Реферат по предмету "Психология"


Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна

Введение
Однаиз примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическомприменении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития.Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви,внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как идругие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать вжизни общества.
Одноиз следствий такого прогресса в цивилизованных странах-то, что все дети ссиндромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях внедома. Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать иписать. Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получаетпримеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тожесоздаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попыткиинтегрированного образования таких детей.
Актуальность. На сегодняшний деньизвестны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромомДауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов онистановились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже моглиполучить высшее образование [17, c. 65]. Это говорит о том, что работа с такими детьми – делонебезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физическихзатрат.
СиндромДауна – тяжелая генетическая аномалия. По статистике, один младенец изшестисот-восьмисот появляется на свет с этим отклонением, с одной лишнейхромосомой. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» – настолькоони добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либообидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться.И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-тоновое. Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромомДауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания ипонимания – как со стороны семьи, так и всего общества.
Синдром получилназвание в честь английского врача Джона Дауна (John Down), впервые описавшегоего в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменениемколичества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетикомЖеромом Леженом. Интенсивная разработка фундаментальных основ современнойкоррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев) и результативностьпсихолого-педагогических исследований, предпринятых в последние годы попроблеме ранней коррекции (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова,Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова,Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.), создали научные предпосылки дляболее внимательного анализа состояния проблемы, касающейся возможностейинтеграции в общество детей с синдромом Дауна.
Целькоррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация,приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используявсе познавательные способности детей, и, учитывая специфику развитияпсихических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, ставвзрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простуюработу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Этиобстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования:«Социально-психологическая адаптация детей синдромом Дауна к специализированнымусловиям в ДОУ».
Объектисследования – психологические особенности детей дошкольного возраста ссиндромом Дауна.
Предметисследования – психолого-педагогические условия социально-психологическойадаптации к специализированным условиям в ДОУ у детей с синдромом Дауна.
Цельисследования – изучить факторы успешной социально-психологической адаптациидетей с синдромом Дауна в условиях специализированного реабилитационногодетского учреждения.
Гипотезаисследования. Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромомДауна зависят благоприятных социальных условий и способов взаимодействия сокружающей действительностью.
Эффективностьпедагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптациюи формирование социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна, окажетсясущественно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальныхпрограмм с использованием методики, направленной на развитие и коррекциюкогнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников.
Задачиисследования:
1) Анализлитературы по теме исследования;
2) Изучитьособенности социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна кспециализированным условиям в ДОУ;
3)Разработать и экспериментально проверить, методику, направленную на успешнуюсоциально-психологическую реабилитацию к специализированным условиям в ДОУ удетей с синдромом Дауна.
Базаисследования: ДОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток», г. Йошкар-Ола,улица Эшкинина, дом 7.
Практическаязначимостьисследования состоит в возможности использования его результатов приорганизации целенаправленной коррекционной психолого-педагогической помощи нетолько детям с синдромом Дауна, а также другим группам глубоко умственноотсталых детей.
даунреабилитация адаптация ребенок

1.Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптациидетей с синдромом Дауна к специализированным условиям в ДОУ
1.1Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
СиндромДауна – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью,нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболеераспространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных,поступающих в психиатрические лечебницы [2, c. 35].
Наоснове достижений последних десятилетий в области медицинской и молекулярнойгенетики, биохимии и цитогенетики существенно изменились представления обэтиологических механизмах нарушений развития у детей. Среди причинпатологических состояний и заболеваний, при которых первично или вторичнонарушается развитие психики ребенка, значительное место занимают различныепатогенные мутации.
Повышенныйинтерес, проявляемый различными специалистами к указанной группе, объясняетсявыраженной частотностью синдрома Дауна, очерченностью клинических признаков, атакже лучшей (в сравнении с другими хромосомными синдромами) выживаемостью и вэтой связи – возможностью ранней диагностики.
Анализлитературных сведений показывает, что болезнь Дауна является наиболее изученнойформой олигофрении. Впервые ее описал в 1836 г. французский психиатр Ж. Эскироль,а в 1866 г. – английский педиатр Джон Лангдон Даун, который представил еев клинической характеристике как «монголоидную идиотию». Оценка синдрома Даунакак монголизма приписывается также Роберту Чемберсу.
Наиболееполное научное описание указанной аномалии после Л. Дауна принадлежитанглийским врачам Фрейзеру и Митчелу (1876), а в конце 90-х 12 гг. болезньДауна описывалась уже в различных странах: в Англии на нее указывают Смит,Гаррод; во Франции – Бонвель; в Германии первое описание принадлежит Ньюману(1899). В России об этом заболевании впервые сообщил известный психиатр П.И. Ковалевский(1905).
Множественныеописания синдромальных признаков не объясняли причин их возникновения, поэтомуотсутствие точных данных о причине болезни приводило исследователей кравновероятным теориям и гипотезам: атавистической, теории расовой дегенерации,вырождения, гипотезе эндокринной патологии и др.
СамЛ. Даун объяснял происхождение «монголоидного идиотизма» расовой дегенерациейили атавизмом. Описывая группу больных, он пришел к заключению, что многие изних имеют облик типичного монгола, полагая, что это сходство обусловлено«регрессией к азиатской расе», которую считал древнейшей из всех. Эта точказрения опиралась на разработанную Р. Чемберсом в 1844 г. схемуразвития, согласно которой «монголы представляют собой остановившихся вразвитии новорожденных». Чемберс предполагал, что к рождению детеймонголоидного типа приводят кровосмесительные браки родителей, а также рождениедетей родителями в зрелом возрасте.
Мнениео том, что лица с синдромом Дауна в некотором роде «монголы», просуществовалодо 1930 г., хотя еще в 1906 г. критиковалось сыном самого ЛангдонаДауна – Реджинальдом. Большинство исследователей выражало сомнение ивысказывали критические замечания относительно теории расовой дегенерации,однако предложенное Дауном название «монголоидная идиотия», надолго утвердилосьв зарубежной литературе под названием «монголизм».
Вотечественной науке названия «монголизм», «монголоидная идиотия» считаются некорректными, большинство авторов используют в качестве определения «болезньДауна», при этом некоторые из них (Е.Ф. Давиденкова, 1966) не согласны сназванием «синдром Дауна».
Вначале XX столетия большинство ученых остановились на предположении огенетическом происхождении синдрома Дауна. Гипотеза о наследственной природевпервые была высказана самим Лангдоном Дауном. Идеи относительно того, чтосиндром Дауна связан с аномалиями хромосомного набора были основаны больше нанаучной интуиции. Еще в 1932 г. Варденбург предположил, что синдром Даунаможет быть вызван дупликацией или нехваткой участка хромосомы. Гипотезу охромосомной 14 природе синдрома Дауна высказывали также Блейер, Роджер и Пирсон[10, c. 95].
Послеоткрытия хромосомной этиологии синдрома Дауна началась интенсивная разработкатеоретических проблем относительно этого заболевания, возрос интерес к егоклиническим проявлениям, интенсивно развивались методы объективной лабораторнойдиагностики для определения генетической формы (регулярная трисомия,транслокационный вариант, мозаицизм).
Наличиенечетких, так называемых «мягких» форм синдрома Дауна признавалось все время,начиная с работ Л. Дауна. Это были такие случаи, когда в части клетокхромосомный комплекс не изменен и лишняя 21 хромосома обнаруживается только вопределенном проценте клеточных ядер, что и является признаком мозаицизма.
Вгруппе с количеством трисомных клеток менее 50% чаще встречается сохранныйинтеллект в нижних ее границах, что сближает его с так называемой пограничнойформой умственной отсталости, а при наличии более 50% трисомных клеток чащевыявляется олигофрения. На самом деле синдром Дауна не связан с расовымиособенностями и встречается у представителей всех рас. Синдром удалосьэкспериментально воспроизвести у крыс путем рентгеновского облучения эмбрионана 12–13-й день беременности.
Точноеустановление этиологии позволило определить место синдрома Дауна среди другихформ патологии человека, относящихся к хромосомным нарушениям. При всех видаххромосомных аберраций в аутосомах (нехватка, лишняя хромосома, делеция илитранслокация) неизбежно возникает слабоумие, при котором грубыйинтеллектуальный дефект сочетается с поражением ряда систем: костной,сердечнососудистой, эндокринной, зрительной, слуховой, речевой и др. [30, c. 26].
Наосновании клинических исследований можно утверждать, что у большинства детей стрисомией-21 имеется сложный психофизический дефект. Изолированная умственнаяотсталость наблюдается только у 18% больных, а у 42% из них умственнаяотсталость сочетается с нарушением слуха, у 12% – с дефектами зрения, у 28% – снеполноценностью обеих сенсорных систем [13, c. 148].
Помимоуже упоминавшихся особенностей строения глаз у больных с синдромом Даунавыявляются и другие характерные признаки: маленькая округлая голова, гладкаявлажная отечная кожа, сухие истонченные волосы, маленькие округлые уши,маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастуювысунут наружу, так как не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые,мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым ивторым пальцами на кистях и стопах увеличено. Конечности короткие, рост, какправило, значительно ниже нормы. Половые признаки развиты слабо, и, вероятно, вбольшинстве случаев способность к репродукции отсутствует. Кроме того, дети сболезнью Дауна очень восприимчивы к инфекции и поэтому часто болеют.
Интеллектбольных обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Коэффициентинтеллектуального развития (IQ) колеблется между 20 и 49, хотя в отдельныхслучаях может быть выше или ниже этих пределов. Даже у взрослых больныхумственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка. Вруководствах традиционно описываются такие черты больных с синдромом Дауна, какпокорность, позволяющая им хорошо приспосабливаться к больничной жизни, ласковость,сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству,а также чувство ритма и любовь к танцам. Однако систематические исследования,проведенные в Англии и США, не подтверждают этот образ.
Установлено,что если синдромом Дауна страдает один из однояйцовых близнецов, то неизбежноболен и другой, а у разнояйцовых близнецов, как и вообще у братьев и сестер,вероятность такого совпадения значительного ниже. Данный факт дополнительносвидетельствует в пользу хромосомного происхождения болезни. Однако синдромДауна нельзя считать наследственным заболеванием, так как при нем не происходитпередачи дефектного гена из поколения в поколение, а расстройство возникает науровне репродуктивного процесса.
Большинствоавторов склоняется к тому, что частота синдрома Дауна одинакова среди обоихполов. Усилия зарубежных и отечественных специалистов из медико-биологических иклинических разделов науки направлены на профилактику и медикаментознуютерапию, но, к сожалению, в настоящее время не существует достаточноэффективного лечения синдрома Дауна, хотя в практике используется широкийспектр препаратов-психостимуляторов, витаминов, общеукрепляющих средств и др.
Предпринималисьпопытки лечить детей с синдромом Дауна гормонами щитовидной железы и гипофиза,однако эти методы находятся пока на стадии разработки. Как и другие умственноотсталые дети их уровня, больные с синдромом Дауна поддаются обучению бытовымнавыкам, координации движений, речи и другим простым функциям, необходимым вповседневной жизни [2, c. 85].
Итак,не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективноголечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальнойадаптации.

1.2Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна
Подчиняясь, вцелом, общим закономерностям психического развития, развитие аномальногоребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важнуюроль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выготского.Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка,согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора илиинтеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит кцелому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картинасвоеобразного атипичного развития [11, c. 8.]. Сложность структурыаномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванногобиологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влияниемпервичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Вторичныеотклонения, в зависимости от степени нарушения, имеют разный уровеньвыраженности, то есть существует прямая зависимость количественного икачественного своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребёнка отстепени и качества первичного дефекта.
В качествепоследствий аномальной социализации необходимо назвать такое явление как«социальный аутизм» – отстранение от окружающего мира [2, c. 21.].
Исключениеребёнка-инвалида из общественной жизни отражается на качестве жизни не толькосамого ребёнка, но и его родителей. Нарушаются социальные связи семьи. Опросродителей больных детей показал, что одни из родителей частично или полностьювыключаются из общественной жизни. В связи с этим появляется целый ряд психологическихпроблем, что зачастую ведёт к разрушению семьи. Этим в значительной мереобуславливается значение коррекционно-педагогические работы сдетьми-инвалидами.
Средифакторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежитвозрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенезау пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушекподросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей ссиндромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств,рентгенологического облучения и так далее [3, c. 69.]. Риск рожденияребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.
Нарушения вразвитии начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. Прежде всего,бросается в глаза вялость и малая активность. Задержка формирования всехдвигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психическихпроцессов.
Структурапсихического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляетсяпоздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речинедостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения ввиде дизартрии или дислании. Особенно обращает на себя внимание отставание вразвитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколькоживее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируетсяречь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайнемедленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Даунасвязаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыминарушениями слуха.
Но, несмотряна тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практическисохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными.Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными,злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошейподражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживанияи трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети ссиндромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовымифакторами.
Зрительноевосприятие является основой осознания мира и, следовательно, способностиреагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание наединичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы иизбегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняетсяна протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых формсвязаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия [24, c. 82].
Дети-дауны неумеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например,разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянноепобуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискуостальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети безстимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманиюзадание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, чтолучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух [7, c 70].
Длядетей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени,что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девятилет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свойкласс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, днейнедели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальныминтеллектом начинают различать цвета.
Трудности восвоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционнымизаболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечнымтонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Крометого, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё этоотрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышатьпоследовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них вниманиеи узнавать их.
При развитииречи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовойполости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании своиощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следуетпоместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети ссиндромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременноконцентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, неимеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чемот одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речьюнастолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другимилюдьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний этидети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говоритьразвивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромомДауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а такжесемантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающейречи, плохо усваивают новые слова и словосочетания [13. c. 126].
В результатевышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна,подлежащих коррекции.
Дети ссиндромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов,без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Необходимоотметить, что по отношению к детям-Даунам исследователи занимают самыепротиворечивые позиции. Одни придерживаются пессимистической точки зрения: чтодети-дауны абсолютно не способны к обучению. Считают, что им недоступны чтениеи письмо, потому что уровень их интеллектуального развития соответствуетимбецильности. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются разнообразныедефекты речи.
Другиевысказывают вполне оптимистическую позицию, аргументируя ее тем, что несмотряна то, что этим детям, как правило, недоступны абстрактные понятия и счетныеоперации, для многих из них характерна хорошо развитая механическая память инаблюдательность. У них экстраординарные способности к подражанию. А этозначит, что их можно сознательно развивать, придавая им практическуюнаправленность.
Изучениеопыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждаетв том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться толькоиндивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества,свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знаниефизического или психического состояния индивида нельзя отрывать от пониманияего индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитанииребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на егоболее сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабыекачества [23, c. 148].
Несмотряна то, что болезнь Дауна представляет собой множество врожденных дефектов,основные этапы развития больных детей совпадают с развитием развивающихсянормально. Проследить сроки появления тех или иных двигательных навыков поможеттаблица нормативов развития двигательных навыков у детей.
Ксожалению, противоречивые дебаты вызывают не только интеллектуальныевозможности детей-даунов, но и их личностные особенности. Одни авторы указываютна неустойчивость их настроения, повышенную раздражительность, обидчивость излобность. Другие – на их добродушие, послушание, особую нежность ипривязанность к тем, кто за ними ухаживает. Поэтому личностные особенности этихдетей, как и всех нормальных, определются отношением к этим детям.
Длядостижения максимально возможных успехов в развитии познавательныхспособностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна,необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха изрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей являетсянарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени,чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.).Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственногонедоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи междучастями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графическисходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.
Поэтомуребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов – чтобычто-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь иподдержка родителей и близких.
Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научитьпрактически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоватьсяих успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечениеили коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общениес близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях. На Западе этоназывают «интегрированным образованием»: даунята посещают обычные детские садыи школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану[3, c. 59].
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и,соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальнойпрограмме обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать,рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило,обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложновыучить и использовать написанный текст).
Такимобразом, при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам иродителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даствозможность преодолевать его более слабые качества.
1.3Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Целькоррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация,приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используявсе познавательные способности детей, и, учитывая специфику развитияпсихических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, ставвзрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простуюработу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Ростпопулярности программ ранней педагогической помощи обусловлен результатами ихвнедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занималисьпо таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели ужегораздо больше, чем те, кого они не коснулись [14, c. 127].
Многиедети стали посещать обычные местные школы, где они обучаются в общих классах поиндивидуальным программам. Согласно исследованиям, все дети показывают лучшиеуспехи в образовании в условиях интеграции.
Находясьсреди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примерынормального, соответствующего возрасту поведения.
Дети сосредними и даже с тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются сокружающими их «здоровыми» людьми. Они овладевают этими умениями не потому, чтоим дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда,когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране также создаются центры раннейпедагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования такихдетей. Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основныхзадач:
1. Развитиепсихических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекцияих недостатков.
2. Воспитаниедетей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основноевнимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детейнеобходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить ихкоммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя илиизбежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формамповедения.
3. Трудовоеобучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видамхозяйственно – бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Коррекционноеобучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительнымсдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу [8. c. 56.].
Сенсорноевоспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей ссиндромом Дауна.
Сенсорноевоспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитаниеполноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познанияокружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственногоощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка.Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельностиорганов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно восприниматьокружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорноевосприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире,т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельностьнарушается у детей с синдромом Дауна [19, c. 96].
Для того,чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развиватьмыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение,классификацию.
Дляуспешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычнуюгосударственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учитьсяжить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. А для этогонеобходимо, чтобы ребенок-даун посещал специализированное ДОУ.
Многиепедагоги и родители убеждены, что детям с ограниченными возможностями,независимо от типа нарушения, следует посещать те детские сады и школы, вкоторые ходят дети, живущие по соседству. Если ребенка возят в какую-то другуюшколу или детский сад, он сразу становится в глазах общественности не таким,как все. Кроме того, в этом случае ему гораздо труднее наладить хорошиевзаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.
Родительскаязаинтересованность объясняется тем, что они:
1. Имеютбольшие надежды изменить ситуацию.
2. Не находятподдержки в дошкольных учреждениях, очень часто детей просто исключают издошкольного заведения за неадекватное поведение.
3. Детине имеют возможности получить реабилитационные и коррекционные услугимультидисциплинарной команды, даже находясь в дошкольном учреждении.
4. Постепеннородители теряют надежду, что это «пройдет» само по себе без помощиспециалистов.
Поэтомудля интеграции детей с синдромом Даунв необходима их «первичная подготовка»,которая осуществляется, как правило, в специализированных ДОУ [27, c. 68].
Праводетей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, намаксимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада ишколы, в России закреплены законодательно. Согласно Конвенции оправах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.),ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559–1, «дети-инвалидыс отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, детис множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получениеобразования и реабилитацию в условияхнаибольшей социальной интеграции в системе общего или специального(коррекционного) образования».
Внастоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, уистоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Даннаяпрограмма имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мамеще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи – черезподготовку этих детей в раннем возрасте – к совместному обучению в детскихсадах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, вближайшем будущем планируется открыть несколько классов обычных школ дляинклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками.
ВМоскве, в результате сотрудничества Ассоциации Даун Синдром и другихобщественных организаций с Московским комитетом образования больше половиныдетей с синдромом Дауна дошкольного возраста, из тех, кто воспитывается всемьях, посещает обычные или коррекционные детские сады. Постепенно подвлиянием родительских организаций меняется отношение специалистов, государстваи общества к таким детям. Согласно исследованиям, все дети показывают лучшиеуспехи в образовании в условиях интеграции [20, c. 53].
Находясьсреди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примерынормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский садпо месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения сдетьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагомк интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.
Детисо средними и даже с тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются сокружающими их «здоровыми» людьми. Они овладевают этими умениями не потому, чтоим дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда,когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране также создаются центры раннейпедагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования такихдетей. В 1998 г. Министерство Образования России рекомендовало к широкомуиспользованию Программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями вразвитии «Маленькие ступеньки», авторы: М. Питерси, Р. Трилор [7, c. 142].
В рамкахсенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромомДауна в социум. Развитие мышления происходит в результате (как следствие)сенсорного воспитания и первые этапы его развития обеспечиваются сенсорнымвоспитанием.
Рассмотримосновные этапы адаптации ребенка с синдромом Дауна, имеющего признаки аутизма.Когда аутичный ребенок впервые приходит на занятия, то он испытывает чувствонапряженности. Переступает с ноги на ногу, прячется за родителей или, напротивпроявляет активность. Начинает бегать по кабинетам, не останавливаясь ни наминуту, громко протестует против попытки его остановить. Ребенок чувствуетдискомфорт, который провоцирует и без того повышенную тревожность. Необходимодать возможность аутисту изучить помещение, ознакомиться с предметами и игрушками,которые его заинтересовали.
Кактолько ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности, можно сказать,что первый самый маленький шаг уже пройден. Если помещение ДОУ оборудованотаким образом, что ребенок не имеет ассоциаций со стрессовыми для негоситуациями, это происходит очень быстро. Помочь здесь может цветовая гаммаоформления, приятный свет, а главное, большое количество игрушек и удобное дляигры оборудование.
Мамаили другой близкий родственник при этом находится неподалеку для того, чтобыпри первой же необходимости быть рядом с ребенком. На этом этапе очень важновыдержать правильные часовые рамки – не нужно спешить с вмешательствомпедагога-психолога, но и время отведенное на изучение помещения не должнопревышать час-полтора [28, c. 66].
Вторымшагом должно стать привлечение ребенка к сотрудничеству с психологом илипедагогом. Для этого, очень ненавязчиво взрослый начинает вмешиваться в игруребенка. Если он заинтересовался маленькими машинками – нужно показать, какиееще есть; начал манипулировать кубиками, показать, что их можно загрузить вкузов игрушечного грузовика.
Большинстводетей начинают разбирать вкладки Монтессори. Это удобнее делать за столом – ипсихолог уже находится рядом с ребенком за партой, еще возможен вариант – наковрике. Можно помогать вкладывать элементы, показать, что их можно приложить кбумаге и обвести карандашом. Так постепенно, переходя от наблюдения к помощи,начинается сотрудничество с ребенком.
Наэтом этапе очень важно не напугать ребенка своим натиском. Необходимоубедиться, что ребенок на эмпатическом уровне воспринял взрослого и не видит внем угрозу. Лучше подождать и не переходить к более сложным формам работы, еслиребенок активно против этого. Возможно изменять формы работы, привлекать на помощьродителей, чтобы была подобрана работающая мотивация. Мотивацией ксотрудничеству у аутиста не бывает удовольствие от общения, потому это можетбыть что-то материальное (конфеты, любимый напиток, обещание дать интереснуюигру, которая пока еще спрятана). Нежелательно, чтобы мотивация была отсроченаво времени. У маленьких детей это совсем не срабатывает, а у старших могутвозникнуть сложности после занятий [5, c. 144].
Третьимшагом станет расширение объектов сотрудничества. То есть, ребенок вовлекается вработу с психологом, педагогом, музыкальным терапевтом, логопедом. Если нетсопротивления, можно уже на этом этапе попробовать подключить к занятиям неодного, а 2–3 ребенка сходного темперамента. Возможно, что это будут детиодного возраста, а возможно и более старшие или младшие. Главное, в первые днине объединять вместе детей, которые громко протестуют со склонными к страхам,напряженным.
Четвертымшагом становится создание стойких правильных стереотипов поведения. На этоследует обратить особенное внимание потому, что в случае создания стереотипов,которые будут мешать работать в дальнейшем, отойти от них может быть оченьсложно [15, c. 87].
Пятымшагом будет усложнение заданий, которые мы даем ребенку. Для облегчения работырекомендуется четко структурировать занятие. Аутисту значительно легче, когдаеще в начале занятия вы сообщите ему, что нужно будет сделать. Желательно,чтобы видов деятельности было несколько, но ребенок должен знать, что егоожидает и когда он может уйти.
Следующим,шестым шагом может быть объединение на одном занятии нескольких детей. Этоможет произойти абсолютно случайно. Главное, чтобы дети не были категорическипротив друг друга. Очень интересно, но по темпераменту дети могут быть совсемразными.
Седьмойшаг – пытаемся совместить в стойкие группы 2–3 ребенка. То есть, группаначинает общее существование по статичному расписанию. Эти дети должнывыдержать занятие, которое будет для них общим, но и задание, будут одинаковымии объем их будет совпадать. Такие группы подобрать сложно, потому могут бытьнезначительные отклонения, но желательно, чтобы они были незначительными [6, c. 57].
Такимобразом, для аутичных детей создается своеобразный тренажер школы. Если, втаком постоянном коллективом даже один-два из 3 детей смогут овладетьпрограммой начального класса, его последующая адаптация к школьным условиямбудет значительно более вероятна. Возможно, что ребенок, который уже владеетумениями, знаниями и навыками первоклассника, снова начнет все это изучать впервом классе обычной или специализированной школы.
Итак,для интеграции детей с синдромом Даунв необходима их «первичная подготовка»,которая осуществляется, как правило, в специализированных ДОУ. Коррекционноеобучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам вразвитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшуюсудьбу.
Итак,не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективноголечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и,соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальнойпрограмме обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать,рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило,обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложновыучить и использовать написанный текст).
Приобучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителямнеобходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможностьпреодолевать его более слабые качества.
Такимобразом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получаетпримеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу идетский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развиватьвзаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школыявляется ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества вцелом.

2.Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ «Центрлечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток»
2.1 Организациявоспитательно-образовательной, психолого-педагогической, профилактической иоздоровительной работы с воспитанниками
В ДОУ «Центрлечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток» организуются однаили несколько интегрированных групп для детей, не имеющих отклонений вразвитии, и для детей с синдром Дауна в соответствии с возможностями ДОУ наоснове социального заказа города. При отсутствии в ДОУ необходимых условий(помещений, специалистов, оборудования) для оказания специализированной помощивоспитанникам с отклонениями в развитии с синдромом Дауна такая помощь можетбыть организована в другом ДОУ данной территории, располагающим необходимымиресурсами.
Интегрированноеобразование воспитанников осуществляется при наличии:
· соответствующегопрограммно-методического обеспечения (учебно-методических и дидактическихматериалов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария идр.) для работы с детьми с отклонениями в развитии,
· соответствующегопрограммно-методического обеспечения, предусматривающего исполнение стандартадошкольного образования и рекомендованного для работы с детьми без отклонений вразвитии.
Расписание(сетка) занятий в ДОУ составляется с учетом необходимости проведениядополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, а такжеповышенной утомляемости детей с отклонениями в развитии.
Медицинскоеобслуживание детей обеспечивается на общих основаниях в рамках обслуживаниямуниципальных детских садов, территориально закрепленных за органамиздравоохранения, которые наряду с администрацией ДОУ несут ответственность заздоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактическихмероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм режима и качества детскогопитания.
Медицинскиеработники оказывают помощь педагогическим работникам в организациииндивидуального и дифференцированного подхода к детям ИГ с учетом здоровья иособенностей их развития, дают рекомендации медико-коррекционнойнаправленности, а также родителям (законным представителям) о необходимостисоблюдения охранительного режима в домашних условиях в профилактических илечебных целях.
ДОУ «Росток»работают в течение календарного года. Режим работы ДОУ в соответствии ссоциальным заказом родителей (законных представителей) воспитанников подоговору с ними может быть определен как:
· ежедневное8-часовое пребывание в ДОУ с понедельника по пятницу,
· ежедневноекратковременное пребывание в ДОУ (без питания, с одним-двумя приемами пищи, сдневным сном или без него и др. в соответствии с режимом работы ДОУ) поиндивидуально составленному расписанию в зависимости от состояния здоровья иуровня развития воспитанника с синдромом Дауна и (или) желания родителей(законных представителей).
Выходные дниДОУ «Росток»: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Воспитательно-образовательнаяработа с воспитанниками с синдромом Дауна в ИГ ДОУ осуществляется по адаптивнойпрограмме с учетом их состояния здоровья и уровня развития.
КомплектованиеДОУ «Росток». Дети зачисляются в группы на основе:
· заключенияМуниципального учреждения г. Йошкар-Олы, для детей, нуждающихся впсихолого-педагогической и медико-социальной помощи «Городского психолого-медико-педагогическогоцентра диагностики и консультирования» МОУ «Росток», при котором открыт данныйспециализированный детский сад.
заявленияродителей (законных представителей),
медицинскогозаключения о состоянии здоровья ребенка в соответствии с копией выписки из егоистории развития и болезни.
При примеребенка в ДОУ «Росток» родители (законные представители) предъявляют паспорт,свидетельство о рождении ребенка и документы, подтверждающие право насоциальную поддержку семьи по оплате за содержание в детском саду. Между ДОУ иродителями (законными представителями) заключается договор, который регулируетвзаимоотношения между ДОУ и родителями (законными представителями) и включает всебя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие впроцессе адаптации, воспитания, присмотра и ухода.
НаполняемостьДОУ «Росток» воспитанниками с учетом количества детей с диагнозом синдромДауна:
одинвоспитанник с отклонениями и 14 – без отклонений в развитии,
двавоспитанника с отклонениями и 13 – без отклонений в развитии,
тривоспитанника с отклонениями и 12 – без отклонений в развитии.
В случаяхвозможности установления ребенку окончательного диагноза только в процесседлительного наблюдения за ним, ребенок принимается в группу на диагностическийсрок от 6 до 9 месяцев. При необходимости этот период может быть продлен позаключению Муниципального учреждения г. Йошкар-Олы, для детей, нуждающихсяв психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Городскогопсихолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования».
В случае,если дальнейшее пребывание ребенка с синдромом Дауна в ДОУ опасно для егоздоровья и (или) здоровья окружающих детей, производится его отчисление. Вопрособ отчислении или о переводе ребенка в другое образовательное или иноеучреждение решается Муниципальным учреждением г. Йошкар-Олы, для детей,нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Городскимпсихолого-медико-педагогическим центром диагностики и консультирования».
Не подлежатприему в ДОУ дети:
с нарушениямифункций опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального ухода,
страдающиеневрологическими расстройствами, судорожными состояниями, эндокринными,психическими и другими заболеваниями, требующими активного лечения (психопатоподобныйсиндром, расторможенность, эпиприпадки, идиотия, дневной энурез, дневнойинкопрезом, др.).
Участникиобразовательного процесса. Участниками образовательного процесса ДОУ «Росток» являютсявоспитанники, их родители (законные представители), работники ДОУ.
При приемедетей в ДОУ обязано ознакомить родителей (законных представителей) с лицензией,Уставом и локальными актами ДОУ, регламентирующими организацию образовательнойдеятельности.
Образовательныйпроцесс ИГ ДОУ осуществляется воспитателями, прошедшими соответствующуюкурсовую подготовку (переподготовку), учителем-дефектологом (1 специалист на 6детей), педагогом-психологом ДОУ по профилю деятельности ИГ.
Работники ивышеперечисленные специалисты за сложность работы с воспитанниками в ИГ ДОУполучают надбавку к заработной плате в размере не более 20%.
Взиманиеплаты с родителей (законных представителей) воспитанников и (или) назначениесоциальной поддержки семье за содержание ребенка в ИГ ДОУ производится вустановленном порядке с учетом времени пребывания воспитанников в ДОУ.
Руководство иконтроль организации коррекционно-педагогической работы.Общее руководство иконтроль организации коррекционно-педагогической работы осуществляется органамиуправления образования в соответствии с их компетенцией.
Руководство иконтроль медицинской, лечебно-профилактической работы и доврачебной помощиосуществляют территориальные органы здравоохранения на условияхдиспансеризации.
Руководствовсей деятельностью ДОУ осуществляет заведующий ДОУ, который несет персональнуюответственность в соответствии со своими функциональными обязанностями,предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и УставомДОУ.
ЗаведующийДОУ «Росток»:
обеспечиваетсвоевременное комплектование ИГ ДОУ,
заключает договорымежду ДОУ и родителями (законными представителями),
совместно сколлективом ДОУ создает климат психологического комфорта,
формируетпредметно-развивающую среду, другие необходимые условия для функционированияДОУ,
взаимодействуетс органами здравоохранения, другими учреждениями, осуществляющими поддержку имедицинское сопровождение деятельности ДОУ.
2.2Направление сенсорного воспитания в ДОУ «Росток»
Апробацияпрограммы «Сенсорное воспитание детей с синдромом Дауна» на базе детского сада №78города Ярославля, позволила сделать выводы об её эффективности. А также о том,что коррекция психического развития является обязательным компонентом в системеработы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Программарассчитана на детей 4–6 лет, проводится в форме минитренингов. Занятияпроводятся в игровой форме. Каждое занятие обязательно включает процедуры,способствующие саморегуляции детей: упражнения на мышечную релаксацию,дыхательную гимнастику, мимическую гимнастику, двигательные упражнения.
Коррекционнаяработа в ДОУ «Росток» в рамках сенсорного воспитания ведётся по несколькимнаправлениям – формирование различных эталонных систем. А в рамках формированияконкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Перейдёмк рассмотрению этапов формирования у детей с синдромом Дауна различныхэталонных систем.

3.Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации кспециализированным условиям в ДОУ у детей с синдромом Дауна
Экспериментальнойбазой для нашего исследования стал «Центр лечебной педагогики идифференцированного обучения ДОУ «Росток», в г. Йошкар-Ола.В нашем исследовании приняли участие 15 детей с синдромом Дауна в возрасте 5–6лет.
Мыпредположили, что успешность социально-психологической адаптации детей с синдромомДауна зависят благоприятных социальных условий и способов взаимодействия сокружающей действительностью.
А так же, чтоэффективность педагогической технологии, направленной насоциально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков удетей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себяпроцесс реализации индивидуальных программ с использованием методики,направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков увоспитанников.
Предварительнопроведенные в сентябре 2008 г. исследования показали, что в основеособенностей личности испытуемых лежит тревожность. Дальнейшая работа в этомнаправлении позволила выявить одну из причин тревожности, которая заключается втом, что мотивация активности лежит не в сфере дела, а в стремлении к быстромууспеху. Возможно, что недостаток приобретения опыта преодоления бытовыхтрудностей, постоянная гиперопека со стороны родителей способствовалиформирования данного защитного механизма.
Набазе «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения ДОУ «Росток»дети с синдромом Дауна в течение шести месяцев посещали коррекционные занятия,направленные на улучшение адаптации, при частоте посещений занятий играми трираза в неделю. При этом игровая деятельность рассматривалась, как частьсоциально-психологической реабилитации.
Анализрезультатов показывает, что подвижные и психологические игры, игры-эстафеты,позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Зафиксированыизменения в психическом состоянии детей:
· улучшениеконцентрации внимания;
· снижениетревожности в общении;
· увеличениеактивности;
· улучшениесоциально-бытовой ориентации (см. Приложение).
Такимобразом, в результате проведенного исследования, мы можем сделать следующиевыводы:
Находясьсреди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытыватьчувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, детиучатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решениепосильных проблем.
Благоприятныесоциальные условия и способы взаимодействия с окружающей действительностьюспособствуют успешности социально-психологической адаптации детей с синдромомДауна.
Итак,своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качествеметода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей ссиндромом Дауна предотвращает невротическое развитие их личности и представляетсобой эффективное средство социальной адаптации.
Такимобразом, эффективность педагогической технологии, направленной насоциально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков удетей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себяпроцесс реализации индивидуальных программ с использованием методики,направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков увоспитанников.

Заключение
Насегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитацииотдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилийпсихологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались вобычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, чторабота с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний ибольших душевных, физических затрат.
Итак,не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективноголечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальнойадаптации.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и,соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальнойпрограмме обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать,рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило,обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложновыучить и использовать написанный текст).
Приобучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителямнеобходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможностьпреодолевать его более слабые качества.
Такимобразом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получаетпримеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу идетский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развиватьвзаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школыявляется ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества вцелом.
Мыпредположили, что успешность социально-психологической адаптации детей ссиндромом Дауна зависят благоприятных социальных условий и способоввзаимодействия с окружающей действительностью.
А так же, чтоэффективность педагогической технологии, направленной насоциально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков удетей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себяпроцесс реализации индивидуальных программ с использованием методики,направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков увоспитанников.
Внашем исследовании приняли участие 15 детей с синдромом Дауна, в возрасте 5–6лет, которые в течение шести месяцев посещали коррекционные занятия,направленные на улучшение адаптации, при частоте посещений занятий играми трираза в неделю.
Анализрезультатов показывает, что подвижные и психологические игры, игры-эстафеты,позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Находясьсреди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытыватьчувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, детиучатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решениепосильных проблем.
Благоприятныесоциальные условия и способы взаимодействия с окружающей действительностьюспособствуют успешности социально-психологической адаптации детей с синдромомДауна.
Итак,своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качествеметода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей ссиндромом Дауна предотвращает невротическое развитие их личности и представляетсобой эффективное средство социальной адаптации.
Такимобразом, эффективность педагогической технологии, направленной насоциально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков удетей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себяпроцесс реализации индивидуальных программ с использованием методики,направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков увоспитанников. Гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута,задачи решены.

Списоклитературы
1. Абраменкова В.В. Совместнаядеятельность дошкольников как условие развития познавательной сферы. \\ Вопр.Психологии. – 2003 – №5. С. 60–64.
2.  Астапов В.М. Введениев дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М, Медицина, 1994. – 216 с.
3. Атлашкина Т.В. Развитиепамяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. –2005. – 384 с.
4. АфонькинаЮ, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памятиу старших дошкольников. \\ Дошкольное воспитание. – 1992. №1. С. 12–22.
5.  Байбородова Л.В., Рожков М.И. Преодолениетрудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997. 167 с.
6. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольноговозраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. – 1991.-207 с.
7.  Булкина Т.В. Вобъятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8С. 69–71.
8. Венгер Л.А.О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.\\Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. – С. 45–49
9. Волосова Е.,Рошкина Г. Что и почему запоминает ребенок. \\ Дошкольное воспитание, – 2004, –№3, С. 30–33.
10. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А.,Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизниребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетическихисследований // Дефектология. – 2001. – №1.-С. 9.
11. Выготский Л.С. Проблемыдефектологии. – М. 1995. – с. 468.
12. Детская психология:Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус идр.; – Минск: Университетское изд., – 1998. – 399 с.
13. Дефектология. Уч. Пос.под ред. И.П. Серова. М.: Гуманитарий. – 2005, -368 с.
14. Житникова Л.Н. Взащиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. – 2006. №3. с. 64–69.
15. Забрамная С.Д. Отбордетей во вспомогательные школы. СПб.: Нева, 1999. – 258 с.
16. Исследование памяти удетей с различными нарушениями психических функций. / Отв. ред. И.Н. Корж.– М: Наука, – 1990. – 216 с.
17. Ковалева Е.,Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью, – 2005.-136 с.
18. Корниенко Н.А. Развитиепамяти у детей дошкольного возраста. М.: Росмэн, – 1996 – 384 с.
19. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основыдефектологии М., 1991. 143 с.
20. Лебедева О. Овозможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание,-2005, №8. С. 52–54.
21. Лезер Ф. Психологияличности и деятельности дошкольника. М.: София, – 2005. – 362 с.
22. Леонтьев А.Н. Лекциипо общей психологии. – М: Смысл, – 2000. – 512 с.
23. Леонтьев А.Н. Пробелыразвития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, – 1991. – 584 с.
24. Маллер А.Р. Родителям о детях сглубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. №5. С. 69–74.
25. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игрыи упражнения по развитию памяти у дошкольников. – Чебоксары: «КЛИО», – 1997. –16 с.
26. Небылицын В.Д. Основныесвойства нервной системы человека. М.: Просвещение, – 1991–246 с.
27. Развитие логическойпамяти у детей с нарушениями интеллекта. / Под ред. А.А. Смирнова. – М:Просвещение, -2006. – 256 с.
28. Семяго Н.Я. Новые подходы кпостроению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегосяразвития // Дефектология. 2000. №1. С. 66–75.
29. Смирнова И.Р. Проблемыпсихологии детей, обучающихся в домах-интернатах. // Школьная газета.2001. №7, с. 26–28.
30. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна //Семья и школа. 1994. №10 С. 26–28.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольнаяпсихология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999.-336 с.
32. Черемошкина Л.В. Развитиепамяти детей. – Ярославль: Академия развития, – 1997.-240 с.
33. Эльконин Д.Б. Развитиевысших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга, – 1998 – 346 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Приемка товаров по качеству и количеству
Реферат Крестьянская реформа 1861 2
Реферат Eating Disorders Essay Research Paper Recent studies
Реферат Формирование стадии предварительного расследования в уголовном процессе России в 17171723 гг
Реферат Вейсман фон Вейсенштейн, Отто Адольф
Реферат Технология приготовления пищи 2
Реферат Анализ акцента литовца при произнесении русского текста
Реферат Untitled Essay Research Paper GLOSSARY OF SEXUAL
Реферат Sibling Society Essay Research Paper The Sibling
Реферат Этапы вхождения образа Америки в российское общественное сознание в период с начала холодной
Реферат Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ
Реферат Феномен "Экзистенциально нового" в dasein- и экзистенциальном анализе (антропологическое исследование)
Реферат Тепловой расчет двигателя
Реферат Прислівник
Реферат Материальная культура Чувашии