МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
______________________________________________________
Кафедра«____________________________»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология»
На тему «Психологическаяспецифика конфликтов на различных уровнях социальной системы»
Выполнил студент __курса
специальности____________
_________________________
Проверил:________________
г. ______________
2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 5
1.1.Особенности межличностного конфликта 5
1.2.Межличностные конфликты в семье 9
1.3. Межличностныеконфликты в педагогическом
процессе 11
ГЛАВА 2.КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1. Спецификаконфликта в организации 13
2.2.Производственные конфликты 15
ГЛАВА 3.МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ 17
3.1.Особенности межгрупповых конфликтов 17
3.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов 19
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты возникают повсюду. Мы обнаруживаем их в личной жизни, они возникает между родителями и ребенком, между супружескими парами. Мы встречаем их на службе между работодателем и подчиненными, между мужчиной и женщиной. Мы видим, как религия идет против религии, нация против нации. Это глубинная тема всей человеческой истории. Я выбрал темой своего реферата «Психологическую спецификуконфликтов на различных уровнях социальной системы», чтобы лучше познатьконфликт и выходы из него. Я надеюсь рассмотренная мною тема, а следовательно инакопленный опыт помогут мне и в дальнейшем преодолевать сложные ситуации вжизни, сглаживать углы назревающих конфликтов.
Конфликт — это всегда сложный имногоплановый социально-психологический феномен. В нем участвуют самые различныестороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государстваи группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликтывозникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим,экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из настакже знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постояннымпротиворечиям и психологическим стрессам. Кому, например, не знакома внутренненапряженная ситуация «и хочется и колется» (стремление начать новое дело,испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь,боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла (когда приходитсявыбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).
Это многообразие оснований,форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения егопонятия и создания типологии конфликтов.
Существует даже целый раздел впсихологии — конфликтология, который занимается изучением конфликтов. Надоотметить, что до сих пор сущность конфликт так и не изучена. Существуетогромное количество различных мнений и суждений.
Еще древние философы считали,что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимоот мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связанажизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще неупотребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, апредставляет собой лишь ее часть.
Со временем стало быстроувеличиваться число работ и с конфликтной тематикой. Наряду с социологиейконфликта появилась и психология конфликта.
Если социология ориентирована наанализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточиваетсяпреимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий,хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектовмежгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.
Психолог видит в конфликтномвзаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов,которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживаемыймолодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьмаболезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя,поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотетьизбавиться от неудовлетворяюшей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременноон может бояться стать безработным.
Испытываемые при подобного родаконфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолькосильными, что превратятся в источник невроза или стресса.
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
Под межличностным конфликтомпонимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникшихпротиворечий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-токонкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляетсяво взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтахсубъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно,лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могутпроисходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
1.1.Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждаясторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, людиприбегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениями унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острыенегативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействиеучастников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликтастановится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешенияконфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляетотсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У нихпоявляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни ите же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушаютнормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленнодействовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действияущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чащевсего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешениеконфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие сторонывместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликтразрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным иконфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Любое урегулирование конфликта илиего предупреждение направлены на сохранение существующей системымежличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказатьсятакие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. Всвязи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные идеструктивные.
К конструктивным функциям относят:
· познавательную (появление конфликта выступает как симптомнеблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
· функцию развития (конфликт является важным источником развитияего участников и совершенствования процесса взаимодействия);
· инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешенияпротиворечий);
· перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающиесуществующие межличностные взаимодействия, способствует развитиювзаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликтасвязаны с:
· разрушением существующей совместной деятельности;
· ухудшением или развалом отношений;
· негативным самочувствием участников;
· низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает улюдей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.
При системном изучении конфликтов вних выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликтеявляются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы,сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между егоэлементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы иструктура постоянно изменяются.
Сам конфликт состоит из трехпериодов:
1) предконфликт (возникновениеобъективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации,попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация,сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичнаянормализация отношений, полная нормализация отношений).
Доктор психологии Даниэль Дэна, одиниз пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методеулучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:[1]
1-й уровень: стычки (мелкиенеприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения(перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры,уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрыенамерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастаниестолкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которыеносят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участниковдоходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
Конфликтная ситуация характеризуетсяналичием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению однимобъектом.
Например, вопрос лидерства в учебнойгруппе между учениками. Для возникновения конфликта необходим повод, которыйактивизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступатьлюбые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примереповодом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидерылюбого ученика.
В конфликтной ситуации выявляютсясубъекты и объект конфликта.
К субъектом межличностного конфликтаотносят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы,стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликтасчитают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которойстремится каждый из противоборствующих субъектов.
Всякий межличностный конфликт вконце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиляповедения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликтаназывают эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Кроме того, исследователи выделяютследующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство,уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характернонастойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своихинтересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткойуйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-занедостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагаетготовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранениявзаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок собеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемоерешение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество — предполагаетсовместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведениисчитаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможностьпонять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый дляпротивостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6) Ассертивное поведение (от англ.assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способностьчеловека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересовдругих людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересовявлялась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивноеповедение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуациипомогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективностьдостигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким жечеловеком[2].
Следует также различать типы людей,которые также действуют на характер межличностных конфликтов, а также на их разрешение.
Особенности личности проявляются вее темпераменте, характере и уровне личностного развития.
Темперамент дается человеку с егорождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психическихпроцессов и состояний человека.
Темперамент оказывает существенноевлияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерикалегко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывестииз себя.
Уровень личностного развития — ещеодин важный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.
Личность развивается исовершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения ивоспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать своидействия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих.Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать подпостоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньшетрений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человекаопределяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этомпроцессе, или не в состоянии «совладать с собой».
При адекватной самооценке иадекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций привзаимодействии с другими людьми. При завышенной самооценке у человека, намеренноподчеркивающего свое превосходство над другими, как правило, постоянныепроблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношениемк себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышеннойсамооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного родапоощрений и вознаграждений, У людей с заниженной самооценкой и заниженныхпритязаниях много неудач, а, следовательно, и переживаний неудач. Поведениечеловека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекснеполноценности», несамостоятельности, зависимости от других.
В межличностных столкновениях людивыражают свои претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме.Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся — в доброжелательнойили в агрессивной форме. Давно известно – слово лечит, но слово и калечит.Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации,бесконфликтное взаимодействие формирует у людей положительные эмоции.
Универсальным средством разрешения конфликтов являютсяпереговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конфликты, но дажемеждународные войны.
1.2. Межличностные конфликтыв семье
Семья — уникальный институтвзаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейшийсоюз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживатьи родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзелюди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии,доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.
Однако семья постоянно находитсяв процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации ичленам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение вразличных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность.Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различногорода столкновения. В жизни каждой семьи, которая существует продолжительноевремя, есть периоды, когда в ней происходят важные изменения, способные вызватьконфликтные ситуации. Назовем основные из них.
Первоначальный период —происходит адаптация супругов друг к другу. По статистике в течение первогогода совместной жизни разрушаются до 30% браков.
Второй период — появление детей,которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможностисупругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливаетсяусталость, могут проявляться противоположные представления по вопросамвоспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка можетпровоцировать межличностные конфликты.
Третий период — появление новыхчленов семьи во взаимодействии — невест, зятьев, внуков, родителей другойстороны. Наступающие зрелый возраст и старость также создают свои проблемы.
Каждый из этих периодовхарактеризуется своими специфическими конфликтными ситуациями и конфликтами.На возникновение межличностных конфликтов в семье на любом отрезке ее развитиямогут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это изменения,происходящие в обществе, например, изменение моральных и культурных критериев,утверждение культа наживы и ориентация на удовлетворение чувственныхпотребностей (в противоположность интеллектуальным, требующим огромных затратвремени и внутренней энергии), отсутствие социальной защищенности семьи и др.
В первый период, период притиркисупругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:
· межличностная несовместимость;
· претензии на лидерство;
· претензии на превосходство;
· разделение домашних дел;
· претензии на управление бюджетом;
· следование советам родственников и друзей;
· интимно-личная адаптация.
Второй период, вызывающийкардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин иповодов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно больше,возникают проблемы, которых ранее не было. Ребенок требует к себе внимания 24часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времениуделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный.Ей необходим отдых не только физический, но и психическая разгрузка. Многиеженщины в таком положении становятся раздражительными, неадекватно реагируютна некоторые действия мужа. Конфликт может возникнуть по любому поводу.
В этих условиях муж обязанотноситься к жене с большим вниманием, чем до рождения ребенка- Раздражениежены обязательно скажется на формировании характера ребенка. Более того, ономожет оказать влияние на формирование его смысла жизни. Психолог Д.А. Леонтьевутверждает, что смысл жизни у каждого человека складывается очень рано.
Вторым фундаментальнымпсихологическим фактом является то, что на бессознательном уровне определенныйсмысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складывается укаждого человека уже к 3—5 годам...[3]
Ребенок растет, а с ним иконфликты. В наше время, когда нет гарантии безопасности нигде и никому,конфликты между родителями и детьми возникают из-за их позднего возвращениядомой. В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позициявзрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Еголичность находится в стадии становления, поэтому реакция подростков на внешнеевоздействие более непосредственна, чем у взрослых.
Конфликты приобретают особуюостроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своемразвитии далеко от подростков.
В третьем периоде, когда всемье появляются новые члены (невестки или зятья), может возникнуть многопричин для межличностных конфликтов. Вариантов появления нового человека всемье может быть много, однако самым популярным является тот, когда мужприводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возможны конфликты: мать —невестка, мать — сын, сын — жена. Эти конфликты с неизбежностью втягивают всвою орбиту отца сына и родственников его жены.
После вступления в брак молодыхлюдей всем необходимо понять, что не только они, но и все родственникипереходят в совершенно новое качество, не известное ранее никому из них —появился новый «родной» человек в семье. Все усилия родственников должны бытьнаправлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все вновой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не напровоцирован и е межличностных конфликтов, а на их предупреждение.
1.3. Межличностные конфликты в педагогическом процессе
В педагогической практикеосновными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
· ученик — ученик;
· ученик — учитель;
· учитель — учитель.
Конфликт «ученик —ученик». Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-запретензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникатьмежду устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы.Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп,каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом.Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабымежличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняютсяруководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическуюсферу лидирования, иногда вместе с родителями.
Случайные межличностныеконфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личногопревосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а также между отдельнымиучениками младших классов.
Конфликт «ученик —учитель». Межличностные конфликты между учениками и учителями возникаютв старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой женепререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов невозникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаиваетсяпозиция «Я — взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций спреподавателем.
В старших классах школьникистремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой,самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственныепривязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этомвозрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и можетприводить к конфликтам в любой форме.
Конфликты между учителем иучениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях вконфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторыеучителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников.Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятныхотношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью подготовкиучеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально конфликтны.Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженныеоценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливаяоценка знаний учеников.
Конфликт «педагог —педагог». Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не толькоиз-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровняразвития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в средепреподавателей:
1) соперничество учителя, толькодостигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранеепризнанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанныхавторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинаетсянездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
2) поведение, подчеркивающеестепень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяютсебе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязыватьв виде образца свою методику;
3) создание некоторымипреподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивнойдеятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях,саморекламой и т.п.
В высшей школе данные конфликтыприобретают формы:
· студент — студент,
· студент — преподаватель,
· преподаватель — преподаватель,
· преподаватель — руководство.
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ ВОРГАНИЗАЦИИ
Организация — это не толькопроизводственно-технологическое объединение людей и средств производства. Этотакже и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности дляразвития производства, принимают активное участие в решении социально-экономическихпроблем. Организация — это такая совокупность людей, в которой индивидыобъединены определенными связями и отношениями.
В обществе функционируют различныетипы организаций: предприятия, учреждения, университеты, институты, финансовыеструктуры, общественные организации (например, политические партии, профсоюзыи др.), ассоциативные организации (например, семья).
Являясь важнейшей ячейкой общества,организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся наразных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает нетолько производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов.Взаимные связи и отношения складываются не только на основе производственнойдеятельности, но и под влиянием реальных условий жизни: политических,психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие интересы, идеи,цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с солидарностью в трудовомколлективе возникают и конфликтные ситуации.
2.1.Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации — этооткрытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессевзаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Предтечей конфликта в организацииявляется социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точекзрения на сущность социальной напряженности.
1) Социальная напряженность вреальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллективаочевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найтивыход из ситуации через ту или иную форму конфликта[4].
2) Социальная напряженностьпредставляет собой противоречие между объективным характером социальныхотношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. Науровне организации проявление напряженности будет сопровождаться отклонениемот нормального сотрудничества, которое является специфической качественнойхарактеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности.
3) Социальная напряженность — этонарушение нормальных отношений и неадекватное функционирование участниковвзаимодействия.
Выделяют две группы факторов,способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе:внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся:
· невыполнение руководством организации своих обещаний и нежеланиеобъяснить людям действительное состояние дел;
· нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставоксырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошозаработать;
· отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшенииусловий труда, быта и отдыха работников;
· конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливогораспределения материальных благ и фонда оплаты труда;
· внедрение инноваций и радикальных преобразований без учетаинтересов работников;
· подстрекательская деятельность неформальных лидеров.
Внешние факторы:
· дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересовразличных политических групп;
· возникновение острого дефицита на продукты и товары первойнеобходимости;
· ущемление социальных льгот в новых законодательных актах;
· резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членовтрудового коллектива;
· обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащениеотдельных граждан.
Конфликты в организации развиваются,как правило, через конфронтацию частных и общих интересов.
Люди, занимающие различные статусы ворганизации, могут сознавать или не осознавать свои объективные интересы и ихпротиворечивость. Но только осознанные интересы превращаются в источникактивных социальных действий работника. Это осознание происходит либо врезультате самостоятельного осмысления собственного жизненного опыта ворганизации, либо при разъяснительной работе тех, кто осознал раньшепротиворечивость возникших интересов, либо в результате манипулированиясознанием членов организации. Однако осознание противоположности интересов ещене ведет автоматически к конфликту. Конфликт — это открытая формасуществования противоречивых интересов.
Конфликт может вытекать как изреально противоположных объективных интересов, так и из иллюзорногопредставления об их противоположности. Конфликт на искусственной почве можетвозникнуть в случае, когда его участники принимают различие интересов за ихпротивоположность[5].
В организациях также различают: 1)внутренние конфликты и 2) конфликты с внешней средой.
Внутренние конфликты возникают в рамкахорганизации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующиенормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые наопределенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам относятся:
1) межиндивидуальный конфликт —расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта может служитьконфликт между авторитарным стилем управления руководителя и стремлениемнекоторых подчиненных к инициативе и творчеству;
2) внутригрупповой конфликт — междусоперничающими сотрудниками внутри подразделения или между руководителямиподразделений по вопросу «Кто важнее в иерархии отдела или предприятия?».Здесь часто возникают смешанные мотивации, связанные с амбициями, карьернымицелями;
3) межгрупповой конфликт — например,конфликт между совладельцами предприятий. Эта ситуация особенно сложна, еслисобственность поделена между органами власти (федеральная, муниципальнаясобственность) и частными лицами.
Конфликты с внешней средой — этоконфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий сконкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
2.2.Производственные конфликты
Производственные конфликты — этоспецифическая форма выражения противоречий в производственных отношенияхтрудового коллектива.
Производственные конфликтысуществуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственныхконфликтов:
1) конфликты внутри малыхпроизводственных групп (внутригрупповые конфликты):
· конфликт между рядовыми работниками;
· конфликт между руководителями и подчиненными;
· конфликт между работниками различной квалификации, возраста;
2) конфликты между малымипроизводственными группами (межгрупповые конфликты);
3) конфликты между производственнымигруппами и административно-управленческим аппаратом;
Внутригрупповые конфликты:
4) конфликты между совладельцамипредприятий (организаций). Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях,отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для ниххарактерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей;они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.
Руководитель является наиболеевлиятельным и авторитетным лицом в создании нормальных межличностных отношений.Если руководитель не замечает своих подчиненных, не считается с их мнением —может возникнуть конфликт.
Бывают ситуации, когда одна изсторон не приемлет норм и принципов другой стороны, но об этом не говоритоткрыто и не добивается изменения сложившегося положения. Это особенно частопроявляется в отношениях между руководителем и подчиненным. Последнийвозмущается (негласно) поведением своего руководителя, но не хочет портить сним отношения. Например, фирма занимается изготовлением и реализацией вино –водочной продукции. Часть продукции реализуется, но средства от нее поступаютне на счет фирмы, а расходуются в личных интересах руководителя. Это становитсяизвестно сотрудникам и вызывает их резкое недовольство. Они осуждают действиясвоего руководителя, но открыто его не критикуют, так как существуетопределенная зависимость подчиненного от руководителя. Отсутствие возможностиоткрыто высказывать критические замечания, зажим критики — отрицательныефакторы, способные привести к конфликту в организации.
ГЛАВА 3. МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ
Ныне на Земле проживает более 6миллиардов человек. Они объединяются более чем в две сотнинационально-государственных образований. 20 миллионов экономических организацийи сотни миллионов других больших и малых социальных групп, будь то семья,религиозная община, сельский сход или политическая элита. Отношения между нимизаведомо не могут быть безоблачными. Причин для возникновения конфликтов междусоциальными группами великое множество: ограниченность ресурсов, высотасоциального статуса. навязывание социокультурных ценностей и др.Разворачиваются межгрупповые конфликты примерно по тому же сценарию, что имежличностные. Однако сам факт вовлеченности в конфликты больших групп людейсущественно видоизменяет как механизмы их появления, так и режимы протекания,не говоря уже о масштабах последствий. Поэтому имеет смысл выделитьспецифические особенности межгрупповых конфликтов и проследить социальныемеханизмы их возникновения.
3.1.Особенности межгрупповых конфликтов
Наш жизненный опыт свидетельствует:конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые ибольшие. Разновидностей таких групп в обществе существует огромное множество.Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют:
• группы, возникающие на основеразделения труда (социально-профессиональная дифференциация людей);
• группы, основанные главным образомна различии их отношения к средствам производства (классы);
• группы, основанные на базеобщности языка, территории, культурных особенностей (этносы, нации);
• социально-демографические группы(дифференцируются по полу, возрасту, семейному положению);
• территориальные группы (город,село, регион) и т.д.
Немало социальных групп возникает иблагодаря сознательным, целенаправленным усилиям людей: политические партии,профессиональные союзы, молодежные объединения, религиозные конфессии и т.п.
Каждый из нас непременно являетсячленом сразу некоего множества социальных групп, которое к тому же переменчиво(меняется возраст человека, его убеждения, размер его собственности; нынчеведь даже пол человека можно поменять). А поскольку интересы различных групп,как правило, не совпадают и отношения между ними конфликтны, то любой индивидна протяжении всей жизни постоянно оказывается втянутым во многие большие ималые, серьезные и несерьезные межгрупповые конфликты. Может лисреднестатистический человек оказать значимое влияние на ход этих конфликтов?По большей части — нет (если только он не выбьется в какие-нибудь лидеры). Но иуклониться от них он тоже, к несчастью, никак не может. Частичным утешением втакой ситуации может стать хотя бы понимание того, что происходит: откуда«растут» межгрупповые конфликты и почему они неизбежны?
Современная конфликтология накопиланекоторые знания по этому вопросу, правда, надо признать, в основном онизаимствованы из социальной психологии и социологии. Исходную проблему этогораздела конфликтологического знания можно сформулировать так: совпадают ли посути своей или же принципиально различны природа и механизмы конфликтовмежличностных и межгрупповых?
Ответ на этот вопрос неоднозначен.Конечно, проще всего считать, что составляющие всех конфликтов одинаковы, будьто спор мировых держав за военное превосходство, тяжбы наемных работников спредпринимателями или скандал в благородном семействе. И в самом деле,источники конфликтов удручающе однообразны: все те же вековые споры ораспределении дефицитных ресурсов, власти, престижных социальных ролей и т.д. Иструктура всех этих конфликтов схожа (субъекты, отношения, объект) и динамикаих содержит общие показатели. Но если у них так много общего, можно ли моделимежличностных конфликтов распространять, хотя бы и с оговорками, на конфликтымежгрупповые? Вот на этот вопрос следует ответить категорически: нет. Причем непотому только, что субъекты у этих конфликтов разные (группы-то в конечномсчете тоже состоят из индивидов). А главным образом потому, что при объединениииндивидов в группу их поведение радикально меняется.
Существуют специфические особенностимежгрупповых
конфликтов. Это:
· объективный характер развертывания;
· способность вовлекать в «силовое поле конфликта» массы людей,независимо от их желания и даже осознания сути и целей конфликта;
· институциализация конфликта;
· наличие структурного насилия;
· при разрешении конфликтов преобладает направленность наинституциональные изменения, а не на изменение поведения участников;
· появление дополнительных источников конфликта в виде самойпринадлежности к той или иной социальной группе;
· заведомо большие издержки существования и разрешения конфликтов;
· существенно большая инерция сохранения конфликтной ситуации, дажеесли ее основания угасают.
Таковы в целом главные особенностимежгрупповых конфликтов. Они ясно показывают, что при попытках объяснения сущностиконфликтов между социальными группами нельзя напрямую пользоваться схемамианализа конфликтов межличностных. Слишком много здесь мощных дополнительныхфакторов, превращающих межгрупповой конфликт в качественно особое явлениесоциальной жизни.
3.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
Вся человеческая история естьистория межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных и пр.Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Фантазия отказывает.Отсюда наш здравый смысл делает вывод, что конфликты неизбежны. Они есть способразвития человечества. Но вот любопытный вопрос: когда конфликтов было больше —в варварскую и жестокую старину или в современном цивилизованном мире? Пологике вещей ответ может быть только один: разумеется, в сегодняшнем миреконфликтов должно быть больше. Во-первых, потому, что практически любоенынешнее общество гораздо более разнородно, дифференцирование, чем прошлое.Социальная структура на основе разделения труда усложняется, различныхсоциальных групп образуется много больше и, значит, вероятность конфликтовмежду ними чисто математически должна возрастать. Во-вторых, и, наверное, это— главное, неуклонно растет население Земли, а количество биоресурсов,потребных для нашего существования, ограничено — биосфера не резиновая. Поэтомуконкуренция за дефицитные ресурсы неизбежно увеличивается, множа количествоконфликтов.
С другой стороны, раз человечество вцелом прогрессирует, то вместе с нарастанием количества конфликтов должны отлаживаться,технологизироваться и способы их регуляции. Им, по идее, следует становитьсяболее цивилизованными, рациональными. О степени совершенства методовразрешения конфликтов можно судить по их последствиям. Но странная вещь — есливзять наиболее острые межгрупповые конфликты (военные), то по количеству жертвпоследнее столетие просто не имеет себе равных в истории. Люди с невиданнымдоселе энтузиазмом истребляют друг друга и никак не могут остановиться. И чтоболее всего озадачивает — в этом не видно никакого рационального смысла.Человек ведь существо вроде бы разумное.
Американский психолог Музафер Шерифв классическом эксперименте разделил 22 не знакомых друг с другом 11—12 –летних мальчика на две группы и отправил их в бойскаутский лагерь порознь,поселив в разных местах. Почти неделю каждая из групп ничего не знала осуществовании другой. Сотрудничая в разных совместных делах и играх, каждаягруппа за это время стала тесно сплоченной, Тогда экспериментатор позволил им«обнаружить» друг друга и предложил устроить турнир с различными видамисоревнований (бейсбол, перетягивание каната, поиск кладов и пр.) Все призыдоставались победителям. Результат оказался весьма наглядным: мирный лагерьстал местом «боевых действий». Конфликт начался с простой перебранки во времясоревнований и постепенно достиг стадии взаимных «набегов» и потасовок. Междуребятами из двух групп не было никаких культурных или экономических различий,все они принадлежали к «приличным» слоям общества, но в тот момент, попризнанию М. Шерифа, они напоминали сборище злой и разнузданной шпаны. Причемих никто не провоцировал на агрессивные действия: в роли спускового механизмамежгрупповой враждебности оказалась сама ситуация конкуренции за ограниченныйресурс, в роли которого выступали медали, ножи и прочая бойскаутская атрибуция.
Существенную роль в развитиимежгрупповых конфликтов играет также искаженное восприятие друг друга людьми,принадлежащими к разным группам. Основанием такого искажения выступаетопять-таки сама групповая принадлежность и связанные с ней особенностиповедения. Так, групповой фаворитизм, то есть предрасположенность к членам«своей» группы, заставляет нас воспринимать собственную группу как достойную,сильную, нравственную, «чужая» же на этом фоне обязана выглядеть ущербной,низкой, злонамеренной. Распространенность таким убеждениям обеспечиваетупоминавшийся выше феномен «огруппления мышления», превращающий их в устойчивыйстереотип. Групповая же поляризация доводит «образ врага» до абсолютныхкондиций («империи зла», как выражался о бывшем СССР один из американскихпрезидентов). При этом подлинная несовместимость целей участников конфликтовможет быть не так уж и велика. Но в искривленном пространстве межгруппового восприятияона разрастается до немыслимых размеров.
Итак, социально-психологическаясоставляющая межгрупповых конфликтов достаточно весома. Ее изучение позволяетконфликтологии сформулировать некоторые общие выводы относительно природы имеханизмов межгрупповой враждебности:
• действенный анализ межгрупповыхконфликтов невозможен без исследования социально-психологических элементовжизнедеятельности групп: их взаимного восприятия, коммуникации, взаимодействия;
• конфликтность межгрупповоговзаимодействия в значительной степени определяется самим объединением людей вгруппы, видоизменяющим их поведение;
• не следует думать, что всюответственность за «развязывание» социальных конфликтов несут лидеры (вожди,олигархи, террористы и пр.), групповая конфликтность «сидит» в каждом из нас,поскольку мы неизбежно принадлежим к нескольким социальным группам;
• неуправляемость межгрупповыхконфликтов в немалой степени обусловлена непрозрачностью, скрытостью механизмоввлияния групп на индивидов;
• избежать межгрупповых конфликтовнельзя, но можно снизить их издержки; социально-психологические способыуменьшения таких издержек заключаются обобщенно в: исправлении искаженноговосприятия, улучшении коммуникаций между группами (расширение общения) и вкоррекции процедур их взаимодействия с учетом особенностей группового влияния.
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
В конфликтные ситуации субъектывступают либо по своей воле либо против неё. И каждый конфликтант создаетсобственную систему действий в конфликтных обстоятельствах. Каждый действует посвоему вкусу, исходя из своих возможностей и применительно к конкретнымобстоятельствам. Суть любой выбранной системы сводится к постановке целей ивыбору средств, которые обеспечат субъекту оптимальный (с его точки зрения)выход из конфликта.
Рассмотрим некоторые формы поведенияв конфликтных ситуациях. Действия в конфликтных ситуациях зависят отсоотношения учета своих и чужих интересов.
Если рассматривать формы поведения вконфликте на прямоугольной системе координат, то можно выделить пять основныхэлементов поведения. Рассмотрим таблицу.
На абсциссе зафиксирован уровеньучета интересов оппонента, а на ординате -уровень учета собственных интересовсубъекта.
1. Избегание, уход от решенияпроблемы. Обычно так действует субъект при слабой мотивации для участия вконфликте; когда выигрыш ему представляется не очень привлекательным илималореальным, либо выигрыш требует слишком больших усилий, а субъект не желаетих прилагать и одновременно он не видит смысла пойти на встречу оппоненту.
При таких обстоятельствах субъектделает вид, что проблемы не существует; он уходит от конфликта. Избеганиеделает конфликт односторонним с последующим его завершением, либо прерываетего, вернув субъектов к состоянию готовности к конфликту.
2. Если субъект идет на встречуинтересам оппонента за счет собственных интересов; что бывает обычно приналичии какого-то оправдания такой жертвы, имеет место форма уступчивости,приспособления.
В такой ситуации субъект либоучитывает особую значимость проблемы для оппонента при меньшем ее значении длясебя, либо он поступает так ради сохранения отношений или рассчитываетприобрести такой ценой расположение оппонента, либо он понимает свою неправоту.Так же субъект может избрать позицию уступчивости и приспособления при желаниисохранить силы для более важных баталий, то ли надеется таким способом выигратьв общественном мнении.
Так или иначе, но в данном вариантесубъект добровольно уступает победу оппоненту.
3. Конкуренция, соперничество.Данная форма поведения в конфликте проявляется, когда субъект свои интересыставит во главу угла, полностью игнорируя интересы партнера. При этом субъектрассчитывает на свою полную победу, однако рискуя при этом потерпеть поражение.
Для данного варианта характернамаксимальная мобилизация доступных средств, высокое эмоционально-волевоенапряжение. Именно при таких действиях встречается борьба «не на жизнь, а насмерть» и здесь же чаще всего наблюдается отступление от правил «честной игры».
4. Компромисс. Такое решениепроблемы имеет место, когда субъект умерив уровень своих притязаний, идетнавстречу интересам оппонента, тем самым он снижает риск проигрыша и получаетчастичное, компромиссное решение проблемы. В данной ситуации приходитсядействовать расчетливо, осмотрительно, проявлять терпение, выдержку,настойчивость и изобретательность в поисках взаимоприемлемых вариантов.
В трех последних формах поведения:приспособление, конкуренция и компромисс, сумма выигрышей равна суммепроигрышей, т.е. интересы побеждающего, целиком удовлетворяются за счетинтересов проигрывающего (или добровольно уступающего).
5. Сотрудничество. В данном вариантеповедения при гармоничном учете взаимных интересов для обоих субъектовоткрывается возможность для творческих, созидательных процессов. Важнымусловием такого поведения является наличие общей цели, а так жедоверительность, открытость отношений, основанные на безупречной репутациипартнеров. Нередко путь к сотрудничеству лежит через компромисс.
Предупреждение конфликта ворганизации предполагает умение управлять процессом разрешения конфликтнойситуации до перерастания ее в открытое противоборство.
Управление конфликтом — этоспособность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее иосуществить направляющие действия по ее разрешению[6].
Управление конфликтом как сферауправленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
1) восприятие конфликта и первичнаяоценка ситуации;
2) исследование конфликта и поискего причин;
3) поиск путей разрешения конфликта;
4) осуществление организационныхмер.
Конфликт в организации практическивсегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровеньнапряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшениепроизводственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений споставщиками и покупателями и др.
Следует учитывать то, что объективныйуровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могутвозникать:
• псевдоконфликты (реально несуществующие конфликты);
• переоценка или недооценказначимости конфликта;
• невосприятие, игнорированиесуществующего конфликта.
Исследование конфликта
и поиск его причин
Это следующая важная стадияуправления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествуетанализ конфликтной ситуации, который предполагает:
1) выявление сути противоречия,установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируетсяучастниками конфликта; вскрытие так называемых «болевых точек» в организации исвоевременное проведение работы по их устранению;
2) выяснение интересов и целейучастников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, ноистолковываться по-разному). Здесь важно выделить черты характера, связанные сутверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные срешением коллективных задач и исполнением обязанностей;
3) оценка возможных исходов ипоследствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
4) поиск точек соприкосновения,общих целей и интересов конфликтующих.
путей
Стадия поиска разрешения конфликта предполагает:
1) полное прекращение конфронтации ивзаимное примирение сторон;
2) достижение компромисса —частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такойисход приводит к взаимному выигрышу;
3) разрешение конфликта на деловой,принципиальной основе:
путем удовлетворения объективныхтребований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельностипредъявляемых претензий, наказания участников конфликта;
4) механическое прекращениеконфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного изучастников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтнойстороны в другое или ряд других подразделений данной организации). Такой исходнеизбежен, когда преодолеть конфликт иными способами невозможно. Но приразрешении конфликта важно не допускать экстремальных ситуаций.
В заключение отметим, что ворганизации весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов,иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеетсоздание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностныхотношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличатьпричины от поводов, выбирать наиболее верные способы разрешения конфликтов. Этоодна из первейших задач руководителя организации. Ведь эффективно управлять —это в том числе и умение создавать такую обстановку, в которой с минимальнымииздержками реализовывались бы поставленные перед организацией задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе я рассмотрелпсихологическую специфику конфликтов на различных уровнях социальной системы.Из чего я сделал выводы: конфликт необходим, где бы он не возникал. Впредставлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательнымиявлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, какправило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самомже деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными,так и положительными.
Для объяснения функций социальногоконфликта следует обратиться прежде всего к самому понятию «функция». Вобщественных науках функция (от лат. functio — совершение, исполнение) означаетзначение и роль, которую определенный социальный институт или частныйсоциальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы болеевысокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей,социальных групп и индивидов. В соответствии с этим
под функцией конфликта мы будемпонимать ту роль. которую выполняет конфликт по отношению к обществу и егоразличным структурным образованиям: социальным группам, организациям ииндивидам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АндрееваГ. М. Социальная психология.— М.: МГУ 1996.
2. БородкинФ. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука. 1999.
3. ГительмахерР. Б. Конфликт: социально-психологический аспект — Иваново: ИГУ 2005.
4. ДмитриевА. В. Конфликтология. – М.: Гардарики. 2000.
5. ДмитриевА. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. –М.: 1993.
6. Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ. 2004.
7. ЗдравомысловА. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс. 1996.
8. Ильин В.И. Структура конфликта в организации. // Социальный конфликт 1999. №3.
9. ЛинчевскийЭ. Э. Контакты и конфликты. — М.: Экономика. 2000.
10. Мейерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер. 1997.
11. Олейник А. Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО. 1992.
12. Психология экстремальных ситуаций. – Минск: Харвет. 1999.
13. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни. – Минск: Амалфея. 1997.
14. Шербак В. Е. Конфликтные ситуации па предприятии // ЭКО. 1999, № 11.