Реферат по предмету "Психология"


Психологические основы трудовых взаимоотношений

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТУПРАВЛЕНИЯ
КафедраПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Подисциплине: ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Тема: Психологические основы трудовыхвзаимоотношений
СТУДЕНТ – ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Литвиненко О.О.
ПС – 2000, И/Зо, IV курс,
группа А-1
Экономико-юридический факультет
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Носков В.И.
Г. ДОНЕЦК –2004

ПЛАН
1.        Поведениечеловека в организации и типы сотрудников
2.        Психотипы людей иих поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве
Список использованной литературы

1         Поведениечеловека в организации и типы сотрудников
Организация – этосоциальная целостность, которая направлена на некоторую цель, построена какспециально структурированная и координированная система, предназначенная длянекоторой деятельности, связанная с окружающей средой. Это группа людей,ведущих себя определённым образом. Совместная деятельность – организационнаясистема активности взаимодействующих индивидов направленное на целесообразноепроизводство объектов материальной и духовной культуры. Для объясненияповедения в организации важно выявить предпосылки, на основе которых служащие ведутсебя определённым образом. Изучение предпосылок, лежащих в основе любогоуправленческого выбора, покажет, что их составляют два вида элементов:ценностные и практические. Условно говоря, различие между ценностными ипрактическими элементами соответствует различию между целями и средствами.Возможно самыми важными из них являются: цели организации; критерийэффективности; правила «честной игры»; индивидуальные ценностныеустановки человека, принимающего решение.
Выживание и успех любойорганизации зависят от её умения добиваться от служащих и других её членовповедения, в достаточной степени, соответствующего её ценностям. Организациястимулирует или поощряет поведение, которое способствует воплощению ценностейорганизации, и наказывает поведение, которое вступает в конфликт с этимиценностями. Стимулы – это своего рода призыв, который организация обращает киндивидуальным ценностям служащего, побуждая его учитывать ценности организациипри принятии своих решений.
Совокупность успешныхиндивидуальных приёмов и способов, выработанных человеком в процесседеятельности, характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. К важнымличностным характеристикам в организационном контексте можно отнестиавторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентацию на достижения,склонность к риску и догматизм.
Авторитаризм – это модельповедения, основанная на убеждении, что в организации существуют статусные ивластные различия и что использование власти является необходимым и важнымэлементом функционирования эффективной организации.
Близка к авторитаризмуещё одна личностная особенность, получившая название макиавеллизм. Лица свысокими показателями по этой черте прагматичны, постоянно сохраняютэмоциональную дистанцию с другими людьми и в своих действиях исходят из того,что цели оправдывают средства.
Также люди могутхарактеризоваться внутренним или внешним локусом контроля. Те, кому свойствененвнешний локус контроля (экстерналы) полагают, что все жизненные события главнымобразом результат действия случая или удачи. Люди, характеризующиеся внутреннимлокусом контроля (интерналы), считают, что они могут влиять на ход своей жизнии то, что с ними произошло или произойдёт, является результатом их собственныхрешений. Они считают себя хозяевами собственной судьбы.
Склонность к риску –свойство личности, выражающееся в постоянном стремлении использоватьоткрывающиеся возможности. Так, менеджеры с высокими показателями склонности криску тратят меньше времени и обходятся незначительной информацией при принятиирешений.
Догматизм –индивидуальная характеристика, отражающая отсутствие сомнения в своей правоте инеспособность к переосмыслению или переоценке уже известного.
Новый служащий – это нечистый лист бумаги, на котором организация может писать всё, что пожелает.Обычно он являет собой полностью сложившуюся личность, крепко связаннуюгосподствующими общественными нормами, обладающую своими индивидуальнымичертами, входящую в некоторое количество внешних социальных групп и обученнуюконкретным профессиональным качествам. То, что служащий делает, и те решения,которые он принимает, в значительной мере определяются типом личности,структурой характера и взглядами, заложенными в него до того, как он пришел ворганизацию. Если бы эти воздействия извне полностью определяли поведение, толюди вели бы себя в организациях точно так же, как они ведут себя в любыхдругих местах. Однако на самом деле индивидуумы, поставленные в организационныеситуации (т.е. принятые на работу), обязательно ведут себя иначе, чем, если быони находились вне организации. Организационная система сама по себе начинаетоказывать на них сильное воздействие, которое изменяет и переориентируеттенденции их поведения. Поведение в организации характеризуется дроблениемполной задачи организации или на частные задачи, которые выступают в качествецелей для конкретных служащих или групп служащих. Служащий склонен восприниматьвоздействие, которое оказывают на него другие члены организации. Это общениеможет принимать форму приказов, передачи информации и советов, обучения. Вочень значительной степени эти разнообразные формы общения могут быть намеренноорганизованы в определённую систему, позволяющую вести служащего внутрьсформированной среды воздействия организации. Служащий склонен занимать вовсене пассивную, а активную позицию по отношению к осуществлению целейорганизации. Он не просто признаёт цели организации, решая те вопросы, которыеперед ним ставят, или исполняет получаемые распоряжения, но в большей илименьшей степени проявляет инициативу, пытаясь самостоятельно отыскать способыосуществления этих целей. В организации энергия, обеспечивающая выполнение еёзадач, должна исходить из самопроизвольного вклада служащих, активно работающихради целей организации. Поощрение и наказание – важные и очевидные средствавоздействия. Угроза увольнения, обещание увеличить оплату или повысить вдолжности, похвала или выговор – типичные примера поощрений и наказаний. Менееочевидны, но и менее важны чувства удовлетворённости от пребывания в обществедругих членов организации.
Типы сотрудников.
Ломака – таким людям, прежде чем принятькакое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. С такими людьми лучшевстречаться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время,нежели пытаться вытянуть ответ сразу.
Любитель решать всёсходу. Впротивоположность ломаке человек этой категории должен непременно принятьрешение к концу встречи. Если вы от окончательного решения сейчас хотели быуклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например, скажите: «Япозвоню в понедельник».
Разведчик. Это тот, кто выуживает какие-тосведения, а сам ничего взамен не сообщает. Сведения полученные от вас, способениспользовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Простосмените тему разговора, если кто-то задаёт слишком много вопросов.
Наставник. В противоположность разведчикудействительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Узнатьего можно по словам: «А вот я вас научу» или «Я вам подскажу».
Хвастун. Лучше всего дать ему нахвастатьсявволю. А когда он иссякнет, перейти к делу, которым предстоит заниматься.
Ударники. Предназначение их – это работа, такчто вам придется услышать, что они «работают как проклятые». Выразитевосхищение их преданности делу.
Человек, вынашивающийскрытые планы.Приглашая вас на деловое свидание, под каким либо предлогом имеет другиепричины, корыстные.
Манипулятор. Внимательно следите за ним. Ему надовладеть ситуацией, он способен навязать свою волю во всём, пытаетсяманипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте приветливый тон, ведьвы проникли в его немудреную тактику.
Рассказчик. Можно просто усесться поудобнее инасладиться повествованием. Проявляйте внимание, однако не теряйтебдительности.
Везунчик. Пересказывая историю своего взлёта,хотят во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому вы должныспокойно сидеть и, возможно, даже почерпнуть что-то полезное.
Нытик. Независимо от того, как идут дела, онвсегда живёт своими и чужими неприятностями. Терпеливо слушайте и соглашайтесь,что в жизни порой приходится бороться.
Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным.Придя на встречу с вами, он уже готов говорить на излюбленную тему – секс. Аваша обязанность исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию ине отвлекайтесь от рабочих вопросов.
Доморощенный психолог. Ему надо непрерывно анализироватьвсё, что вы ни скажите, подыграйте ему.
Имеется несколько типов:диктатор, тряпка (жертва диктатора), вычислитель (обманывает), прилипала(преувеличивает свою зависимость), хулиган (преувеличивает свою агрессивность),славный парень (преувеличивает свою заботливость, столкновение с ним болеевредно, чем с хулиганом, он почти всегда выигрывает), судья (преувеличиваетсвою критичность, никому не верит), защитник (противоположность судьи).
2       Психотипы людей иих поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве
Природа и источникииндивидуальных различий человека является предметом изучения отдельных областейпсихологии. Индивидуальными свойствами могут выступать как отдельные, частныеособенности (например, время реакции, особенности восприятия, внимания, ит.п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности,характер). Различия между людьми могут быть разной степени устойчивости,подвержены возрастным и даже сезонным изменениям, могут являться функциейнаследственности или же воспитания, обучения, тренировки и т.д. В психологиипредлагались различные варианты типологических схем и классификацийиндивидуальных характеристик, которые могут быть полезны для объяснения и прогнозированияповедения людей в организациях.
У любого человека сраннего детства уже свой темперамент – закономерное соотношение устойчивыхиндивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороныдинамики психической деятельности, обусловленные врождёнными динамическимисвойствами нервной системы, определяющими скорость реагирования, степеньэмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к миру. Издоминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей посвоему типу. Можно выделить 7 типов.
1.        Эгофильный тип– их кредо – «Безопасностьи здоровье прежде всего».
2.        Генофильныйтип – их кредо – «Интересысемьи превыше всего». Ради детей и семьи готовы жертвовать собой.
3.        Альтруистическийтип. Эволюционнотакой тип необходим, они хранители доброты, жизни, человечества.
4.        Исследовательскийтип – их кредо «Творчествои прогресс – превыше всего».
5.        Доминантныйтип.Наоснове этого типа вырастают лидеры, руководители, политики, но и «тяжёлыехарактеры» самодуров, тиранов.
6.        Либеральныйтип. Они хранителисвободы, интересов, индивидуальности каждого, а с этим и хранители жизни.
7.        Дигнитофильныйтип – их кредо – «Внашем роду не было трусов и подлецов! Честь превыше всего!» Они хранителичести и достоинства личности, а с этим – жизни, достойной человека.
Свойства темперамента –это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, часто сохраняющиеся на всюжизнь. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойствтемперамента называют типами темперамента. Генетическая программа развитиягармонична: доминирующему инстинкту соответствует определённый темперамент,определённые свойства нервной системы.
Люди холерическоготемперамента – активные, целеустремлённые, отважные. Самой природой онипредназначены быть воинами, лидерами. Обладают сильной неуравновешеннойсистемой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтнонесдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.
Люди сангвиническоготемперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны. Сильнаяуровновешенная нервная система обеспечивает быстрые и обдуманные реакции,постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям,изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.
Люди флегматичноготемперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. Ониприродой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. Обладаютсильной, уравновешенной, инертной нервной системой, обеспечивающейуравновешенное настроение, постоянство чувств, интересов, взглядов, упорство вработе.
Люди меланхолическоготемперамента склонны к обострённым переживаниям, размышлениям, повышеннойчувствительности и утомляемости. Это мыслители, писатели, художники и простолюди со сложной чувствительной натурой. Обладают слабой нервной системой,которая в напряженных стрессовых ситуациях часто приходит в состояниерастерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или еёпрекращения, стопора.
Однако чтобыохарактеризовать человека, недостаточно знать его темперамент и тип нервнойсистемы. Несмотря на свою устойчивость, тип темперамента может несколькоизменяться в зависимости от условий жизни и воспитания. Другой важнойособенностью членов организации является характер – индивидуальное сочетание устойчивыхпсихологических особенностей человека, обусловливающих типичный для данногосубъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах.
В характере человеканаходят отражение как индивидуальные, так и типические стороны его развития. Содной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельностикаждого человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявленийхарактера. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей,живущих в одинаковых условиях, формируют общие стороны и черты характера.Характер в целом различают по его определённости и цельности. Определённыйхарактер – это характер с наличием выраженных доминирующих черт. Цельныехарактеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самойдеятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойствененразлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей ичувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.
В структуре характераобычно выделяют две группы черт. К первой группе черт характера относятся те, вкоторых выражается отношение человека к действительности, к другим людям, ксвоей жизни и деятельности, к самому себе. Ко второй группе черт характераотносятся волевые черты, определяющие умение и желание управлять своимповедением в соответствии с определёнными принципами. Неспособность управлятьсвоим поведением проявляется в таких чертах, как упрямство, нерешительность,трусость. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные ислабые характеры.
Решающее влияние наформирование характера оказывает воспитание. Формированию черт характера впроцессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психическихсостояний. Если определённое психическое состояние возникает достаточно часто,то оно может постепенно закрепиться и стать чертой характера.
У 20-50% людей некоторыечерты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам,что происходит своеобразный «перенос» характера, акцентуацияхарактера, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляютсяоднотипные затруднения и конфликты. Можно выделить следующие основные типыакцентуации характера:
F   Гиперактивный. Человек очень энергичен,самостоятелен, стремиться к лидерству, риску, авантюрам. Такой человек хорошосебя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторскаядеятельность, служба быта, спорт, театр. Характерно частая смена профессии иместа работы.
F   Дистимичный. У этого типа людейнаблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость,немногословность, пессимистичность. Эти люди хорошо справляются с работой, вкоторой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляютсклонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лицмеланхолического темперамента.
F   Циклоидный тип. Акцентуация характерапроявляется в циклически сменяющихся периодах подъёма и спада настроения.Частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведениемалопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы,интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.
F   Эмотивный тип. Этот человек чрезмерночувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Наиболеезначительные результаты он достигает в сфере искусства, медицины, воспитаниядетей, уходе за животными и растениями.
F   Демонстративный тип. Этот человекстремится быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слёзы,обморок, скандалы. Такого человека угнетает замкнутый круг общения,однообразная работа. Он может проявить себя в работе с постоянно меняющимисякратковременными контактами.
F   Возбудимый. У этих людей повышеннаяраздражительность, несдержанность, возможны — льстивость, услужливость. На ниххорошо воздействуют физический труд, атлетические виды спорта. Им необходиморазвивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют местоработы.
F   Застревающий. Люди с таким типом акцентуации«застревают» на своих чувствах и мыслях. Они не могут забыть обид и «сводятсчёты» со своими обидчиками. Эти люди хорошо себя проявляют в работе,дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.
F   Педантичный. У этих людей выражена занудливостьв виде «переживания» подробностей, на службе они способны замучитьпосетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмернойаккуратностью. Для них предпочтительны профессии не связанные с большойответственностью, «бумажная работа». Не склонны к перемене местаработы.
F   Тревожный. Отличаются пониженнымфоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Им нельзя бытьруководителями, принимать ответственные решения, т.к. им свойственнобесконечное переживание, взвешивание.
F   Экзальтированный. Имеют оченьизменчивое настроение,
F   словоохотливость, повышеннуюотвлекаемость на внешние события. Их среда существования – это сфера искусств,профессии, связанные с близостью к природе.
F   Интровертированный. Характеризуетсямалой общительностью, замкнутостью. Таким людям предпочтительна работа, нетребующая широкого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам,философским размышлениям, коллекционированию, музыке, шахматам, фантастике.
F   Конформный. Обладают высокойобщительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своегомнения, стремятся не выделяться из толпы. Эти люди обладают лёгкойприспособляемостью к новой работе и отлично справляются со своими должностнымиобязанностями, когда четко определены задачи и правила поведения.
Таким образом, наорганизационное поведение и деятельность оказывают влияние многие личностные ииндивидуально-типологические особенности сотрудников, и знакомство с теориями инаучными концепциями может помочь в объяснении и прогнозировании поведениялюдей в организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Изд-во МГУ, 1980
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М., 1999
3. Дябольский Н. Психология делового общения.- М.,1992
4. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебноепособие для ВУЗов по специальности «Организационная психология».- М.:Флинта: МПСИ, 2002
5. Орбан – Лембрик Л.Е. Психология управления. Учебноепособие. М – Ивано-Франковск: Плай. 2001
6. Омаров А.М. Управление и искусство общения.- М.,2003
7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления.Учебник. – М.,1997
8. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.,1993
9. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского,М.Г.Ярошевского.М.: Политиздат, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Промежуточная финансовая отчетность
Реферат Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
Реферат Agatha Christie Essay Research Paper In the
Реферат Эмоции их развитие Теории эмоций
Реферат I всероссийская конференция
Реферат Какая армия лучше?
Реферат Мировая экономика новый год новые проблемы
Реферат Ф.М.Достоевский. "Дневник писателя". (1873. 1876-1877. 1880-1881.)
Реферат Організація проведення комплексних та тематичних перевірок митного органу за участю регіональної
Реферат Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Реферат Происхождение и сущность денег
Реферат 338. 439. 62 К. В. Самсонова, студ гр. Фк-08-1, В. О. Буряк, студ гр. Фк-08-1
Реферат Социокультурная и институциональная природа науки
Реферат Сила — математическая характеристика взаимодействия
Реферат Прямые налоги: виды, проблемы налогообложения в РФ