Реферат по предмету "Психология"


Психические нарушения

План
 
1. Олигофрения, особенности клинических проявлений
2. Клинические проявления
2. 1 Психические нарушения
2.2 Физические нарушения и неврологические расстройства
2.3 Этиология и патогенез
3. Патопсихологическая оценкаиндивидуально-психологических особенностей
Литература
 
1. Олигофрения, особенности клинических проявлений
 
Олигофрении — сборная группа стойких не прогрессирующихпатологических состояний с различной этиологией и патогенезом, но объединяемыхпо сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденногоили приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общемпсихическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и взатруднении социальной адаптации.
Термин «олигофрения» (от греч. oligos — малый,незначительный + phren — ум, разум), впервые введенный Э. Крепелином, неявляется единственным для определения описываемых состояний.
В настоящее время употребляются также такие обозначения, как«психическая ретардация», «умственная отсталость», «общеенедоразвитие», «умственное недоразвитие».
Недоразвитие интеллекта — наиболее яркое клиническоепроявление олигофрении, но при этом следует помнить, что малоумие является лишьчастью общего психического недоразвития личности, задержки психическогоразвития в целом.
Поэтому для олигофрении характерны также различно выраженныеэмоциональные, волевые, речевые и двигательные нарушения.
Основное проявление олигофрении — психическое недоразвитие — в зависимости от ее формы может сочетаться с различными физическими,неврологическими, психическими, биохимическими, эндокринными и другиминарушениями. Олигофрении не являются болезнью в полном смысле слова.
Это не болезненный процесс, а патологическое состояние — результаткогда-то подействовавшей вредности, следствие какого-то давнего болезненногопроцесса, вызвавшего задержку развития личности в целом и в первую очередьумственного развития.
Олигофрении не заболевания, а дизонтогении (Г.Й. Сухарева).
Для олигофрении характерно отсутствие прогредиентности, чтовыражается прежде всего в том, что слабоумие олигофренов, как правило, ненарастает, не увеличивается, не прогрессирует.
Наоборот, в большинстве случаев (за исключением самыхтяжелых степеней задержки, отсталости развития) при олигофрениях возможнокакое-то интеллектуальное развитие.
В этом принципиальное отличие олигофрении от деменции — приобретенногов течение жизни слабоумия с его тенденцией к прогрессированию.
2. Клинические проявления2. 1 Психические нарушения
По степени психического недоразвития всех страдающихолигофренией независимо от формы заболевания принято подразделять на три группы:
1) с наиболее резко выраженным дефектом психическогоразвития (идиотия);
2) со средней степенью (имбецильность)
3) с легкой выраженностью олигофрении (дебильность). Четкойграницы между этими тремя степенями задержки психического развития нет.
Невозможно, например, провести твердую грань между легкойстепенью идиотии и глубокой имбецильностью, или между выраженной дебильностью илегкой степенью имбецильности.
Но все же, однако, в наиболее типичных проявлениях идиотия,имбецильность и дебильность имеют ряд существенных особенностей.
Идиотия (от греч. idioteia — невежество) является наиболеетяжелой степенью задержки психического развития. При глубокой идиотии почтиполностью отсутствует познавательная деятельность.
Такие больные обычно никак не реагируют иа окружающее,ничем, даже громким звуком или ярким светом, не удается привлечь или во всякомслучае сколько-нибудь задержать их внимание.
Они неспособны к каким-либо дифференцировкам; часто неузнают даже мать, что здоровый ребенок делает уже в несколько месяцев.
Подобное глубокое нарушение познавательной деятельностиопределяется как неспособность образовывать представления, образовывать новыесвязи.
Страдающие глубокой идиотией не отличают горячее от холодного,съедобное от несъедобного, вся тянут в рот, пытаются сосать одежду, белье,пальцы, иногда засовывая в рот не только пальцы рук, но и ног.
Не имеют представления и о глубине и высоте. Так, больнойидиотией ребенок 7 лет, ползая по двору, много раз падал в глубокую яму,вырываемую для колодца и все же сильные ушибы (однажды даже с переломами костей)не вызывали у него никакого представления об опасности.
Больные с тяжелой формой идиотии не приобретают никакихнавыков самообслуживания, не могут одеться или раздеться, пользоваться ложкой,вилкой, неопрятны во время мочеиспускания и дефекации и совершенно не тяготятсяэтим, не испытывают беспокойства от мокрого белья.
 2.2 Физические нарушения и неврологическиерасстройства
Пороки развития черепа и мозга При олигофрениях частовстречаются самые разнообразные пороки развития, особенно выраженные приидиотии и имбецильности Весьма характерны различные пороки развития черепа-дискрании,обычно сопровождающиеся теми или иными дефектами в строении мозга.
Нередко можно отметить микроцефалию — значительноуменьшенную в размерах голову с явным преобладанием лицевого черепа надмозговым. Лоб у таких олигофренов обычно очень маленький, покатый, что всовокупности с резко выступающим носом иногда придает им сходство с птицей.
Так же нередко встречается макроцефалия — большойгидроцефалический. череп, когда, наоборот, мозговая часть черепа явнопреобладает над лицевой, отчего лицо кажется очень маленьким под большим,широким, обычно выпуклым, лбом.
Довольно характерен выраженный венозный рисунок, особенно нависках. Форма головы при гидроцефалии чаще всего круглая, шарообразная.
Иногда бывает пиргоцефалия (башенный череп), долихоцефалия (удлинениечерепа в переднезаднем размере) и т.д.
Кроме того, при олигофрениях могут быть разнообразныенеправильности в. строении лица, волчья пасть, заячья губа, очень высокое, такназываемое готическое небо, уродливые по своему росту и строению зубы,различные поражения глаз, деформированные уши, очень высокий или чрезмерномаленький рост, диспластичность, ожирение, гипо — или гипергенитализм,шестипалость, четырехпал ость, синдактилия, различные пороки развитиявнутренних органов и т.д.
Некоторые дефекты физического развития характерныпреимущественно для определенных форм олигофрении и имеют поэтомуконкретно-диагностическое значение
Большинство же физических уродств встречается при многихолигофрениях, независимо от их форм.
Многообразны и неврологические расстройства, наблюдаемые приолигофрениях.
Могут быть симптомы нарушения ликворообращения, парезы ипараличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражения слуха и зрения,асимметрия лица и т.д.), разнообразные двигательные расстройства, судорожныепроявления, нарушения чувствительности, изменения рефлексов (арефлексия,гиперрефлексия, гипорефлексия), патологические рефлексы, различные трофическиенарушения и т.д.
 2.3 Этиология и патогенез
Причины, приводящие к возникновению олигофрении, оченьразнообразны и далеко еще не полностью изучены (хотя известно уже более 100вредных факторов)
Этиологические факторы олигофрении могут быть какэндогенной, так и экзогенной природы, возможно и их разнообразное сочетание, т.е.полиэтиологичность психического недоразвития. В целом причинами олигофренииявляются:
1) наследственно обусловленные нарушения обмена веществ (вчастности, недостаточность того или иного фермента) и хромосомные болезни (патология,связанная с так называемой хромосомной аберрацией);
2) разного рода инфекционные агенты, воздействующие в периодвнутриутробного развития или в первые годы жизни (нейротропные вирусы, бледнаяспирохета, токсоплазма гондии, менингококк и т.д.);
3) многочисленные интоксикации (появление в организме материтоксичных продуктов вследствие, например, нарушения функции ее печени илипочек, алкоголь, применение различных химических веществ с целью прерываниябеременности, гормональные дискорреляции в организме беременной женщины и т.д.);
4) действие на женщину в период беременности лучевой энергии;
5) иммунологическая несовместимость тканей матери и плода (впервую очередь — резусконфликт);
6) различные нарушения питания развивающегося организма (общееголодание матери, недостаток в ее рационе тех или иных жизненно важных веществ:витаминов, солей и т.д.).
Особо важное значение имеет кислородное голоданиеразвивающегося мозга;
7) недоношенность беременности, механические травмы во времяродов, в меньшей степени вследствие ушибов беременной женщины и полученные впервые годы жизни ребенка;
8) влияние отрицательных социально — культуральных факторов.Патогенез олигофрении также весьма разнообразен и зависит не только отхарактера вредного фактора, его интенсивности и продолжительности действия, нои от того, в какой период развития организма он подействовал.
Дело в том, что развивающийся мозг (как и весь организм вцелом) характеризуется не только постоянной структурной динамикой, но идинамикой биохимических процессов.
Иными словами, идет не только морфологическое, но ибиохимическое созревание мозга (в частности, развитие его ферментативных систем).
Дифференцированные формы олигофрении
Как уже отмечалось, сборная группа олигофрении являетсяследствием таких разнообразных по этиологии и патогенезу страданий, какнаследственные и хромосомные болезни, заболевания эмбриона и плода (различнойэтиологии эмбриопатии и фетопатии), родовая патология (асфиксии, травмы,кровоизлияния), поражения центральной нервной системы ребенка в первые месяцыили годы жизни (менингиты, менингоэнцефалиты, энцефалиты, травмы).
Не все олигофрении изучены в одинаковой степени, так же какнеизвестно пока точное количество их разновидностей. Некоторые олигофренииввиду недостаточной изученности описываются пока не как отдельныенозологические формы, а лишь как синдромы.
Термин «синдром» некоторыми авторамипредпочитается еще и потому, что олигофрении, как уже отмечалось, не являютсяболезнью в собственном смысле этого понятия. Олигофрении с уже известнойэтиологией определяются как дифференцированные формы.
Единой классификации олигофрении нет. В нашей страненаиболее принята двухэтапная классификация, предложенная Г.Б. Сухаревой.
По этой классификации в первую очередь учитывается времяпатологического воздействия и во вторую — качество и тяжесть вредоносногофактора. По временам воздействия (и, естественно, по определенному сходствупатогенеза) этой классификацией выделяются три больших группы олигофрении:
1) наследственные и семейные формы олигофрении;
2) эмбриопатии и фетопатии (поражения эмбриона или плода);
3) олигофрении, вызванные различными вредностями во времяродов и в первые месяцы или годы жизни.
Таким образом, все олигофрении с уже изученной этиологиейможно подразделить на следующие большие группы:
1) олигофрении вследствие наследственных (генных ихромосомных) заболеваний;
2) олигофрении вследствие воздействия различных вредностей (инфекции,интоксикации и т.д.) в период внутриутробного развития;
3) олигофрении, вызванные воздействием различных вредностейв перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни;
4) олигофрении, являющиеся следствием отрицательныхпсихосоциальных влияний.
Олигофрении вследствие наследственных (генных и хромосомных)заболеваний. Эти формы умственной отсталости обусловлены большей частьюэндогенными воздействиями в виде наследственных дефектов обмена веществ ихромосомных аберраций.
Патогенные факторы здесь могут действовать еще и до зачатияребенка, когда патология выражается в виде гаметопатии.
3. Патопсихологическая оценкаиндивидуально-психологических особенностей
Исследование индивидуально-психологических особенностейчеловека включает в себя применение батареи тестов, направленных на оценкусвойств темперамента, характерологических черт и особенностей личности. Учитываязначимость для клинической психологии изучения данных аспектов психологиибольных в приложении приводятся тексты наиболее известных и применяемых методикс кратким описанием способов их использования. Из методик, направленных наоценку интегративных понятий, в частности, личностных и характерологических особенностей,а также уточнение клинических симптомокомплексов выделяется Миннесотскиймногопрофильный опросник личности (MMPI). С его помощью возможно уточнениеклинически выявляемых феноменов, личностных особенностей пациентов спсихическими нарушениями. Он позволяет анализировать скрытые отисследователя-клинициста индивидуальные тенденции и психопатологическиепереживания. Опросник состоит из трех оценочных и десяти клинических шкал. Каждаяшкала способна выявлять как психологические особенности, так и психопатологическиесимптомы и синдромы. Условной границей является уровень 70 Т.
Первая клиническая шкала (невротического сверх контроля /ипохондричности) позволяет уточнять такие личностные свойства как склонность кконтролю своих эмоций, ориентация в поведении на традиции, общепризнанныенормы, гиперсоциальность установок. При превышении уровня 70 Т шкала указываетна фиксированность внимания человека на внутренних ощущениях, склонность кпреувеличению тяжести своего состояния, ипохондричность.
Вторая шкала (депрессии) отражает уровень снижениянастроения, пессимистическую настроенность, опечаленность, удрученностьсобственным положением, желание уйти от решения сложным жизненных ситуаций. Превышениеуровня 70 Т может говорить о клинически выраженной депрессии с чувством тоски,бесперспективности, суицидальными мыслями и намерениями.
Третья шкала (эмоциональной лабильности/истерии) указываетна выраженность неустойчивости фона настроения, склонности к драматизациисобытий, чувствительности. При показателях этой шкалы выше 70 Т можно отметитьистерические черты поведения: демонстративность, «жажду признания», эгоцентризм,экзальтированность, инфантильность.
По четвертой шкале (социальной дезадаптации/психопатии) возможнообнаружение и подтверждение таких черт как склонность к импульсивности,конфликтности, недоучет объективных обстоятельств и ориентация на желания, а нена реальность. Показатель по 4 шкале выше 70 Т демонстрирует признакисоциальной дезадаптации, конфликтность, агрессивность, выраженную импульсивностьи потерю контроля за собственных поведением.
Пятая шкала (мужественности/женственности) указывает навыраженность свойств, характерных тому или иному полу.
Шестая шкала (аффективной ригидности /паранойи) регистрируеттакие качества, как застреваемость на отрицательных переживаниях, обидчивость,склонность к прямоте в общении, практичность, догматизм. Зашкаливание за 70 Тможет быть подозрительным в отношении формирования у человека сверхценных илибредовых идей с чувством собственной ущемленности, враждебности со стороныокружающих.
Седьмая шкала (тревоги/психастении) демонстрируетвыраженность психастенических черт характера, тревожности, мнительности,склонности к образованию навязчивых идей, а при превышении 70 Т одезорганизации поведения вследствие этих особенностей.
Восьмая шкала (индивидуалистичности/аутизма/шизофрении) отражаеттакие личностные качества, как: своеобразие иерархии ценностей, отгороженностьот окружающих, индивидуалистичность, трудности в общении. Превышения уровня 70Т может указывать на выраженную дезорганизацию поведения, снижениереалистичности, склонность к аутистическому типу мышления.
По девятой (оптимизма/гипомании) и десятой (интра-экстраверсии)возможна оценка данных качеств как в рамках психологических особенностей, так ипри психической патологии.
При неврозах отмечается невротический наклон профиля — преобладаютпоказатели первых трех шкал. Нередко им сопутствует повышение по 7 шкале. Приистерических симптомах профиль личности по MMPI приобретает вид «конверсионнойпятерки» — при повышении трех шкал невротической триады лидируют первая итретья, а вторая) несколько ниже, образуя вид латинской буквы V. Припсихопатиях, как правило, отмечается повышение по четвертой шкале. При психозахрегистрируется повышение шкал психотической тетрады (4, 6, 8,9). Кроме того,выделяют астенический и стенический тип профилей. В первом случае отмечаетсяповышение по 2 и 7 шкалам, во втором — по 4, 6 и 9 шкалам. Депрессивный синдромпсихотического уровня отражается на MMPI пиками по 2, 7 и 8 со снижением (отрицательнымпиком) по 9 шкале, маниакальный — пиками по 9 и 4 и снижением по 2 и 7 шкалам.
Приведенные в данном параграфе патопсихологические методыдиагностики способны существенно дополнить клиническую диагностику психическихзаболеваний.
Болькой К.,8лет. При поступлении в больницу говорил, чтовидит головы людей в тарелки с пищей, на стене, одеяле. Головы были разнойвеличины и формы — человек — головоног, человек — туловище. Иногда призасыпании видел головы на простыне, одеяле. Часто видения имели необычную форму,отсутствовали нос и глаза, иногда рот и нос были расположены отдельно от головы.В рисунке ковра видел «страшного человека», которого потом нарисовали назвал «узор как человек». На стенах замечал «необычныхмальчиков».
Задание: Назовите нарушение восприятия, наблюдающиесяу больного.
Ответ: У больного наблюдалось нарушение зрительноговосприятия, а именно иллюзии.
Литература
 
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н.Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. — М.; Изд-во МПСИ, 2002.
2. Ганнушкин П.Б. Клиникапсихопатий, их статика, динамика, систематика. — Н. Новгород; Изд-во НГМА, 1998.
3. Ганнушкин П.Б., Клиникапсихопатий, М., 1994.
4. Зейгарник Б.В., Психология личности:норма и патология; Избранные психологические труды/ Под ред. М.Р. Гинзбург. — М.;Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.
5. Зейгарник Б.В., Патопсихология: учебноепособие для студ. высш. учеб. заведений. — е изд., — М.: Издательский центр«Академия», 2005.
6. Патопсихология. Хрестоматия /Сост. Н.Л. Белопрольская. — М.; Изд-во УРАО, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Computer In Buisness Essay Research Paper The
Реферат Сколько стоят российские бренды
Реферат Адамович Наталья с новым годом, кот!
Реферат Хойское ханство
Реферат Андрей тимофеевич болотов как педагог-просветитель 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Реферат Фасоль обыкновенная
Реферат Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте
Реферат Актуальные проблемы развития и современного состояния немецкой терминологии сельскохозяйственного машиностроения
Реферат О мерах по поддержанию занятости населения и работе служб занятости населения в Российской Федерации
Реферат Польское восстание 1863-1864 гг.
Реферат Арташат
Реферат The Painted Door
Реферат Украинская символика
Реферат Методика проведення уроку волейболу в 5 7 класах загальноосвітньої школи
Реферат Пластиковые карты как современная форма безналичных расчетов