Реферат по предмету "Психология"


Представления о человеке в основных направлениях психологии

Содержание
Введение
1. Основная часть
Психология в Первые десятилетия XX века
Психоанализ
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Психология в 1930-1940-е годы
Культурно-историческая психология
Психология в 1950-1960-е годы
Когнитивная психология
Трансперсональная психология
Психология в 1970-1980-е годы
Заключение
Литература
Введение
Психология(греч. — душа и логос — слово, знание, дословно — душесловие, знание о человеческойдуше) — наука о закономерностях развития и функционирования психики. (Наука, изучающаяпроцессы и закономерности психической деятельности.)
Психология — Объективная наука о субъективном мире человека и животных В.П. Зинченко.
Существуетмного различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят,что психология — это наука о душе, из которой исключено исследование души.психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя такили иначе (поведение животных исследует этология).
Для описаниятого теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуютразные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористыотвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение,настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуациямогут быть предметом исследования.
Существуетмного разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимаетпромежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектромвопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются.С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальныетехники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистическихрасчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л.Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологиипрактически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можносмело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарныхи естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметнуючасть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б.Г.Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
Ранние античныеавторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, егодуши и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошлалишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияниена развитие философских основ представлений о психике, в частности, представлениео человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своёотражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинствадругих наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля,в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологическогоисследования.
Средневековыеработы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума,в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованыидеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделялИбн Сина (Авиценна).
В 1590 годуРудольф Гоклениус впервые использует термин "Психология" для обозначениянауки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин"Психология" в современном научном смысле.
2 августа1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки,допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, ноанализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил началосистематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальнойхронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.
Девятнадцатыйвек стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины,выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Эрнст Веберисследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
Герман Гельмгольцисследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об«автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
Однако главноеимя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратникГельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию,в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот годсчитается годом рождения психологии как науки.
1. Основная частьПсихология в Первые десятилетия XX векаПсихоанализ
Самое начало двадцатого векаотмечено бурным ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активноразвивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работахЗигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимыхструктур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которыхосновное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляетсобой требования социума, культуры. Развитие этой школы психологии оказало сильноевлияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить вниманиена феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психическойдеятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяютсяАльфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности»)и Карл Густав Юнг. Психоанализ это название, данное Зигмундом Фрейдом системе интерпретациии терапевтического лечения психических недомоганий. После изучения Фрейдом (1885-86)течение психоанализа продолжило жить благодаря французскому неврологу Дж.М. Шарко,который заключил, что истерия вызывается не органическими симптомами нервной системы,а эмоциональными разладами. Позднее, в сотрудничестве с венским врачом ДжозефомБрейером, Фрейд написал две статьи по истерии (1893, 1895), где изложил основнуючасть своей теории психоанализа. Фрейд использовал свой психоаналитический метод,прежде всего, по отношению к клиентам, страдающим от многочисленных умственных расстройств,которые до недавнего времени классифицировались, как неврозы. Ко Фрейду присоединилосьогромное количество студентов и врачей, среди которых были Юнг и Альфред Адлер.Последние сделали множественные вклады в науку, но к 1913 году отказались от основыпсихоанализа, так как не пожелали согласиться с акцентом Фрейда на сексуальной мотивации.Другие аналитики, включая Мелани Кляйн и Жак Лакан, также существенно повлияли наэту сферу. Психоанализ и его теоретические позиции оказали огромное влияние на современнуюпсихологию и психиатрию.
Основной постулат психоанализа- концепция динамического бессознательного ума — вышла из наблюдений Фрейда, чтофизические симптомы пациентов-истериков имеют тенденцию исчезать после того, какдавно забытые ситуации становились осознанными. Он видел бессознательное как сферупсихической деятельности, которая влияет на личность и поведение, и оперирует материалами,которые невозможно вызвать путем обычных мыслительных процессов. Фрейд утверждал,что существовали защитные механизмы, куда входили репрессии, реакция-формация, регрессия,замещение и рационализация, которые защищали сознательный ум от аспектов реальности,которые ему было трудно воспринять. Самый основной защитный механизм это репрессия,которая вызывала забывчивость по отношению к сложным моментам.
Наблюдая отношения между психоневрозамии репрессированными воспоминаниями, Фрейд сделал сознательное признание этих забытыхситуаций основой психоаналитической терапии. Гипноз был самым ранним методом, которыйиспользовался для «поднятия» бессознательного, но ввиду ограниченной эффективности,его скоро заменили свободные ассоциации (гипнотизм). Сны, которые Фрейд интерпретировал,как символ исполнения желаний, считались первичным ключом к бессознательному, аих анализ — важной частью фрейдистской терапии.
Чтобы уточнить действие человеческойпсихики, Фрейд и его последователи ввели теорию психоанализа. Целостную человеческуюличность Фрейд делил на три функциональные части: ид, эго и суперэго. Он видел ид,как глубочайший уровень бессознательного, где доминируют принципы удовольствий,где целью является немедленное осуществление порывов. Суперэго возникает у ребенкапосредством идентификации с родителями и как ответ на социальное давление; функционируеткак внутренний цензор, чтобы обуздать порывы ид. Эго, с другой стороны, видитсякак часть ид, измененное контактами с внешним миром. Это умственная субстанция,которая находится посередине между тремя силами: внешними запросами социальногодавления или реальности, запросами либидо немедленного удовлетворения, возникающимииз ид, и моральными требованиями суперэго. Невзирая на то, что его только частичносчитают сознательным, эго выступает в качестве большей части того, что называютсознательным. Фрейд настаивал, что конфликты между этими тремя несогласуемыми силамии есть причина невроза.
Психоанализ фокусировался нараннем детстве, утверждая, что многие конфликты, возникающие в человеческом уме,развиваются в первые годы жизни. Фрейд продемонстрировал это в своей теории психосексуальности,в которое либидо (сексуальная энергия) ребенка ищет выход через разные зоны телав первые пять-шесть лет жизни.
Вызов ортодоксальному психоанализуФрейда бросили в двадцатых годах ХХ века Отто Ранк, Сандор Ференсзи и ВильгельмРейх, в тридцатых — Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливан. Эти критики делалиударение на межличностном аспекте отношений аналитик-пациент и уделяли больше вниманияпроцессам эго. Невзирая на большое количество критиков, фрейдистский психоанализоставался самым обширно используемым методом, как минимум, до начала пятидесятыхгодов.
Сегодня метод Фрейда находитсясреди многих других типов психотерапии, которые используются в психиатрии. Многиепостулаты были изменены, частично из-за их негибкости, частично — из-за отсутствиятеоретической подоплеки. Современные психологи порицают психоанализ за то, что онслишком опирается на сны и свободные ассоциации. Без эмпирических свидетельств,теории Фрейда кажутся слабыми и не соответствуют стандартам лечения.
 Бихевиоризм
В США активно развивается бихевиоризм- основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П. Павловаи Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию обисключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых.Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, авыходят — реакции на эти стимулы. С начала двадцатого века бихевиоризм предложилобществу и сфер психологии смесь прикладных технологий и философского иконоборчества.В 1913 году Джон Б. Ватсон объявил себя бихевиористом, и заявил о новом теоретическомнаправлении в психологии. «Бихевиоризм, — говорил он, — это чисто объективнаяэкспериментальная ветвь естествознания, посвященная предсказанию и контролю поведения».Сознание, мысли и чувства не изучались здесь более, как объяснял он, только поведениеживотных, включая людей. Ватсон объявлял, что психология может быть приложена комножеству человеческих проблем, созданных индустриализацией и быстрыми социальнымипеременами. Бизнесменам он обещал показать, как личность может быть приучена к новымпривычкам, чтобы подстраиваться под окружающую среду. Родителям он обещал дать методывыращивания бесстрашных детей, которые смогут научиться любой профессии. Такие техникидолжны были базироваться на условиях невольного поведения Павлова.
Ватсон вынужден был покинутьакадемию ради карьеры в рекламе, поэтому он никогда так и не разработал техники,которые так расхваливал в своих обещаниях. И все же, в тридцатых годах сфера философииподошла близко к концепции Ватсона, и наблюдатели стали говорить об интеллектуальнойреволюции. Психологические методы стали более объективными и стали больше опиратьсяна поведенческие реакции. В то же время, в психологии бихевиоризма доминировалинеобихевиористы, чьи внутренние концепции «движения», по сути, перечеркивалитеории Ватсона.
Во второй половине двадцатоговека, радикальный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера выполнил призыв Ватсона о практическойпсихологии поведенческого контроля. Она подавалась вкупе с радикальной опытной теориейпознания, в которой движения, мотивы и осознанность не играют никакой роли. Вольныедействия по Скиннеру мотивируются позитивными и негативными побуждениями (методкнута и пряника). Свои законы обучения Скиннер объяснял опытами над белой крысой,которую поощряли всякий раз, когда она выполняла нужное действие. Эти законы, согласносторонникам Скиннера были универсальными и могли применяться, как к животным, таки к людям.
Как и Ватсон, Скиннер был неутомимымпопуляризатором, которого никогда не смущали оппоненты. Его хрестоматия утопическогообщества, «Walden Two» (1948), нашла свою аудиторию в контркультуре шестидесятыхгодов и вдохновила серию экспериментов по коммунальной жизни. В «Beyond Freedomand Dignity» («Над свободой и достоинством», 1971), он говорил отом, что социальные проблемы лучше всего решались бихевиористами, нежели философами,религиозными мыслителями или политиками-демократами.
В психологии влияние радикальногобихевиоризма Скиннера достигло своего пика в шестидесятых годах, но в последующиегоды утратило доверие, так как ученые нашли способы обучения (в том числе, овладенияязыком), которые превосходили предположения Скиннера. В результате, психология повернуласьк необихевиористическим объяснениям, в то же время становились популярными когнитивныеи эволюционистские школы. Версии бихевиоризма начали появляться в экономике и социологии.
Для общества бихевиоризм былзаметен своими взглядами на человека и обещаниями контролировать его поведение.В 1923-1924 годах, Ватсон настроил прогрессивистские теории против инстинктивистскойсоциальной психологии Вильяма МакДугала. На страницах «Новой республики»,лекций в Новой школе, и в публичных дебатах с МакДушаллом в Вашингтоне, Ватсон сталвлиятельной фигурой, которая пообещала обществу создать нового человека, руководствующегосяповеденческими принципами.
К середине столетия многиепришли к тому, что обещания поведенческой трансформации, пахнут антигуманностью.В своем двухтомнике «Сумасшедший апельсин» (A Clockwork Orange, 1963),Энтони Берджесс изобразил авторитарное правительство, которое осуществляет контрольпосредством либеральной риторики и методов Павлова, а также традиционных наказаний.Контроль разума при помощи методики Павлова стал олицетворением всех страхов тоговремени.
Во время войныво Вьетнаме, бихевиоризм Скиннера попал под критику, частично из-за конкретной социальнойфилософии. В 1971 году «Над свободой и достоинством» сделало его объектомкритики и правых и левых политических сил. В конце двадцатого века и начале векадвадцать первого, последователи Скиннера стали менее радикальными и скрылись изполя общественного обозрения, а их исследования переключились на другие объекты.Эти обстоятельства отмечены в «Хитчхикеровском путеводителе по галактикам»(The Hitchhiker's Guide to the Galaxy, 1990), где правители вселенной хоть и небихевиористы сами по себе, но стараются оперировать их методами.
 Гештальтпсихология
В Германииразвивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаясядальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников,гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание,напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммысоставляющих его частей». В рамках этой школы психологии было открыто многофеноменов восприятия и мышления.
Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, впервую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностейсолдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р. Йеркс). Гельштат психологияпоявилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психологаМакса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи,как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат психологии являетсярассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основанииГельштат психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии.Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключаетсяв том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человекдолжен нести ответственность за свои действия и мысли.
Гештальтпсихология (также Берлинская Школа Гештальт) является «теорией умаи мозга», которая предлагает, чтобы эксплуатационный принцип мозга был целостным,параллельным, и аналоговым, с самоорганизацией тенденций; и утверждает, что целоеотличается от суммы его частей. Эффект Гештальт обращается к формирующей форму способностинаших чувств, особенно относительно визуального распознавания фигур и целых формвместо только коллекции простых линий и кривых. Слово Гештальт на немецком языкебуквально означает «форма» или «фигура».
Гештальтпсихология — это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером,была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии,и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически,слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было бытьцентром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корнив работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.
Существуетмнение, что гештальтпсихология перестала развиваться и соответствовать новым требованиямнауки. Возможно основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основныефизические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихологиянекоторое время претендовала на общую теорию, однако надо отметить, что исследованиягештальтпсихологии касались только одной из сторон психологического процесса.
Кроме того,гештальтпсихология не должна была разделить действие и образ. Надо сказать, чтообраз в гештальтпсихологии выступает в качестве сущности, которая имеет особый род.Сущность это подчинена лишь личным законам. Стоит отметить, что синтеза таких категорийкак образ и действие в гештальтпсихологии в принципе не возможен, так как существуетпрепятствие в виде методологии, у основания которой лежит феноменологическая концепция.
Стоит отметить,что приверженцы гештальтпсихологии поставили под сомнение принцип ассоциации. Однако,это было не оправданно, так как в данном случае не учитываясь синтез и анализ вкомплексе, а каждый из этих методов рассматривались по отдельности. Были и такиеприверженцы, когда шел разговор об ощущении, утверждали, что ощущение не являетсяразновидностью чувственности.
Гештальтпсихологииостановились на рассмотрении вопросов восприятия, мышления, памяти. Изучение этихпознавательных процессов и стало главной задачей гештальтпсихологии.
 Психология в 1930-1940-е годы
В Германииприходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых былонемало евреев) вынуждены эмигрировать в США. гештальтпсихология практическипрекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятсяосновными фигурами американской социальной психологии.
Среди бихевиористов,с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внестив объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другойстороны Б.Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теориюоперантного научения.
Ж. Пиаже публикуетрезультаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибоку детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старшихдетей.
Активно развиваетсяпсихологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множествоветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапияи др.).
 Культурно-историческая психология
Люсьен Леви-Брюль,используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного»мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.
Пьер Жанееще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношениямежду людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики.Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действийвыполнения поручения и пересказа.
Наиболее полнопринцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работахЛ.С. Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях.Л.С. Выготскийформулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме.В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственнов процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этогонаправления в дальнейшем была построена теория деятельности. Впервые вопрос о социальности,как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологическойшколой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальныйфакт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия,как «брак», «детство», «самоубийство». Социальныефакты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще,но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер,который оказывает воздействие на всех членов общества.
Л.С. Выготскийпредположил существование двух линий развития психики в культурно — историческойпсихологии:
· натуральной,
· культурно опосредствованной.
В соответствиис этими двумя линиями развития в культурно — исторической психологии выделяются«низшие» и «высшие» психические функции.
Примераминизших, или естественных, психический функций в культурно — исторической психологиимогут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенокне может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминаетто, что случайно запомнилось. Низшие психические функции — это своего рода зачатки,из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данномпримере — произвольное внимание и произвольная память).
Превращениенизших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиямипсихики — знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлениии функционировании психики человека, безусловно, принципиально — оно определяеткачественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьтесебе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Какему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительныйобраз того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скореевсего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитатькоров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».
Многие фактыкультурно — исторической психологии свидетельствуют, что осваивание ребенкомзнаковых систем не происходите само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый,общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой.Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок поволе взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинаетсам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньшеприменял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказатьсебе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своимускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перипетии важного длянас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом планеакты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация»- превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных,натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковымисистемами, социальными и произвольными.
Культурно- историческая психология продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как внашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным культурно — историческаяпсихология оказалась при решении проблем педагогики и дефектологии.
Постановление1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшеепедологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологическойнауки в СССР.
психология когнитивная гештальтпсихология бихевиоризм
Вторая мироваявойна вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий.Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.
 Психология в 1950-1960-е годы
Эти десятилетияявляются эпохой расцвета психологии, активного роста во множестве направлений. Всовременных учебниках по психологии большая часть материала посвящена экспериментами исследованиям, проведённым именно в этот период.
 Когнитивная психология
Теория бихевиоризмане могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаясяпромышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представленияинформации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовалиактивного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов,лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область,которая позднее получит название "когнитивная психология" — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статьюпро «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер. Когнитивнаяпсихология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследованиипознавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивнаяпсихология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматриваяповедение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современнаякогнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознаваниеобразов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятиерешения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Моделипознавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизничеловека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность,связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активностьхарактерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причинеисследование познавательной активности составляет часть психологии» (УльрикНайссер «Познание и реальность»).
С расширениемпредметной области исследований когнитивной психологии обнаружилась ограниченностьинформационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременнойпамяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетическойпсихологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский и др.),деятельностному подходу (А.Н. Леонтьев и др.).
С другой стороны,разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла вниманиемногих европейских, в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развитиясвоих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).(А.И. Назаров.)
Исследованиякогнитивной психологии охватывают как сознательные, так и бессознательныепроцессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработкиинформации.
Когнитивнаяпсихология имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
· Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том,что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
· Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации.Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и прообразовыватьуже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работыс ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговыеструктуры) моделируют когнитивные психологи.
· Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данныйпостулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психикев особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантомкогнитивной психологии, завоевывающим все большую популярность в последниегоды, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972).В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления,но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.
В психологииактивно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма.Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказываетсявесьма эффективной в лечении различных видов фобий.
На фоне этого появляются гуманистическая психология ипсихотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному(теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматриватьчеловека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлениемк самоактуализации. Такое достаточно общее определение оправдано тем, что одно извлиятельных направлений психологии ХХ столетия — американская гуманистическая психология- в лице таких ведущих ее представителей, как А. Маслоу и К. Роджерс, не являетсяв строгом смысле психологией экзистенциальной, оказываясь, в противовес идеям европейскогоэкзистенциализма, теорией человеческой успешности и возможной полной состоятельности,существенно более оптимистичной и прагматичной. Вместе с тем представления о свободе,ответственности и становлении, несомненно, роднят ее с экзистенциальной психологиейи философией, что позволило И. Ялому обозначить гуманистическую психологию “двоюроднойсестрой" психологии экзистенциальной, как и некоторые направления неопсихоанализа.А. Маслоу обозначает следующие общие моменты гуманистической психологии и экзистенциализма:
Сходство методологии — в интраиндивидуальном подходе к человекуисходя из его самости, его данности.
Признание того факта, что каждый индивид находится в постоянномразвитии.
Признание ведущей роли смысла, который индивид придает своейжизни или ищет в жизни.
Признание значимости ценностей, в особенности этических, эстетических,познавательных и религиозных.
Признание того, что индивид постоянно находится в ситуации выбора,принятия решения и последующей ответственности.
Стремление к полноте понимания мотивации, определяющей выбори решение.
Признание глубины и серьезности человеческой жизни, места в нейтревоги и неизбежности страдания.
Акцент на будущем и его динамической роли в отношении настоящего.
Признаниеуникальности каждого индивида.
 Трансперсональная психология
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психологияиспытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделическихвеществ и новых областей сознания возникает трансперсональнаяпсихология.Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений:множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания,развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологическиефеномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовногороста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовныетрадиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация,холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работасо сновидениями, активное воображение, самогипноз и др. Существует личностная преемственностьи смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии.Их основателями были одни и те же люди — А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи.С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации,которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представлениеоб неутилитарных «ценностях Бытия», «пиковых переживаниях»,«самоактуализации», ставшие фундаментом и ядром программы гуманистическойпсихологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей — открытогодуховного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстномустремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы,размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл самопонятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко,вся антропологическая проблематика. Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистическойакцентом на метапотребностях и метаценностях, тягой к преодолению границ прежнегопредметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчестваи гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологическиеизмерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологиина материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций. Новоепредметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себямистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога,традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качествепрограммной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретныеформы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и датьим научное выражение. Объективной основой нового направления в психологии сталото, что Г. Гессе провидчески назвал «паломничеством в страну Востока».Во второй половине XX века в среде студенческой молодежи и у искателей любого возраставозрастает устойчивый интерес к восточным философским учениям, в частности к учениюдзен-буддизма, стимулированный в немалой степени американскими поэтами А. Гинзбергоми Дж. Керуаком, культурологом А. Уотсом и японским исследователем дзен Д. Судзуки.По Америке прокатилась очередная коммунитарная волна, на гребне которой создаютсядуховные коммуны, происходят масштабные эксперименты с новыми стилями жизни и поискиновой общности людей, пытающихся прорваться через ограничивающие стереотипы, вскормленныетрадиционным семейным укладом и здравым смыслом. Через эту масштабную практику преодоленияоков и табу прежней патриархальной цивилизации, практику, которая вовлекла в себядесятки миллионов людей, и происходило конкретное, через ткань повседневной жизни,посвящение в сознание как в то, что «между» людьми, как в совместное бытиев новом ценностном горизонте, трансцендирующем эгоизм, индивидуализм и европоцентризм.После начала информационной-коммуникативной революции техносфера и инфраструктуравоплотили такие базисные характеристики сознания как всесвязность и открытость иоказались в резком конфликте с манипулятивным характером прежних социальных институтови потребовали их трансформации. Складывание глобальной цивилизации, глобализациявсех цивилизованных процессов на планете — экономических, политических, информационных,культурных, усиление всеобщей взаимозависимости, с появлением которой мы начинаемвоспринимать себя уже жителями планеты, «гражданами мира», а не отдельногогосударства — вот, пожалуй, основные цивилизационные процессы, вызвавшие формированиетрансперсональной ориентации и то новое осознавание ситуации, которое в ней выражено.
Прикладноезначение Т.П. в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию- обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональныепереживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значениедля творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретаеттрансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовногокризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
В 1966 годусоздаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летнихгонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса напсихологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология.
 Психология в 1970-1980-е годы
Происходитбурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке,практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенногоопровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системыпереработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психологияустанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после«хомскианской революции»; возникает психолингвистика.
Заключение
В остальныхобластях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с темвновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, таккак ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительнополной и объясняющей поведение человека теории. В настоящее время психологиястала не только полноправной наукой, но и частью обыденной жизни (так, консультациипсихологов помогают людям справляться с личными проблемами). Особенно этот процессзаметен в странах Западной Европы и в США.
Литература
1. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., Андреев и сыновья, 1992.
2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Киев., Релф-бук, 1994
3. Cтанислав Гроф. «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденцияв психотерапии».М., 1994
4. Станислав Гроф. «Области бессознательного: данные исследований ЛСД».М.,1994
5. психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
6. Теренс Маккенна. «Пища богов: поиск первоначального древа знания».М., 1995
7. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., Евразия, 1997.
8. Фритьоф Капра. «Уроки мудрости: разговоры с замечательными людьми».М., 1996
9. Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс. «Человек перед лицом смерти».М., 1996
10. «Пути за пределы „эго“: трансперсональная перспектива».Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. М. 1996
11. «Что такое просветление?» Под ред. Джона Уайта. М. 1996
12. Роджер Уолш. «Дух шаманизма». М., 1996
13. Станислав Гроф и Кристина Гроф. «Неистовый поиск себя». М., 1996
14. Стивен Лаберж. «Осознанные сновидения». Киев, София — ТрансперсональныйИнститут, 1996
15. Cтанислав Гроф. “Космическая игра: исследование рубежей сознания”. М, 1997
16. Ч. Тарт. “Пробуждение: преодоление препятствий к преодолению человеческихвозможностей”. 1997
17. С. Криппнер и Дж. Диллард. “Сновидения и творческий подход к решению проблем”.1997
18. К. Уилбер. “Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста”.1998
19. http://www.psixologic.ru/
20. http://syntone.ru/library/psychology_schools


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.