Реферат по предмету "Психология"


Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (НГПИ)
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
ЗАЧЕТНАЯРАБОТА
ПО ИСТОРИИВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
 
Психоаналитическаяконцепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)
Выполнила:
студентка 63 гр. III курса
дошк.факультета
Джундза А. П.
Проверила:
Латыпова А. Ф.
г. НабережныеЧелны
2008

Содержание
1.         Введение…………………………………………………………………...2
2.          Теория З. Фрейда………………………………………………………....3
3.         Аналитическаяпсихология К. Юнга…………………………………...12
4.         Индивидуальнаяпсихология А. Адлера……………………………….18
5.         Список литературы………………………………………………………25
6.         Приложение

1. Введение
В начале XX в. психология переживаласерьезный методоло­гический кризис, связанный с трудностями поиска объективныхметодов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнениюо невозможности найти общее понимание того, что же является цельюпсихологических исследований, что должна изучать психологическая наука и спомощью каких ме­тодов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на от­дельныешколы, которые по-разному рассматривают предмет пси­хологии и предлагают разныеметоды исследования психики, в том числе и психического развития детей.
Разным было и само понимание психическогоразвития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих егопротеканию. Исходя из взглядов на эти важнейшие пробле­мы, ученые строили своиконцепции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения иобучения в оптими­зации этого процесса. В то же время подходы к пониманию дет­скойпсихики вытекали из общепсихологических постулатов оп­ределенной школы, что идает возможность объединить концеп­ции разных психологов, работавших в руслеединого психологического направления.
Психоанализ (или глубинная психология) —одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разде­ленияпсихологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинныеструктуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школойпсихоанализ.
Во многом повлиял на дальнейшее развитиесовременной психологии, а быть может, и направил ее по определенному путиавстрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) (5, с. 135). 

2. Теория З. Фрейда
Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал ме­дицинскийфакультет Венского университета, на который и по­ступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лабора­тории доктора Э. Брюке. Эта работа во многомопределила буду­щую уверенность Фрейда в роли биологических основпсихики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам,опреде­ляющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 летдок­торскую степень, Фрейд вследствие материальныхзатруднений вы­нужден был заняться частной практикой.Вначале он работал хи­рургом, однако, прослушав курс психиатрии,заинтересовался этой областью, прежде всего связью междупсихическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного поло­жения лектора в Венском университете.
При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж вклинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и при­открылавпервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко нагляднодемонстрировал роль неосознанных мо­тивов в поступках человека. По возвращениив Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследоватьдинами­ку истерии, опубликовав несколькоработ на эту тему. Однако по­степенно он отошел от Брейера, которыйнастороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальнымиоткло­нениями. Так же настороженноБрейер отнесся и к новому, пред­ложенномуФрейдом вместо гипноза методу лечения истерии — психоанализу, хотяи соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируясвой научный путь, Фрейд писал, что онбоялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самогоэтого открытия, той ответственности,которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансфор­мировал свои отношения с отцом. Воспоминаниядетства и слож­ные семейныеотношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважав­ший авторитарного отца, всегдадержал сторону мягкой и любящей матери,в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителемвызвало и двойное отношение Фрейда кучителям — с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой — желание найтисвой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенновырисовывают­ся контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теорииличности.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировалв дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга«Толкование сновидений», в которой он впервые опублико­вал важнейшие положениясвоей концепции, дополненные в его последующихкнигах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921). Постепенноего идеи получили призна­ние. В1910г. Стенли Холл пригласил Фрейда прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особуюпопулярность. Его работы сталипереводить на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А.Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк,К.Абрахам. После организациипсихоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире,психоаналитическое движение расширялось,приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился всеболее ортодоксальным и догматичным в своихвзглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекал все попытки самостоятельнойразработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемыеего учениками. Это привело котдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло иколичество критиче­ских работ, направленных против его взглядов.В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захватанемцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергалсяпреследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную суммуденег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешилиему уехать в Англию. Однако его болезнь прогресси­ровала,не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер,оставив после себя созданный им мир, уже полностью откры­тый для толкований икритики.
Взгляды Фрейда можно разделить на триобласти — это метод лечения функциональных психическихзаболеваний, теория личностии теорияобщества, при этом стержнем всей системы являются его взглядына развитие и структуру личности человека.
Как уже говорилось, с его точки зрения,развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей,преимущественно вра­ждебной, среде. Эта биологическаядетерминация и направляет процесс становления психики. Движущимисилами психического развития служат врожденныеибессознательные влечения(или чув­ства, как уболее поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа,основой психического развития является не интеллекту­альнаясфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательноеже развитие есть как бы следствие мотивационного.
Фрейд считал, что психика состоит из трехслоев — сознательно­го, предсознательногои бессознательного,в которых и располага­ются основные структуры личности. Приэтом содержание бессоз­нательного, по мнению Фрейда, недоступноосознанию практиче­ски ни при каких условиях. Содержаниепредсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это итребует от него значи­тельных усилий.
В бессознательном слое располагается одна изструктур лично­сти — Ид, которая фактически являетсяэнергетической основой психического развития, так как в нейрасполагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся ксвоему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельностьсубъ­екта.Фрейд считал, что существует два основных врожденных бес­сознательных влечения — инстинкт жизни и инстинктсмерти, ко­торыенаходятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального,биологического внутрен­негоконфликта. Неосознанность этого конфликта связана не толь­ко" с тем, что борьба между влечениями, какправило, происходит в бессознательномслое, но и с тем, что поведение человека вызы­вается чаще всего одновременнымдействием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда, врожденные влеченияпредставляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующаянашу деятельность. Поэтому и сам Фрейд, и его последователииногда называли его теорию динамической (или дажегидравлической), подразумевая, что психическая энергиястремится к разрядке (т. е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по все­му континууму. Именно поэтому фрустрациявлеченияприводит к неврозу,так как при этом невозможна разрядка. На основании данных положений разрабатывалась идея катарсическогоочищения (разрядки)в сеансе психоанализа и идеятрансфера, т. е. переноса, обменаэнергией между пациентом и психоаналитиком.
Либидо, окотором так много писали сам Фрейд и его ученики, и является тойспецифической энергией, которая связана с инстинк­том жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд недал собственного имени, но постоянно говорил о ее су­ществовании. Он такжесчитал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинамреализовать в своей деятельности,вытесняются им в бессознательное, наполняя его со­держание.
Вторая структура личности — Эго, помнению Фрейда, также является врожденной и располагается как всознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мывсегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Еслисодержание Идв процессе жизни ребенка расширяется, тосодержание Эго, наоборот, сужается, так какребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством«Я»», включая в себя весь окружающий мир. Со временем онначинает осознавать границу между собой и окружающим ми­ром,локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объём Эго.
Третья структура личности — Супер-Эго— неврожденная, она формируется в процессе жизниребенка. Механизмом ее формиро­вания является идентификация с близкимвзрослым своего пола, черты и качества которого и становятсясодержанием Супер-Эго, В процессе идентификации у детей формируетсятакже эдипов комп­лекс(у мальчиков) или комплексЭлектры(у девочек), т. е. комплекс амбивалентныхчувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.
Фрейд подчеркивал, что между этими тремяструктурами лич­ности существует неустойчивое равновесие, так как не только ихсодержание, но и направления их развития противоположны друг другу.Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовле­творению, диктуя человекутакие желания, которые практически невыполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание ко­торого входятсовесть, самонаблюдение и идеалы человека, пре­дупреждает человека о невозможности осуществления этих жела­ний и стоит на страже соблюдения норм, принятых вданном обще­стве. Таким образом, Эгостановится как бы ареной борьбы проти­воречивыхтенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в которомпостоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении,снижая устойчивость к неврозам.Поэтому Фрейд подчеркивал, что не су­ществует четкой грани между нормой ипатологией и испытывае­мое людьми постоянное напряжение делает ихпотенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическоездоровье зависит от механизмов психологической защиты,которые помогают челове­ку если не предотвратить (так как этофактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид иСупер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которыхявляют­ся вытеснение,регрессия, рационализация, проекцияи сублимация.
Вытеснение— самыйнеэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного инеосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности,но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется вбессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себезнать в виде симво­лов, наполняющихнаши сновидения, в виде ошибок, описок, ого­ворок. При этом символ, по мнениюФрейда, не есть непосредст­венноеотражение вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому он придавал такое значениепсихопато­логии обыденнойжизни, т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. ОтношениеФрейда к сим­волике было одной изпричин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между сим­воломи стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.
Регрессия и рационализацияявляютсяболее успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бычастичную разрядку энер­гии, содержащейся в желаниях человека. Приэтом регрессия представляет собой более примитивный способреализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек можетначать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить взлых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д.,при­чем многие из этих регрессий настолько общеприняты, чтодаже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана состремле­нием Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся си­туацию, придав ейдобропорядочный вид. Поэтому человек, не осознаваяреальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, номорально приемлемыми мотивами.
При проекциичеловекприписывает другим те желания и чувст­ва, которые он испытывает сам. В том случае,когда субъект, ко­торому было приписанокакое-либо чувство, своим поведением подтверждаетсделанную проекцию, этот защитный механизм дей­ствует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешниепо отношению к нему и не пугаться их.Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило вдальнейшем разработать так называемыепроективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончитьнеоконченные фразы или рассказы либосоставить рассказ по неопределенным сюжет­ным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности.
Наиболее эффективным механизмом защитыявляется сублима­ция, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, вдругое русло, реализовать ее, вчастности, в творческой деятельности. В принци­пе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрениярассматривал произведения искусства, научные открытия. Успех творческой деятельности объясняется тем, чтов ней проис­ходит полная реализация накопленной энергии, катарсис,или очищение человека от нее. На основеэтого подхода к сублимации позднее впсихоанализе были разработаны основы терапии искус­ством — арт-терапии.
Либидозная энергия,которая связана с инстинктом жизни, явля­ется также основой развитияличности, характера человека, и, исхо­дя из закономерностей ееразвития, Фрейд создал свою периодиза­цию. Он считал, что впроцессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг отдруга способом фиксации либидо, способом удовлетворенияинстинкта жизни. При этом Фрейд уде­лял большое внимание тому, каким именноспособом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в постороннихобъек­тах. На этих основаниях он выделял три больших этапа,разделяю­щихся на несколько стадий.
Первый этап — либидо-объект — характерен тем, что ребенок нуждается в постороннемобъекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носитназвание оральной стадии, так как удовлетво­рениепроисходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит втом случае, если ребенок в данный период не смог реализовать своилибидозные желания (например, ему не дава­ли соски). Для этого типаличности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность,зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такаязависимость мо­жет выражаться как в конформном, так и внегативном поведении.
Второй этап, который длится до начала половогосозрева­ния, называется либидо-субъекти характеризуетсятем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешнийобъект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис­сизма, считая,что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация насебя, стремление ис­пользовать окружающихдля удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность отних. Этап нарциссиз­ма состоит изнескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, — анальная, прикоторой ребенок не только учится опре­деленнымнавыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадииформирует аналь­ныйхарактер, который характеризуется упрямством, часто жестко­стью, аккуратностью и бережливостью.
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическуюста­дию, на которой дети начинаютосознавать свои сексуальные от­личия,интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которыевпервые начи­нают осознавать своюнеполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообщехарактерна для людей, фиксированныхна этой стадии. В этот период растет на­пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которомуревнует роди­теля противоположногопола. Напряженность ослабевает к шести годам,когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до началаполового созре­вания, дети обращаютбольшое внимание на учебу, спорт, игры.
Третий этап начинается в подростковомвозрасте и назы­вается, как и первый, либидо-объект,так как для удовлетворения либидозного влечениячеловеку опять необходим партнер. Эту ста­дию также называют генитальной,так как для разрядки либидозной энергии человек ищетспособы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.
Подчеркивая значение родителей в развитииличности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них вомногом зависит способ прохождения этих периодов психическогоразвития, а травмы, по­лученные при общении со взрослым в первыегоды жизни, являют­ся причиной психических и социальныхотклонений в поведении, которые могут проявиться значительно позднее. Либидозную энергию Фрейд считал основой развитияне толь­ко индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, ккоторому мужчи­ны испытывают эдиповкомплекс, стремясь занять его место. Одна­ко с убийством вождя в племя приходятвражда, кровь и междоусо­бица, онослабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которыеначинают регулировать социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейдасоздали систему этнопсихологическихконцепций, которая объясняла особенности психикиразличных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухо­да за младенцем, зафиксированные в культуреобщества, служат основой какиндивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования неподтвердили эту часть теории Фрейда,выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.
Если теория культуры не нашла широкогораспространения и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временемстал очень популярным.
Психоанализ занимал важнейшее место в теорииФрейда. Имен­но для объяснения действия этого метода и были созданыосталь­ныечасти его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирую­щееположение которого он признает, безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которомупроисходит беспрепятст­венный обменэнергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает емуопределенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходитна основе сим­волическойинтерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения, о которомговорили выше. При этом врач непросто делится с пациентом своими наблюдения­ми, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, иобеспечивает ка­тарсис, так как, принимая позицию врача, пациентосознает свое бессознательное иосвобождается от него. Так как основа выздо­ровления при этом связана с внушением, такая терапия была назва­на директивной, в отличие от той,которая основана на равноправ­номотношении пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получилинаучное призна­ние, а многие его положения сегодня кажутсяпринадлежащими скорее истории, чем современной психологии,невозможно не при­знать, что его идеи повлияли на развитие нетолько психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии.Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этомего огромная заслуга перед человечеством.
Дальнейшее развитие психоанализа связано сименами ближай­ших учеников Фрейда, прежде всего стеоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
 
3. Аналитическая психология Юнга
Швейцарский психолог Карл Густав Юнг(1875-1961)окончил универси­тет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известногопсихиатра П. Жане, он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабо­раторию.В это же время он познакомился с первыми работами Фрейда,открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа­ло решающеевлияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в одно время считалименно Юнга своим первым учеником и после­дователем. Однако вскоревыяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, междуними существуют и значительные разногласия, примирить которые им неудалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом канализу бессозна­тельного, так как Юнг, в отличие от Фрейда,утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмомФрейда, Юнг считал либидо обобщеннойпсихической энергией, которая может принимать различные формы. Не менеезначимыми были и разно­чтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейдсчитал, что символы, используемыечеловеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что толь­ко знак, осознанно употребляемый человеком,замещает что-то другое, а символявляется самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологи­ческое состояние, которое испытывает человек вданный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал про­тив символической интерпретации снов илиассоциаций, разраба­тываемойФрейдом, считая, что необходимо идти вслед за симво­ликой человека в глубь его бессознательного.
Определенные расхождения существовали и повопросу психо­коррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента отпсихо­терапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. онпридержи­вался концепции директивной терапии. В то же время Юнг,хотя и поддерживал директивность отношений в начале курсапсихоте­рапии, считал, что зависимость пациента от врача должна умень­шатьсясо временем, особенно в последней фазе терапии, которую онназывал трансформацией.
Окончательный разрыв между ними произошел в1912г., после того как Юнг опубликовал свою книгу «Символытрансформации». Разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но он не мог отступить от тех положений, которыесчитал важными для своей теории/Постепенноон пришел к мысли о том, что его интерпретациясимвола дает ему ключ к анализу не только снови­дений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не толькоевропейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую куль­туры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к одному изважнейших его открытий — существованию коллектив­ного бессознательного. Его теория, названная аналитической пси­хологией, изложена им в книгах«Психологические типы» (1921), «Избранныетруды по аналитической психологии» (1939), «Подход к бессознательному»(1961), получивших широкое распространение ипринесших Юнгу заслуженную славу.
Юнг считал, что структура личности состоит изтрех частей — коллективногобессознательного, индивидуальногобессознательногоисознания.Если индивидуальное бессознательное и сознание пред­ставляют собой чистоличностные прижизненные приобретения, то коллективноебессознательное — своего рода «память поколений», то психологическоенаследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что«содержание коллективного бессознательного лишьв минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальнымприобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».
Содержание коллективного бессознательногосостоит из архе­типов— форм,организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнгчасто называл архетипы первичными образами, таккак они связаны с мифическими и сказочными темами. Он такжесчитал, что архетипы организовывают не только индивиду­альную,но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, егорелигии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализациюопределенных архетипов куль­тура оказывает влияние и на становлениеиндивидуальной психики человека.
Основными архетипами индивидуальной психикиЮнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму,или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальныеглавные архетипы, ко­торые с трудом рефлексируютсясамим человеком.
Эгоявляется центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта вединое целое, формируя из нихцелостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эгостремится противостоять всему, что угро­жаетхрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную частьдуши.
Персона— этота часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотимбыть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичныедля нас роли, стиль поведения и одеж­ду, способы выражения.Персона оказывает и позитивное, и нега­тивное влияние на нашуличность. Доминирующая персона может подавить индивидуальностьчеловека, развивать в нем конфор­мизм, стремление слиться стой ролью, которую навязывает чело­веку среда. В то же время Персона защищаетнас от давления сре­ды, от любопытных взглядов, стремящихсяпроникнуть в душу че­ловека, помогает в общении, особенно снезнакомыми людьми.
Теньпредставляетсобой центр личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашемвнешнем опыте, так Тень фокусиру­ет, систематизирует тевпечатления, которые были вытеснены из сознания. Таким образом,содержанием тени являются те стремле­ния, которые отрицаютсячеловеком как не совместимые с его пер­соной, с нормами общества.При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем большесодержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять вбессознательное все большее количество желаний.
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдомво многом касались именно роли Тени в структуре личности, так какЮнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, аФрейд ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований именноее содержание. В то же время Юнг не считал возможным простоизбавиться от Тени, не признавать ее, так как она — закон­наячасть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и бездругих частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как разне замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношениек ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называеттехникой обращенияс Тенью) помогают преодолеть ее негативноевлияние.
Анима(умужчины) или Анимус(у женщины) — это те части души, которыеотражают интерсексуальные связи, представления о про­тивоположном поле. На ихразвитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика иотец у девочки). Этот архетип во мно­гом формирует поведение итворчество человека, так как является источником проекций, новых образовв душе человека.
Самость, сточки зрения Юнга, представляет собой централь­ный архетип всейличности, а не только ее сознательной или бес­сознательной части,это «архетип порядка и целостности лично­сти». Его главное значение втом, что он не противопоставляет разные части души(сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы онидополняли друг друга. В процессе развития личность обретаетвсе большую целостность, Самость и, индивидуализируясь,становится все более свободной в своем вы­ражении и самопознании.
Идеи о необходимости сохранения целостностии индивидуали­зациипри развитии личности развивались Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенденций в понимании личности, в том числе в русле гуманистической психологии. К этомуже времени относятся его положения ороли сознания в духовном росте и орга­низацииповедения. Такая трансформация некоторых положений психоанализа,принимавшихся и Юнгом в начале века, была для него особенно важна, так как онпостоянно подчеркивал откры­тость своейконцепции для всего нового, в отличие от ортодок­сальности теории Фрейда.
Исходя из структуры души, Юнг создал своютипологию лич­ности, выделив два типа — экстравертови интровертов.Интровер­ты в процессе индивидуализации обращаютбольше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений.Экстраверты, наоборот, большеориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в от­личиеот интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм иправил поведения. Если для интроверта опасностьпредставляет полный разрыв контактов с внешним ми­ром, то дляэкстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догмати­ками, в то время как интроверты — фанатиками.
Однако Самость, стремление к целостностиличности не позво­ляет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своеговлияния. Как пра­вило, экстравертыхорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другойстороной своей личности,интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетер­пеливы, не учитываютмнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительнодля интровер­та, который исходиттолько из своих позиций и не может выстро­ить адекватную линию поведения,понять точку зрения собесед­ника. Онлибо настаивает на своем, либо просто уходит от контак­та. В то же время в общении с близкими он,наоборот, раскрывает­ся, верх берет его экстравертная, обычно подавляемаясторона лич­ности, он — мягкий,заботливый и теплый семьянин. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводыссылками на ту или иную историческуюличность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичнымэкстравертам, а Досто­евского — кинтровертам.
Типология Юнга базируется на двух основаниях- доминирова­нии экстра-интровертности и развитии четырех основныхпсихиче­ских процессов: мышления, чувствования, интуиции иощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или инойпроцесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индиви­дуализируетпуть развития человека. При этом он считал мышление ичувствование альтернативными способами принятия решения. Таккак мышление ориентировано на логические посылки, мысля­щиелюди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядоки системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимаютрешения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпо­читаялюбые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
Если мышление и чувства характеризуютактивных людей, спо­собных по той или иной причине принимать решения, тоощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы полученияинформа­ции, и люди, у которых доминируют эти типы психическихпроцес­сов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, не­посредственныйопыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют нанепосредственную ситуацию, в то время как интуи­тивные типы — напрошлую или будущую. Для них то, что возмож­но, важнее того, чтопроисходит в настоящем. Хотя все эти функ­ции присутствуют в каждомчеловеке, доминирует одна из них, которая частично дополняетсявторой функцией. Причем, чем бо­лее осознанной и доминирующей является одна изэтих функций, тем более бессознательными и дополняющими — остальные функ­ции.Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждыеему, но и как прямо враждебные.
Хотя главным содержанием души Юнг считал еебессознатель­ные структуры, он не только не отрицал возможность ихосознания, но и считал этот процесс очень важным для личностногороста человека. К одному из вариантов такого осознания себяотносится психотерапия, в которой врач является помощникомпациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнгосознавал сложность символической интерпретации и доказывалнеобходи­мость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при ихинтер­претации. Его анализ символов и их возможнойинтерпретации — одно из значительных достижений теории Юнга.В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивалсвою теорию как открытую систему, которая может восприниматьновую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и вэтом — еще одно достоинство его теории.
 
4. Индивидуальная психология Адлера
Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит отпозиции Фрейда ин­дивидуальная психология Альфреда Адлера(1870-1937).Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся,что выбор профессии врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончивмедицинскийфакультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятийАдлера стала сме­щаться в сторонупсихиатрии и неврологии.
В 1902 г. Адлер стал одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя новогопсихологического на­правления — Фрейда. В 1910 г. по предложению Фрейда он возгла­вил Венское психоаналитическое общество. Однако вскоре Адлерначал развивать идеи, противоречившие некоторым основным по­ложениям Фрейда.Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить своивзгляды, что он и сделал в 1911 г., отка­завшись затем от постапрезидента общества. Спустя некоторое время он официально оборвалсвои связи с психоанализом, вышел из общества со своими сторонниками иорганизовал собственную группу, получившую название Ассоциацияиндивидуальной пси­хологии.
После первой мировой войны он заинтересовалсявопросами образования, основал первую воспитательную клинику врамках венской системы школьного образования, а затем иэксперимен­тальную школу, которая претворила в жизнь его идеи вобласти образования. Особое значение Адлер придавал занятиям сучите­лями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать стеми, кто формируетумы и характеры юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные цен­тры для детей при школах, где дети и их родителимогли получить нужный им совет ипомощь. К 1930 г. только в Вене было 30 таких центров.
В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессорамедицин­ской психологии. Индивидуальная психология Адлера,интерес к которой несколько снизился после его смерти в 1937 г., снова оказа­лась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно по­влиявна формирование гуманистической психологии и нового под­ходак проблеме личности.
Адлер стал основателем нового,социально-психологического подхода к исследованию психики человека.Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся сФрейдом. Его тео­рия, изложенная в книгах «О нервномхарактере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии»(1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляетсобой совершенно новое направление, очень мало связанное склассическим психоана­лизом и составляющее целостную системуразвития личности.
Главная идея Адлера заключалась в том, что онотрицал поло­жения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательныхвлечений в личности и поведении человека, влечений, которыепротивопо­ставляют человека обществу. Не врожденные влечения, неврож­денные архетипы, но чувство общности с другими людьми,стимулирующее социальные контакты и ориентацию на другихлюдей, -вот та главная сила, которая определяет поведение и жизньчело­века, считал Адлер. Однако есть и нечто общее,объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали,что чело­век имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одномуприроду, которая оказывает влияние на формирование личности. Приэтом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам,Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общест­венныхинтересов.
В то же время Адлер был единственным, ктосчитал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить вцелостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд впринципе отвергал идею об уникальности каждой чело­веческойличности, исследуя скорее то общее, что присуще бес­сознательному. Юнг хотя ипришел к идее о целостности и Само­сти личности, нозначительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальностиличности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.
Не менее важна и введенная им идея отворческом «Я». В отли­чие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденныхвлечений и потому определяющего полностью путь развития личности в за­данномнаправлении, «Я» Адлера представляет собой субъектив­нуюи индивидуализированную систему, которая может менять на­правлениеразвития личности, интерпретируя жизненный опыт че­ловекаи придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимаетпоиски такого опыта, который может облегчить конкретному человекусоздать его собственный, уникальный стиль жизни.
Теория личности Адлера представляет собойхорошо структури­рованную систему и покоится на нескольких,основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и путиразвития личности:
1) фиктивный финализм,
2) стремление к превосходству,
3) чув­ство неполноценности икомпенсации,
4) общественный интерес,
5) стиль жизни,
6) творческое «Я».
Идея фиктивного финализма была заимствованаАдлером у из­вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего,что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которыеорганизуют и систематизируют реальность, де­терминируянаше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступковопределяются в большей степенинадеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполнереальным стиму­лом, определяющимустремления человека. Адлер также подчерки­вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия­ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущеетакими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невы­полнимо,и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Адлер считал, что большое значение вформировании структуры личности человека имеют его семья, люди,которые его окружают в первые годы жизни. Значение социальногоокружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых впсихоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не сготовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которыеформируются на про­тяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.
Развивая идею о стиле жизни, формирующемповедение чело­века, Адлер исходил из того, что это тадетерминанта, которая оп­ределяет и систематизирует опыт человека.Стиль жизни тесно свя­зан с чувством общности, одним из трехврожденных бессозна­тельных чувств, составляющих структуру«Я»/Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиляжизни, опре­деляет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остатьсянеразвитым. Эта нераз­витостьчувства общности становится основой асоциального сти­ля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека.Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженныхдетей, растущих с холодными,отгороженными от них матерями, чувство общностине развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью непереносится на дру­гих людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развитиячувства общности определяет системупредставлений о себе и мире, котораясоздается каждым человеком. Неадекватность этой систе­мы создает препятствия для личностного роста,провоцирует разви­тие неврозов. /
Формируя свой жизненный стиль, человек фактическисам явля­ется творцом своей личности, которую он создает из сырогомате­риала наследственности и опыта. Творческое «Я», окотором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, которыйвоз­действует на факты окружающей действительности и трансформи­руетэти факты в личность человека, «личность субъективную, ди­намичную,единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое«Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно твориткак саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Такимобразом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели,стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникаль­ность,сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в  руках внешних сил, но сознательные целостности,самостоятельно и творчески создающиесвою жизнь.
Если чувство общности определяет направлениежизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательныхчувства — неполно­ценности и стремления к превосходству — представляют собой ис­точникиэнергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувстваявляются позитивными, это стимулы для личностного роста,самосовершенствования. Если чувство неполноценности воз­действует на человека,вызывая в нем желание, преодолеть свой не­достаток, то стремление кпревосходству вызывает желание быть лучше всех, не толькопреодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Этичувства, с точки зрения Адлера, стимули­руют не толькоиндивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодарясамосовершенствованию и открытиям, сделан­ным отдельными людьми. Существует испециальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.
Адлер выделил четыре основных видакомпенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию,сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь.Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем иуровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну изпервых типологий развития личности.
Он считал, что развитое чувство общности,определяя социаль­ный стиль жизни, позволяет ребенку создатьдостаточно адекват­ную схему апперцепции. При этом дети снеполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как онимогут компен­сироваться при помощи других людей, сверстников, откоторых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно прифизи­ческих дефектах, которые часто не дают возможностиполной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляцииребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совер­шенствование.
В случае сверхкомпенсации такие людистараются обратить свои знания и умения на пользу людям, ихстремление к превосход­ству не превращается в агрессию противлюдей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства присоциальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен,преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший своюфизическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательношироко известные, но приносящие пользу окружающим.
В то же время при неразвитом чувствеобщности у ребенка на­чинают уже в раннем детстве формироваться различныеневроти­ческие комплексы, которые приводят к отклонениям вразвитии его личности. Так, неполная компенсация способствуетвозникно­вению комплекса неполноценности, который делаетнеадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делаяребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напря­женным.Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические,часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, также как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своимнедостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми егоокружают. Однако такой вид компенса­ции несовершенен, так как он останавливаетличностный рост и формирует неадекватную,завистливую, эгоистическую личность.
В случае сверхкомпенсации у детей снеразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованиютрансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания дляприобретения власти над людьми, дляпорабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этомтакже формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стильжизни. Подобные люди — тира­ны и агрессоры,они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими,мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера приме­рами такого стиляжизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. Приэтом, с точки зрения Адлера,наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время какотверженным детям в большей степениприсущи комплексы вины и неполноценности.
Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах,преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать сдругими. Только в сотрудничестве человекможет преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад вразвитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими,он никогда не станет невротиком, в товремя как недостаток коопера­цииесть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.
Хотя не все теоретические положения Адлера,главным образом связанные с типологией личности детей,очередностью их рожде­ния, нашли свое подтверждение в дальнейшихэкспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувстваобщности и индивидуаль­ного стиля жизни в формировании личностиребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизмепсихического раз­вития и коррекции поведения, сталанеоценимым вкладом в пси­хологию.
Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию,так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении невро­зови закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет детям преодолеть ихкомплекс неполноценности, который они ис­пытывают в мире окружающихих взрослых. При этом спонтанная игра детей уже являетсяхорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуютсяпреодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитиеигры долж­но осуществляться и направляться взрослым.
Теория Адлера стала своеобразной антитезойфрейдовской кон­цепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистиче­скуюпсихологию, психотерапию и психологию личности.

Список литературы:
1.  Кулагина И. Ю.,Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.М., 2005, с. 464
2.  Мухина В. С.Возрастная психология. М., 1997, с.432
3.  Дарвиш О. Б.Возрастная психология. М., 2005, с. 264
4.  Обухова Л. Ф.Возрастная психология. М., 1996, с. 374
5.  Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998, с. 272
6.  Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 5 изд., 2006, с. 544


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.