Саратов 2004
Содержание.
Введение стр.3
1.Акцентуации характера стр.4
2.Психопатии стр. 9
3. Граница медунормой и отклонением стр. 11
Заключение стр. 14
Источники стр. 15
Введение.
Каждый день мы встречаемся с огромным количествомлюдей: на работе, в ВУЗе, на улице, в общественном транспорте. Поведение ипоступки этих людей мы, так или иначе, оцениваем. Одни люди кажутся нам привлекательнымии приятными, другие нет. Некоторые, вообще, кажутся ненормальными. Эту оценкумы осуществляем, опираясь на собственную систему ценностей, на своепредставление о «норме» и «отклонении», поэтому объективной ее назвать нельзя.А какие люди могут считаться соответствующими (или несоответствующими) норме сточки зрения психологии?
Термин “психическая норма” (или психическое здоровье)может быть определён двумя способами. С точки зрения общества человека можноназвать нормальным, если он способен в совершенстве играть социальную роль,отведённую ему в этом обществе. Более конкретно – если человек способенвыполнять какую-то необходимую данному обществу работу и быть способнымпринимать участие в воспроизводстве общества – создавать семью, зачинать ивоспитывать детей.
С точки зрения самого индивида его психическоездоровье можно определить как максимум развития и счастья самого индивида.
Все люди разные. У них разный характер, стиль общенияи поведения, привычки. Так, где же грань между индивидуальностью и отклонением?
В настоящее время многие области трудовой деятельностичеловека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпажизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастуюспособствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Такимобразом, не вопрос охраны психического здоровья человека стоит довольно остро.Это связано прежде всего с необходимостью ранней диагностики проявленияпатологий и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностикаакцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторовспособны переходить в патологическое состояние.
В этой работе, мне бы хотелось показать (хотя быприблизительно) границу между особенностями человеческого характера(акцентуациями) и патологиями.
1. Акцентуация характера.
Понятие, введенное К. Леонгардом иозначающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний,представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями1.Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификациихарактеров. Большой вклад в изучение акцентуаций характера внес известныйотечественный психиатр А. Е. Личко. Его классификация построена на основенаблюдения за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, — эточрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются невыходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека,граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чащевсего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этотфакт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихсяк «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушенияадаптации, отклонения в поведении»2. При акцентуациях нарушения возникают толькопри определенного рода психических травмах, внекоторых трудныхситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуютсяк “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения,не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят кнарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеютсясвойственные ему отличные от других типов, “слабые места”. При взросленииребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточновыраженными, теряют свою остроту, но с возрастом могут вновь проявитьсяотчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков,которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типаотличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящиевокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников.При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточнуюдисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее,приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникаютконфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных имимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают своиспособности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя,прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуетсяповышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типапредпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать сосверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, назамечания реагируют крайне
1 Психологическийсловарь, www.psychology.net.ru
2 ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психологияиндивидуальных различий: Тексты. – М., 1982. – С. 290.
раздражительно. Настроение у них периодически меняется отприподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодамипримерно в две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайнеизменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы длянеожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, напримеркем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. Все они«способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствиикаких-либо серьезных неприятностей и неудач»1. Поведение этихподростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственнонастроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.
4. Астеноневротический тип. Этоттип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью ираздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнениитрудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственнаповышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, чтоогорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных,подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях ипотому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны онибывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами ивзрослыми. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудностиадаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»
6. Психастенический тип. Такиеподростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием,склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведениядругих людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, ане на деле.
7. Шизоидный тип. Наиболеесущественная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся ксверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Онинередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствиеинтереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеютсочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либоособыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточносдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своихсверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подросткичасто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишетА. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться надбеспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичныечерты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми ониуправляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористическиепорядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном надобровольной
1 ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психологияиндивидуальных различий: Тексты. – М., 1982. – С. 290.
покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождатьначальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получитьвласть, установить свой диктат над окружающими.
9. Истероидный тип. Главная чертаэтого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Уподростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству,рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-тохвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Дляних насущной потребностью становится стремление привлекать к себе вниманиеокружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростковхарактерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобыоказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступаютв группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными статьнастоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальныйавторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его иногданеверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данноготипа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем безразбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либосерьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают освоем будущем.
11. Конформный тип. Данный типдемонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любымавторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны кморализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо – «быть как все». Это типприспособленца, который ради своих собственных интересов готов предатьтоварища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегданайдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
Приведенная выше классификация характеров,предложенная А. Е. Личко, построена на основе результатов наблюдения и ихобобщения и в этом смысле не является научно точной. Возникает вопрос, чтоделать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут бытьотнесены ни к одному из этих типов?
Близкой к классификациям А. Е. Личкоявляется типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификацияоснована на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляеткак самостоятельные следующие типы характеров:
1. Гипертимный тип. Егохарактеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов,мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторамиконфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу.Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данноготипа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность.Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием,повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своимобязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотоннуюдеятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризуетнизкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров пообщению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них иотталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления,неповоротливость.
3. Циклоидный тип. Ему свойственныдовольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же частоменяется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенногонастроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Вовремя душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуациейхарактера, а в период спада – с дистимной.
4. Возбудимый тип. Данному типуприсуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальныхреакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойномсостоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако всостоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми,плохо контролируют свое поведение.
5. Застревающий тип. Егохарактеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям.В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенночувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим,подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. В конфликтывступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Егопривлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежностьв делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм,занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям данноготипа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорноенастроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них восновном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием,самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности такженередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти людипредпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаютсяхорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты:доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувстводолга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность,слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот типлюдей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением клидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемостьк людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами,привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью,способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Ихотталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Емусвойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие людичасто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеютчувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип.Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, онисловоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают вконфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагаюттакими привлекательными чертами. Как готовность внимательно выслушать другого,сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности:подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям,к участию в распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный тип. Его, вотличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость,оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любятодиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попыткахбесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собойэмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям.Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердыхубеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство,упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, котораяможет оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее,они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.
2. Психопатии.
ПСИХОПАТИИ (от греч. psycho — душа и pathos — страдание,болезнь) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практическинеобратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватнойадаптации в социальной среде1.
Различают психопатии ядерные (врожденные иликонституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмыголовного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. д. Конституциональныепсихопатии обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызваннойфакторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовойтравмой и т. п. Конституциональные психопатии проявляются уже в детскомвозрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект можетбыть относительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взросломвозрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды. Проявления психопатийразнообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм,принято выделять следующие классические типы:
1) циклоиды, основной признак которых — постояннаясмена настроения с колебаниями цикла от нескольких часов до нескольких месяцев;
2) шизоиды, для которых характерны уход от контактов,замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатостьдвижений;
3) эпилептоиды, основной признак которых — крайняяраздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство,обидчивость, жестокость, склонность к скандалам;
4) астеники, которым свойственны повышеннаявпечатлительность, психическая возбудимость, сочетающаяся с быстройистощаемостью, раздражительность, нерешительность;
5) психастеники — тревожные, неуверенные в себе,склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям;
6) паранойяльные психопаты — склонны к образованиюсверхценных идей, упрямы, эгоистичны, отличаются отсутствием сомнений,уверенностью в себе и завышенной самооценкой;
7) истерические психопаты — характеризуютсястремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих, приэтом оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для нихсторону, в общении манерны, театральны;
8) неустойчивые психопаты — основные признаки:слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влияниюокружающих;
9) органические психопаты — отличаются врожденнойумственной ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужноприменить знания или проявить инициативу, умеют “держать себя в обществе”, нобанальны в суждениях.
1 Психологический словарь www.psychology.net.ru/dictionaries
Четкой границы между психопатиями и вариантаминормальных характеров не существует. Указанным типам психопатов в нормесоответствуют натуры с подобным характерологическим складом, но безпатологической (психопатической) выраженности (Акцентуация характера). Подвлиянием болезни или психотравм у психопатов могут возникать острые и затяжныереактивные и невротические состояния а также депрессии.
3. Граница медунормой и отклонением
Как мы моглиубедиться, граница между акцентуациями характера и психопатиями весьмарасплывчата, и не исключено «перетекание» одного в другое. Дело в том, что втеоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато иотносительно. Мне, например, удалось найти определение психической нормы толькос точки зрения судебной медицины: «Под психической нормой понимается такоесостояние психики, при котором человек полностью отдает себе отчет в своихдействиях и поступках. Психически нормальная личность — это вменяемая личность,несущая ответственность за все свои действия и поступки, не страдающаяпсихическими болезнями. Вменяемость человека характеризуется правильнымфункционированием сознания»1. Вообще категория «нормальности» психикичеловека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. С однойстороны, это связано с большими индивидуальными различиями в психике человека,которые обусловлены как биологическими, так и социо-культурными факторамиразвития. С другой стороны, человек чаще становится объектом наблюдения,исследования и лечения именно тогда, когда его поведение или какие-то иныеособенности начинают обращать на себя внимание окружающих, мешают им или самомучеловеку. На основании чего же делаются выводы о ненормальности человека?
Впатопсихологии в определении нормы и психического здоровья обычнопридерживаются определения Всемирной Организации Здравоохранения, где оносформулировано следующим образом: «Не только отсутствие болезней, носостояние физического, социального и психического благополучия». Приобсуждении понятия нормального психического развитая, как правило, возникаютвопросы о том, является ли нормой такие проявления человеческойиндивидуальности, как особая одаренность или гениальность? Не являются ли онитоже отклонениями от нормы, но как бы в другую сторону? Кроме того, всемизвестно, что среди талантливых писателей, художников, артистов, ученых были иесть люди с психическими отклонениями. Как тогда оценивать их? Как относиться клюдям, имеющим какие-либо уникальные способности, например, к счету в уме?Прежде всего хочется сказать, что жизнь известных людей рано или поздностановится объектом пристального внимания, а иногда даже объектом специальногоизучения или исследования. Поэтому мы располагаем большей информацией о жизниизвестных артистов, писателей, художников и т. д., чем, например, о жизни людейиз соседних домов, особенно если речь идет о большом городе. На самом же делепсихическими расстройствами страдают самые разные люди. Проводя длительныенаблюдения за людьми, страдающими различными психическими заболеваниями, психологамудалось выделить некоторые критерии, которые помогают различить нормальное ианомальное состояние. Опираясь на них, конечно, нельзя поставить диагноз исделать вывод о наличии определенного
1Исправительно-трудовая психология. М., 1974. yurpsy.by.ru
психическогозаболевания (психолог этого и не должен делать, подменяя собой врача), однакоможно ставить вопрос об отклонении от нормы.
Первымиз этих критериев назовем неадекватность, которая может поступков, поведения вцелом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которойон находится. Так, например, у человека может быть сильнейшая эмоциональнаяреакция, но если причина, вызвавшая ее, понятна, объяснима, то такая реакцияможет быть сочтена адекватной. Сама форма выражения этой реакции тоже можетбыть более или менее адекватна общепринятым нормам морали и социальногоповедения, что также служит диагностическим критерием состояния человека.Например, несправедливо обиженный человек перестает разговаривать с обидчиком(реакция адекватна). Юноша устраивает скандал матери по поводу того, что его неустраивает длина сваренных ею макарон,- эта реакция неадекватна причине (случайиз консультативной практики; в семье считали, что у сына просто трудныйхарактер). Другой пример неадекватного поступка. Чтобы прослыть героем,подросток устраивает пожар в собственной квартире, из которой он«успевает» вывести маленького брата.
Второйкритерий — это критичность, которая может быть снижена или вовсе отсутствоватьу человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическомусостоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности ит.д. Критичность может выражаться и в раскаянии в том, что сделано, и впонимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными, и вспособности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, овозможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу.Часто на ранних стадиях заболевания критичность еще сохраняется. Человекаволнуют и пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться илиразобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда иутрачивается. Больные могут с уверенностью говорить абсурдные вещи, не видетьничего особенного в своем, например, агрессивном поведении, не воспринимаютничьих доводов. Ярким примером этого являются больные с дисморфофобией (страхомперед своей внешностью), которые не могут согласиться с мнением, что ихвнешность вполне привлекательна. Другой пример. Больная с бредом преследованияутверждала, что за ней наблюдают круглосуточно через прибор, установленный вИнституте красоты.
Третийкритерий — непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен наконечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс(например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет).Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда дажесамому больному, не интересен и не нужен. Возможен и такой вариантнепродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами,планированием, обещаниями, но далее слов дело не идет. При этом всегданаходятся причины, оправдания, позволяющие отложить реальные действия.Например, двадцатилетняя девушка в течение двух лет ежедневно подробнорассказывала матери (вечером, когда та усталая приходила с работы) о том, как онапойдет учиться, начнет работать и их жизнь наладится. Все это время онанаходилась на иждивении своей матери, которая была на инвалидности. Каждыйвечер она как бы принимала определенное решение, но наутро просто оставалась впостели, изобретая новые причины и откладывая поиск работы и учебы на следующийдень.
Порезультатам наблюдений наличие фактов, попадающих под один из перечисленныхкритериев, может служить основой для профессионального наблюдения за человекоми принятия мер для возможного предупреждения развития психического заболевания.При поведении, удовлетворяющем двум или трем критериям одновременно, долженбыть поставлен вопрос о необходимости детального исследования, проведенияэкспериментального патопсихологического исследования и рекомендованаконсультация врача. С этих позиций становится более понятной психологическаяоценка состояния тех людей, которые, имея некоторые психические особенности илиотклонения, остаются, например, продуктивны в своем творчестве. Их деятельностькому-то кажется непродуктивной, но они находятся в состоянии поиска решениясложной задачи. Их поведение не всегда адекватно с общепринятой точки зрения,но результат деятельности ошеломляет.
Заключение.
Можнозаметить, что акцентуации характера и психопатии обладают схожими чертами итипы их довольно похожи.
Но, несмотряна то, что граница между нормой и отклонением, расплывчата и неопределенна доконца, примерные ее очертания мы можем увидеть.
Поведению,отклоняющемуся от нормы, свойственны следующие характерные признаки: ононеадекватно, в нем прослеживается отсутствие самокритики, оно, как правило,непродуктивно.
Следуетотметить еще один немаловажный критерий – поведение человека, подверженногопатологиям, как правило, наносит вред окружающим его людям.
Нельзя забыватьо том, что под воздействием давления определенного рода, акцентуация характераможет перетечь в соответствующую патологию. Поэтому необходимо помнить об этом.А так же, для предотвращения подобного «перетекания», очень важно своевременноеотслеживание акцентуаций.
Тем не менее,еще раз напомню о том, что четкого определения психической нормы не существует.И поэтому, определение «нормальности» является уделом врача и должно бытьиндивидуальным.
Списокисточников.
1. Немов Р.С. Психология: Учебн. Для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1.Общие основы психологии. 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. –688с.
2. ВыготскийЛ. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
3.Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина, — СПб.: Питер, 2000. – 672с.
4. МирПсихологии. www.psychology.net.ru
5. Н.Л. Белопольская. Задачипатопсихологии и понятие психической нормы. ppf.uni.udm.ru/biblio/belskaya.html