Реферат по предмету "Психология"


Психологическая диагностика личностной сферы подростка с девиантным поведением

Практическаяработа
Психологическаядиагностика личностной сферы подростка с девиантным поведением

Содержание
Психологическая карта учащегося
Описание методики исследования
Результаты исследования
Рекомендации по результатам исследования
Заключение по материалам обследования
Приложения

Психологическаякарта учащегося
 
Общие сведения:
Ф.И.О.: Климов Андрей Васильевич               Класс:8 «Б»
МОУСОШ №
Возраст: 14 лет.                    Датарождения: 23.09.1992 г.
Пол: Мужской
Состав семьи:
отец Василий Павлович,возраст 39 лет, образование высшее техническое, инженер;
мать Марина Николаевна,возраст 37 лет, образование среднее техническое, швея;
старший брат Алексей,возраст 16 лет, образование незаконченное среднее (учащийся 11 класса).
Социальный статуссемьи: семьяслужащего (отец) и рабочей (мать); материальное положение семьи среднее.
Бытовые условия: семья проживает в двухкомнатнойквартире; Андрей – в одной комнате с братом.
Социальная ситуацияразвития:
обязанности по дому:убирает в своей комнате, выносит мусор;
особенности межличностныхотношений в семье: с родителями напряженные отношения; отец не является дляАндрея авторитетом; с братом наблюдаются отношения соперничества.
Успеваемость средняя. Вклассе пользуется авторитетом среди товарищей. Классным руководителемхарактеризуется как конфликтный, тревожный, раздражительный, сложный похарактеру, настойчивый, замкнутый, активного участия в общественной жизникласса не принимает. Вредные привычки: курение.

Таблица 1Сильные стороны ребенка Слабые стороны ребенка Настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, целенаправленность, высокая социальная нормативность поведения и высокий внутренний самоконтроль Агрессия, тревожность, раздражительность, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, склонность к крайним точкам зрения и позициям
Описаниеметодики исследования
Опросник Леонгарда(Шмишека)
Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласнокоторой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку,индивидуальных свойств.
Тест содержит 10 шкал,которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двухвариантов ответов: «да» и «нет». Перечень шкал (типы акцентуаций): 1)гипертимическая; 2) тревожная; 3) дистимическая; 4) педантическая; 5)возбудимая; 6) эмотивная; 7) застревающая; 8) демонстративная; 9)циклотимическая; 10) экзальтированная.
Инструкция: «Ниже даны вопросы, касающиесяособенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с даннымутверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номеромзнак «+», если не согласны (нет) – знак «-».
Интерпретациярезультатов: подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале в соответствии сключом. Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типаакцентуации. Максимальная сумма баллов – 24. По некоторым источникам, признакомакцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основаниипрактического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь вслучае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. Такойинтерпретации придерживались и мы при анализе полученных данных.
Результатыисследования
Количественные данные.Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатови выводы по результатам
Данные, полученные спомощью методики Леонгарда (Шмишека), представлены в табл. 3 (по убыванию).Протокол обследования приводится в приложении 2.
Таблица 3Акцентуация Баллы Эмотивность, лабильность 21 Застревание, ригидность 16 Гипертимность 15 Дистимность 15 Педантичность 12 Тревожность 12 Циклотимность 12 Экзальтированность 12 Демонстративность 8 Возбудимость 6
Как видно из табл. 3,испытуемому присуща лабильная (эмотивная) акцентуация характера (21 балл).Также есть тенденция к ригидности (16 баллов).
Эмотивному типусвойственны эмоциональность, чувствительность, тревожность, глубокие реакции вобласти тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность,сопереживание другим. Редко вступает в конфликты, обиды носит в себе, невыплескивает наружу. Эмотивному типу свойственно чувство долга,исполнительность. Застревающий тип характеризует умеренная общительность,склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимойнесправедливости по отношению к нему. Чувствителен к обидам и огорчениям,уязвим, долго переживает происшедшее. Сильно развитое честолюбие часто приводитк настойчивому утверждению своих интересов, которые он энергично отстаивает.Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется,проявляет большое упорство в достижении целей.
Обобщая данныедиагностического исследования, можно сказать, что анализ личностных показателейвыявил несоответствие возрастным нормам. При этом некоторая замкнутость иригидность нашла отражение в застревающем типе акцентуации характера, аповышенная тревожность и чувствительность по отношению к возрастной норме – вэмотивном типе акцентуации характера. Для подростка типичны неопределенностьуровня притязаний, внутренние противоречия, склонность к крайним точкам зренияи позициям.
«Чувство взрослости» характеризуюттакие личностные качества испытуемого, как настойчивость в достижении цели.
Обобщая данныедиагностического исследования, можно сказать, что у испытуемого интерес к себекак к личности, не проявляется. Сравнительный анализ исследования индивидуальныхкачеств говорит о том, что испытуемый также неадекватно оценивает своиличностные качества.
Рекомендациипо результатам исследования
При создании адекватныхусловий для дальнейшего полноценного развития следует учитывать такие качестваличности испытуемого, как повышенная тревожность и чувствительность. Необходимоподдерживать его, избегать публичной критики, выделять положительные стороны(вдумчивость, склонность к точности). Учитывая некоторую замкнутостьиспытуемого, подобрать деятельность, не требующую активного общения, но в то жевремя активизировать его интерес к окружающим путем сотрудничества сдоброжелательными энергичными товарищами.
Следует и дальшеразвивать такие положительные качества испытуемого, как настойчивость вдостижении цели, точность, ответственность, целенаправленность, самоконтроль.
Следует создавать условиядля максимально полного использования им своих возможностей, сил испособностей. Это будет способствовать повышению уверенности в себе,самостоятельности в суждениях и поступках и разностороннему гармоничномуразвитию. Следует обратить внимание испытуемого на средства достижения этихцелей: расширение своего образования, кругозора, общей культуры,интеллектуальное развитие; творческая деятельность; работа над собой, физическоеи духовное совершенствование, которые занимают у него низкий уровень в спискеценностей. Необходимо создать условия для занятий той деятельностью, к которойу испытуемого имеются способности и где он может добиться определенного успеха.

Заключениепо материаламобследования
Фамилия Климов                  Имя Андрей        Возраст 14 лет
Учреждение образования МОУСШ№
Класс (группа) 8«Б»
Мнение специалиста:
По результатампсиходиагностического исследования учащемуся была рекомендована индивидуальнаяпсихокоррекция, направленная на и снижение уровня тревожности, конфликтности ираздражительности.
Рекомендации педагогу:
При создании адекватныхусловий для дальнейшего полноценного развития следует учитывать личностныеособенности испытуемого, поддерживать его эмоционально, выделять положительныестороны (вдумчивость, склонность к точности). Учитывая некоторую замкнутостьиспытуемого, подобрать деятельность в классе, не требующую активного общения,но в то же время активизировать его интерес к окружающим путем сотрудничества сдоброжелательными энергичными товарищами. Следует и дальше развивать такиекачества, как настойчивость, ответственность, целенаправленность, самоконтроль.
Рекомендации родителям:
Следует создавать условиядля максимально полного использования им своих возможностей, сил испособностей, путем совместных дел в семье, участия в кружке техническоготворчества и т.п. Необходимо создать условия для занятий той деятельностью, ккоторой у испытуемого имеются способности и где он может добиться определенногоуспеха. Это будет способствовать повышению уверенности в себе, снятиюраздражения, снижению уровня конфликтности и агрессии, повышениюсамостоятельности в суждениях и поступках и разностороннему гармоничномуразвитию.

Приложения
Опросник Леонгарда(Шмишека)
Инструкция: ниже даны вопросы, касающиесяособенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с даннымутверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номеромзнак «+», если не согласны (нет) – знак «».
1. Ты обычно спокоен,весел?
2. Легко ли тыобижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешьрасплакаться?
4. Ты по несколько разпроверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Ты такой же сильный ивыносливый, как твои сверстники?
6. Легко ли ты переходишьот радости к грусти и наоборот?
7. Нравится ли тебе бытьв центре внимания?
8. Бывает ли так, что тыбеспричинно ворчишь и сердишься на всех?
9. Ты серьезный человек?
10. Способен ли тывосторгаться, восхищаться чем-либо?
11. Умеешь ли тыпридумывать развлечения, игры?
12. Ты быстро забываешь,если кто-то тебя оскорбит?
13. Считаешь ли ты себямягкосердечным, умеющим сочувствовать людям?
14. Бросив письмо впочтовый ящик, проверяешь ли ты, не застряло ли оно в прорези?
15. Стремишься ли ты бытьлучшим в учебе и других делах?
16. Когда ты былмаленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Стремишься ли ты вовсем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли твоенастроение от внешних обстоятельств?
19. Большинство твоихзнакомых хорошо к тебе относятся?
20. Часто ли у тебябывает чувство сильного внутреннего беспокойства?
21. Часто ли тычувствуешь себя подавленным, грустным?
22. Бывали ли у тебя хотябы один раз истерики или нервные срывы?
23. Трудно ли тебеусидеть на одном месте?
24. Борешься ли ты засвои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Мог бы ты зарезатькурицу?
26. Раздражает ли тебя,если занавес или скатерть висят неровно, стараешься ли ты сразу поправить их?
27. В детстве ты боялсяоставаться дома один?
28. Часто ли у тебябеспричинно меняется настроение?
29. Ты стремишься статьдостаточно сильным специалистом в своем деле?
30. Часто ли тывеселишься, дурачишься?
31. Быстро ли тыначинаешь злиться, впадать в гнев?
32. Бывает ли так, чтоощущение счастья буквально пронизывает тебя?
33. Как ты думаешь,получился бы из тебя ведущий, конферансье в концерте, представлении?
34. Можешь ли ты прямосказать человеку все, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты видакрови?
36. Любишь ли ты работу,где необходима высокая личная ответственность?
37. Заступаешься ли ты затех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе страшноспускаться в темный подвал?
39. Предпочитаешь ли тыработу, где нужно действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?
40. Легко ли тызнакомишься с людьми?
41. В школе ты охотнодекламировал стихи, участвовал в утренниках?
42. Убегал ли ты вдетстве из дома?
43. Кажется ли тебе жизньтрудной?
44. Бывает ли так, чтопосле конфликта или обиды ты настолько расстроен, что не можешь заниматьсяделом?
45. Можно ли сказать, чтопри неудаче ты не теряешь чувство юмора?
46. Стараешься ли тыпомириться первым, если ссора произошла не по твоей вине?
47.Ты очень любишьживотных?
48. Уходя из дома,приходилось ли тебе возвращаться, чтобы убедиться, что все в порядке (дверьзаперта, утюг выключен и т.п.)?
49. Бывает ли у тебяощущение какой-то беды, неприятности, которая может случиться с тобой илитвоими близкими?
50. Твое настроениезависит от погоды?
51. Трудно ли тебедокладывать, выступать перед аудиторией?
52. Можешь ли ты ударитьобидчика, если он тебя оскорбит?
53. У тебя большаяпотребность в общении с другими людьми?
54. Если тебе что-то неудается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
55. Тебе нравится работа,требующая энергичной организаторской деятельности?
56. Упорно ли тыстремишься к цели, даже если на пути встают препятствия и трудности?
57. Может ли трагическийфильм взволновать тебя так, что на глазах выступят слезы?
58. Часто ли тебе бываеттрудно уснуть из-за того, что проблемы прошедшего или будущего дня все времякрутятся в голове?
59. В школе ты когда-нибудьподсказывал своим товарищам или давал списывать?
60. Боишься ли ты позднимвечером пройти один по темной улице?
61. Следишь ли ты за тем,чтобы каждая вещь всегда лежала на своем месте?
62. Бывает ли так, чтоложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Легко ли тыпривыкаешь к новым ситуациям?
64. Бывают ли у тебяголовные боли?
65. Ты часто смеешься?
66. Если ты не уважаешьчеловека, можешь ли ты не показывать этого в общении с ним?
67. Ты подвижный человек?
68. Ты очень переживаешьиз-за несправедливости?
69. Ты очень любишьприроду?
70. Ложась спать,проверяешь ли ты, погашен ли везде свет и заперты ли двери?
71. Ты очень боязлив?
72. Изменится ли твоенастроение при приеме алкоголя?
73. Охотно ли тыучаствуешь в художественной самодеятельности?
74. Считаешь ли ты себяпессимистом?
75. Часто ли тебя тянетпопутешествовать?
76. Может ли твоенастроение резко меняться от радости к угрюмости или тоске?
77. Легко ли тебе поднятьнастроение окружающих?
78. Долго ли тыпереживаешь обиду?
79. Сильно ли тыпереживаешь, если горе случилось у твоих друзей.
80. Часто ли в школе тыпереписывал страницы в тетради, если делал в ней помарки, ошибки?
81. Считаешь ли ты себянедоверчивым?
82. Часто ли тебе снятсякошмары?
83. Бывает ли, что тебятянет спрыгнуть с высоты или броситься под машину?
84. Становится ли тебевеселее, если все вокруг веселятся?
85. Если у тебянеприятности или проблемы, можешь ли ты на время отвлечься, не думать о нихпостоянно?
86. Можешь ли ты вестисебя несдержанно или развязно?
87. Обычно тынемногословен, молчалив?
88. Мог бы ты, играя насцене, настолько войти в роль, чтобы забыть о том, что это только игра?
Ключ к опросникуЛеонгарда (Шмишека)
1. Гипертимы                                           ´ 3
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55,67 77
2.Застревающие, ригидные                     ´ 2
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56,68, 78, 81
-: 12, 46, 59
3. Эмотивные, лабильные                       ´ 3
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69,79
-: 25
4. Педантичные                              ´ 3
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48,58, 61, 70, 80, 83
-: 36
5. Тревожные                                           ´ 3
+: 16, 27, 38, 49, 60,71, 82
-: 5
6. Циклотимные                              ´ 3
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62,72, 84
7. Демонстративные                                ´ 2
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44,63, 66, 73, 85, 88
-: 51
8. Неуравновешенные,возбудимые                 ´ 3
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64,74, 86
9. Дистимичные                              ´ 3
+: 9, 21, 43, 75, 87
-: 31, 53, 65
10. Экзальтированные                   ´ 6
+: 10, 32, 54, 76
Бланк методики Леонгарда(Шмишека)
ФИО _____________________Пол _________ Возраст _______1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88
Протокол диагностическогообследования
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.