Реферат по предмету "Психология"


Психологическая совместимость людей в семье

Содержание
 
Введение
Глава1. Семья как система
1.1Сущность структура и функции семьи
1.2Общение и взаимодействие в семье
Глава2. Психологическая совместимость в семье
2.1Исследования психологической совместимости
2.2Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Заключение
Литература

Введение
 
Актуальностьвыбранной темы определена современной статистикой разводов в семьях. Несходствохарактеров является одной из наиболее частых причин разводов. Так распадаетсяпримерно 1/3 семей. И «несходство характеров» — не только формальная причинараспада семьи. Эта формулировка имеет и свое психологическое содержание,которое может быть охарактеризовано через понятие психологическаясовместимость. Каждый человек проявляет себя через индивидуальные особенностиличности, которые обнаруживают себя в деятельности и общении, обуславливая типичныедля индивида способы поведения. Если люди в семье не могут согласовать своимнения и предпочтения, если у них возникают конфликты и непонимания – все этоговорит о несовместимости этих людей и распаду их отношений. Так что же такоепсихологическая совместимость людей в семье?
Цельнашей работы мы обозначили, как изучение психологической совместимости в семье.
Вкачестве основных мы поставили перед собой следующие задачи:
-         датьопределение семьи как системы общества,
-         охарактеризоватьсущность, структуру и функции семьи,
-         определитьзначимость общения и взаимодействия между членами семьи,
-         сделатьобзор исследований психологической совместимости,
-         датьобщую характеристику психологической совместимости людей в семье.
Внашей работе мы проанализировали работы таких авторов, занимающихся изучениемпсихологии семьи, как Т.В. Андреева, В.Н. Дружинин, С.В. Ковалев, Г. Навайтис, Ю.Н.Олейник, В.Б. Ольшанский, Т.В.Румянцева, Р.Скиннер и Дж.Клииз, Э.Г. Эйдемиллер,В. Юстицкис.

Глава 1. Семья как система
 
1.1 Сущность структураи функции семьи
 
Семьяявляется социальной системой и может рассматриваться как констелляцияподсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение трудамежду членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, икаждый член семьи является участником нескольких подсистем, иногда диадических,иногда полидиадических [4].
Семья– это также важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружескомсоюзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями идетьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе иведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьихарактеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколениялюдей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы ифункции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровнякультурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, тем вышекультура семьи [9].
Главным в анализесемейных отношений является понятие «роль». Роли человек присваивает в ходесоциализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому онподражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие. Врезультате в человеке укореняются те или иные представления о должномповедении, которые он и воплощает в своей жизни. Эти роли переносятся и всемью. Например, «отец» и «мать» – это роли, определяемые функцией всоциализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять нетолько биологические мать и отец, но в неполных и даже полных семьях – бабушкаи дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры, хотя при такой заменеисполнителей ролей возникают дефекты социализации ребенка. Принятие той илииной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания [2].
Понятиесемья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложнуюсистему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и ихдетей, других родственников. Отношения внутри семьи могут быть как персональные(например, отношения между матерью и сыном) так и групповые (например, междуродителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущностьсемьи отражается в ее функциях. Важнейшими среди них являются: репродуктивная,хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивнаяфункция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. этоколичественное и качественное воспроизводство населения. Можно сказать, что этосамая важная функция [2]. Рождение детей обеспечивает продолжение рода,передачу семейных ценностей и традиций.
Хозяйственно-потребительскаяфункция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведениедомашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей и пр.Организация семейного быта и удовлетворение жизненно важных потребностей всехчленов семьи являются основными задачами семейной жизни.
Семьятакже является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образомвоспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки [9]. У негоразвивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботыо родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различныхматериальных благ, накапливает опыт общения с окружающим миром и овладеваетпредметной деятельностью. Через семью ребенок приобщается к социуму и проходитпуть социализации.
Восстановительнаяфункция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организациидосуга и отдыха, семья должна быть оздоровительной средой, где любой член семьивправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуетсяне только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима трудаи отдыха, режима питания и прочее.
Подструктурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами,включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, втом числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру,где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление напатриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи внастоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Вструктуру семьи входит ролевое взаимодействие в семье. Это совокупность норм иобразцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли,когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином,собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи,изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют впроизводственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимаютравное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовалоразвитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело кснижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов [11]. Таким образом, мыможем сказать, что семья – это такая система, где каждый ее член выполняетсоответствующие своей роли функции и обязанности, чтобы обеспечить другихчленов семьи всем необходимым. Протекание жизненных процессов в семьенеотделимо от процесса общения и взаимодействия и характер этого взаимодействияво многом обуславливает «успешность» семьи.

1.2 Общение и взаимодействие в семье
 
Жизньв семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, междуродителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семьепредставляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие,обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье можетбыть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье,жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных своспитанием детей, искусством, политикой, и так далее [9].
Отвзаимодействия в семье зависит степень удовлетворенности супругов их семейнойжизнью. Процесс общения и взаимодействия зависит от степени совместимости ихвзглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность,замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками взаимодействияв семье.
Социологическиеисследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супругиобычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этомморально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.
Однаконе бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только изсогласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры,конфликты, и так далее. В этих случаях супругам очень важно понять позицию другдруга, поставить себя на место друг друга.
Всемейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является– уважение другого, его «я». Во многих семьях после трудного трудового днясупруги стремятся сорвать свое плохое настроение и накопившуюся усталость на членахсемьи. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результатетакой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствиямогут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственнуюнеправоту и несдержанность, других – обида за несправедливые обвинения иупрёки. В результате все это способствует разрушению семьи [11].
Отсутствиеадекватного взаимодействия и общения зачастую приводит к тому, что отношениямежду мужем и женой могут не сложиться, что ведет к негативным последствиям.Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами инервно психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводитк подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физическогосостояния, значительному понижению работоспособности человека.
Рассмотримосновные компоненты культуры общения. К ним относятся сопереживание,терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению –умение признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только такимобразом можно достичь гармонии в семейной жизни.
Всемье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общениеявляется одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребностьв общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцевпри виде матери его лицо озаряется улыбкой [12].
Общениеродителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития.Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуютсянизким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью кобращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Вомногих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом.Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообщеотсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всегоэто бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как междусупругами. Характер их взаимоотношений зачастую переносится и на детей [11]. Втаких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другимичленами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказываетотрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценномуобщению.
Такимобразом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности кчеловеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения.Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит инравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.

Глава 2. Психологическая совместимость в семье
 
Длятого чтобы понять, что такое совместимость, приведем определение Т.В.Андреевой: совместимость членов группы означает, что данный состав группывозможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могутвзаимодействовать [1].
Л.М.Щеглов, подчеркивая, что адаптация партнеров оценивается по уровню ихсовместимости, подразделяет последнюю на следующие виды:
-         духовная,то есть совместимость основных жизненных ценностей;
-         психологическая,то есть сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств иособенностей партнеров;
-         интеллектуальная(иногда ее называют совместимостью по индексу образования);
-         семейно-ролевая,то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены (тоесть представления о том, кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т.п.); • педагогическая, то есть совпадение основных представлений партнеров охарактере воспитания ребенка;
-         материально-бытовая,то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег,каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.;
-         сексуальная.
Внашем исследовании мы рассмотрим психологическую совместимость людей в семье.
2.1 Исследования психологической совместимости
 
Многиепсихологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условиестабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчастиопределяется ее исследователями через удовлетворенность взаимоотношениями. Совместимостьможет быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективныйкомпонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером(психологический признак) и показателями эмоционально-энергетических затратиндивида, участника общения (физиологический признак). При этом эмоциональныйфон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимальноэмоционально-энергетическими затратами общающихся партнеров. В условиях неформализованныхотношений (интимно-эмоциональных) оптимальным взаимодействием будет такое,которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнероввзаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов.
Вопрос,что же важнее в гармоничной супружеской жизни – сходство или взаимодополнениехарактеров часто возникает в психологической литературе.
Всеисследования по этой проблеме можно разделить на три группы: структурныйподход, функциональный подход иадаптивный подход.
1.Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости –соотношения различных статических характеристик супругов: характерологических,интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супруговвыражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающуюпризнаками целостности, уравновешенности, завершенности.
Основаниемдля подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемойкомплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членовмалой группы (в данном случае такой группой является семья), должны дополнятьдруг друга по качеству их личностных свойств.
Наиболееизвестным исследованием, проведенным в русле данного подхода, являетсяисследование психологической совместимости А. Аугустинавичюте. Было изучено 50супружеских пар, 19 из которых совершенно бесконфликтные, отличнокооперирующиеся, в них ни разу не поднимался вопрос о разводе. Этиблагополучные браки показали выраженную закономерность в подборе партнеров. 17пар образовано из психологически дополняющих друг друга партнеров (висследованиях использовалась методика К. Юнга). В каждой из них, применяятерминологию К. Юнга, если один из супругов относился к мыслительному типу, тодругой к эмоциональному, если один представлял «сенсорный» тип, то другой –«интуитивный». Кроме того, один из партнеров всегда был экстравертом, второйже, как правило, интровертом.
Можноотметить в данном случае проявление принципа комплементарности, то естьсчастливые семьи были образованы супругами с взаимодополняемыми признаками потипологии К. Юнга (Аугустинавичюте А., 1981).
Висследовании Т. В. Андреевой и А. В. Толстовой изучалось влияние особенностейтемперамента и других факторов на совместимость супругов. В данномисследовании, прежде всего, выяснилось, что в стабильном браке с достаточнобольшим стажем живут супруги с самым разным сочетанием темпераментов. Наиболеевысокая удовлетворенность браком и семейными отношениями наблюдается в техпарах, в которых супруги обладают противоположным темпераментом(сангвиник-меланхолик, флегматик-холерик). Обнаружено, что партнеры с противоположнымитемпераментами статистически значимо чаще вступают в брак по взаимной любви всочетании с таким мотивом, как общие интересы, взгляды.
Порезультатам исследований, оптимальные отношения (наибольшая удовлетворенностьбраком, бесконфликтное распределение ролей) складываются в тех союзах, вкоторых супруг является сангвиником, а супруга – меланхоликом (10% семей).Более того, их рисунки «идеальной семьи» ничем не отличаются от той семьи, вкоторой они живут сейчас. Таким образом, можно предположить, что существующие вих семье на сегодняшний день отношения устраивают обоих супругов и ужевоспринимаются, как «идеальные».
Былоустановлено, что в парах, состоящих из холерика и сангвиника, то есть принекомплементарных отношениях, супруги часто соперничают за власть друг наддругом, много спорят, каждый настаивает на своем, наблюдаются трудности вдостижении единого мнения. Как правило, один из партнеров «побеждает»,отстаивая свою точку зрения или интересы, второму же приходится смириться спринятым решением.
Впарах, в которых супруги обладают меланхолическим и флегматическимтемпераментами, также наблюдается более низкая удовлетворенность браком, чем впарах с противоположными темпераментами.
Оченьсложные отношения проявляются в тех супружеских парах, в которых встречаютсяхолерик и меланхолик. Это связано с тем, что оба супруга несдержанны в своемповедении и высказываниях, но в то же время оба ранимы и тяжело переживаютлюбые ситуации, в которых, по их мнению, оказывается задетым их самолюбие.Такое сочетание темпераментов в семье приводит к конкурентным отношениям.
Вбрачном союзе флегматика и сангвиника наблюдаются различные конфликты,недовольство друг другом, которые обычно возникают на почве эмоциональнойблизости супругов. Возможно, это связано с тем, что одному партнеру (флегматику)тяжело раскрыть свои чувства и эмоции, а у другого (сангвиника) эмоциональныепереживания быстро сменяют друг друга. Пара сангвиник-холерик, скорее всего,займется выяснением двух любимых для них вопросов «Почему я, а не ты?» и «Кто унас в семье главный?».
Всемьях, в которых супруги обладают одинаковыми темпераментами (по нашим данным,в особенности, если в паре встречается такое сочетание, какфлегматик-флегматик), отношения наиболее сложные. В данных семьях частослучаются временные разрывы отношений между супругами, причем даже наличиедетей не является сдерживающим фактором.
Итак,в союзах с разным сочетанием темпераментов появляются разные проблемы, которыеболее или менее успешно решаются супругами. Можно говорить о тенденции кразличной удовлетворенности супружескими отношениями при разном сочетаниитемпераментов, но не о совместимости-несовместимости, как о некоем раз инавсегда данном состоянии. К тому же существует такой «фильтр», как предбрачныйотбор, при котором, вероятно, большая часть лиц с мало совместимыми особенностями(например, два холерика), отвергает друг друга.
Рядавторов указывает на необходимость сходства мировоззренческих,ценностно-ориентационных аспектов для совместимости супругов (Обозона А.Н.,Обозов Н.Н., 1981; Кратохвил С, 1991; Навай-тис Г., 1999; Коростылева Л.А.,2000).
2.Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли ифункции в группе. Применительно к супружеству функциональный подход выражаетсяв исследовании соотношения психологических семейных ролей супругов, их представленийо семье. Совместимость при этом выступает как согласование, сходствопредставлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей всупружеской паре. Именно такое понимание совместимости, на наш взгляд, близко кпониманию удовлетворенности браком.
Сторонникифункционального подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают своироли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания исоответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой иконфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более широко, оконфликте предстаилений (Арутюнян М. Ю., 1983). Этим, в частности, и объясняетсянеобходимость исследования соотношения семейных представлений супругов,распределения семейных ролей. Основная часть работ, проведенных в данномнаправлении, посвящена изучению распределения семейных ролей супругов.
Так,в исследовании, проведенном Ю.Е. Алешиной и И.Ю. Борисовым, показано, чтоструктура семейных ролей значительно меняется в ходе цикла развития семьи,происходят и значительные изменения в плане распределения ролей междусупругами. Если, как показало исследование, некоторый сдвиг в сторону болеетрадиционных отношений способствует повышению удовлетворенности браком наопределенных этапах цикла развития семьи, то в другие периоды повышениюудовлетворенности браком, наоборот, способствует увеличение эгалитарности (тоесть распределения ролей между мужем и женой преимущественно поровну, внезависимости от пола) супружеских отношений (Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю.,1989).
Интереснаяработа в данном русле была проведена Т. А. Гурко. Ею обнаружено, что в техслучаях, когда женщины довольны участием мужа в домашних делах, они чащеудовлетворены браком, (50%, не удовлетворены 19%). Напротив, недовольствоотношением супруга к хозяйственным делам четко коррелирует снеудовлетворенностью семейной жизнью (12% и 58% соответственно). По характерураспределения обязанностей все семьи распределены на 3 группы: со значительным,умеренным и слабым участием мужа в домашней работе. Обнаружилось, что числонеудовлетворенных браком женщин существенно увеличивается при переходе отпервой ко второй и третьей группам семей, а число удовлетворенных, наоборот,сокращается.
Интересно,что в том же направлении, хотя и не так существенно, изменяется уровеньудовлетворенности браком у мужчин. Видимо, если муж отстраняется от работы похозяйству, жена постоянно выражает недовольство по этому поводу (Гурко Т. А.,1987).
Многиеавторы связывают стабильность брака с успешностью родительских семей (ФотееваЕ. В., 1988; Скиннер Р., Клииз Д., 1995; ДымноваТ. И., 1998; Кратохвил С, 1991;Навайтис Г., 1999), а совместимость в браке – с моделями уклада в прасемьях исо статусом сиблингов в семье.
Врамках системной семейной терапии существует взгляд на выбор супруга из-засходства в их семейной истории, в результате чего в брак вступают люди споразительно похожим детством или с одним и тем же набором семейных проблем (вих родительских семьях) (Скиннер Р., Клииз Д., 1995).
Висследовании московского психолога Т. И. Дымновой (на выборке 800 родительскихсемей студентов педагогического вуза) изучалось зависимость характеристиксупружеских семей от родительских. Оказалось, что немаловажную роль на созданиеи дальнейшее развитие молодых семей оказывают родительские семьи, причем этовлияние сказывается на стабильности и благополучии супружеской пары. Сопоставлениеструктурного состояния родительских и супружеских семей в исследовании Дымновойпоказало их явную зависимость. Так, 72% супругов стабильных семей происходилииз полных семей, в то время как у разведенных выходцы из полной семьисоставляли всего 20%. Разведены родителей обоих супругов были лишь в 4% случаеву лиц, сохранявших стабильный брак до 3 лет, и у 20% разведенных молодых людей(ДымноваТ. И., 1998).
Влияниеродительской модели на супружеские отношения изучалось на нескольких тысячахсупружеских пар с использованием теста Лири (межличностные связи). Выяснилось,в частности, что модель родительской семьи в главных чертах определяет модельсемьи, которую создают впоследствии их дети. Например, у ребенка из патриархальнойсемьи будет проявляться тенденция к установлению в своей семье патриархальныхотношений, то есть к реализации усвоенной модели. Стремление к повторениюмодели отношений своих родителей сохраняется даже тогда, когда излишневыраженные тенденции травмировали его в детстве. В браке партнеров из семей,представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба завласть (или отмечается их ошибочное поведение). Вероятность гармоническогосоюза тем выше, чем ближе модели семей, из которых происходят супруги (SipovaI., I977). Врач-психотерапевт может подвести пациента к принятию той роли,которая предназначалась ему родителями того же пола, а супружескую пару — к компромиссноймодели союза, в настоящей степени приближающейся к модели отношений ихродителей (Кратохнил С, 1991).
У.Тоумен на основании своих обширных исследований влияния семейной констелляции(около 3000 семей) утверждает, что для стабильного супружества решающеезначение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый изсупругов занимал среди братьев и сестер (Toman W., 1976). Различают способностьк идентификации и комплементарности. Индивидуум легче всего идентифицирует себяс тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции (например, старшийбрат из одной семьи может идентифицировать себя со старшим братом из другойсемьи). Напротив, взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются вобщении с индивидуумом, занимавшим комплементирующее положение. Например,старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительноустойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата (Кратохвил С, 1991;Ричардсон Р., 1994). Аналогично этому, младший брат, у которого была старшаясестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать заним. Жена, являвшаяся в родительской семье старшей сестрой брату, будет и кмужу проявлять заботливое отношение. Союз будет стабильным и гармоничным.
СогласноТоумену, происходит перенос связей, существовавших в родительской семье междубратьями и сестрами, на своего партнера в супружестве. Данная связь тем прочнееи продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положениев семьях родителей. Это правило называют «теорией дубликатов» (по Toman).
Частичнокомплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или обапартнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями исестрами, из которых по крайней мере одна совпадала с таковой у партнера(Кратохвил С, 1991).
Сконца 1990-х годов в России проводятся эмпирические исследования влияниястатуса сиблинга в семье, комплементарности супругов по порядку рождения на ихудовлетворенность браком.
Висследовании Е. А. Назаровой, выполненном под нашим руководством, котороепосвящено изучению совместимости и комплементарности в родительской семье,выявлены в целом сходные результаты – несколько меньшая удовлетворенностьбраком у лиц с некомплементарными отношениями. Интересно то, что сама частотабрачных союзов между единственными детьми очень мала и значимо (в десятки раз) отличаетсяот их теоретической вероятности на основе доли единственных детей, родившихся в1970-1980-х годах (их было почти 60%). В то же время браки с сочетанием партнеров«единственный—старший» значимо превышает число браков на основе расчетатеоретической вероятности в соответствии с наличием детей из двухдетных семей иединственных в современной популяции. Вероятно, такое сочетание является потенциальновозможным для успешных отношений в браке в настоящее время, когда однодетныесемьи доминируют, и мала вероятность построения брачных союзов накомплементарной основе, но существует еще некоторое число детей из двухдетныхсемей.
Такимобразом, утверждение Тоумена о том, что для стабильного супружества важнакомплементарность отношений по порядку рождения, подтверждается скорее частотойбрачных союзов (что косвенно доказывает их стабильность). Возможны инекомплементарные союзы с достаточно высокой удовлетворенностью отношениями усупругов, но в целом они очень редки, так как большая часть такого партнерства«отсеивается» при добрачном знакомстве. В то же время частично комплементарныесоюзы между единственными детьми и старшими встречаются непропорционально часто.
3.И наконец, третий подход к изучению совместимости – адаптивный –ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений,вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с однойстороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Егозадача – поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизациисупружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в практическойработе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейнойконсультации.
Итак,понятие супружеской совместимости так или иначе определяется через понятияудовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи подсупружеской совместимостью понимают нечто статичное. Однако нельзя забывать,что каждая семья уникальна, и психологической закономерности, распространяемойна всех без исключения, не существует.
Понятие«совместимость» также достаточно широко использовалось психологами, изучающимиустановку. Установка, по определению Узнадзе, — целостное состояние,определяющее поведение человека. Любому физическому, умственному действию,поведенческому акту предшествует момент принятия решения и образованияустановки. Вступая в целенаправленное взаимодействие, например дляудовлетворения потребности в общении, два индивида X и Y должны вырабатывать(осознанно или неосознанно) единые оценки, мнения, единообразное поведение.Система 2-х индивидов может функционировать только в случае своей целостности,единства. В результате взаимодействия, если Х выбирает А (мнение, образецповедения), а Y выбирает сходное или тождественное А1 (мнение, образецповедения), то система приходит в равновесное совместимое состояние. Процессвзаимодействия, развития системы продолжается в случае выбора несходных (нетождественных)мнений, образцов поведения. В дальнейшем система приходит либо в равновесноесостояние, либо в конфликтное состояние вплоть до ее распада на двесамостоятельные подсистемы [2].
 

 
2.2 Общая характеристика психологическойсовместимости людей в семье
 
Итак,мы можем сказать, что психологическая совместимость определяется как взаимноепринятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное наоптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности – ценностныхориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическаясовместимость партнеров – явление многоуровневое и многоаспектное, чтоподтверждается разнообразием исследований в данном ключе.
Обобщая,можно сказать, что в семейном взаимодействии совместимость включает в себяпсихофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числекогнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом);эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем миречеловека); поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний);совместимость ценностей или духовную совместимость. Отмечается, что чем большенаблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация всупружеской паре.
Опытработы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большуюзначимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическаясовместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимостиподвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессевзаимной адаптации членов семьи или в ходе консультативной и коррекционнойработы.
Ценностнаяи психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудомподдается коррекции.
Психофизиологическаяи, в частности, сексуальная несовместимость способна привести к распаду брака.А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневныхконтактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и партнерскихвзаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочныекритерии партнеров, а с другой – насколько индивидуальные критериисоответствуют общепризнанным.
Наиболеераспространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве,являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы,быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникаютконфликтные ситуации как личности или между партнерами. Важно учитывать ииндивидуально-психологические особенности каждого из партнеров.
Рациональными комплексным показателем индивидуальности может служить тип личности, наиболеераспространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является«несходство характеров», несовместимость партнеров.
Такимобразом, гармонию семейно-брачных отношений определяют несколько основныхэлементов [10]:
-         эмоциональнаясторона партнерских отношений, степень привязанности;
-         сходствоих представлений, видений себя, партнера, распределения ролей, представлений осоциальном мире в целом;
-         сходствопредпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческих особенностей;
-         сексуальнаяи, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
-         общийкультурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров,совпадение систем ценностей партнеров.
Важнымаспектом в семейной жизни является деятельность. Каждый член семьи имеет свой индивидуальныйстиль деятельности, и этот показатель также является важным в оценкесовместимости.
Индивидуальныйстиль деятельности – это такая система приемов и способов действий, котораяхарактерна для данного человека и целесообразна для достижения успешногорезультата. Индивидуальный стиль деятельности ярко проявляется в быту.Например, один из супругов выполняет домашние работы быстро, а другой –медленно. Об этом необходимо постоянно помнить и не стремиться «перевоспитать»,«переделать» другого партнера, а приспособиться к свойствам его натуры, к его индивидуальномустилю деятельности.
Существеннойчертой индивидуального стиля деятельности может быть ригидность – постояннаятенденция человека к сохранению в неизменности своих нравственных,эстетических, мировоззренческих и других взглядов, шаблонов и стереотиповповедения, особая закоренелость привычек, способов мышления, решения различныхжизненных задач. Как бы антиподом такой важной черты может быть лабильность,подвижность, пластичность нервной системы человека, достаточная легкость всмене работы, места жительства, привычек, мнений и взглядов [10].
Однииз главных черт характера, от которых во многом зависит успех семейной жизни –это отношение к себе, самооценка и отношение к супругу. Человек, слишком хорошооценивающий себя должен постоянно бороться, чтобы и другой его тоже оценивал.Он старается увеличить психологическую «дистанцию» между собой и другим,постоянно подчеркивает важность своих интересов, прав, обязанностей,возможностей. Такое поведение иногда становится обидным для других. Человек,низко ценящий себя, ту же самую психологическую дистанцию создает с другойстороны: он не может принять любовь другого, по его мнению, более значимогочеловека. Он начинает искать в этом человеке или недостатки или притворство.Таким образом, можно сделать такой практический вывод: можно прогнозировать,что брак будет удачен, если отношения супругов к самим себе положительны, еслиони реально оценивают свои достижения [11].
Совместимостьсупругов основывается также на возможности совместного удовлетворения в бракеряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевыхпотребностей). Наиболее значимы 5 потребностей:
-         Потребность супругов в исполнении определенных ролейв семье: матери, отца; мужа, жены; хозяина, хозяйки;женщины, мужчины; главы семьи, большинство из которых является новыми длявступающих в брак. Одной из причин конфликтов семье служит расхождениепредставлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.
-         Потребность супругов в общении друг с другом и сдрузьями.
а)брачные партнеры рассматриваются как совместимые или несовместимые по параметруобщительность – замкнутость. Предполагается, что в случае ассиметрии этихкачеств общительность одного из супругов может вступить в противоречие саутизмом другого.
б)общение, как мы уже отмечали выше, выполняет в семье очень важнуюпсихотерапевтическую функцию. В общении, основанном на сопереживании, взаимномуважении, супруги находят поддержку своих поступков, настроений, чувств,переживаний, получают эмоциональную разрядку. И, напротив, взаимное отчуждение,дезорганизующее общение супругов, формирует у них чувство одиночества,незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.
-         Познавательные потребности супругов.Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценностиявляются наиболее важными для супругов.
-         Материальные потребности,включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальныхценностей и в обеспечении благополучия. Предполагается, что эгоистическиетенденции одного или нескольких супругов, проявляющиеся в стремлениимаксимально удовлетворить собственные материальные потребности в ущербинтересам другого партнера и всей семьи в целом, могут привести к возникновениюконфликтов.
-         Потребность в защите «Я — концепции» каксовокупности образов «Я» обеспечивающих представление человека о самом себе какоб известной целостности и определенности, которая возникает не только наоснове восприятия индивида, но и как результат восприятия его другими людьми.Поскольку «Я-концепция» формируется, развивается и поддерживается в социальномвзаимодействии, постольку для идентификации человека с самим собой, дляподдержания целостности и ценности его личности крайне необходимо, чтобысобственное представление о себе совпадало с тем, что, по его мнению, думают онем окружающие. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствиис которыми человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих,устойчивых проявлений в общении с ним, поддерживающих у него чувство своейопределенности, значимости, важности. [6]
Такимобразом, мы можем говорить, что психологическая совместимость людей в бракеосновывается в первую очередь на совместимости личных качеств, таких какхарактер, индивидуальный стиль деятельности, самооценка и оценка партнера иудовлетворение основных человеческих потребностей.
 

 
Заключение
 
Итак,мы выяснили, что в прочности семьи большую роль играет психологическаясовместимость супругов, то есть гармоничность психических основ личности(темпа, реакции, типа эмоциональности, волевых качеств). Она основывается насовместимости темпераментов, характеров, привычек, эмоционально-волевыхособенностей. Бывают, например, люди жизнерадостные, легко находящие общий языкс окружающими, и люди вспыльчивые, бурно реагирующие на малейшие неудобства вих жизни. Один склонен своей волей и знаниями подавлять других людей, подчинятьих себе, переделывать, другой принимает всё как должное, приспосабливается,подчиняется. Один легко ссорится и быстро забывает ссору, другой каждую мелочьпереживает глубоко и долго, не прощает обиды и т. д. В основе этих особенностейлежат нейрофизиологические свойства организма, то есть тип нервной системы, которыйопределяется силой процессов возбуждения и торможения, подвижностью иустойчивостью этих процессов и другими факторами. Разумеется, от того,насколько гармонично сочетаются те или иные психологические особенностисупругов, во многом зависит характер их общения и взаимоотношений
Умолодых супругов психический склад полностью не выявлен, ещё нет закоренелыхпривычек и пластичность психики облегчает выработку совместимости, даётвозможность супругам легче приспособиться друг к другу.
Порезультатам исследований можно сказать, что полнее всего совмещаются люди:
-         сполярным темпераментом, близкой половой силой и глубоким духовным родством;
-         сосредним развитием психологических и нервных свойств (умеренные экстраверты иинтроверты): это люди со средними показателями возбудимости, активности идолготы ощущений;
-         смягкими и насытимыми ощущениями.
Труднеесовместимы люди с высоким развитием своих главных нервно-психологическихсвойств: крайние интроверты экстраверты, очень возбудимые и активные; люди сжесткими и ненасытимыми ощущениями.
 

 
Литература
 
1.        АндрееваТ. В. Семейнаяпсихология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
2.        ДружининВ.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996.
3.        КовалевС.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика ипсихология семейной жизни»: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
4.        МироновБ. Семья семье рознь: Российское общество в зеркале семейных отношений. –Изд-во «Родина», 2001.
5.        НавайтисГ. Семья и психология. – Калининград: Изд-во полиграфическое объединение, 1996.4.
6.        ОбозовН.Н., Обозова А.И. ст. «Диагностика супружеских затруднений»: Психологическийжурнал том 3 №2 1982. – М: Наука, 1982.
7.        ОлейникЮ.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье. // Психологическийжурнал, том 7 №2, 1986 – М.: Наука, 1986.
8.        ОльшанскийВ. Б. Психологическоедиагностирование межличностных отношений // Психологическая диагностика:проблемы и исследования. – М., 1981.
9.        Психологиясемейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова идр.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
10.     РумянцеваТ. В.Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебноепособие. – СПб.: Речь, 2006.
11.     СатирВ. Какстроить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. – М,: Педагогика-Пресс,1992.
12.     Сборникстатей «Культура семейных отношений» – М., 1985.
13.     СкиннерР., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. / Перевод с англ. Н.М. Падалко. – М.:Независимая фирма «Класс», 1995.
14.     ХарчевА.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. –М.,1978.
15.     ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.