Реферат по предмету "Психология"


Психологические механизмы творчества

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат на тему:
Психологические механизмы творчества
Подготовил:студент 4 курса 4 группы Жучков Д. В.
Приняла:Кара Ж.Ю.
27.04.2010
Ростов-на-Дону

Психологическиемеханизмы творчества
С конца 50-х годов Я.А.Пономаревым стала разрабатываться концепция психологического механизматворчества и его центрального звена, которая стала методологической основойнастоящей работы. Концепция Я.А. Пономарева подтверждается проведеннымиэкспериментальными исследованиями и удобна для разработки на ее основе новых направленийизучения психологии творчества. Я.А. Пономарев подходит к изучению творчества спозиций абстрактно- аналитической стратегии.Творчество определяется имв широком смысле какмеханизм развития или взаимодействие, ведущее кразвитию. Основными составляющими психологической модели творческойдеятельности с этих позиций являютсясистема икомпонент, процессипродукт. При этом основные принципы, реализуемые в данном логическомаппарате, следующие. Понятие системы, выделенной для анализа, относительно:всякий компонент системы может быть рассмотрен как система нижестоящегоструктурного уровня, и наоборот, сама система является компонентом системывышестоящего уровня. Взаимодействиеопосредствуется переходами в другие формы. Процесс взаимодействия связан спродуктами предшествующих взаимодействий, аналогично любой продуктвзаимодействия есть следствие как процессов, специфичных для данной системы,так и процессов, характерных для смежных с данной систем (выше — инижестоящих). Развитие — способ существования системы взаимодействующих систем,связанный с надстройкой качественно новых временных (процессуальный аспект) ипространственных (продукт) структур.
Психическое каксистема, считает Я.А. Пономарев строится в результате взаимодействиякомпонентов, которыми являются субъект и объект. Всякий психический акт можетбыть рассмотрен с точки зрения процесса как временного параметра и с точкизрения результата как пространственной характеристики во взаимоотношенияхсубъекта и объекта.Субъект в психологическом, смысле — «живоесущество, способное к сигнальному взаимодействию с окружающим».Объектом же являются «предметы, явления, выраженные в тех ихсвойствах, с которыми живое существо взаимодействует как субъект».Сущность психического взаимодействия — принцип сигнальной связи. Рассматриваясхему цикла конкретных взаимодействий человека с предметом, Пономарев выделяетв актах взаимодействия комплекс различного рода изменений: это изменения(развитие) человека, изменения предмета и сам процесс взаимодействия. При этомвзаимодействии происходят изменения содержания и формы предмета, которыеопределяются с одной стороны природой предмета, а с другой — характеромсовершаемых с предметом действий. Двойственны и изменения человека — здесьтакже имеет место преобразования содержания и формы. Анализируя все видыизменений, рассматривая их независимо одно от другого, Пономарев приходит квыделению 4 процессов, относящихся к 2 группам — группе предмета и группечеловека:
а) процесс изменениясодержания предмета;
б)      процесс измененияформы предмета;
в)      процессизменения содержания человека;
г)       процессизменения формы человека.
Наибольший интерес дляпсихологического анализа представляет четвертый — формальный процесс,протекающий в человеке. Но развитие нельзя рассматривать изолированно отвзаимодействия, поскольку само понятие развития содержательно лишь в применениик рассмотрению всей системы в целом (субъект — взаимодействие — объект). Задачапсихологического исследования ни в коем случае не исчерпывается только изучениемпроцессов, происходящих в предмете и человеке, взятых изолированно друг отдруга. В процессе взаимодействия происходит взаимопереход процесса и продукта.Развитие как субъекта, так и объекта определяется их взаимодействием.
Мышлениеопределяется Я.А. Пономаревым как процесс взаимодействия познающего субъекта спознаваемым объектом, ведущая форма ориентировки субъекта в действительности.Оно отличается от познания — задача, возникающая в процессе такоговзаимодействия, является творческой в силу того, что у субъекта нет готовыхсредств для ее решения. Кроме того, мыслительная задача отличается отсутствиемжесткой связи с какой либо определенной потребностью, в то время какпознавательная задача связана с определенной потребностью — приобретениемзнания.Интеллект рассматривается как «аппарат специфическогоориентирования во времени и пространстве».Действие направлено нарешение какой-либо задачи или ее отдельного звена. Совокупность психическихдействий, каждое из которых решает различные звенья общей задачи, естьпсихическая деятельность.
При построениипсихологической модели творчества особое внимание необходимо уделить двуммоментам — моменту достижения интуитивного решения с одной стороны и моментуего формализации с другой. Я.А. Пономарев выделил условия возможностиинтуитивного решения, установив следующие важные закономерности: 1) интуитивноерешение возможно лишь в случае, если ключ к нему уже содержится внеосознаваемом опыте; 2) такой опыт малоэффективен, если он содержится впредшествующих попытке решения задачи действиях; 3) неосознаваемый опыт болееэффективен, формируясь на фоне целевой поисковой доминанты, возникающей в итогепредварительных попыток решить задачу; 4) эффективность неосознаваемого опытавозрастает, когда неправильные приемы решения исчерпывают себя, но поисковаядоминанта еще не гаснет; 5) влияние неосознаваемой части действия эффективнатем более, чем менее содержательная его осознаваемая часть; 6) усложнениеситуации приобретения опыта препятствует возможности его последующего использования;7) аналогичное усложнение задачи также действует отрицательно; 8) успех решениязависит также от степени автоматизированности действий, в ходе которыхскладывается необходимый неосознаваемый опыт — чем менее автоматизированыспособы действий, тем больше вероятность решения; 9) наконец вероятностьнахождения решения тем больше, чем к более общей категории относится итоговоерешение творческой задачи.
Рассматривая этотвопрос применительно к проблеме барьера, можно сказать, что момент интуитивногонахождения решения (по Пономареву) соответствует моменту преодоления барьера.Поэтому важно проанализировать условия, при которых вероятность, такогопреодоления максимальна.
Действия человека приразрешении той или иной проблемы могут протекать вовнешнем или внутреннемплане. Внешний план соответствует уровню элементарного взаимодействиясубъекта с объектом. Неопосредствованный внутренним планом, он являетсяединственным генетически исходным планом. Формирующаяся система первичныхмоделей действительности отображает взаимодействие субъекта с объектом ивыступает как собственно восприятие. Главная черта внешнего плана — следованиенепосредственной предметной ситуации, действия не обосновываются.
Внутренний пландействий (ВПД) — это субъектная модель фило- и онтогенезачеловека, в более узком смысле — субъектная модель специфически человеческого,общественного по своей природе взаимодействия человека с окружающим — с другимилюдьми, продуктами труда, явлениями общественной жизни, предметами и явлениямивсей доступной данному человеку природы в целом. В результате такоговзаимодействия происходит дифференциация первичных моделей и формируетсясистема вторичных (означенных) моделей. Базальным компонентом всякой означенноймодели является первичная модель. ВПД неразрывно связан с внешним, он возникаетна основе внешнего, функционирует и реализуется через внешний план. По мереразвития внутренний план перестраивает внешний.
Экспериментальныеисследования Я.А. Пономарева позволили ему выявить пять этапов развития ВПД:
Первый этап.Исходный уровень, начиная с которого рассматривается развитие ВПД. На этомэтапе ребенок еще не способен действовать «в уме», подчинять своидействия словесно поставленной задаче. Решение идет лишь во внешнем плане. ВПДесть, но структура деятельности в нем не дифференцирована. Процесс (способ) ирезультат собственного действия не расчленены (слитны). Активность обусловленанепосредственно практическими потребностями, цели направлены на преобразованиепредметной ситуации. Оценка действий совершенно субъективна, эмоции выступают вроли обратной связи.
Второй этап.Решение задач также происходит лишь во внешнем плане путем манипулированиявещами. Во внутреннем плане репродуцируются готовые решения. Происходитосознание продуктов предметных действий в процессе их оречевления. Структурадействий во внутреннем плане начинает дифференцироваться — в него переводятсяпродукты действий, но процессы (способы) в внутреннем плане еще непредставлены. На этом этапе ребенок способен репродуцировать вербально вовнешний план данное ему готовое решение. Интеллект ребенка, став речевым,остается практическим. Манипулирование предметами, вещами происходит безосмысленного плана. Нет соотнесения частной и общей цели, общая задача«выталкивается». Оценка эмоциональна, хотя внешние речевые указанияначинают влиять как на выбор цели, так и на контроль действий, их регуляцию иоценку.
Третий этап.Решение задачи происходит путем манипуляции представлениями предметов.Расчленяются продукт и процесс действия, способы действий вскрываются,становится возможным их «оречевление». Сами по себе действия вовнутреннем плане подобны действиям во внешнем плане. На данном этапеформируется новый тип активности, побуждением к которой является потребность врешении теоретических задач. Складывается способность к самокоманде, происходитподчинение частной цели общей. Существенно возрастают возможности стимуляции — появляются собственно познавательные потребности и целеполагания. Контрольдействий еще выполняется преимущественно вещами, а в оценке результатовдействия доминируют эмоции.
 Четвертыйэтап. Также как на предыдущем этапе решение задачинаходится путем манипулирования представлениями предметов, но при повторномобращении к задаче найденный однажды путь уже составляет основу плана повторныхдействий, которые строго соотносятся с требованиями задачи. Задача решается поплану, в основе которого — предшествующее решение практической задачи. Планрешения строится путем преобразования практической задачи в теоретическую. Вкачестве факторов, стимулирующих активность, выступают наряду с практическими итеоретические задачи, но только те, которые непосредственно связаны с решениемпрактической задачи и которые представляют собой непосредственную рефлексию наэти задачи. Отчетливо выражается способность к самокоманде. Контроль и оценкадействий становятся в основном логическими.
Пятый этап.Наметившиеся на предыдущих этапах тенденции достигают своего полного развития.Способность к самокоманде сформирована. Действия систематичны, подчиненыстрогому плану, соотнесены с задачей. Контроль деятельности и оценка еерезультата становятся чисто логическими. Своеобразие данного этапа в том, чтопостроение плана предваряется анализом собственной структуры задачи.Преодолевается непосредственная привязанность к практическому решению.
В ситуации нетворческойзадачи интеллект реализует готовые логические программы. В ситуации творческойзадачи провал избранной программы («крах логических программ»)возвращает решающего на предыдущие структурные уровни организации интеллекта.Дальнейший ход решения характеризуется постепенным подъемом от уровня к уровню,и соответственно происходит смена типов поведения, характерных для каждого изэтапов развития. Таким образом структурные уровни организации интеллектавыступают теперь как ступени решения творческой задачи. Сложность задачи Я.А.Пономарев связывает с «величиной амплитуды смены доминирующих уровней,то есть с тем количеством структурных уровней организации психологическогомеханизма творчества, которое вовлекается в процесс решения в качестведоминирующих уровней организации этого процесса».
/>
Пономарев разработалтакже модель, демонстрирующую принцип взаимопроникновения сфер логического иинтуитивного (см. рис.2), внешние грани которых представляются как абстрактныепределы. Снизу таким пределом оказывается интуитивное мышление (действиястроятся преимущественно во внешнем плане), сверху — логическое мышления(действия по строгому внутреннему плану).
Центральное звенопсихологического механизма творческой деятельности включает следующие фазы: 1)логический анализ проблемы, приложение наличных знаний, доминирует высшийуровень. Эта фаза завершается крахом намеченных программ, возникновениемпоисковой доминанты; 2) интуитивное решение — удовлетворение потребности вновизне, доминирует нижний уровень; 3) вербализация интуитивного решения,приобретение нового знания, доминирует средний уровень; 4) формализация новогознания — формирование логического решения, доминирует высший уровень.
Таким образом, Я.А.Пономарев, тщательно анализируя процесс творчества, выделяет уровни развитиявнутреннеплановых действий от низшего (чисто интуитивного) до высшего(логического). В концепции Я.А. Пономарева познавательно-психологический барьерне рассматривается. Первая фаза завершается «крахом логическихпрограмм», соответствующим, на наш взгляд, моменту возникновения барьера.Известные (или очевидные) способы интеллектуальных действий оказываютсянеэффективными, в то же время барьер препятствует обнаружению иного пути.Выделенный нами особо момент преодоления барьера, по нашему мнению,соответствует второй фазе центрального звена психологического механизма творческойдеятельности — фазе интуитивного решения. Поскольку на этой фазе доминируетнижний уровень (интуитивный), то и сознательная фиксация и описание этогомомента испытуемым затруднительны.
/>/>
 
Понятиепознавательно-психологического барьера (ППБ)
Академик Б.М. Кедров,разрабатывая модель познавательно- психологического «механизма»научного открытия, ввел понятие «барьера»(познавательно-психологический барьер — ППБ). Этот барьер на первом этапесвоего возникновения и функционирования выполняет позитивную роль: он помогаетполнее исчерпать возможности достигнутой ступени познания и препятствуетслишком поспешному переходу на высшую ступень, поскольку этот переход, будучинеподготовленным, не может обеспечить действительного знания изучаемогопредмета (касается ли это открытия нового закона природыили создания новой теории). Мысль ученого задерживается на данной ступени и«барьер» не дает ей совершить «скачок» на более высокуюступень. Б.М. Кедров уподоблял действие этого «механизма» шорам,которые надеваются на глаза лошади, чтобы она не замечала того, что происходитпо сторонам, а видела только одну лежащую перед ней дорогу, его можно сравнитьтакже с движением по рельсам, по строго определенной, заранее проложеннойколее. Надо заметить, что это сравнение является очень удачным — движение мысличеловека также происходит, как правило, по довольно привычным, накатаннымпутям, мы автоматически выполняем заложенные в нас (воспитанием, образованием,прежним опытом) алгоритмы. Привычные мысли и действия в привычных ситуацияхпозволяют человеку не тратить усилия на решение уже решенных задач, на«изобретение велосипеда». Этот сдерживающий барьер, возникая автоматически(без контроля сознания), не прекращает своего действия и по исчерпании своейпозитивной роли (например, в ситуации, требующей кардинально нового подхода,пересмотра прежних взглядов). Когда достигнутая ступень познания уже исчерпаласебя, механизм действия ППБ препятствует переходу мысли человека на болеевысокую ступень. Для того, чтобы переход на следующую ступень все же случился,необходимо преодолеть этот барьер, мысль ученого должна «перескочить»преграду, сойти с колеи. Анализируя ход мысли ученого, совершающего научноеоткрытие, разрабатывающего новую теорию, Кедров приходит к выводу, что сутьпроцесса научного творчества — в восхождении от фиксирования единичных фактов(Е) к выявлению их особенностей и разбивке на определенные группы (О) и далее — от особенности О к всеобщности (В) (открытию нового закона природы). Краткоэтот процесс (логический аспект научного открытия) выражается следующейформулой:
Е=>О=>В
Действие ППБ можнообозначить в этой модели вертикальной чертой, изображающей преграду, возникающуюна пути перехода от особенности к всеобщности:
Е => О => | В
Научное открытие, когдаоно созрело, состоит в преодолении «барьера», что можнопроиллюстрировать следующей схемой:
Познавательно-психологическийбарьер возникает не только на самых высоких уровнях деятельности человеческогоинтеллекта, таких как научное творчество и создание новых теорий. Подобноеявление обнаруживается и на относительно низких уровнях мыслительнойдеятельности. В этом случае, отмечает Кедров, процессы, происходящие на низшихэлементарных уровнях, могут служитьмоделями для более сложныхпроцессов, таких как творческая деятельность ученых и совершение научныхоткрытий. Соглашаясь с этим утверждением, хотим также отметить, что изучениедействия ППБ и его преодоления на примере разных по сложности и «прочностибарьера» задач, которое явилось одной из задач нашего экспериментальногоисследования, представляет особый интерес, поскольку позволяет достаточно четкоосветить основные моменты процесса решения творческой задачи. При этом мы можемопределенным образом классифицировать эти задачи, проследить как преодолеваютсябарьеры того или иного типа. Задачи, которые были использованы в нашемисследовании, так или иначе основаны на действии «барьера». Важным,на наш взгляд, является и вопрос о том, как неинтеллектуальные качестваличности влияют на ее способность преодолевать барьеры разного уровня. Этотвопрос остается до сих пор недостаточно изученным, поэтому ему и уделяетсяособое внимание в нашей работе.
Что же помогаетчеловеку преодолеть этот «барьер», сойти с привычной колеи мысли?Б.М. Кедров использует здесь понятие «трамплина», называя такподсказку, наводящий вопрос (в случае элементарных «барьерных» задачв экспериментах) или же какую-либо случайную аналогию (например, химик Кекулевспоминал, что задачу о выяснении кольцевой структуры бензола он решил,наблюдая с крыши лондонского омнибуса, как сцеплялись между собой обезьяны,сидевшие в клетке). История научных открытий знает множество таких примеров,когда случайно возникшая ассоциация подсказывает ученому решение сложнойнаучной проблемы. Случайная ассоциация играет роль «подсказки»,«трамплина», помогающего мысли ученого совершить скачок на.новыйуровень, преодолеть «барьер». Анализируя более подробно механизмвозникновения нужной ассоциации, Б.М. Кедров использует понятие интуиции,понимая ее как нелогическую форму умственной деятельности человека, иливнесознательную (подсознательную) деятельность человеческого интеллекта.Человек, действующий интуитивно, не может сам объяснить, почему он поступаетименно так. Интуиция совершает свою работу как бы непосредственным образом, безпромежуточных ступеней, которые могли бы быть логически
проанализированы иалгоритмизированы. Действие интуиции иллюстрируется Б.М. Кедровым по следующейсхеме:
/>
Первоначально мысльчеловека работает лишь в одном направлении (а), барьер не позволяет ему,оставаясь в рамках этого направления, прийти к решению. В определенный моментвнезапно и совершенно случайно возникает другое направление мысли (|3),вызванное какими-либо посторонними событиями. Это новое направление пересекаетсяс тем, в котором до сих пор работала мысль ученого. В момент этого наложениясрабатывает интуиция: она подсказывает, что ключ к решению можно найти именно вэтом случайно возникшем направлении. Вторая цепь событий играет роль«трамплина» для первой, указывая путь преодоления«барьера», стоящего на пути к решению.
Б.М. Кедров особоподчеркивает следующие моменты, касающиеся работы интуиции в научном илиизобретательском творчестве.
1.        Необходимапредшествующая длительная и кропотливая работа ученого, подготовительная работамысли, чтобы случайная ассоциация сработала именно в направлении решения даннойпроблемы.
2.        Интуиция,какформа непосредственного умозаключения в силу своей особенности недает возможностиобъяснить свою работу, поскольку отсутствуютнеобходимые для этого звенья логической цепи.
3.       Результатомработы интуиции является нахождение определенного решения, но при этом самаработа интуиции частично или полностьюускользает от внимания или памятисамого человека, особенно в случае, когда внешний толчок к возникновениюассоциации был несущественным, не ярким. В сознании человека сохраняется лишьсам процесс «прозрения» и его результат. В длинной цепи событий,связанных с поисковой, творческой деятельностью человека, работа интуициипредставляет лишь один краткий момент; вне этой цепи интуиция кажется совершеннонеобъяснимой и непонятной. Поэтому, изучая работу творческой мысли человекадаже на примере элементарных задач, мы должны рассматривать этот процесс, незабывая о взаимосвязи и взаимообусловленности каждого из его элементов.
Б.М. Кедров, введя понятиепознавательно-психологический барьер, не делал предметом специальногорассмотрения вопрос о различной степени сложности барьеров, спецификупреодоления барьера в элементарных и сложных творческих задачах. На мой взгляд,эти вопросы заслуживают специального внимания и исследования.
 
Барьеры всистемно-динамической модели деятельности
Особая роль понятиюбарьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработаннойР.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как.«активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодолениеразличных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей».Барьер рассматривается как субъективно-объективная категория. Особое значениеР.Х. Шакуров придает делению барьеров на ценностные (первичные) и операционные(вторичные). Ценностные барьеры непосредственно связаны с потребностями,операционные — с устремлениями и действиями субъекта. Барьер — детерминирующийфактор динамизации деятельности. Жизнь человека состоит из процесса преодолениянепрерывной цепи барьеров различного рода (физических, духовных, социальных,ценностных, информационных и т.д.) в целях удовлетворения потребностей.Преодоление — ведущий механизм становления человеческой личности. Главной функциейбарьеров является мобилизация внутренних ресурсов индивида для преодолениясопротивления среды.
Системно-динамическаямодель деятельности как процесс представлена последовательной включенностьюсубъекта в четыре фазы жизнедеятельности: I. Ориентировка в новой ситуации; II.Программирование; III. Исполнение программы; IV. Корректирование. Мотивациявводится в виде составного звена в каждую из фаз. На первойфазепотребность преобразуется в мотив, пройдя через специальный динамизирующиймеханизм, в последующем — в интерес, влечение к определенным ценностям. Навторой фазе интересы и желания превращаются в намерение действовать. На третьейфазе указанное намерение превращается в установку действовать в направлениицели, которая приводит к удовлетворенности или неудовлетворенности субъектарезультатом деятельности. При этом на каждой фазе действие механизмаобусловлено влиянием барьера: на I фазе — ценностно- информационного барьера,на II фазе — барьера неопределенности, на III фазе — предметно-преобразовательногобарьера, на IV фазе — барьера дефицита информации о полученном результате.
Ценностно-информационныйбарьер состоит из двух взаимосвязанных блоков — ценностного (первичный барьер,выполняющий функцию актуализации потребности) и информационного (вторичныйбарьер, актуализирующий и динамизирующий операционные системы). Информационныйбарьер дает толчок к поисково-ориентировочным действиям, включающим: I)первоначальный анализ барьера, 2) его оценку с точки зрения преодолимости(прогноз успеха или неудачи), 3) постановку задачи по преодолению барьера, еслипрогноз оптимистический, 4) сбор и анализ информации об условиях деятельности.
Р.Х. Шакуровподчеркивает также, что идея о развивающем эффекте барьеров имплицитносодержится во многих исследованиях, особенно по психологии творческогомышления. Нельзя не согласиться с тем, что «развитие творческого мышленияпроисходит в процессе преодоления информационно- преобразовательных нерутинныхбарьеров». Здесь мы сталкиваемся с делением барьеров на «нерутинные»и «рутинные». Ситуация творческой задачи интересна именно тем, чтовозникающий информационный барьер создает неопределенность в удовлетворениипотребности.
Таким образом, вработах Р.Х. Шакурова намечены основные направления для изучения такогофеномена как барьеры (внешние и внутренние, первичные и вторичные,«рутинные» и «нерутинные», информационные, социальные идр.), что вполне согласуется с моим стремлением углубленно исследовать явлениебарьеров в интеллектуальном творчестве с опорой в том числе и на даннуюконцепцию, где особый интерес для нас представляютинформационно-преобразовательные нерутинные барьеры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.