--PAGE_BREAK--«У старых людей снижены самочувствие, самоощущение, самооценки, усиливается чувство малоценности, неуверенности в себе, недовольство собой. Настроение, как правило, снижено, преобладают различные тревожные опасения: одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Старики становятся угрюмыми, раздражительными, мизантропами, пессимистами. Способность радоваться снижается. Все им не нравится, отсюда – брюзжание, ворчливость. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более интровертированными (обращенными к себе, своим внутренним переживаниям), круг интересов суживается, появляется повышенный интерес к переживаниям прошлого, к переоценке этого прошлого. Наряду с этим повышается интерес к своему телу, к различным неприятным ощущениям, часто наблюдающимся в старости, происходит ипохондрия. Неуверенность в себе и завтрашнем дне делает стариков более мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п. Ослабляется у стариков контроль над своими реакциями, они недостаточно хорошо владеют собой. Все эти изменения во взаимодействии со снижением остроты восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создают своеобразный облик старика и делают всех стариков в какой-то степени схожими друг с другом»[5].
Портрет старика окрашен в чрезмерно мрачные тона, на самом деле все обстоит не так мрачно и односторонне.
Обобщение результатов психологических работ, касающихся позднего периода жизни, позволило Л. И. Анцыферовой выделить два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и к себе, удовлетворенностью жизнью.
«Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода»[4].
Они испытывают тягу к наставничеству, к передаче собственного опыта молодому поколению. Это порождает удовлетворение жизнью и увеличивает ее продолжительность.
У людей второго типа «вместе с отходом от профессиональной деятельности развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности»[4].
По убеждению Э.Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.
На основании изучения историй многих пожилых людей, Э. Эриксон делает вывод о том, что «пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей»[6].
Глава 2. Эмпирическое исследование.
2.1 Методические подходы к социологическому исследованию
Практическая часть нашего исследования состояла из двух частей – социологической и психологической, что позволило достичь комплексного подхода в проведении исследования.
Социологическое исследование проводилось на Телефоне Доверия г. Бердска с декабря 2003 года по май 2004 года и включало в себя два блока.
Первый блок: анализ материалов системы статистической обработки звонков, применяемой на Телефоне Доверия, с целью определения основных социально-демографических характеристик пожилых людей, звонящих на Телефон Доверия, а также выявления их основных проблем.
Второй блок: проведение мини-социологического опроса 80 человек пожилого возраста, позвонивших на Телефон Доверия.
Краткое описание первого блока
Всего за этот период от людей старше 55 лет на Телефон Доверия поступило 204 звонка. Из них мужчин – 59,8%, женщин – 40,2%. Несмотря на статистические данные о преобладании в этой возрастной категории женщин, на Телефон Доверия несколько чаще обращаются мужчины, чему вероятно способствует анонимность этой службы.
По семейному статусу выделены следующие категории:
разведены – 49%;
гражданский брак – 21,1%;
вдовы (вдовцы) – 12,3%;
женаты (замужем) – 10,3%;
холост – 7,4%.
Отмечается преобладание разведенных людей и состоящих в повторном браке.
Образовательный уровень:
среднее – 53,7%;
среднеспециальное – 33,8%;
высшее – 12,5%.
Одинокость проживания:
живут одни – 55,4%;
живут не одни – 44,6%.
Семейный статус несколько формальная характеристика. Бывают случаи, когда люди официально состоят в браке, но вместе не живут, и наоборот, кто не имеет своей семьи живут с родственниками. Характеристика одинокости проживания дает более объективную информацию – более половины позвонивших живут в полном одиночестве.
Продолжительность разговора:
15 – 30 минут – 25,9%;
30 минут – 1 час – 66,2%;
больше часа – 7,8%.
В отличии от подростков, пожилые люди настроены на более продолжительные разговоры: большинство из них говорят от 30 минут до 1 часа.
Динамика существования проблемы:
периодическое обострение – 33,8%;
стабильное состояние – 31,8%;
внезапное обострение – 18,6%;
нарастание актуальности – 14,2%.
Чаще всего пожилые люди звонят в периоды обострения проблемы, либо когда проблема не решается уже достаточно долго и носит затяжной характер.
Основные проблемы звонящих пожилых людей выделены следующие:
Таблица 1.
№
Проблемы пожилых людей
Количество звонков, в %
мужчины
женщины
1
Одиночество
43,4
30,5
2
Поиск смысла жизни
18,9
8,5
3
Переживание по поводу травмы (смерть близких родственников, супруга, знакомых)
12,3
8,5
4
Проблемы социальной адаптации (сокращение на работе, низкий материальный уровень и другие)
12,3
6,1
5
Проблемы в семьях взрослых детей
—
21,9
6
Супружеские проблемы (конфликты, отсутствие взаимопонимания, предразводное состояние)
9
15,8
7
Религиозные вопросы
4,1
8,5
Первое место среди проблем пожилых людей принадлежит одиночеству, при этом необходимо отметить, что об одиночестве говорили не только одиноко живущие люди, но и те, кто проживает не один. Кроме того, мужчины звонили с этой проблемой чаще женщин. Мужчин также больше беспокоят проблемы философского характера (поиск смысла жизни). В то время как женщины больше обращаются по проблемам детей и внуков. Тем самым неосознанно стремясь к подтверждению собственной нужности и значимости в глазах окружающих. Женщины также больше обращаются по проблемам в собственной семье, желая восстановить былое равновесие в отношениях, стремятся найти поддержку у консультантов Телефона Доверия.
Довольно частыми у этой возрастной категории являются звонки-переживания по поводу смерти близких людей, супругов.
Краткое описание второго блока
После установления контакта в беседе пожилым людям было предложено принять участие в небольшом социологическом исследовании, с целью определения их отношения к социальным стереотипам старости.
Опрос проводился по телефону, с индивидуального согласия каждого абонента. Всего в опросе приняло участие 80 человек.
Социальное самочувствие человека во многом зависит от степени соответствия его системы ценностей, внутренней картины мира и места в нем тем требованиям и возможностям, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Речь идет об отношении к возрастным социальным нормам, бытующим в массовом сознании. В подобных стереотипных нормах воплощены обыденные представления о способностях, интересах, потребностях лиц старшего возраста и, соответственно, очерчен круг прав и обязанностей, заданы определенные поведенческие правила, которые с точки зрения общественного мнения должны усвоить пожилые люди.
Для изучения отношения к сложившимся стереотипам старости респондентам предлагалось оценить – высказать свое согласие/несогласие с предлагаемым набором из 14 наиболее распространенных представлений относительно поведения, обязанностей и возможностей пожилых, характера их взаимоотношений в семье, с лицами других возрастных групп.
Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№
Предложенные стереотипы
Согласие, в%
Несогласие, в%
1
Старый человек не может учиться, ему не нужно повышать свою квалификацию, образование
81
19
2
Старики обязаны заниматься внуками
78,8
21,2
3
У пожилого человека страдает память, внимание
75
25
4
Старые люди не в состоянии выполнять сложную работу, нести ответственность
70
30
5
Старый человек – больной человек
62,5
37,5
6
Старый человек, живущий с родственниками, должен взять на себя обязанности по дому
58,8
41,2
7
Старику много не нужно, у него понижены запросы и потребности, в т.ч. в материальном достатке
53,7
46,3
8
Общественная работа для пожилого человека тяжела
50
50
9
У пожилого человека снижается требовательность к питанию
43,8
56,2
10
Старики не могут понять молодежь
41,2
58,8
11
Пенсионер уже не авторитет в семье, должен переходить на вторые роли, во всем слушаться своих родных
36,3
63.7
12
Все старики – консерваторы, не воспринимают ничего нового, никаких изменений в жизни
33,8
66,2
13
Старый человек должен обязательно уйти на пенсию
31,3
68,7
14
Старик не аккуратен, неопрятен, не заботится о своем внешнем виде
8,8
91,2
Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление о пожилом человеке как о неопрятном, запустившем себя старике. При этом многие из респондентов, поясняя свою позицию, отметили, что эта черта связана не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида («Кто смолоду не следит за собой, тот и в старости неряха»).
Кроме того, к числу стереотипов старости, по преимуществу, негативно воспринимаемых пожилыми, относятся такие как консерватизм («не воспринимают ничего нового в жизни»), утрата главенствующего положения в семье («пенсионеры – не авторитет для семьи»), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешимость конфликта «отцов и детей» («старики не могут понять молодых»). Словом, те стереотипы, которые, вызывая внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионера.
Позитивно воспринимаемые (одобряемые) стереотипы
Вместе с тем опрос показал, что существует целый блок стереотипов, которые являются скорее нормами – в основном находятся в согласии с внутренними представлениями стариков о собственном месте и роли в жизненном раскладе, о своих способностях.
Прежде всего подавляющее большинство согласно с тем, что в их возрасте учеба, образование не нужны и они обязаны заниматься внуками (правда последнее расценивается не как обязанность, а как естественная потребность наряду с ведением домашнего хозяйства).
Согласие большинства встречает и утверждение о сложности для пожилого человека общественной работы. Наконец, до 3/4 опрошенных считают нормальным, что с возрастом нарушается психика. Гипотетически в отношении к этому утверждению ожидалось более негативное восприятие. Однако многие старые люди рассматривают эту способность как обусловленное человеческой природой изменение и спокойно к нему относятся
«Дифференцирующие» стереотипы
Отношение к стереотипам старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями – по ним велико количество неопределенных оценок или они имеют относительно равное соотношение положительно и отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качеств как работников, отсутствия сил к общественной работе.
Наш анализ способствовал определению тех расхожих суждений, бытующих в обществе, которые встречают у пожилых неприятие и затрудняют адаптацию к жизни на пенсии. Формирование общественного мнения и социально-психологическая работа с пенсионерами должны направляться на смягчение конфликтных моментов и приведение к созвучию представлений различных возрастных групп о затронутой теме.
2.2 Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Одной из важнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно всякого теста считается валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.
Психодиагностическое исследование проводилось в группе пожилых людей, изначально обратившихся на Телефон Доверия с проблемой одиночества. После работы по телефону им было предложено прийти в психологический центр на дополнительную диагностику.
Количество обследованных – пять человек (из них – 4 женщины, 1 — мужчина). Средний возраст обследованных – 59,2.
Для изучения основных личностных характеристик мной была использована Шкала избегания опасности.
Краткое описание Шкалы избегания опасности
В структуре опросника ТСI содержится шкала «Избегание опасности», показатели которой позволяют выявить тревожность как конституциональный фактор темперамента, личностную предрасположенность к формированию тревожных расстройств, а также наличие актуального тревожного расстройства.
Общие сведения
Опросник структуры личности и темперамента (ТСI), созданный Клонинжером с соавторами, предназначен для выявления индивидуально – психологических различий по семи основным шкалам личности и темперамента. Понятие темперамента относится авторами к автоматическим эмоциональным реакциям, которые в значительной степени являются врожденными и наследуемыми и остаются практически неизменными в течение жизни индивида.
Происхождение: ТСI создавался как всесторонний личностный опросник, поэтому сфера его применения достаточно широка. Шкалы темперамента, согласно проведенным исследованиям, отражают генетическую основу личности, то есть четыре шкалы темперамента генетически гомогенны и независимы.
Опросник разработан Cloninger в соавт. в рамках авторской биопсихосоциальной теории личности. Методологически данная теория выдержана в терминах дименсионального подхода, что позволяет, переходя от «синдромологического» масштаба анализа к «симптоматическому», оценивать выраженность психологических черт личности вне жестких нозологических рамок. Подобная методологическая основа выгодно отличает опросник ТСI от других личностных тестов (MMPI, 16 PF и проч.), которые так или иначе оперируют понятиями, заимствованными из психиатрии. Возможности опросника не ограничиваются клиническими приложениями. TCI создавался как всесторонний личностный опросник, поэтому сфера его применения достаточно широка. «Не — нозологический» характер выделения авторами шкал позволяет использовать опросник в изучении структуры характера и темперамента как в норме, так и при психической патологии. Так, шкалы характера предназначены для определения наличия или отсутствия личностных расстройств, а шкалы темперамента полезны в дифференциальной диагностике подтипов личностных расстройств.
продолжение
--PAGE_BREAK--