Реферат по предмету "Психология"


Психоанализ сказки

РЕФЕРАТПсихоанализсказки

Сказка- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самогорождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития иотреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, вкакой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем.Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемогоустным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты.Почему? Наверное, потому, что в этих сказках, рассказанных именно в такойформе, содержится что-то нужное ребенку, что может ему помочь. Поэтому важнорассказывать детям прежде всего народные сказки или сказки, созданные принепосредственном контакте с носителями народной культуры (сказки Ш.Перро, братьевГримм, А.С.Пушкина), которые уже доказали свою воспитательную силу.
Сказкиспособствуют формированию зрелой личности, выработке адекватных механизмовзащиты Я. Создаваемые веками народные сказки вобрали в себя оптимальный опытпедагогического (а в случае необходимости, и психотерапевтического)взаимодействия между ребенком и взрослым. На бессознательном уровне сказкипредлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходенормального детского развития.
Так,психические последствия травмы рождения и страха «быть пожранным матерью»,описываемых во многих психоаналитических исследованиях, помогают проработатьсказки «Колобок», «Теремок», «Репка»; сказка «Репка»помогает также смягчить переживания сепарации от матери и преодолеть симбиотическиестремления (земля, в которой растет репка, — «мать сыра земля» – этоважнейший орально-материнский символ); травму орального отказа помогаютпроработать сказки о Бабе-яге, о пряничном домике; травму приучения к горшку — сказка о «Курочке Рябе»; травму наблюдения коитуса родителей — сказкао Жар-птице; инцестуозную травму — «Царевна-лягушка», «Аленькийцветочек»; кастрационную травму — сказка о Коньке-горбунке и другиесказки, где героя жгут, варят и режут.
Когдапсихоаналитик читает или слушает народную сказку, то, конечно же, он видит вней отражение закономерностей психического развития ребенка –последовательности прохождения оральной, анальной и фаллически-эдипальнойстадий психосексуального развития. Вспомним, как начинается «Сказка о цареСалтане» А.С.Пушкина:
Тридевицы под окном
Прялипоздно вечерком.
Кабыя была царица,
Говоритодна девица,
Тосама на весь бы мир
Приготовилая пир.
Фиксацияна еде характерна для оральной фазы – самой ранней стадии развития младенца.
Кабыя была царица,
Говоритее сестрица,
Тона весь бы мир одна
Наткалая полотна.
Втораястадия – анально-садистическая. С психическими переживаниями анальной стадиисвязано, по З.Фрейду, производство или создание продукта труда. Прототиппроизводства – это выделение ребенком стула, что может доставлять ребенкурадость и удовольствие. При этом важно, чтобы ребенок мог видеть свой продукт.Для анальной фазы характерно также, что ребенок впервые начинает осознанноотносится к одежде. Отсюда радость производства одежды у второй сестрицы изсказки А.С.Пушкина.
Кабыя была царица,
Третьямолвила сестрица,
Яб для батюшки-царя
Родилабогатыря.
Желаниестать женой отца («батюшки-царя») и родить для него ребенка наиболеехарактерно для переживаний девочки на эдипальной стадии психосексуальногоразвития.
Характерно,что именно такая последовательность, отражающая прохождение оральной, анальнойи фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития, встречается вомногих народных сказках. В «Царевне-лягушке» царь призывает сыновей,после того, как они поженились, на боярышне, купеческой дочери и налягуше-квакуше, и приказывает: «Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему помягкому белому хлебу». На другой день он повелел, чтобы жены «соткализа единую ночь по ковру», а на третий – чтобы сыновья явились с женами кнему на смотр и танцевали.
Народныесказки нередко кажутся жестокими. Например, в неприукрашенных вариантах сказоктипа «Теремок», «Терем мухи», «Рукавичка» медведьпросто сел и раздавил всех обитателей теремка (Народные русские сказки. Изсборника А.Н.Афанасьева, 1982). В определенной мере переживание страханеобходимо ребенку, оно насыщает его психику архаичной энергетикой защитной «боязни»и сдерживает агрессивные импульсы фобийными образами (МедведевВ.А., 1996, с.8).Страшная сказка служит при этом компенсацией инфантильных конфликтов. Слушаястрашную сказку, ребенок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь среальными страшными ситуациями, он в определенной мере уже будет к нимподготовлен.
Способностьпереживать страх необходима для того, чтобы любить, чтобы преодолеть первичныйнарциссизм. BrunoBettelheim отмечал, что толькотот герой в сказке способен жениться, кто познал, что такое страх (BettelheimB.,1984).Сказка помогает направить (канализировать) переживание страха вовне, проецируястрах на образ Бабы-яги, Кощея и др. Сказка учит обращаться со страхом. В этойсвязи можно говорить об «адекватном сопровождении каждого этапаличностного развития ребенка средствами сказочной культуры» (МедведевВ.А.,1996, с.8).
Сказкуможно сравнить с переходным объектом. Д.В.Винникотт считал, что переходныйобъект помогает ребенку постепенно перейти от стадии полной зависимости отматери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов.Переходный объект занимает при этом промежуточное положение между этимиполюсами. Д.В.Винникотт называл это состояние интермедиарным (промежуточным)или потенциальным пространством, считая, что эта область познания образуется изосновополагающего феномена иллюзорных переживаний и иллюзий у ребенка. Впоследующем развитии интермедиарная (промежуточная) область познанияпродолжается в феномене игры, в креативности (творческих способностях), вфилософии и религии. Она также позволяет в дальнейшем наслаждаться иллюзиями исубъективными представлениями в искусстве и обмениваться ими с другими людьми.Особенно важным переходный объект становится при засыпании во время отходаребенка ко сну. Сон означает для ребенка уход от мира объектов, как бы «временнуюсмерть». Сказка помогает легче перенести эту «потерю».
René Diatkineсчитает, что психическое развитие можно представить как последовательностькризисов, среди которых можно выделить три наиболее значимых. Первый кризиспроисходит на втором году жизни, когда отсутствие либидонозно заполненного объекта(матери) вызывает переполнение неприятными аффектами. Второй кризис относится кусилению Эдипова комплекса в возрасте 5 — 6 лет. Третий кризис наступает сначалом полового созревания и характеризуется тем, что становится необходимымчастично отказаться от галлюцинаторного осуществления желаний и учитыватьсуществование другого человека — приходится считаться с тем, что у другогочеловека есть как собственное тело, так и собственные желания (DiatkineR.,1987,с.78-79).
Каждоекритическое состояние требует от ребенка как определенных достижений иприобретений, так и определенных отказов. Сказка помогает поддерживатьнеобходимую дистанцию в переживании крайне неприятных аффектов, сохраняяпсихическую целостность. Чтобы сопровождающий кризис отказ не переживался какпотеря объекта, сказка помогает субъекту получить удовольствие от возникновенияновых желаний. Благодаря сказочным героям появляется репрезентация важнейшихобъектов (прежде всего родителей), которые вторично заполняются любовью(катексис либидо). Происходит не только ослабление драматизации конфликта, но ипозитивное воздействие на развитие ребенка.
Однаиз самых страшных тем детских сказок — это тема рождения и смерти. Защита отсоответствующих страхов в детской литературе часто происходит в формевытеснения смерти и утверждения бессмертия героя, который даже не стареет. Всамой утрированной форме возраст героя вообще точно не определен, неизвестны ниего родители, ни его происхождение. Он не женится, не имеет детей. Именно этиособенности героя обуславливают, по мнению R.Diatkine,успех многих рисованных комиксов, детективов, сериалов: хотя Эркюль Пуаро ужедалеко немолод и его жизненный путь устлан множеством трупов, сам он стареетили изменяется столь же мало, как и Джемс Бонд. В сказках же, напротив,рождение и смерть часто сопровождают друг друга. В наиболее чистой форме этоотражает судьба матери героя, которая умирает, рождая его на свет. Тем самымсказка прорабатывает на символическом уровне значение рождения и смерти в жизничеловека.
Всказке проявляется амбивалентный катексис ребенком родителей (т.е. любовь иненависть к ним одновременно), который вызывает у детей агрессивные фантазии, атакже фантазии смерти, которые могут проявляться как непосредственно (страхсмерти родителей), так и опосредовано (детские фобии и кошмары). R.Diatkineсчитает, что несмотря на явные отличия, существует определенная аналогия междувызываемой сказкой психической активностью и работой горя, при которойвключение предсознательных репрезентаций позволяет субъекту жить дальше, неразрушая первичных идентификаций, образующих его нарциссическую когерентность(внутреннюю целостность).
Важнымусловием сказки является повторение некоторых моментов, когда драматическоедействие достигает тяжело переносимой интенсивности. Часто речь при этом идет осмертельной угрозе для героя (исходящей от персонажа, символизирующего «злуючасть» родительского объекта) или о возможном осуществлении инцеста.Например, в сказке братьев Гримм о Белоснежке злая королева-мачеха трижды пытаетсяпогубить Белоснежку, повторяя при этом одни и те же слова (Золотая книга лучшихсказок мира, 1992, с.425-436). Подобная реприза перестраивает господствующиеаффекты, которые были вызваны повествованием. Страх смерти субъекта (темамногих кошмарных сновидений ребенка, приводящая к его полному страданияпробуждению) преобразуется в рифму-считалочку, позволяющую превратить страшноев смешное.
Вто же время не следует забывать, что сказка всегда несет в себе невротическиетенденции как ребенка, так и рассказывающего сказку взрослого. Об этом неследует забывать, бесконечно повторяя одну и ту же сказу. Повторение сказкиполезно лишь в определенной мере, почувствовать которую поможет интуицияродителя — материнское сердце.
Психотерапия по методу символдрамы открывает новыевозможности психотерапевтического использования сказки. Символдрама, известнаятакже как Кататимно-имагинативная психотерапия (Кататимное переживание образовили метод «сновидений наяву»), — это метод глубинно-психологическиориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективнымпри краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также припсихотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Вкачестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ припомощи образов».
Метод разработан известным немецким психотерапевтомпрофессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода символдрамысоставляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин»на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этомконтролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
Процедура терапевтической сессии при примененииметода, следующая. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего вудобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослымипациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первымступеням аутогенного тренинга по Й.Х.Шульцу. Как правило, бывает достаточнонескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла,тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Вработе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно простопопросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достиженияпациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы назаданную психотерапевтом тему — стандартный мотив. Представляя образы, пациентс закрытыми глазами рассказывает о своих переживаниях сидящему рядомпсихотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в егообразах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегиейлечения.
Участие психотерапевта внешне выражается в том, чточерез определенные промежутки времени при помощи комментариев типа: «да»,«угу», восклицаний типа: «Вот как!», повторения описанийпациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа онсигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента,необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. Вчастности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самомвопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить:«Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что ужепредполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какогоразмера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»
Длительность представления образов зависит отвозраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около20 минут. Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 — 15 сеансов. Однакосущественные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть дотого, что иногда даже один единственный сеанс может избавить пациента отболезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.
Психотерапия по методу символдрамы проводится виндивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образыодновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним изродителей. Метод символдрамы хорошо сочетается с классическим психоанализом,психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.
Опыт применения символдраматического метода вРоссии, на Украине и в Белоруссии говорит об отсутствии каких либо препятствийлингвистического или культурального характера для его адаптации. Принятиеметода многими практикующими в нашей стране психотерапевтами и многочисленныепримеры достижения ими выраженных терапевтических успехов при работе спациентами свидетельствуют о высокой степени «конгруэнтности» методадля российских условий. Эмоционально-образный подход в разрешении внутреннихконфликтов более характерен для российской ментальности, чем чистоаналитические техники.
Адаптируяметод символдрамы для работы в отечественных условиях, нами была разработанаметодика, сочетающая в себе элементы сказкотерапии и символдрамы, получившаяназвание «Кататимный поход в сказку». Методика показана как дляработы с детьми и подростками, так и для работы со взрослыми. Противопоказаниемдля использования методики «Кататимного похода в сказку» являются: 1)острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2)церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальноеразвитие с IQ ниже 85; 4) недостаточная мотивация.
Структурапсихотерапевтического занятия определяется следующими четырьмя важными фазами.Сначала с пациентом проводится предварительная беседа (15-20 минут), в ходекоторой его просят рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказкамалоизвестна, пациент пересказывает эту сказку. Важно, когда пациенту впервыерассказали или прочитали эту сказку, кто ее читал или рассказывал, как и гдеэто происходило. Пациента спрашивают о том, какие моменты сказки его особенноволновали, как он относился к отдельным героям.
Затемс пациентом проводится упражнение на релаксацию (1-5 минут). Его просят закрытьглаза и расслабиться. Третья фаза – это собственно представление образа назаданную психотерапевтом тему (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут).Пациенту предлагают представить, что он оказался в сказке, о которой онрассказывал во время предварительной беседы: «Представьте себе, что Выоказались в сказке… Всё, что Вы представите, — это хорошо. Мы можем работать слюбым образом.»
Иногдапациент представляет себя одним из героев сказки, например, Гадким Утёнком. Ночаще он наблюдает за сказочными героями как бы со стороны и лишь затем вступаетс ними во взаимодействие.
Послеокончания представления образов с пациентом проводится последующее обсуждение(5-10 минут), и пациенту дается домашнее задание нарисовать представленное вобразе и записать всё в специальном дневнике. Рисунок и текст обсуждаются затемна предварительной беседе следующего сеанса.
Входе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемыи глубинные личностные конфликты. Поэтому «Кататимный поход в сказку»может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже однозанятие по методике «Кататимного похода в сказку» оказывает мощноетерапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку.Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательныхконфликтов и проблем. «Кататимный поход в сказку» дает возможностьглубоко пережить, проработать и принять то, что при использованиивербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы наповерхностно-понятийном уровне.
Вследующих номерах «Журнала практического психолога» мы планируемподробно разобрать работу со сказками: «Репка», «Колобок», «Окурочке Рябе», «Три медведя», «Царевна-лягушка», «Сказкао царе Салтане», «Буратино», «О гадком утенке», «Волшебнаялампа Аладина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяяборода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка»и др.

Литература
1.        АгеенковаЕ.К.:Психологическое исследование символики круга и квадрата, Журнал практическогопсихолога, 1999, №4, с. 121-125
2.        Золотаякнига лучших сказок мира. Перев. и сост. Г.Шалаева. М., «Терра», 1992
3.        КуликовА.И.:Сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» /психоаналитический этюд/,Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, №3-4, с. 123-130
4.        ЛёйнерХ.:Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М., «Эйдос»1996
5.        ЛёйнерХ.:Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога,1996, №3,4
6.        МедведевВ.А.:Там, на неведомых дорожках… Психоанализ сказки: профилактика, диагностика итерапия. Психологическая газета. Спб., Иматон № 6 (9), 1996
7.        Народныерусские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. — М..: Правда, 1982
8.        ОбуховЯ.Л.:Для чего нужны страшные сказки?, «Школа здоровья», 1997, №3, с.115-117
9.        ОбуховЯ.Л.:Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. – Харьков:Регион-информ, 1999
10.      BettelheimB.: Die Geburt des Selbst. — Frankfurt; Fischer, 1984
11.      BettelheimB.: Kinder brauchenMärchen. – München; Deutscher Taschenbuch Verlag,1999
12.      DiatkineR.: Über das Ausgesprocheneund Nichtausgesprochene im Zaubermärchen. In: Das Märchen — einMärchen?: Psychoanalyt. Betrachtungen zu Wesen, Deutung u. Wirkung d.Märchen / Jochen Stork (Hrsg.). — Stuttgart — Bad Cannstatt:frommann-holzboog, 1987


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комплексный анализ дисциплинарной ответственности работников и её видов
Реферат Экономическое учение Карла Менгера
Реферат Конституционный суд РФ 4
Реферат Коммерческое право 3
Реферат Конституцiйне право зарубiжних країн, Шаповал
Реферат Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года Романо-германская правовая система
Реферат Коллективный договор содержание, порядок заключения, сроки действия, контроль за выполнением
Реферат Контрольная работа по Управление качеством
Реферат Конституция США 3
Реферат Контроль и надзор в системе государственного муниципального управления
Реферат Коносамент юридическая природа Виды и содержание по КТМ РФ 1999г
Реферат Комплексный теоретико-правовой анализ и определение сущности значения и функций гражданско-правового
Реферат Контрольная работа по Уголовному праву 5
Реферат Концепція кадрового забезпечення діяльності пенітенціарної системи в Україні
Реферат Компенсация морального вреда как мера Гражданско-правовой ответственности