--PAGE_BREAK--
Конфликты в методике обучения.
Чаще всего причиной недовольства подростков оказываются такие методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех.
Возмущение подростков вызывают контрольные работы, проводимые внезапно, без предупреждения; нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать на их вопросы; на ответы учащихся невпопад. Раздражение у подростков возникает, когда они видят, как на уроке учитель занимается посторонними делами: пишет письма, заполняет какие-то бланки, жует.
Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками.
К тяжелым последствиям ведут такие неправомерные действия учителей, как мстительность к учащимся, дискриминация в отношениях к отдельным подросткам. Например, учитель демонстративно проявляет свою любовь к отдельным учащимся, необязательно отличникам, но чем-то понравившихся учителю, учительница исправляет в контрольных работах ошибки своих любимчиков, чтобы завысить им оценки, открыто выделяет лидеров и простых смертных, что приводит к расколу учащихся.
Самое профессионально непростительное на подобного рода дискриминации состоит в том, что в этом случае педагоги рубят на котором сидим мы все: отрицаем свою власть над формированием личности и блокируем у подростков осознание широких возможностей своего развития.
I
.3 Стадии развития конфликта.
Зарождение конфликта связано с появлением противоречия в целях, интересах, мотивах участников. Он становится для них психологической реальностью после осознания этого противоречия в реальном инциденте.
Выделяют 4 основные стадии развития конфликта:
1 Возникновение конфликтной ситуации – скрытый период, или предконфликтная стадия. Это процесс, часто протекающий на неосознаваемом уровне. На этом этапе возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:
А) Стороны стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
Б) Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);
В) Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональной ориентации) сторон (Юричка Ю.И. 2001).
2 Осознание конфликта – условия конфликта восприняты, стороны знают о своем участии в конфликте.
3 Конфликтные действия – открытые антипатии, приклеивание ярлыков, негативная оценка противниками друг друга, так называемая стадия открытого конфликта.
4 Завершение конфликта – готовность к разрешению конфликта; выбор стратегии или стиля поведения в конфликте, способов разрешения (Мириманова М. С. 2003г.).
Конфликт начинается с появления основной проблемы конфликта, в которую заложено противоречие. Исходное противоречие порождает самые разнообразные действия участников, вызывающие недовольство друг другом. Этот этап в развитии конфликта, называемый предконфликтным может быть быстротечным или растянутым во времени. Переход к следующему этапу связан с инцидентом, т. е. появляется какой-то повод, событие, которое приводит к столкновению, противоборству. После этого конфликтная ситуация становится открытой. В ходе конфликта его участники добиваются различных результатов, но рано или поздно они вынуждены принимать решение и разрешать конфликт.
Конфликтная ситуация, являясь основой фиксирует появление противоречий уже в начальном периоде и дает возможность уловить сигналы. Х. Корнелиус и Ш. Фэйр выделяют 5 основных сигналов конфликта. Одним из первых является чувство дискомфорта или интуитивное ощущение, что что-то не так. Другой сигнал конфликта — напряжение. Оно влияет на восприятие, появляются искажения слов и поступков партера. Все это влияет на наши чувства и поведение, изменяя их к худшим. В любой момент здесь может возникнуть недоразумение. Все чувства обострены, восприятие искажено, а мысли постоянно возвращаются к одной и той же проблеме. Если напряжение в течение определенного времени нарастает, оно с неизбежностью ведет к кризису. Человек становится способным на крайности, с ожесточением спорит и ссорится, оскорбляет.
I
.3.1. Особенности конфликтов в педагогическом общении
Причины педагогических конфликтов.
Педагогические конфликты вызваны целым рядом обстоятельств. Сама деятельность учителя является одной из наиболее стрессогенных.
Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту, и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания (Емельянов С.М. 2005г.).
— Недостаток ответственности учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций.
— Различное понимание событий и их причин, поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями.
— Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины, это чревато негативными последствиями. Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
Часто общение учителя с повзрослевшими учениками строится на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его представлению о себе – стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу отношений с взрослеющими детьми. Инициатором построения таких отношений должен быть взрослый.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитете, тем реже между ними возникают конфликты.
Подростки подходят к оценке своих учителей более критично, чем младшие школьники.
В конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объем его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором).
Нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1980-х гг. Причем нередко не в лучшую сторону. 20 лет назад в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсических веществ. А ныне это реальность. Очевидно, снизилось качество профессиональной подготовки учителя.
Низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывают повышенную агрессивность у тех и других. Современные условия все более способствуют дистрессовым условиям, нервным перегрузкам, и соответственно, конфликтам.
В.Линкольн выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на 5 основных типов:
1) Информационный фактор – связан с неприемлемостью информации для одной из сторон (неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта; слухи, невольная дезинформация, посторонние факты).
2) Поведенческий фактор – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.
3) Фактор отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.
4) Ценностный фактор — к нему относится принципы, которые провозглашаются или отвергаются; которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем. К ценностям относятся: групповые традиции, нужды и нормы, системы поведения, предрассудки, предпочтения.
5) Структурный фактор – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить (Кармин А. С. 2000г.).
К числу наиболее часто встречающихся причин, вызывающих конфликты, можно отнести следующие:
1 Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться, нередко вопреки их воле и желанию, что и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.
2 Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности учителей и школьников материальных и духовных благ. То, что сегодня существует дефицит разного рода благ и возможностей, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними.
3 Современный образ жизни школьного педагога, связанный с серьезными объективными трудностями. Это объективная причина части межличностных конфликтов, связанных с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств, такими условиями, в которых учитель и ученик не всегда могут реализовать свои способности, не имеют возможности для творчества и саморазвития. Очевидно, что неустроенный, не реализовавший свой потенциал человек более конфликтен, чем состоявшийся, достигший успехов в профессии (Анцупов А. Я. 2003).
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием 4 групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических, личностных. Первые 2 группы факторов носят в основном объективный характер, 3, 4- субъективный.
К числу объективных причин конфликта можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п.
Субъективныепричины конфликта в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые обусловливают выбор ими именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия.
Социально-психологическими причинами являются:
1) Возможность значительной потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или два человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого партнер по взаимодействию. Может сложиться такая ситуация, при которой подросток будет считать себя старшим, а учителя — младшим. При таком дисбалансе ролей возможен ролевой конфликт.
Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально- психологическими особенностями его участников. Важной среди них является оценка поведения другого как недопустимого. В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого индивидуума, являющегося партнером. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.
К конфликту приводит низкий уровень социально-психологической компетенции. Человек может не знать, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Также причиной конфликта может быть недостаточная способность учителя, ученика к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных конфликтов у учителей и учеников.
Конфликты весьма разнообразны по своей природе, они неоднозначны и изменчивы, не похожи один на другой, поэтому говорить о единой форме завершения конфликта не приходится.
Прежде всего здесь стоило бы различить понятия завершение конфликта и разрешение конфликта. Завершение конфликта более широкое понятие, чем его разрешение. Ведь конфликт может завершиться гибелью обеих сторон, но это не будет означать, что он разрешился. Для разрешения конфликта необходимы усилия, внутренняя работа (Мириманова М.С. 2003г.).
Конфликтные ситуации могут возникать при любой позиции учителя, который пытается разрешить противоречие посредством тех или иных стратегий взаимодействия. Наиболее опытные и успешные учителя стремятся использовать во взаимодействии стратегии компромисса и сотрудничества. Педагоги могут также решать проблему путем прямого психологического подавления учащегося, реализуя стратегию соперничества. Ученики могут чувствовать собственную неполноценность при взаимодействии с таким человеком, что, конечно, не способствует развитию их чувства собственного достоинства.
В других случаях учителя, наоборот, стремятся приспособиться к ученикам, классу, пытаясь избежать конфликтных ситуаций любой ценой. Они боятся всяких конфликтов и всем готовы пожертвовать ради благополучия детей. В результате такого воспитания дети постепенно начинают ставить свои условия, командовать, предъявлять требования.
Избегание конфликтов во многом связано с неумением взрослых правильно предъявлять требования воспитанникам. Обычно нарушается мера требований. Или их слишком много и они не выполнимы, или они слишком просты. Таким образом, нарушение меры требований со стороны взрослых по отношению к ребенку всегда ведет к конфликтным ситуациям (Андриенко Е.В. 2004г.).
I
.4. Урегулирование конфликтов
Конфликт – явление динамичное, спонтанное и мало предсказуемое. Однако им все же можно управлять.
Урегулирование и разрешение конфликтов – это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта.
Урегулирование означает недопущение насильственных действий, достижение взаимоприемлемых договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтных отношений (Сухов А. Н. 2001г.).
Управление конфликтом – это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемого результата. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение (Зеркин Д. П. 1998г.).
Управление конфликтами можно рассматривать в 2 аспектах: внутреннем и внешнем. Первый заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса (Емельянов С.М. 2005г.).
Профилактика конфликтовпредполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит психопрофилактика, просвещение, обучение, тренинг общения (Сухов А. Н. 2001г.).
Предупреждение конфликтов– это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на тот или иной элемент общественной системы. Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в процесс отношений людей (Зеркин Д.П. 1998г.).
Разрешение конфликтов подразумевает сложную работу, направленную на ликвидацию источника конфликтных отношений, полное удовлетворение интересов и потребностей конфликтующих сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя:
1) анализ и выявление причин конфликта и его участников;
2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода;
3) реализация принятого решения.
Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников (Сухов А.Н. 2001г.).
Глава
II
Организация и методы исследования
II
.1 Организация исследования.
Выбранные методики:
1 Методика, используемая для выявления стратегии поведения в конфликте К.Томаса (приложение 1);
2 Методика диагностики агрессии по А.Бассу и А.Дарки (приложение 2).
Данные методики проводились с учащимися 9 класса Никольской средней школы Краснокамского района. Классный коллектив состоит из 13 человек. В эксперименте участвовало 10 человек. Средний возраст учащихся 14,5 – 15 лет. Проведение методик в целом заняло 45 минут.
Класс был сформирован 4 года назад, когда дети перешли в 5
класс. Классное руководство приняла Вера Леонидовна Темлянцева. Она и является классным руководителем 9 класса на данный момент.
Отношение учащихся к классному руководителю – среднее, удовлетворительное. Он не пользуется большим авторитетом среди своих учеников. Среди основных причин негативного отношения к классному руководителю учащиеся указывают на его неумение доступно объяснить учебный материал, вовлечь всех в работу, придирчивость к внешнему виду.
Успеваемость и дисциплина учащихся – средняя. В целом класс характеризуется отсутствием борьбы за высокую успеваемость. Но отдельные учащиеся стараются успевать по всем предметам.
Данному классному коллективу характерен средний уровень сплоченности, наличие отверженных. Ребята не проявляют особую чуткость, дружескую заботу, взаимопомощь и уважение друг другу. Организующим ядром класса является староста класса. Авторитет старосты (ФИО??) основан на том, что он является одним из активистов и отличников школы, все учащиеся класса прислушиваются к его мнению.
Класс не проявляет инициативу в участии в общешкольных мероприятиях, в посещении кино, читательских конференций.
Итак, общий «эмоциональный климат» классного коллектива можно охарактеризовать как инертный и напряженный. Основным недостатком организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов является тот факт, что классный руководитель сам по себе не заинтересован в общественной жизни школы, в эмоциональном благополучии коллектива.
II
.2. Результаты исследования и их анализ
Результаты исследования на определение стратегии поведения в конфликте (методика К.Томаса), отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Фамилия ученика
Соперни-
чество
Сотрудни-
чество
Компромисс
Избегание
Уступчи-
вость
Николаев В.
10
6
5
5
4
Огуречников В.
9
7
6
6
4
Калашникова Н.
9
6
6
5
5
Фаррахов Р.
8
7
7
5
3
Зарипова Р.
7
8
6
5
4
Галлямова Э.
9
7
5
4
3
Тимершина Э.
9
8
6
6
5
Голубев А.
7
7
6
5
5
Андреева Ю.
8
7
6
5
4
БелоглазовА.
9
7
6
5
4
Как нам удалось обнаружить, подавляющее большинство учеников предпочитают такую стратегию поведения в конфликте, как соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведения, склонен к давлению, а иногда и к принуждению партнера. Он не напорист, идет своим путем, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за свои интересы, упорно отстаивает свои позиции.
Например, на основании полученных данных, испытуемые ученики настойчиво стремятся добиться своего, пытаются показать другим логику и преимущества своих взглядов, отстаивают свои желания.
Данная стратегия поведения тем не менее оправдана при определенных условиях:
А) если требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций и если человек готов взять на себя всю ответственность;
Б) если решение необходимо принять быстро и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет.
Недостатком данной стратегии является то, что в обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создает большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии решения факторы, так как представлена лишь одна точка зрения. Такая стратегия поведения в конфликте, особенно в подростковом возрасте, обычно не сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. Подростки эмоциональны, вспыльчивы, обидчивы, не могут относиться к назревшему конфликту с юмором, шутками. Для них очень важно определить победителя в конфликте.
Как видно из таблицы, стратегия уступчивости в конфликте является менее всего предпочитаемой. Подросток не склонен уступать в конфликтах, не желает смириться с доминированием оппонента. Это может быть связано с тем, что уровень агрессивности в подростковом возрасте очень высок.
Что касается стратегии сотрудничества, то он является вторым по предпочитаемости подростками стратегии поведения в конфликте. Сотрудничество является вечно желаемым исходом конфликта.
ученики первым делом стараются ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; пытаются преодолеть разногласия; всегда склоняются к прямому обсуждению проблемы. Но, к сожалению, не все ученики выбирают стратегию сотрудничества.
Стратегия компромисса часто необходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каждая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (пополам, поровну, по-братски) создают напряжение. Этот фактор и является причиной того, что стратегия компромисса не является самым предпочитаемой среди учеников.
Таким образом, наибольшее число учеников выбирают такую стратегию поведения, как соперничество, так как подросткам свойственно добиваться своего, бороться за свои интересы и склонять к давлению.
Меньше всего подростков выбирают стратегию уступчивости. Причиной такого выбора является то, что подростки чаще всего не внимательны к желаниям других, не идут навстречу желаниям других, не дают возможности настоять на своем. продолжение
--PAGE_BREAK--