Содержание
Введение
1. Социально-правовые ипрофессионально-этические нормы деятельности практических психологов
2. Профессиональнаякомпетентность психолога как интегративная характеристика его труда
3. Основные этические принципыдеятельности психолога
Заключение
Литература
Введение
Одной изважнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовыхпредписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действияправа.
Анализ современныхпубликаций, так или иначе освещающих проблематику профессиональной подготовкипсихологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две вравной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая ипсихотехническая. Подобное положение вещей легко объяснимо спецификой самогосодержания деятельности психолога-практика.
Каждый человек со своимипереживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен иуникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, нипсихолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию или, нахудой случай, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем,исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, илименяет его условия.
Всякоенеквалифицированное использование инструментария психодиагностики,психологического развития, психокоррекции и психологического консультированияможет нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека иликоллектива, дискредитировать саму психологическую службу.
Вэтих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступаютсоциально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельностипрактических психологов.
профессионализмпрактический психолог этический
1. Социально-правовые ипрофессионально-этические нормы деятельности практических психологов
«Кодекс чести»(профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует разработкиобщих правил и принципов поведения, оценки профессионального соответствия, атакже соблюдения определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защитуинтересов личности клиента.
Он включает в себямножество нравственных вопросов, возникающих в нестандартных и вместе с темобычных в работе практического психолога ситуациях: как распоряжатьсяличностной информацией при работе с членами одной семьи (супругами, родителямии детьми), при решении конфликтов в производственном коллективе; насколькопозволительно делиться собственными взглядами и ценностями, чтобы не допуститьнавязывания их клиенту или отчуждения клиента; как определить границы принятиямировоззрения клиента и пределы отказа от собственных ценностей без ущерба длясобственного «Я» и т.д. и т.п.
Во-первых,вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию.Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все этопоможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальнымизадачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности впроведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов ирекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если ониполучены вследствие комплексного, всестороннего анализа.
Методики,которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабостьподготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить кпрактическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главнымправилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!». В случаях, еслиребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие впсихологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
Во-вторых,вся исследовательская деятельность практического психолога должна носитьприкладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельностисвоего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Преждевсего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладуколлективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведениипсихологической работы. Необходимо добиваться доверительного идоброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректностьдолжна соблюдаться и в использовании психологического инструментария.
Полученнаяинформация не может быть использована ни в корыстных целях, ни длязлоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких-либо иныхцелях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегдапомнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особогохарактера [7, c.215].
В-третьих,охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиватьсякомпетентной реализации своих должностных функций. При этом тесновзаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью.Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способныоказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретныепредложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять.Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности.
В-четвертых,постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнятьарсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современнымипсихотехнологиями. Профессионализм практического психолога — основа успешностиего труда.
Такимобразом, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современномобществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Все они объединеныединой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизацииресурса социального субъекта.
Специфическиепсихологические особенности (качества) выражают сформированность всехкомпонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний,образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность. Ихспецифический характер определяется как природными особенностями психолога, таки характером труда, спецификой объекта. Одним из обязательных условийдеятельности психолога-профессионала является соблюдение определенных этическихнорм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента.
/>2. Профессиональная компетентность психолога какинтегративная характеристика его труда
Успешностьреализации деятельностного подхода в труде практического психолога основываетсяна достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категорииспециалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных иединичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активностипсихолога в конкретной сфере труда — образовательной, управленческой,производственной, коммерческой и т. п.
Наблюдаяза политиком, руководителем, бизнесменом и просто человеком, вступившим в XXI век, осознаешь потребность каждогоиз них в помощи профессионального компетентного психолога.
Профессионализмв этой сфере деятельности открывает каналы для проникновения в глубиннуюприроду отдельно взятого субъекта труда и жизни, всевозможных связей иотношений в коллективах и общесоциальных объединениях. На этой основеобеспечивается выявление и использование эффективных средств влияния наморфологическом, психофизиологическом, психическом, социально-психологическом исоциальном уровнях. Таким образом, профессионализм практического психологаможно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.
Понятие«профессионализм практического психолога» обусловлено реальными детерминантамии индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного всовокупность всех взаимосвязей.
Важноотметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность практическогопсихолога, обусловливает ее цель. В данном случае цель — это вполнеопределенное представление о возможном результате выполняемой деятельности.Если учесть характер реальных условий, то перед практическим психологомвозникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решить для полученияконкретного результата.
Чтобыпройти дистанцию от представления о результате (цели) до его реальноговоплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенныедействия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями.Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом (активнымдействующим лицом) деятельности.
Вполнеочевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять своифункции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязихарактеризуются общим понятием — профессиональная компетентность, илипрофессионализм.
Профессиональнаяпозиция практического психолога выступает совокупным детерминантом егоактивности. Кроме того, она может служить мерой конгруэнтности в выполняемойпрофессиональной деятельности. Если в основу общей ориентации психологаположены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана ипринята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действияявляются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций ипродуктивных инноваций современной психологии и акмеологии, то в такой позициифокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы обществаи клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способнастимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельностипрактического психолога.
Знаниепрактическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональнойдеятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимойпредпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых долженбыть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальныхособенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Необойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков.
Итак,профессиональная компетентность характеризуется сформированностью упрактического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений,психологических особенностей (качеств) и профессиональных позиций. Здесьзнания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристикипрофессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают вкачестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога кдеятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различныхуровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов,среди которых — индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями длявыполнения профессиональных функций.
Следовательно,профессиональная деятельность практического психолога, являясь важнейшейстороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельногоявления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности,повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.
3. Основныеэтические принципы деятельности психолога
Главной цельюЭтического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей,вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодексдолжен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы склиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающихв процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградитьклиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного инеквалифицированного использования психологических знаний, и в то же времязащитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекссоставлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» идействующим Российским законодательством.
ИзучениеЭтического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практическогопсихолога-руководителя психологической службы.
Для решениявозникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составерегионального научно-методического совета службы практической психологииобразования.
Этические принципы призваны обеспечить:
· решение профессиональныхзадач в соответствии с этическими нормами;
· защитузаконных прав людей, с которымипсихологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов,педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которымиработает психолог
· сохранениедоверия между психологом и клиентом;
· укрепление авторитета психологическойслужбы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей ипедагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридическойправомочности.
5. Принцип квалифицированной пропагандыпсихологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента оцелях и результатах обследования. Данные принципы согласуются спрофессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международномсообществ
Принципконфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессепроведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а вситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена вформе, исключающей ее использование против интересов клиентов.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях,тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характереинформации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или)учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников,родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика,консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента,запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога вовремя его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающейидентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируетсяи хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности,результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме,исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными вкруг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностикиили консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц,несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнеговозраста).
7. Администрация органа управления образованиемили образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическоеобследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательствосохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результатыобследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщениясведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательнойситуации.
Принцип компетентности
1. Психолог четко определяет и учитываетграницы собственной компетентности.
2. Психолог несет ответственность за выборпроцедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности
1. Психолог осознает своюпрофессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за своюпрофессиональную деятельность.
2. Проводя исследования, психологзаботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работыим во вред.
3. Психолог несет ответственность засоблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит онпсихологическую работу сам или она идет под его руководством.
4. Психолог несет профессиональнуюответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанныев средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
5. Психолог в публичных выступлениях неимеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждениеотносительно своего образования и компетентности.
6. Психолог может не информироватьклиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативныепути достижения этих целей невозможны.
7. При принятии решения об оказаниипсихологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимсяв остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагнозпсихического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несетответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
Принцип этической и юридической правомочности
1. Психолог планирует и проводитисследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональнымитребованиями к проведению психологической деятельности.
2. В случае расхождения между нормами данногоКодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательногоучреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятсядо сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональнойпсихологической общественности (методического объединения) или областного научно-методическогосовета службы практической психологии.
3. Нормы данного Кодекса распространяютсятолько на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектамиобразовательного процесса.
4. Психолог может выполнять свои обязанностиофициального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностьюраспространяются нормы данного Кодекса.
Принцип квалифицированной пропаганды психологии
1. В любых сообщениях, предназначенныхдля людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточнойинформации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информациявозможна только в сообщениях для специалистов.
2. Во всех сообщениях психолог должен отражатьвозможности методов практической психологии в соответствии с реальным положениемдел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь засобой неоправданные ожидания от психолога.
3. Психолог обязан пропагандироватьдостижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительнымсостоянием науки на данный момент.
Принцип благополучия клиента
1. В своих профессиональных действияхпсихолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектовобразовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречиес этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясьпринципом «не навреди».
2. Психолог в ходе профессиональной деятельностине должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свободличности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности,вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
3. В профессиональной деятельности психологаобразования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основногосубъекта образовательного процесса.
4. Психолог придерживается доброжелательногои безоценочного отношения к клиенту.
Принцип профессиональной кооперации
1. Работа психолога основывается на правеи обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работынезависимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
2. Психолог воздерживается от публичныхоценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов иобследуемых лиц.
3. Если этическое нарушение не можетбыть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему наобсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях — наэтическую комиссию регионального научно-методического совета службыпрактической психологии образования.
Принцип информированности клиента о целях и результатахобследования
1. Психолог информирует клиента о целяхи содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах испособах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии вэтой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьмидо 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, ихзаменяющие.
2. В процессе профессиональнойдеятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различныеаспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии имсамостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощидолжен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
3. Психолог должен информироватьучастников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могутповлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физическийриск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
4. Для получения согласия клиента напсихологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологиюи доступный для понимания клиента язык.
5. Заключение по результатамобследования не должно носить категорический характер, оно может бытьпредложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкимии не содержать заведомо невыполнимых условий.
6. В ходе обследования психолог долженвыявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.
Таким образом, правовыеэтические принципы Кодекса призваны оградить клиентов и общество в целом отнежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использованияпсихологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическуюпсихологию от дискредитации.
Заключение
Итак,труд практического психолога, являясь особым видом труда в современномобществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Все они объединеныединой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизацииресурса социального субъекта. Специфические психологические особенности(качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала:психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют емуосуществлять избранную деятельность. Их специфический характер определяется какприродными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта.
Профессиональнаядеятельность практического психолога, являясь важнейшей стороной его труда,требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится всамой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением,личностным развитием и результатами совокупного труда.
Однимиз обязательных условий деятельности психолога-профессионала являетсясоблюдение определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защитуинтересов личности клиента. Эти нормы изложены в этическом Кодексе психолога ипризваны оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствийбесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, ив то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.
Литература
1. Бондаренко А.Ф. Социальнаяпсихотерапия личности (психосемантический подход). — Киев: КГПИИЯ. — 1991.-256с.
2. Битянова М.Р. Организация психологическойработы в школе (серия Практическая психология в образовании)- М., Совершенство,2001. – 264с.
3. Братусь Б.С. Опыт обоснованиягуманитарной психологии Вопр. психологии, 2000, N6 — C. 9-16
4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.: Медицина, 1999.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания.Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.- 368с.
6. Василюк Ф.Е. Уровни построенияпереживания и методы психологической помощи Вопр. психологии, 1988, N 5. — С.27- Зинченко В.П. «Системный анализ в психологии» Психол.«журнал, 2001. — Т. 12, N 4. — С. 120-138.
7. Рабочая книга практического психологаПод ред. А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во ИнститутаПсихотерапии, 2003. – 640 с.
8. Эткинд А.М. Психология практическая иакадемическая: расхождение когнитивных структур внутри профессиональногосознания Вопр. психологии, 2003, N 6. — С. 20-30.