными в одинаковых условиях, в одной социальной среде могутпроявлять себя в общении, поведении, способностях совершенно по-разному.
Таким образом, успешноепредупреждение преступлений возможно лишь при комплексном подходе к личностиосужденного. С одной стороны, именно личность является носителем причин совершенияпреступления, основным звеном всего механизма преступного поведения, с другойстороны, необходимо учитывать условия в которых эта личность развивалась,влияние конкретной ситуации[2].
Знание психологическихособенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия сними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогаетопределить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбратьоптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальныйподход к каждому осужденному.
Изучение личностиосужденного способствует профилактике нарушений со стороны отрицательнонастроенных осужденных, формированию положительной психологической атмосферы вколлективе осужденных, повышению эффективности деятельности самодеятельныхорганизаций.
Зная прошлое и настоящееосужденных, анализируя их отношение к совершенному преступлению, к наказанию,режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, к окружающим людям,психолог прогнозирует поведение осужденного как во время отбывания наказания,так и после освобождения.
В настоящее время исследованияв области пенитенциарной психологии идут в направлении типологизации и изученияотдельных категорий осужденных. В исправительных учреждениях представляетособый интерес изучение вновь прибывших в исправительное учреждение,освобождающихся условно-досрочно, имеющих право передвижения без конвоя,состоящих на профилактическом учете, перемещаемых на строгие или улучшенныеусловия содержания и др. Каждая из перечисленных групп требует особого вниманияи дифференцированного подхода.
Таким образом, еслиосновная цель изучения личности осужденного – подбор индивидуальных эффективныхметодов психологического воздействия, то основная миссия пенитенциарныхпсихологов – изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочныйкруг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере,снизить уровень отрицательного влияния криминальной среды на конкретногочеловека.
Основная цель, функциии задачи психологической службы
 Основной цельюдеятельности психологической службы является повышение эффективности исполнениянаказаний на основе использования достижений современной психологической наукии практики.
Структурные подразделенияпсихологической службы организуют и осуществляют свою деятельность всоответствии с задачами и функциями, стоящими перед психологической службой, наоснове планов, которые утверждаются в установленном порядке начальником органа(учреждения) УИС, в состав которого входит данное подразделение, либо егозаместителем, непосредственно курирующим данное направление работы.
Основные функциипсихологической службы
1. Диагностическая –заключается в постановке психологического диагноза и написании психологическогопортрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изученияличности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологическихособенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к «группеповышенного внимания» и требующих постановки на профилактический учетпсихолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудникови т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.
Реализуется посредствомприменения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучениедокументов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологическихалгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.
Диагностическиемероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологическихметодик, рекомендованных для использования в деятельности психологов(приложение № 1).
2. Консультативная –направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личныхпсихологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности дляпреодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации,саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологическихфакторов.
3. Психокоррекционная– заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установоки ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляциии самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения,коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости кнеблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическими конфликтным ситуациям).
В рамках данной функциипсихолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованиеминдивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологическиетренинги и др.)
4. Прогностическая ипсихопрофилактическая – состоит в прогнозировании индивидуального и групповогоповедения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации,своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоциональноговыгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляциейосужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудниковучреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми исемейными проблемами.
5. Просветительская– заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентностиперсонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивноесотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимымпсихологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использоватьинформацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространениинеобходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемыхи формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к егодеятельности.
Для обеспеченияреализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции,беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формыпропаганды психологических знаний.
6. Исследовательская– направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными инаучно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментовв области пенитенциарной психологии, изучение различныхсоциально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы,разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальныхобщностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработкуметодических рекомендаций по различным направлениям деятельностипсихологической службы.
Основныезадачи психологической службы:
1.        постановкапсихологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процессаисполнения уголовного наказания на основе изученияиндивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
2.        оказаниепсихологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации кусловиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций,оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению ипрофессиональному самоопределению;
3.        психологическаякоррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов вих среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятыхна хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений вместах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе,социальным нормам и ценностям;
4.        психологическоеобеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, атакже учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях,подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отборакандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятыхсотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультированиеперсонала;
5.        изучениесоциально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическаякоррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональнойдеформации сотрудников.
В настоящее время в связисо вступлением России в Совет Европы пенитенциарная система в нашей странедолжна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задачпервостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированнаясовременная пенитенциарная психология-наука о внутренних, психическихмеханизмах самоорганизации личности.

Заключение
Правильное восприятие наказаниеосужденным возможно только при возникновении «установки на раскаяние», котораяиграет роль фильтра на пути усвоения всех воспитательных воздействий. Поэтомудля эффективной психокоррекции чрезвычайно важно перестроить установкиосужденных по отношению к наказанию и преступлению.
Отношение к наказанию- главное личностное переживание осужденного. Это своеобразное кредо, характеризующая уровеньправового и нравственного сознания осужденного и опосредующее отношение к целями средствам исправления, ресоциализации, воспитательной работе,образовательному обучению и профессиональной подготовке.
Данный феномен отличаетсяподвижностью и динамичностью, что позволяет сотрудникам ИУ заниматься егоформированием. По данным исследования, проведенного в 2002 году, около 30%отбывающих наказания считают осуждение и наказание справедливыми, около45%-осуждение справедливом, но меру наказания слишком суровой, около 25%-и то идругое не справедливыми. Обычно к концу срока отбытия наказания число лиц,полностью отрицающих справедливость осуждения и наказания, сокращается.
Международный иотечественный опыт применения уголовного наказания свидетельствует о егоглубоком, разностороннем и зачастую нежелательным влияния на личностьосужденного. Психологи-пенитенциаристы (М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожков, Г.Ф.Хохряков и др.) отмечают следующее:
1.       в связи суголовным наказанием личность осужденного приобретает особое правовоеположение, заключающееся в ограничении ее прав, но, как известно, любыеограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению,активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.
2.       кроме того, вусловиях изоляции человек приобретает и специфические обязанности, в рамкахкоторых обычный для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовойхарактер, а их нарушение влечет правовые последствия.
3.       сам фактсоциальной изоляции носит для личности стигматизирующий характер: приобретаетсясоциальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается какакт клейальной защиты, и индивидуализации мер наказания по отношению к лицам,совершившим преступления. Все это потребует более серьезных и всестороннихпсихологических исследований по разработке и внедрению широкого спектрапсихолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллективосужденных. Перспективным является исправление правонарушителя через покаяние,примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной  перестройкиличности, ее ресоциализации и создание перспективы для социальной адаптации.
Несмотря на сложившиеся вцелом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашегогосударства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи вресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персоналприобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов,где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируютсямеханизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных,создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективыисправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создаетсяперспектива будущего. 
С введением в штаты ИУдолжности психолога возможность квалифицированного и углубленного изученияличности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибопсихологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеютфундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыкамипроведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемойсотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 г. психологами обследовано 587 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстветерриториальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но всреднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего72 % осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологическойслужбы в ряде территориальных органов УИС[3]. По мере увеличениячисленности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будетрешаться.

Литература
 
1.        Аминов И.И.Юридическая психология. М., 2007.  С. 349-353
2.        Васильев В.Л.Юридическая психология. СПб., 1991.
3.        Дебольский М.Г.Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедияюридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити – Дана,2003.
4.        Приложение кприказу Министерства юстиций РФ от «12» декабря 2005г. №238
5.        Обзор материаловВсероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомостиуголовно-исполнительной системы. – 2004. №5. С. 15–21
6.        Чуфаровский.Юридическая психология. М., 2006. С. 450-455.

Приложение №1
 
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
психологическихметодик, рекомендованных
для использования вдеятельности психологов
Основныепсихологические методики:
Автобиографический метод изучения личности осужденного(АМИЛ);
Комплексное исследованиеличности осужденного КИЛО (Громова Е.В.);
Минессотскиймногопрофильный личностный опросник (ММPI);
Калифорнийский личностныйопросник (CPI);
Многоуровневый личностныйопросник МЛО (Маклакова А.Г.);
Миссисипская шкалапосттравматического стресса (МШ);
Восьмицветовой тест М.Люшера;
Характерологическийличностный опросник ЕPI (Г. Айзенк);
Опросник ЕPQ(Г. Айзенк);
Личностный опросник FPI (Г. Айзенк);
Опросник Г. Айзенкаподростковый (для воспитательных колоний);
Личностный опросникагрессивности ВD (Басса-Дарки);
Шкала депрессивности Бека(ВDI);
Оценка нервно-психическогонапряжения НПН (Немчин Т.А.)
Методика многофакторногоисследования личности Кеттелла (16 РF);
Дифференциальныйдиагностический опросник (ДДО);
Методика диагностикитемперамента РТS(Я. Стреляу);
Опросник Шмишека(Леонгарда-Шмишека).
Дополнительныепсихологические методики:
Тест Томаса (по определению стиляповедения и предрасположенности к конфликтному поведению);
Опросник «Шкалаодиночества» Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фрюгсона;
Шкала склонности калкоголизму (МАС);
Экспресс-диагностикауровня тревожности Спилбергера;
Методика «Волевойсамоконтроль» Эйдмана (ВСК);
Методика «Уровеньсубъективного контроля» УСК (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);
Методика «Чертыхарактера и темперамент» (ЧХТ);
Тест «Самочувствие.Активность. Настроение» (САН);
Методика диагностикимежличностных отношений Т. Лири;
Метод измерениякоммуникативных и организаторских склонностей КОС (В.В. Синявский, Б.А.Федоришин);
Метод«Социометрия».
Проективные тесты:
метод рисуночнойфрустрации Розенцвейга; «Незаконченное предложение»; ТАТ; «Дом – дерево –человек» (ДДЧ); «Кинетический рисунок семьи»;«Несуществующее животное».

Приложение№ 2
НОРМАТИВЫ
на отдельные видыработ, выполняемых психологами
1. Нормативы временина выполнение отдельных видов работ с осужденными, подозреваемыми, обвиняемымии их родственниками

п/п
Основные виды работ, выполняемых психологами при работе со спецконтингентом
Затраты времени в часах Примечания
1
2
3
4 1. Экспресс-диагностика подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе; осужденных в карантине исправительного учреждения; подготовка на них краткого психологического портрета. 1,5 на одного человека 2. Углубленное изучение осужденных и написание характеристик на лиц, относящихся к «группе риска» или в связи с постановкой их на профилактический учет. 3,5 на одного человека 3. Изучение осужденных и написание характеристики в связи с решением вопросов об условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение, о предоставлении права передвижения без конвоя. 2,5 на одного человека 4. Изучение вновь прибывших осужденных и разработка индивидуальных программ их ресоциализации в воспитательных и исправительных колониях, имеющих центры психолого-педагогической и социальной работы. 4 на одного человека 5. Изучение социально-психологической обстановки в отряде, бригаде, учебной группе, камере, на производственном участке (до 30 чел.) и подготовка справки. 12 на одно обследование 6. Индивидуальное консультирование осужденных, обвиняемых, подозреваемых и их родственников. 1 на одного человека
1
2
3
4 7. Групповая психологическая диагностика осужденных. 1 на группу до 15 человек 8. Изучение социально-психологической обстановки в исправительном учреждении (на основе репрезентативной выборки). 30 на одно обследование в учреждении 9. Подготовка к проведению социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными. 1 на каждые два часа тренинга 10. Проведение социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными. по фактическим затратам, но не менее 2
группа до 15 человек,
на одно занятие 11. Подготовка к групповой беседе, лекции с осужденными 1 на каждый час беседы, лекции 12. Проведение психологической экспертизы по изучению причин травматизма, суицидов осужденных и подготовка заключения 4 на одну экспертизу 13. Социально-психологический анализ конфликтных ситуаций и участие в их разрешении 1,5 по необходимости 14. Индивидуальные психопрофилактические (психокоррекционные) мероприятия, беседы с осужденными, состоящими на профилактическом учете или нуждающимися в экстренной психологической помощи. 1,5 по необходимости

2. Нормативы временина выполнение отдельных видов работ с персоналом исправительных учреждений,следственных изоляторов и их родственниками
 

п/п
Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с персоналом
Затраты времени в час. Примечания
1
2
3
4 1. Первичное изучение личности кандидатов на службу. 1,5 на одного человека 2. Изучение кандидатов на службу, рекомендованных ЦПД, и разработка плана их социально-психологической адаптации. 1,0 на одного человека 3. Повторное психологическое обследование условно рекомендованных кандидатов на службу после завершения ими испытательного срока в качестве стажеров и составление заключения. 2,5 на одного человека 4. Консультирование сотрудников по профессионально-психологическим и личным вопросам. 1,0 на одного человека 5. Консультирование членов семей сотрудников. 1,5 на одного человека 6. Изучение социально-психологического климата в отделе, отделении, первичном коллективе (до 25 человек) и подготовка заключения. 8,0 на один коллектив 7. Изучение социально-психологического климата в самостоятельном подразделении (отделе специального назначения, исправительном учреждении и т.п.) и подготовка аналитической справки. 16,0 на одно подразделение 8. Психологическая диагностика сотрудников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (аттестация, включение в резерв кадров на выдвижение, направление в командировку на Северный Кавказ, выявление посттравматического стресса и др.). 2,0 на одного человека 9. Проведение психологической экспертизы и подготовка заключения в связи с изучением причин чрезвычайных происшествий среди персонала (суицидов, гибели сотрудников, нарушений законности и т.п.). 4,0 на одного человека 10. Подготовка к проведению социально-психологических тренингов (СПТ) с персоналом УИС. 1,5 на одно двухчасовое занятие 11. Проведение психопрофилактических и развивающих тренингов с различными категориями сотрудников УИС. 2,0 на одно групповое занятие 12. Подготовка к чтению лекций, проведению практических занятий в системе служебной и гуманитарной подготовки. 2,0 на одно занятие 13. Проведение группового тестирования в центре психофизиологической диагностики (ЦПД) одним специалистом. 4,0 на одну группу до 20 человек 14. Компьютерная обработка результатов группового тестирования в ЦПД. 0,25 на одного человека 15. Ручная обработка результатов группового тестирования в ЦПД. 0,5 на одного человека 16. Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы в ЦПД. 0,25-0,5 на одного человека 17. Индивидуальное собеседование в ЦПД (с учетом времени на проведение дополнительных тестов). 0,5-2,0 на одного человека 18. Анализ итогов индивидуального обследования, составление заключения и оформление необходимой документации экспертом-психологом ЦПД. 0,5-1,0 на одного человека 19. Ежедневная нагрузка на одного эксперта-психолога ЦПД.
не более
4-5 человек


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.