Реферат по предмету "Психология"


Принцип системности в психологии

РЕФЕРАТ
по теме:
«Принципсистемности в психологии»

План
Введение
1. Понятие опринципе системности в науке
2. Реализацияпринципа системности в психологии
Заключение
Литература

Введение
 
Система – неотъемлемаячасть современной научной теории. Без принципа системности сегодня, кажется, невозможнани одна наука. Если говорить о системном походе в целом, то под ним обычноподразумевают особую позицию исследователя и арсенал средств, фиксирующихизучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся. Динамическоеединство различного, т.е. система, анализируется в терминах элементов иструктуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии,измерений и уровней, выражающих современный строй любой позитивной науки.Специфика системного познания состоит в возможности описания и объяснения целостныхобразований действительности.
Представление о системнойприроде именно психических явлений выступает в качестве определенного итогаразвития знания о психике и поведении. Включаясь во всеобщую взаимосвязьсобытий материального мира, психические явления выражают уникальное единстворазнообразных свойств живых существ. В совокупности они образуют «функциональныйорганизм», позволяющий животным (человеку) гибко ориентироваться, коммуницироватьи действовать в изменяющемся мире. Психика объективно выступает в видемногомерного, иерархически организованного, развивающегося целого, или органическойсистемы, функциональные компоненты которой имеют общий корень и потомунеразделимы.
Здесь и начинается сериявопросов, имеющих для психологии принципиальное значение. Как представитьпсихическое явление в качестве системы? В какой форме выступают здеськомпоненты, структура, системообразующие факторы, уровни организации? Какимисвойствами обладают подобные системы и как они связаны между собой? Очевидно,что вне специальных исследований эти и аналогичные им вопросы либо остаютсяриторическими, либо получают абстрактно-всеобщее решение, мало что добавляющеек пониманию изучаемой реальности. Поэтому системный принцип в психологическойнаук нуждается в самом пристальном изучении, чем и объясняется актуальностьнашей работы.
Следовательно, цельюнашей работы является изучение процесса зарождения и развития принципасистемности в психологической науке.
Объектом исследования внашей работе выступает психологическая наука.
Предмет: системныйпринцип в психологии.
Цель, объект и предметопределяют следующие задачи:
— рассмотрение понятиясистемности в научном знании в целом;
— изучение зарождения иразвития системного принципа в психологии;
— определение значенияданного принципа для психологической науки.
Практическое значениенашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может бытьиспользован при изучении курса общей психологии и психологии человека, а такжедля более углубленного изучения в рамках спецкурсов и спецсеминаровметодологических проблем научного знания.

1. Понятие о принципесистемности в науке
 
Системность –объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в ихзависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретаяблагодаря этому присущие целому новые свойства[1].
За видимойпростотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкийспектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на нихпобуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множестваявлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение ихарактер системных.
Внутреннеестроение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь,структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность,развитие, открытость, активность, среда и др.
Идеясистемности имеет многовековую историю познания. Словосочетания «Солнечнаясистема» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древнихпредставлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие отхаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий,порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципусистемности[2].
Системныйподход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Оннаправлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальнуюработу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытателивыделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируякоторыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям.
От научноймысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и егоразличные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципусистемности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому длявыяснения специфики знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставитьих с несколькими типами «несистемных» теорий.
Таких типовнесколько: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм[3]./>
Холизм (отгреч. holos – целый, весь) абсолютизирует фактор целостности, принимая ее какпервичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное началовыступало в представлениях о душе, сознании, личности.
Сознание илиличность действительно являются целостностями, но системными, поэтому ихизучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами областиявлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений сприродной и социальной средой, механизмов сохранения целостности и т.д. Толькотогда открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства ифункции сознания и личности как системных объектов.
Элементаризмутверждает, что система строится из элементов, которые, взаимодействуя междусобой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая изэтого целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, усматриваяее основания и действующие причины в ней самой, элементаризм оставляет безвнимания интегральность системы, полагая каждый из ее компонентовсамодостаточной величиной. Ее связи с другими такими же величинами мыслятся потипу соединения, входя в которое, они существенных преобразований неиспытывают./>
Другимантиподом системности является эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) каксоединение разнородных, лишенных внутренней связи, порой несовместимых друг сдругом идей и положений, подмена одних логических оснований другими.
Еще однойустановкой, противостоящей принципу системности в психологии, являетсяредукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад), который сводил либо целоек частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложнойорганизованной деятельности к более простому отношению «стимул – реакция» или кусловному рефлексу препятствует системному объяснению этой целостности.Опасность несовместимой с принципом системности редукционистской установкиособенно велика в психологии в силу своеобразия ее явлений, «пограничных» поотношению к биологическим и социальным.
В связи со всем сказаннымвыше, необходимо отметить, что история собственно психологической науки вомногом выступает как история поиска альтернатив атомистической, по существуасистемной точке зрения на природу психики и поведения.
 
2. Реализация принципасистемности в психологии
психологическая наука системность
Первым вистории научной мысли, в том числе психологической, принцип системностиутвердил Аристотель[4]. Он прошел школу Платона,где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся начасти, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум – в голове,мужество – в груди, вожделение – в печени). В то же время Платон отстаивалположение о том, что в мире царит целесообразность. Вещи природы стремятсяподражать нетленным идеям. К этим идеям в тоске тянутся несовершенныечеловеческие представления.
В ученииПлатона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не является фиктивной.Сознание человека изначально ориентировано на цели. Это свойство Платон придалвсей действительности, где, по его убеждению, властвуют не причины, как преждеполагали философы, а цели. Обращение к категории цели подготовило разработкуАристотелем принципа системности.
Аристотельразработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеетфизический состав (содержит те же элементы, из которых состоит неорганическаяприрода), но в ней действие этих элементов совершается в определенных границахи по особым внутренним принципам, установленным его организацией как целым, откоторого зависит взаимодействие частей. Тело прекращает свое существование неиз-за исчезновения одного из элементов, но по причине распада его системнойорганизации. Это организованное целое и есть, согласно Аристотелю, душа как «формаестественного тела, потенциально одаренного жизнью»
Следуетподчеркнуть, что основанием утвержденного Аристотелем принципа системностиприменительно к психике служило переосмысление широкой «сетки» всеобщихкатегорий познания (часть целое, средство – цель, возможность –действительность, структура – функция, содержание – форма, внутреннее –внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависитреализация принципа системности в конкретных науках, в том числе в психологии./>
В XVII веке споявлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими«формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся позаконам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и егопсихических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения. Образцом такогообъяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен какмашинообразно работающее устройство[5].
Однако далеевесь строй представлений об организме, его эволюции, саморегуляции ивзаимоотношениях с внешней средой коренным образом меняется. Складывается новыйсистемный стиль мышления, в утверждении которого выдающуюся роль сыграли четыреестествоиспытателя Ч.Дарвин, К.Бернар, Г.Гельмгольц и И.М.Сеченов.
Новую эпоху вбиологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм исреду, трактующей их взаимоотношение как целостность, но отличную отфизико-химической, энергетической и молекулярной целостности.
У Дарвинапринцип определяющей роли среды сочетался с идеей борьбы живых существ завыживание в этой среде. Пафос физико-химического направления состоял в том,чтобы отождествить процессы в неорганической и органической природе, подвестиих под один закон и сделать организм объектом точного знания. По-новомуинтерпретируя отношение «организм – среда», дарвиновская концепцияакцентировала активность организма, побуждая снять знак равенства между двумячленами отношения.
У истоковновой модели организма стоял Бернар, согласно которому организм имеет двесреды: внешнюю, физическую среду, и внутреннюю, в которой существуют все живыеэлементы органического тела. Генеральная идея состояла в том, что именноблагодаря постоянству внутренней среды организм приобретает независимость отвнешних превратностей. На сохранение констант этой среды (кислород, сахар, солии т.д.) работает множество читальных механизмов.
И вновь, каки в прежние эпохи (во времена Аристотеля и Декарта), идея системностиутверждалась в противовес несистемным представлениям о природе как великомкруговороте бесчисленного множества физических частиц. Изъять живое тело изэтого круговорота значило бы вырвать его из единой цепи бытия.
Утвердивсистемное отношение «организм – среда», Дарвин и Бернар создали новуюпроблемную ситуацию в психофизиологии органов чувств. Ведь именно посредствомэтих органов реализуется указанное отношение на уровне поведения организма.
Шли поискипрямой зависимости ощущений от нервных волокон. На этом пути были достигнутынекоторые успехи. Появилась, в частности, теория цветного зрения Гельмгольца.Однако тот же Гельмгольц, перейдя в своей «Физиологической оптике» от отдельныхощущений к объяснению того, как возникают целостные образы внешних объектов,решительно изменил свой подход к этим психическим феноменам. Он выдвинулполучившую экспериментальное подтверждение гипотезу о том, что целостныйпсихический образ строится целостным сенсомоторным механизмом, благодаряоперациям, сходным, как уже отмечалось, с логическими («бессознательнымумозаключениям»).
Это былвыдающийся шаг на пути утверждения принципа системности в психологии.
Следующий шагпринадлежал Сеченову. Он перевел понятие о бессознательных умозаключениях наязык рефлекторной теории. За этим стояло радикальное преобразование понятия орефлексе. Взамен отдельных рефлекторных дуг вводилась теория нейрорегуляцииповедения целостного организма.
Одной изуникальных особенностей сеченовского представления о психологической системеявлялось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленностиявлений, относившихся к несовместимым порядкам бытия – телесному ипсихическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятияявлялись «гибридными». «Гениальный взмах сеченовской мысли» – так назвалИ.П.Павлов схему, сопряженную с открытием центрального торможения, добавив кэтому, что открытие «произвело сильное впечатление в среде европейскихфизиологов и было первым вкладом русского ума в важную отрасль естествознания,только что перед этим двинутую вперед успехами немцев и французов»[6].
Свой вклад встановление системообразующего принципа в психологии внесли и фрейдисты, игештальтпсихологии, и другие ученые. Важно, что все эти учения постепенноприближали психологическую науку к современному этапу ее развития.
В качествестратегических ориентиров развития системного подхода в психологии насегодняшний день выступают две задачи: 1) построение на основе принципасистемности предмета психологической науки и 2) разработка системного методапознания психических явлений, или «овеществление» подхода в методе[7].Полнота и эффективность решения этих задач определяют уровень развитиясистемных исследований в целом. Строго говоря, изучение интегральныхобразований психики (либо их производных), выявление состава, структуры,способов функционирования, иерархической организации и т.п. является скорееправилом, чем исключением. К такого рода объектам относятся: поведенческий акт(П.К. Анохин), гештальт (К. Коффка), психологическая система (Л.С. Выготский),интеллект (Ж. Пиаже), познавательная сфера (Д. Норман), перцептивный цикл (У.Найссер) и др. Особенность текущего этапа состоит в том, что наряду сорганизацией (структурой, уровнями) и функционированием целостных образованийна передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующимоказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваютсявопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровнейразвития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального впсихическом развитии и т.п.
Развитиевыражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированностьвозникают, формируются и преобразуются в ходе развития индивида, которое, всвою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитиехарактеризуется движением оснований, сменностью детерминант, возникновениемновых свойств или качеств, преобразованием структуры целостности и т.п. Любойрезультат развития включается в совокупную детерминацию психического, выступаяв роли внутреннего фактора, предпосылки либо опосредствующего звена поотношению к результату последующей стадии. Складывается ситуация,обеспечивающая возможность перехода психического образования на новую ступеньразвития.
Сложившийсяарсенал системных технологий психологической науки и практики пока еще оченьскромен, а его развитие представляет непростую исследовательскую задачу.Главная трудность состоит в том, чтобы изучать то или иное явление, не теряя,не обрубая, а учитывая его системные (интегральные) качества, связи с другимиявлениями жизни и деятельности субъекта, целостный характер их развертывания вовремени, разноуровневость организации[8].
Психологическиеисследования, ведущиеся в русле системного подхода, мало похожи на монолитноетечение. Это очень размытый и неоднородный пласт работ, объединенных обращениемк понятию «система», которое по-разному определяется и реализуется разнымиавторами. В общем массиве исследований воплощаются две предельные ветвисистемного подхода: конкретно-синкретическая и абстрактно – аналитическая.
Конкретно-синкретическая ветвь предполагает изучениеконкретных вещей и событий (например, человека, психического заболевания,профессиональной подготовки специалистов и т.п.), а не законов ихвзаимодействия. Здесь произвольно устанавливаются элементы или компонентысистемы, в едином формальном плане рассматриваются множества связей иотношений, каждые из которых подчиняются качественно различным законам. Даннаяветвь отражает этап многоаспектного знания в развитии психологической науки.
Абстрактно-аналитическая ветвь системного подходапредполагает изучение абстрактно выделяемых свойств вещей или событий(например, черт характера или способностей), подчиненных в содержательном планекачественно однородным законам. В основу выделения систем (ее компонентов,уровней) кладется определенная форма взаимодействия и соответствующийструктурный уровень организации событий.
Обе ветвивыполняют в познании полезные функции и тесно взаимосвязаны.
 

Заключение
 
Принцип системности – этометодологический подходк анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматриваетсякак система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, асвойства элемента определяются его местом в структуре. Идеи системного принципапо-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа.Представители психоанализа связывали системный принцип с анализом аффективныхпроцессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики такназываемый «кoмплeкс». В связи с идеей развития системный принцип реализован воперациональной концепции интеллекта Ж. Пиаже (Женевская школа генетическойпсихологии). В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме системасоциального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой,трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы какцеленаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развитияони проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформациисвоей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываютсяпсихологические системы, является совместная (социальная) предметнаячеловеческая деятельность, включающая процессы общения.
Принципсистемности (или системный подход) в составе методологической модели теорииличности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляютсяразнокачественные и разноуровневые связи, как синтез структурно-функциональныхи фило-онтогенетических представлений.
 

Литература
 
1. Беломестнова Н.В.Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственногоуниверситета, 2005, №10.
2. Ганзен В.А. Системныеописания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
3. Ломов Б.Ф. О системнойдетерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологическихисследованиях. – М.: Наука, 1990.
4. Тихонов А.П.Личность и межличностные отношения: психологические исследования соционическогоподхода. // Соционика, ментология и психология личности. 2000, №6.5. Принцип системности в психологических исследованиях. / Под.ред. Д.Н. Завалишиной. – М.: Наука, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская литература и крестьянский вопрос
Реферат Правовой статус судьи в современном мире
Реферат Понятие административной ответственности и её отличие от других видов ответственности
Реферат А.І. Постельняк, методист центру координації діяльності методичних кабінетів (центрів) та методичної роботи з педагогічними кадрами, лауреат обласної педагогічної премії імені Василя Сухомлинського опорні школи області: історія становлення та сучасни
Реферат Электроснабжение и электрооборудование механического цеха завода среднего машиностроения
Реферат Исчезнувшая узкоколейка
Реферат Nihilism Essay Research Paper The word Nihilism
Реферат Турецкая внешняя политика в урегулировании карабахского конфликта
Реферат Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века–в начале XX века
Реферат Учет расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии ТОО "Строй-Кам"
Реферат Turf Essay Research Paper Tough StuffEvery Saturday
Реферат Основы социологии Э. Дюркгейма
Реферат Первісні форми релігійних вірувань
Реферат Трансформація селянських господарств Правобережної України у процесі спеціалізації сільськогоспо
Реферат Пути уменьшения расхода энергоресурсов (воды, природного газа) для производства солода на АО "Пивзавод Воронежский"