Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек

ХРИСТИАНСКИЙГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки5 курса гуманитарного факультета
 
ЛичакИрины Александровны

Предмет: «Возрастная психология»
 
Тема: «Психологические особенности возрастного развития
юношей идевушек (14-15 лет)»

защищена
 оценка
 
«______»_______2004г«_______»

Одесса-2004г.

Содержание
Введение
Личностное развитие юношей и девушек
в возрасте 14-15 лет
1.1. Биологические и психическиеособенности развития.
1.2. Социальные особенности развития
2. Межличностные отношения юношествав возрасте 14-15 лет
2.1. Взаимоотношения со сверстникамии взрослыми.
2.2.        Любовь и дружба
2.3.       3. Формированиеличности юношей и девушек.
2.4.       3.1. Формированиемировоззрения и становление
морального сознания
3.2. Жизненные планы ипрофессиональное самоопределение
Выводы
Литература.

ВВЕДЕНИЕ
 Психологическое развитиечеловека в течение жизни претерпевает ряд периодов, последовательные изменениякоторых необратимы и непредвиденны. Каждый период (возраст) – это своеобразнаястепень психологического развития, с присущими для него, относительно стойкими,качественными особенностями.
 Известно, что возрастныепсихологические особенности развития обусловлены конкретно-историческимиусловиями развития: наследственностью, полной мерой характера воспитания,особенностями деятельности и отношениями с другими людьми. Все это сказываетсяна специфике перехода от одного возрастного периода к другому.
 За критерии определенияосновных периодов индивидуального развития принято брать качественные исущественные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляютхарактерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являютсяпсихологические и социальные новообразования, которые выявляют ихсознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития наданном этапе.
 В отечественнойпсихологии основные периоды психологического развития подрастающего поколенияопределяют по психолого-педагогическим критериям, которые включают в себяхарактерную для каждого возраста социальную ситуацию. Это, прежде всего,содержание и формы обучения и воспитания, ведущая деятельность, в еесоотношении с другими видами деятельности, соответствующий ей уровень сознанияи самосознания личности.
 Такими периодамиявляются: ранний (от рождения до трех лет) возраст, младший школьный возраст(от семи до десяти лет), средний школьный, или подростковый (от десяти дотринадцати лет) и старший школьный возраст, или юношеский (от четырнадцати –пятнадцати лет и до достижения зрелости).
 Наиболее бурнымразвитием и перестройкой социальной активности знаменуется юношеский возраст(14-15 лет). Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности. Путьк зрелости только начинается, он богат драматическими переживаниями,трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формыповедения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые вдальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическоездоровье, общественную и личную зрелость.
 В этот период великароль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий незатрудняющих, а напротив, способствующих здоровому развитию личности.
 Юношеский возраст – этопора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становлениянравственности, обретение новой социальной позиции.
 Но в то же время, этотакже возраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-тостепени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных сомнений всебе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждениесобственного «Я».
Все вышеуказанныеособенности и проблемы требуют своего изучения, и правильного понимания,особенно в современном нестабильном мире, и это обусловливает актуальностьвыбранной темы работы. Здесь важно выделить еще одно обстоятельство. Многиеавторы, говоря о подростках, обычно характеризуют их общие типические черты ихфизического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальныхразличий. Так называемого среднестатистического подростка реально несуществует. Больше того, разговоры о подростках без учета того, мальчик он илидевочка, беспредметны.
Многогранностьбиологических и психологических особенностей юношества 14-15 не позволяет вполном объеме охарактеризовать все стороны этого этапа жизненного пути.
 Основная цель работы –охарактеризовать наиболее характерные возрастные психологические особенностиразвития подростков 14-15 лет, уделив при этом внимание различиям особенностейорганизма и личности юношей и девушек.
 Прежде чем приступить кхарактеристике психологических особенностей развития юношества данноговозраста, мы считаем необходимым, остановится на характеристике биологическогоразвития, свойственного данному возрастному периоду, и психологическихособенностях юношей и девушек 14-15 лет. Учитывая то большое влияние, котороеоказывает в этом возрасте на личность коллектив, один из разделов будетпосвящен межличностным отношениям молодых людей со сверстниками и взрослыми.
 В последнем разделе даннойработы будут рассмотрены проблемы формирования личности в возрасте 14-15 лет –формирование мировоззрения и морального сознания, а также складывающиеся в этомвозрасте профессиональное самоопределение и жизненные планы.
В ходе работыиспользована учебная литература таких известных авторов как Л. Выготский, Р.Немов, И. Кон, М. Заброцкий и др., а также статьи из периодических изданий.

1.   ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ЮНОШЕЙ ИДЕВУШЕК В ВОЗРАСТЕ 14-15 лет
 
Биологические ипсихологические особенности развития
 
 Юношеский возраст является переходнымглавным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст половогосозревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальныебиологические системы организма. Это так называемый «третий мир», которыйсуществует между детством и взрослостью.1 Биологически – это период завершенияфизического созревания. Однако, в этот период еще наблюдаются некоторыеспецифические, характерные для данного возраста особенности внешнего видаюношей и девушек.
 Начиная с 14-15 летнеговозраста у юношей и девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовиднойжелезы стимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников иполовых желез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков иформированию фигуры.
 Все процессы созреванияпротекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих вразличное время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затемувеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше удевочек) и лишь после этого – длина туловища.
 В этот период умальчиков начинает отчетливо контурироваться мускулатура спины и груди,формирующаяся по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлостьконтуров, свойственных раннему возрасту, уменьшается количество подкожногожирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса.
_________________
1 ЗаброцькийМ. Вікова психологія: Навч. Посібник.-К.,1998.-С.24.
 У девочек, наряду с ростом иразвитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерноувеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: умальчиков формируется брюшной, у девочек – брюшной тип дыхания.
 Подростковый период, какуже говорилось, отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к14-15 годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела. Мышечная сила достигаетнаивысшего уровня через год-полтора после достижения максимального роста, приэтом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослой женщины; уюношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годамона еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин.1
 Таким образом, ускорениетемпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков.
 У подростков в связи снеравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитиемкостей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений,известная неуклюжесть, угловатость, которые с возрастом постепенно проходят.
 Переходный возраст (вшироком понимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколькорезкими и всеобъемлющими оказываются перемены личности? Разные психическиекачества изменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительнопрежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивостиличности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, адругие – нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других — плавно, спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и отврожденных свойств организма.
_______________
1 Вмире подростка /Под ред. А. Бодалева.-М., 1982.-С.35.
 Биологическиеособенности поведения девушек в этом возрастном периоде, проявляются в меньшейподвижности и возбудимости, чем у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет,по сравнению с юношами менее склонны к болезням, они превосходят ребят ввербальных способностях, в восприятии цвета и его оттенков, они болеенаблюдательны.
 Юноши 14-15 лет нередко считают,что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытываютчувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстаютот девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-тоубедить.
 У ребят этого возраста ярче,чем у девушек выражена потребность в достижении своей мечты.
 Девушки рассматриваемоговозраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения назаучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалируетгибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки болеесентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньшеюношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки остреепереживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. Вэтот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке.
 Юноши начинают в этомвозрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развиваюти укрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.
 Если юношам этоговозрастного периода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иныхтребований, то для девушек более важным является близость этих требований кличному опыту, их эмоциональная окраска.
 Во взаимоотношениях сокружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие отних, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируютмалозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оцениваниясвоей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, анезаметно, понемногу завоевывая.
 Психологи отмечают, чтодевушки 14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однакопсихологические границы развития, их внутренней индивидуальности более узкие.Ведь юноши с ранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждутриска, преград, испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, которыйиногда не выходит за рамки семьи, или близкого им окружения.
 Особого внимания прихарактеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы.
 Вопрос об особенностяхэмоционального мира подростка и юноши, отмечает И. Кон,- имеет самостоятельноезначение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивностипереходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Но возникает вопрос, посравнению с кем эта реактивность кажется повышенной — по сравнению с ребенкомили со взрослым?1 Далее автор приводит данные исследований,проведенных болгарскими учеными, которые изучая возрастные срезы детей от 5 до17 лет, пришли к выводу, что наиболее возбудимый тип нервной деятельности чащевсего встречается у 5-ти летних. С возрастом процент возбудимых падает. Впубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков) долявозбудимых опять увеличивается, а после его окончания опять уменьшается.Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у девочек:их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение во многомсвязаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следуетэмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологическойзависимости, хотя
__________
1 КонИ.С. Психология старшеклассника.-М., 1989.-С.50.
 пубертатный возраст идля них труден. Практически все психологи мира считают наиболее труднымвозрастом эмоционального развития 12-14 лет. К 15 годам, как правило, уженачинает проходить подростковый синдром озабоченности своим телом и внешностью.Поэтому эмоциональные реакции и поведение юношества данного возрастного периодауже нельзя объяснить лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также иот социальных факторов и условий воспитания.
 Возраст 14-15 летхарактеризуется более высокой, по сравнению с подростковым, дифференцированностьюэмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а такжеповышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения, значительноболее устойчивы и осознаны, чем в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо болеешироким кругом социальных условий.
 При анализе поведениямальчиков и девочек следует учитывать различие в характере их психики идеятельности. Известно, что мальчики создают больше шума. Это не значит,однако, что у них больше нарушений по существу, поскольку нарушения у девочекболее «тихие». Отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытыйхарактер. Известно, что «трудные» мальчики в сравнении с «трудными» девочкамиболее шумливы, но «трудные» девочки зато значительно более «трудны».
 В возрасте 14-15 летсильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степенитревожности и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость,положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная стипом нервной системы. Уровень сознательного самоконтроля уже выше чем уподростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость,подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты каккапризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственныепоступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопрекией.
 Так называемыенемотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе небезпричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, неподдаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев,- следуетчетко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтностьпсихики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения.1
 В этот периодрасширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из кругадругих переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения.При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна кконтрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагическогок комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесносвязанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которыепозволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычныеассоциации.
 Заметно дифференцируютсяинтеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годамперерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводупреодоления трудностей.
 Развитие высших чувств,эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учетасамосознания личности.
 Становление самосознанияи устойчивого образа «Я» — это важнейший психологический процесс раннегоюношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес ксобственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний ифизический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта,центром которого является собственная личность, собственное личное «Я».
 Процесс открытия личного«Я» сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» несовпадает с внешним
1 ИсаевД., Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола.-Л., 1999.-С.168.
поведением, вследствиечего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность,недостаточная дифференцированность собственного «Я» в этом возрастеобусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует чем-либозаполнить, что в свою очередь порождает усиление потребности в общении иодновременно возрастает его избирательность. Представление о себе соотносится,прежде всего, с определенным групповым образом «Мы» (образ типичногопредставителя своего возраста и пола), но никогда с ним полностью не совпадает.Образ своего внутреннего «Я», как правило, более дифференцированный, и включаетв себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы».
 Юноши 14-15 лет в этотпериод считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими,нежели их сверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другогочеловека. Девушки же этого возраста приписывают себе меньшуюкоммуникабельность, зато подчеркивают черты искренности, справедливости,верности.1
 В сфере самосознаниясуществуют половые различия. В возрасте 14-15 лет девочки гораздо большемальчиков озабочены тем, что о них думают окружающие. Склонность девочек видетьсебя интроспективными и чувствительными подтверждается и сравнением личных дневниковюношей и девушек. Вести дневники девочки начинают раньше мальчиков и делают этогораздо чаще, и более систематически, чем мальчики и отличаются большейинтимностью. Это, как правило, описание своих чувств и переживаний, особеннолюбовных. Дневники мальчиков более разнообразны и предметны, в них ширеотражаются интеллектуальные увлечения и интересы их авторов, их практическаядеятельность. Эмоциональные переживания описываются юношами скупо и сдержанно.
 Немаловажным фактом вюношеском возрасте является самооценка.
1 КонИ.С. Психология ранней юности.-М., 1989.- С. 67.
 На формированиесамооценки влияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну изглавных ролей в развитии личности юношей и девушек, в их желании реализациисобственных способностей, установления контактов с окружающим миром, поэтомуформируется она только во время общения личности с другими людьми.
 Сам процесс оцениванияимеет разные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс дляуспешной деятельности – индивид заинтересован в объективном знании себя и своихкачеств, с другой, — самооценка часто служит средством психологической защиты:желание иметь положительный образ «Я» и нередко побуждает индивидапреувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки.
 В юношеском возрастесамооценки очень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Длявозраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего обликастереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. Приэтом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бываетзавышенным, нереалистичным.
 Девочки этого возрастаочень остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать своюполноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность ииногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к. девочки в этом возрастедействительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр.У мальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по ихмнению, рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, ихсмущает отсутствие волос на теле и т.д.
 Таким образом, посодержанию девичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку,поскольку не совпадают стереотипы «феминности» и «мускулинности». Посколькунаружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителямнеобходимо знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство,так как порождение у ребенка этого возраста уверенности в своейнепривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженномууровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическимпроблемам.
 В общем и целомадекватность самооценок с возрастом в основном повышается, особенно этокасается внешности, т.к. во-первых, человек привыкает к своей внешности,во-вторых, появляются другие критерии и эталоны в подходе к качествам личности,хотя эта тенденция и не является линейной. Так, например, юноша этого возрастаможет считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает егосамочувствия, так как он не придает этому большого значения. И наоборот: юношасчитает себя выдающимся физиком или математиком, но при этом его самоуважение ксебе крайне низкое, так как основывается не на интеллектуальных, а накоммуникабельных свойствах.
 Чем важнее для личностиоцениваемое свойство, тем вероятнее включения в процесс самооценки механизмовпсихологической защиты. По данным Я.Л. Коломинского, юноши и девушки,отвергаемые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, видетьсвое положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.1Завышенная оценка в этом возрасте, так же как и в подростковом, можетпривести к таким негативным качествам, как наглость, неприятие социальных формповедения, однако, как свидетельствуют многочисленные наблюдения иисследования, для юношей и девушек 14-15 лет наиболее характерным являетсяположение, где образ «Я» и самоуважение все больше зависят от успешности ихдеятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, как со сверстниками,так и со взрослыми. Прежде, чем приступить к характеристике межличностныхотношений, остановимся кратко на социальных особенностях развития молодежи14-15 лет.
1 КоломинскийЯ.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастныеособенности).- Минск, 1976.-С.98.
1.2.    Социальныеособенности развития
 
 Социальный ряд развития показываетдвижение от общества к личности, процессы социализации индивида, этапы егоприобщения к культуре, овладение общественно необходимыми знаниями, нормами иценностями и включение в общественно-производственную деятельность.
 В социальном аспектерассматриваемая возрастная фаза (14-15 лет) – это продолжение первичнойсоциализации. Большинство из них еще обучается и находятся на иждивенииродителей. Их социальная активность направлена прежде всего на принятие иусвоение тех норм, ценностей и способов поведения, которое характерны для миравзрослых и отношения между ними.
 Но самая важная и самаяглавная задача этого возраста – выбор профессии, социальное и личноесамосознание. Уже после 9 класса, многие юноши и девушки должны сделать свойсоциальный выбор – продолжить обучение в школе, ПТУ, техникумах, или пойтиработать. Сегодня, как известно, молодежи, которая уходит из школы после 9класса не так уж много. К моменту окончания 9 класса юноши и девушки должныбыть готовыми к взрослой жизни. К этому времени у них должны сформироватьсякачества, способности, запросы, которые помогут им в полной мере реализоватьсебя в работе, общественной жизни, будущей семье. За этим количественным ростомстоят также качественные сдвиги, поскольку важнейшие социальные роли существуютне изолированно, а в закономерной внутренней взаимосвязи и прибавление ещеодной новой роли, может обозначать перестройку всей прежней ролевой структуры.
 Прежде всего – эторазвитие потребности в общении и освоении способов его осуществления,формирование теоретического мышления и навыки ориентироваться в разных егоформах (научном, художественном правовом и др.), что выражается в основахнаучного и общественного мировоззрения; развитии рефлексии, котораяобеспечивает сознательное и критическое отношение к себе.

2.    МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМВОЗРАСТЕ
 
Особенностивзаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми
 
 В одном исследованиибольшой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшуюугрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении ксебе товарищей.1 Таков результат не случаен. Ранняя юность – возрастсильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже тедети, которые в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в раннейюности интенсивно стремились к сближению со своими сверстниками.
 Межличностные отношенияранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже недетских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений сокружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются натоварищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целомвся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковыйпериод и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальныхролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряютнепосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие,которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослымилюдьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.
 Межличностные отношения,общение занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большаячасть времени, затрачиваемого на него,
1 МудрикА.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих.-М, — 1999.-С.52.
приходится на общение сосверстниками.
 Юноши и девушки, образноговоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новомуопыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляютих надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на ихпути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, какправило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.
 Признанием и уважением у14-15 летних юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются ихблизкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские илиприятельские отношения.
 Особой популярностью средиюношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся клюдям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора.Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним состороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковойгруппы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами вцентре внимания.
 Юноши и девушки все чащеорганизовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характернымдля таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своейнезависимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическимотношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и еелидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, абыть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе,иметь в ней определенный авторитет.
 Структура стихийныхгрупп общения и степень их сплочения определяется уровнем развитиявзаимоотношений между юношами и девушками.
 И уличное общение, и спонтанныеюношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеетнесколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и нормповедения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности исолидарности; характерную манеру поведения, способы общения.
 В юношеских увлечениях,проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственногочувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» иразделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому.Дружба активизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит многовремени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения,поступки сверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немалоразнообразных тайн.
 Затем появляетсяпотребность в личном друге, возникают особые нравственные требования кдружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание,отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.
 Важнейшим факторомдружеского сближения молодежи данного возраста является сходство в интересах иделах. Бывает и наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним,вызывает возникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. Врезультате у школьников могут появляться общие интересы.
 Овладение нравственныминормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста.Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано спсихологическим благополучием в будущем. Не случайно социологическиеисследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшегочисла людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и сосверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей,которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдаетсяболее высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.
 Взаимоотношения совзрослыми – одна из важнейших проблем всего юношеского возраста и, в частности14-15 летних.
 Любое обществопредставляет собой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитиеможет быть представлено как последовательная смена и преемственность поколений.Преемственность поколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценностиусваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующиеизменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. С развитием общества впоследнее десятилетие изменились не только потребительские ориентации, проведениедосуга, художественного вкуса, моды и т.д., но и социальные ценности(политические взгляды, мировоззрение). Все это может служить разногласием междупоколениями.
 Одной из самых важныхпотребностей ранней юности становится потребность в эмансипации от контроля иопеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правили порядков. Широко распространено мнение о том, что юноши и девушки избегаютобщения со взрослыми, не нуждаются в нем, стараются скрыть от них свою жизнь,свои проблемы и переживания. Подобные представления имеют под собой вполнеобъективные основания. В одной анкете был вопрос: «Чувствовали ли выкогда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» — «Да», — ответили 90% ребят. Такой ответ характерен, прежде всего, для молодежи14-15 лет, т.к. в более раннем и более позднем возрасте отношения междуродителями и детьми складываются несколько иначе. Так, дошкольники предпочитаютобщаться со взрослыми, сверстники для них лишь партнеры по играм; младшиешкольники уже больше тянутся к себе подобным, но их взаимосвязи во многомопределяются родителями и учителями; юноши и девушки старше 15 лет уже считаютсебя взрослыми и могут общаться с родителями и другими взрослыми на равныхправах.
 Тем не менее, именно этавозрастная группа 14-15 лет, избегающая общения со взрослыми, ощущаетпотребность в общении и доверительных отношений с ними. Юношам и девушкамоказывается очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный интереско всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам. Однако, узнать,поспорить, поправить могут лишь те родители, с кем будут делиться увиденным иуслышанным, в ком найдут не скучного ментора, подвергающего жизнь цензуре, анаставника, понимающего ее сложность и умеющего эту сложность объяснить.
2.2 Любовь и дружба
 
 В возникновениипотребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близкихвзаимоотношений с людьми, в этом возрасте наблюдаются, в тоже время, определенныеразличия между юношами и девушками. У девушек потребность в дружескихотношениях возникает раньше, чем у юношей. Девушки более эмоциональны и придаютгораздо большее значение межличностным отношениям в этом возрасте, чем юноши. Вэтом же возрасте у юношей и девушек возникает интерес к противоположному полу,что порождает стремление нравиться, и, как уже отмечалось, появляетсяповышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.
 Вначале, интерес кчеловеку другого пола нередко имеет еще характерное для подростков внешнее выражение,которое проявляется в задирании девчонок. Они часто жалуются на это, но, вобщем, правильно понимают мотивы этих «задираний» и всерьез не обижаются. Взаимноевнимание сверстников нравится обеим сторонам.
 Позже все изменяется:появляется застенчивость, скованность и робость. Иногда это сопровождаетсясохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие,презрительное отношение к сверстнику противоположного пола. Между юношами идевушками 14-15 лет появляются и более романтические отношения: они назначаютдруг другу свидания, пишут записки. Однако необходимо отметить, чтозарождающиеся романтические отношения не всегда находят в этом возрастеправильное понимание со стороны некоторых сверстников, что объясняетсяразличными сроками «взросления».
 У некоторых ребят, возникновение у сверстниковтаких новых отношений, вызывает насмешки, у других чувство зависти; в классахвозникают обсуждения этих отношений, что обусловливает достаточно сложнуюобстановку в коллективе, особенно для более чувствительных девочек.
 В раннем юношескомвозрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает более глубокоечувство – любовь.
 Возникновение чувствалюбви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это завершениеполового созревания, совпадающее с данным возрастным периодом. Во-вторых,желание иметь близкого друга, с которым можно было бы говорить на самыесокровенные волнующие темы. В – третьих, это естественная человеческаяпотребность в сильной персональной, эмоциональной привязанности, которойособенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувствоодиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервыепоявляется именно в ранней юности.
 Дружба и любовь в этомвозрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностныхотношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских,дружественных отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами ищут,причем активно, межличностных отношений, общения, интимных контактов друг сдругом. Они уже не в состоянии находиться в одиночестве долгий период. Иногдаони бывают настолько поглощены и озабочены всем тем, что непосредственносвязано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.
 В ранней юностивозникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеалвозлюбленного, включающий человека, обладающего набором конкретных личностныхдостоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, покрайней мере, в течение нескольких лет.
 Идеальный образ любимогочеловека у старшеклассников иногда является нереальным, в том смысле слова, чтов действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать.Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя объекта, которыйсоответствовал бы идеалу, юноша или девушка испытывают глубокое разочарование,и у них возникает чувство одиночества.
 Психосексуальноеразвитие у разных людей неодинаково. Половое созревание мальчиков происходитпозже, но протекает более бурно, чем у девушек. На период 14-15 лет приходитсятак называемая фаза гиперсексуальности, которая характеризуется повышеннойполовой возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.
 Девочки развиваютсяиначе. Хотя они созревают раньше мальчиков, оргазмическая активность возникаету них не так резко, как у мальчиков, а постепенно, достигая апогея много летспустя после созревания. Женская сексуальность отличается от мужской ипсихологически. По мнению ряда ученых, соотношение чувственности и нежности уженщин принципиально иное, чем у мужчин. У девочки сначала появляетсяпотребность в психологической близости с юношей и только потом – эротическиечувства. Дело в том, что в большинстве известных нам человеческих обществпроявление сексуальности у мужчин поощрялось, тогда, как женщине обычноотводилась пассивная роль. Женщине, чтобы не потерять самоуважение и репутациюприходилось скрывать и подавлять в себе чувственность. В последние десятилетияразница в сексуальном поведении девушек и юношей (возраст начала половой жизни,ее мотивы, интенсивность и пр.) значительно уменьшилась, произошел сдвиг всторону более «мускулинной» модели поведения.
 Однако ослаблениеполяризации мужской и женской сексуальности не снимает различий в поведении иустановках. Сексологические исследования показывают, что как и прежде, юношейнередко толкает начать половую жизнь любопытство, жажда самоутверждения иполовые потребности, а девушки выше ценят эмоциональную близость, считаяфизическое сближение скорее средством упрочить психологический контакт с юношей,чем самоцелью.
 Центральной проблемойинтимных отношений, является сочетание «секса», т.е. физического, чувственного,генитального наслаждения, и — любви – тотальной человеческой близости. Умолодых людей эти потребности зачастую разобщены. Длительное отсутствиеидеального слияния физического и психологического в отношениях между молодымилюдьми могут подорвать в будущем их шансы на успешную любовь. Это значит, чтостаршеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясныепредставления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь кполовозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к наивным доводамбиологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взросломучувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательновзвешивать серьезность своих чувств («люблю» или «нравится»), меру своейсоциальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иныесложности ранних браков. Как уже известно, надежды на половое воспитание состороны родителей себя не оправдали, и этому имеются оправдания, так как нетолько родители, чувствуют себя неловко при разговорах на «половые исексуальные» темы, но и молодежь при этом испытывает неловкость и скованность.Поэтому половым воспитанием должны заниматься специально обученные кадрыпсихологов, а даже не учителя.

3. ФОРМИРОВАНИЕЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
14-15 ЛЕТ
 
3.1 Формированиемировоззрения и становление морального
 сознания
 
 Ранняя юность время реальногоперехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилосьдетских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назватьеще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на своебудущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данноговозраста еще много инфантильности. Многие из них еще не задумываются о своейбудущей профессии, или относятся к этому вопросу недостаточно серьезно, кнеобходимости усиленно учиться и трудиться, чтобы в дальнейшем выдержатьконкуренцию; ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людейрешаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток – это восновном еще ребенок, то юноша – более, чем на половину – взрослый.
 Для детей, достигшихраннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта,становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы,особенно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами,заинтересованно обсуждают их и активно ищут ответы на них.
 Первыми из такихвопросов, раньше чем другие привлекающие к себе внимание, становятсяморально-нравственные вопросы. Юношей и девушек, связанные с ними проблемыволнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане ихсобственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви,дружбы. Их поиски, связанные с нравственным, моральным выбором, в этом возрастеобычно выходят за рамки круга непосредственного общения.
 В отличие от подростков,для которых источником постановки и решения нравственных проблем являютсявзрослые, юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы,обращаются к источникам, которыми, обычно, пользуются взрослые люди. Такимиисточниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческиеотношения, научная и популярная, художественная литература, произведенияискусства.
 Современной юностиотнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающийнегативизм. Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практическийвзгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность. Бурныесоциальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашейстране, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколениесамостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем, и занимать вполненезависимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей идевушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии людей,бывших молодыми несколько десятков лет назад. Это и более открытый, смелый инепредвзятый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблемморально-этического характера; и самостоятельность, хотя и не всегдаправильная, в суждениях о таких социально-политических, религиозных иэкономических проблемах, которые еще совсем недавно считались не характернымидля юношества.
 Справедливостьсовременными юношами и девушками также уже воспринимается совсем по-другому.Гораздо глубже понимаются и нравственные принципы порядочности.Старшеклассники, как правило, в этот возрастной период практически нравственносформированы, обладают зрелой и достаточно устойчивой моралью.  Наряду свопросами морали, мировоззрение человека включает в себясоциально-политические, экономические, культурные, религиозные и другиеустойчивые взгляды. Специфика ранней юности заключается в том, что именно в этигоды идет активный процесс становления мировоззрения. Воззрение на мирсовременной юности определяются наличием множества различных точек зрения,между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, которые раньшевыступали носителями единого мнения для школьников (родители, учителя), сейчаснаходятся в некоторой растерянности – придерживаются различных, поройпротивоположных мнений, меняют свои взгляды.
 Такая ситуация имеетсвои положительные и отрицательные аспекты. Положительное в ней то, чтоотсутствие единого и однозначного мировоззренческого ориентира, побуждаетюношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует ихускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающихнезависимостью суждений, внутренней свободой; имеющих собственную точку зренияи готовых ее отстаивать.
 Но с другой стороны,подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающихсядруг от друга по уровню социальной и нравственно- мировоззренческой зрелости; котставанию одних и более быстрому психологическому развитию других.Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в раннейюности справляются далеко не все. Те, кому это удается действительноразвиваются, уходят вперед, намного обгоняя остальных. Однако, те, кто не всостоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы,задерживаются в своем развитии, остаются инфантильными на многие годы.
 В самом затруднительномположении находятся те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор.
 
 3.2. Жизненные планыи профессиональное самоопределение
 
 Ранняя юность – начало практическойреализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте.Близость к завершению школьного образования требует профессионального иличностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан споисками ответов на два основных вопроса: «каким быть?»(нравственно-личностный), и «кем быть?» (профессиональный).
 Юноши и девушки пытаютсяпредвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения.Жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когдапредметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы егодостижения. В отличие от мечты, жизненный план – это план деятельности.
 Рассмотрим, чтопредставляют собой жизненные планы современной молодежи Украины.
 Группой социологовинститута исследования содержания и методов обучения при Министерствеобразования Украины, были проведены социологические исследования методоманкетирования старшеклассников.1
 Результаты анкетирования, а такжестатистические данные за 1998-99 годы, которые еще нигде не были опубликованыпоказали:
-          пока ничего непланируют –11%;
-          планируютзакончить среднюю школу и поступать в ВУЗы – 57,4%;
-          поступление вучилища и техникумы, после окончания 9 класса –23,2%;
-          работа нагоспредприятиях – 2%;
-          работа на частныхпредприятиях –4%;
-          работа в бизнесеродственников –2,2%;
-          открытиесобственного дела –4,7%;
1 Суїменко Є. Життєві плани учнівської молоді //Шкільнабібліотека.-2003.-№10.-С.51.
-          другая работа –работа – 3%.
Таким образом,большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение.Это обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства,во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образованиядля перспективы трудоустройства, в-третьих, желание продолжить свое беззаботноесуществование на иждивении.
На формирование жизненныхпланов различным образом влияют способности (уровень образования) юношей идевушек, а также материальное состояние их родителей и их образование.Известный факт, что чем выше уровень образования родителей, тем большаявероятность, что их дети будут продолжать обучение после школы и эти планыбудут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных плановюношами, значительно выше, чем девушками.
Степень формированияжизненных планов у юношества также не однородна. По данным, собранным тем жеинститутом, у юношей и девушек старших классов четко определились только лишь18,2%; примерно сложились – у 60,8%; только начинают формироваться – у 17,8%;вообще не задумываются над дальнейшим – 3,2%.1
 Уверенность в исполнениижизненных планов юношей и девушек обусловлены пониманием своих собственныхсклонностей, способностей, пристрастий, трезвой оценкой обстоятельств. Опроспоказал, уверенность полной мерой, в осуществлении своих жизненных плановприсуща лишь 16,3%, с некоторой долей сомнения –12,5%, не уверены – 3, 9%.
 Профессиональнаяориентация – часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящемуудачен только тогда, когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, сраздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

ВЫВОДЫ
 
 Возраст ранней юности (14-15 лет) –это особая пора, знаменующаяся завершением перехода от детства к взрослости.
 В биологическом планевозраст 14-15 лет является одним из главных периодов роста и формированияорганизма: изменение нервной и эндокринной систем и как результат –значительные физические изменения (увеличение роста и массы тела).
Занимая переходнуюстадию от подростничества к юности, возраст 14-15 лет представляетисключительно сложный этап психического развития — становление человека какличности, когда на основе качественно нового характера структуры и составадеятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения,вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений исоциальных установок.
Психологически, этотвозраст крайне противоречив. Он характеризуется максимальными диспропорциями вуровне и темпах развития. Одни юноши и девушки только-только начинаютрасставаться с детством, другие – выглядят почти взрослыми. Наблюдаетсядостаточно сильное отличие в физическом и психологическом развитии девушек июношей.
Юношеский образхарактеризуется развитием умственных способностей, развитием эмоциональной ичувственной сферы. В этом возрасте происходит переориентация в отношениях сосверстниками, родителями и учителями. Время, проводимое со сверстниками,увеличивается, создаются группы, основанные на общих интересах, возникаеткрепкая и дружба между однополыми ребятами и возрастает интерес кпротивоположному полу. Меняется критерий в подходе к межличностным отношениям,которые опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием.Отношения со взрослыми становятся более ровными, менее конфликтными, чем вподростковом возрасте.
 Важнейшим жепсихологическим процессом данного возраста, является становление самосознания иустойчивого образа «я». В 14-15 лет возрастает число юношества, котороеозабочено своим будущим, и эти вопросы уже не являются чисто умозрительными.Они тесно связаны с проблемами социального самоопределения. Частью социальногосамоопределения личности, является выбор жизненного пути, профессиональнаяориентация.
Учитывая противоречиясовременного общества, которые в полной мере испытывает на себе молодежь, можносказать, что данная возрастная категория еще не получила достаточного изученияименно в данный, характеризующийся глобальными изменениями период развитияобщества, и это требует изучения, понимания и пристального внимания со стороныродителей, школы и в первую очередь психологов.

 ЛИТЕРАТУРА
 
1.  В мире подростка /Под ред. А.А.Бодалева.-М.: Медицина, 1982.-293с.
2.  Заброцький М.М. Віковапсихологія: Навч. Посібник.-К.: МАУП, 1998.-92с.
3.  Исаев Д., Коган В. Половое воспитаниеи психогигиена пола.-Л.: Медицина, 1999.-213с.
4.  Коломенський Я.Л. Психологиявзаимоотношений в малих группах
(общие и возрастныеособенности.-Минск, 1976.-226с.
5.  Кон И. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.-320с.
6.  Кон И. Психологиястаршеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-191с.
7.  Кулагіна Л. Моральний вибір підлітка//Шкільний світ.-2001.-№5.
8.  Левченко А. Психологічні особливостіпідліткового віку //Психолог.-2003.-№42.-С.9-16.
9.  Лозниця В.С. Психологія і педагогіка:Основні положення. Навч.посібник.-К.: Екс об, 2001.-304с.
10.   Мудрик А.В. Время поисков и решений,или Старшеклассникам о них мамих.-М.: Просвещение, 1990.-190с.
11.   Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. Высш. Учеб.Заведений:
В з-х кн. Кн.2. М.: ВЛАДОС,1999.-608с.
12.   Суіменко С.І. Життєві планиучнівської молоді //Шкільна бібліотека.- 2003.-№10.-С.51-59.
13.  Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г. Аракелова.-М: Высшаяшкола, 1990.-304с.
14.  Що ми знаємо про підлітковий вік//Шкільний світ.-2002.-№25-28.-С.80-84.

Когнитивные изменения вотрочестве и юношестве
 
 На протяжении отрочестваи юношества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие –расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений ипроницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуютбыстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов ипроблем, которые могут осложнить – и обогатить их жизнь. Если говорить болееконкретно, когнитивное развитие в этом возрастном периоде характеризуетсяразвитием абстрактного мышления и использованием метакогнитивных навыков (КрайгГрэйс Психология развития.-СПб: Питер, 2003.-992с. С.586.)
 Пиаже определилабстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций.Специалисты до сих пор спорят о том, проявляется ли абстрактное мышлениевнезапно и сразу, или это составная часть постепенного, непрерывного процессакогнитивного развития.
 Согласно теории развитияПиаже, признаком когнитивных изменений у подростка является развитие мышленияна уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данныхносит абстрактный умозрительный характер и свободен от рабского «здесь исейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления овозможностях, а так же сравнение реальности с теми событиями, которые моглипроизойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста гораздоудобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют всебольшую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантоввозможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать,проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не толькоизвестными элементами, которые можно проверить, но также вещами,противоречащими фактами.
 У подростков такжевозникает способность планировать и предвидеть. Исследования показывают, чтоиспытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем болеемолодые, и рассказы старших были более конкретными.
 Собственно, тремясущественными свойствами подрасткового мышления являются:
1.        Способностьучитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы.
2.        Способностьпредполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую
3.        Способностьобъединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом. С.587.
Принято считать, что невсе люди способны мыслить на уровне формальных операций. Более того, подросткии взрослые люди, достигающие этого уровня, не всегда могут на нем постоянноудерживаться. Например, многие люди, сталкиваясь с незнакомыми проблемами вновых для них ситуациях, часто возвращаются к более конкретному типурассуждений. Вероятно, для развития формально-операционного мышления необходимопределенный уровень интеллекта. Культурные и социально-экономические факторы,особенно образовательный уровень, также играют здесь определенную роль. Тот факт,что не все люди достигают в своем мышлении уровня формальных операций, привелнекоторых психологов к предположению, что этот уровень следует рассматриватькак расширение конкретных операций, а не как самостоятельную стадию развитияинтеллекта. Такую возможность допускал и Пиаже, однако при этом подчеркивал,что элементы мышления такого типа принципиально важны для освоения передовойнауки и математики.
Не все специалисты поразвитию соглашаются с описанной Пиаже концепцией качественного скачка в когнитивныхспособностях. Например, Даниель Китинг считает, что границы между мышлениемдетей, подростков и ызрослых являются искусственными. Он рассматриваеткогнитивное развитие как непрерывный процесс. Он полагает, что и некоторые детиспособны обращаться с абстрактными идеями. Возможно, что проявление этихспособностей у подростков связано не с новым когнитивным оснащением, а сулучшением языковых навыков и накопления опыта взаимодействия с миром.
В отличие о Пиаже,сторонники информационного подхода обращают главное внимание насовершенствование у подростков тех умений, которые принято называтьметапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких какспособность размышлять о мыслях, формировать стратегии и поланировать. Врезультате появления новых когнитивных умений подростки учатся анализировать исознательно изменять процессы своего мышления.
С точки зрениясторонников информационного подхода, когнитивное развитие в отрочестве – юностивключает в себя следующее.
1.    Более эффективноеиспользование отдельных механизмов обработки информации, таких как еесохранение в памяти и перенос.
2.    Развитие болеесложных стратегий для различных типов решения задач
3.    Более эффективныеспособы получения информации и ее хранение в символической форме
4.    Развитиеисполнительных функций более высокого порядка (метафункций) в том числепланирования и принятия решений, повышение гибкости при выборе методов из болееширокой базы сценариев.( Р. Стенберг)
Фактически когнитивноеразвитие, а следовательно, и рост интеллекта включает в себя как накоплениезнаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти два процессавзаимосвязаны. Решение проблем происходит более эффективно в том случае, когдау человека имеется большой запас соответствующей информации. У людей, владеющихболее эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются болееполные базы знаний.
Подростки решаютпроблемы и рассуждают более эффективно, чем дети младшего школьного возраста.Они также обладают более широким диапазоном сценариев или схем.
За счет появления новыхи совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления подростковстановится значительно шире, а содержание мышления – богаче и сложнее. Абстрактноемышление оказывает влияние не только на досуговые занятия подростков и наизучение естественных наук и математики, но и на то, как подростки анализируютсоциальный мир.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преимущества использования хронобиологических нормативов при анализе данных амбулаторного монито
Реферат Судьба деревни в творчестве И А Бунина
Реферат Сделки с недвижимостью 2 Правовое регулирование
Реферат Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)
Реферат Romeo And Juliet Vs The Miracle Worker
Реферат Тренинг профессионально-личностного роста психолога
Реферат Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха П
Реферат Требования пожарной безопасности
Реферат Создание центра по оказанию фотоуслуг
Реферат Пролеткульт страницы истории
Реферат Принцип наглядности в обучении и его осуществление на уроках в начальной школе
Реферат Почему Чацкий одинок в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"?
Реферат Совершенствование кредитования жилья в Казахстане на примере АО Kaspi Bank
Реферат О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки
Реферат The Major Religions Of The World Essay