--PAGE_BREAK--Первый фактор — наследственность, которая оказывает влияние на темпы взросления человека. Согласно Пиаже, взросление не вызывает развития интеллектуальных структур, оно скорее определяет область возможностей, имеющихся на какой-то конкретной стадии, т.е. определяет, может ли какая-то конкретная структура развиться на какой-то конкретной стадии, но не обязательно, что она там появится. Отсюда ясно, что взросление налагает широкие ограничения на интеллектуальное развитие. Оно обеспечивает потенциал для появления конкретных структур, но появятся они на самом деле или не появятся, зависит от следующих трех факторов.
Второй фактор — активный опыт, или действия ребенка, совершенные в окружающей его среде. Эти действия могут быть физическими или мысленными, причем они могут быть связаны как с предметами, таки с людьми. Дети, чье детство богато активным опытом, с большей вероятностью разовьют у себя те структуры, которые характеризуют каждую стадию, и пройдут через все четыре стадии, чем те дети, у которых был ограниченный или бедный опыт. Начальные школьные программы вроде программы «Хедстарт» и телевизионные программы с участием детей или программы имитационного типа вроде программы «На улице Сезам» служат увеличению активного опыта детей, у которых, в частности, может не быть возможности получить такой опыт в повседневной жизни.
Третий фактор — социальное взаимодействие, или обмен идеями между людьми. Это особенно важно для развития идей, у которых нет физического эквивалента, которые нельзя соотнести с каким-то физическим предметом, нельзя видеть или слышать: например, идея свободы или справедливости. Развитие социально определенных концепций очень сильно зависит от социального взаимодействия.
Четвертый фактор — уравновешивание, которое мы уже ввели в рассмотрение. Согласно Пиаже (1977)[16], процесс уравновешивания объединяет координацию между тремя другими факторами. Но помимо этого уравновешивание служит средством саморегулирования, каторг дает человеку возможность обработать новую информацию либо посредством ассимиляции, либо посредством аккомодации и идти к равновесию с окружающей средой.
Взятые вместе, эти четыре фактора объясняют не только непрерывность процессов развития, но также и те резкие изменения, которые происходят при смене одного периода другим.
Эти четыре стадии не являются абсолютными ни с точки зрения, времени, когда они имеют место, ни с точки зрения их характеристик. Они, скорее всего, представляют собой ряд тенденций, претворяемых в жизнь с помощью рассмотренных выше четырех факторов развития. Эти стадии кратко изложены в табл. 1, а каждая в отдельности описана ниже.
Сенсорно-моторная стадия (возраст от 0 до 2 лет). Эта стадия охватывает время от рождения ребенка до того момента, как он начинает говорить. В самом начале новорожденный ребенок не отличает себя от окружающих предметов, а в конце этой стадии ребенок распознает себя как часть гораздо большего мира (Пиаже, 1967)[17]. Главные темы этой стадии развития связаны с постепенным развитием представлений ребенка о предмете (вещах, находящихся вне его) и причинности (или связи между причиной и следствием). Пиаже разделяет эту стадию на шесть периодов; каждый из них характеризуется появлением все более сложного поведения, в котором играют роль связи между чувствами (зрительным, слуховым и осязательным) и фактическими движениями, или моторным поведением.
Главная ассимиляционная деятельность на этой стадии — это то, что Пиаже (1952) назвал циркулярной реакцией, в которой маленький ребенок пытается воспроизвести интересные события или продлить интересные зрительные образы. Сначала такой ребенок сталкивается с каким-то жизненным опытом в результате какого-то поступка, а затем старается повторить этот опыт, повторив свой первоначальный поступок в чем-то вроде ритмического цикла (Piaget, 1952)[18]. Такое повторение событий позволяет ребенку ассимилировать опыт и совершать новые адаптации, например увеличение осознания того, что существуют какие-то конкретные предметы, и понимания связи между причиной и следствием. Вслед за непродолжительным первым периодом, длящимся приблизительно один месяц после рождения ребенка, в течение которого младенец проявляет только рефлекторную деятельность начинают впервые появляться циркулярные реакции. Во втором периоде, который продолжается вплоть до четвертого месяца жизни, появляется первичная циркулярная реакция, в которой основной акцент делается на
Таблица 1. Общее представление и краткое описание четырех стадий развития[19]
Стадия
Возраст*
Общее представление
Сенсорно-моторная
0-2 года
Поведение, прежде всего моторное, связанное со схемами действия, например доставание или хватание предметов. Циркулярные реакции характеризуются обучением благодаря повторению. Довербальная и предшествующая появлению мышления. Заканчивается пониманием постоянства предметов.
Дооперациональная
2-7 лет
Развитие языка и дологического мышления. Основное внимание направлено на собственную личность и собственные перспективы без способности изменять свою точку зрения.
Конкретные операции
7-11 лет
Развитие способности применять логику на основе конкретного соответствия между событием и его объяснением. Развивается способность к сохранению.
Формальные операции
11-15 лет
Структуры мышления достигают своего высочайшего уровня развития, давая возможность вести логические рассуждения. Ребенок может придумывать объяснения событий, рассматривая различные комбинации переменных величин.
*Все возрасты указаны приближенно.
собственное тело ребенка и которая направлена на манипуляцию каким-либо предметом.
Метод Пиаже, использованный им для выявления характеристик и отличительных особенностей этих стадий развития, заключался в наблюдении за своими собственными детьми (Лорен, Люсьен и Жаклин) и составлении отчетов об их поведении в разном возрасте (указанном тремя цифрами, например 0; 2(3), которые обозначают годы, месяцы и дни).
В третьем периоде, продолжающемся приблизительно с четвертого по восьмой месяц жизни, появляется вторичная циркулярная реакция, которая является наглядной иллюстрацией того, что Пиаже называет репродуктивной ассимиляцией или продлением интересных для ребенка зрительных образов. Известной иллюстрацией является ситуация, когда младенец выбрасывает игрушку из колыбельки, а затем умоляет кого-нибудь вернуть ее ему, что этот человек и делает, а ребенок тут же выбрасывает ее опять. Вся эта последовательность повторяется снова и снова, пока не становится утомительной для ее участников.
Вслед за четвертым периодом (возраст с 8 до 12 месяцев), который характеризуется координацией схем мышления и проявлением намеренности действий, в пятом периоде (возраст с 12 до 18 месяцев) проявляется третичная циркулярная реакция, свидетельством которой является изобретение (посредством активного экспериментирования) новых средств для достижения поставленной цели. Ребенок теперь намеренно варьирует повторяемые действия, чтобы увидеть, дадут ли похожие действия тот же результат. Например, ребенок может уронить резиновый предмет, а затем ждать, чтобы он отскочил. Ребенок уже узнал, что люди, а также предметы могут вызывать какие-то результаты, которые совершенно не зависят от его действий.
Сенсорно-моторная стадия заканчивается после шестого периода (с 18 до 24 месяцев), в течение которого ребенок начинает учиться говорить и приобретает способность мысленно представлять себе предметы и события, думая о них. Новое узнавание может теперь быть достигнуто без активного физического экспериментирования, лишь одним мысленным представлением о действии.
Венцом сенсорно-моторной стадии, означающим важное состояние Равновесия, становится появление мыслительных схем, дающих возможность осознать, что у предметов есть постоянство, даже когда их не видно и не слышно. До этого момента ребенок не мог мысленно представлять себе предметы, а потому, когда он их больше не видел и не слышал, они больше не существовали. Теперь же, с появлением способности хранить идеи, постоянство предметов становится реальностью. То же верно и в отношении причинности. Наличие мысли делает возможным осознание причинно-следственной связи.
Ребенок теперь достиг возраста двух лет, и он совершенно отличается от новорожденного младенца. Когда младенец прошел через шесть сенсорно-моторных периодов, у него появились новые и более сложные способности, причем каждая из них делает ребенка лучше вооруженным для того, чтобы справляться с требованиями, предъявляемыми жизнью. Развитие и использование каждой новой схемы посредством ассимиляции и аккомодации является отражением процесса адаптации, который Пиаже рассматривал как развитие будущего интеллекта.
Стадия дооперационального мышления (возраст от 2 до 7 лет). Способность представлять в виде символов и знаков, например слов и чисел, возникает в течение этой стадии и помогает различать действительное мышление на этой стадии и только сенсорную и физическую координацию предшествующей стадии. Пиаже не разбивает эту стадию на отчетливые периоды. Вместо этого он описывает существенные особенности дооперационального мышления.
Эгоцентризм. Одна из основных особенностей дооперационального мышления — это озабоченность ребенка самим собой и своей собственной частной точкой зрения. Эгоцентричные на стадии дооперационального развития дети не могут принять точку зрения другого человека, они считают, что все другие смотрят на какие-то вещи и думают о них совершенно так же, как они. Более того, на дооперациональной стадии дети не ставят под сомнения свои собственные мысли, даже если им дают доказательство их неправоты. Они считают, хотя и ненамеренно, что их идеи и ощущения верны. А поэтому доказать им что-нибудь либо трудно, либо невозможно. Не так уж необычно, чтобы на этой стадии развития дети разговаривали сами с собой и не слушали другого человека, который разговаривает с ними.
Эгоцентризм — это фактор, действующий с целью ограничить развитие, причем он проявляется в каком-то виде на каждой стадии развития. Точно так же как на сенсорно-моторной стадии ребенок является первоначально эгоцентричным в том, что неспособен отличить себя в качестве объекта от других объектов, на дооперациональной стадии ребенок первоначально эгоцентричен в том, что не может различать свои мысли и мысли других людей. Эта тенденция уменьшается по мере того, как ребенок проходит через эту стадию развития.
Центрирование. Получив зрительный стимул, ребенок, находящийся на дооперациональной стадии, стремится сфокусировать, или центрироватъ, все свое внимание только на одном аспекте или свойстве такого стимула в каждый момент. Восприятие, или то, как вещи выглядят, доминирует в любом мысленном задании, поскольку ребенок фокусирует свое внимание именно на внешнем виде.
Нетрансформационное рассуждение. На дооперациональной стадии ребенок не фокусирует свое внимание на трансформации предмет претерпеваемой им на пути от начального к конечному состоянию. Вместо этого ребенок концентрирует свое внимание на элементах в последовательности таких превращений или на каждом последовательно возникающем состоянии. Например, когда четырехлетним детям показывали стакан воды, которую затем выливали в другой стакан, спрятанный за экраном, многие из них правильно понимали, что в этом невидимом стакане столько же воды, сколько ее было в первом стакане. Однако когда воду из первого стакана выливали в меньший стакан, который дети могли видеть, все они говорили, что во втором, более низком стакане воды меньше, чем в первом. Дети, находящиеся на дооперациональной стадии развития, сосредоточивали свое внимание лишь на начальном и конечном состоянии, не учитывая ту трансформацию, которая имела место между ними. Нетрансформационное рассуждение делает невозможным логичное мышление.
Необратимость. Способность поворачивать мысль в обратном направлении, или следовать за линией рассуждения вспять, к тому моменту, где оно началось, является, согласно Пиаже (1954)[20], одной из важнейших характеристик интеллекта. Для того чтобы понять, что что-то, изменившееся внешне, не изменилось количественно, ребенок должен суметь мысленно обратить назад операцию изменения и восстановить первоначальный вид этой вещи у себя в голове. Если кто-то наедет на ваш автомобиль и сделает в нем вмятину, то вы все же сможете сказать, что это ваш автомобиль и все же сможете вообразить или мысленно представить себе, как он выглядел без этой вмятины. Вы можете это сделать потому, что операциональное мышление позволяет вам «прокрутить» событие в обратную сторону, так сказать, «думать назад». Дооперациональное мышление на это не способно. Для ребенка, который находится на дооперациональной стадии развитиия мышление необратимо. Раз уж что-то изменилось, то это «новая» вещь, отличающаяся от оригинала.
Если ребенку на дооперациональной стадии дать два одинаково длинных ряда из 8 монет каждый, то такой ребенок распознает, что эти два ряда равны между собой. Если же один из рядов удлинить и ребенок буде видеть это, он все же будет ощущать, что в удлиненном ряду больше монет. Ребенок на дооперациональной стадии мышления не может обратить, или вернуть назад, такое удлинение ряда у себя в голове, чтобы «увидеть», что ряд все еще содержит то же самое число монет, что и раньше, только теперь они расположены дальше друг от друга. Ребенок, находящийся на этой стадии, не может обратить действие, а потому в своих суждения о предметах зависит только от восприятия или внешнего вида их.
Выдвинутые Пиаже четыре понятия — эгоцентризм, центрирование, трансформационное мышление и необратимость — тесно связаны друг с другом. Когда ребенок фокусирует все внимания на себе, судит о вещах по одному лишь измерению и не обращает внимания на трансформацию вещей или на действия, которые заставляют вещи изменяться, то отсюда, разумеется, следует, что такой ребенок не будет в состоянии мыслить обратимо, или представить вещь такой, какой она когда-то была. Поскольку физическая реальность идет только в одном направлении — вперед, у ребенка, находящегося на дооперациональной стадии, отсутствуют физические модели обратимого мышления. И только тогда, когда зрелость и опыт объединятся, чтобы помочь ребенку преодолеть эгоцентрические, центрированные и нетрансформационные рамки мышления, способность к обратимому мышлению станет возможной.
Сохранение — это идея или осознание того, что величина или количество чего-то остается без изменения независимо от изменений в любом другом, не относящемся к величине или количеству, измерении. Ребенок способен к операции сохранения, если может распознать, что число монет или точек в каждом из двух рядов является одинаковым даже в том случае, когда монеты или точки в одном ряду находятся дальше, чем монеты или точки во втором ряду. Это называется сохранением числа.
Ребенок способен также к операции сохранения, когда может понять, что площадь, заключенная в двух разных формах, — даже если у этих форм разное расположение — является одинаковой. Это называется сохранением площади.
И наконец, ребенок способен к операции сохранения, когда может понять, что количество воды в двух стаканах разной формы на самом деле одинаково, даже если уровень воды в одном из них выше. Это называется сохранением объема.
По мере того, как осуществляется переход от дооперационального мышления к конкретному операциональному мышлению, появляется способность к операции сохранения. Мало вероятно, что эта способность появится тогда, когда мышление ребенка сильно характеризуется эгоцентризмом, центрированием внимания, нетрансформационностью и необратимостью, потому что такой характер мышления несовместим со способностью совершать мысленные операции, подобные операции сохранения, которая является логической, не зависящей от того, какова видимость вещей. Поэтому способность к операции сохранения не проявляется почти до конца дооперациональной стадии и не развивается полностью до того момента, когда ребенок вступает в стадию конкретных операций.
Таким образом, возникновение мысленного сохранения является постепенным процессом. Он растягивается от возраста ребенка, равного примерно 5—6 годам, когда появляется способность к операции сохранения числа, до примерно 11 или 12 лет, когда появляется способность к операции сохранения твердого объема. В течение этого периода (с 7 до 8 лет) появляется сохранение площади и жидкого объема. Отсюда операция сохранения в какой-то степени перекрывает две стадии развития.
продолжение
--PAGE_BREAK--