Реферат по предмету "Психология"


Проблема школьной неуспеваемости 3

--PAGE_BREAK--В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов  и т. д.
2.1. Педагогические причины неуспеваемости

Итак, в чем же причины, порождающие неуспеваемость учащихся? Почему неуспевающие дети – это «вечная» проблема школы? Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе  и связанные с этим эмоциональные переживания  по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.

Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки.

Подростки  уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется  и обычно разовое отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенствования набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости. [15, стр. 190-191]
2.2. Психофизиологические причины неуспеваемости

         В детской патопсихологии и детской психиатрии хорошо изучены причины школьной неуспеваемости (Г.М. Дульнев, С.Д. Забрамняя, А.Я. Иванова, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, Г.Е. Сухарева). К числу причин, приводящих к нарушению успеваемости детей в массовых школах, относятся: истинная умственная отсталость; парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия); педагогическая запущенность; нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Стойкая школьная неуспеваемость обычно бывает вызвана сочетанием различных факторов, например, недостаточностью речевого развития, слабой работоспособности и моторики у одного и того же ребенка. Все эти нарушения являются следствием легкой органической неполноценности головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, разной степени выраженности биологической недостаточности центральной нервной системы. Они возникают у детей с недостаточностью мозгового кровообращения, повышенным внутричерепным давлением (гипертензионно-гидроцефальным синдромом) в результате черепно-мозговых травм, тяжелых и длительно протекающих соматических заболеваний, инфекций с мозговыми последствиями (менингиты, энцефалиты, ревматизм).

Основными проявлениями такого рода нарушений являются: головные боли, двигательная расторможенность (“гиперактивность”), утомляемость, недостаточная концентрация внимания, не выносливость к сенсорным раздражителям (громкому шуму, яркому свету), неспособность к длительному умственному напряжению, замедление темпа усвоения материала, слабое переключение с одного задания на другое, трудности запоминания.

Наблюдения в массовой школе  показали, как проявляются типичные последствия органического поражения на протяжении урока в поведении неуспевающих детей. Двигательно расторможенные дети всегда находятся в состоянии неупорядоченной активности — вертятся, постоянно поворачиваются к соседям, с грохотом роняют на пол учебники, карандаши, линейки, тетради. Могут импульсивно вскочить и броситься за ними в другой конец класса, с шумом пролезая между партами. Такие дети выкрикивают ответ учителю, в то время когда он спрашивает другого ученика, громким голосом пытаются подсказать то, чего сами не знают, разговаривают со своим товарищем, сидящим в другом конце аудитории. Медлительность, трудности включения приводят к тому, что такой школьник не сразу начинает работать на уроке, вытаскивает портфель только после многократного напоминания, но вместо учебника достает конфету, разворачивает, шуршит оберткой, делится ей с соседом, пропуская в это время объяснения педагога. Нарушение процесса запоминания, кратковременные выпадения отдельных слов (динамические амнезии, сосудистые склеротические изменения) проявляются в том, что ученик то помнит, то забывает правило, решение задачи, хотя иногда может выкрикнуть со своего места правильный ответ. Подобная неустойчивость результатов иногда приводит педагога к обманчивому впечатлению, что ребенок знает материал, но, уже подходя к доске, такой школьник все забывает и стоит с растерянным видом. Таким образом, учащиеся с легкими последствиями органического поражения головного мозга не пополняют запас учебных знаний, не усваивают новый материал, не тренируют собственную память, не могут длительное время целенаправленно заниматься одним и тем же делом. В итоге — у таких детей программный материал усваивается не в полном объеме, существенно нарушается процесс овладения учебными навыками, быстро нарастает стойкая школьная неуспеваемость.

У таких детей отмечаются колебания настроения от капризности, неустойчивости, беспорядочной активности к вялости, заторможенности, сонливости, плаксивости. Одновременное сочетание этих противоположно направленных процессов (возбуждения и торможения) в клинике обозначается как церебральная астения или “раздражительная слабость”. На школьных занятиях такие дети очень быстро, чаще всего неожиданно для окружающих, переходят от двигательной гиперактивности, громкого смеха, болтливости к слезам, оскорбительным выкрикам, недоброжелательным реакциям по отношению к другим. Не выносливость к длительной умственной нагрузке, быстрое утомление во время занятий приводят ближе к окончанию урока к нарастанию раздражительности, капризности, отказа от выполнения классных упражнений. Обратной стороной “раздражительной слабости” является нарушение произвольности, волевой регуляции поведения. Такой школьник не выполняет домашнюю работу не только из-за усталости, но и от нежелания прилагать усилия, преодолевать себя. В быту это чаще всего расценивается как “лень, безделье, нерадивость”. Ребенок с повышенной двигательной активностью, ослаблением самоконтроля в школе постоянно толкается, бегает, вступает в конфликты с другими детьми, дергает девочек за волосы, плюется жеваной бумагой, импульсивно выкрикивает. В отличие от кратковременных эпизодов неправильного поведения здоровых школьников, у детей с органическим поражением головного мозга вышеперечисленные особенности сочетаются, выражаются ярко, массивно.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

       Психологические исследования прослеживают тесную связь между успешностью учения (сильная, средняя, слабая группы) и отношением к учению. Так, сильная группа школьников характеризуется высокой успешностью по всем или многим предметам, хорошим качеством самостоятельной работы, организованностью, прилежанием. Средняя группа представляет основную массу школьников, выполняющих учебные задания удовлетворительно и не проявляющих особого интереса к способам работы. Эта группа может иметь в себе две подгруппы: «среднесильные» характеризуются тенденцией перехода в сильную группу; «среднеслабые» — тенденцией перехода в слабую группу. Слабая группа включает учеников, не выполняющих школьных заданий, отстающих по ряду предметов, неуспевающих, детей с задержками развития, трудных в воспитательном отношении.

Эти группы различаются и по интересу к учению: высокий, устойчивым, мотивированный интерес типичен для сильных (80%) и среднесильных (59%); неопределенный, неустойчивый, немотивированный интерес—для средних групп (среднеслабая — 45%, средняя — 40%, среднесильная — 34%); отсутствие интереса типично для слабой группы (100%), а также для среднеслабой (42%) и среднесильной (36%) групп. [Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983, с. 95].

Снижение мотивации может наступить у школьников и с низким и с высоким уровнем приемов. Если ребенок с самого начала обучения в школе испытывает трудности, постоянно получает отрицательную оценку своей работы, то у него угасает желание учиться из-за запущенности его приемов учебной работы; со временем он попадает в категорию неуспевающих. В другом случае ученик уже приходит в школу с довольно хорошими приемами работы, умениями, навыками. Ему кажутся скучными и неинтересными занятия в школе. Затем это отрицательное отношение к учению закрепляется, вследствие этого замедляется или прекращается овладение новыми способами работы, и ко времени перехода в среднюю школу такой ученик тоже перестает соответствовать новым требованиям, превращается в отстающего.

В  ходе учебно-воспитательной работы надо стремиться не только к тому, чтобы учесть и точно выявить, оценить наличное состояние мотивации, но главным образом к тому, чтобы формировать у школьников новые формы учебной деятельности (более зрелые виды учебных задач, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки, индивидуальный стиль учебной деятельности), а также воспитывать новые уровни мотивации через рождение у школьников новых мотивов, превращение их в действенные, постановку новых целей, обогащение учения более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями. Все это способствует индивидуализации учения и ее мотивации.

Чтобы найти ключ к каждому школьнику, целесообразно сопоставить у каждого конкретного ребенка разные стороны его учебной работы, например состояние его отношения к учению и приемы, способы его учебной работы. Это оказывается полезным как для понимания поведения хорошо успевающих школьников, так и для определения путей работы с плохо успевающими.
2.3. Издержки семейного воспитания.

Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям,  ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное — положительное отношение родителей к образова­нию.  Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников – неправильное стимулирование учения де­тей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в шко­ле, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание дея­тельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество — много или мало сидит ребенок зауроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной само­оценки, но часто и мешают этому.  Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завы­шенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» напи­сать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и тому подобное.  Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству.  Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.

Рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции в силу мозговых дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка.

Из всего перечисленного выше можно сделать вывод:  все это  тормозит   совершенствование  процесса обучения, создает предпосылки для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость.

Глава 3. Пути преодоления неуспеваемости школьников

3.1  Диагностика неуспеваемости. Методики на выявление школьной неуспеваемости.

Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвития ребенка является диагностика. Цель  – выявить основные трудности в обучении школьников. Реализация этой цели может быть эффективно осуществлена с помощью различных методов: рисуночные тесты, комплексное тестирование, психодиагностика, анкетирование учеников и их родителей. Наиболее эффективными методами педагогической и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи  неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители  помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости  и устранения ее.

Возможно проведение различных методик, помогающих выявить уровень неуспеваемости.
Методики на выявление школьной неуспеваемости:
1.  Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Назначение теста: методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся.  Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:

·       широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования),

·       узколичностные (благополучия и престижа),

·       учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),

·       мотивы избегания неприятностей.

Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе.

Инструкция к тесту:

Проводится три серии испытаний.

         Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Предлагается разложить карточки на пять групп:

·       в одну отложить все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения,

·       во вторую — просто имеют значение,

·       в третью — имеют небольшое значение,

·       в четвертую — имеют очень малое значение,

·       в пятую — совсем не имеют значения.



Вторая серия

Из тех же карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия

Из тех же карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора.

Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы.         

Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.

Тестовый материал:

1.                 Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.                 Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.                 Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

4.                 Хочу окончить школу и учиться дальше

5.                 Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

6.                 Хочу быть культурным и развитым человеком.

7.                 Хочу получать хорошие отметки.

8.                 Хочу получать одобрение учителей и родителей.

9.                 Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

10.            Хочу быть лучшим учеником в классе.

11.            Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

12.            Хочу занять достойное место среди товарищей.

13.            Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохую учебу.

14.            Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

15.            Не хочу получать плохие отметки.

16.            Нравится узнавать на уроке о слове и числе.

17.            Люблю узнавать новое.

18.            Нравится, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

19.            Люблю решать задачи разными способами.

20.            Люблю думать, рассуждать на уроке.

21.            Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Ключ к тесту:

Мотивы долга и ответственности: 1 — 3 суждения;

Самоопределения и самосовершенствования: 4 — 6;

Благополучия: 7 — 9;

Мотивация престижа: 10 — 12;

Мотивация избегания неприятностей: 13 — 15;

Мотивация содержания учения: 16 — 20;

Социальные мотивы, заложенные в учебной деятельности: 1 — 15.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы. Например, если испытуемый в двух сериях (первой и второй, или второй и третьей, или первой и третьей) в качестве наиболее значимого мотива выбирает карточку, на которой написано: «Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности», то это рассматривается как указание на выбор, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
2. Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика)

Назначение теста: Определение интегрального показателя общих способностей.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.

Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

·                   «Быстрый" является противоположным по смыслу слову:

1 — тяжелый, 2 — упругий, 3 — скрытный, 4 — легкий, 5 — медленный.

Правильный ответ: 5

·                   Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?

Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.

·                   Минер-минор. Эти два слова являются:

1 — сходными, 2 — противоположными, 3 — ни сходными, ни противоположными по значению.

Правильный ответ: 3.

Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо — пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.

После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.

Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.

Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.

Начали!

Тестовый материал

1.            Одиннадцатый месяц года — это:

1 — октябрь, 2 — май, 3 — ноябрь, 4 — февраль.

2.                 «Суровый» является противоположным по значению слову:

1 — резкий, 2 — строгий, 3 — мягкий, 4 — жесткий, 5 — неподатливый.

3.                 Какое из приведенных ниже слов отлично от других:

1 — определенный, 2 — сомнительный, 3 — уверенный, 4 — доверие, 5 — верный.

4.                 Ответьте Да или Нет.

Сокращение «н.э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?

5.                 Какое из следующих слов отлично от других:

1 — петь, 2 — звонить, 3 — болтать, 4 — слушать, 5 — говорить.

6.                 Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову:

1 — незапятнанный, 2 — непристойный, 3 — неподкупный, 4 — невинный, 5 — классический.

7.                 Какое из приведенных ниже слов относится к слову «жевать» как обоняние и нос:

1 — сладкий, 2 — язык, 3 — запах, 4 — зубы, 5 — чистый

8.                 Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp M.C. Sharp M.C.

Filder E.H. Filder E.N.

Connor M.G. Conner M.G.

Woesner O.W. Woerner O.W.

Soderquist P.E. Soderquist B.E.

9.                 «Ясный» является противоположным по смыслу слову:

1 — очевидный, 2 — явный, 3 — недвусмысленный, 4 — отчетливый, 5 — тусклый.

10.            Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов,  заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

11.            Слова «стук» и «сток» имеют:

1 — сходное значение, 2 — противоположное, 3 — ни сходное, ни противоположное.

12.            Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины.

13.            Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
5296 5296

66986 69686

834426 834426

7354256 7354256

61197172 61197172

83238224 83238234

14.            «Близкий» является противоположным слову:

1 — дружеский, 2 — приятельский, 3 — чужой, 4 — родной, 5 — иной.

15.            Какое число является наименьшим:

6  0,7  9  36  0,31  5?

16.            Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.
одни ухода они гостей после наконец остались

17.            Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?


18.            Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 

19.            «Восходить» и «возродить» имеют:

1 — сходное значение, 2 — противоположное, 3 — ни сходное, ни противоположное.

20.            Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно — Н.

Мхом обороты камень набирает заросший.

21.            Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22.            Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38?

23.            Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 — июне, 2 — марте, 3 — мае, 4 — ноябре.

24.            Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.
Все передовые люди — члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25.            Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

26.            Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27.            Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?

28.            Расстилать и растянуть. Эти слова:

1 — схожи по смыслу, 2 — противоположны, 3 — ни схожи, ни противоположны.

29.            Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:
                       

30.            Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:

1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31.            Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32.            Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:


33.            На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34.            Значения следующих двух предложений:

1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35.            Увеличивать и расширять. Эти слова:

1 — сходны, — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

36.            Смысл двух английских пословиц:

1 — схож, 2 — противоположен, 2 — ни схож, ни противоположен.

   Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37.            Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38.            Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:

1 — схожи, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

39.            Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?

40.            Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6.

41.            Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:

1 — сходными, 2 — противоположными, 3 — ни сходными, ни противоположными.

42.            Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м?

43.            Следующие две фразы по значению:

1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое — сложностью.

44.            Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить се сто раз?

45.            Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место:

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?

46.            Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. — 3500 долларов, П. — 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47.            Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, цепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди?

48.            Значение следующих фраз:

1 — сходно, 2 — противоположно, 3 — ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49.            Какая из этих фигур наиболее отлична от других?


50.            В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего — 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?
Ключ к тесту



№ Задания

Ключ

№ Задания

Ключ

№ Задания

Ключ

№ Задания

Ключ

1

3

14

3

27

1

40

1/8

2

3

15

0,31

28

1

41

3

3

2

16

НИ

29

2-13

42

14

4

ДА

17

4

30

3

43

1

5

4

18

4

31

1600

44

800

6

2

19

3

32

1,2,4

45

1/10

7

4

20

Н

33

18

46

280

8

1

21

3,5

34

3

47

4,5

9

5

22

31

35

1

48

1

10

40

23

2

36

1

49

3

11

3

24

1

37

4,8

50

17

12

2,7 (270)

25

1500 (15)

38

1





13

4

26

1

39

20




    продолжение
--PAGE_BREAK--

Интерпретация результатов теста

Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.


Величина показателя Ип

Уровень общих умственных способностей

13 и меньше

низкий

14 – 18

ниже среднего

19 – 24

средний

25 – 29

выше среднего

30 и больше

высокий



Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.

Способности обобщения и анализа материалаустанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.

Гибкость мышлениякак компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы. Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).

Инертность мышления и переключаемость— это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемостьвыявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.). Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация вниманияопределяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотностьможет быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Ориентировкаустанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие — только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых. Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.

Пространственное воображениехарактеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.

Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.

Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.

Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.

Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.

Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.

В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.

3. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчина)

Назначение теста: Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста:

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны — «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Тестовый материал:

1.                 Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2.                 Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3.                 У меня редко бывают запоры.

4.                 У меня редко бывают головные боли.

5.                 Я редко устаю.

6.                 Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7.                 Я уверен в себе.

8.                 Практически я никогда не краснею.

9.                 По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10.            Я краснею не чаще, чем другие.

11.            У меня редко бывает сердцебиение.

12.            Обычно мои руки достаточно теплые.

13.            Я застенчив не более чем другие.

14.            Мне не хватает уверенности в себе.

15.            Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16.            У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17.            Мой желудок сильно беспокоит меня.

18.            У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19.            Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20.            Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21.            Мне нередко снятся кошмарные сны.

22.            Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23.            У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

24.            Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25.            Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26.            Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

27.            Я работаю с большим напряжением.

28.            Я легко прихожу в замешательство.

29.            Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30.            Я склонен принимать все слишком серьезно.

31.            Я часто плачу.

32.            Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33.            Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34.            Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35.            Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36.            Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37.            Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38.            У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39.            Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40.            Даже в холодные дни я легко потею.

41.            Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42.            Я человек легковозбудимый.

43.            Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

44.            Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45.            Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46.            Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47.            Я почти все время испытываю чувство голода.

48.            Ожидание меня нервирует.

49.            Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50.            Меня нередко охватывает отчаяние.
Ключ к тесту:

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.

Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка результатов теста

40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности;

25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности;

15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности;

5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности;

0-5 баллов — о низком уровне тревожности.
Из  вышесказанного можно сделать вывод: диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а также заинтересовывать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.
3.2 Система работы учителя по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам.

Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основной воспитательной позицией педагога является позиция педагогической поддержки ученика.                                       

Педагогическая поддержка – это такая организация воспитания, которая основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка и его самопроцессом, проявляемым в деятельности.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика – поиски  оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.К. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

   2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К. Бабанским предложен педагогический консилиум — совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В

отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны  чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных педагогических и методических источников  позволил выявить некоторые положения [1, 2, 3, 13]

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими школьниками признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется   нейтрализация   причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными  представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психо­логических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к по­ложительному отношению к учению. С этой целью исполь­зуют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстаю­щими учениками младших

классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной  работы на уроке, задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Большое внимание необходимо уделять дифференцированной работе учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения  каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос мало разработан, но имеются интерес­ные приемы, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий от­стающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.

В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференци­ровать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домаш­ние задания.

Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников.

Повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и мало­эффективен. В связи с этим возникла идея и имеется до­вольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе.  Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня.

Остро стоит вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Необходимо предоставлять возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок.

Для предупреждения неуспеваемости основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

Деятельность учителя по предупреждению неуспевае­мости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению.

Выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, ко­нечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике свя­зано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необ­ходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемо­сти и отставаний, для понимания причин этих явлений.

Учитель мысленно обращается к тем обстоятельст­вам, которые непосредственно предшествовали получению уче­ником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза та­кие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домаш­них заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут могут быть са­мые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинирован­ность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыг­рать роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать решение о том, какие воспи­тательные воздействия необходимы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.