Введение
Психологическая наука на данный момент находится всостоянии методологического кризиса. Существует ряд противоречий междупредставителями психологических школ, относящих себя к двум разным научнымпарадигмам. Первая парадигма — сциентистская (объяснительная) психология,рассматривающая психические явления в естественнонаучном ключе, но далекая отизучения субъективной реальности. Вторая парадигма – гуманитарная(описательная) изучает уникальную индивидуальность человека, при этомпериодически отрываясь от материальных основ.
Детерминация развития личности
Представители первой парадигмы склонны видеть в человекеобъект, формирующийся под воздействием внешних факторов, представители второйпарадигмы видят в человеке субъекта, обладающего стремлением к саморазвитию,способного меняться и менять мир вокруг. Понимание человеческой личностиявляется главным камнем преткновения в этой научной борьбе.
Разработкой проблемы человеческой личности в различных еепроявлениях занимались представители различных школ психологии: психоанализа(З. Фрейд, К. Г. Юнг), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), дажебихевиористы пришли к концепции независимой переменной, определяющей поведениесубъекта. Но только в отечественной психологии ученые (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)подошли к пониманию личности как результата социализации, не отрываясь отбиологических корней Человека Разумного. Попытка объединить данныепредставителей естественнонаучной и гуманитарной парадигм была предпринята Б.Ф. Поршневым.
В основе данного исследования лежит концепция личностикак системы самоконтроля, формирующейся в процессе социализации. Личностьвключает 3 уровня, а специфика уровней задается особенностями второсигнальноговзаимодействия с окружающими.
Первый уровень – уровень бессознательной регуляции (0 — 3лет), на котором второсигнальные раздражители незначимы, поведение направляетсяинстинктами, а в стремлении к удовлетворению индивид способен нанеконтролируемые действия, которые могут расцениваться как агрессивные. Вфилогенезе по теории Б. Ф. Поршнева данные качества свойственны суггесторам,лицам, воздействующим на других с целью немедленного удовлетворения собственныхпотребностей.
Второй уровень – уровень сознания (3 — 7 лет), на которомповедение человека контролируется дополнительно подкрепляемыми второсигнальнымираздражителями извне, как получаемых от других людей, так и произвольногенерируемых через систему громкой, а затем и эгоцентрической речи.Необходимость подкрепления извне вызывает повышенную социальную тревожность. Вфилогенезе данные качества присущи суггерендам, лицам, подверженным внешнемувлиянию, суггестии, и при воздействии извне прерывающим удовлетворениесобственных потребностей ради удовлетворения потребностей других членовсообщества.
Третий уровень – уровень самосознания (7 — 15-16 лет), накотором поведение начинает регулироваться с помощью внутренней речи, нетребующей внешнего подкрепления. С формированием необходимого для рефлексииабстрактного мышления, завершается пубертатный кризис идентификации. Вфилогенезе по теории Б. Ф. Поршнева способность к абстрагированию (на основедипластии) приводит к формированию психики Homo Sapiens Sapiens и появлениюспособности выбирать, чьи потребности – свои или окружающих удовлетворять вданный момент времени.
После пубертатного кризиса один из структурных уровнейличности начинает доминировать в процессе саморегуляции. В зависимости от того,какой из уровней берет верх, поведение человека изменяется либо в сторонусуггестивности (недостаточно сознательной регуляции с оказанием воздействия наокружающих), либо в сторону суггерендности (сознательная регуляция поведения сподчинением окружающим), либо в сторону дипластии (регуляция на уровнесамосознания, проявление способности свободно руководить своим поведением, выраженнойв высоком уровне субъективного контроля).
Суггестивность нейрофизиологически может быть выраженарезким доминированием левого полушария, ответственного за генерацию речи ипостроение программ поведения, а суггерендность – резким доминированием правогополушария, ответственного за восприятие интонаций речи, имеющих смысловоезначение. Высокий уровень адекватного самоконтроля возможен только приинтеграции деятельности полушарий без резкого доминирования одного над другим.
На базе РГУ имени С. А. Есенина было проведеноисследование выборки студентов численностью 50 человек. Изучалась межполушарнаяасимметрия (методика Доброхотовой – Брагиной), уровень субъективного контроля(тест Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда),ведомость и доминантность (по шкалам опросника Роджерса-Даймонда), а такжеуровень тревожности и агрессивности (шкалы теста самооценки психическихсостояний Г. Айзенка).
У студентов с доминированием правого полушария былотмечен самый высокий уровень тревожности (в среднем 10,5) и ведомости (всреднем 13,95), а также самый низкий уровень доминантности (в среднем 7,32). Тоесть, выявлены признаки суггерендности личности в социальном взаимодействии.
У студентов с доминированием левого полушария был отмеченсамый низкий уровень тревожности (в среднем 7,62) и ведомости (в среднем13,04), а также самый высокий уровень доминантности (в среднем 9,27). То есть,выявлены признаки суггестивности личности в социальном взаимодействии.
У студентов с высоким уровнем субъективного контроляуровни тревожности (8,09), агрессивности (9,73), ведомости (13,09) идоминантности (8,91) оказались средними. В целом средняя выраженность данныххарактеристик адаптивна, так как исключает крайности в рефлексии (сильноповышенная или пониженная тревожность), так и крайности в области контроля(недостаток самоконтроля или избыток контроля над окружающими). Уровеньсубъективного контроля положительно связан одновременно с уровнем тревожности(умеренная корреляция 0,425097) и с уровнем доминантности (умеренная корреляция0,40938), то есть, на его формирование самоконтроля оказывают воздействиефакторы, связанные с активностью как правого, так и левого полушарий. Это можетговорить о более высоком уровне интеграции деятельности полушарий, о болеетесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем, дипластии,обеспечивающей адекватную работу самосознания и высокий самоконтроль.
Место и значение психологических знаний в исследованииличности
В настоящее время в связи увеличение уровня рождаемости встране представляет собой задачу первоочередной государственной важности.Обеспечение будущего России здоровыми поколениями полноценных людей невозможнобез учета знаний об уникальности процесса внутриутробного развития и еговлияния на всю последующую жизнь личности, разработки на их основеширокомасштабных государственных программ, нацеленных на изменения в практикеродовспоможения, ведения беременности. Психологическими разработками этих темзанимаются психологи и психотерапевты, работающие в русле перинатальнойпсихологии. Эти специалисты работают как в государственных учреждениях –женских консультациях, родильных домах и др., так и негосударственных –медицинских центрах, центрах подготовки беременных, школ для родителей и т.д.
Перинатальная психология – новая область знаний,изучающая обстоятельства и закономерности развития психики человека на раннихэтапах (антенатальный, интранатальный, неонатальный) и их влияние на всюпоследующую жизнь личности. Объектом изучения является диада «мать-дитя», аобъектом воздействия психолога-практика – будущая мама, семья.
История возникновения и развития перинатальной психологиии психотерапии связана с развитием психодинамического подхода и ряда егонаправлений и практических приложений: теории объектных отношений, теориипривязанности, трансперсональной психологии и психосоматики.
В последние годы ХХ в. произошел поворот в сторонунаучного теоретического и методологического осмысления проблем пренатального иперинатального периода развития психики человека. В отечественной психологии ипсихотерапии предложены концепции психофизиологии материнской доминанты (БатуевА.С, Васильева В.В.); психологии материнства и психологии репродуктивной сферы(Филиппова Г.Г.), перинатальной психотерапии (Добряков И.В.), теоретическоеобоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекциибеременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и др.С 1993 г. образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятсятематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы напсихологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
В настоящее время в нашей стране можно констатироватьпроникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальныхпсихологов и психотерапевтов; растет взаимопонимание между перинатальнымипсихологами, психотерапевтами и врачами-акушерами (свидетельством тому являетсябольшое количество сборников совместных научных работ, опубликованных впоследние годы).
Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей ипсихологов находит отражение и в появлении интереса к перинатальной психологииу руководителей, организаторов служб родовспоможения, охраны материнства идетства.
Все больше становится врачей, не просто лояльноотносящихся к перинатальным психологам, но и активно интересующихсяпсихологией, повышающих свое образование в этой области, задумывающихся о том,как применить эти знания в собственной практической деятельности.Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики,предназначенные для сопровождения, лечения беременных женщин, младенцев, членових семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии — перинатальном.Перинатальная психотерапия является практическим приложением перинатальнойпсихологии – как самостоятельной области психологии, сложившейся в последниечетверть века.
Перинатальную психотерапию можно определить как системулечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины иребенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном),интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины иребенка. В практике психотерапии в середине и второй половине ХХ в. появились иупрочились представления о влиянии родового процесса и внутриутробного опыта наформирование различных психических свойств человека и его взрослую жизнь.
Появились определения «перинатальный опыт»,«перинатальные проблемы», «перинатальные травмы». Особенностьюпсихотерапевтической практики этого направления является то, что работанаправлена на взрослого человека, а в плане диагностики и терапии используютсяметоды реконструкции, основным приемом работы является введение человека визмененное состояние сознания (трансовое, медитативное, релаксационное и т.п.).
В последние годы на работу перинатальных психологов ипсихотерапевтов оказывает влияние изменение контингента, с которым приходитсяработать. Увеличение количества перинатальных психологов, разнообразиепредлагаемых форм работы привело к возможности выбора пациентами (клиентами)того, что наиболее соответствует их взглядам, представлениям, материальнымвозможностям. В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. С однойстороны, конкуренция предполагает повышение качества работы, с другой — напрактике нередко более привлекательными могут выглядеть лучше «раскрученные»,но далеко не всегда оптимальные и полезные для здоровья формы перинатальнойработы. Возникает опасность конъюнктуры в ущерб качеству. В этой ситуацииособое внимание должно уделяться разработке качественных способов оценкиэффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Оченьхочется, чтобы в прошлом остались оценки своей работы перинатальных психологов,основывающиеся лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками, навпечатлениях самого психолога. «Если весомость субъективных впечатленийотносительно родовспоможения не оценивается формальными критериями, эффективныеметоды никогда не будут определены и не будет возможности внедрить их должнымобразом». При этом нужно понимать, что такие критерии, как отсутствиеосложнений в родах, вес новорожденного, оценка по шкале Апгар, биохимическиепоказатели и т.п., не являются достаточными. Критерии эффективности дородовойподготовки должны быть комплексными.
Особенности самооценки подростков с разным уровнем развития
Подростковый возраст можно считать моментом развитиясамооценки, который сопровождается у подростка целой гаммой переживаний.Самооценка оказывает влияние на поведение подростка и формирует его личность.Являясь важнейшим компонентом самосознания, самооценка выступает необходимымусловием гармоничных отношений подростка, как самим собой, так и с другимилюдьми.
Теоретический анализ литературных источников показал, чтопроблема изучения самооценки является одной из распространенных в современнойпсихологии, нашло свое отражение во многих работах отечественных и зарубежныхпсихологов, таких, как А. Н. Леонтьев, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Л. И.Липкина, И. С. Кон, Р. Бернс и другие. Эти авторы изучали влияние самооценки напознавательную деятельность человека (восприятие, представление, решениеинтеллектуальных задач), место самооценки в системе межличностных отношений;определяли приемы формирования самооценки, а при ее деформации — приемыпреобразования путем воспитательных воздействий.
По мнению ряда исследователей, самооценка функционируеткак часть самосознания, возникает на основе обобщающей работы процессовсамосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровняхразвития в ходе становления личности. Самооценка постоянно изменяется,совершенствуется и включает в себя следующие элементы: образы «Я — реальный»,«Я — идеальный», результат сопоставления этих образов и самоотношение крезультату сопоставления. Самооценка есть отношение личности к результатамсопоставления своих образов реального и идеального «Я».
Наше исследование мы проводили на базе МОУ «Средняяобщеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.Саранска Республика Мордовия с подростками 7-х классов в количестве 54учеников. Целью нашего исследования явилось сравнительное изучение самооценкиподростков с высоким и низким уровнем академической успеваемости. В нашемисследовании мы сделали предположение о том, что наблюдаются различия вособенностях самооценки у учеников в зависимости от уровня академическойуспеваемости. В этой связи мы решили выбрать две категории испытуемых – свысоким и низким уровнем академической успеваемости.
В своем экспериментальном исследовании мы использовалиметод экспертных оценок, методику «Какой Я» (Ф. Хоппе), методику Т. В.Дембо-Рубенштейна в модификации А. М. Прихожан.
На первом этапе мы предложили учителям, которые ведутзанятия в 7-ом классе, выделить три категории учащихся – с высоким, низким исредним уровнем академической успеваемости. В результате экспертного оцениваниямы получили следующие данные: у 15 учеников — высокий уровень академическойуспеваемости, у 13 — низкий и у 26 — средний.
На втором этапе нами были изучены особенности самооценки.Вначале мы использовали методику «Какой Я» (Ф. Хоппе). Согласно полученнымданным, у 6 (40 %) учеников с высоким уровнем академической успеваемостивыявлен высокий уровень развития самооценки, у 8 (53,3 %) учеников средний и у1 (6,7 %) низкий уровень. Таким образом, полученные данные свидетельствуют отом, что у подростков с высоким уровнем академической успеваемости в основномсредний уровень развития самооценки. Совершенно иная картина обнаружилась вгруппе учащихся с низким уровнем академической успеваемости, где школьников свысоким уровнем самооценки оказалось 8 (66,7 %), учеников со средним уровнем 4(33,3 %). Подростков с низким уровнем самооценки в данной группе не оказалось.На наш взгляд, это можно объяснить тем, что у этих подростков отсутствуеткритичность, своя точка зрения при оценивании себя. Полученные результатыметодики «Какой Я» (Ф. Хоппе) свидетельствуют о том, что подростки с низкимуровнем академической успеваемости имеют высокий уровень самооценки, а уподростков с высоким уровнем академической успеваемости в основном среднийуровень самооценки.
Дополнительно для исследования самооценки нами былаотобрана методика Т. В. Дембо–Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Согласнополученным данным, у 5 (33,33 %) учеников с высоким уровнем академическойуспеваемости выявлена высокая самооценка, у 8 (53,33 %) учеников – средняя и у2 (13,33 %) — низкая самооценка. В группе учеников с низким уровнемакадемической успеваемости наблюдаются следующие результаты. У 8 (66,7 %)учеников высокая самооценка, у 3 (25 %) средняя и у 1 (8,3 %) низкаясамооценка.
Заключение
Анализ результатов экспериментального исследованияпозволил сделать нам следующий вывод. У подростков с высоким уровнемакадемической успеваемости самооценка в основном средняя, тогда как уподростков с низким уровнем академической успеваемости наблюдается неадекватнозавышенная самооценка. Подводя итоги, можно сказать о том, что в зависимости отуровня академической успеваемости подростков наблюдаются различия вособенностях самооценки.
Во избежание проблем, порожденных невежеством, обществонуждается в активном внедрении знания о психологической уникальности процессовперинатального развития и беременности и о мерах, способствующих рождениюздоровых детей, способных обеспечить будущее нации. В качестве таковых можноназвать просветительскую, психологическую и психотерапевтическую работу сбеременными, разработку новых медицинских технологий,социально-просветительские программы, нацеленные на формирование адекватныхпредставлений о перинатальном периоде и его последствиях.
Изучение личности как системы самоконтроля позволяетувидеть как физиологическую, так и социальную подопл.ку ряда психологическихявлений, и является перспективным направлением для объединения усилийпредставителей естественнонаучной и гуманитарной парадигм в созданиидиагностических и коррекционных методик для работы с проявлениями тревожности иагрессивности, все чаще встречающимися в современном мире.
Список литературы
1. Добряков И.В. (2009) Современные тенденции развития отечественной перинатальнойпсихологии и психотерапии // Перинатальная психология и психологияродительства. №2.
2. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина //Психологический журнал. — 2002. — № 4. – С. 99 — 100.
3. Зинченко, Е. В. Самооценка и е. параметры / Е. В. Зинченко //Психологический журнал. – 2006. — № 3. – С. 18 – 30.
4. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А. И.Липкина, Л. А. Рыбак. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
5. Резниченко, М. А. Особенности самооценки старших школьников приовладении способами учебной работы / М. А. Резниченко // Вопросы психологии. –2006. — № 3. – С. 35 — 44.
6. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Просвещение,2008.
7. Чеснокова, И. И. Особенности развития самооценки в онтогенезе / И. И.Чеснокова // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 2008.