Содержание
Психосоматика… 3
Аспекты взаимодействия телаи психики… 5
Психические особенности уподростков. 8
Психосоматическиерасстройства у подростков. 9
Литература… 15
Психосоматика
Жизнь современногочеловека насыщена эмоциональными переживаниями. Снижение уровня жизни, ломкапривычных стереотипов, непростое социально-экономическое положение вгосударстве — всё это заставляет нас находиться в постоянном психическомнапряжении, в состоянии стресса. Развитию психологического стресса такжеспособствуют межличностные конфликты, обиды, чрезмерная ответственность,необходимость принимать решения и сильные переживания. Стресс — это защитнаяреакция организма в ответ на внешний раздражитель, в результате которойорганизм приспосабливается к изменившимся условиям. Учащение сердцебиения присильном испуге — ни что иное, как защитная реакция, мобилизующая резервыорганизма.
Исследования канадскогофизиолога Ганса Селье показали, что некоторая часть стресса может быть дажеполезной. Она мобилизует организм и способствует лучшему приспособлениючеловека к изменяющимся условиям. В небольших дозах Ганс Селье называет его«острой приправой к повседневной пище жизни». Но если стресс оченьсильный и долго длится, то это перегружает адаптационные возможности организмаи приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» ворганизме. Физиологические «поломки» проявляются в виде заболеваний,называемых психосоматическими.
Психосоматика (греч.psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающеесяизучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов навозникновение и последующее развитие соматических заболеваний.
Согласно основномупостулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция наэмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями ипатологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенностьможет влиять на выбор поражаемого органа или системы.
Другими словами — этоболезни, первичной причиной которых является психическое перенапряжение, либопсихическая травматизация. Насколько человек подвержен развитиюпсихосоматических болезней, зависит от особенностей его нервной системы.
Несмотря на то, что слово«психосоматика» употребляется очень часто как в обиходе, так и внаучной литературе, на сегодняшний день не существует единого определения этоготермина. В целом его значение вытекает из слов, которые в него входят (душа итело).
С одной стороны, этоттермин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношениямежду психикой и телесными функциями, исследует, как психологическиепереживания влияют на функции организма, как переживания могут вызывать те илииные болезни.
Проблемапсихосоматических соотношений — одна из наиболее сложных проблем современноймедицины, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматическогозамечена и изучается в течение многих веков, со времен Гиппократа иАристотеля.
По данным ВОЗ, от 38 до42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группепсихосоматических больных. Строго говоря, психосоматическое направление неявляется самостоятельной медицинской дисциплиной — это подход, учитывающиймногообразие причин, приведших к болезни. Отсюда многообразие методов и техник,позволяющих работать с человеком целостно.
Организм человека состоитиз множества систем органов, каждая из которых выполняет определённые функции:кровеносная система обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ кклеткам, и удалению из них углекислого газа; пищеварительная система поставляетв кровь питательные вещества, полученные из продуктов и выводит ненужные ивредные продукты пищеварения; печень обезвреживает токсические вещества исинтезирует из аминокислот необходимые организму белки, а дыхательная системапоставляет необходимый для всех этих процессов кислород. Все системы находятсяв непрерывном взаимодействии между собой, а управляет всеми системами нервнаясистема.
К каждому органу, ккаждому мышечному волокну и участку тела подходят соматические и вегетативныенервные волокна, соединяющие все органы с головным мозгом.
Поэтому любоепсихосоматическое заболевание является свойством человеческого организма каксистемы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни изфизиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможнообъяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психическойили соматической.
Только взаимодействиемежду этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состояниюорганизма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только пониманиеэтих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшеезаболевание, в том числе и методами психотерапии.
По современнымпредставлениям, к психосоматическим заболеваниям и расстройствам относят:
1. Конверсионныесимптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ ипереработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов можетпониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагиваютв большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являютсяистерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота,болевые феномены.
2. Функциональныесиндромы. В этой группе находится преобладающая часть «проблемныхпациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной частонеопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему,желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовуюсистему.
Беспомощность врачаотносительно этой симптоматики объясняется среди прочего многообразием понятий,которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются толькофункциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органическиеизменения, как правило, не обнаруживаются.
3. Психосоматозы — психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их — первично телеснаяреакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемымиизменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующаяпредрасположенность может влиять на выбор органа.
Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истиннымипсихосоматическими болезнями, или психосоматозами.
Первоначально выделяли 7психосоматозов («holy seven»): бронхиальная астма, язвенный колит,гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки,гипертиреоз.
Позже этот списокрасширился — к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные идругие заболевания.
История современнойпсихосоматической медицины начинается с психоаналитической концепции Фрейда,который совместно с Брейером доказал, что «подавленная эмоция»,«психическая травма» путем «конверсии» могут проявлятьсясоматическим симптомом. Фрейд указывал, что необходима «соматическаяготовность» — физический фактор, который имеет значение для «выбораоргана».
Эмоциональная реакция,выражающаяся в форме тоски и постоянной тревоги, а также характерном ощущениистраха, является связующим звеном между психологической и соматической сферами.
Психосоматическоезаболевание может возникнуть при наличии эмоционального переживания, которое неблокируется психологической защитой. Таким образом, психический факторвыступает как повреждающий.
К психосоматическим заболеваниямотносят те нарушения здоровья, когда соматизация происходит безпсихологической защиты, т.е. когда человек, защищая душевное равновесие,неосознанно повреждает свое телесное здоровье.
Считается, что в этомпроцессе ключевым звеном является долговременная память.
Долговременная память — это всегда эмоциональная память. Чем ярче эмоции, тем больше вероятностьактивации следа памяти в дальнейшем, и пережитое человеком стрессовое состояниенадежно закрепляется в долговременной памяти. Пережитое состояние паники,страха, ужаса сохраняется в виде энграмм — «следов памяти».
Центром тяжестипсихосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый иважный для жизнедеятельности организма в представлении человека. «Выбороргана» свидетельствует о преимущественной направленностизащитно-приспособительных механизмов, вызывающих повреждающий эффект по меренарастания дезинтеграции в стрессовых ситуациях.
Человек, находящийся вгармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальныесоматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизнивстречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксациюи душевный разлад, что в определенных жизненных ситуациях приводят к негативнымэмоциям и неуверенности в себе. Именно в сложных ситуациях психосоматическиотягощенные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность, не могутправильно оценить и описать свое состояние.
Таким образом, всовременном понимании патогенеза психосоматических заболеваний признаетсямногофакторность в объяснении их природы. Соматическое и психическое, влияниепредрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и еесубъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействияв их совокупности и взаимодополнении — все это имеет значение в качествевзаимодействующих между собой факторов психосоматических заболеваний.
Аспекты взаимодействия тела ипсихики
Тело человека — этоживая, открытая, оптимально функционирующая сложнейшая, саморегулирующаясяи самообновляющаяся биологическая система с присущими ей принципамисамосохранения и приспособляемости. Тело представляет собой единствомножеств, поскольку определенные органы и системы органов зарождаютсяв эмбриональный период из конкретного зародышевого листка. «В развитиичеловека эмбриональный период является критическим.
Перейдем теперьк условиям взаимодействия психики и организма. Рождающийся на светчеловек обладает уникальным генотипом. При этом «биологическое» (телесное)уже неразрывно связано с «психическим»: разнообразные факторы объективнойи субъективной жизни матери и ее отношение к ним опосредованнооказывают на плод в утробе воздействие через ее психо — вегетативныереакции. И поскольку я считаю, что именно в утробе материзакладываются основы уникальной телесности человека, нам предстоит разобратьсяс особенностями влияния матери на плод и путями формированиятелесности. Психо-вегетативные реакцииматери- результат сочетания многихусловий и факторов, которые отражаются на характере ее восприятияреальности. Информацию о реальности доносят экстероцептивныеощущения,а факторы и условия, коротко, сводятся к: 1)особенностям ситуациии ее объективному стрессогенному уровню; 2)психофизиологическимособенностям человека (биоэлектрическим в сочетании с вегетативнымии биохимическими, а также типологическими свойствами нервнойсистемы); 3) индивидуально-личностным свойствам (экстраверсии / интроверсии,уровню нейротизма, типу межполушарной асимметрии или амбидекстрии,характеру); 4)когнитивному стилю (полезависимости —поленезависимости, импульсивности — рефлексивности, ригидности —гибкости); 5) текущему состоянию (активному — пассивному,бодрственному-просоночному, трансовому — гипнотическому); 6) качествувнимания при той или иной выраженности внутренних и внешних помех. Иначеговоря, особенности целостного образа восприятия зависят от того, чточеловек выделяет как наиболее важное, значимое в потоке информации(например, фонематический или семантический аспекты речи; форму или цвет; образили слово; громкость, интонацию или тембр голоса; суть события или эмоции,связанные с ним и т.д.); как он эту информациюизвлекает(эмоционально или рационально, неосознанно или осознанно, критично илинекритично, узнавая, как модификацию пройденного опыта, или воспринимая, какновый опыт и т.д.); почему он именно эту информацию извлекаети для чего ему это нужно (мотивации, стратегии и тактики). Следовательно,характер самого восприятия (чувственного познания мира) и образавосприятия зависит от врожденных и приобретенных свойств и качествчеловека, его текущего состояния, объективных и субъективных факторови следов памяти всех прошлых восприятий. Сложносоставный генезисобраза восприятия ставит нас перед фактом размывания трех границ: междугенотипической — фенотипической составляющими сенсорных процессовматери, между объективной — субъективной обусловленностью ее внимания, междуфизиологическим — личностным компонентами ее перцепции. «Что»,«как», «почему» и «для чего» экстероцептивных ощущений создают толькочасть целостного образа восприятия.
Другую часть образавосприятия создают интероцептивные и проприоцептивные ощущения,которые обеспечиваются действием соматовисцеральной системы; их общимсвойством является то, что они не образуют сенсорные органы, а широкораспространены по всему телу".Соматовисцеральные ощущения не являютсяпассивным процессом, но вызывают двигательные реакции организма, вегетативныелибо мышечные и, наряду с экстероцептивными, формируют поведениечеловека, хотя в норме находятся по интенсивности на околопороговомуровне, увеличиваясь при различных нарушениях внутренней среды организма".Они создают основу для аффективной деятельности, чем в итоге формируюти регулируют поведение и в большой степени определяют сам характерпознания, психические состояния и свойства личности. В процессеадаптации (соцадаптации) индивида при определенных внешних условиях свойствасоматовисцеральной системы в совокупности со свойствами органов чувствсоздают определенные феномены. Известно, что человек (и организм, какнеотъемлемая его часть) адаптируется каждое мгновение, т.к. изменения внешнихи внутренних условий происходят постоянно. Адаптация организма к слабыми средним по силе раздражителям происходит достаточно быстрои мало заметна для человека, при этом повышается устойчивость организмаи вырабатываются навыки и привычки. Недостаточно значимаяинформация воспринимается организмом как слабый раздражитель. Психикой оначасто даже не осознается и слабо структурирована. Чуть более значимаяинформация воспринимается организмом как средние раздражители, поэтому реакцииорганизма на нее более явные, и психика ее больше структурирует.Адаптация же к любым значимым для организма и психики факторамявляется стрессом. «В процессе адаптации все вовлеченные в нее органы,изменяясь количественно и качественно, образуют функциональную систему,ответственную за адаптацию. Развивающиеся здесь структурные измененияпредставляют собой системный структурный след…» Изменения, наступающиевследствие стресса, вызывают ряд физиологических, психическихи психологических явлений, поскольку «следы даже однократных воздействийэкстремальных факторов… на организм человека приводят к изменениямвегетативных функций… Эти изменения формируют в организме так называемую»вегетативную память", в основе которой лежит (среди прочего) своеобразнаявзаимосвязь между отдельными элементами тканевой, сосудистой, эндокринной,иммунной систем…", осуществляемая посредством мышечных фасций. Именно науровне стресс-реакции на всякую значимую информацию и появляютсяхарактерные психосоматические феномены, порождающие более или менееустойчивый «продукт» взаимодействия психики и тела в видеиндивидуальных психосоматических паттернов. Вопрос об устойчивости«продукта» взаимодействия психики и тела неразрывно связанс инерционными свойствами материи тела, свойствами памятии психологической значимостью информации. Поскольку для организмаи психики информация — это «раздражители», которые воздействуют напараметры, сложившиеся до данного воздействия, то и характерпереработки новой информации зависит от характера переработки прежде записаннойинформации. Наслаиваясь, однотипная информация и однотипные способыобработки информации (реагирование) создают характер индивидуальной адаптации.«В основе формирования индивидуальных адаптаций лежат следы предшествующихраздражителей». Сталкиваясь всякий раз с ситуацией, отчастии чем-то напоминающей значимую, и тем более эмоционально значимую,человек будет испытывать похожие состояния через переживание комплексапервоначальных ощущений и представлений. Они возникаютв результате воссоздания сформировавшегося в момент стрессасистемного структурного следа в организме с тем же, примерно,набором соматовисцеральных ощущений. Произойдет вспоминание тех жеэмоций, мыслей, настроений, сигнализирующих о значении соматовисцеральныхощущений: в связи с тем, что в памяти хранится энграмма стимула-эталона(память о стрессогенной информации), информация будет узнаваться человеком«как прежняя». Равным образом, это справедливо при актуализации энграммы нафоне подпороговых ощущений. Образ восприятия подобного типа ситуацийи характерного типа реагирования на них будут тем более устойчивыми, чемсильнее было первое потрясение и чем меньше было оказано впоследствиипротивоположных влияний. Я считаю, что здесь размыты границы телесныхи психических реакций, и потому нет никаких оснований разводить их вовремени (что возникло раньше): одну и ту же информацию психикаопосредованно познает через тело (вегетативная память — «субстрат»эмоционально-аффективного знания), а тело опосредованно познает черезпсихику (узнавание стимула-эталона есть припоминание его значения).При этомэкстероцептивные ощущения создают, в основном, когнитивный компонентобразов восприятия, следов памяти, мыслей, рефлексивных образов («я знаю, чтоэто…»), а проприоцептивные и интероцептивные ощущения создают,в основном, ихаффективный компонент («я переживаю то, о чемзнаю, что это…»). Такой плотный характер взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновенияпсихики и тела соединяет энергии тела и психики в единуюбиопсихическую энергию человека(греч. energeia — деятельность,активность, сила в действии). Таким образом, все ощущения являются конгруэнтнымидруг другузнаками, совместно сообщающими значение одной и той жеинформации, и отчасти формирующими устойчивый «продукт». Сам же«продукт» проявляется «процессуально» в характерных ритмах, темпах,температуре тела, степени его «протекаемости», движениях, позах, осанке,дыхании, запахе и звучании. Именно этот «продукт» беременной женщинысообщает плоду сигналы, которые он телесно переживаетидентичнозначению (+,-) еетекущих реакций, переживаний и соматовисцеральных ощущений. Однако, знаки"+" и "-" не содержат в себе смысла воспринимаемойинформации («почему это случилось, и для чего это нужно»): посколькусмысл — образование духовной сферы человека, плод его не может постичь.
Психические особенности у подростков
Современный подростоквидит перспективу своей полезности для других, общества в обогащениисобственной индивидуальности. Но при этом ему не хватает ни доверия, ниуважения взрослых, во-первых, и, во-вторых, не создаются возможности дляреализации потребности в самореализации.
Расхождение междустремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей,утверждением себя как личности и положением ребенка-школьника, зависимого отволи взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки. Даже посравнению с началом 70-х гг. появилось на 20—25 % больше подростков, у которыхпревалирует негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей.Четко проявляется неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты. Причинакроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостреннойпотребности подростка в общественном признании, что оборачивается искусственнойзадержкой личностного самоопределения, интенсификацией квазипотребностей,квазиинтересов, находя, в частности, отражение в тяге подростков кинтимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлениюразного рода подростковых компаний, неформальных групп, в которых складываютсяситуации непонятости подростков во взрослом мире, ситуации «замещения»потребности в установлении новых отношений с обществом. Именно в процессестихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящиеобщество моменты в поведении части подростков: агрессивность, жестокость,повышенная тревожность, замкнутость и пр. Между тем потребность встихийно-групповом общении отмечается только у 14,5 % подростков, хотя реальноеналичие этой формы зафиксировано у 56 % детей 11—15 лет. Данное обстоятельствосвязано с тем, что если потребность подростка в интимно-личном общении восновном удовлетворяется, то его потребность в социально-ориентированной формеостается неудовлетворенной в 38,5 % случаев, обусловливая преобладаниестихийно-группового общения. Но при этом показательно, что от 11 до 15 летнаблюдается четко выраженная тенденция развития предпочтения социально-ориентированнойформе общения, создающей для подростков реальные условия их признания каксоциально значимых лиц. Данное положение четко связано с характерным дляподростка активным стремлением к занятию новой социальной позиции, с осознаниемим своего «я» и утверждением во взрослом мире. При этом речь идет не о желанииподростка подражать взрослым людям, а о приобщении к их делам и отношениям,появлении у него чувства социальной ответственности как возможности инеобходимости отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Еслидошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подростокставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.
Выступая как важный этапстановления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процессличностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социальногосозревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социальногоразвития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности кобществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миромсоциальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, ихдифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер иособенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественныхсвязей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественнымпотребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателейсоциальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадииподросткового периода.
Наиболее выпукло характерстадиального развития подростка как личности прослеживается через изменениеструктуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностнойрефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересахи пр.
Так, на первой стадииподросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразноеотношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себеполностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущаетсянедоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 %подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, вих оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения.Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравитсяв себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младшихподростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четкообнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживаниенеумения оценить себя.
На второй стадииподросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется иситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимостьот оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическоеотношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаетсяактуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себекак личности.
На третьей стадии этоговозраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющаяотношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается насопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения сопределенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы еголичности.
Психосоматические расстройства уподростков
Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть«болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектоминтенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины,ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения.
Двумя основными группами психосоматических расстройств являются «большие»психосоматические заболевания, к которым относят ишемическую болезнь сердца,гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,бронхиальную астму и некоторые другие, и «малые» психосоматические расстройства– невротические нарушения внутренних органов, или так называемые «органныеневрозы».
Современные представления о сущности проблемы психосоматического здоровьяпредполагают учет всей совокупности изменений, затрагивающих как биологическийуровень нарушений (соматические симптомы и синдромы), так и социальный уровень функционированияпациента со сменой ролевых позиций, ценностей, интересов, круга общения, спереходом в принципиально новую социальную ситуацию со своими специфическимизапретами, предписаниями и ограничениями.
Подростковый возраст представляетсобой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. Ребенок знает иотчасти правильно может оценивать себя как с положительной, так и сотрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение,помимо прочего, противоречиво.
Подросток, с одной стороны, можетвидеть и оценивать себя как вполне достойного, заслуживающего уважениячеловека, а с другой стороны – как личность, обладающую многими реальныминедостатками, от которых необходимо избавляться.
Но и в этом подросток чаще всегопроявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает недостатки.Источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростковстановятся социализированные нормы. Это – лидерские групповые нормы, принятые вреферентных группах.
К подросткам, – коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые –необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так ивзрослые черты.
Повышенное внимание подростка к самопознанию создает благоприятныеусловия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получатьинтересные и полезные сведения о себе.
Подросток гораздо более независим и гораздо менее податлив внешнемупсихологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей иучителей.
Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает собойнегативистическую реакцию на слова и действия взрослого человека, чемвзвешенный самостоятельный поступок.
Этот возраст также характеризуется началом установления подлиннойсоциально-психологической независимости во всех поведенческих отношениях,включая материальное, финансовое само обеспечение, самообслуживание,независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.
Это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознаниеммногих противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и ихпоступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями ипризнанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни.
Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, чтонередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям.
При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматьсядаже сами по себе малоинтересные тесты, но только в том случае, если они даютвозможность лучше узнать самих себя с другими.
В наше случае мы продиагностировали 16 подростков в возрасте 15 – 16 лет.Это ученики 10 классов. Перед тем как проводить обследование, была проведенаработа с родителями, с каждым в отдельности, работа с учителем (его наблюденияпо поводу каждого ребенка). Для диагностики выявление риска появленияпсихосоматических заболеваний был взят патохарактерологический диагностическийопросник для подростков - ПДО (Личко А.Е., Иванов Н.Я.).
Этот опросник предназначен для определения типов акцентуации характера итипов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей(психологической склонности к алкоголизации, дилинквентности, развитиюпсихосоматических заболеваний).
Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходепроведения исследования при помощи данной методики испытуемые получаютсоответствующие 25 списков суждений.
Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся внаибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. Похарактеру выборов судят о типе акцентуированного характера, к которомуотносится испытуемый.
Для тестирующих представляется набор фраз, отражающих отношения к рядужизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте при разных типаххарактера, реагирования на те или иные ситуации.
В эти наборы также были включены фразы индифферентно, не имеющиедиагностического значения.
В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие,сон, аппетит, сексуальное влечение); отношение к окружению (родителям, друзьям,незнакомым); к некоторым абстрактным категориям (к правилам, законам, к опекеи наставлениям, к критике в свой адрес).
Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальныйрегистрационный бланк.
С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий иакцентуаций характера, краткое описание которых приводится ниже.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеетвысокий тонус, энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителени неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохопереносит одиночество.
Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие,дисциплину, вынужденное безделье, монотонную работу. Оптимистичен и несколькопереоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события,раздражителен.
Циклоидный тип. Часто меняет настроение, падает работоспособность, утрачивается интереск работе и окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжелопереживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности,испытывает чувство одиночества.
Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственнойгипертимному типу. Самооценка нередко бывает неточной.
Лабильный тип.Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон,аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения.
Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые кнему относятся с симпатией и любовью. Высоко чувствителен к отношениям людей.Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.
Астено — невротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью,раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию ксостоянию своего здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования иэкзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянииутомления.
Сенситивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью и обостренным чувствомсобственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального иволевого характера.
Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые внезнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность иоткровенность появляются только к кругу достаточно близких людей.
Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышеннуюбоязнь за будущее и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленномусамоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний). Неспособенотвечать за себя, за свои поступки.
Шизоидный тип.Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей.Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Частый уходв себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферуфантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечения чем-либо.
Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастаниемраздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разрядиться. Имеетаффективно-взрывной характер.
Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгойдисциплиной и наказаниями подчиненных. Инертен в мышлении, педантичноаккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны,потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей.Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете.
Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении,тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, нообладает неумеренно высокими притязаниями на успех.
Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительноеположение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен кразвлечениям, к получению удовольствий, к праздности. Не желает подчинятьсядругим и находиться под контролем.
Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему,живет интересами настоящего дня. Избегает трудностей. Имеет неадекватнуюсамооценку.
Конформный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышеннымстремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужныхпроблем, а с другой стороны, извлекать для себя выгоду из сложившейсяобстановки.
Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорятокружающие люди. Консервативен, не любит новое, испытывает неприязнь к«чужакам».
Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные,соединяющие в себе разные акцентуации характеров.
Промежуточные типы. Здесь имеющие место сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего,генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннемдетстве.
Амальгамные типы. Подобного рода смешанные типы формируются в течение жизни как следствиенапластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильноговоспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов.
Проведенная диагностика показала следующие результаты:Акцентуация Количество человек Гипертимный 3 человека Циклоидный 2 человека Лабильный 2 человека Сенситивный 3 человека Психастенический 3 человека Неустойчивый 1 человек Шизоидный 2 человека
Сопоставляя беседу, проведенную с родителями, учителем и самимиобследуемыми, можно сказать о том, что никаким воспитанием невозможно выраститьни гипертимика, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуацииобусловлены генетическим фактором.
Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственниковнередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касаетсяэпилептоидов, истероидов, психастеников.
Наряду с этим, некоторые виды неправильного воспитания могутспособствовать развитию определенных смешенных амальгамных типов.
Безнадзорность (гипопротекция) культивирует неустойчивые черты (у испытуемыхэто циклоидный – 2 человека, гипертимный – 3 человека, неустойчивый – 1человек), т.е. это дети предоставленные сами себе. У таких детей либо родителиочень заняты, так как зарабатывают деньги, либо неблагоприятные семьи.
В то же время, доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека) усиливаетименно сенситивные и психастенические черты (такие акцентуации получили 6человек). Такое воспитание чревато тем, что не дает право выбора для ребенка,самостоятельности. Родители испытывают повышенную боязнь за будущее и судьбусвоего ребенка и себя самого. Этот тип реакции, отношения перенимается ивыражается в акцентуации.
Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»)накладывает истероидные черты на представителей всех типов, кроме сенситивногои психастенического. Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи» проявляетповышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность впочитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен кприукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете.
Пагубное действие воспитания в условиях жестоких взаимоотношенийразвивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральнойответственности – психастенические черты.
Психический стресс может способствовать возникновению различныхпсихосоматических заболеваний или изменять их течение. Этот факт известендавно. Однако все в воспитании остается по-прежнему. В некоторых семьях –воспитательный процесс как традиция. «Никто же от этой традиции не умер», такрассуждают родители, воспитатели, учителя.
У человека под влиянием психических факторов возможно снижение кожнойгиперчувствительности замедленного типа. Действие психосоциальных стрессов,провоцирующих внутренние конфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявлятьсяскрытно, под маской соматических расстройств, симптоматика которых схожа ссимптоматикой органических заболеваний.
В подобных случаях эмоциональные нарушения нередко не только незамечаются и даже отрицаются как самими детьми, так и их родителями, но и недиагностируются врачами.
Причины и механизмы формирования того или иного психосоматическогосимптома в ответ на психосоциальный стресс могут прослеживаться достаточноотчетливо. Например, тревога прямо связана с адренергическими феноменами: тахикардией,потоотделением и другими. Однако механизмы развития психогенных симптомов частоостаются неясными, хотя, как правило, их связывают с напряженностью,проявляющейся как непосредственно (например, мышечное напряжение), так и вконверсионной форме.
Конверсия – это неосознаваемый процесс трансформации психическихконфликтов и тревоги в соматические симптомы. Понятие конверсии традиционносвязывается с истерическим поведением.
Тревогу и депрессию принято считать выражением психического стресса,проявляющегося нередко в форме соматических расстройств. Чаще подростки могутжаловаться на расстройства одной определенной системы, это так жеподтверждается из слов родителей, отвечая на вопрос: «Ваш ребенок хорошо себячувствует? Были ли какие-нибудь жалобы на самочувствие?». Редко, когда детисообщают родителям об эмоциональном дискомфорте. Этим и осложняетсядиагностика.
Подобные случаи выглядят как маскированные депрессии, хотя все болееподходящим было бы название маскированная тревога.
В этих случаях могут выявляться дисфория и такие симптомы депрессии, какинсомния, идеи самоуничижения, двигательная заторможенность, пессимистическийвзгляд на жизнь. И даже при этом подростки могут отрицать снижение настроения.
В других случаях тревога и депрессия осознаются, но воспринимаются какнечто вторичное, т.е. реакция на физическое недомогание, утомление.
Понятия и принципы нашей культуры воспитания, общения, взаимодействиядруг с другом формирует личность в строго заданном направлении, котороехарактеризуется определенным, конкретным психическим состоянием, в рамкахкоторого происходят характерные психические процессы.
При изменении психического состояния личность выходит за рамки конкретнойкультуры социума. Это глобальное психическое состояние, определяемое социумом,называется типом психики или социальной акцентуацией личности.
Следствием этого является то, что любая личность, любой характеробязательно акцентуированы в той или иной степени, т.е. развиты неравномерносильно в одной области в ущерб другим (негармонично).
Именно в результате этого и возникает те или иные заболевания какследствие недоразвития психических и телесных задатков, заложенных генетически.
Получается, что все заболевания как некая расплата за упущенныепотенциальные возможности развития психики и тела. Если тело и психика связанытеснейшим образом, то только путем изменения психического состояния мы сможемизбавиться от тех или иных болезней соматического характера.
Высокая стрессогенность социально-экономических факторов, экологическихусловий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивноеснижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциальногоздоровья не только подростков, но и всего населения. В связи с этим особуюактуальность приобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепленияпсихофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий,способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровыйстиль жизни. Разработка систем интегрированного психофизического тренинга дляукрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития – какнеобходимое условия для поддержания психосоматического здоровья.
Психосоматика, достаточно разработанная и разрабатываемая натеоретическом уровне, пока не приобрела популярности в здравоохранении имедленно внедряется в жизнь, практику обслуживания как здоровых, так и больных.
Диагностика подростков позволяет увидеть тонкое, но важное взаимодействиемежду соматическими и органическими дисфункциями и психологическими,эмоциональными факторами во всех случаях.
Хронический и повторяющийся стресс может причинить вред физическомуздоровью и нарушить эмоциональное благополучие. Длительные стрессовые реакциитесно связаны с большим количеством психосоматических заболеваний.
Ошибочно предполагать, что стресс – единственная причинапсихосоматических заболеваний. Различные наследственные заболевания, слабостьотдельных органов и приобретенные реакции на стресс усиливают ущерб, наносимыйстрессом здоровью. Личность человека тоже имеет значение.
Поскольку в настоящиймомент «психическое здоровье» рассматривается как благополучие вшироком смысле слова, мы разработали представление о «психологическомблагополучии» как качестве жизни человека, обретаемом им в процессе жизнедеятельностина основе психофизиологической сохранности функций. Оно проявляется у субъектав переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом каксредства достижения внутренних, социально ориентированных целей и являетсяусловием реализации его потенциальных возможностей и способностей.
На разных уровняхпространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности,закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсныеустановки). Они складываются в качественно своеобразные иерархические уровнипсихологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальнойадаптированности, психического здоровья и психологического здоровья. Мыполагаем, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития ивоспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, всилу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности,большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.
Литература
1. БостанджиеваТ. Н. Психологическиеособенности отношения к общественно полезному труду подростков 50—80-х гг.:Автореф. канд. дис. М., 1986. 24 с.
/>/>2. Валитов М.С.Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии.-1984.-№6.-С.60-63
/>3. Клиническая психология, под ред.Карвасарского Б.Д., Санкт-Петербург 2002г., 960с.
/>4. Клиническая психология, под ред.Перре М., Бауманна У., Санкт-Петербург 2002г., 1312с.
/>5. Комер Р. «Патопсихология.Нарушения и патологии психики», Санкт-Петербург 2002г., 608с.
/>/>6. Проблемыпсихологии современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1982.
/>7. Психологическиеусловия и механизмы воспитания подростков / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,1983.
8. Психологиясовременного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
9. ФельдштейнД. И. Психологическиезакономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол.1985. № 6. С. 26—38.
10. ФельдштейнД. И. Психологическиеосновы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982,
11. Формированиеличности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред.И.В. Дубровиной. М., 1987.
12. Малкина-ПыхИ.Г. Психосоматика: определение понятия, СПб 2003г.