Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогический эксперимент, его сущность и основные виды

ЧелябинскийГосударственный Университет
Институтпедагогики и психологии
РЕФЕРАТ
 
По методампсихолого-педагогического исследования
 
Тема:Психолого-педагогический эксперимент, его
сущность иосновные виды.

Выполнила:
студенткаПОЗ-301
ПеревозниковаЛ.П.
Челябинск2009год

Содержание.
 
1.  Эксперимент – как метод научногопознания.
2.  Переменная. Виды переменных.
3.  Гипотеза. Виды гипотез.
4.  Виды эксперимента.
а) Лабораторный.
б) Естественный.
в) Валентность эксперимента
г) Квазиэксперимент.
д) Доэкспериментальные планы.
5.Основные требования к эксперименту.

Психолого-педагогическийэксперимент.
 
Эксперимент ( от лат. еexperimental – «проба», «опыт», «испытание») – наиболее сложный вид исследования,наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательномплане. Известные психологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и своитехнические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даженекоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, нозато окончательной».
Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность итрудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном,правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболеедоказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственныхзависимостей.
Целью эксперимента является выявление закономерных связей, т.е.устойчивых, существенных, связей между явлениями и процессами. Именно эта цельотличает эксперимент от других методов исследования, которые выполняют функцию сбораэмпирических данных.
Выделим особенности эксперимента, как метода исследования:
1.        В экспериментераскрывается причинно-следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явленияот известных контролируемых условий.
2.        Экспериментпредполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управлениеэтим процессом т.к. условия меняет сам ученный.
3.        Использование,как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условияпротекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие визучаемых объектах.
4.        Необходимоналичие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которуюдолжен подтвердить или опровергнуть эксперимент.
Обобщая эти признаки, дадим определение эксперименту.
Эксперимент – это метод научного познания, направленный на выявлениепричинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленногои контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений.
Прежде чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимостьпроведения данного эксперимента.
Эксперимент не надо проводить, если:
1.        проверяются ужеизвестные положения (например, зависимость между наглядностью и прочностьюусвоения знаний учащихся);
2.        когда заранееможно предсказать его результаты (например, уровень знаний учащихся повысится,если с ним проводить дополнительные занятия).
Эксперимент необходим, если:
1.        проверяетсяэффективность каких-либо нововведений (например, новых учебных планов, методик,программ);
2.        когдасравнивается эффективность различных факторов или выбирается наилучшее средстводля их реализации;
3.        когда выявляютсянеобходимые и достаточные условия определенных педагогических задач (например,педагогические условия для познавательного интереса учащихся при изучении гуманитарныхдисциплин);
В чем же состоит сущность эксперимента?
Сущность эксперимента сводится к абстрагированию, т.е. искусственномувыделению одной стороны изучаемого процесса из всего многообразия изучаемыхсвязей (например, изучение влияния семьи на интеллектуальное развитие ребенка,но на его интеллектуальное развитие влияют и другие факторы, кроме семьи).
Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная.Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено.Виды переменных  Экспериментальные
  Побочные
(сопутствующие реальные помехи)
Независимая
переменная (НП)
(причинная)
Зависимая
переменная (ЗП)
( следственная)
Контролируемые
переменные
(уравниваемые)
Спонтанные
переменные
(неконтролируемые /> /> /> />
Независимая переменная – это условия, которые меняет сам экспериментатор.
Зависимая переменная – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимойпеременной.
Контролируемые переменные — те условия, которые в ходе эксперимента не должныменяться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамикузависимой переменной можно будет объяснить не влиянием ЗП, а иными, незапланированнымии незамеченными самим экспериментатором воздействиями.
Спонтанные переменные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемыефакторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными,опосредующие их влияние друг на друга. Например: физиологическое илипсихологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе,безразличие и др.). Логика эксперимента требует, чтобы такого родахарактеристики не были упущены из вида, так как они способны существенноизменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученныхрезультатов.
Таким образом, экспериментировать – это значит изучать влияние независимыхпеременных на зависимые при константных характеристиках контролируемыхпеременных и учитываемых спонтанных.
В науке различают два плана проведения экспериментов:
— традиционный, где меняется только одна НП;
— факторный, где меняется одновременно несколько НП.
Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научноесуждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются вескиеоснования научного и практического характера.
Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования,главное, чтобы гипотеза поддавалась проверке и была сформулирована предельноточно и недвусмысленно. В науке выделяют три разновидности гипотез:
1.        о наличиифеноменов (явлений);
2.        о наличии связимежду феноменами;
3.        о существованиипричинно-следственной связи между феноменам.
Гипотезы последнего вида считаются собственно экспериментальными. В них,как правило, указаны НП.ЗП. характер отношений между ними, а также даныописания других переменных.
Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
1.        Формулировкагипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должносодержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий.
2.        Гипотеза должнабыть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем.
3.        Гипотеза должнаобъяснять весь круг явлений, на которые распространяются в ней утверждения.
В большинстве экспериментов имеется не одна, а несколько разных,логически соподчиненных гипотез, образующих иерархически построенную структуру.Верхнюю ступень в иерархии обычно занимает общая гипотеза. Она непосредственновытекает из формулировки проблемы и содержит в себе некоторое утверждение, достоверностькоторого предстоит доказать в проводимом эксперименте. За общей гипотезойследуют частные, детализирующие, конкретизирующие и раскрывающие её содержание.
 Из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы, представляющие собойсуждения, непосредственно проверяемые в эксперименте.
Например: Для общей цели – « ускорение процесса умственного развитиядетей» — может быть предложена следующая общая гипотеза: «В результатепроведения эксперимента процесс умственного развития детей будет ускорен».
Частной цели – «Проверка психолого-педагогических средств ускоренияпроцесса развития» — может соответствовать частная гипотеза: «К ускорениюпроцесса развития детей приведут примененные в эксперименте средствапсихолого-педагогического воздействия на детей».
Теперь представим рабочие гипотезы этого эксперимента:
Рабочая гипотеза 1: «Применение данного типа задач на занятиях даннымучебным предметом должно будет ускорить психологическое развитие у учащихсясоответствующих научных понятий».
Рабочая гипотеза 2: «Применение приемов проблемного обучения, в частноститаких, как…, должно будет способствовать развитию умения учащихся выяснятьпричинно-следственные связи и отношения».
Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальнаяи контрольная. В работу первой из них вводиться независимая переменная (однаили несколько), а в работу другой – не вводится. Если все остальные условияэксперимента одинаковы, а сами группы схожи по своему составу, то можнодоказать, что гипотеза является истинной или ложной.КГ Т1  _ Т2  ЭГ Т3 ЭВ Т4
КГ – контрольная группа
ЭГ – экспериментальная группа
ЭВ – экспериментальное воздействие
Т – тестирование, измерение: Т1 – Т3 до экспериментального воздействия,
 а Т2 – Т4, после экспериментального воздействия.
_ отсутствие эксперимента
ТКГ= Т2 – Т1; ТЭГ= Т4 – Т3,
Вывод: Если ТЭГ>ТКГ, то гипотеза нашла своё экспериментальноеподтверждение, т.е. эксперимент удался.
Схема психолого-педагогического эксперимента.
Д. Кемпбел ввел понятие идеального эксперимента, которому удовлетворяютследующие условия:
1. Изменение экспериментатором только одной независимой переменной, азависимая переменная строго контролируется.
2. Другие условия экспериментатора остаются неизменными.
3. Эквивалентность (равенство) испытуемых в контрольной иэкспериментальной группе.
4. Проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.
Идеальных экспериментов практически не бывает.
Виды эксперимента.
 
В зависимости от условий деятельности.
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях,отличающихся от реальных. При этом практически всегда применяются техническиесредства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяютинструкциями.
Достоинства этого эксперимента:
1.        высокая точностьрезультатов.
2.        создаютсяоптимальные условия для психологических исследований.
3.        осуществляетсяполный контроль за всеми переменными.
4.        возможныповторные исследования в аналогичных условиях.
Недостатки эксперимента:
1.        условиядеятельности испытуемых не соответствуют реальным;
2.        испытуемые знают,что они являются объектами исследований.
Многие значимые достижения психологической науки стали следствием  использованиялабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные результатыподдаются правомерному переносу в окружающую действительность
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленномварьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило,применяется для изучения особенностей поведения.
Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики ипедагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.
Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внесотечественный ученый А.Ф.Лазурский.
По степени разработанности программы.
Поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованнойобласти.
Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует липричинно-следственная связь между НП и ЗП, или в тех случаях, когда неустановлен характер зависимой переменной.
Уточняющие, целью которых является уточнение границ, в пределах которыхраспространено действие данной теории или закона.
Критические, организуемые в целях опровержения существующей теории илизакона новыми фактами.
Воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментовпредшественников для определения достоверности, надежности и объективностиполученных ими результатов.
По характеру действия исследователя.
Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психическихособенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатациюотношений причин и следствий.
Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействиеисследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойстваили качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерностиобразования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.
 
КГ R Т1 ------- Т2
 
ЭГ R Т3 ЭВ Т4
 
Констатирующий Контрольный
эксперимент Формирующий эксперимент
эксперимент
 
Три признака истинного экспериментального плана.
 
1.        Применениекаких-либо стратегий создания эквивалентных контрольной и экспериментальной групп.
2.        Наличиеэкспериментальной и контрольной групп испытуемых.
3.        Завершениеэксперимента тестированием контрольной и экспериментальной групп.
 
Эквивалентность контрольной и экспериментальной группдостигается специальными методами:  
1.        рандомизация (случайныйотбор), представителям популяции присваиваются индивидуальные номера, и выборкаформируется при помощи таблиц случайных чисел.
2.        стратометрическийотбор (от греч. «слой»), популяции рассматриваются как объединение страт –групп людей, сходных по полу, возрасту, социальному положению и т.д. В выборкуиспытуемых включают таким образом, чтобы в ней оказались пропорциональнопредставлены лица из каждой страты.
 
По критерию истинности эксперимента т.е. по его валидности.
 
Валидность эксперимента — это его базовая характеристика, отражающаясоответствие эксперимента, нормам и стандартам, принятым в экспериментальнойпсихологии.
Основныевиды валидности:
1.        Внутренняявалидность –соответствие идеального к реальному, т.е. возможность утверждения о том, чтоизменения в ЗП вызваны именно НП, а не побочными факторами или переменными.
2.        Внешняявалидность – этоприближение эксперимента к реальности, т.е. возможность обобщения выводов,перенесения причинно-следственных связей на других людей, ситуации, временныепромежутки.
Необходимо заметить, что в психологической практике далеко не всегдаоказывается возможным проведение экспериментального исследования с полнымсоблюдением предписанных требований к его «чистоте». В тех случаях, когда«строгий» эксперимент становится по тем или иным причинам невыполнимым,организуется квазиэкспериментальное исследование.
Квазиэксперимент (от лат. «мнимый»,) исследовательский метод, такженаправленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, ноотличающихся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбораиспытуемых или недостаточного контроля за независимой переменной и побочнымифакторами.
 Типы квазиэкспериментов
1.        Отсутствуетрандометризация(уравнивание) КГ и ЭГ.КГ Т1 ____ Т2  ЭГ Т3 Х Т4


Для доказательства примерной эквивалентности КГ и ЭГ, необходимо спомощью статистических методов показать, что Т3 – Т1 – являетсянезначительной величиной.
2.        План временныхсерий, когда КГ отсутствует, а сопоставляются результаты, полученные дои после экспериментального воздействия на одну и ту же группу.
Например: Антитабачная компания в школе.Отслежена по годам, Х-воздействие.Т1 Т2 Т3 Х Т4 Т5 Т6
3.        Выполнениеисследований типа ex-post-fakto, т.е. сам исследователь не проводит эксперимент, а вкачестве НП используется какое-то реальное событие из прошлой жизни испытуемых.
Например: Травмы, жертвы, какие-либо насилия и т.д.КГ R ___ Т1  ЭГ R Х Т2
R –исследовательгипотетически предполагает одинаковость групп до, экспериментальноговоздействия.
Доэкспериментальные планы.
Так именуют исследования, проведенные по методикам, которые могли бы бытьуместны только лишь на этапе становления научного познания. Их нельзявоспринимать, как научные. В силу недостаточности квалификацииэкспериментатора, достоверность полученных результатов весьма невелика, а также присутствует не соблюдение условий внешней и внутренней валидности.
Это чаще всего заблуждение исследователя.
Типы доэкспериментальных планов.
1.        Изучениеединичных случаев, т.е. непредставительная, малая выборка испытуемых, из-зачего результаты нельзя распространить на всю популяцию.
2.        Непрезентативностьвыборки испытуемых, т.е. испытуемые не отражают пропорционально всю популяцию.
Основные требования к эксперименту.
1.  Гипотеза должна содержать независимыеи зависимые переменные.
2.  Экспериментальная выборка должна бытьрепрезентативной.
3.  Количество испытуемых должно бытьстатистически значимым (средним)
4.  Надежность и валидность методикизмерения ЗП и НП.
5. Определение уровней критериев и показателей развития ЗП и НП
Например: изучая агрессивное поведение подростков (или любое другоесвойство), надо выделить уровни развития (проявления) изучаемого качестваличности ( низкий – средний – высокий) и результат экспериментанеобходимо представить в виде таблицы. По результатам таблицы для наглядностисоставляют диаграммы.
Уровни изучаемого кол-ва личности
Констатирующий
   эксперимент
Контролирующий
 эксперимент  Приращение  КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Н
  30% 30% 33% 5% 3% -25%
С
  60% 60% 53% 20% -7% -40%
В
  10% 10% 14% 75% +4% +65%
 
6         Вычисление спомощью методов математической статистики, значимости приращений, полученных вэксперименте
7         Разработканаучно-методических рекомендаций по результатам исследования для практическихработников образования.
В отличии от наблюдения, эксперимент – активный способ познанияреальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемуюситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить навопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент дает возможностьнайти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».


Литература.
1. Горбатов Д.С.Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000,
2. ЗагвязинскийВ.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования. –М., 2001.
3. Немов Р.С.Психология. – Кн.№3 Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики. – М.,1999.
4. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. – СПб.,2000.
5. Интернет:http://pedagogy.ru/index2.php?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.