Реферат по предмету "Психология"


Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта профессиональной деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОБЛЕМ ВИЗУАЛЬНОЙКОММУНИКАЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. Погорелова,
Н.Н. Волоскова
 
Выход российского общества из кризиса невозможен безпреодоления разорванности индивидуального, личностного исубъектно-деятельностного развития. Процесс персонализации или созданиесоциально-психологического образа, имиджа, свойственного культуре и традициямнашего общества,  способствует достижению высших уровней профессионализма субъекта деятельности. Статья посвящена исследованию неблагоприятныхпсихотипологических и личностных индикаторов проблем персонализации (имиджа) ивизуальной коммуникации (публичного выступления) субъекта профессиональнойдеятельности. Авторская точка зрения представлена с позиций конституциональнойпсихологии
Развитие средств массовойинформации предъявляет высокие требования к специалистам, которые передают намежличностном уровне информацию посредством созданного эмоционального образа — визуальной коммуникации. Визуальная коммуникация имеет ряд функциональныххарактеристик: коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную,конативную и креативную, которые рассматриваются в единстве с психическими,социально-психологическими и социальными функциями взаимодействия человека счеловеком (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов и др.).
Вступая на публичную “арену”, субъект демонстрирует публичное “Я” — целостную “выпуклую” систему качествиндивидуально-типологи­чес­ких, личностно-характерологических,профессионально-деловых, которые становятся орудием воздействия на группы,субпопуляции профессионалов  и непрофессионалов организаций, учреждений икорпораций. 
Телевизионный имидж или имидж выступающего на публикудетерминирован потребностью в идентификации, уподоблении с неким образом,имеющим отличительные внешние признаки, которые в дальнейшем становятся“символом определенного социального типажа” (Э. Фромм).  В связи с этим имидждолжен соответствовать ожиданиям аудитории, подчеркивать ситуативнуюобусловленность воспринимаемого образа (Т.З. Адамьянц, О.П. Березкина,Г.Г. Почепцов, А.Ю. Панасюк и др.). В нашем исследовании перед началом индивидуальнойпсихологической подготовки к визуальной коммуникации проводился анализсоциологических ожиданий аудитории.
Психологические ожидания (портрет кандидата) длясубъекта профессиональной деятельности выявили качественные различия всравнении с психологическими ожиданиями предпринимателей, работниковнегосударственных, сельскохозяйственных предприятий, здравоохранения и системыобразования. Опрос ожиданий проводился по трем шкалам: “Политик”, “Управленец”,“Личность”. По шкале “Политик” наибольшее количество опрошенных выделилозначимыми показателямиследующие: знание местных проблем (16,3%), опытработы в органах федеральной власти (8,4%), известность как политика (10%).Общим для всех участвующих в психолого-социологическом опросе по показателю “Управленец”было требование высшего образования — по этому показателю мнение колеблется от15% до 21% опрошенных. Значимым явился показатель способности самостоятельнопринимать решения (7,8%), умение планировать и организовывать работу (5,8%),умение взаимодействовать с властью (6,8%). По показателю “Личность” выявленоследующее: способность логично рассуждать (9,8%), сообразительность(динамичность мышления) – 9,1%, ответственность за свои решения (11%).
Анализ показал, что психологические ожидания характеризуютсямалой представленностью ведущих личностных и профессиональных качествкандидатов. В связи с этим, публичные выступления могут способствоватьнеадекватному выбору профессионального кандидата со стороны той или инойсубпопуляции, то  большинство представителей субпопуляций психологически неподготовлены к проблеме выбора оптимального кандидата ни с профессиональных, нис психологических позиций. В этом случае экспертная оценка профессиональных иличностных качеств кандидата предпочтительнее для достижения успеха в различныхпрофессиональных структурах.    
   Исходный уровень психологического и психическогоздоровья, который зависит от психолого-биологического резерва личности,психологической толерантности по отношению к внешним факторам, надежности функционированияиндивидуального барьера психической и психологической адаптации, стабильностиконституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации иадаптации, обусловливает успешность профессиональной деятельности субъекта(И.В. Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев, В.А. Шурупов).
Визуальная коммуникация является одним из компонентовкоммуникативной компетентности, включающей еще гибкость в общении иэффективность взаимодействия с людьми (рис. 1.).
/>
Рис.1Структура коммуникативной компетентности.
Визуальная коммуникация демонстрирует вербальный(содержательно-смысловой уровень высказывания, культура речи) и невербальный(мимика, поза, жесты, пантомимика) имидж, паравербальные характеристики речи(тон, тембр, скорость, паузирование, модуляции голоса).
Перечисленные характеристики, вероятнее всего,определяют успешность или неуспешность формирования персонализации, то естьимиджа профессионала. Возникает актуальнейшая проблема  своевременной оценки ивыявления психологических индикаторов затруднений самореализации исамопрезентации в процессе визуальной коммуникации у субъекта профессиональнойдеятельности.
С нашей точки зрения, существующую проблему необходиморешать с учетом конституционально-континуальных психотипологическихособенностей личности, учитывая иерархию низших и высших специфических свойствцелостного субъекта, включенного во все многообразие реальных связей иотношений.
Не меньшую актуальность представляют собой вопросыпсихологической подготовки к визуальной коммуникации профессионала. Есливизуальная коммуникация не соответствует реальным позитивным психологическимспособностям профессионального лидера, то общество, субпопуляция отвергнетпредлагаемого лидера, несмотря на вероятностный коллективный профессиональныйуспех, без которого у большинства сограждан социальные перспективы значительноограничиваются.
Представители различных элит нашего общества –политической, экономической, административной, военной, научной, бизнес-элитыживут и работают в той же социально-экологической среде обитания, что ипредставители основной популяции,  испытывая непрерывный поток преимущественнонегативных информационных воздействий. Информационно-стрессовые социальные факторы,взаимодействуя с психотипологической структурой личности представителей элит,вероятнее всего, нарушают оптимальную субъект-субъектную и субъект-объектнуюдеятельность, искажая относительно гармоничные межличностные взаимоотношения,дестабилизируя психолого-акмеологические механизмы социального «дозревания»личности (К.А. Абульханова–Славская, И.В. Боев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач,А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева, В.И. Кривоконь).
Результаты наших исследований основаны на эмпирическоми психологическом обследовании 220 кадровых сотрудников государственныхорганизаций, заводов, финансовых корпораций регионального и муниципальногоуровня в период с 2001 по 2004 год. Возраст испытуемых — от 35 до 55 лет. Всостав испытуемых нами были отнесены: начальники отделов государственныхорганизаций, руководители комитетов, помощники, заместители, главныеспециалисты.
            Методики исследования: оценка уровня невротизациии психопатизации (Е.В. Бажин с соавт. 1976, И.Б. Ласко, 1980), личностныйопросник Айзенка, шкала тревоги Тейлор, клинический опросник для выявления иоценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.А. Менделевич, 1978), тестфрустрационной толерантности Розенцвейга, тест антиципационной состоятельности(ТАСС — В.Д. Менделевич, 1999). Все полученные данные были подвергнутыматематической непараметрической обработке – дискриминантному анализу (С.Ф.Ступак, И.В. Боев, 1979). С целью подтверждения сравнительной эффективностиметодов психологической подготовки использовались: опросник Т.П. Зинченко дляформирования психологического эталона специальности (должности) – ПЭС (поматериалам А.А. Фрумкин, А.Н. Доценко) и адаптированный вариант технологии«Центра оценки персонала», предложенный Т.Ю. Базаровым и Е.А. Аксеновой(2005).
            Эталоны специальности содержали моделитипичных деловых ситуаций, которые основывались на материале реальных проблеморганизации. Проводилось обсуждение, которое давало возможность оценитьмыслительные и управленческие способности профессионалов, а также предлагаемыеими конкретные программы действий. Кадровоеобеспечение психодиагностики включало группу экспертов-наблюдателей.
            Анализ психотипологической и личностной структурыиспытуемых продемонстрировал следующие результаты: представители мозаичногопсихотипа составили 5% обследованных, эпилептоидного психотипа – 22%,шизоидного психотипа – 18%, шизо-эпилептоидного психотипа – 22%,истеро-эпилептоидного – 21%, представители истеро-циклоидного психотипа – 12%обследованных.     
Анализ результатов исследованияпоказал, что конституционально-психотипологическая личностная структура  всехобследованных, вступая во взаимодействие с деструктивными факторами социальнойсреды обитания, подвергалась личностной изменчивости, выходя за рамки диапазонапсихологической нормы-акцентуации, достигая диапазона пограничной аномальнойличности (ПАЛ).
На примере представителей систеро-эпилептоидным психотипом можно наблюдать психотипологический негативныйдрейф в сторону ПАЛ, когда на фоне заметных личностных, психотипологических,поведенческих аномальных изменений служащие отличались активным стремлениемиспользовать свое служебное положение в личных, а не в корпоративных интересах.В ситуации выбора, предпочтение отдавалось неоптимальным проектам намуниципальном и региональном уровне, многократным неэффективным попыткамиспользования стереотипного средства (способа) работы, что указывало наинертность (ригидность) мышления и снижение креативности. Отсутствовало  умениенайти нестандартный способ решения проблемы или устранения, нейтрализации конфликтнойситуации. По мере нарастания признаков аномальной личностной и поведенческойизменчивости представители истеро-эпилептоидного психотипа становилисьнетерпимы к мнению коллег, отмечалось снижение способности к объективнойаргументации своей точки зрения на фоне потребности, требования признаниясобственных высоких профессиональных качеств от корпорации. Уменьшение гибкостимышления препятствовало поиску рациональных вариантов решения профессиональнойпроблемы. Коллеги,  высказывающие, а, тем более, настаивающие на своейпрофессиональной точке зрения, подвергались психологической и профессиональнойобструкции. Процесс социальной дезадаптации осложнялся формированиемфрагментарных, не всегда стойких по своей структуре и степени выраженностиневротических и психосоматических нарушений, бытовой алкоголизации.
В процессе визуальной коммуникации истеро-эпилептоидывыявляли психологические индикаторы проблем — формулирования предложений поразвитию инноваций, систематичности и гибкости мышления, демонстрируя склонностьк однозначным, безальтернативным решениям, категоричности в суждениях,неприятия и даже боязнь новых мнений, новых решений. Ригидно настаивали насобственном варианте решения, как единственно правильном, не учитываяобъективных обстоятельств. Субъекты профессиональной деятельности систеро-эпилептоидным психотипом, в тоже время, отличались развитымикоммуникативными навыками, которые реализовались при взаимодействии сперсоналом своего отдела, других отделов и руководителями организации. Представителиданного психотипа владеют уверенным стилем самопрезентации с оттенкомнаигранности, неискренности. Таким образом, аномальная личностная  изменчивостьу испытуемых изменяет поведенческие стереотипы,  психологические переживания,а, в конечном итоге, сказывается на формировании профессиональных отношений,персонализации и их вербального имиджа.
Хроническое социальное стрессирование вызываетформирование аномальных личностных и поведенческих изменений у субъектовпрофессиональной деятельности с истеро-циклоидной структурой личности, а такжеболезненных невротических, психосоматических нарушений, что указывает на«прорыв» индивидуального барьера психической и психологической адаптации, наснижение психологической толерантности к социальным стрессорам. В поведениипреобладала нерешительность, стремление быстрее «закрыть» проблему, отмечалосьзатруднение в определении собственных профессиональных целей. В визуальнойкоммуникации демонстрировались развитые коммуникативные навыки, использоваласьэкспрессивная модель общения с нереально оптимистической оценкойпрофессиональной ситуации, когда внешняя пантомимическая активность зашторивалаубогость содержания профессиональных предложений. При этом представителиданного типа стремились любыми путями получить высокую оценку своих действий.
Особенностью профессионалов истеро-эпилептоидного иистеро-циклоидного психотипов являлось то, что даже в тривиальныхсоциально-стрессовых, но длительно сохраняющихся условиях у них наблюдалосьформирование признаков негативного личностного дрейфа в сторону диапазона ПАЛ.В случае же воздействия значимых социально-стрессовых факторов у представителейрассматриваемых психотипов обнаруживались фрагментарные признаки расстройств ипереживаний невротического уровня. Последнее искажало профессиональные имежличностные отношения. Визуальная коммуникация располагала окружающих,приводя к психологической релаксации. Способность адекватно использовать навыкипубличных  выступлений позволяла им сохранять профессиональный имидж, которыйне  был подтвержден профессиональными успехами. Демонстрируя себя,  используютидентичный тип взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях, проявляя приэтом негативизм по отношению к партнерам, стремление к интригам для нивелировкипрофессиональных успехов коллег. Склонны к фантазиям и профессиональномупрожектерству, не задумываясь о конкретных способах и механизмах реализациипредлагаемых решений. Способны искажать отдельные элементы поступающей извнеинформации с целью добиться принятия предлагаемых ими решений и проектов.
Среди представителей, относящихся к шизоидному,эпилептоидному, шизо-эпилептоидному и мозаичному психотипам, столь заметнойличностной деструкции под влиянием социальных факторов не отмечалось.Негативный личностный дрейф наблюдался лишь в случае воздействия длительных изначимых социально-стрессовых факторов, адресованных к месту наименьшегосопротивления психотипологической структуры личности, в частности к сенситивными психастеническим чертам. Банальные социально-стрессовые ситуации и условиясреды обитания не провоцировали у служащих с указанными психотипами негативноголичностного дрейфа в сторону ПАЛ, что подчеркивает надежность функционированияиндивидуального барьера психологической и психической адаптации, сохранностьвысокой толерантности.
В визуальной коммуникации представленные психотипыимеют определенную феноменологию, определяющую психологические индикаторыпроблем. Так, представители шизоидных психотипов стремятся избегать публичныхвыступлений. Однако в случае необходимости общения с аудиторией занимаютпассивно-формальную позицию по отношению к конечному результату группы,демонстрируя незаинтересованность в происходящем, низкий уровеньэмоциональности, пантомимическую  невыразительность, монотонность речи.Эпилептоидный психотип в публичных выступлениях не учитывает мнения других,отличные от собственного, резко критикует их, стремясь к психологическомуподавлению оппонентов; эмоционально бурно реагируют в сложных, противоречивыхситуациях, склонны к вспыльчивости, агрессивности. Практически не способныпризнать ограниченность собственной профессиональной компетентности.
Шизо-эпилептоидный и мозаичный психотипы стремятсядостичь наилучшего результата, высказывают заинтересованность впрофессиональном росте. Представители данных психотипов по сравнению состальными отличаются предельной профессиональной честностью в оценке проектови решений, личной скромностью в оценке своих заслуг. По отношению к аудиторииотличаются доброжелательностью, в любых рассматриваемых вопросах на первоеместо выносят компетентность коллег. Ориентированы на позитивные межличностныеотношения, используя в своей практике  побуждающий вид публичных выступлений.Таким образом, представители указанных личностных психотипов выявляютпсиходиагностические индикаторы проблем визуальной коммуникации, такие как:невыразительность выступления, неумение пользоваться определенным видомпубличного выступления, проявляют застенчивость, безэмоциональность или же,наоборот, бурные эмоциональные реакции при способности добиваться реальныхпрофессиональных успехов. В то время как истеро-эпилептоидные иистеро-циклоидные психотипы хорошо владеют навыками публичного выступления, приотсутствии конкретных профессиональных успехов.
           
Литература
1.     Абульханова- Славская К.А.Стратегия жизни. – М., 1991.
2.     Андреева Г.М. Процессыкаузальной атрибуции в межличностном восприятии //Вопросы психологии. №6. 1979.
3.     Бодалев А.А. Психологиямежличностного общения. – Рязань, 1994.
4.     Боев И.В. Пограничнаяаномальная личность. – Ставрополь, 1999.
5.     Боев И.В., Кривоконь В.И.,Гнучев В.Ф. Психолого-акмеологические характеристики устойчивости специалистов,профессионалов и руководителей региональных, муниципальных и метных уровней кстрессовым факторам и экстремльным условиям. – Уч.-метод. пособие. –Ставрополь. – 1999.
6.     Ломов Б.Ф. Общение какпроблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. –М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.