ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Реферат
на тему:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ОТСЕВА СТУДЕНТОВ»
Семеновой Виктории Александровны
Воронеж 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Причины отсева студентов
Глава 2.Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов
Глава3. Основные идеи педагогики сотрудничества
Глава4. Рекомендации студентам
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данные об отсеве студентов свидетельствуют, что в среднемпо стране на последнем курсе учатся около 70% молодых людей, зачисленных на Iкурс.
Исследование причин отсева студентов показывает, чтоодним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентовявляется отсутствие у них желания учиться и работать по избранной имиспециальности. Слабая профессиональная направленность и низкий уровень учебноймотивации занимают второе место в ряду причин отсева студентов. Значимымифакторами формирования положительного отношения к профессии являются ееобщественная важность и соответствие индивидуальным способностям и склонностямстудентов. К факторам, снижающим удовлетворенность профессией, относятся низкийзаработок, длительность рабочего дня, возможность физического и нервногопереутомления. Дополнительными негативными сторонами профессий, приобретаемыхна технических факультетах, являются необходимость работы с людьми, отсутствиевозможностей для творческой и научной работы.
Профессиональная направленность как интегральнаяхарактеристика внутренней активности личности не может не оказывать влияния науровень учебной мотивации студентов. Если профессиональная направленностьпредставляет собой отношение к избранной специальности, являющейся конечнойцелью обучения, то учебная мотивация есть система отношений к различнымаспектам учебного процесса, выступающего в качестве средства достиженияконечной цели.
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ОТСЕВА СТУДЕНТОВ
Все мотивы были объединены в четыре группы — профессиональные,познавательные, социальной идентификации и утилитарные. Примеромпрофессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированнымспециалистом. Образцом познавательных — желание получать интеллектуальноеудовлетворение от процесса обучения. Примером мотивов социальной идентификацииявляется стремление студентов к хорошей учебе ради достижения социальногоодобрения или избежания осуждения со стороны преподавателей, родителей, друзей,однокурсников; утилитарных — желание получить стипендию, место в общежитии. Поинтенсивности влияния на учебную работу студентов на первом месте стоятпрофессиональные мотивы, на втором — познавательные, затем идут утилитарные имотивы социальной идентификации.
«Семейные обстоятельства» — третья по значимости причинаотсева, по которой отчисляются 7,7% студентов. Под семейными обстоятельствамиимеются в виду изменения семейного положения (чаще всего в связи с переездом вдругой населенный пункт), необходимость ухода за больным родственником,трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять болееполно проблему отчисления по семейным обстоятельствам можно, лишьохарактеризовав основные трудности семейных студентов.
Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20—21год. После этого возраста увеличение числа семейных студентов идет понарастающей кривой. Среди опрошенных студентов в возрасте до 18 лет женаты изамужем только 1,9%, в 19—20 лет — 3,1%, в 20-21 год — уже 16,2%, в 22-23 года- 27,5%, в 24-25 лет — 40,8%. Аналогична и динамика возрастания количествасемейных студентов по курсам обучения: основная масса студентов вступает в бракв период с III по V курс. Описанное положение одинаково характерно длястудентов гуманитарной, естественной и технической специализации. Многие семейныестуденты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает многоразного рода трудностей, серьезно сказывается на структуре жизнедеятельности,отношениях с окружающими людьми. Многократно возрастает нагрузка, что требуетмобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерейвынуждены уйти в академический отпуск. В ходе исследования выяснилось, чтотолько 29,4% опрошенных молодых матерей полностью удается сочетать обязанностиматери и студентки, 60,7% это «удается с трудом», 7,8% откровенно признались,что сочетать эти обязанности им «практически не удается». Выяснились довольнолюбопытные суждения студенток относительно обязанностей матери и специалиста.Большинство (80,4%) Большинство (80,4%) высказали мнение, что следует совмещатьобязанности матери, жены и специалиста, 17,6% отметили, что «для женщиныглавное — рождение и воспитание детей. Профессиональная деятельность важна, ноносит подчиненный характер». А 1,9% заявили: «Нельзя мириться с перспективамипрофессионального ограничения во имя детей. Главное — это профессиональнаядеятельность, а потом уже ребенок!»
Проблемы перед матерями стоят самые разные: 1) успешноепродолжение учебы; 2) материально-бытовое положение; 3) отношения в семье междумужем и женой, а также с их родителями и родственниками; 4) отношение кстудентам, имеющим детей, со стороны руководства вуза и факультета. Эти идругие проблемы могут создавать ситуации, при которых дальнейшая учебаоказывается невозможной. На пороге таких ситуаций постоянно находится каждаяпятая студентка, имеющая ребенка; 21,6% опрошенных прямо указали, что не могутуспешно сочетать обязанности матери и студентки и подумывают об уходе из вуза.
В структуре причин отсева отчисление за нарушение учебнойдисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 4,6%.К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематическиепропуски занятий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходеобучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольнаянеявка на экзамены и зачеты и т. д.
В студенческой среде складываются вполне определенныеустановки в отношении посещения занятий, которые в самом общем виде выглядятследующим образом (%): Лекции Семинары Необходимо посещать все занятия 32,9 58,8 Достаточно посещать лишь интересные и важные занятия 29,0 16,5 Необходимо посещать только занятия, непосредственно связанные лишь с будущей специальностью 3,4 4,2 Самое лучшее – это введение свободного посещений занятий 2,3 9,5 Необходимо практиковать занятия по индивидуальному плану 9,7 11,0
Пятая причина отсева: отчисление студентов заправонарушения.
Среди нарушителей общественного порядка и совершившихдругие правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на 2/3преобладают студенты I и II курса.
Активно употребляющих алкогольные напитки несколькобольше среди студентов технических специальностей — 39,3%, 31,8 — средигуманитариев, 29,0% — среди естественников.
Частота употребления алкогольных напитков тесно связанатакже с нравственными установками и принципами. Так, на отсутствие целей иидеалов указали около 15% студентов, изредка употребляющих алкогольные напитки,и 33,3% — активно употребляющих. Больше половины активно употребляющихалкогольные напитки сосредоточивается в тех учебных группах, которыехарактеризуются крайне слабыми внутригрупповыми связями: 45,0% — в группах, вкоторых есть 2 или 3 тесные микрогруппы, контакты между которыми затруднены, ачасть людей держится особняком; 12,2% — в группах, где нет сплоченного ядра ивсе студенты держатся особняком. Это значит, что возможности внутригрупповогоконтроля за поведением таких студентов крайне незначительны, и когда возникаетситуация, способствующая совершению правонарушения, их практически некомусдержать.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕНА ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Зная эти возможные действия, куратор всегда сможетвыделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшейв практике работы со студентами.
На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача —построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности,разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знаетэтих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, чтона I курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в ихвозможностях и способностях обычно идет довольно медленно — по мере выполнениястудентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т. д., поэтомутолько к концу года преподаватель может составить какое-то представление омотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход. Уже всамом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующиепсихологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получитьинформацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, атакже выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учитьсяочень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс-информация должнанепрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебногогода. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения ихадаптации в своей студенческой группе полезно проведениесоциально-психологического тренинга.
На основе знания и учета индивидуальных личностныхособенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемыепсихолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае:
1. Беседы, направленные на снятие у части студентовсостояний неуверенности, повышенного беспокойства. В ходе изучения студентоввыясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провала экзаменаеще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко возникают и уответственных, много работающих, по отзывам преподавателей, студентов.Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различныхситуациях. Такие состояния отвлекают от учебы, мешают собраться,сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях.Такие беседы следует проводить задолго до сессии.
2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменовстудентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояниястраха, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; передэкзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. Уряда слабоуспевающих студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшениевнимания, памяти, мышления (таких студентов можно выявлять по даннымсамооценок), их возможности резко снижаются, знания забываются. Преподавателиоценивают таких обучающихся, прежде всего по результатам их деятельности, неучитывая их состояние. По этой причине бывают низкие оценки в действительностиспособных студентов.
3. Беседы, направленные на преодоление излишнейуверенности в себе (понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабыхстудентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нетни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общенияс ними куратору необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченностьперед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям,проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у нихоснований для высокой самооценки и чувства успокоенности.
Информирование контингента первокурсников о том, чтоименно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточениена учебе, систематичность в занятиях.
Использование для снятия состояния утомления и повышенияработоспособности методики аутогенной тренировки. Сначала студентамрассказывают о тех возможностях, которые предоставляет аутогенная тренировкадля снятия состояния утомления, повышения умственной работоспособности. Затемкомплектуется группа студентов, желающих овладеть методом. Для сеанса можетиспользоваться магнитофонная запись текста со специальным музыкальнымсопровождением, усиливающим действие словесных формулировок. Под влияниемтекста и музыки у студентов происходит мышечная релаксация, в результатекоторой восстанавливаются нервно-психические силы, повышается способность квосприятию учебной информации. Может повышаться и способность к саморегуляции,в результате которой более эффективным становится самовоспитание, формированиеу себя волевых качеств. Сеансы аутогенной тренировки должны осуществлятьсяспециалистом-психологом (сотрудником психологической службы вуза).
5. Работа с пассивными студентами с целью преодоления ихсобственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкимиспособностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) нерешаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе ипоэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешают боязньпоказать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим неизбавиться от привычки к пассивному поведению. Оно укоренилось, сталостереотипом. Им необходима помощь куратора.
Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлеченийперед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабыхи средних студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями изанятия, далекие от учебы.
6. Совет некоторым студентам преодолевать у себя такиеотрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.
7. Информирование студентов младших курсов о том, что вих среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могутучиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеютсяспециальные способности, проявляющиеся на старших курсах. Эти студенты могутотличаться пассивностью, отсутствием интереса к неспециальным предметам, номогут обладать ярко выраженными специальными способностями. В процессе работы стакими студентами куратору необходимо:
а) помочь проявиться их сильным сторонам (можно, вчастности, давать конкретные поручения, при выполнении которых проявились бысоответствующие способности студентов и на этой основе изменилось бы отношениек ним внутри группы, повысился их статус среди сокурсников);
б) провести серию бесед с целью убеждения этих студентовв необходимости более заинтересованно относиться к приобретению знаний намладших курсах (с точки зрения требований будущей специальности);
в) осуществлять систематический контроль за распределениемэтими студентами своего свободного времени.
8. Введение слабого студента в коллектив группы,налаживание контакта с товарищами по учебе. По целому ряду причин некоторыеслабые студенты оказываются изолированными от сокурсников, что уводит их в сторонуот группы (а значит, и от учебы). Друзья у них оказываются вне группы, поэтомуповлиять на них через группу довольно сложно. В целях налаживания связей такихстудентов с коллегами по учебе куратору необходимо подобрать для них такиепоручения, в которых могли бы проявиться их специальные способности (мало очевидныедля членов группы). Это повысит авторитет слабых студентов и укрепит их связь стоварищами по группе.
9. Информирование студентов о целесообразности ихобъединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом(объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг кдругу). Такое мышление в микрогруппах активизирует мышление, пробуждает интересстудентов к изучаемому предмету и улучшает его усвоение.
10. Работа по накоплению в вузе профессиограмм техспециальностей, по которым готовит данный вуз. В ходе индивидуальной беседыстуденты отмечают, что при выборе вуза или специальности они остро ощущаютнедостаток соответствующей информации, что влечет за собой ошибочный выборвуза, отсутствие интереса к специальности и как результат этого — последующийотсев. Перевоспитание таких неверно выбравших специальность студентов часто неприносит успеха направленность человека изменить далеко не просто. В связи с этимвозникает задача улучшения информирования абитуриентов о будущей профессии.Составление профессиограмм целесообразно поручать сотрудникам профилирующихкафедр, наиболее осведомленным об особенностях и специфике той или инойспециальности.
11. Оказание помощи в профессиональном самоопределениистудентов, осуществление психологической коррекции личности студента прикомпромиссном выборе профессии.
12. Осуществление организующей функции по сплочениюколлектива курируемой студенческой группы, изучение структуры межличностныхотношений и психологического климата в студенческой группе.
13. Обеспечить тесное взаимодействие с темипреподавателями, которые ведут лекционные и практические занятия в курируемойгруппе, с целью снизить такие недостатки учебного процесса, как излишне быстрыйтемп изложения учебного материала на некоторых лекциях, недостаточная егоконкретность, малое число примеров и т. д. В связи с этим преподавателям могутбыть даны советы снизить темп изложения нового материала, осуществлять поиск болееэффективных форм чтения лекций, конкретизировать материал, увеличить числопримеров и т. д. Практическая работа по изучению студентов и управлению имидолжна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практическиезанятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.
К индивидуальной работе с ними студенты отнеслись сбольшим интересом, сами искали встречи с ее организаторами. Привлекали сам фактпроявления внимания к их личности, стремление вникнуть в их трудности, помочьим решить возникающие проблемы, а также то, что все советы и рекомендациидавались на базе фактических сведений о личности, к тому же достаточноаргументировано.
Индивидуальный подход, таким образом, является высокоэффективнымсредством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов.
Для повышения успеваемости и предотвращения отсеванеобходимы не только методы изучения личности, но и методы стимулированиямыслительной активности студентов, способствующие лучшему усвоению учебнойинформации. Без интеллектуальной активности невозможно полноценное усвоениематериала, да и способности слабых и средних студентов часто не развиты оттого,что их не побуждают к энергичной интеллектуальной деятельности.
Для стимулирования интеллектуальной активности можетприменяться целенаправленно организованное общение, ставящее студента в такуюактивную позицию. Приведем пример процедуры организации активного учебногообщения.
Организованы группы по 8 человек.
Суть метода состоит в том, что из учебной программы повысшей математике выделяются основные понятия, каждое из которыхотождествляется со студентом. При этом важно добиться, чтобы студент как можнополнее идентифицировал себя с данным понятием, как бы играл его роль.Представив в основных чертах суть своих понятий, студенты задают друг другувопросы по поводу их смысла.
Все общение направляется специальными вопросами.Организованное таким образом общение было направлено, во-первых, на активизациюусвоения сложных учебных понятий и, во-вторых, на активизацию установлениявнутри- и межпредметных связей.
В проведении этой работы можно обозначить следующее:
1. Выделение преподавателем основных понятий. Например,из начального раздела программы называются следующие понятия: определитель,система трех линейных уравнений с тремя неизвестными, матрица, вектор,скалярное произведение векторов, векторное произведение векторов, смешанноепроизведение векторов.
2. Распределение понятий между студентами с учетом ихжелания. Студентов, выбравших себе определенное понятие, просят «освежить» в памятисведения о нем к следующему занятию.
3. Информация членов группы о сути выбранных ими понятий,причем в той последовательности, в какой они изучаются по программе. При этомкаждый студент сообщает членам группы об основных чертах выбранного им понятия,выделяет в нем главное.
4. Общение между членами группы по поводу данных понятий,направленное на: а) устранение неясностей в их сути; б) установление внутри- имежпредметных связей понятий.
Взаимодействие направляется специальными вопросами.
Сначала с целью устранения неясностей вопросыинформирующему о понятии задают члены группы. Ответив на них, он сам начинаетспрашивать, выясняя, насколько суть его понятия усвоена членами группы. Объеминформации исключает пассивность, каждому студенту могут задать вопрос с тем,чтобы он продемонстрировал свое умение рассуждать и устанавливать логическиесвязи.
После уяснения сути понятий студентам ставятся ужеспециальные вопросы (на раскрытие внутрипредметных связей; на уяснение порядкаследования понятий, тех ассоциаций, которые они вызывают; возможныхсоставляющих этих понятий и др.).
Вопросы, направленные на выяснение порядка следованияпонятий:
Почему ваше понятие занимает именно это место вовременной цепи? Почему оно вводится по программе раньше (позже) другихрассматриваемых здесь понятий? Возможен ли принципиально иной порядок егоследования по программе? Если возможен, то какой? Уже эти простейшие вопросыподталкивают студентов к размышлению, они начинают строить предположения.Иногда эта временная связь достаточно понятна (без знания определителя нельзяизучать, например, матрицы, поэтому первая категория рассматривается попрограмме раньше).
Вопросы, направленные на выяснение содержательных связейпонятий: каковы связи вашего понятия со всеми обсуждаемыми здесь? (Например,какова связь матрицы с определителем?) Перечислите, раскройте эти связи. Есливаше понятие объединить с понятием, например, этого члена группы, какое новоепонятие получится? (Ответить должны оба студента.) Перечислите, с какимипонятиями родственно ваше понятие, от каких отлично. Какова область применениявашего понятия? Назовите любые приходящие вам в голову ассоциации и аналогиирассматриваемого вами понятия с другими категориями. Не бойтесь, неожиданныхумозаключений. Учитывая специфику предмета или отдельных его разделов, методможно модифицировать. В отзывах относительно метода студенты указывают, что ондает то, чего не могут дать лекции и практические занятия (ставит их вситуацию, требующую проявления активности, обогащает информационную среду впроцессе интенсивного общения, активизирует мышление, вырабатывает навыкоперирования соотношениями понятий).
Для того чтобы успешно применить описанный методактивизации мышления, следует ориентироваться прежде всего на студентов свыраженным мотивом к преодолению трудностей.
Именно сочетание индивидуального подхода, обеспечивающегораннюю диагностику высокомотивированных студентов, с активно формирующимметодом — наиболее перспективное средство повышения успеваемости ипредотвращения отсева студентов. Благоприятный или неблагоприятныйсоциально-психологический климат в группе, наличие или отсутствие в ней лидера— важнейшие условия, определяющие успешность обучения и воспитания встуденческих группах. Все больше обращаются к групповым совместным иликоллективным формам обучения (приложение). При групповых формах деятельностькаждого члена группы фактически индивидуальна и только незапрограммированноеобщение во время занятий и в свободное время создает эффект совместности.Совместной можно считать такую деятельность группы, при которой ее участникивзаимосвязаны одновременностью и последовательностью действий, действия одногоучастника невозможны без одновременных или предшествующих действий другого(других). Максимальная взаимосвязанность студентов в группе возникает вусловиях, когда группа в два-три человека должна, например, подготовить одинпроект, отработать навыки владения аппаратурой и т. п. При коллективных формахучастники не только взаимосвязаны деятельностью (учебной, трудовой, спортивной),но и обладают всеми признаками коллектива, т. е. имеют ценностно-ориентационноеединство, сплоченность.
Известно, что динамика психических процессов (восприятие,память, мышление) и уровень проявления психических функций (психомоторных,интеллектуальных) различны в условиях индивидуальной и совместной деятельности.
При обучении тем или иным учебным, игровым, трудовымнавыкам и умениям приемы индивидуальной и совместной деятельности целесообразнокомбинировать.
Например, на первой стадии выработки навыков лучшеиспользовать индивидуальное обучение, но уже на второй более результативнымоказывается синтез индивидуальной и совместной деятельности, долговременноезапоминание материала эффективнее в условиях совместной деятельности (науровнях соприсутствия, взаимовлияния, действенной взаимозависимости); когдапроцесс обучения требует дифференцировки действий, необходимо применять сначалаиндивидуальный, а потом уже совместный способ.
Совместная мыслительная деятельность имеет такоепреимущество, как возможность распределения функций: один генерирует идеи,другой классифицирует их, третий «дорабатывает» до необходимого практикеварианта. При совместном обучении сложным мыслительным задачам необходимопериодически обмениваться «функциями», что позволит соучастникам более илименее равномерно овладеть соответствующими приемами мыслительной деятельности.
К социально-психологическим резервам интенсификацииобучения относятся: оптимальное комплектование обучающихся групп (однородности— разнородности различных характеристик студентов); согласование в системеобучающий — обучающийся.
Развивающее обучение в вузе предполагает формирование устудентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания испособности. Сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности —значит развивать необходимые способности, совершенствовать свои умственныекачества. Для студенчества учеба — первична. Но умение и стремление учиться/аглавное — желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают спонтанносами по себе в связи с зачислением абитуриентов в высшее учебное заведение.Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантиейформирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностьюпредставляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний,умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет ковладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтомушкольники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известнойстепени на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе ипрофессиональной подготовке. Большинство поступают в вуз без учета личныхвозможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование,или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компаниюс друзьями. Для становления студента как специалиста нужны соответствующиепредпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональнаянаправленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно подпрофессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интереск профессии, склонность заниматься ею.
Успех освоения профессии будет зависеть от того,насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этомсмысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены дляобщества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влияниемразличных факторов у них может появиться интерес к получаемой профессии. Длятакой категории студентов особое значение имеют психолого-педагогическаяатмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническаябаза, техника и методика учебного процесса и практических занятий. Но сегоднясодержанием обучения удовлетворены лишь, 29% студентов. Серьезные претензиистуденты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Некомпетентность,неграмотность и профессиональное несоответствие преподавателей снижают интереск учебе, превращают учение в формальный процесс. Студенты полагают, чтоповысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе какобъективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повыситькачество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работув зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат.
Часто преподаватель сталкивается с ситуацией отторжениястудентом его предмета. При этом он подчас не понимает, почему даннаядисциплина не является для студентов значимой. Скорее всего это объясняетсянеоткоординированными позициями участников учебного процесса, а также тем, чтостуденты не «видят» учебный предмет в плане своего профессиональногостановления. Преподаватель же, имея в виду общую установку на развитие личностистудентов, практически чаще всего сосредоточивается все-таки на уровне техникии приемов предметного характера.
Усложнение задач, которые предстоит решать студентам,определяется усложнением осваиваемых ими предметных действий и лежащих в ихоснове когнитивных моментов. В последние годы в связи с достижениями психологииобщения акцент смещается на проектирование способов учебного диалога: диалогмежду преподавателем и студентом, студентов друг с другом, группы студентов ипреподавателя призван улучшать усвоение, влиять на мотивационную сферупознавательной деятельности учащихся и на контрольно-оценочную. Этимусиливается тенденция планировать обучение как творческий процесс, не сводимыйк освоению готовых правил решения разнообразных задач.
Умение включать предметные задачи в целостнуюучебно-воспитательную ситуацию, задающую координаты отношений человека к миру ик другому человеку, очерчивать статус данного научного предмета в сферекультуры и социума, морали, искусства и обыденного сознания, умение трансформироватьценностные устремления студентов в конкретные учебные цели — все это отличаетвысокие образцы психолого-педагогических достижений (собственно, это считалосьнепременным атрибутом мастерства преподавателя во все времена).
Концепцию продуктивной совместной деятельностипреподавателя со студентами и студентов друг с другом (сокращенно СПД)разработала профессор В. Я. Ляудис. В качестве единицы проектирования учебнойситуации она выделяет четыре взаимосвязанные переменные: содержание учебногопредмета, структурированное в соответствии с целями обучения; условия,организующие усвоение учебного содержания и обобщенных способов учебнойдеятельности; систему учебных взаимодействий преподавателя со студентами истудентов друг с другом, изменяющихся в определенной логике по мере освоенияновой деятельности; динамику указанных переменных в их взаимосвязи напротяжении всего процесса обучения.
Организация ситуации СПД предполагает четыре основныхтребования:
1) включение участников с самого начала обучения в творческуюпродуктивную деятельность;
2) совместное планирование учащимися и преподавателямисистемы промежуточных задач (творческих и репродуктивных), необходимых длядвижения к намеченному продукту, т. е. умение преподавателя направлятьсовместную деятельность не только на выполнение технологической работы, но ипрежде всего на совместное формирование мотивационно — смысловой сферы;
3) такое сотрудничество в учебной деятельности, в которомкаждый, ориентируясь, прежде всего на смысловую ее сторону, мог бы определятьсвой вклад в эту деятельность;
4) закономерная перестройка по ходу обучения исходныхвзаимодействий по этапам: введение в деятельность; действия, разделенные междупреподавателем и учащимися; имитируемые действия; поддержанные действия;саморегулируемые, а затем самопобуждаемые действия.
Стратегия СПД уже реализуется в преподавании многихдисциплин в школе и вузе: обучение письменной речи младших и старших школьниковчерез введение в ситуацию сочинения сказок, историй и др.; обучение информатикестарших школьников через включение социально значимых задач, обучение студентовчтению и пониманию сложных текстов и т. д.
Опыт говорит о том, что, проектируя учебные ситуации встратегии СПД, преподаватель стремится вовлечь в сферу внимания цели и смыслыучебно-профессиональной деятельности. Этому служит фаза введения вдеятельность. Нацеливание не на собственное умение, а на совместно достигаемыйрезультат деятельности приносит немедленное эмоциональное принятие задачистудентами. Добившись этого, педагог уже не боится идти на конфликтныеситуации, когда студенты (или значимая их часть) выбирают, к какого родадействиям они присоединяются (к новым, только что намеченным, или старым,апробированным в предыдущем опыте); будут ли они вместе с педагогом искать способырешения задач или займут пассивную позицию объекта управления; будут ли онидействовать как партнеры, помогая друг другу, или индивидуально. Разумеется,здесь преподаватель применяет такие приемы, как поощрение, внимание,активизация сокровенных чувств и надежд, доверие, моральная поддержка и т. п.
Таким образом, основным объектом усилий преподавателявыступает не столько освоение учебного содержания, сколько развивающаясяучебно-профессиональная позиция студентов. Увязывая на всех этапах учебные и профессиональныецели (свои и студентов), цели овладения деятельностью в учебно-профессиональномпартнерстве и усвоения норм социального взаимодействия, преподаватели обогащаютплан своей работы целями разных аспектов.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДОГОГИКИ СОТРУДНЕЧЕСТВА
Концепция СПД органично вписывается в «педагогикусотрудничества», основные идеи которой представлены ниже.
1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед студентамиболее сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушатьуверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.
2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов,знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающихлогику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной)опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала иполностью исключает возможность зубрежки.
3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам стозадач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве.Свобода выбора — самый простой путь к развитию творческой мысли.
4. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупныеблоки, можно увеличить объем изучаемого материала, легче установить логическиесвязи, выделить ведущую мысль, тенденцию.
Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя состудентами, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниямстудентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных,поощрение активности студентов, сотрудничество преподавателя со студентами впоиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственныхспособностей.
ГЛАВА 4.РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ
Как организовать свои занятия.
1. Дайте слово, что не позволите себе утонуть в делах!Если вы не очень организованны, вам может показаться, что задания идутнеудержимым потоком и вас захлестывает. Однако, приняв твердое решение работатьорганизованно, вы окажетесь в гораздо более сильной позиции человека,«оседлавшего волну».
2. Составляйте списки дел. Только не подходите к этомуформально и не делайте записей типа «проработать конспекты». Пусть ваш списокбудет пространным, но содержит короткие и конкретные задачи. При этом у васбудет возможность достаточно быстро выполнить одно-два дела и вычеркнуть их изсписка. Последнее обычно доставляет большое удовольствие.
3. Включайте в свой список каждое задание, которое выполучаете. Введите систему определения приоритетности, но не по срокам,например установленным вам срокам сдачи работ, а в порядке их значимости.Установленные сроки, безусловно, учитывать необходимо, но не меньшее, а дажебольшее значение следует придавать тем занятиям, которые представляются вамважными в долговременном плане.
4. Регулярно корректируйте списки дел (на это будетуходить всего несколько минут). Как только вы обнаружите, что значимостькакого-то пункта возросла, повысьте его приоритетность в списке. Назначайтесвои собственные сроки выполнения задач, включенных в перечень, устанавливая ихс большим запасом относительно заданных извне сроков, на пример сроков сдачи работ.
5. Вносите разнообразие в свои занятия. Например,занимаясь целый вечер, не следует корпеть все время над одним заданием. Частьвремени проведите, повторяя что-нибудь, часть уделите планированию дел набудущее или продолжению работы над заданием, которое вы начали выполнять доэтого, и часть — чтению дополнительной литературы по изучаемым предметам.Говорят, что перемена занятия — тот же отдых. Эффективность вашей работы будетвыше, если в течение вечера вы будете заниматься различными заданиями, а немонотонно трудиться над одним.
6. Используйте каждый кусочек свободного времени. Даже усамых занятых людей в течение дня то и дело выпадают свободные пара-другаяминут. Используйте их для какого-нибудь небольшого дела, например, запишитеинтересные мысли, пришедшие вам в голову на одном из аудиторных занятий напрошлой неделе. Вы удивитесь, насколько продуктивными окажутся эти маленькиеотрезки времени. Ведь концентрировать внимание в течение длительного временитрудно, на протяжение же коротких периодов активности это достигается легко.
7. Всегда и везде имейте с собой что-нибудь, чем вы моглибы заняться! Не надо, конечно, целыми днями таскать с собой все учебники итетради, однако что-то небольшое иметь при себе весьма полезно (например,записную книжку или карточку с записью ключевых положений изучаемогоматериала). Точно так же при подготовке к выполнению важного задания, напримерсочинения, полезно несколько дней носить с собой план сочинения, чтобы,постепенно «сортируя» приходящие в голову идеи, заносить их в план в видеключевых слов или фраз.
8.Никогда не работайте только в одном «любимом» месте. Убольшинства людей есть места, в которых они предпочитают работать. Однако есливы все время работаете в одном предпочтительном для себя месте, вам будет легкооправдать свое нежелание работать где-либо еще.
9. С самого начала своих занятий учитывайте, какимспособом будут оцениваться результаты. Если курс завершается экзаменами,начинайте практиковаться в ответах на вопросы сразу же, как только пройдете материал,достаточный для ответа хотя бы на некоторые из них! Вы должны быть готовыначать отвечать на вопросы к концу первой недели занятий.
10. По возможности занимайтесь вместе с сокурсниками.Работая самостоятельно, можно часами сидеть за столом без какого-либо ощутимогорезультата. Когда вы являетесь частью работоспособного коллектива, вашивозможности предаваться ленивым мечтам намного уменьшаются. Каждый раз, когдавы объясняете что-либо своему товарищу, вы эффективно обучаетесь сами.
11. Не позволяйте себе увлекаться «срочными» заданиями.Отдавая все свое время и энергию одному срочному заданию, через какое-то времявы просто окажетесь перед необходимостью столь же срочно выполнять другое. Квыполнению всех заданий старайтесь приступать пораньше, чтобы как можно меньшееих число переходило в разряд срочных.
12. Устанавливайте свои сроки выполнения заданий. Обычнопри выполнении работы вы должны укладываться в предписанные сроки — назначайтесебе свои сроки, более жесткие, чем те, которые вам предписаны. Чувствоудовлетворения от того, что вы работаете с опережением сроков, придаст вамуверенность и положительно скажется на качестве всей работы.
12. Составьте свой рабочий план по выполнению этаповработы, являющейся частью вашего курса. Иногда оказывается важнее, например,уделить некоторое время просто более глубокому усвоению пройденного, чемторопиться с выполнением следующих этапов.
13. Избегайте накопления незавершенных заданий. Многиестуденты страдают от накопления «хвостов» по работам, выполняемым на протяжениикурса (например, затягивая до последнего оформление лабораторной работы). Делокончается тем, что они вынуждены сдавать «хвосты» в то время, когда гораздоважнее заниматься повторением и подготовкой к экзаменам.
14. Используйте первые 10% отведенного времени. Вы,возможно, заметили это свойство человеческой натуры — 90% дела выполнять втечение последних 10% времени. Рассуждая логически, это означает, что то жесамое и столь же хорошо можно сделать в первые 10% отведенного времени. Подумайте,сколько других дел вы могли бы сделать в оставшиеся 90 %.
15. Постоянно закрепляйте пройденный материал. Ненадейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлойнеделе, останется в вашей памяти на всю жизнь. Иметь в голове пройденныйматериал столь же важно, как и тот, который вы проходите в настоящий момент.
16. Будьте реалистом. Держать темп — значит работатьэффективно, но не перерабатывать. Выбирайте темп, соответствующий уровню вашихжизненных сил. Учтите, что источниками энергии для поддержания темпа служатотдых и восстановление сил.
17. Наиболее ценным и разносторонним источникомдополнительных возможностей обучения для вас являются ваши сокурсники.Следующие ниже рекомендации помогут вам извлечь максимум пользы из совместнойработы с сокурсниками:
— Для групповой проработки подбирайте такие задания,которые удобнее выполнять коллективно, а не в одиночку. Это может быть работа систочниками информации, составление плана письменной работы, самопроверка и«мозговой штурм».
-Цель коллективной работы состоит в том, чтобы каждыйчлен группы выигрывал от сотрудничества с другими. Учтите, что когда вы,например, что-то объясняете, то человеком, который в данный момент обучается снаибольшей эффективностью, являетесь именно вы. Лучшим путем к пониманиючего-либо является попытка объяснить это другому.
— Избегайте жульничества. Целью работы в группе должнобыть уменьшение личного объема работы для ее участников. Если все члены группывнесли одинаковый вклад в выполнение задания, можно с уверенностью сказать, чтоникто не пользовался чужим трудом.
— Установите некоторые основные правила поведения вгруппе. Они должны соответствовать общепринятым нормам поведения, таким, какпунктуальность, уровень личного вклада в работу группы, конструктивностькритики.
— Лидируйте по кругу. Будет неплохо, если при работе надразными заданиями в группе будут лидировать разные ее члены, чтобы каждый несответственность за определенные аспекты коллективной работы.
— Делите на всех общую часть работы, например, поискиинформации или источников, необходимых для выполнения задания. Это поможеткаждому лучше использовать свое время, поскольку все сразу не будут гоняться заодной и той же книгой, статьей или ссылкой.
— Договаривайтесь между собой. Всем коллективомустановите крайний срок выполнения задания. Договоритесь о том, какого родавклад в работу группы будет сделан каждым ее членом.
18. Записи, которые вы делаете на лекциях и другихгрупповых занятиях, — один из самых важных источников информации, который высоздаете для себя в процессе учебы. Тем не менее многие относятся к ним лишькак к механической регистрации услышанного, т. е. не обдумывая того, чтозаписывают. Не ограничивайтесь простым копированием или просто записью того,что вы видите на экране или доске или что вы слышите. Копировать, не пытаясьхоть в какой-то степени осмыслить материал, слишком легко. Излагайте услышанноесвоими словами, в своей манере. Не пишите длинно, полными фразами, если можнопередать смысл несколькими тщательно подобранными словами. Непрерывно принимаярешение о том, что конкретно следует сейчас записать, вы поддерживаете своймозг в состоянии напряжения и не даете ему скучать. Записывайте все, чтосчитаете необходимым сохранить.
19. Выделяйте важные места в своих записях. Располагайтезаписи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи илипонятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйтецвет, обвод, маркер, рисунок и другие известные вам способы. Каждый раз, когдавы что-либо не понимаете, записывайте свои вопросы. Точно так же записывайтесвои мысли и комментарии по поводу услышанного. Тогда ваши записи будут непросто копией услышанного, в них уже будет содержаться результат его осмыслениявами.
20. По возможности сравнивайте свои конспекты сконспектами двух-трех других студентов, при этом дополняйте и исправляйте своизаписи.
Просматривайте свои записи вновь через день-два, пока выне забыли смысла проставленных в них вопросов и условных знаков. Продолжайтерегулярно работать с ними, делая добавления, внося исправления и пояснения иотмечая связи с другими источниками информации.
21. Овладевайте техникой быстрого чтения. Умение читатьбыстро — важное качество, позволяющее усваивать гораздо больший объемматериала.
Для того чтобы быстро получить представление о содержаниикниги, прочтите ее оглавление, особенно, если вы впервые берете ее в руки.Отметьте главы или разделы, которые, на ваш взгляд, имеют самое близкоеотношение к предмету вашего изучения.
Решайте, когда стоит использовать быстрое чтение.Например, если вашей целью является получение общего представления о предмете,быстрое чтение может помочь. Если же, однако, вы нуждаетесь в более подробнойинформации, то быстрое чтение будет полезно лишь на этапе поиска тех частейтекста, которые следует изучить глубже,
22. Попытайтесь избавиться от привычки (если вы ееимеете) проговаривать про себя то, что вы читаете. Большинство из нас приученочитать с такой скоростью, с какой говорят. На самом деле наш мозг в состояниивоспринимать слова много быстрее, чем мы их произносим. Многие, однако, никогдатак и не могут научиться читать быстрее, чем говорят. Старайтесь восприниматьслова группами, а не по отдельности. Во многих фразах лишь одно или два словаявляются важными, а остальные для восприятия смысла не существенны.
ЛИТЕРАТУРА
1.Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Под ред. М.В.Булановой-Топорковой. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
2.Основыпедагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
3. КонИ.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
4.Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.
5.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский — Екатеринбург,1995.
6.Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский .— М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2000 .— 1006 с.
7.Гаврилюк В. В. Становление системы образования региона / В.В. Гаврильчук –Тюмень, 1998.
8.Зимняя А.И. Педагогическая психология: Учебник для вузов / А.И. Зимняя – М.:Логос, 2005. – 384 с.
9.Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента / В.Т. Лисовский – Л., 1974.
10.Майерс Дэвид. Социальная психология / Дэвид Майерс; Пер. с англ. В. Гаврилов идр. — 6-е междунар. изд., перераб. и доп… СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНАЯ ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА
Она возможна, если:
Общая познавательная задача решается общими усилиямистуденческой группы.
Если каждая микрогруппа получает задание, являющеесясоставной частью общегрупповой задачи.
Каждая микрогруппа в зависимости от количества членов иуровня их подготовки получает задания определенной степени трудности. Сзаданием должны ознакомиться все члены группы, каждый приступает к решению идолжен сообщить свой результат: если результат совпал с результатами остальных,группа переходит к решению следующей задачи, если не совпал, группа приступаетк обсуждению.
Во время работы групп преподаватель ходит по аудитории,следит за работой групп, удалось ли группе найти самый рациональный путьрешения, не остались ли какие ошибки неисправленными, в случае затрудненияпедагог включается в работу группы.
Для предметов физико-математического цикла групповуюработу целесообразно использовать для закрепления материала, а длягуманитарного цикла групповую работу можно использовать при изложении новогоматериала, носящего проблемный характер.
При групповой работе усиливаются активность, интерес иуровень получаемых знаний и развивается умение делового общения, взаимодействияс людьми при решении разнообразных проблем.
Около 40% учебного времени полезно отводить на групповуюработу
Оптимальная численность микрогрупиы — 3—5 человек. Свозрастанием численности группы ее продуктивность снижается.
По физико-математическим предметам целесообразносоздавать микрогруппы с примерно одинаковым уровнем знаний и умений и даватьзадания группе с учетом уровня подготовки ее членов.
Нужно в каждой группе выделять «ответственногоруководителя», который руководит работой группы, процессом обмена и обсужденияинформации. Выбор «руководителя» полезно предоставить самой группе, возможноналичие «технического» и «эмоционального» лидера в микрогруппе.
Необходимо изучить и учитывать характер межличностныхотношений между студентами для правильного комплектования групп; не включать водну группу студентов, которые взаимно отвергают друг друга; студентовмалопопулярных, неуважаемых направлять в такие группы, в которых отношение кним было бы нейтральным.
При дифференцированной групповой работе каждому студентудаются индивидуальные задания с учетом его способностей и знаний.
Каждой группе дается набор учебных материалов для работы,где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должныпользоваться студенты, порядок выполнения задания — какую часть заданиявыполняют индивидуально, какую — коллективно, перечень контрольных вопросов длясамопроверки.
Для организации рабочего места используют легкие столики,которые сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобыотделить одну группу от другой.