Реферат по предмету "Психология"


Проблемы пьянства среди подростков

--PAGE_BREAK-- мероприятия

   купируют абстинентный синдром, разрушают физическую  зависимость.  Однако

   психическая зависимость, играющая в развитии наркомании  важнейшую  роль,

   остается вне досягаемости для существующих  сегодня  психотерапевтических

   мероприятий, построенных в соответствии  с  традиционным  психиатрическим

   подходом. Сложившаяся в медицине (психиатрия  и  клиническая  психология)

   традиция связывать употребление наркотиков и злоупотребление ими с какими-

   либо психопатологическими процессами  в  индивидуумах  лишь  консервирует

   наркотическую  проблему.  Внушение  больному  отвращения  к  принимаемому

   средству, когда он находится в состоянии гипноза  и  во  время  выработки

   отрицательного рефлекса на вещество, которым злоупотребляет,  оказывается

   малопродуктивным методом разрушения психической зависимости.

              Таким  образом,  чисто   медицинский   подход   к   наркомании

оказывается неэффективным ни в плане лечения и реабилитации, ни тем более  в

плане профилактики.
      Психологический аспект. Известно, что наркоманов можно встретить среди

любых типов личности и  что  потребность  в  изменениях  состояния  сознания

является характерной для рода  человеческого  вообще,  но  ведь  не  все  же

принимают  наркотики,  а  тем  более  становятся  наркоманами.  Исследования

позволяют утверждать, что существуют психологические  факторы,  определяющие

характер индивидуальных  реакций  молодого  человека  на  действие  и  выбор

наркотика.

      Некоторые специалисты, пытаясь определить  «донаркотическую»  личность

наркомана,  на  первое  место  ставят  импульсивный  характер.  Они  относят

наркоманию к импульсивным неврозам, а состояние, предшествующее  наркомании,

считают  основным,  решающим  фактором,  инициирующим  ее  возникновении.  В

поисках этиологических  факторов  наркомании  значение  нужно  придавать  не

только  химическим  эффектам  наркотика,  а  больше  обращать  внимание   на

символическое значение, которое наркотик имеет для пациента.  С  этой  точки

зрения,  наркомания  является  своеобразным   выражением   неупорядоченности

личности и неприспособленности ее к окружающему миру.

      Некоторые исследователи, говоря о донаркотической личности  наркомана,

выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут,  хотя  и  не

обязательно,   стать   причиной   наркомании:   эмоциональная    незрелость,

неполноценная  психосексуальная  организация,  садистские   и   мазохистские

проявления, агрессивность и нетерпимость. Слабые адаптационные  способности,

склонность  к  регрессивному  поведению,  неспособность   к   межличностному

общению с партнером и т. д.

          Принимая все это во внимание, можно сделать вывод, что  наркомания

и склонность к употреблению  наркотиков  как  ненормальные  формы  поведения

являются суммой разных факторов, обусловленных как  индивидуальными,  так  и

социальными особенностями. А также комбинацией тех и других.

      Таком образом, с точки зрения  психологии  наркомания  рассматривается

как проблема личности,  принимающей  наркотики,  в  определенном  социально-

культурном контексте. При этом  общество,  социальная  и  культурная  среда,

реагируя на наркоманию, встраиваются своими  реакциями  в  наркоманский  тип

поведения. Отсюда становится понятным, что для эффективной  реабилитационной

работы  необходима  реализация  комплексного  подхода,  включающего  в  себя

работу с личностью наркомана, его ближайшим  микросоциальным  окружением,  а

также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение  к  наркотикам

так, чтобы, по крайней мере, не  подкреплять  их  отношения  к  себе  как  к

социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.

      Отношение к наркотику не существует изолированно от отношений к другим

сторонам жизни и поэтому может быть изменено  лишь  в  контексте  измененной

системы отношений личности в целом.
                               Если искать причину, что же заставляет людей

                               испытывать  трудности,  то   в   большинстве

                               случаев все происходит потому, что они  себя

                               презирают,   считают   себя   никчемными   и

                               недостойными любви. Иногда такое отношение к

                               себе маскируется  притязаниями  человека  на

                               что-то большее, и почти каждый  из  нас  это

                               тщательно скрывает.

                                                          Карл Роджерс
   Сегодня  в  России  просматриваются  следующие  особенности  и  тенденции

подростковой и юношеской наркомании:

рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;

высокий темп рост наркомании, особенно детской и подростковой;

значительное     расширение     ассортимента     наркотиков,     нарастающее

распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;

полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);

тенденция омоложения,  более  раннему  возрасту  употребления  наркотических

веществ;

широкая доступность так называемых вовлекающих наркотиков и включение  их  в

молодежную субкультуру,  что  обеспечивает  рекламу  наркотиков  и  снижение

«порока страха»  перед  их  применением,  существование  налаженной  системы

вовлечения  в  употребление  наркотиков  детей   и   подростков,   изменение

структуры наркомании от болезни, характерной  для  определенного  круга  лиц

(социально неблагополучные,  страдающие  психическими  нарушениями,  имеющие

криминальное  прошлое),  к  состоянию,  характерному   для   большей   части

молодежи;

феминизация (все большее количество  молодых  девушек  начинают  употреблять

наркотики);

неграмотность  и   противоречивость   профилактической   информации,   часто

приводящие к противоположному эффекту;

проводимые профилактические  мероприятия  (образовательные)  характеризуются

малой    широтой    распространения,    отсутствием    научного     подхода,

неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;

все возрастающий страх  взрослых  и  стремление  дистанцироваться,  уйти  от

проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все  ее

решения на правоохранительные органы;

тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;

все  большая  очевидность  неэффективности  и  недостаточности   медицинской

(медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;

существующая система лечения и реабилитации  наркозависимых  характеризуется

направленностью на старую социальную структуру больных (психически  больные,

бывшие криминальные элементы и т. д.);

в  реабилитации  и  профилактике  преобладает  ведомственный   подход,   что

препятствует комплексному  решению  проблемы  реабилитации  и  профилактики;

существующие подходы к  реабилитации  не  дают  эффективности,  сравнимой  с

мировым показателем;

существующая система финансирования  реабилитации,  научных  исследований  в

этой области и оплата труда специалистов не способствует улучшению  качества

работы;

ситуация  с  реабилитацией  приводит  к  созданию   мифа   о   неизлечимости

наркомании, что утяжеляет положение наркоманов;

наркомания на сегодняшний день  стала  основным  источником  распространения

венерических заболеваний и даже СПИДа.

      Подведя итоги результатов исследования причин употребления школьниками

одурманивающих веществ, можно сказать, что основу  внутренних  побудительных

сил составляет действие механизма поиска впечатлений  на  фоне  неразвитости

сферы  потребностей,  подражание  взрослым  (или   сверстникам),   искажение

процесса социализации, потребность в  саморегуляции  внутреннего  состояния,

особенно  в  психотравмирующей  ситуации,  нарушения   в   эмоциональной   и

познавательной сферах, недостаток научных знаний о  здоровом  образе  жизни,

об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их  употребления

для личности и общества.

      Спровоцировать интерес к наркотикам и токсическим веществам и  желание

поэкспериментировать с ними может также  когнитивно-эмоциональный  диссонанс

в  структуре  представлений  школьников   о   наркомании   и   токсикомании,

возникающий  при  некомпетентной  антинаркоманской  контрпропаганде   –   не

учитывающей  половозрастные  особенности  школьников  и  современные  методы

ведения первичной профилактической антинаркоманской работы.

      Правильное  понимание  причин  наркотизации   позволяет   специалистам

экономично использовать свои профессиональные ресурсы.
      Условно можно выделить четыре основных группы факторов, способствующих

развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности.

Нравственная  незрелость  личности:  отрицательное  отношение  к   обучению,

отсутствие социально одобряемой активности и социально  значимых  установок;

узкий круг и  неустойчивость  интересов,  отсутствие  увлечений  и  духовных

запросов;   неопределенность   в   вопросах   профессиональной   ориентации,

отсутствие   установки   на   трудовую   деятельность,   дефицит   мотивации

достижений, уход от ответственных ситуаций и  решений;  утрата  «перспективы

жизни», видения  путей  развития  своей  личности;  терпимость  к  пьянству,

наркотикам.

Нарушенная  социальная  микросреда:  неполная   семья;   сильная   занятость

родителей; отсутствие  братьев  и  сестер;  искаженные  семейные  отношения,

приводящие  к  неправильному   освоению   социальных   ролей,   неправильное

воспитание;   раннее   (12-13   лет)   начало   самостоятельной   жизни    и

преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий  и  неконтролируемый

доступ к деньгам и непонимание  того,  как  они  достаются;  алкоголизм  или

наркомания у кого-либо из близких родственников или  близких  людей;  низкий

образовательный уровень родителей.

Индивидуально-биологические     особенности     личности:     наследственная

отягощенность  в  отношении  психологических  заболеваний   и   алкоголизма,

тяжелые  соматические  заболевания  и  нейроинфекции   в   раннем   детстве;

органические поражения  мозга,  умственное  недоразвитие  и  психологический

инфантилизм.

Индивидуально-психологические  особенности  и  нервно-психические   аномалии

личности:  низкая  устойчивость  к   эмоциональным   нагрузкам,   повышенная

тревожность,   импульсивность,   склонность   к   рискованному    поведению,

недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных  условиях,  различной

выраженности    акцентуации    характера,    преимущественно    комформного,

гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.

         В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного

риска наркомании у подростков. Согласно наркологическому подходу,  основными

признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе,  табаком,  алкоголем,

наследственная отягощенность наркологическими и психическими  заболеваниями.

При педагогическом  подходе  признаками  риска  считаются  вредные  привычки

(грызение  ногтей,  курение),  педагогическая  запущенность,  воспитание   в

социально  неблагополучных  семьях.  Правоохранительный  подход  в  качестве

основных  признаков  риска  рассматривает  определенные  формы   девиантного

поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от  учебы  и

работы, участие в асоциальных подростковых группах.  Психиатрический  подход

основное значение придает  психическим  нарушениям:  неврозам,  психопатиям,

депрессиям, органической мозговой патологии.

      В подростковом возрасте возможны резкие  и  не  всегда  прогнозируемые

проявления  саморазрушающего  поведения.  К  сожалению,   внешняя,   скорее,

демонстративная  поведенческая  доминанта  не  снижает  реальной   опасности

рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего  над  собой

подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные  телесные

повреждения и увечья, более того, даже перспектива смерти  не  являются  для

него барьером на пути принятия «своих» решений.  Последствия  таких  решений

при  определенных  обстоятельствах  могут   трансформироваться   в   условия

аномального развития молодого человека.  И  тогда  влечение  к  употреблению

наркотиков  становиться  не  только   признаком   личностно-психологического

неблагополучия,  но  и  явным  показателем   сложившегося   саморазрушающего

поведения   и    развития.    Причинами    саморазрушающего,    аномального,

деструктивного развития, как правило, являются:

неспособность подростка к продуктивному выходу  из  ситуации  затрудненности

удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

несформированность  и  неэффективность   способов   психологической   защиты

подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;

наличие  психотравмирующей  ситуации,  из  которой  подросток   не   находит

конструктивного решения.

      Особого внимания  заслуживает  анализ  причин,  по  которым  некоторые

старшеклассники, находясь объективно в равных  условиях,  все  же  сохраняют

наркоустойчивость,  тогда  как  другие  начинают  употреблять  наркотические

вещества.

      Во-первых,  подростки  отличаются  психологическими  особенностями   в

переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных  и  межличностных

конфликтов, различным поведением  в  условиях  конфликтных  взаимоотношений.

Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях  со

взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в  отношении  наркотиков,

нежели их «неконструктивные» ровесники.

      Во-вторых, подростки различаются фактором  стрессоустойчивости.  Дети,

обладающие индивидуальной  внутрипсихологической  способностью      продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.