Реферат по предмету "Психология"


Психическое здоровье, как психолого–педагогическая проблема

Психическоеи психологическое здоровье как психолого-педагогическая проблема

1.1Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психическогоздоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разныхобластей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов,социологов и др.
Существует много подходовк пониманию и решению этой проблемы.
Термин «психическое здоровье»был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), в докладе Комитетаэкспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей » (1979)сказано, что нарушение психического здоровья связаны как с соматическимизаболеваниями или дефектами физического развития, так и с различныминеблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связаннымис социальными условиями.
Сам термин «психическоездоровье» неоднозначен. Он прежде всего как бы связывает собою две науки и две областипрактики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия напересечении медицины и психологии возникли две отрасли. Первая –психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любоесоматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическомсостоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главнойпричиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим кболезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногдафизические недуги вызывают психические переживания и психологическийдискомфорт. Случаи могут быть разными, но взаимовлияние «духа» и телапризнается безусловно. Другая отрасль — психология здоровья, которая такжепризнает психосоматический характер болезни и здоровья.
В психологическуюлитературу понятие психологического здоровья стало входить сравнительнонедавно. Почти во всех психологических словарях термин «психическое здоровье»отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского(1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии.Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевногоблагополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений иобеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляциюповедения и деятельности.
Но по мнению И. В.Дубровиной, предполагаемая дефиниция представляется не очень удачной, т.к. во –первых, определение явления через отсутствие каких – либо качеств не может бытьпродуктивным, а во –вторых, данное определение противоречит принятому ВОЗобщему определению здоровья, подчеркивающему, что здоровье не просто отсутствиеболезней, а полное физическое, духовное благополучие. Таким образом требуетсядальнейшая работа над дефиницией данного термина.
С точки зрения И. В.Дубровиной, перспективным является подход к проблеме психического здоровья сточки зрения полноты, богатства развития личности. Названный автор предлагаетследующее разграничение психического и психологического здоровья.
Психическое здоровье –состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельностичеловека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, егоактивности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическоеразвитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психическихфункций.
Нарушения в развитиипсихических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей впознании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека сокружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационнуюситуацию.
Психологическое здоровьехарактеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других,наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой(личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и ксебе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическоездоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения,удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяетсяв ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но нестатичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение –накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к болееглубокому постижению смысла жизни.
Характеристики ипредпосылки психологического здоровья глубоко рассматриваются в трудах авторовразличных концепций внутри гуманистической психологии.
Обозначим некоторые чертыпортрета психологически здорового человека, с точки зрения представителейгуманистической психологии. Здоровый человек ориентированна гармонизациюотношений с собственной внутренней сущностью, доверяет ей как определяющемужизненному принципу (А. Маслоу, К. Роджерс), его отличает преданностьнекоторому делу, любимой работе, а так же творческое восприятие реальности,склонность ко всему подходить творчески (А. Маслоу, Э.Фромм), он стремится ксозданию конструктивных, подлинных взаимоотношений с окружающими (К. Роджерс,Э. Шостром).
Эксперты ВОЗ на основеанализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительнопоказали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которыестрадают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а такжеу детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследованияобнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важныехарактерные черты:
— во — первых, онипредставляют собой лишь количественные отклонения от нормального процессапсихического развития;
— во — вторых, многие ихпроявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, детичасто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляютсяс другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения вдетском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в теили иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональнойсферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна,нарушения, связанные с приемами пищи и пр. обычно эти нарушения носят временныйхарактер. У некоторых же детей они проявляются часть, упорно и приводят к социальнойдезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психическиерасстройства.
В ряде психологических работпсихическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологическогодискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностейребенка, приводящей к депривации. Очень перспективным является подход кпроблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности.Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психическогоздоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут»,развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условиесамоактуализации, по его мнению, — нахождение человеком верного представления самогосебя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинствоиз нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственногоустройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психическогоздоровья — стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейсяличности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительностьк прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонностьк творчеству. Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагаетвнимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности всебе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; егоотношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, кжизни как таковой и пр.
1.2Понятие о психологическом здоровье и личности
Активность человека каксложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязанымежду собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни –биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, которые мы толькочто отметили, здоровье человека имеет свои особенности и специфическиедетерминанты. Отвлечемся в настоящий момент от особенностей здоровья человека,связанного с биологическими нарушениями, т.к. здесь – епархия медицины. Хотя,как мы отмечали выше, многие болезни, имеющие биологическую основу, тем не менее,связаны с психической напряженностью, тревогой, стрессами и др. (например,ишемическая болезнь сердца, язва желудка и др. психосоматические нарушения).Уделим особое внимание анализу психологического здоровья.
Долгие годы психическоездоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии(изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психическихболезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатийи др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах идругих патологических нарушениях функционирования нервной системы), котораясчитала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» ктелесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.

1.3 Возникновениепсихологического подхода к проблеме психического здоровья
Начало другого подхода кпониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З.Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствиевнутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал,что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность идр.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласованиицелей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.
Следствием этого впоследние десятилетия психическое здоровье человека стало предметомисследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии.Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности,интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешнихпроявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важнойсоставляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и егожизненных сил, с другой. Вместе с тем многие проблемы, возникающие у человека,не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим немедицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формированиенеобходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализациисвоих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов;освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психическихзависимостей и др.)
Автор не разделяетпонятия «психическое здоровье» и «психологическоездоровье», понимая их как синонимы.
 

 
1.5Профилактические меры
Развиваемые в областипсихического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчениеих тяжести или сокращение длительности; 3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.
Поскольку органическиенарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактическихпрограмм здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалитмогут повреждать центральную нервную систему, что краснуха у беременной женщиныоказывает такое же влияние на плод. Мерами по профилактике такого роданарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей иноворожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такимипроблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве иотравления свинцом.
Причины психогенных, илинеорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатомвзаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействиясреды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и неисключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств спомощью генетического консультирования.
Основныепсихотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а,значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, всеони едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физическойнаследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеетнаибольшие шансы, вырасти психически здоровым. Более конкретно, естьубежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его каксамостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание,эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов,связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгимвоспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс междуразрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, какхорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличиисоответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости сверой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями. Органышкольного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозныегруппы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детямрешать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательныйхарактер; они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшеепонимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особеннополезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями,физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.
Исследования показали,что низкая школьная успеваемость у детей из бедных семей или семей,принадлежащих к этническим меньшинствам, может быть обусловлена недостаточнымпитанием и плохим медицинским уходом в сочетании с эмоционально иинтеллектуально обедненной средой. Поскольку нестабильная финансовая ситуация,скверные жилищные условия, расовые предрассудки и проблемы в семейной жизниприводят к трудностям обучения ребенка, их профилактика — задача внутреннейполитики, требующая сочетания экономических, социальных, медицинских иобразовательных мер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.