МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ
по предмету:
«юридическая психология»
Студент группы
Преподаватель
Чуфаровский Ю.В.
2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ…..................................4
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ….............................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……18
ВВЕДЕНИЕ
В ходе опознания в специальнорегламентированном процессуальным законом порядке определенное лицо, ранеедопрошенное следователем по данным фактам, опознает живого человека, труп,предмет или их фотографическое изображение. За редким исключением, объект,интересующий следствие, должен быть предъявлен для опознания в группе сдругими однородными объектами в количестве не менее трех. По результатамопознания составляется специальный протокол.
Данная тема мне показалась интересной,поскольку при проведении опознания надо учитывать множество факторов какобъективных так и субъективных, именно об этом я и попытаюсь рассказать в своейработе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕСОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ
С психологической точки зренияопознание представляет собой следственное действие, при котором лицовоспринимает предъявляемые ему объекты, сопоставляет, сравнивает их смысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходитк выводу об их тождестве, сходстве или различии.
Опознание, если иметь в виду егопсихологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной(предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранеевоспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которымони могут их опознать) и основной (само опознание). В связи с тем, что психологическиезакономерности опознания начинают действовать уже на подготовительной стадии,целесообразно начать рассмотрение именно с нее.
В процессе допроса, предшествующегоопознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего,психологическую характеристику его состояния в момент восприятия, а такжефизические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек расцениваеткакие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет впамяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляетих с имеющимися у него образами. В конечном счете процесс сводится к сравнениюобраза объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемымиследствием. Вывод, получаемый в результате такого сравнения, сообщаетсяследователю.
При подготовке и проведении опознаниянужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов. К объективнымотносятся условия, при которых происходило восприятие, характеристикавоспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условия освещения,продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия допредъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на егорезультаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него назначительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение оченьнепродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания,вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при какихусловиях происходило восприятие.
Значительное влияние на опознаниеоказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз втечение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время,видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника,опознание не нужно вовсе.
В немалой степени психологияопознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением ксобытию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в которомон находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность,ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностьюпомочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающийбоится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.
Опознающий может испытывать жалость кпреступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи свозможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения и,возможно, опасение ошибки при опознании.
Сам процесс восприятия и последующиерезультаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов.Анализ следственной практики показывает, что чаще всего объектом опознанияявляется человек. При этом он может восприниматься непосредственно илиопосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не виделпреступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершениемпреступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешностьпреступника, его физические, возрастные, национальные особенности. Принеобходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не все,а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост,телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всегозапоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ,подбородка, цвет глаз1.
Нередко потерпевшие, свидетеливоспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего облика,как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, неотносятся к физическим признакам человека.
При восприятии и последующемопознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаковчеловека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступникимеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.
Психологическая характеристикапредъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов:усвоение отличительных признаков определенного объекта и использование данныхпризнаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесспсихологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй — опознавательным, его относят к стадии распознавания. Первая стадия в основномдоследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданиеммысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будетпредставлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержаниерассматриваемого следственного действия, но не исчерпывает его.
Действие указанных выше объективных исубъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица,которому впоследствии предстоит участвовать в опознании с тем, чтобы всенежелательные воздействия указанных факторов были своевременно учтеныследователем.
ВЛИЯНИЕЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Восприятие, на основе которогостроится в последующем опознание, зависит от самых различных личностныхкачеств. Так, возраст потерпевшего, свидетеля способен оказать влияние навосприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенномалолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признакивзрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослогочеловека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительностарше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастуюпреуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40лет именуются «молодыми людьми».
Говоря о возрасте, следует иметь ввиду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднееподдается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точностьопределения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когдаопознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различныхобстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость,плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определениевозраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, какконтраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разноговозраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и«молодой», хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной.При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены как быподравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравниваниевозраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии подравнивания имеетсвои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста.Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительномоложе своего возраста.
Ношение пожилым человеком одежды,характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.
Описание и оценка признаков другогочеловека обусловлены и другими индивидуальными особенностями опознающих.Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличиватьрост других людей и наоборот. Следственной практике известно много случаев,когда потерпевший или свидетель называли преступника «высоким», в то время какон был среднего роста.
По этой же причине возникаютотклонения при описании роста и телосложения нескольких участниковрасследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которыходин худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым.Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначитькаждого, но и в силу известного явления контраста.
Одежда (расцветка, фасон) меняетвпечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этойчасти показаний давно уже привлекло внимание психологов.
Немаловажное значение при восприятиии опознании предмета имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт,интересы, знания опознающего. Дети обычно путанно, с ошибками рассказывают опризнаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеютопределить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет датьобстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека;фотограф, художник — определить черты внешности; механик, водитель — марку,модель, другие данные автомашины и т. д.
Психологическими исследованиямиустановлено, что на качество и количество воспринимаемых, а затем используемыхпри опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальнаяактивность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительныезадачи, зависит от интереса, психической активности проявляемой при этом. Однаковозможность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени,прошедшего с момента восприятия объекта до момента его опознания.
В восприятии облика человека напервый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающегонаибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информациюо свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективнымпричинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные,подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешностии их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. Присловесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которымисвязываются другие элементы облика.
Кроме статических признаков внешности, существуютдинамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей — особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьмаиндивидуальны. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людейпо динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализованавозможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки илиречи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.
В последние годы все большее значениекриминалисты и психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числуиндивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека еескорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных,наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматическиеошибки и оговорки, расстановка ударений и т. д.
Поскольку характеризующая человекаманера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака,криминалисты активно привлекают психологов, когда другие способы не эффективныи, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностямречи».
В Германии преступник, похитивсемилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отецпоставил об этом[1]в известность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателембыли записаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов по научнойфонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла кследующим выводам: преступнику около 40 лет, что он не принадлежит кобразованным слоям населения и в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурскойобласти. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника иобратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобывнимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было прикованоисключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший всебя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узналиголос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Указанный человекдействительно оказался искомым преступником1.
В изложенном примере внимание обращено на те илииные признаки голоса и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотекаголоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса(картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов,жаргонизмов и т. п.).
При описании не менее сложны жесты,мимика, походка. Отражая многие психологические особенности личности и преждевсего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенныеболезни, они воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На нихнужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Например,походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиваниемтуловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки заспиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; жестикулируя, человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях,разводит руки в стороны при удивлении и т. д.
В основе опознания лежит способностьчеловека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринималсяим ранее и запомнился. Следовательно, для правильной оценки опознания важнознать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают дваосновных вида узнавания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное(аналитическое).
Симультантное узнавание — этоузнавание сразу, в результате мгновенного совпадения образа человека(предмета), находящегося в памяти узнающего и объекта, наблюдаемого им вмомент предъявления для опознания. Сукцессивное узнавание происходитпостепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаковобъекта, запечатленных в памяти и воспринимаемых при опознании.
Имеются экспериментальные данные отом, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматическогоузнавания не происходит, включается сознательное, осмысленное припоминание иразвернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнаванияили неузнавания.
По некоторым данным, присимультантном узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своихотчетах указывают на те признаки, по которым фактически произведено опознание.Видимо, справедливо предположение И.М. Сеченова, что интересующий нас процессподчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякогоучастия ума и воли2.
Как правило, опознание производится вслужебном кабинете, достаточно просторном для размещения всех его участников. Вслучае, если восприятие события преступления и личности преступника происходилов особых условиях, нужно для опознания создать такие условия. При этомследователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинствоопознающего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создаватьситуацию, угрожающую здоровью или жизни граждан. Опознание надо проводить прихорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и деталипредъявляемых объектов.
Существенное значениеимеет правильный подбор лиц, которые будут предъявляться вместе с опознаваемымобъектом. Объекты не должны резко отличаться друг от друга внешними признаками.Вот как В.Л. Васильев говорит о деталях восприятия: «Среди них могут бытьдетали, бросающиеся в глаза каждому, например, наголо остриженная голова уодного из лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные:двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда,отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правило,свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозномувосприятию образа и повлечь ошибки в опознании».
Психологические особенности имеетопознавание трупа. Опознающими в таких случаях являются родственники, близкиепогибшего, поэтому следователь должен проявлять необходимый такт. Следуетиметь в виду, что под воздействием обстановки морга значительно ухудшаютсяусловия восприятия, психофизиологические возможности опознающего, совершаютсяошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания.Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологическиподготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постаратьсяуспокоить, помочь преодолеть страх.
При опознании следователь должен нетолько наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственноеповедение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания,исключить возможность оказания какого-либо психологического воздействия научастников этого следственного действия. Для этого следователь тщательноотбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проверка правильности опознанияосуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим придопросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действияважно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с ихповедением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным впроцессе оценки. В работе опознания совершенно необходимы психологическийнавыки, и знания которые были рассмотрены в данной работе.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Ю.В. ЧуфаровскийЮридическая психология, Юриспруденция, М., 2000
· В.Л. Васильев,Юридическая психология, М., 1991
· А.Л. ГинзбургТактика предъявления для опознания, М., 1971
· М.С, Шехтер,Психологические проблемы узнавания, М., 1967