Реферат по предмету "Психология"


Психическое здоровье

Реферат
на тему:
«Психическое здоровье»
Выполнил: Иванов И.И.
 
 
 
 
 
 
Воронеж, 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Психическоездоровье как норма
Глава 2. Особенности ихарактер функционирования психики человека
Глава 3. Соотношениепсихики с позиции окружающего мира и физиологии человека
Заключение
Библиографический список
Введение
На современномэтапе развития общества, в период процесса постепенной всемирной глобализации иповышающего уровня научно-технического прогрессе в мире все более актуальнымстановится исследования в гуманитарных областях научного знания. В наукепроисходит возврат от наукоемких технологий к гуманитарной сфере. Психологияявляется типичным пример данного явления. Так как психология хотя и выступаетодной из целого ряда гуманитарных дисциплин, на сегодняшний день она занимаеттвердые позиции среди всех гуманитарных дисциплин. Причины этого находятся внаучном «кругозоре» и «дальновидности» психологии, которая позволяетподвергнуть человека всестороннему психологическому анализу, а также исследоватьего поведению, жизни, и кроме этого все общество в целом. Заметим тот факт, чточеловек все же является социальным существом, поэтому психология направляетсвой научный взгляд также и на общество. Важность данной науки в том, что онапозволяет выявлять и вскрывать проблемы психологического характера в человеке иобществе, а кроме этого и решать их и прогнозировать.
Насегодняшний день проблема психического здоровья в современном обществе предстаетактуальной. Актуальность обусловлена множеством факторов. Так, перейдя граньXXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере,промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этимчеловечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация вРоссии продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социальногохарактера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет,широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантногоповедения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровеньпсихически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни,информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастуюспособствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормойстановится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др. Поэтому наосновании всего вышеприведенного, исследование вопросов психического здоровьяпозволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к решениюнасущных проблем в психической области человека, но и возможно решить проблемыв социальной сфере целого общества.
Общаяцель исследования является – проведение структурного анализа феномена «психическоездоровье»;
Задачи исследования: 1) изучитьвозможность объективного использования применения понятия «психическоездоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психикичеловека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призмусоотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.
Методологияисследования основана на таких общенаучных методах как: анализ, синтез, будетиспользоваться сравнение и теоретическое обобщение.
Общаяструктура работы состоит из введения, трех глав, заключения ибиблиографического списка.
Глава 1. Психическоездоровье как норма
Психическоездоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих:психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект дляизучения.
Здоровье –это состояние полного физического, духовного (психического) и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Такфизическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальнымфункционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательнойсистемы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физическойработы.
Психическоездоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, этосостояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственныйпотенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно иплодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Изданного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояниездоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье этонормальное функционирование фактически психических процессов в человеке.
Такимобразом, психическое здоровье — суть интегральная характеристика полноценностипсихологического функционирования индивида. Определение психического здоровья всовременной науке тесно связано с общим представлением о личности и механизмахее развития.
В психологиии медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья,обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования.Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как мерувероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствияболезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообщеотсутствует; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни,переход которой в актуальную болезнь — препятствует сбалансированный режимфункционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальнойпсиходинамике.
Длябихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и копределению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, сиспользованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность,продуктивность. Современные теоретические, экспериментальные и прикладныеподходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровьекак зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции,меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») своюбиологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным иавтономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.
Вернувшись кпсихоанализу, отметим тот факт, что психоанализ первая современная системапсихологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспектпроблемы человека, а человека как целостная личность. Для более полногопонимания психического здоровья рассмотрим кратко изучение психикиосновоположником психоанализа З. Фрейда. Так в ходе своих исследований Фрейдустановил, что психика изначально является регрессивной. Регрессия – одноиз самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный.Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психическойактивности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных –к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденнымстадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремлениевыразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержаниепсихики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самымранним его объектам. Подобно этому также Фрейд выделил такие особенностифункционирования психики как: сопротивление, вытеснение, трансфер и др.
ПомимоФрейда, к деятельности которого в научной среде имеются и отрицательные мнения,следует отметить исследования К. Юнга и Э. Фромм. Выступая в роли продолжателейдела своего учителя и являясь представителями психоаналитической школы онитакже установили, что фактически понятие нормы, эталона в области психологии неприемлемо. Так, например, согласно К. Юнгу бессознательное, а в особенностиколлективное бессознательное представляет собой общее для всех представителейчеловеческой расы основание психики, при этом занимающую наибольшую область впроцессе функционирования человека. Психические расстройства, по мнению Юнга иФромма могут выступать как следствие внутреннего противоречия между внутренними(«наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами и устоями. Вданном ключе попытка определения эталона психического здоровья немыслима. Нашебессознательное, как примитивное, архаическое мышление, представляющее собойпервоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримомпротиворечии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которыеделают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека.Действительность показывает, что мышление душевнобольных и невротиков, в большейили меньшей степени отличается как раз такими чертами, которые сближают их слюдьми «архаическими», то есть фактически с людьми, которые не смогли накаком-то этапе своего развития решить этих внутренних противоречий. Поэтому,даже если мы попытаемся условно оформить психическое здоровье, то проблемабудет насущной и актуально либо постоянно и сопутствующей всему человечеству,либо будет разрешена при новом витке развития психологии как научнойдисциплины. Но исследования в области философии науки (например, работа«Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета) скорее подтверждают первое.
Коснувшисьвопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границмежду особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями.Так акцентуация характера понятие, введенное К. Леонгардом и означающеечрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющуюкрайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Именно на описаниях этихакцентуаций строятся современные классификации характеров. Приводить в работемы их не будем по причине минимума объема работы. Акцентуации как временныесостояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношескомвозрасте.
Психопатия (от греч. psycho — душаи pathos — страдание, болезнь) — патология характера, при которой у субъектанаблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств,препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.
Различаютпсихопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные.Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции,интоксикации, психотравмы и т. д. Конституциональные психопатии обусловленыврожденной неполноценностью нервной системы, вызванной фактораминаследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п.Конституциональные психопатии проявляются уже в детском возрасте в виденарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может бытьотносительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взрослом возрастезависит от условий воспитания и влияния окружающей среды. Проявления психопатийразнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм,принято выделять следующие классические типы:
1) циклоиды,основной признак которых — постоянная смена настроения с колебаниями цикла отнескольких часов до нескольких месяцев; 2) шизоиды, для которых характерны уходот контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии,угловатость движений; 3) эпилептоиды, основной признак которых — крайняяраздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство,обидчивость, жестокость, склонность к скандалам; 4) астеники, которымсвойственны повышенная впечатлительность, психическая возбудимость,сочетающаяся с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность; 5)психастеники — тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям,патологическим сомнениям; 6) паранойяльные психопаты — склонны к образованиюсверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений,уверенностью в себе и завышенной самооценкой; 7) истерические психопаты —характеризуются стремлением во что бы то ни стало обратить на себя вниманиеокружающих, при этом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятнуюдля них сторону, в общении манерны, театральны; 8) неустойчивые психопаты —основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов,податливость влиянию окружающих; 9) органические психопаты — отличаютсяврожденной умственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны,когда нужно применить знания или проявить инициативу, умеют «держать себя вобществе», но банальны в суждениях.
Четкойграницы между психопатиями и вариантами нормальных характеров не существует.Указанным типам психопатов в норме соответствуют натуры с подобнымхарактерологическим складом, но без патологической (психопатической)выраженности (Акцентуация характера). Под влиянием болезни или психотравм упсихопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротическиесостояния, а также депрессии.
Граница междуакцентуациями характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено«перетекание» одного в другое. Дело в том, что в теоретическом отношениипонятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно.
Проводядлительные наблюдения за людьми, страдающими различными психическимизаболеваниями, психологам удалось выделить некоторые критерии, которые помогаютразличить нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзяпоставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психическогозаболевания (психолог этого и не должен делать, подменяя собой врача), однакоможно ставить вопрос об отклонении от нормы.
Поведению,отклоняющемуся от нормы, свойственны следующие характерные признаки: ононеадекватно, в нем прослеживается отсутствие самокритики, оно, как правило,непродуктивно. Следует отметить еще один немаловажный критерий – поведениечеловека, подверженного патологиям, как правило, наносит вред окружающим еголюдям.
Нельзя забыватьо том, что под воздействием давления определенного рода, акцентуация характераможет перетечь в соответствующую патологию. Поэтому необходимо помнить об этом.А так же, для предотвращения подобного «перетекания», очень важно своевременноеотслеживание акцентуаций.
Тем не менее,еще раз напомню о том, что четкого определения психической нормы не существует.И поэтому, определение «нормальности» является уделом врача и должно бытьиндивидуальным.Глава 2. Особенностии характер функционирования психики человека
Психическаядеятельность организма осуществляется посредством множества специальныхтелесных «устройств». Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в движениемышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентациюорганизма в среде и решение жизненных задач.
Психика какотражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший (смотря,конечно, с какой позиции посмотреть) уровень психики, свойственный человекуобразует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики. В этомсмысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, какосознанное бытие.
Приисследовании психики и психической деятельности все же важным являетсяисследование глубиной области психики и психического – бессознательного.
Бессознательное- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленныхвоздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Вбессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контрольчеловеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
В областьбессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения);ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующимираздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие впрошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтомуболее неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которыхотсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся инекоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека:бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно говорить, что бессознательное — этопротивоположное сознанию. Бессознательное — это столь же специфическичеловеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественнымиусловиями существования человека.
Почему же такважно психика и ее нормальное функционирование?! Возможно, что ответом являетсяодна отличительная черта психической деятельности человека — передачаобщественного опыта. И животное и человек приобретают личный опыт вовсевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваиваетобщественный опыт. Общественный же опыт занимает доминирующее место в поведенииотдельного человека.
Психикучеловека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. Смомента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способамиобщения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладениюотдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человекаразвиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память,произвольное внимание, абстрактное мышление). Данный аспект также доказываеттот факт, что человек выступает социальным существом, которое не можетсуществовать вне общества. С данной позиции интересным предстает одно изстрашнейших наказаний древних греков, применяемое в древности при нарушениизаконов, как изгнание из города-полиса. Глава 3. Соотношениепсихики с позиции окружающего мира и физиологии человека
Психическоездоровье человека зависит от огромного количества факторов, ключевым их которыхявляется состояние психики. Психика же человека функционирует во взаимосвязи сфизиологией человека, а также с окружающим миром. В данной главе мы попытаемсядоказать, что психическое здоровье помимо чисто психологической стороны такжезависит и от множества других факторов. А поэтому для того, чтобы достичьсостояния психического здоровья у человека и у общества будут требоватьсяусилия и в других научных областях. Возможно, что материалы данной главыпокажут насколько сложной и возможно даже нерешенной является проблемапсихического здоровья в современном обществе.
То, чточеловек обладает и физическим здоровьем и психическим как его частью доказыватьне стоит, но вот то, как это может проявляться, мы постараемся показать нанескольких примерах.
Таксуществует целый спектр болезней, в развитии которых ведущую роль играютпсихологические факторы. Это психосоматические болезни. Психосоматическиезаболевания – это болезни, в развитии которых ведущую роль играютпсихологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классическийнабор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму,гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь 12-перстной кишки,неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит и ряд другихболезней. Психологические факторы играют немаловажную роль и при другихзаболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественныхновообразованиях. Однако следует различать истинные психосоматозы,возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которыхдолжно быть направлено, прежде всего, на их устранение и коррекцию(психотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включаяинфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказываютсущественное воздействие, меняя неспецифическую резистентность организма,которые при этом не являются первопричиной их возникновения. Существуетнесколько гипотез, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний.
Согласноодной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса,обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами.
Другаягипотеза связывает возникновение психосоматических симптомов с внутреннимконфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивамииндивида. Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (как инеустранимый стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ отпоискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитиюпсихосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированнойдепрессии. На фоне возникающего снижения резистентности организма кнеблагоприятным факторам среды нарушается работа какого-то органа по принципу«слабого звена», что обусловлено генетическими факторами или болезнями(травмами) в процессе онтогенеза.
Такимобразом, стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматическихзаболеваний, причем его решающая роль в данном процессе доказана не толькоклиническими наблюдениями, но и в экспериментах на разных видах животных.Особенно показательными были опыты, проведенные на обезьянах, которые вкачестве экспериментальной модели считаются наиболее близкими человеку. Так, водних экспериментах у самца-вожака отбирали любимую самку, помещали ее всоседнюю клетку и подсаживали к ней нового партнера. Самец, оставшийся один вклетке, тяжело переносил измену подруги и в течение 6- 12 месяцев погибал отсердечного приступа или повышенного кровяного давления. В других специальныхэкспериментах на обезьянах психологический стресс приводил к развитию язвыжелудка или серьезным нарушениям в работе кишечника.
У людейэмоциональный стресс может приводить к еще более серьезным последствиям,включая развитие онкологических заболеваний. Так исследователями из медицинскойшколы Хьюстона (США) получены убедительные доказательства того, что стрессможет вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновенияонкологических заболеваний. Как отмечают отечественные авторы, «зная офармакологических эффектах стероидов, о возможности их прямого действия нагеном человека, можно предполагать, что их свободная циркуляция длительноевремя или высокая концентрация в организме становятся прямой причиной многихпсихосоматических заболеваний». Другой российский ученый, Ю.Н. Корыстов пишет:«Мы вступили в эпоху, когда стресс играет определяющую роль в заболеванияхчеловека – до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом.Эмоциональный стресс является главной причиной сердечно-сосудистых поражений,неврозов, некоторых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятностьинфекционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему временибольшинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс,возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях, и сопровождающийсядепрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятностьвозникновения многих злокачественных новообразований».
Как видно изданных примеров, влияние через психику на физиологию человека не составляетбольшого труда. Одновременно с этим мы можем говорить и об обратных процесса,когда окружающая среда или внутреннее физическое состояние человека влияет напсихику, психическое здоровье и его поведение.
Дляисследования психического здоровья важным является изучение среды обитаниячеловека, которая является сложным переплетением социальных и природныхфакторов. Сегодня,как никогда раньше человек живет в сложнейшем мире, в котором как это непарадоксально все создано, чтобы облегчить его бытовую жизнь (возможно, этоодин из парадоксов современного цивилизованного общества). На практике этоблагополучие оказывает человеку «медвежью» услугу, влияя неблагоприятно на егопсихику. Внастоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшениемэкологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, водыи почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума. Вот лишь небольшой списокфакторов влияющих на психику человека и на его психическое здоровье.
Факторы, влияющие на здоровье Примерный удельный вес в % Группы факторов риска 1. Образ жизни 49 – 53 % Курение, алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания, стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия, наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень урбанизации (населения) 2. Генетика, биология 18 – 22 % Предрасположенность к наследственным заболеваниям 3. Внешняя среда 17 – 20 % Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения 4. Здравоохранение 8 – 10 % Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания
Экология. Недля кого не секрет, что современная природа очень загрязнена. В зависимости отсвоей природы, концентрации и времени действия на организм человека различныевещества-результаты промышленной деятельности они могут вызвать различныенеблагоприятные последствия. Реакции организма на загрязнения зависят отиндивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило,более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическомили периодическом поступлении организм сравнительно небольших количествтоксичных веществ происходит хроническое отравление.
Признакамихронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек, атакже нейропсихического отклонения: быстрое утомление или чувство постояннойусталости, сонливость или, наоборот, бессонница, апатия, ослабление внимания,рассеянность, забывчивость, сильные колебания настроения.    При хроническомотравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различныепоражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.
Проблемашума: Очень шумная современная музыка способна вызвать нервные заболевания. Шумобладает аккумулятивным эффектов, то есть акустические раздражение, накапливаясьв организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слухаот воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервнойсистемы. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическуюдеятельность организма. Доказано, что процесс нервно-психических заболеванийвыше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих внормальных звуковых условиях.
Заключение
Психическоездоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих:психика и здоровья. Психическое здоровье — согласно определению Всемирнойорганизации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человекможет реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненнымистрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизньсвоего сообщества. Таким образом, психическое здоровье — суть характеристикаполноценности психологического функционирования индивида.
В психологиии медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья,обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования.
Впсихоанализе, например, представление о здоровье как таковом вообще отсутствует; каждый человеквыступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальнуюболезнь — препятствует сбалансированный режим функционирования механизмовпсихологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.
Психическиерасстройства могут выступать как следствие внутреннего противоречия междувнутренними («наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами иустоями. В данном ключе попытка определения эталона психического здоровьязатрудняется (если даже возможна вообще).
Коснувшисьвопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границ междуособенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями. Такакцентуация характера понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельныхчерт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы,граничащие с психопатиями. Четкой границы между психопатиями и вариантаминормальных характеров не существует. Под влиянием болезни или психотравм упсихопатов могут возникать острые и затяжные реактивные и невротическиесостояния а также депрессии.
Граница междуакцентуациями характера и психопатиями весьма расплывчата, и не исключено«перетекание» одного в другое. Дело в том, что в теоретическом отношениипонятие психической нормы достаточно расплывчато и относительно.
Отметимтакже, что Психическоездоровье человека зависит от огромного количества факторов. Для исследованияпсихического здоровья важным является изучение среды обитания человека, котораяявляется сложным переплетением социальных и природных факторов. Отметим также,что в настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшениемэкологической обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, водыи почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума.
Библиографическийсписок:
1.   Горностай П., ТитаренкоТ. Психология личности: словарь-справочник. — К.: Рута, 2001. – [www.psylib.ukrweb.net:Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психическойкультуры];
2.   Немов Р.С. Общая психология:Краткий курс / Р.С. Немов. – СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
3.   Реньяр П. Умственныеэпидемии: Историко-психиатрические очерки. Перевод с фр. Эл.Зауэр. — M., 2004.– [www.psylib.ukrweb.net: Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействияразвитию психической культуры];
4.   Столяренко Л.Д. основыпсихологии. 5 изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс,2002. – 672 с.
5.   Столяренко Л.Д.Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с.
6.   Фрейд З. Психология масси анализ человеческого «Я»: Роман: Пер. с нем. / З. Фрейд. — СПб.: ИздательскийДом «Азбука-классика», 2008. — 192 с.
7.   Фромм Э. Душа человека.Перевод с нем. В. Закса / Э. Фромм. — Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. — 251с.
8.   Фромм Э. Человек длясамого себя. Перевод с англ. Э. Спировой. / Э. Фромм. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА,2008. — 349 с.
9.   Хрестоматия по философии:Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.—416с.
10.     ЮнгК.Г. Очерки по аналитической психологии / К.Г. Юнг. – Мн.: ООО «Харвест», 2003.– 528 с.
11.     ЮнгК.Г. Символы трансформации: пер. англ. / К.Г. Юнг. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.– 544 с.
12.     Ортега-и-ГассетХ. Восстание масс /Ортега-и-Гассет Хосе. – М.: АСТ, 2003. – 512 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.