ХАКАССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Ф. КАТАНОВА
Психолого-педагогическийфакультет
Кафедрапсихологии развития
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯРАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
АБАКАН -2006
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогическаяхарактеристика ребенка младшего школьного возраста
2. Диагностическая работа — одно изнаправлений деятельности психолога в начальной школе
3. Обзор методик используемых вдиагностике младших школьников
3.1 Диагностика психологическойготовности к школьному обучению
3.2 Диагностика родительскихпредставлений о готовности их детей к школе
3.3 Диагностика особенностейадаптации ребенка к школе
3.4 Диагностика познавательногоразвития в младшем школьном возрасте
3.4.1 Выяснение общей ориентациидетей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний
3.4.2 Оценка восприятия младшегошкольника
3.4.3 Оценка мышления младшегошкольника
3.4.5 Оценка памяти младшегошкольника
3.4.6 Оценка свойств вниманиямладшего школьника
3.5 Диагностика эмоциональной сферы иличности младшего школьника
3.6 Метод наблюдения и беседы вдиагностике психического развития младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В контрольной работерассматриваются вопросы диагностической работы психолога начальной школы.Актуальность данной деятельности психолога обусловлена тремя основнымипричинами:
1.Вхождение в периодмладшего школьного возраста связано с возрастным кризисом, когда формируютсякачественно новые свойства и особенности ребенка. ( Эти новообразования подробнеебудут рассмотрены в 1 главе.)
2.Период младшегошкольного возраста связан с переходом ребенка в новую социальную среду, чтосущественно влияет на формирование его психических процессов и межличностнойсферы, а значит и на личность в целом.
3.Приобретение учебныхнавыков оказывает влияние на развитие учебной компетентности ребенка и,следовательно, на успешность его дальнейшего обучения.
Мы рассмотрим спецификудиагностической работы школьного психолога с младшими школьниками, ихродителями и учителями. Определим задачи и формы диагностики. Представим диагностическиеметоды и методики, использование которых позволяет наиболее полно и систематизированосоставить психолого-педагогический портрет младшего школьника, проследитьдинамику развития от поступления в школу и до перехода в среднее звено.
Рассмотрим комплексметодик, направленный на изучение познавательной деятельности, эмоциональной,мотивационной и волевой сфер личности младшего школьника.
1. Психолого-педагогическаяхарактеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возрастявляется вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но ужеутрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другаялогика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но иопределенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь укладего жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущейи на основе которой образуются основные психологические новообразования первоклассника.Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всехдругих функций сознания — они интеллектуализируются и становятся произвольными.
Начальная цельвзаимодействия психолога с ребенком- первоклассником – это определение (и вслучае необходимости формирование) его готовности к школе, выявлениеиндивидуальных особенностей на любом уровне их развития, особенностейпознавательной сферы, а так же сформированности личности первоклассника.Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебныхумений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка кобучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации,т. е. к трудностям и проблемам в учебной деятельности, общении, поведении. Проявлениядезадаптации у первоклассников — низкая успеваемость, крайние формынедисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкийуровень функциональной готовности – так называемая школьная незрелость, т.е.несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно –психических функций задачам школьного обучения. Кроме того частой причинойшкольной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы. Поэтомувыбор направления работы психолога начальной школы сложен и ответственен.
Особенности возрастногоэтапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная отсовершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновениемсложных личностных новообразований.
Сенсорное развитие старшегодошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешнихсвойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени.Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятиестановится ведущим, оно интеллектуализируется. В мышлении происходит переход отцентрации к децентрации. Для мышления характерны следующие особенности, которыемогут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенкомготовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития.
-ребенок решаетмыслительные задачи, представляя их условия. Мышление становится внеситуативным.
-освоение речи приводит крассуждению как способу решения задач
-детские вопросывыступают показателем развития любознательности и говорят о проблемностимышления ребенка
-практические действиявозникают на основе предварительных рассуждений.
-экспериментированиевозникает, как способ помогающий понять скрытые связи и отношения
-складываются предпосылкитаких качеств ума, как самостоятельность, гибкость.
Одним из главныхдостижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольногозапоминания. Ребенок 6-7 лет использует приемы повышения эффективностизапоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.(Подробнее в 3 главе.)
Внимание становитсяопосредованным. Возрастает концентрация, объем, устойчивость. Складываютсяэлементы произвольности в управлении вниманием. Появляются элементыпослепроизвольного внимания. Соотношение произвольной и непроизвольной формотмечается и в воображении.
Ребенок осваивает приемыи средства создания образов.
К шести годам происходитоформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставитьцель принять решение, наметить план действий, исполнить его, оценить результат.Но все эти компоненты недостаточно устойчивы.
Развитие воли тесносвязано с изменениями мотивов поведения, формирование соподчинения мотивов. Вэтом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилиймотивов является оценка действия значимым взрослым. Идет интенсивное развитиепознавательной мотивации. Одним из важнейших критериев личностной готовностиребенка к школьному обучению является внутренняя позиция.
Это своеобразный сплав издвух потребностей — желание занять определенную позицию в обществе людей,открывающую доступ в мир взрослости и познавательная потребность, которую он неможет удовлетворить дома.
Школа предъявляет особыетребования к первокласснику. Эти требования можно представить в виде таблицы.
Таблица. Психолого-педагогическийстатус первоклассникаПараметры психолого-педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов.
1.Познавательная сфера.
1.1.Произвольность психических процессов.
Высокий уровень учебной активации, самостоятельности.
Способность спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий.
Совершение учебных действий по правилу и образцу.
Поддержание внимания на учебной задаче.
Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи. 1.2.Уровень развития мышления.
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов.
Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. 1.3.Сформированность важнейших учебных действий
Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности
Сформированность внутреннего плана умственных действий. 1.4.Уровень развития речи
Понимание смысла текста и простых понятий
Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи) 1.5.Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. 1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут
Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение рабочего дня
Способность работать в едином темпе со всем классом
2.Особенности общения и поведения:
2.1.Взаимодействие со сверстниками Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. 2.2.Взаимодействие с педагогами.
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков.
Проявление уважения к учителю. 2.3.Соблюдение социальных и этических норм. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. 2.4.Поведенческая саморегуляция.
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия.
Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний
Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) 2.5.Активность и автономность поведения. Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности.
3.Особенности мотивационно-личностной сферы:
3.1.Наличие в характере учебной мотивации
Желание учиться, идти в школу
Наличие познавательного или социального мотива учения 3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе
Отсутствие выраженных противоречий между
-требованиями школы и родителей
-требованиями взрослых и возможностями ребенка
4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе.
4.1.Отношение со сверстниками Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками 4.2.Отношение с педагогами Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями 4.3.Отношение к значимой деятельности Эмоционально положительное восприятие школы и учения. 4.4.Отношение к себе. Устойчивая положительная самооценка.
В период с 6-7 до 9-10лет происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка.Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловныйавторитет взрослого утрачивается и к концу младшего школьного возраста всебольшее значение приобретает мнение сверстников, возрастает роль детскогосообщества. Ведущей становится учебная деятельность. Мотивация к учебнойдеятельности снижается в связи с тем, что у ребенка уже есть завоеваннаяобщественная позиция. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности иперестраивает все другие познавательные процессы: память становится мыслящей, авосприятие думающим. Память претерпевает значительные изменения и приобретаетчерты произвольности, становясь регулируемой и опосредованной. Новое важноеобразование – произвольность поведения. Оно (поведение) теперь, так или иначе,связано с основным мотивом доминирующем в данном возрасте — мотивом достиженияуспеха. С произвольностью поведения связано еще одно новообразование –планирование результатов действия и рефлексия. Также у ребенка развиваетсянаправленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальномповедении, которое очень значимо для развитой личности.
Таким образом, младшийшкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.Основная задача взрослых на этом возрастном этапе ребенка – созданиеоптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетоминдивидуальных особенностей каждого ребенка. А это невозможно обеспечить безсерьезной, грамотно выстроенной диагностической работы психолога начальнойшколы.
2. Диагностическая работа – одно изнаправлений деятельности психолога вначальной школе
Психологическаядиагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучениеобучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальныхособенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессеобучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлениепричин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическаядиагностика – одно из наиболее разработанных направлений деятельности психологаначальной школы. Сегодня диагностика преследует решение следующих задач:
-составлениесоциально-психологического портрета школьника;
-определение путей и формоказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическомсамочувствии;
-выбор средств и формпсихологического сопровождения школьников в соответствии с присущими имособенностями обучения и общения
Из форм организациидиагностической работы можно выделить следующие:
-комплексное илифронтальное
-углубленное
-оперативное
Комплексноепсихолого-педагогическое обследование представляет собой первичную диагностику,результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детейв отношении измеряемых характеристик. Примером такого обследования могутслужить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе,отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т.д.Такая форма диагностической работы является плановой и проводится всоответствии с графиком работы психолога.
Углубленноепсиходиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаеви включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работыпроводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, являетсяобязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводуреальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленноепсиходиагностическое обследование имеет индивидуальный характер сиспользованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез овозможных причинах
Выявленных (илизаявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
Оперативноепсиходиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочногополучения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед,направленных на изучение общественного мнения.
0сновные направленияпсиходиагностической работы включают в себя изучение
-личности ребенка
-познавательныхпсихических процессов
-эмоционально-волевыхособенностей
-межличностных отношенийв классном и школьном коллективах.
При проведениидиагностических процедур используются типовые психологические методики,адаптированные к условиям данной школы.
В психодиагностикемладших школьников имеются некоторые особенности. Известно, что к моментупоступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия поуровню психологического развития. Дети отличаются друг от друга поинтеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они по-разномуреагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторымдетям практически уже доступны тесты, предназначенные для взрослых, другим –только методики, рассчитанные на детей 4-6 лет. Это особенно касается такихпсиходиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки,рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.Многие дети, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, поуровню психологического развития (психологический возраст) находятся на пределеребенка – дошкольника. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, впринципе доступный тест, но малоинтересный для него, требующий развитой воли,произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то ребенок может несправиться с заданием в силу недостаточного уровня личностно-психологическогоразвития. И эти же тестовые задания будут выполнены успешнее, если они будутпредложены в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме. Этиобстоятельства нужно учитывать в практической психодиагностике первоклассникови второклассников. Детям третьих и четвертых классов вполне подходят тесты длявзрослых, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Следуетиметь в виду. Что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активномнастрое на тестирование его итоги всегда будут выше.
3. Краткий обзор методов и методик,используемых в диагностике младших школьников
3.1 Диагностикапсихологической готовности к школьному обучению
Нет, и не может бытьединого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению.Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровеньразвития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность кпроизвольной регуляции познавательной деятельности, к социальной позициишкольника.
Для реализациипервоначальной диагностики можно использовать ориентационный тест школьнойзрелости Керна-Йирасека. У этого теста ряд достоинств:
-не требует много времени
-может использоваться какдля индивидуальных, так и для групповых обследований
-имеет нормативы,разработанные на большой выборке
-не требует специальныхсредств и условий для проведения.
Тест состоит из трехзаданий:
1-рисование мужскойфигуры по памяти
2-срисовывание письменныхбукв
3-срисовывание группыточек
Результат каждого заданияоценивается по пятибалльной системе (1-высший балл, 5-низший). Развитие детейнабравших 3-6 баллов оценивается как выше среднего
7-11 – среднее, 12-15 –ниже нормы. Детей, набравших 12-15 баллов необходимо дополнительно обследовать,так как среди них могут быть умственно отсталые. Тест направлен на определениеразвитие тонкой моторики, интеллектуального развития (в общих чертах), умениеподражать образцу, работать некоторое время над не очень привлекательнымзаданием. Четвертая страница бланка ответов предназначена для протоколавербального субтеста.
Количественные результатыраспределяются по пяти группам:
1 группа – 24 и болеебаллов
2 группа – от 14 до 23баллов
3 группа – от 0 до 13баллов
4 группа – от минус 1 доминус 10
5 группа – мене минус 11.
По классификацииположительными считаются первые три группы.
3.2 Диагностикародительских представлений о готовности их детей к школе
Ряд психологов признают,что в числе факторов способных затормозить или ускорить формированиепсихологической готовности ребенка к школе, затруднить или облегчить адаптациюк ней, существенное место занимают особенности семейной микросреды, позицияродителей ребенка. Некоторые исследователи считают главной причинойвозникновения школьной дезадаптации, психогенного заболевания или психогенногоформирования личности специфические отношения в семье, стиль родительскогоповедения, актуальный семейный климат. Исследователи выделили ряд мотивов, наличиекоторых у родителей, чей ребенок психологически не готов к школе может привестик негативным последствиям в развитии личности ребенка, его дезадаптации вшколе. Выявлению родительской позиции относительно готовности к школьномуобучению ребенка, а так же родительских представлений по данному вопросуспособствует анкета, разработанная О.Н.Истратовой и И.О.Косьяненко. (Приложение1)
3.3 Диагностикаособенностей адаптации ребенка к школе проходит с использованием методанаблюдения, анкетирования и др. В приложении приведены анкеты применимые наэтапе адаптации ребенка к школьному обучению. ( Анкета для родителейпервоклассников и Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальныхклассов. Приложение 2)
3.4 Диагностикапознавательного развития в младшем школьном возрасте
3.4.1 Выяснение общейориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний
Предполагается, что свозрастом расширяется объем этих знаний (о себе, о близких, о местности, где онживет, о пространстве и времени, об окружающей природной среде и т. д.) и ихглубина. Существует несколько вариантов методики с вопросами для детей,поступающих в школу, для учащихся 1,2,3 классов. Для ответа на каждый вопросдается 30 секунд. Ребенок, набравший максимальное количество баллов (10)считается психологически соответствующим своему возрасту. (Приложение 3)120
3.4.2 Оценка восприятия младшегошкольника
Восприятие младшегошкольника еще слабо дифференцировано, непроизвольно. Неспособность четковыделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по его частямявляется одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др. Своевременноевыявление подобных особенностей восприятия будет способствовать планированиюкоррекционно-профилактических мер по преодолению трудностей в обучении младшегошкольника. Для исследования способностей к целостному восприятию формыпредметов можно использовать методику Т.Н. Головиной[1].Ребенку предлагаются таблицы, на которых изображены геометрические фигуры снеполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений.Экспериментатор дает задание дорисовать эти предметы. Наблюдение за действиямиребенка во время его работы с таблицами этого типа дает представление оспособности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии егографических навыков, способности осуществлять симметричное изображение.
3.4.3 Оценка мышления младшегошкольника
У младшего школьника ярковыражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задачони опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаютсяна основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитиеабстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуетсяпереходом от оперирования практическими действиями в решении наглядно даннойситуации, конкретной задачи к умственным, внутренним, свернутым действиям. Изменяетсясодержание, которым оперирует ребенок. От наглядного единичного факта ребенокпереходит к оперированию представлениями о нем, а затем и к все болееобобщенным понятийным знаниям. Для оценки вербально-логического мышления используетсяметодика «Исключение слов», позволяющая оценить способности испытуемого кобобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, вкаждой серии по 4 слова. Экспериментатору следует иметь секундомер и протоколдля регистрации ответов.
Таблица.Номер серии Время выполнения заданий. Результат 1. … 15.
Получив индивидуальныеданные по показателю вербальнологического мышления, можно посчитать среднююарифметическую по группе в целом.
Для оценки уровняобобщения можно использовать методику Б.И. Пинского, основной смысл которойзаключается в выделении закономерностей. Для исследования необходим наборчерных и белых прямоугольников одинаковой величины. Испытуемому предлагаетсяудлинить начатый экспериментатором «заборчик». Три задания возрастающейсложности.
1 задание-ЧБ ЧБ ЧБ
2 задание-ЧББ ЧББ ЧББ
3 задание-ЧБ ЧББ ЧБББ.
При анализе выполнениязадания обращается внимание:
-предшествует ли началудеятельности уяснение принципа выполнения задания
-насколько стереотипен избранныйобследуемым образ действий
-как влияют на действияслучайные побуждения
-имеется ли тенденцияпереносить в готовом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.
3.4.5 Оценка памятимладшего школьника
Мнемическая деятельностьна протяжении школьного возраста становится все более произвольной иосмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение ученикомприемами и способами запоминания. Специфика содержания и новые требования кпроцессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличиваетсяобъем памяти. Развитие памяти идет неравномерно. Запоминание наглядногоматериала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание вучебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминатьсловесный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминаниепри высоких темпах развития произвольного запоминания. Достаточно многоизвестных методик по изучению памяти. Это и изучение типа памяти (зрительная,слуховая, моторно-слуховая, зрительно-слухово-моторная), и оценка состоянияпамяти, утомляемости, активности внимания (методика А.Р. Лурия). Тестыкратковременной памяти и умозаключений. Мы не будем подробно останавливаться наописании довольно распространенных методик.
3.4.6 Оценка свойстввнимания младшего школьника
Процесс овладениязнаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроляучащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровняпроизвольности внимания. У младшего школьника в первые годы обучения можетпреобладать непроизвольное внимание. Увеличивается в этом возрасте объемвнимания. Менее развиты в этом возрасте такие свойства внимания какпереключение и распределение. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются.Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивомувниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
Для оцениванияустойчивости внимания можно использовать Тест переплетенных линий (модификациятеста Рея) Для выявления объема внимания используется Цифровая таблица Шульте.Тестом «Корректурная проба» (вариант методики Бурдона) проверяется способностьраспределения внимания. Для оценивания избирательности внимания применяютсяметодики Кюсси, Мюнстерберга, Торндайка, S-тест и т. д. Описание этих методик и их модификаций широкорастиражированы в психологической литературе и описывать их в данной работе неимеет смысла.
3.5 Диагностикаэмоциональной сферы и личности младшего школьника
Поступление ребенка вшколу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позицией школьника. Это тот мотивационный центр, которыйобеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительноеотношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В техслучаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позициюшкольника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональноенеблагополучие: постоянное ожидание неуспеха, плохого отношения к себе состороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Выявить страхи младшихшкольников можно с помощью метода неоконченных предложений, изучения рисунковдетей, опросов. На основе полученных ответов психолог делает выводы о наличии иразнообразии страхов. Большое количество страхов – показатель преневротическогосостояния. Для выявления тревожности как относительно устойчивого образования удетей 8-12 лет используется «Шкала явной тревожности» (СМАS), разработанная американскимипсихологами. В России адаптация детского варианта шкалы проведена иопубликована А.М. Прихожан. Специфика детского варианта в том, что о наличиисимптома свидетельствуют только положительные варианты ответов. Кроме того, вдетском варианте имеется контрольная шкала из 11 пунктов, выявляющая тенденциюиспытуемого давать социально одобряемые ответы. Методика содержит 53 вопроса.Время выполнения теста 25-20 минут. Возможно групповое проведение. Сырые баллыпереводятся в стены, на основании полученной шкалы делается вывод об уровнетревожности.
3.6 Метод наблюдения ибеседы в диагностике психического развития младших школьников
Школьный психолог можетиспользовать в целях диагностики учащихся не только экспериментальные методики,анкеты, наблюдения учителей по составленной им программе, но и материалы бесед,интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения оличности ученика.
Путем наблюдения можнооценивать некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся. На основанииповеденческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и вповседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижностинервных процессов.
О силе возбудительногопроцесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособностии адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» чем сильнеестимул, тем сильнее ответ. У «слабых» при повышении силы выше некоторой среднейвеличины наблюдается снижение силы ответа. В большинстве случаев для относительнослабого типа нервной системы характерны также более тонкие порогичувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующихвоздействиях.
Основанием для отнесенияк преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являютсяследующие показатели:
1) Способность длительноевремя выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности(в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемостизаданной деятельности.)
2) Умение преодолеватьтрудности и неудачи в работе. Настойчивость в достижении цели.
3) Повышение упорства иработоспособности в трудных условиях, в опасности.
4) Стремление ксамостоятельным поступкам, особенно в трудных, незнакомых ситуациях.
5) Способность быстро справитьсяи мобилизовать себя в случае неудач.
Основанием для отнесенияк «слабому» типу являются противоположные показатели.
О силе тормозногопроцесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формированиятонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладаниемтормозного компонента. Основанием для отнесения к «сильному» типу нервнойсистемы со стороны торможения являются следующие показатели:
1) Высокаяработоспособность особенно в неинтересном деле.
2) Сдержанность впоступках и разговоре, даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию.
3)Сдержанность в общении.(Умение хранить интересные новости.)
4)Неторопливость впринятии решений.
5)Быстрое и прочноеформирование различных навыков, связанных с тонкой дифференцировкой и волевойзадержкой.
6)Неторопливость вдвижении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищиво время еды, хороший сон.
Основанием для отнесениек «слабому» типу являются противоположные показатели.
О подвижности нервныхпроцессов (переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить последующим показателям:
1)Преимущественно быстрыйтемп деятельности, даже при основной работе.
2)Быстрое усвоение новогоматериала (а иногда и быстрое забывание при отсутствии повторения)
3)Легкость и активность вновых знакомствах, стремление к новым впечатлениям.
4)Быстрая адаптация вновой обстановке.
5)Быстрое пробуждение изасыпание.
6)Живая речь, мимика,подвижность.
Основанием для включенияв группы инертных являются противоположные признаки.
Попытку стандартизироватьметод наблюдения сделал Стотт. Его карта наблюдений состоит из 16 комплексовсимптомов- образцов поведения, симтомокомплексов. По результатам наблюдениязаполняются таблицы, которые позволяют изучать особенности дезадаптированных кшколе учеников. Согласно утверждению Стотта, числовые показателисимптомокомплексов имеют ориентировочное значение, обращаться с ними надоосторожно, методика для практических нужд не стандартизирована.
Заключение
Автономия младшегошкольника только начинает складываться. Он еще не всегда различает, чего онхочет сам, чего хотят от него взрослые. Ему трудно отделить свои намерения отпредъявляемых к нему требований. Даже самый тонкий исследователь не сумеетотличить, что исходит от самих детей, а что привнесено. Психологу-практику тоженепросто в суждениях и оценках ребенка услышать его собственный голос.
Проблемы ребенка могутбыть понятны только во всей полноте его жизненных обстоятельств, связей,отношений. Чтобы помочь ему, психологу-практику необходимо увидеть полнуюкартину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, сособенностями его личности и характера. И вот тут не обойтись без методовпсиходиагностики.
Мы конспективнорассмотрели наиболее распространенные методики оценки волевых и личностныхкачеств младшего школьника, развития его познавательной и эмоциональной сферы.
Мы не представилиметодики диагностики школьных трудностей ребенка, использование которыхпозволяет школьным психологам дифференцированно подходить к причинам школьнойнеуспеваемости для планирования и проведения коррекционной и развивающейработы. Хотелось бы рассмотреть диагностику межличностных отношений младшихшкольников. Но, к сожалению, объем работы не позволяет это сделать. Этиметодики достаточно распространены и их использование не представляет трудностидля опытного школьного психолога.
Психолог начальной школыс помощью методов психодиагностики призван прослеживать динамику процессов,указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладенииучебной деятельностью, ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей,определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика егошкола стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей.
ФИО(ребенка)______________________________________________________________
Годрождения_____________________ Возраст___________________________________
1. В каком возрасте выпланируете отдать ребенка в школу. Почему?
В 6 лет, потому что
*друзья, с которыми онобщается уже идут в школу и ему будет легче освоится в привычной компании.
*ребенку уже скучно вдетском саду и материал занятий ему известен.
*интерес ребенка к школе,существующий в данный момент, может перегореть до того, как ребенку исполнится7 лет.
*ребенок достиг большихуспехов и для их развития необходимо отдать его в школу.
*другие причины (укажите)
В 7 лет, потому что
*в 6 лет ребенокфизически слаб и не вынесет школьных нагрузок
*в 6 лет ребенок не владеетминимумом знаний и умений для успешного обучения в школе.
*в 6 лет ребенка большепривлекает игра, а не учеба.
*другие причины (укажите)
2. Выберите, что, по-вашему, свидетельствует о готовности ребенка к школьному обучению?
*здоровье, физическая выносливость
*умение общаться сосверстниками
*умение строитьадекватные системе обучения отношения со взрослыми
*отсутствие страханеудачи
*умение читать
*развитие тонких движенийруки и зрительно-двигательных координаций
*интерес к знаниям,процессу их получения за счет дополнительных усилий
*логичность рассуждений,способность воспроизвести образец
*другое (укажите)
3. Как вы считаете, насколько ваш ребенок готов к школе и школьному обучению? Почему?
4. Посещает ли вашребенок подготовительные курсы? Почему?
5. Выбрана ли вами школа,в которой будет учиться Ваш ребенок? Если да, то, что повлияло на Ваш выбор:
*близость кместожительству
*специфика школы
*рекомендация знакомых
*другие причины (укажите)
Учитывались ли склонностии желания ребенка? Почему?
6.Проводите ли вы домадополнительные занятия с ребенком для повышения его готовности к поступлению вшколу? Почему?
7.Считаете ли, что вашасемья материально готова к поступлению ребенка в школу?
8.Считаете ли необходимымуделять ребенку дополнительное время в течение его первых школьных дней,месяцев?
9.Планируете ли оставитьна время работу, либо изменить график рабочего дня.
10. Имеется ли у ребенкав вашей семье некое место, за порядок в котором он отвечает?
11. Планируете выделитьребенку рабочее место?
12. Считаете ли вы, чтокогда ребенок станет школьником, ему необходимо будет предоставлять большесвободы и самостоятельности в поведении? Почему?
Список используемойлитературы
1. .Истратова О.Н.Справочник психолога начальной школы. Ростов н\Д: Феникс, 2006
2. Новейшийпсихологический словарь.\\Под.ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005
3. .Овчарова Р.В.Практическая психология образования. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. .Чередникова Т.В.Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб.: Речь 2004.
5. .Шмелев А.Г. иколлектив. Основы психодиагностики. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
Приложение 2
Анкета для родителейпервоклассников
Класс
Школа №
Фамилия, имя ребенка
Просим ответить наприведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется вам наиболееподходящим вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенокв школу?
-неохотно (ДА)
-без особой охоты (ВДА)
-охотно, с радостью (А)
— затрудняюсь ответить
2. Вполне липриспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
-пока нет (ДА)
-не совсем (ВДА)
-в основном, да (А)
-затрудняюсь ответить
3. Переживает ли своиучебные успехи и неудачи?
-скорее нет, чем да (ДА)
-не вполне (ВДА)
-в основном да (А)
-затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенокделится с вами школьными впечатлениями?
-иногда (ДА)
-довольно часто (А)
-затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающийэмоциональный характер этих впечатлений?
-в основном отрицательныевпечатления (ДА)
-положительных иотрицательных примерно поровну (ВДА)
-в основном положительныевпечатления (А)
6. Сколько времени всреднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (укажите конкретнуюцифру)
7. Нуждается ли ребенок ввашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто (ДА)
-иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи(А)
-затрудняюсь ответить
8. Как ребенокпреодолевает трудности в работе?
-сразу пасует (ДА)
-обращается за помощью(ВДА)
-старается преодолетьсам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолениитрудностей (А)
-затрудняюсь ответить
9. Способен ли ребеноксам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам не может (ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудитьк этому (А)
-как правило, может (А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребенокжалуется на товарищей по классу, обижается на них?
-довольно часто (ДА)
-бывает, но редко (ВДА)
-такого практически небывает (А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется лиребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
-нет (ДА)
-скорее нет, чем да (ВДА)
-скорее да, чем нет (А)
-затрудняюсь ответить
А-адаптация
ВДА-возможна дезадаптация
ДА-дезадаптация
Приложение 3.
Анкета для определенияшкольной мотивации учащихся начальных классов.
1. Тебе нравится в школеили не очень?
-не очень
-нравится
-не нравится
2. Утром, когда тыпросыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочетсяостаться дома?
-чаще хочется остатьсядома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3. Если бы учительсказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающимможно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когдаотменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5. Ты хотел бы, чтобытебе не задавали уроков?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы вшколе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7. Ты часто рассказываешьродителям о школе?
-часто
-редко
-не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы утебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9. У тебя в классе многодрузей?
-мало
-много
-нет
10. Тебе нравятся твоиодноклассники?
-нравятся
-не очень
-не нравятся