Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразованияКУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедрапсихологии личности и общей психологии
Программа тренинга
Работу выполнила студентка 5 курса
Факультет управления и психологии
Специальность «психология»
О.А. Маркина
Работу проверила Киреева О.В
Краснодар2011г.
Содержание
Программа тренинга
1. Теоретический аспект программы
2. Практический аспект программы
Программатренинга
1. Теоретическийаспект программы
Проблемная ситуация:
В современноммире наблюдается тенденция разобщенности сотрудников, работающих в однойкомпании, особенно если они проживают в разных городах (филиалы компании), чтоможет обусловить их обособленность, в то время когда необходимо взаимодействиеработников разных регионов и головного офиса при решении общих вопросов, приобмене информацией для достижения максимально эффективного результатадеятельности.
Проблема:обособленность работников филиалов компании.
Объект –работники компании N разных филиалов,проживающие в разных регионах России.
Предмет –взаимоотношения между работниками компании N разных филиалов.
Основноесодержание программы составляет развитие способностей:
· понимать психологические нюансы и тонкости общения;
· эффективно вступать в контакт и взаимодействовать наразличных уровнях — от формальной коммуникации до глубинного общения;
· создавать психологические условия для проявления иразрешения экзистенциальных внутриличностных проблем.
Главная цельпрограммы – способствовать улучшению взаимоотношений участников, их личностномуросту через повышение их коммуникативной компетентности и более полное освоениемира человеческих отношений.
Продолжительность- 5 часов (1 час — перерыв).
Оптимальноечисло участников — 14 человек.
Эта программастремится к тому, чтобы развивать искусство глубинного общения, опираясь нанауку о таком общении. Поэтому базовымиметодами здесь являются, с одной стороны, импровизационный имаксимально естественный метод решения ианализа конкретных ситуаций, а с другой стороны, — достаточноформализованный метод упражнений,тренировки отдельный умений и способностей.
«Конкретные ситуации» — это отдельные эпизоды межличностноговзаимодействия. По своему «происхождению» эти ситуации могут бытьвесьма различными: от спонтанных бесед до материалов телевидения.
Во всех этихформах метод конкретных ситуаций дает возможность решать две важнейшие задачи:
1. получить опыт участия и проживания реального глубинногообщения (эта задача, конечно, по-настоящему может быть решенатолько непосредственными активными участниками ситуации и лишь отчасти — наблюдателями; поэтому так важно дать возможность выступить в активной роликаждому);
2. развить способность чувствовать и пониматьглубинную динамику межличностного общения.
Упражнения в данной программе используютсясамые разнообразные и выполняют разные функции. Их можно условно разделить на две группы:
1. Специфические- предназначенные для отработкиконкретных вопросов и непосредственно связанные с рассматриваемой темой; этиупражнения, как правило, более формализованные, требуют точного исполнения инапоминают «разучивание гамм»;
2. Неспецифические — упражнения более общего характера, не привязанные однозначно кконкретной теме и более «мягкие» и гибкие по форме проведения; в этугруппу входят также те упражнения, которые выполняют вспомогательную роль (в качестве«настроя», разминки и т.п.).
Социально-психологический тренингнаправлен на формирование навыков общения, на развитие способностейустанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры,мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностныхкачеств.
В основе тренинга лежит принципразвития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Занятиеначинается с упражнения, которое способствует установлению доверительнойатмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участникамитренинга полученной информации и приобретенных навыков.
2. Практический аспект программы
социальныйпсихологический тренинг общение
1. «Знакомство» (19 мин.)
Участники группы описывают себя длянезнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте.Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику.
Цель: осознание своего внутреннегосостояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека повнешним признакам.
2. «Первое впечатление» (19 мин.)
Группа обсуждает предыдущееупражнение и делится первыми впечатлениями друг о друге.
Цель: установление обратной связимежду участниками тренинга, осознание своей способности узнавать характерчеловека при первом знакомстве.
3. «Глаза в глаза» (25 мин.)
Участники разбиваются на пары и втечение 3 – 5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясьпредставить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениямии проверяют свои догадки.
Цель: Установление межличностногоконтакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детскимвоспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящиймомент.
4. «Автопилот» (35 мин.)
Участники размышляют о том, какими имхотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. Всоответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» поопределенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когдапрограмма готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующихвозникло убеждение, что этот человек именно таков.
Цель: осознание своих устремлений,повышение уверенности в своих силах.
5. «Экскурсия» (30 мин.)
Участникам предлагается разделитьсяна пары. Одному из членов пары завязываются глаза. Задача второго участника:провести своего партнера по комнате, по возможности можно вывести его изкомнаты и провести внутри или вокруг здания, описывая при этом всевстречающиеся достопримечательности. При встрече с другой парой «экскурсовод»представляет их своему партнеру, который, в свою очередь, здороваясь, пожимаетим руки. Задача «слепого»: прочувствовать все происходящее: звуки, запахи,прикосновения и пр.
Через 10 минут участники меняютсяролями.
После окончания упражнения во времяобсуждения каждый участник описывает, что он чувствовал с завязанными глазами игде проходил. При этом «экскурсовод» может его поправлять и добавлять рассказ.
Цель: установление доверительныхотношений.
6. «Формирование компании и еефилиалов» (45 мин.)
Участники разбиваются на 2 группы. Вкаждой группе формируется образ обладания продуктом, который в последующембудет необходимо раздробленно или полностью продавать. Каждая группа должнасоздать программы формирования компании, открытия ее филиалов (всё необходимоедля этого), рекламы ее продукта.
Через 30 минут осуществляетсяинформирование о созданных программах, их обсуждение.
Цель: выявление общих идей, общихвзглядов.
7. «Сказка наоборот» (17 мин.)
Участники сидят в кругу. Один из нихначинает рассказывать придуманную сказку, но с конца (например: «И жили онидолго и счастливо»). Сидящий рядом придумывает то, что было до этого, повторяяфинал. Следующий – то, что было перед этим, повторяя сказанное ранее, и так доначала. Последний рассказывает всю сказку целиком от начала до конца.
Цель: развитие слуховой памяти,внимательного слушания партнера по общению.
8. «Кто есть кто?» (30 мин.)
Участники письменно отвечают навопросы ведущего. Листочки с записями ведущий собирает, а затем читаетнаписанное вслух. Участники пытаются угадать, кто дал себе такуюхарактеристику. Предлагаемые вопросы:
· Твоя любимаяпословица или высказывание?
· Продолжи фразу:«Когда на меня кричат…»
· Чем бы тызанимался охотнее всего?
· На что тебеприятнее всего смотреть?
· Что бы ты охотнеевсего слушал?
· Какое чувство тыбы переживал охотнее всего?
Цель: осознание своих качеств ипристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки ипривычки.