СОДЕРЖАНИЕ Введение. 2 Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела 4 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела. 7 Поводы и основания для возбуждения уголовного дела 9 Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 12 Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела 16
Надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждаении уголовного дела 21 Заключение. 24 Список используемой литературы: 25 Введение. Часть 1 Ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Демократическое правовое государство означает верховенство правового закона и приоритет прав человека
и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)» . Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства. Хотелось бы несколько уточнить определение принципа законности данное Н.А.Громовым, ведь принцип законности может быть достаточно реализован и в антидемократическом государстве,
и даже полнее чем в демократическом. Законность должна быть, прежде всего, правовой, при которой закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права. Право должно быть масштабом свободы, а не правилами, которые описывают весь процесс общественной жизни, регламентирующим даже те общественные отношения, которые по своей природе не могут регулироваться правовыми нормами. Одной из важнейших функций, возложенных на правоохранительные органы, является возбуждение,
и расследование уголовных дел, что требует от компетентных должностных лиц не только знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и способности умело планировать проведение следственных действий, а также организовывать взаимодействие с различными службами, привлекать в необходимых случаях к работе специалистов. Однако очень часто материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о низком качестве многих расследований, о значительном количестве допускаемых при этом ошибок и нарушений.
Как это ни печально, правовой нигилизм современного общества проник и в органы предварительного расследования. Даже в том случае, когда работники правоохранительных органов нарушают правовые нормы в, казалось бы, благих целях (для раскрытия преступлений и привлечения к ответственности преступников) последствия наступают крайне нежелательные и непредсказуемые. В результате, снижается воспитательное воздействие правоохранительной деятельности, нарушаются права личности, вовлеченной в орбиту уголовного судопроизводства.
Возможны даже такие последствия, как привлечение к уголовной ответственности или осуждение невиновного человека, что вызывает причинение ему незаслуженных физических и моральных страданий, ведет к безнаказанности лица действительно совершившего преступление. Таким образом, любая погрешность, допущенная при расследовании уголовного дела, может привести к неблагоприятным, порой необратимым последствиям. Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены
при условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка и установлено точное соответствие обстоятельств состава преступления конкретно тому деянию, которое имело место в реальной действительности. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Н.А. Громов дает следующее определение понятия стадии возбуждения уголовного дела: «Стадия возбуждения уголовного дела – это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным
органом государства (дознания, следствия, прокуратуры судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом». Согласно ст. 140 УПК возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса. До возбуждения уголовного дела не могут совершаться никакие следственные действия, за исключением осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, после проведения которого, уголовное дело
должно возбуждаться немедленно. Установление данного ограничения вызвано тем, что при производстве следствия могут ограничиваться конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в орбиту уголовного производства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц.
Допустимо и оправдано такое ограничение прав человека лишь при определённых обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств. Возбуждение уголовного дела - самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.).
Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного
расследования, от рассмотрения фактов: а) которых в реальности не было; б) безусловно, не являющихся преступными, то есть, в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков). Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела,
так и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно-процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела. От того было ли своевременным или запоздалым возбуждение уголовного дела зависят и результаты дальнейшего расследования. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее полному выявлению и закреплению необходимых доказательств а запоздалое решение практически сводит на нет всю дальнейшую деятельность по раскрытию преступления и изобличению виновных, так как изменяется обстановка совершения преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели забывают
происшествие и т.п. Поэтому очень часто своевременный акт возбуждения уголовного дела пресекает начавшуюся преступную деятельность или предотвращает наступление общественно опасных последствий. Следует отметить, что на данной стадии уголовного процесса, в силу презумпции невиновности, уголовное дело возбуждается в отношении самого факта, события преступления, а не в отношении определенного лица, так как оно может быть не известно и подлежать дальнейшему установлению, но даже тогда, когда есть
указание на определенное лицо, как на подозреваемого в совершении преступления, данные о преступлении необходимо проверить, подтвердить доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса, но не при возбуждении уголовного дела. Конечно возможны случаи когда уже в момент возбуждения уголовного дела имеется в виду определенное лицо (например, при за задержании преступника на месте преступления). В этих случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности максимально сближается,
но все же не совпадут, так как и здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно вслед за ним. Значение данной стадии уголовного процесса заключается в том, что она является одним из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования. Как бы подводя итог всему вышесказанному, можно сказать что, стадия возбуждения уголовного дела - это
первая самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентным органом государства (органом дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или при отсутствии таких условий - об отказе в этом. ОРГАНЫ И ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА. В соответствии со ст. 146 УПК решать вопрос о возбуждении уголовного дела могут только
прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель. Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования, выполняя которую он или его заместитель "…по основаниям установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной
законом ответственности". Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования. В данном случае можно сказать, что в одном постановлении содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:
1) постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела, 2) постановление о принятии дела к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия (ст. 156 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь обязан сообщить прокурору. Орган дознания в пределах компетенции, определяемой ст. 40 УПК возбуждает уголовные дела. Различается деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное
следствие обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в последнем случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело по подследственности следователю. Перечень органов и должностных лиц уполномоченных возбуждать уголовные дела является исчерпывающим.
ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и достаточное основание. Поводом к возбуждению уголовного дела являются те источники, из которых органы возбуждающие уголовное дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Согласно ст. 140 УПК РФ ими являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из других источников.
Рассмотрим поводы к возбуждению уголовного дела подробнее. 1) Заявление о преступлении граждан являются наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деяниям вред заявителю или другим
лицам и организациям. 2) Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившемся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 142 УПК). Явка с повинной, равно как и активное способствование, раскрытию преступления
являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (ч. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным. Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого
или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления. Перечень указанных поводов для возбуждения уголовного дела является исчерпывающим и каждый из них именуется законным поводом. Однако, одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно, ч. 2 ст. 140 УПК указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих
на признаки преступления. Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что: Во-первых, деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности. Во-вторых, это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены
в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений. Большое значение имеет вопрос, каков должен быть объем фактических данных, обосновывающих вывод о наличии преступного деяния. В каждой стадии уголовного процесса все фактические данные оцениваются
по внутреннему убеждению соответствующих должностных лиц. Поэтому, вопрос о достаточности данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Но во всех случаях эти данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке. Для этого в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК должна быть проведена предварительная проверка: истребованы
необходимые материалы, получены объяснения, однако без производства следственных действий. То есть проверка не должна сводится только лишь к собиранию доказательств, изобличающих конкретное лицо. Как бы подводя итог, можно сказать что, поводы и основания к возбуждению уголовного дела, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, являются теми правилами, которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство
по уголовному делу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Как уже говорилось выше, для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и основание, в противном же случае, а также при наличии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, в возбуждении уголовного дела будет отказано. Перечень обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела содержится в ст.
24, 27 УПК. Рассмотрим эти обстоятельства подробнее. 1) Отсутствие события преступления означает, что деяние, о котором говорится в представленных материалах, не имело место в действительности, т.е. данные заявителем сведения о совершенном или готовящемся преступлении в ходе проверки не подтвердились. Например, поступило сообщение об умышленном лишении жизни какого-то лица, но в ходе проверки было выяснено, что смерть наступила в результате длительного тяжелого заболевания
или явилась следствием самоубийства, или же лицо, предполагавшееся убитым, оказалось живым и т.п. 2) Отсутствие в деянии состава преступления может быть признано основанием для отказа в возбуждении дела в следующих случаях: а) событие, по поводу которого велось производство, имело место в действительности, было результатом действия определенного лица, но эти действия были правомерны (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.); б) событие является результатом действий определенного лица, содержит
признаки преступления, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления; состав преступления отсутствует, в частности, в случаях: - малозначительности содеянного и отсутствия в связи с этим общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ); - добровольного отказа от доведения преступления до конца, при условии, что фактически совершенное деяние не содержит иного состава преступления (ч. 2 ст. 31 УК РФ); - совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст.
21 УК РФ) - совершение преступления лицом, не являющимся субъектом преступления (относится к специальным составам). 3) Истечение сроков давности. Понятие о сроки давности сформулированы в ст.78 УК РФ, в соответствии с которой "Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения преступления небольшой тяжести; б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести; в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления". Ч.5 указанной статьи определяет круг преступлений, к которым срок давности вообще не применяется, ими являются преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст.353,356,357 и 358 УК РФ, а также преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Если лицо в течение установленного срока давности не совершило нового преступления, уголовное дело
не возбуждается. 4) Вследствие акта амнистии или помилования отдельных лиц Акт амнистии это акт высшего органа государственной власти, который полностью или частично освобождает от уголовной ответственности определенную категорию лиц совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает наказание, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается. 5) Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено
не иначе как по его жалобе (п. 5 ст. 24 УПК). Это обстоятельство также относится к двум различным по степени общественной опасности категориям дел. В первую входят дела так называемого частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ), когда общественная опасность деяний в значительной мере определяется оценкой потерпевшим факта нарушения его интересов. Ко второй категории относятся дела о преступных нарушениях авторских прав (ч.
1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК РФ) и изнасиловании (ч. 1 ст. 131 УК РФ). Такие дела возбуждаются только по жалобе потерпевших (дела так называемого частно-публичного обвинения), но прекращению вследствие примирения с потерпевшим не подлежат. Вместе с тем в ст. 147 УПК предусмотрено, что прокурор в силу того, что потерпевший не в состоянии защищать свои законные интересы, может возбудить уголовное дело и при отсутствии жалобы.
Такое дело прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит, и производство по нему ведется в общем порядке. 6) Смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ст. 24 УПК), так как в этом случае дальнейшее производство по делу невозможно за отсутствием субъекта преступления. Но иногда уголовное дело возбуждается и после смерти лица, совершившего преступление. Такое решение принимается в случае необходимости реабилитировать умершего, возобновить уголовное дело
в отношении других лиц или по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. ст. 413-419 УК РФ). 7) Наличие вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда о прекращении уголовного дела по тому же обвинению. Этот пункт выступает обеспечением принципа справедливости, который заключен в п.1 ст.50 Конституции РФ, согласно которому "Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление"
. Если же возникает необходимость вновь возбудить уголовное дело, ранее состоявшийся приговор (определение, постановление) должен быть отменен в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам за исключением случаев предусмотренных ст. 24 УПК. 8) Наличие не отмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. До тех пор, пока не будет отменено постановление органа дознания, следователя и прокурора об отказе
в возбуждении или о прекращении уголовного дела по тому же обвинению уголовное дело возбуждено быть не может. 9) Также не может быть возбуждено уголовное дело в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди. Часть 7 статьи 3 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях гласит: "7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ
от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди" . ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела закреплен в статьях 146 - 149 УПК, рассмотрим его подробнее. Итак, поступило заявление или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.
Статья 149 УПК закрепляет обязанность прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принимать подобные заявления и сообщения и принимать по ним решения в трехдневный срок, а в исключительных случаях этот срок может быть равен десяти дням. Часть 1 ст. 144 УПК разрешает указанным органам и должностным лицам истребовать необходимые материалы и получать объяснения, однако следственные действия на данном этапе не производятся.
Решение относительно заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении может быть следующим: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела; 3) передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности. О принятом решении обязательно должно быть сообщено заявителю. Возбуждение уголовного дела. Если имеется законный повод и основание к возбуждению уголовного дела
прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело согласно прямым предписаниям ч. 1 ст. 146 УПК. Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч. 2 ст. 146 УПК является постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной, описательной и резолютивной
частей. - Вводная часть - указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение. - Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части. - Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.
Часть 4 ст. 146 УПК предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст. 149 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела: 1) прокурор направляет дело для производства предварительного расследования; 2) следователь приступает к производству предварительного следствия.
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст. 157 УПК). Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно
принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Отказ в возбуждении уголовного дела. В возбуждении уголовного дела может быть отказано на основании ст. 148 УПК. Тогда при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не является, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод. Часть 5 ст. 148 УПК предусматривает право на обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю. Таким образом, исходя из указанного постановления, право на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела имеет не только заявитель, но и
другие заинтересованные в этом лица. Кроме того, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд, что является важной гарантией соблюдения ст. 46 Конституции РФ, согласно которой "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". В законе не содержится указания, в какой срок может быть обжаловано постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться общими сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст.78 УК РФ. Направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности. Подследственность - это принадлежность компетенции по делу о данном преступлении соответствующему органу дознания или следователю, подследственность может быть родовая, территориальная, персональная и подследственность
уголовных дел по их связи. Подсудность - это принадлежность компетенции суду определенного звена судебной системы на разбирательство уголовных дел о данном преступлении, подсудность может быть родовой, персональной и территориальной. Статья 145 УПК наделяет следователя, органа дознания, дознавателя и прокурора правом, согласно которому они не возбуждая уголовное дело, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности или подсудности. Таким образом, мы рассмотрели общий порядок возбуждения уголовных
дел, наряду с этим порядком законодательством установлен особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении определенной категории лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей, следователей, прокуроров. Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Часть 2 ст. 12 Закона от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ
О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ" гласит: "Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осуществления им правосудия может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности". Часть 1 ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре
РФ" от 17.01.92 в ред. от 11.17.95г. гласит: "Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры". Часть 3 ст. 16 Закона о статусе судей в
РФ гласит: " Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей". НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Важной гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор. Прокурор осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является: "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие". В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст. 144 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии
заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст. 146, 147 и 148 УПК. При осуществлении надзора прокурор проверяет документы и материалы,
указывающие на признаки преступления, он ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела, так как ему немедленно направляется копия постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 146 УПК). Если в ходе проверки возникают сомнения в законности решения следователя или органа дознания, то проверке подвергаются материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела. Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов
в деятельности органов дознания и предварительного следствия. В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела.
Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением, и может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор в соответствии с п.1 ст. 146 УПК обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных
или готовящихся преступлениях. В случае обнаружения нарушения закона о сроках и порядке проверки заявлений и сообщений, прокурор заслушивает объяснения следователя или лица, ведущего дознание, указывает на совершенные ими ошибки, а в необходимых случаях рассматривает вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. При проверке материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет следующие обстоятельства: - Достаточно ли полно исследованы обстоятельства, указанные в сообщении;
- соблюдены ли требования закона о передаче в необходимых случаях материалов на разрешение в административном или дисциплинарном порядке; - уведомлен ли заявитель о принятом решении и разъяснен ли ему порядок обжалования этого решения. - соответствуют ли мотивы решения нормам материального и процессуального законов и фактическим данным. При обнаружении неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в его возбуждении судьей или судом, прокурор приносит протест в кассационном порядке по правилам ст.
402 УПК. Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены. Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности.
Он следит за тем, чтобы дела, которые относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.
Заключение. Итак, мы закончили рассмотрение темы возбуждение уголовного дела, тема эта многосторонняя, обширная естественно, что полностью осветить ее в объеме простой курсовой работы достаточно сложно, но основные, фундаментальные понятия приведены. Рассмотренная тема достаточна, интересна, она наиболее точно отражает происходящие в обществе перемены, одни правовые нормы, касающиеся данной стадии, претерпевают некоторые изменения, другие утрачивают силу вследствие их несоответствия
Конституции РФ и постоянно меняющимся жизненным реалиям. Однако какие бы перемены в обществе не происходили данная стадия уголовного процесса, должна реально обеспечивать соблюдение конституционных прав всех участников уголовного судопроизводства. Список используемой литературы: Правовые источники: 1. Конституция РФ, принята 12.12.1993 Всенародным голосованием;
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в ред. Федерального Закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ; 3. Уголовный Кодекс Российской Федерации в ред. Федерального Закона от 8.12.2003 № 169-ФЗ 4. Закон РФ "О прокуратуре" от 17 января 1992 г. в ред. ФЗ от 17.11.95. № 168-ФЗ 5. Федеральный закон "
Об оперативно - розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ 6. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" 7. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» 8. Закон РФ от 26 июня 1992г.№3132-1 "О статусе судей в РФ" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993г 21 июля 1995г,
17 июля 1999 г.) 9. Закон РФ "О милиции" Учебная и научная литература: 1. Громов Н.А. «Уголовный процесс России» М.1998г. 2. Рыжаков А.П. «Уголовный процесс: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела» Тула, 1996. 3. Крестов К.Н. «Реабилитирован посмертно» М.: Юридическое издательство,1989. 4. Енаева Л.К. «Уголовный процесс»
М.: ЮРАЙТ – 2003 5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной) - М.: Юристъ, 2002 6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный), (под общей редакцией В.И.Радченко) -М.: Юридический дом "Юстицинформ",
2003
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |