Реферат по предмету "Психология"


Проявление инфантилизма

«Тот ребенок,который признает себя ребенком, — мудр
 О ребенке, думающем,что он мудр, говорят: „Дитя!“
Чже Цонкапа
инфантилизмчеловеческий поведение
Впервые использовать термининфантилизм (от лат. iufantilis– детский) по отношению к человеческому поведению предложил французскийневропатолог и психиатор Эрнест Шарль Ласе́г (Lasègue) в 1864 году.
Он обозначал его как — особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается впервую очередь эмоциональными характерологическими особенностями,неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностьюсознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелымисуждениями. Позднее, немецкий психотерапевт G. Anton (1904) выделял такназываемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствиемкакого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениямиповедения.
Втечении последующего века инфантилизм был изучен практически со всех сторон егопроявления. Зарубежные школы понимали инфантилизм как:
v сохранениеу взрослых физических и психических признаков детства, как низкорослость,детскость в сочетании с незрелостью психики, как задержку развития (Г.Антон,1913; Андраль, 1970; Е.Бриссо, 1897; Э.Ласег, 1868; П.Лорен, 1871).
v проявлениебессознательного и незрелость форм психических защит личности, и как нарушениегормональной деятельности (К.Абрахам, 1924; Э.Джонс, 1924; З.Фрейд, 1927;К.Г.Юнг, 1924; Г.Гуг-Гельмут, 1926)
v развитиесексуальности на инфантильной ступени (А.Кронфельд, 1928; У.Штеккель, 1922;К.Леонгард, 1948).
v проявлениепарциальной задержки развития, которая связана с истерией (Э.Крепелин1920-1930; Э.Кречмер, 1924-1927),
v ретардациюразвития (А.Гамбургер, 1926; Г.Штутте, 1968)
v задержкуаффективного развития (Р.Корбо, 1967).
В России инфантилизм исследовалсяне так качественно, возможно по причине меньшей актуальности, чем в Европе.
v  Инфантилизмпредставляли как расстройство процесса инволюции детского развития(Л.С.Выготский, 1933),
v  формунарушения интеллектуальной деятельности в рамках задержанного темпапсихического развития (И.Б.Шенфиль, 1928; Г.Е.Сухарева, 1959; М.И.Буянов, 1971;А.Гурьева, 1996),
v  задержупсихического развития (В.В.Лебединский, 1985; Г.Е.Сухарева, 1959; Е.П.Ильин,2001).
v  особенностьфизического и социопсихологического развития подростка (Е.И.Исаева, 1965;Э.Г.Кельмишкейт, 1969; А.Е.Личко, 1985),
v связьс акцентуациями характера и психопатиями (Г.Е.Сухарева, 1959; А.Е.Личко, 1985;М.И.Буянов, 1986).
v отставаниесоциального взросления молодежи от биологического взросления, как замедленноеразвитие организма.
v  задержканравственного и социального созревания личности (Ю.Н.Давыдов, 1980;К.К.Платонов, 1984; П.Д.Павленок, 1998),
v  характеристикаличности (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1990).
Втечении века, инфантилизм, как качество личности, изучался в рамках патологии ивсе больше с ней переплетался. К концу 20 века инфантилизм начали рассматриватькак задержку нравственного и социального развития, и как характеристикуличности, т.е проявления инфантилизма в процессе развития личности.
На данный моментвремени, «инфантилизм» не имеет точно определения, и используется в контекстеобозначаемой области.
Таким образом,Инфантилизм классифицируется, по своему проявлению как:
Психологический
Психический
Социальный
Физиологический
Психический инфантилизм– отставание, задержка в развитии психики ребенка, из-за чего поведение ребенкаи позже как бы взрослого человека не соответствует возрастным требованиям кнему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевойсферы и сохранении детских качеств личности.
Э.Крепелин одним изпервых связал возникновение психопатии с парциальным психическим инфантилизмом(ювенилизм) — задержкой эмоционального созревания, и считал что инфантильнаяпсихика содержит в себе ростки будущих психопатий, с одной стороны, и тесноепатогенетическое сродство психопатий и наркоманий, с другой, выстраиваетсяследующий континуум: «инфантилизм – психопатия — наркомания». Парциальныйличностный дисгармонический инфантилизм составляет основу разных формличностной патологии, начинающейся с детства, и наиболее выражен у неустойчивыхи истерических личностей.
Э. Кречмер также считалнезрелость эмоционально-волевой сферы неизменной конституциональной основойпсихопатической личности. На патогенетическую связь инфантилизма и психопатий такжеуказывают Б. Линдберг, Матес, Г.Ског, О. В. Кербиков, В. В. Ковалев, М. И.Буянов и др.
В 30х годах 20 векавпервые выделился «моторный инфантилизм» [Homburger А., 1926], отличающийся от«дебильной двигательности» тем что отсутствуют признаки органических измененийв головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы. Этот терминиспользовался для обозначения проявлений недостаточности развития двигательныхфункций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениямипсихического инфантилизма.
Фриц Виттельс описываетв своем труде «Фрейд. Его личность, учение и школа.», как он пришел копределению «нарциссизм» из понятия инфантлизма:
 «1907 г. я описалтакой тип под именем « женщина-ребенок ». О нарцизме я тогда ничего ещё незнал. Женщина-ребенок, по моему объяснению, была женщина, которая, благодаряпреждевременному расцвету своей красоты, слишком рано делается объектомухаживаний. Таким образом, красивому ребенку нет времени созреть в женщину, ион остается таким, каким его желают.
Женщина-ребенокостается недалекой, детски красивой и детски несдержанной, переходит из рук вруки и должна погибнуть.
Половые болезни итуберкулез намечают в ней свою жертву, а мужчины, которые раньше поклонялисьей, называют ее доступной, потому что она не сохраняет верности.
В моем распоряженииимелось тогда лишь понятие об инфантильном аутоэротизме, и я развил из негочасть того, что получило впоследствии название нарцизма. Я прочел эту статьюперед ее опубликованием Фрейду. В настоящее время стала доступнее пониманию,чем в 1907 г., притягательная сила, отличающая женщину-ребенка, и еесвоебразная сексуальность. Я сказал тогда: женщина-ребенок это первобытнаяженщина.»
По Г.Е. Сухаревой[1959], различаются органический, дисгармонический и гармонический вариантыпсихического инфантилизма в зависимости от того, к чему примыкают его симптомы — к олигофрении, к психопатиям или норме.
Л. С.Выготский [1933] впервые в истории психологии и дефектологии дал глубокоепсихолого-педагогическое определение сущности инфантилизма, состоящей внарушении темпа качественной перестройки психических функций (мышления,внимания, памяти, моторики), при котором психика ребенка сохраняет организациюболее, раннего возраста. При этом запаздывает формирование сложныхопосредованных форм поведения, образуется недоразвитие личности, что ведет кнарушению всех видов произвольной деятельности. Дети с ЗПР, будучи поставлены вусловия обучения и воспитания с учетом этиопатогенеза и структуры их дефекта,достигают, в противовес умственно отсталым детям, высокого уровня образования.Исследование, названное Выготским „естественной историей знака“,которое проводилось Н. Г. Морозовой под его руководством, легло в основу работпо развитию игровой деятельности аномальных детей, по овладению значениемслова, грамматическим строем, значением и смыслом письменной речи глухимишкольниками.
Социальный инфантилизм- неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессомвзросления.
Социокультуральныйинфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной иэмоциональной депривации.
Если инфантилизмобусловлен преимущественно социально-психологическими факторами, клиническиепроявления его приобретают некоторые особенности. Известны описания»инфантилизированного характера", «синдрома единственногоребенка», в основе которых лежит изнеживающее воспитание по типу«кумира семьи», «гиперопеки» или «гиперпротекции».При этом могут возникать такие черты, как несамостоятельность,неорганизованность, недостаточность практических навыков, инициативы,невыносливость к психическим нагрузкам, а также недостаточная социальнаязрелость и адаптированность.
Известны явлениягоспитализма у подростков (Hoff H., 1930), когда в условиях депривацииформируется инфантильная психика. При этом появляются гипертрофированныеинтеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелойоказывается социальная сторона интеллекта и эмоций.
В неблагополучных семьяхи закрытых детских учреждениях, в условиях гипоопеки и безнадзорности ненаступает своевременной положительной социализации личности, в результате чегоне формируются система положительно ориентированных внутренних запретов исистема ценностей, преобладают преимущественно утилитарные интересы,потребительское отношение к жизни, неспособность к устойчивым межличностнымотношениям, легкость закрепления различных отрицательных привычек, отсутствиеконтроля за проявлениями своих эмоций, побуждений, влечений. Степеньвыраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяетвозможность разной судебно-психиатрической квалификации состояния.
Физиологическийинфантилизм — отставание в физическом развитии в силу медицинских,физиологических, а не психологических и социальных причин. Например, ЛаренВ1871 г. (Lorain) под этим названием описал определенный тип задержанных в общемразвитии лиц, сохраняющих и в зрелом возрасте все юношеские черты в отношениироста, пропорций тела и психики (т и п Л о р е н а). Большое значение вэтиологии заболевания Лорен придавал врожденному сифилису, малярии, пеллагре.Дальнейшим этапом в изучении И. явилась работа Бриссо (Bris-saud), давшего в1894 году описание другого инфантильного типа (см. Бриссо болезнь), сохраняющегов результате остановки своего развития не юношеские, а детские пропорции тела ипсихику (тип Бриссо). Бриссо и особенно Гертог (Hertoghe) считалиэтиологической основой этих заболеваний гипофункцию щитовидной железы.Дальнейшие исследования показали, что причины и клиническая картина И. могутбыть весьма разнообразны. И. может быть наследственным и приобретенным какрезультат различных заболеваний раннего детства, а также неблагоприятныхусловий внешней среды («дистрофический И.»). Кроме того Бриссо, Меж, Ганди(Meige, Gandy) и др. ввели еще понятие «позднего И.»—появление синдрома И. сисчезновением вторичных половых признаков и восстановлением детских черт унормального до того взрослого.
Исходя из широкогопонимания И., некоторые авторы относили к И. и такие клинические картины, как дистрофию,случаи карликового роста независимо от наличия или отсутствия других симптомовИ. Но уже Фальта (Falta) высказывается против такого смешения различных посуществу клиническиъ форм, ограничивая И. теми случаями, в которых остановкаразвития на детском стадии и задержка роста сопровождаются недоразвитиемполовых органов, лимф, аппарата, замедленным развитием ядер окостенения, незаращениемэпифизарных зон, сохранением детских пропорций членов и психической отсталостью.
Современные авторы(Молчанов) относят к И. лишь случаи отсталости общего развития, выделяяотсталость роста в особую форму нанизма и требуя, чтобы для диагноза И. былиналицо по крайней мере главнейшие симптомы отсталости общего развития, а именно— задержка роста, психики и полового созревания.
Психологическийинфантилизм — детские черты в мышлении, поведении и эмоциональных реакций притом, что с психикой у этого якобы взрослого человека в порядке. У детей — поведение и реакции, не соответствующие возрастным требованиям к нему — сновапри том, что психическая база для того, чтобы возрастным требованиямсоответствовать — есть.
Понятие «взрослыйребенок» имеет свое сущетсвование гораздо раньше развития науки. Так, например,в духовных практиках, таких как буддизм, который отличается универсализациейпроблем человеческого существования.
В буддистских текстахесть термин «дети существа». В Изречении «Царь самадхи» (СамадхиРаджа Сутра) сказано:
«Хотя и пищуобретают
благодаря заслугамБудды,
но эти дети-существа
Ему неблагодарны».
Словом «дети-существа»обозначена категория простых существ, или существ с обыденным сознанием, т.е.инфантильной личности. Ее базовой характеристикой в буддийских ученияхсчитается «cхватывание Я» («представление о Я») (тиб.: bdag ‘jin),«эгоцентризм» (тиб.: ‘ngar ‘jin), «само-лелеянье» (тиб.: rang gces).
Детям существампротивопоставляется взрослый:«дети-существа» «взрослый» мотивация недалекая и узко-эгоистичная альтруистичная, сострадательная, вдохновленная дальними великими целями эмоциональная сфера крайне нестабильная, они отличаются реактивностью на объекты: предметы и других существ эмоциональность отличается стабильностью, обузданностью, они избавлены от реактивности способность к успешной целеполагающей деятельности – негативная: они во всех своих действиях стремятся к счастью, но, зря суетясь, достигают обратного осмысленно ставят и достигают «цель-для-себя» и «цель-для-других»- тиб.: rang-don, gzhan-don); рефлексия – поверхностна, они неспособны к интроспеции и не знают глубинной природы человека полностью владеют интроспекцией и знают свою глубинную природу постижение, понимание – наивность: они принимают воспринимаемые объекты за то, чем те представляются, и, главное, себя – за то, чем себе кажутся: главные ошибки этой наивности – представление о себе и объектах как неизменных, единых-целых, независимых постижение реальности обусловлено как возникающей и относительной система ценностей непосредственные удовольствия, вызываемые примитивными реакциями — ценности относятся к реализации глубинной природы человека и как высшая ценность выступает альтруизм, эмпатия и помощь другим и реализация своей глубинной природы ради других
Возвращаяюсь ксовременности и науке, можно сказать что прежде всего инфантилизм какличностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности надостаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферыличности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностнойхарактеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, каквнешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний,эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутироватьответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувствопсихологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом вданном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимостихотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность,в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например,интернет-аддикция и т. п.). Следует специально отметить, что инфантилизм можетсочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием иопережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомернооценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственноличностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если самугетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальнойзрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что всвязи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линииразвития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникаетситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамкахконкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, несовпадают с характером предъявляемой субъектом активности.
Как отмечает Н.Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строгопрямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые свозрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят.Практически каждый человек в состоянии сильной усталости начинает хныкать.Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описалкак универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждогоребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший своюнезависимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой),становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение кзнакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровенькомпетентности» .
Из сказанного ясно, чтоинфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и вопределенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы егопроявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком видепсихологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессиюобычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образомна снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако,поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом,знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает кпрежним привычкам...», формирующимся в достаточно раннем возрасте,целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точкизрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичнымизащитами.
Очень точное описаниеглубокой регрессии приводится в романе американского писателя Т. Вульфа«Мужчина в полный рост». В результате землетрясения два человекаоказались под завалом и пытаются выбраться. При этом один из них, сорокалетнийуголовник-рецидивист по кличке «Пять-Ноль», абсолютно уверенный, чтоуж он-то «знает жизнь» и прошел «огни и воды», вкритический момент в ужасе обращается к своему более молодому спутнику:
"— Не бросай меня,брата!
— Да не брошу, неброшу. Отпусти ногу, ползи за мной.
Пять-Ноль послушноотпустил его. Конрад пополз дальше в дыру. Гаваец карабкался за ним. Ползтиприходилось на животе, было трудно дышать.… Впереди показались слабыепроблески.… Свет проникал сверху, сквозь груду искореженного металла ибетона над их головами. Оказывается, они пробирались по трещине — не шире ихплеч и не больше фута высотой.
Пять-Ноль сноваотчаянно схватился за Конрада.
— Помогай, брата…помогай… я правда… правда… помогай.
— Отпусти! Ползи лучше!
Но гаваец толькосильнее стиснул его ногу, хныча, как ребенок.
Как ребенок… Конрадпротянул руку назад и нащупал лицо Пять-Ноль где-то между своих коленей. Онпогладил гавайца по щеке, словно тот и правда был малышом, и сказал ласково:
— Пять-Ноль… я с тобой,а ты со мной, мы вместе, и сейчас выберемся отсюда. Слышишь? Выберемся,Пять-Ноль, я все время буду с тобой. Держись, я тебя не брошу. А сейчас ползи,отпусти меня и ползи, толкайся ногами посильнее. Я не брошу тебя. — Конрадпродолжал гладить его по лицу в такт словам.
Всхлипы, кашель,причитания,… но судорожная хватка наконец ослабла.
— Хорошо, Пять-Ноль,молодец, теперь пошли" .
Данный отрывокпоказателен не только с точки зрения описания проявлений регрессии, но и вплане выбора эффективной стратегии с индивидом, пребывающим в таком состоянии.
Изначально насудорожные движения и бессвязные призывы о помощи со стороны Пять-Ноль, вкоторых отчетливо слышится голос напуганного ребенка, Конрад реагирует резким иабсолютно целесообразным в сложившейся ситуации указанием «Отпусти! Ползилучше!», адресованным зрелому и сильному Эго товарища по несчастью.Подобного рода реакции (апелляция к взрослой составляющей личности, указание наявную неадекватность поведения и т. п.) на выраженные проявления инфантилизма ирегрессии у партнера по взаимодействию являются стереотипными для большинствалюдей. Такая тактика, как правило, не только не способствует выходу индивида изинфантильного состояния и «переключению» на более зрелые моделисоциального функционирования, но и, напротив, провоцирует углубление регрессии.Это становится совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с позицийтрансактного анализа.
В абсолютномбольшинстве случаев регрессия означает, что индивид пребывает не просто вэго-состоянии Ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки изаботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, онполучает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции,то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью,собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаютсяреальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилениеминфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться»в конце концов до «хорошего» Родителя. Если же в ответ на стимул,направленный от эго-состояния Ребенка к эго-состоянию Родителя, следует реакцияв логике Взрослый — Взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чащевсего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое столкновение,индивид в состоянии регрессии опять-таки вынужденно использует инфантильныеформы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставитьсебя взрослым.
Гораздо болееэффективной стратегией взаимодействия с инфантильными, либо пребывающими всостоянии регрессии личностями является присоединение к актуальному детскомусостоянию индивида. Именно такой выход в критической ситуации интуитивнонаходит герой романа Т. Вульфа. Он не только вербализирует позицию заботливогои надежного родителя, но и подкрепляет ее соответствующим тактильным контактом— гладит Пять-Ноль по щеке — «словно тот и правда был малышом». Врезультате тот, все еще оставаясь в позиции ребенка, но уже ребенка, обретшего,благодаря родительской поддержке, надежду и уверенность, оказывается способнымк действиям, адекватным реальной ситуации.
Выбор оптимальнойстратегии взаимодействия в подобных случаях существенно осложнен тем, чтосоциальные проявления инфантилизма и регрессии бывает крайне сложно отличить отдемонстративного поведения, для модификации которого вполне оправданы иэффективны такие средства воздействия, как директивное пресечение ицеленаправленное игнорирование. «Разведение» этих чрезвычайно схожихна внешнем уровне, но совершенно различных по своим психологической природе ипсихологическому содержанию форм дезадаптивной активности является важнойзадачей практического социального психолога. В этой связи стоит отметить, чтоинфантилизм и регрессия часто, но не всегда проявляются на поведенческом уровнев виде бросающейся в глаза беспомощности, беззащитности, слез, жалоб и т. п.Эти проявления могут также носить характер повышенной агрессивности, грубости,неуживчивости, свойственной многим подросткам.
Также важно понимать,что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомернорассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностногоразвития и социального функционирования индивида, явление. Очень многиеритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носятхарактер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Болеетого, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С.Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессиик детским состояниям, а следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояниярегрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтическихподходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.
Вместе с тем важно ещераз подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайнихпроявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не толькосоздающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью ижизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. Вчастности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребленияпсихоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольногоили наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайноопасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегствов болезнь». Такой способ ухода от реальности "… никогда неосознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и можетпричинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другомучеловеку". Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариантрегрессии… обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным дляпсихотерапевтического вмешательства». Не менее проблематичным выглядит и«бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивногохарактера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того,депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности»,суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоятьнеблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность ксопротивлению в схожих обстоятельствах, "… так как считают, что все ихусилия будут неэффективными". В групповом и организационном контекстепатологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессепоиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиятьна социально-психологический климат сообщества, «заражая» егопессимизмом, неуверенностью и безответственностью.
Взрослость-зрелость
В современном научномпонимании взрослость-зрелость не считается синонимичной физическому возрасту, носчитается довольно сложной междисциплинарной проблемой. Проблемавзрослость-зрелость рассматривается философией в плане анализа развитияличности, социологией с точки зрения проблемы социальной зрелости, педагогикойи возрастной психологией, психиатрией в сфере исследований инфантилизма идругих видов нарушений психического развития.
В биологическом плане(на основании полового созревания) считается, что зрелость возникает у девушек –к 21, у юношей – к 25 годам. С точки зрения возрастной психологии, периодвзрослости многие исследователи подразделяют на раннюю и другие видывзрослости, при этом нижней границей взрослости оказывается 17-20 лет ( ранняявзрослость от 21 года до 25 лет у Д. Бромлея, 17-25 лет у Биррена, от 20 до 25лет у Э. Эриксона, от 20 до 40 лет у Г. Крайга. Впрочем, по Э. Эриксону,развитие личности продолжается в течение всей жизни. В качестве определениязрелости Э. Эриксон пишет: «Зрелый человек нуждается в том, чтобы бытьнужным». Ш. Бюлер считает зрелостью период от 25 лет (создание собственнойсемьи, реализация призвания, постановка конкретных жизненных целей исамореализация), Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант отмечают также какхарактеристику периода осознание себя как взрослого человека с его правами иобязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни иобозначают границы периода в 23-28 лет. (по Кулагиной И.Ю., Колюцкому).
Кулагина и Колюцкийрассматривают онтогенез человека соотносительно с филогенезом, согласнорезультатам исследований психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,Д.Б. Эльконина. В контексте развития организмов в целом выявляется развитиеобщей для живого триады: потребность — деятельность — мотив (предметпотребности), выступающий, как часть внешней среды и как нечто внутреннее — как«опредмеченная потребность» (по Леонтьеву). Родовым отличием психики человекаявляется «наличие речемыслительного социогенного сознания. Развитиечеловеческого сознания обусловлено развитием системы знаний, а также выработкойморально-нравственных представлений и норм», что «обусловлено процессамиинтуиции, но более высокого, чем на предыдущем этапе развития психическогоуровня». Развитие человеческого знания связано с познанием не отдельныхсторон, а сути предметов и явлений. Человеку присуще предметное чувство(глубокий непреходящий интерес, увлеченность), пластичность поведения в целом,сдвиг мотива на содержание деятельности – то есть во всех сущностных связях смиром у человека потребности обладают такой же природой: предметом потребностиявляется сам процесс деятельности.
Эти характеристикиобретают особое значение для понимания социальной зрелости человека, если иметьв виду, что «зрелость выступает как мера социальности индивида, мера приобщенияего к своей родовой сущности». Имея в виду индивида как систему с внутреннейструктурой в виде потребностей, интересов, ценностей, идеалов и т.д. Ю.Бардинсчитает, что именно оптимальность функционирования обеспечивает не тольконаправленность развития системы, но и реализацию заложенных в ней возможностей,.а также накопление и развертывание новых возможностей, что является одной изважнейших характеристик развития. Таким образом, в категории зрелостьоказываются органически связаны принцип развития и принцип системности.Зрелость выступает одновременно и как критерий развитости систем, и какпоказатель целостности, организованности систем, являющейся важным направляющимфактором их дальнейшего развития. (…) Зрелость личности первоначально выступаеткак адаптивность или способность оптимально функционировать в данной социальнойсистем (…) в своем наиболее развитом виде зрелость личности выступает каксубъективность, т.е. способность посредством своей целенаправленной,творчески-преобразующей действительности не только воспроизводить, но и изменятьсоциальное целое.
По своимхарактеристикам, «зрелая личность — это личность, которая активно владеет своимокружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностныхориентации и способна правильно воспринимать людей и себя». С точки зрениястановления взрослости-зрелости выделяются стадии социализации:
1. первичнаясоциализация или стадия адаптации;
2. стадияиндивидуализации;
3. стадия интеграции вобщество.
Начиная с А. Маслоу,появилось представление о «пирамиде» мотивов в ходе развития личности. Маслоуговорит о движении от мотивов физиологических в направлении ксамо-актуализации, другие авторы говорят о движении от гедонистических мотивовк эгоистическим, дальше – к духовно-нравственным, а затем «сущностным» (поКулагиной И.Ю., Колюцкому). Маслоу вносит определение: «Психическое здоровье«хронологически» незрелой личности понимают как здоровое развитие.Психическое здоровье взрослого человека – по-разному, как самоактуализацию,эмоциональную зрелость, индивидуацию, продуктивность, подлинность,полноценность и т.п. (…) Самоактуализацию определяют по-разному, но в главномвсе ученые явно согласны друг с другом. Все определения говорят:
(а) о примирении свнутренним Я как «сердцевиной» личности и его проявлении, то есть обосуществлении его скрытых способностей и потенциальных возможностей, об«идеальном функционировании», развитии индивидом всех своихиндивидуальных и общевидовых характеристик;
(б) о минимизациизаболеваний, неврозов, психозов, понижающих фундаментальные индивидуальные иобщевидовые способности человека».
М. Мамардашвилиопределял так: «Взрослеть – это значит принадлежать к веку и миру просвещения.Я напомню старое определение просвещения – это вовсе не сумма знаний,распространяемая в народе. Европейское понимание просвещения сводится кутверждению, что просвещение есть взрослое состояние человечества, способностьчеловека обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом и не нуждатьсяв помочах». В другом месте он отмечает: «Что касается злобы, то это связано с …инфантилизмом. … у нас нет мыслительной традиции, чтобы отдавать себе отчет всвоих состояниях, чтобы ясно помыслить: что же я чувствую? почему я ненавижу?почему страдаю? А когда мы неясно это понимаем, то изобретаем себе воображаемыхврагов. Словом, злоба во многом идет от инфантилизма»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.