НЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Филиал «Московскогопсихолого-социального института» в г. Красноярске
Контрольнаяработа
подисциплине:
Специальнаяпсихология
Тема: «Причиныумственной отсталости»
2011 год
Содержание
Введение
1. Определениепонятия «Умственная отсталость»
2. Классификацияумственной отсталости
3. Причиныумственной отсталости
Заключение
Список литературы
Введение
Психология умственноотсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающеединамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детейдошкольного и школьного возрастов. Умственно отсталым называют такого ребенка,у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствиеорганических повреждений головного мозга. Начиная с 18 века внимание такихпсихиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственногоразвития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связиинтеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями иоценке глубины этих нарушений. С середины 19 века, когда во многих европейскихстранах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявленияинтеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний,привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. Кэтому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куданаправлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программуобщеобразовательного обучения. В отечественной науке рассмотрение различныхпроявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формыврожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего(прогредиентного) характера началось несколько позже, в начале 20 века и сталопредметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И.Россолимо), но и в дефектологии, возникшей в 20-е годы 20 века усилиямиЛ.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов,педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователейвыдающегося психолога.
1. Определение понятия «Умственнаяотсталость»
Рассмотрим определениепонятия «умственная отсталость».
Умственно отсталым,называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельностьвследствие органического поражения головного мозга (наследуемого илиприобретенного). Следует обратить внимание на то, что понятие «умственноотсталый ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Понятие«умственно отсталый'» является более общим. Оно включает в себя олигофрениюи другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития.
Правильное определениепонятия «умственная отсталость» имеет не только теоретическое, но ипрактическое значение.
Теоретическое значениетакого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманиюсущности аномального психического развития детей. Каждая наука заинтересована вправильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предметаприводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в областиданной науки. Ошибочное толкование понятия «умственная отсталость»неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии,способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Для умственно отсталыхдетей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детскихдомов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в такназываемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определенияпонятия «умственная отсталость» зависит судьба многих детей. Еслиопределение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить,какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, чтотрудно будет решить и то, в какую школу его направить в массовую, вспомогательнуюили еще какую-нибудь. Правильный отбор во вспомогательные школы важен не толькодля детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети. Еслиребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своимиособенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишаетсясвоевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особойшколе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелуюпсихическую травму не только ребенку, но и его родителям. Кроме того, следуетиметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходитсягосударству намного дороже. Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Еслиребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют вмассовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников,начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятсяобычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными. Правильный отборспособствует тому, что дети с отклонениями и дефектами психического развитияпосле окончания вспомогательной школы становятся в ряды трудящихся, могут житьнормальной жизнью среди окружающих их людей. Оставление умственно отсталогоребенка в массовой школе приводит к отрицательным результатам. У некоторыхдетей в этих условиях возникает отрицательная направленность личности, и дажеасоциальное поведение. Если присмотреться к описаниям так называемых«трудных подростков», то легко заметить, что в подавляющембольшинстве случаев они формируются из числа плохо успевающих в младших классахучеников.
Только правильный отбордетей во вспомогательные (и иные специальные школы) имеет очень большоезначение.
2. Классификацияумственной отсталости
Умственно отсталые детиразличаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллектаВекслера в условных единицах.
Дети с легкими степенямиумственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуальногоразвития составляет 50 — 70 условных единиц. После обучения в специальныхшколах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания иобучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются итрудоустраиваются.
Дети со среднейвыраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Ихуровень интеллектуального развития составляет от 20 до 50 условных единиц.Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, 10 35 — 49) посещаютспециальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы дляумственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителямиили приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройствозатруднено.
Глубоко умственноотсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатахМинистерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей,живут в семьях. Их общее количество — примерно 5 % от всех умственно отсталыхдетей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможнаизбирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым.Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этихдетей менее 20 единиц.
Разделение умственноотсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практическицелесообразно и находит отражение в современных международных классификацияхболезней.
Наиболее многочисленной,перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети слегкой и умеренной степенью умственной отсталости. Наиболее распространеннойклассификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашейстране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии скоторой выделяются пять форм:
· При неосложненнойформе ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов.Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыминарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна.Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях,когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение неимеет резких отклонений.
· При олигофрении,характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типувозбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливопроявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
У олигофренов снарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с болееглубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительноимеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
· При олигофрении спсихопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушениеэмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитиеличностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающихлюдей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
· При олигофрении свыраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельностисочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкиминарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речьмногословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способнык психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитываютситуацию.
· Дети — олигофреныхарактеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливообнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно словесно-логическогомышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокоесвоеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом,умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормальноразвивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своимпроявлениям.
умственноотсталый олигофрен интеллект
3. Причины умственнойотсталости
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитииот нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.
Понятие «умственноотсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей,которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузныйхарактер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью,захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение ифункции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетаетсяс отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковыесистемы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостьювыраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности,особенно резко в мыслительных процессах.
Преобладающее большинствоумственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталостьвозникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболеесложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2- 3 лет). Это так называемые дети – олигофрены. Данный термин был предложеннемецким психиатром Э.Крепелином в начале 20 века для обозначения группыаномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главнойособенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.
Изучение спецификиумственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 -70-е годы 20 векапрежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева,М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др. Г. Е. Сухарева, преследуя задачивыявления клинических особенностей данной формы умственной отсталости иразработки критериев отграничения ее от сходных состояний, в частности отслабовыраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психическогоразвития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга,определила основные клинические проявления олигофрении. К ним она отнесла:преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния.Сходное определение дает несколько позже и В.В.Ковалев, определяя олигофрениюкак «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническимпроявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которыхявляется наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет)общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностьюинтеллектуальных способностей».
Степень выраженностидефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от еепреимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в болееранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются егопоследствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей,перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В такомслучае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.
При общем психическомнедоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный(остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер, что дает основаниедля оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который послеперенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненныепроцессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются.Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляетсяаномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети — олигофреныпреобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционныйшколы 8го вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом ипсихологическом планах. Умственная отсталость, возникшая в более позднемвозрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, средикоторых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменциинарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормальногоразвития ребенка (5 — 7 и более лет). Деменция может являться следствиеморганических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефектпри деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессированиезаболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятныхпедагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состоянияпсихических функций больного. Не относятся к числу олигофренов дети, страдающиепрогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленныминаследственными нарушениями обмена веществ. Их умственная отсталость свозрастом становится все более резко выраженной.
Особыми являются такжеслучаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущимипсихическими заболеваниями — эпилепсией, шизофренией и др. что существеннозатрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительнопродвижения ребенка в развитии становится проблематичным.
Причины вызывающиеумственную отсталость многочисленны и разнообразны. Их принято разделять навнешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать впериод внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первыемесяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резкимнарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
· тяжелыеинфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, вирусныегриппы, краснуха и др.;
· различныеинтоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающиепод действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена.Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременнойженщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;
· тяжелые дистрофииженщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах итканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
· заражение плодаразличными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежиттоксоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которогопаразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашнихживотных собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких мышей, зайцев, сусликов(приобретенный токсоплазмоз);
· при заболеваниибеременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плодаспирохетой;
· травматическиепоражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут бытьпричиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствиемродовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головкиребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмернобыстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своимследствием умственную отсталость ребенка;
· среди внутреннихпричин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделитьфактор наследственности.
· факторнаследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери иребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме приделении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворениияйцеклетки возникает стабильное число хромосом 46. При болезни Даунанерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не46, как в норме, а 47 хромосом;
· к числувнутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так,например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основекоторой лежит именно эта причина;
· воспалительныезаболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца, нередко служатпричинами умственной отсталости;
· в последние годыумственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резкоповышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой,алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную рольиграют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи.В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем постоянно не получаетполноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.
Заключение
Умственно отсталые — этодети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдаетсянарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных,процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логическогомышления, речи и др.).
Теоретическое значениетакого определения состоит в том, что оно способствует более глубокомупониманию сущности аномального психического развития детей. Каждая науказаинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясноеопределение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научныхисследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия«умственная отсталость» неправильно ориентирует ход научных поисков иисследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либосужению состава изучаемых детей.
Нарушения и особенностиразвития психики у детей могут быть очень разнообразны.
Список литературы
· Забранная С.Д.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1993.
· Основы специальнойпсихологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.
· Петрова В. Г.,Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.
· Рубинштейн С.Я.Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.